Можно ли разворачиваться на повороте. Правила дорожного движения республики беларусь

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Согласно статистике, разворот входит в число наиболее аварийно опасных маневров на дороге. Чтобы избежать плачевных последствий в виде ДТП или , нужно четко понимать, в каких местах можно выполнить разворот, а в каких этого делать категорически нельзя.

Где нельзя разворачиваться?

В Правилах дорожного движения указан список мест, на которых нельзя выполнять разворот. К ним относятся:
  • пешеходные переходы,
  • тоннели,
  • мосты, путепроводы и эстакады под ними,
  • ж/д переезды,
  • остановки маршрутных транспортных средств,
  • места, в которых видимость дороги составляет менее 100 м хотя бы в одном направлении.
  • Запомните, что НА ВСЕХ этих местах разворот запрещен, а если вы все-таки решитесь на подобный маневр, вам грозит штраф.

    Где можно разворачиваться?

    В населенных пунктах все разрешенные развороты можно условно разделить на две группы:
  • развороты вне перекрестков,
  • развороты на перекрестках.
  • Вне перекрестка разворачиваться можно через прерывистую линию. При этом место разворота должно отлично просматриваться в обе стороны, а ваш маневр не должен мешать другим участникам движения. В зависимости от ширины проезжей части, развернуться можно в один или несколько приемов.Если у дороги есть прилегающая территория, на ней также можно выполнить разворот, используя движение задним ходом. Прежде чем разворачиваться с прилегающей территории, убедитесь, что это не перекресток, так как движение задним ходом на перекрестке запрещено.Вне перекрестка можно также развернуться через трамвайные пути, если разметка или знаки не запрещают такой маневр. Согласно ПДД, разворачиваться следует только с трамвайных путей попутного направления, не создавая при этом помех трамваям.Выполняя разворот на перекрестке, следует соблюдать несколько простых правил:
  • маневр не должен противоречить требованиям знаков и разметки,
  • вы не должны создавать помех другим участникам движения,
  • при выезде с пересечения ваш автомобиль не должен оказаться на встречной полосе.
  • Чтобы развернуться, можно использовать и перекресток с круговым движением. Чтобы выполнить маневр, следует въехать на перекресток, проехать по кругу и съехать по нужному съезду, чтобы потом двигаться в обратном направлении.

    (раздел создан с использованием материалов сайта автошколадома.рф )

    Прежде чем начать разговор о манёвре «Разворот», сначала ещё несколько слов о манёвре «Поворот».

    Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускает отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

    Это же самое можно сказать иначе:

    Если поворот из соответствующего крайнего положения на проезжей части невозможен (по разным уважительным причинам), разрешается осуществлять его из другого положения (не с крайней полосы), но ответственность за безопасность полностью ложится на водителя, совершающего такой поворот.

    Если сейчас поворачивать направо, держась как можно правее, то прицеп проедет по тротуару.

    А это совершенно не допустимо.


    В этом случае Правила разрешили водителям поворачивать не из крайнего правого положения на проезжей части.

    Конечно же, смещаясь влево, водитель обязан сначала включить левые «повортники» или даже «аварийку».


    До перекрёстка это дорога с односторонним движением, а крайнее левое положение на такой дороге – на левой полосе.

    Если сейчас поворачивать налево из крайнего левого положения на проезжей части, то при завершении поворота прицеп обязательно проедет по встречке. А за это можно лишиться прав.


    В этом случае Правила тоже разрешили водителям поворачивать не из крайнего левого положения на проезжей части данного направления.

    И, конечно же, смещаясь вправо, водитель обязан сначала включить правые «повортники» или даже «аварийку».

    И, конечно же, перед этим необходимо оценить ситуацию на дороге и ни в коем случае не создать никому помеху для движения.

    Речь идёт только о поворотах, о развороте говорится в следующем пункте Правил.

    Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Здесь говорится только о развороте вне перекрёстка, и ни слова о развороте на перекрёстке. Получается, что разворот на перекрёстке регламентирован единственным, уже знакомым нам требованием Правил.

    Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

    То есть на любом перекрёстке всегда и везде разворот (в отличие от поворота) разрешён только из крайнего левого положения на проезжей части данного направления!

    При этом Правила не содержат никаких требований к самой траектории разворота. И, следовательно, при завершении разворота можно заезжать на любую свободную полосу.

    На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такая задачка. Имейте в виду, в данном случае правильный ответ – «Только по А». И вот почему.


    В данном случае ваша дорога имеет разделительную полосу, и поэтому разворот по траектории Б невольно сопряжён с кратковременным движением по встречной полосе пересекаемой дороги. А за это - лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

    Обращаю ваше внимание на отрезок линии 1.1, нанесённый на перекрестке. Эта разметка дополнительно подсказывает водителям, что на данном перекрёстке надо разворачиваться по траектории А.

    А вот на таком перекрестке (без разделительной полосы на вашей дороге)


    разворот по любой из показанных траекторий – это только разворот и ничего более.

    А разворот (как манёвр) Правилами не запрещён.

    На перекрёстках всем транспортным средствам разворот разрешён только с крайней левой полосы!

    Это если слева нет трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.


    На этом перекрёстке нет никаких знаков или разметки, предписывающих иной порядок движения. И, следовательно, водители обязаны разворачиваться с трамвайных путей.


    На этом перекрёстке есть знак, предписывающий иной порядок движения. И этот знак диктует:

    Движение прямо разрешается с двух полос, а поворот налево и разворот - с крайней левой полосы.

    До сих пор речь шла о развороте на перекрёстке. Что касается разворота вне перекрёстка, то здесь дело обстоит следующим образом.


    Во всех случаях, когда ширина дороги достаточна, разворот должен производиться с крайнего левого положения на проезжей части данного направления.


    А при наличии слева трамвайных путей на одном уровне с проезжей частью разворот должен производиться с трамвайных путей попутного направления.


    Более того, Правила разрешают разворот даже с обочины, если ширина проезжей части недостаточна.

    Само собой, в двух последних случаях водители обязаны уступать дорогу не только встречным транспортным средствам, но и тем, кто двигается в попутном направлении.

    В Правилах всё это прописано следующим образом.

    При повороте налево или развороте вне перекрёстка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Ну, а теперь самое главное – где разворот запрещён. Разворот может быть запрещён или разметкой, или знаками, или Правилами.

    Разворот запрещается:

    На пешеходных переходах;

    В тоннелях;

    На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

    На железнодорожных переездах;

    В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

    В местах остановок маршрутных транспортных средств.

    1. Разворот запрещён на пешеходных переходах.

    Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта. А при наличии пешеходов на проезжей части Правила запретили здесь и обгон.

    Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения. Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны.


    Пешеходный переход может быть выделен только разметкой.


    Пешеходный переход может быть выделен только знаками.

    В этом случае зона пешеходного перехода – это расстояние между знаками.


    Пешеходный переход может быть выделен одновременно и разметкой и знаками.

    В этом случае зона пешеходного перехода – это расстояние между внешними границами разметки.


    Иногда приходится видеть такую картинку.

    Водитель медленно двигается по левой полосе, высматривая место для разворота. И вот она – удача! На пешеходном переходе сдвоенная сплошная линия разметки терпит разрыв. И водитель, святая простота, разворачивается на пешеходном переходе.

    В зоне пешеходного перехода разворот запрещён категорически!

      Разворот запрещён в тоннелях.


    Какой водитель рискнёт разворачиваться в тоннеле? Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.

    3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.

    Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий. Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.


    Мост соединяет два берега реки (или пролива, или оврага).


    Путепровод – это тот же мост, только у него помимо проезжей части ещё есть железнодорожные пути.


    А эстакада – это элемент многоуровневой дорожной развязки.

    4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.

    Железнодорожный переезд – это зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда запрещён. Но какова протяжённость этой зоны? Где именно запрещён разворот?


    Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.

    До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён.


    Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки:

    «Однопутная дорога»

    или

    «Многопутная дорога».

    В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками.

      Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.




    На рисунке оценить на глаз, есть ли тут 100 метров до поворота, затруднительно. И никто вам этого не предлагает. Сейчас вас спрашивают, знаете ли вы, на каком расстоянии до первого поворота устанавливается эта комбинация знаков на дороге вне населённого пункта.

    Надеюсь, вы ещё не забыли – от знаков до поворота 150-300 м. Так что смело разворачивайтесь.

    В некоторое смущение может ввести второй ответ – «Да, но только в светлое время суток». Действительно, ночью дорогу тоже не видно на 100 метров. И вообще, о какой видимости идёт речь? Об ограниченной? О недостаточной? О тёмном времени суток? Или имеется в виду и то, и другое, и третье?


    Сейчас дорогу тоже не видно на 100 метров, и разворот в условиях недостаточной видимости может иметь те же последствия, что и в условиях ограниченной видимости.

    Ну, так что же теперь, в дождь, в снег, в туман вообще нельзя нигде развернуться? И ночью на неосвещённых участках дорог, пока не рассветёт, водителю разрешается движение только в одном направлении? В том, в котором его застали сумерки?

    Прочитаем ещё раз внимательно, что написано в Правилах – Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

    Здесь не сказано, что разворот запрещён в условиях с видимостью дороги менее 100 м. Здесь сказано, что разворот запрещён в местах с видимостью дороги менее 100 м. А, значит, Правила имели в виду рельеф местности, то есть именно ограниченную видимость.

    Хотя, с другой стороны, то, что мы видим на рисунке, тоже ведь можно назвать «местом с видимостью дороги менее 100 метров».

    Данное требование Правил сформулировано недостаточно ясно и может трактоваться разными людьми по-разному. Решайте сами, какая трактовка вам представляется единственно верной.

    6. Разворот запрещён в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    Обозначенные остановки автобуса, троллейбуса, трамвая – это всё места, где возможно появление пешеходов на проезжей части. Поэтому, так же как и на пешеходном переходе, Правила запретили здесь разворот, движение задним ходом и стоянку транспорта. Остановку, правда, разрешили, но только для посадки или высадки пассажиров и только, когда это не создаёт помех маршрутным ТС.

    Получается, что место остановки маршрутного ТС – это тоже зона с особым режимом движения. Но тогда водителям надо знать протяжённость этой зоны! Где начинают действовать все эти ограничения, и где заканчивается их действие.


    В принципе, у устроителей дорожного движения есть возможность указывать протяжённость зоны остановки маршрутных ТС с помощью таблички 8.2.1 «Зона действия». Такая возможность содержится в ГОСТе Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

    Но такой комбинации знаков нигде не встречается.

    При этом в Правилах о зоне остановки маршрутных ТС – ни слова! Везде и всюду речь только о месте остановки маршрутных ТС. Единственная подсказка содержится в Разделе 12.

    Правила. Раздел 12.

    Остановка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при её отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств).

    Ну, что же, вполне чёткий ориентир. Именно эти 15 м и будем использовать для определения границ зоны остановки маршрутного ТС.


    водители присвоили название «гребёнка», и в дальнейшем мы будем пользоваться этим названием наряду с «зеброй».

    Именно в этой зоне, которую каждый водитель должен мысленно определить на проезжей части, ориентируясь на собственный глазомер, и запрещён разворот.

    "Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

    Пешеходный переход - место сосредоточения запретов и непредсказуемых ситуаций на дороге. Подъезжать к нему следует с особой внимательностью и опаской. Думаю, никому не нужно дополнительно объяснять какие опасности и неприятные моменты могут поджидать невнимательного водителя на пешеходном переходе. В данном посте предлагаю разобрать типичные дорожные ситуации связанные с проездом пешеходного перехода во время сдачи "городской" части экзамена в ГИБДД. Не лишним будет уточнить, что ошибки, связанные с пешеходами и пешеходными переходами, караются строго - начислением 5 штрафных баллов с дальнейшей пересдачей экзамена в ГИБДД.

    Классика. Не пропустил пешехода на пешеходном переходе.

    В ПДД есть четкое указание на действия водителя, при приближении к пешеходному переходу:

    14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

    Здесь все очень просто, приближаясь к переходу, а мы увидим его заранее по знакам справа и слева от дороги, начинаем поочередно мониторить противоположные стороны пешеходного перехода на предмет "опасности". Если в шаговой доступности никого нет, то можем спокойно двигаться дальше, если же хотя бы с одной стороны перехода есть живая душа, мы приступаем к снижению скорости.

    Пешеход может быть уже на пешеходном переходе, а может еще стоять на тротуаре с намерением выйти на него. В любом случае останавливаемся и пропускаем (стоящему на тротуаре пешеходу требуются доли секунды что бы ступить на проезжую часть). Немного сложнее если пешеход прогуливается вдоль по тротуару, но в шаговой доступности от пешеходного перехода. Мы не можем знать что у него в голове и какие маневры он задумал. В такой ситуации лучше не спешить и, снизив скорость, быть готовым в любой момент остановиться. Останавливаемся непосредственно перед "зеброй", а, в случае ее отсутствия, перед знаком.

    Часто спрашивают: "Обязательно ли ждать пока пешеход перейдет проезжую часть до конца?" - Нет.

    В ПДД указано, что водитель обязан пропустить пешехода, но провожать его до дома он не обязан. Единственное, следует помнить что пешеход - существо не предсказуемое. Будьте готовы к тому, что, в самый неожиданный момент, он сменит направление движения на 180 градусов и побежит домой за включенным утюгом или сделает кульбит в воздухе и шмякнется на проезжую часть перед вашим автомобилем. Не стартуйте резко, отпустите пешехода на безопасное для вас и для него расстояние.

    Классика. Пешеходный переход и ограниченная видимость.

    Остановка и стоянка транспортных средств разрешается не ближе пяти метров перед пешеходным переходом. Но, многие "товарищи" плохо владеют глазомером и бросают автомобили непосредственно перед пешеходным переходом, как на картинке.


    Когда хотя бы один край пешеходного перехода скрыт от ваших глаз, в дело вступает древнее водительское правило: "Лучше перебдеть, чем недобдеть". Не можете увидеть пешехода за каким-либо объектом, считайте что он притаился и ждет когда вы подъедете поближе. Снижайте скорость и медленно подкрадывайтесь к пешеходному переходу, до тех пор, пока не убедитесь в безопасности проезда.


    Все эти действия могут показаться избыточными и странными (никто же из водителей на дороге так не делает!). Но у вас для этого есть очень веские причины! Не пропустить пешехода на пешеходном переходе считается грубой ошибкой и карается ПЯТЬЮ штрафными баллами и записью НЕ СДАЛ в ученической карточке. Стоит ли рисковать?

    Пешеходы при завершении маневра.

    Есть еще один распространенный способ завалиться на экзамене - не пропустить пешехода при завершении какого-либо маневра, поворота налево например. Все начинающие водители побаиваются левого поворота, при его выполнении, необходимо пропускать встречные транспортные средства, остановившись посередине регулируемого перекрестка. Очень нервозное состояние для неокрепшего организма ученика. Стоишь, ждешь удобного момента для выполнения маневра, а встречный поток всё не кончается. Светофор уже скоро переключится - встречные всё едут и едут. Смотрит начинающий водитель в этот момент на встречный поток и на светофор, но совсем не смотрит на пешеходов, притаившихся слева (как на схеме).


    Наступает долгожданный момент, встречные заканчиваются, ученик начинает поворачивать налево и....

    В этот трагический момент на пешеходный переход выходят пешеходы! Начинающему водителю уже не до них, он продолжает в панике убегать с перекрестка и, естественно, не пропускает бедных несчастных пешеходов. Итог: ПЯТЬ штрафных баллов и дальнейшая пересдача экзамена.

    Это касается и регулируемых и нерегулируемых перекрестков, поворачивая налево не забывайте про пешеходов. Та же самое с разворотами. При завершении маневра, не убегайте с перекрестка, спокойно и внимательно завершайте начатый маневр.

    Разворот на пешеходном переходе.

    Следующий способ благополучно не сдать экзамен - это разворот на пешеходном переходе. Естественно, каждый кто изучал правила дорожного движения помнит, что разворот на пешеходном переходе запрещен. Мало того, здравомыслящему человеку врятли придет в голову идея на нем развернуться. Но на экзамене возникает следующая ситуация: При развороте на небольшом перекрестке, начинающие водители берут слишком широкий радиус разворота и наезжают на боковой пешеходный переход.


    На этом экзамен заканчивается... Что делать?

    Всегда разворачивайтесь на первой передаче (медленно) и активней закручивайте руль при выполнении маневра. Не разворачивайтесь в первом попавшемся месте, ищите удобные места для разворота.

    Остановка на пешеходном переходе.

    Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя останавливаться на пешеходном переходе. Это аксиома! Не важно при каких обстоятельствах произошла эта остановка, в пробке или при выезде с второстепенной дороги, уступая транспортным средствам имеющим преимущественное право проезда, итогом всегда будет оценка НЕ СДАЛ. Даже если вы вынуждены остановиться на пешеходном переходе, когда кто-то вас грубо подрезал, инспектор всегда отправляет на пересдачу экзамена.

    Пешеходы без перехода.

    Есть у нас национальная забава - переходить, перебегать и переползать дорогу в неположенном месте, ну лень идти до пешеходного перехода. Правила дорожного движения конечно-же запрещают и осуждают такие пешие маневры, но не все граждане слышали про "эти ПДД". Так-что бодрый пешеход, посреди проезжей части, в нашем климате дело обыденное. Пропускать мы его в общем то не должны, но и ездить по пешеходам правила нам не позволяют.


    Подумайте сами, мало ли что у этого "дурочка" в голове. Нарушает он, а отвечать вам. Остановитесь и пропустите, заработайте плюсик в карму.

    Вывод

    Как видите, существует множество разнообразных способов завалить экзамен в гаи с помощью пешеходного перехода. Главное правило коим следует руководствоваться при подъезде к пешеходному переходу - не спешите, чем медленнее вы едете, тем больше у вас времени на анализ ситуации и принятие правильных решений. Будьте внимательны к пешеходам.

    Удачи на экзаменах и на дорогах.

    Разворот считается достаточно опасным маневром. Поэтому в каждом конкретном случае проанализируйте дорожную ситуацию и ваши способности. Если сомневаетесь, ищите другое место. Хотя разворот и разрешен на перекрестках, по возможности, не делайте этого (правда, на многих перекрестках даже без запрещающих знаков это сделать практически невозможно). Другие водители просто к этому бывают не готовы, лучше поверните влево, а потом где-нибудь развернитесь. Место разворота должно быть на участке дороги с хорошей просматриваемостью в каждую сторону.

    При развороте на проезжей части может быть две ситуации.

    Разворот на двухполосной дороге

    Здесь я рассмотрел случай, когда ширина дороги позволяет сделать разворот за один прием. Если дорога узкая, необходимо разворачиваться с использованием заднего хода.

    Вот первый вариант данного маневра
    Если допускают знаки и разметка, развернуться можно так. Особенно это удобно, если машина до этого стояла на противоположной стороне дороги (смотрите рисунки). В этом случае получается два переключения передач (задняя – передняя). В первом случае нужно три (передняя – задняя – передняя).

    Вышеописанные способы разворота больше подходят для дорог с низкой интенсивностью движения. Для осуществления разворота в один прием порой сложно выбрать подходящий момент (приходится пропускать автомобили не только встречного, но и попутного направления), разворот с использованием заднего хода занимает достаточно много времени. Этих недостатков лишен способ разворота с использованием прилегающей территории.

    Развороты на многополосной дороге

    При развороте на дороге с полосами больше одной в каждом направлении необходимо лишь заблаговременно занять на дороге крайнее левое положение, показать поворот и выполнить маневр. В данном случае, как и при повороте налево нельзя выворачивать руль влево заранее, нужно это сделать только во время маневра. Если машин много, а они чаще всего едут по левой полосе, поворачивайте налево в крайнюю правую полосу. Расположение машин при одновременном развороте сильно влияет на видимость для каждого водителя. Меня учили в 1999 году разворачиваться по первому варианту, видимость так гораздо лучше (я до лета 2011 рекомендовал именно такой вариант). Однако, автомобилей теперь намного больше на дорогах и данный вариант выполнить уже довольно проблематично, поэтому делайте разворот как на втором изображении. Смотрите рисунки.

    Иногда при разворотах на многополосной дороге возникают сложные ситуации, по причине неверно выбранной полосы движения после разворота. Мои рекомендации следующие: если движение довольно интенсивное и вы совершаете разворот, когда другие машины не очень далеко, то разворот лучше совершить в крайнюю левую полосу и никуда не перестраиваться пока ваша скорость не сравняется со скоростью потока. В этом случае другие водители, движущиеся с более высокой скоростью, будут иметь возможность выбора: притормозить или объехать справа. Если движение малоинтенсивное и вблизи автомобилей нет, лучше после разворота сразу освободить левую полосу.

    Перед разворотом, особенно при интенсивном движении, наберитесь терпения. Возможно, потребуется подождать какое-то время, пока появится подходящий момент.

    В процессе разворота в ограниченном пространстве (при парковке) не усложняйте себе задачу. Заранее просчитайте ваш маневр, чтобы не оказаться в сложной ситуации.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»