Можно ли обгонять. Правила обгона, когда можно пересекать сплошную. В каком законе прописаны

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Для начала давайте вспомним, что такое ОБГОН.

Правила. Раздел 1. «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения , и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

То есть обгон – это всегда выезд на встречку, а выезд на встречку разрешён Правилами

только в следующих трёх случаях.

Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки.

Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки.

Либо это трёхполосная дорога с двумя продольными прерывистыми линиями разметки.

На таких дорогах, как вы уже знаете, средняя полоса может использоваться для обгона водителями обоих направлений.

Обгон, несомненно, самый опасный из всех манёвров. Поэтому Правила содержат ряд жёстких ограничений, которым должен следовать водитель, совершающий или только намеревающийся совершить обгон.

Общие принципы безопасности при выполнении обгона.

Правила. Раздел 11. Пункт 11.1. Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

По сути, это требование Правил означает, что перед тем, как принять решение о возможности (или невозможности) обгона, водитель обязан проделать ёмкую аналитическую работу:

1. Необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля.

2. Необходимо оценить скорость встречного автомобиля и расстояние до него.

3. Необходимо оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, скользкое).

4. Необходимо вспомнить о реальных динамических возможностях собственного автомобиля (насколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

Приступить к обгону разрешается только в том случае, если в процессе обгона не возникнет

ни малейшей угрозы, ни для встречного, ни для обгоняемого!

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди , производит обгон или объезд препятствия.

Более того, заботясь о безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только едущий впереди включил левые указатели поворотов. И об этом тоже сказано в пункте 11.2:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.

Что он собирается делать, пока неясно. То ли намерен приступить к обгону, то ли объезжает препятствие, то ли готовится к повороту налево.

Но в любом случае с момента, как только он включил левые указатели поворота, вам приступать к обгону опасно, и потому Правилами запрещено.

Но и на этом пункт 11.2 не заканчивается:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если движущееся за ним транспортное средство начало обгон.

Обратите внимание! – В пункте 11.2 Правил до сих пор речь шла о транспортном средстве, движущемся впереди вас .

И по Правилам тому, кто впереди вас, достаточно всего лишь включить левые «поворотники», чтобы запретить вам обгон.

А вот тому, кто сзади вас , в соответствие с пунктом 11.2 одного этого недостаточно. Чтобы запретить вам обгон, водителю, движущемуся сзади вас, необходимо не только включить левые поворотники, но ещё и начать обгон!

И это логично! И вот почему. Водитель включает указатели левого поворота в следующих случаях:

а). Перед тем, как приступить к обгону;

б). Перед тем, как приступить к объезду препятствия;

в). Перед тем, как приступить к повороту налево;

г). Перед тем, как приступить к развороту.

Если он впереди, то какая вам разница, что он собирается сделать – во всех случаях приступать к обгону нельзя.

Но если он сзади, тогда разница есть. Сейчас ваша задача – подождать и посмотреть, что он собирается делать.

Если он отстаёт и поворачивает налево или разворачивается, можете обгонять тех, кто едет впереди.

Но если он наращивает скорость и смещается влево, значит, он собирается обогнать вас. В этом случае Правила обязывают вас повременить, подождать, пока он закончит свой обгон, и только после этого разрешено и вам приступить к обгону.

Комментарий к рисунку. Привыкайте потихоньку! – в зеркале заднего вида всё наоборот. То, что на самом деле левое, в зеркале – правое. И картинка в зеркале будет именно такая, как у нас на рисунке.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас достанется вот такая задача:


Можно ли водителю легкового автомобиля начать обгон?

1. Можно.

2. Можно, если водитель грузового автомобиля А двигается со скоростью менее 30 км/ч.

3. Нельзя.

Комментарий к задаче

Иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые из вас не понимают, о водителе какого автомобиля идёт речь. А речь идёт о водителе легкового автомобиля , зажатого на рисунке между двумя грузовиками. Авторы этой задачи считают, что водитель едущего сзади грузовика не только включил указатели левого поворота, но уже и приступил к обгону (хотя из рисунка и из текста вопроса это не следует). Но правильный ответ – третий. Так что и вы считайте, что водитель грузовика уже приступил к обгону, иначе сделаете ошибку.

Ещё один наиважнейший момент.

Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого. Водитель, увидев, что его обгоняют, может «обидеться» (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмёт на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон. А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо! Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.

Обратите внимание! – Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу). Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не «подрезать» обгоняемого.

Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют. Или, скажем, включать левые «поворотники», или смещаться влево, пугая обгоняющего. Это, кстати, и в его интересах – если произойдёт ДТП, то всем мало не покажется (и обгоняющему, и обгоняемому).

И об этом на экзамене вас тоже спросят (правда, без рисунка):

Ну, а теперь самое главное – где обгон запрещён!

Обгон, как и всякий манёвр, может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо самими Правилами.

Посередине проезжей части нанесена сплошная осевая линия разметки и, следовательно, любой выезд на полосу встречного движения запрещён.

Естественно, запрещён и обгон.

Осевая линия может быть прерывистой, или её вообще может не быть, но установлен знак 3.20 «Обгон запрещён».

То есть требования знака и разметки противоречат друг другу. А в таких случаях, как вы уже знаете, водители обязаны выполнять требования знака.

Только следует помнить, что в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы, а также любые тихоходные транспортные средства.

Что такое двухколёсный мотоцикл или гужевая повозка, понятно каждому. А что такое тихоходное транспортное средство? А тихоходное транспортное средство по Правилам – это транспортное средство, обозначенное соответствующим опознавательным знаком.

На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «ползло», обгон запрещён!

А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство».

И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «летело», его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён».

Помимо этого Правила содержат перечень мест, где обгон запрещён независимо от того, какая тут осевая линия.

1. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на пешеходных переходах.

Если вы ещё не забыли, на пешеходных переходах категорически запрещёны разворот и движение задним ходом.

Точно так же на пешеходном переходе запрещён и обгон. Причём тоже запрещён категорически, независимо от того, есть ли там пешеходы или нет.

И это правильно из элементарных соображений безопасности – раз уж перед вами есть транспортное средство, оно обязательно, хотя бы частично, закрывает видимость пешеходного перехода.

Вполне логично, что Правила категорически запретили обгон на пешеходном переходе.

Ну, а уж если есть хотя бы один пешеход, тогда о каком обгоне можно говорить.

Сейчас оба водителя обязаны уступать дорогу пешеходу.

2. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

И опять напоминаю вам – во всех перечисленных местах запрещены разворот и движение задним ходом. Ну, и обгон на мостах и в тоннелях Правила тоже запретили, причём запретили категорически, без всяких оговорок.

3. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обращаю ваше внимание – обгон запрещён не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма! То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена.

По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью. При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет.

Приступая к обгону в конце подъёма, водитель красного автомобиля грубо нарушает Правила, рискуя жизнью (и не только своей).

Это не конец подъёма, и дорога видна хорошо на безопасном расстоянии. Но это так, если двигаться по своей (правой) полосе.

А если на этом участке приступить к обгону, то видимость сразу же станет ограниченной. А точнее, видимость станет никакой.

Даже на открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! А в таких условиях приступать к обгону смертельно опасно и потому Правилами запрещено.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется две задачки.

С одной из них вы справляетесь легко – в конце подъёма обгон запрещён и, значит, правильный ответ – третий.

А вот здесь вы нет-нет, да ошибаетесь. Да это конец подъёма, но обратите внимание на разметку! В вашем направлении две полосы движения, и перестраиваясь на левую полосу, вы не совершаете обгон. И, кстати, в тексте вопроса так и сказано: «… для ОПЕРЕЖЕНИЯ грузового автомобиля».

А опережение Правилами не запрещено. Нигде не запрещено, в том числе и в конце подъёма.


Разрешается ли Вам в конце подъёма перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля?

1. Разрешается.

2. Разрешается только при видимости дороги более 100 м.

3. Запрещается.

4. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду. Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части.

И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден! После переезда начинается обычный участок дороги, не содержащий каких-либо специальных ограничений на обгон.

К сожалению, Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. По идее в этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

Но разметка – дело ненадёжное. Её попросту может не быть. И как тогда прикажете определять эти 100 метров?

В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется «на глаз».

Но если установлены знаки «Приближение к железнодорожному переезду» (а они всегда должны быть), тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

Так что, если вы закончите всяческие обгоны до этого знака, точно не ошибётесь, выполняя требования Правил.

И об этом на экзамене в ГИБДД вас обязательно спросят:

5. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

Обгон на перекрёстке – это отдельная тема, и она требует отдельного разговора.

Во-первых, необходимо помнить, что перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог.

При этом любой перекрёсток – это концентратор опасности, и Правила вполне закономерно запретили заниматься обгоном на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на «встречку» с целью обгона запрещён вообще – и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка.

И в этом случае совершенно неважно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, неглавная) – на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всём её протяжении!

Если дорога двухполосная, то выезд на встречку с целью обгона или объезда не запрещён и до перекрестка, и после перекрёстка.

А как быть на самом перекрёстке? Вот тут вопрос.

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Если это регулируемый перекрёсток, тогда неважно, сколько на вашей дороге полос движения.

На любых регулируемых перекрёстках обгон запрещён Правилами!

И это логично – перекрёсток делают регулируемым только в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение, а значит, на таком перекрёстке не до обгонов.

Если это нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, тогда нужно уступать дорогу тем, кто приближается справа. А если водитель пойдёт на обгон, он же ничего справа не видит!

Вполне логично, что Правила запретили обгон на перекрёстках равнозначных дорог.

И уж тем более, если ваша дорога второстепенная!

Сейчас нужно уступать дорогу и тем, кто справа, и тем, кто слева.

Тогда о каких тут обгонах на перекрёстке можно говорить!



И только если ваша дорога главная , и осевая линия прерывистая , и встречная полоса свободна , можете обгонять и на перекрёстке, Правила не возражают.

Заканчивая разговор про перекрёстки, мне хочется уберечь вас от возможных неприятностей.

Дело в том, что, как правило, осевая ПРЕРЫВИСТАЯ линия перед перекрёстком становится СПЛОШНОЙ. И если уж вы решились на обгон на таком перекрёстке, тогда должны выполнить его по траектории, показанной на рисунке.

Если зацепите сплошную (всё равно, в начале или в конце обгона), это квалифицируется как выезд на встречную полосу в нарушение Правил!

Ну, и соответственно, 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Но это в жизни, а на экзамене с вами про это говорить не будут.

На экзамене про обгон на перекрёстках вам предложат такие задачки:


Разрешён ли Вам обгон?

1. Разрешён.

2. Разрешён, если обгон будет завершён до перекрёстка.

3. Запрещён.

Можно ли на перекрестке обгонять? Вряд ли все водители смогут ответить на этот вопрос однозначно, и не только начинающие. Даже те, кто водит машину уже несколько лет, порой некомпетентны в данном вопросе.

А ведь тема перекрёстков на дороге – одна из самых актуальных. Здесь нужно знать не только общие правила, но и многие тонкости. И уж тем более не лететь со скоростью ветра, надеясь на то, что «авось пронесёт».

Любой перекресток – это опасность: здесь пересекаются и пешеходные, и транспортные потоки. Большинство ДТП происходит как раз на этих участках дороги, поэтому водители должны освоить правила движения на зубок и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти.

В каких случаях разрешено обгонять на перекрёстке, а в каких обгон запрещён? Какие нюансы следует учесть водителю? Об этом поговорим далее.

Внимание: перекрёсток!

Перекрестки бывают 2 основных типов:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.

Они отличаются также формой (Т-образные, У-образные, Х-образные и др.). Кроме того, могут быть простыми (при пересечении двух дорог) и сложными (многосторонние, кольцевые, площади, примыкания).

Водителю на вооружение: аварийность на перекрёстках увеличивается в разы, если участники движения решаются идти на обгон. Именно под этим словом понимается выезд на встречную полосу.

Однако на перекрёстке нет разграничений на полосы и нет разметок; деление на полосы здесь условное (кроме кольцевых перекрёстков).

Давайте заглянем в нормативные документы РФ и вместе повторим правила обгона на перекрёстке.

Чтобы разобраться в данном вопросом, откроем главу 11 ПДД, пункт 11.4. Здесь чётко прописано: обгонять попутные ТС запрещено на регулируемых перекрёстках; а также на нерегулируемых пересечениях при движении по второстепенной дороге.

Делаем вывод о том, что совершать обгон на перекрёстке можно только в следующих случаях:

  • если нет светофора либо регулировщика;
  • участник движения едет по главной дороге.

Изучая ПДД, уясните для себя разницу между 2 дорожными терминами:

  • обгон – это опережение любого ТС с выездом на встречную полосу и дальнейшим возвращением на свою, ранее занимаемую полосу.
  • опережение — это обгон в рамках своей полосы движения.

До 2010 года под обгоном понималось любое опережение рядом идущего автомобиля, связанное с выездом автотранспорта из своей полосы, но после указанного года трактовка изменилась; теперь под обгоном подразумевается только такое опережение, когда водитель выезжает на встречную полосу.

Таким образом, любое опережение без выезда на «встречку», не считается обгоном, а значит, не запрещено на любых перекрёстках (при условии соблюдения очерёдности проезда).

Ещё одно новшество: согласно обновлённому пункту 11.4 ПДД обгон запрещён, если непосредственно перед перекрёстками находятся пешеходные переходы, независимо от наличия или отсутствия пешеходов на проезжей части.

В соответствие с правилами дорожного движения РФ, обгонять на перекрёстке разрешено только в одном случае – при движении машины по главной дороге. Но это в основном касается дорог за пределами населённых пунктов.

Часто перед перекрёстками наносится сплошная разметка, которою пересекать категорически запрещено (п. 1.1).

Некоторые начинающие водители идентифицируют зелёный цвет светофора как главную дорогу, но это в корне неверно. На регулируемых перекрёстках нет главных и второстепенных дорог.

Ещё один нюанс, который нужно знать водителю: главная дорога может менять своё направление – направо или налево . Как расценивать данную ситуацию? Можно ли совершать обгон?

ПДД определяют действия водителя в данном случае так: если главная дорога на перекрёстке меняет направление, то водители, движущиеся по приоритетной, а также по второстепенной дорогам должны руководствоваться правилами проезда перекрёстков равнозначных дорог (п. 13.10).

Это значит, что преимущество имеет автомобиль, приближающийся справа, а обгон на таком перекрёстке запрещён . Помните, что такой манёвр является небезопасным и может привести к ДТП.

Здесь долго рассуждать не приходится: запрещён .

Если вы совершили обгон на регулируемом перекрёстке, можете попрощаться со своими правами на 4-6 месяцев (ст. 12.15).

И в этом случае никакие причины, даже самые веские, не помогут уйти от ответственности.

А вот опережать другой автотранспорт можно, правда, при наличии 2 и более полос в попутном направлении.

Ещё раз обращаем ваше внимание на понятие «опережение»: это значит ехать быстрее, чем автомобиль в соседнем ряду, но не выезжать «на встречку».

Можно ли обгонять на нерегулируемых перекрёстках?

Как уже было сказано, обгон на перекрёстке с выездом на встречную полосу запрещён. В случае регулируемых перекрёстков обгон разрешён, если:

  • вы находитесь на главной дороге;
  • при этом обгон не запрещён соответствующими знаками;
  • это допускает линия разметки.

Если вы, совершая обгон на регулируемом перекрёстке, пересекли сплошную линию, то наказания вам не избежать.

Обгон на нерегулируемом перекрёстке запрещён, если данный манёвр происходит на второстепенной дороге (статья 12.15, часть 4).

Часто у водителя возникает ещё такой вопрос: разрешается ли совершать обгон на перекрёстках в условиях двухполосной дороги?

Ответ здесь однозначен: разрешается, но только на пересечениях неравнозначных дорог при движении по приоритетной дороге (п. 11.4).

Если в попутном и обратном направлении имеются 2 и более полосы, то вам можно выполнять только опережение: «на встречку» выезжать запрещено.

Обгон на перекрёстке, совершённый вопреки правилам дорожного движения, расценивается работниками ГИБДД не просто как ошибочный манёвр, а как нарушение ПДД, что приводит к штрафу в 5000 рублей или лишению прав на 4-5 месяцев.

Однако это относится лишь к тем случаям, когда водитель не создаёт аварийную ситуацию на дороге.

Повторное совершение подобного правонарушения, влечёт за собой лишение права управления ТС сроком на 1 год, а в случае фиксации данного правонарушения специальными техническими средствами (видеозапись, фото) — к штрафу в 5000 рублей.

Инспектора ГИБДД частенько добавляют к наказанию за выезд «на встречку» штрафы за нарушение иных статей.

К примеру, нерадивому водителю могут приписать несоблюдение должной дистанции и бокового интервала (1500 рублей), нарушение очерёдности проезда, ведь вы помешали встречному водителю проехать первым (500 рублей).

Во-первых, водитель на дороге должен быть весь во внимании . Помните, что правила ПДД для вас – это жизненно важный закон.

Собираясь начать обгон, убедитесь, что ваш манёвр не противоречит правилам уличного движения и является безопасным для всех, кто движется по пересечениям.

Поворачивая налево, обязательно посмотрите в зеркало заднего вида, поскольку вас может пытаться обогнать водитель, едущий сзади, и с выездом на другую полосу нужно повременить.

Ответственность, собранность, внимательность – главные качества, которые должны быть у водителя . Не превышайте скорость, сохраняйте безопасную дистанцию и следуйте знакам дорожного движения.

Помните, что обгон на перекрёстке допускается только при движении по приоритетной дороге, не меняющей направление, и при отсутствии других запретов.

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
  • регулируемые перекрестки;
  • опасные повороты и финальные участки подъемов;
  • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  • тоннели;
  • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

Когда можно выполнять обгон?

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
  • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Двойной обгон и обгон колонны – что это?

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

Несколько слов о встречном разъезде

На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

Намереваясь обогнать, водитель прежде всего должен ясно представить: целесообразен ли обгон, какую пользу он ему принесет. Ведь помимо того, что обгонять в условиях высокоинтенсивного движения опасно, это еще зачастую и бессмысленно. При светофорном регулировании движения бывает так, что водитель лавирует в потоке как только можно, «усложняя жизнь» себе и другим, обгоняет всех, кого только удастся, а потом, у очередного перекрестка, оказывается, что он стоит рядом с теми, кого только что обгонял. Так что пользы от подобных обгонов не достигается никакой, а риск создается немалый. Делание просто обогнать, как говорится, – из спортивного интереса, вещь несерьезная, более того – вредная, поскольку обгон автомобиля, движущегося в городе со скоростью, близкой к 60 км, почти всегда связан с превышением скоростных ограничений, а значит, с нарушением правил дорожного движения.

При интенсивном движении обгон всегда представляет опасность, так как оказывает возмущающее действие на поток, а выполняемый с выездом на полосу встречного движения – тем более. Поэтому каждый раз при намерении совершить обгон следует представлять себе его целесообразность.

Второй этап (оценка ситуации и прогноз ее развития)

Прежде всего следует убедиться, что обгон на данном участке дороги не запрещен, т. е. его можно выполнить, не создавая помех участникам движения. Правила дорожного движения запрещают обгонять на перекрестках равнозначных дорог, на железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними, в конце подъемов в тоннелях и на других участках с ограниченной видимостью (с выездом на полосу встречного движения). Запрещается также обгонять транспортное средство, совершающее обгон или объезд (т. е. выполнять двойной обгон). О запрещении обгона водителя информируют соответствующие дорожные знаки и дорожная разметка. Следует помнить, что разметку, запрещающую обгон, не всегда удается обнаружить в зимнее время, а при движении за крупногабаритным транспортным средством можно не заметить запрещающий знак, тем более, если он не продублирован на левой стороне дороги.

Затем надо установить, что на участке предполагаемого обгона нет помех для безопасного и быстрого его выполнения: на полосе обгона отсутствуют встречные транспортные средства, или они находятся на достаточном, не представляющем опасности расстоянии; на проезжей части и на обочинах нет стоящих транспортных средств, что опасно на узких дорогах; нет неровностей, выбоин, наледи на дорожном покрытии, которые могут помешать устойчивому движению обгоняющего автомобиля либо вызвать изменение траектории движения обгоняемого.

Обязательно следует оценить ширину дороги и убедиться в возможности выдерживать интервал не менее 1–1,5 м, что особенно важно при обгоне крупногабаритного транспортного средства, а такие автопоезда, прицеп которого может вилять из стороны в сторону с размахом в 50 см и даже более. Крупногабаритный автомобиль, двигающийся с высокой скоростью, при резком порыве ветра может из-за большой своей парусности значительно отклониться в сторону. Поэтому на узкой дороге такой автомобиль можно обгонять только в том случае, если он по возможности принял вправо.

Для правильной оценки ситуации необходимо получить о ней как можно больше сведений. В первую очередь надо установить, как складывается обстановка впереди, а для этого необходимо иметь хороший обзор. Движущееся впереди транспортное средство создает «слепую» зону, которую надо максимально сократить. Этого можно достичь, занимая на дороге определенные позиции перед обгоном.

При движении в свободных условиях за городом (т. е. когда скорость движения определяется только дорожными условиями), следует начинать наблюдения за обстановкой издалека, за 100–200 м, пытаясь обнаружить пересечения, съезды, стоящие на проезжей части и на обочине автомобили, убедиться, что в зоне намечаемого обгона нет помех и препятствий. Наблюдение издалека уменьшает «слепую» зону (рис. 47).

При невысокой интенсивности движения следует совершить несколько предварительных маневров (зигзагов) по ширине проезжей части, сокращая тем самым «слепую» зону обзора (рис. 48)

Если впереди движется легковой автомобиль с большим остеклением кузова, то «слепую» зону можно сократить, просматривая дорогу через его стекла (рис. 49).

Когда водитель убедится, что его автомобиль не обгоняют и не собираются обгонять, он должен по возможности приблизиться к центру дороги, чтобы просмотреть полосу обгона как можно дальше, не забывая при этом о соблюдении безопасного интервала по отношению к полосе встречного движения или соседней полосе справа. Такие действия позволят ему увеличить обзор и дадут возможность водителям автомобилей, находящихся впереди и сзади в потоке, а также встречных автомобилей заранее обнаружить его намерение пойти на обгон. Ни в коем случае не следует приближаться к обгоняемому автомобилю слишком близко, так как в случае резкого его торможения может произойти попутное столкновение. Кроме того, при чрезмерном сближении значительно увеличивается «слепая» зона для обгоняющего, а водитель крупногабаритного обгоняемого автомобиля может не обнаружить позади себя автомобиль, намеревающийся произвести обгон.

Рис. 47. «Слепая» зона обзора при наблюдении дороги издалека (а) и при приближении к обгоняемому автомобилю (б)


Рис. 48. Сокращение «слепой» зоны при перемещении зигзагом с большим размахом (а) и с малым (б)


Рис. 49. Обзор дороги через остекление обгоняемого автомобиля


В любом случае следует стараться занимать на дороге такие позиции, чтобы, не создавая помех другим, иметь возможность просмотреть дорогу как можно дальше впереди и справа. После оценки ситуации впереди обгоняющему следует, наблюдая в зеркала заднего вида, еще раз убедиться, что его самого никто не обгоняет и не собирается обгонять. Должно выполняться правило: «Смотри вперед, по сторонам и назад».

Для того, чтобы получить полное представление о ситуации и составить верный прогноз ее развития, водителю, собирающемуся совершать обгон, необходимо определить намерения других участников движения. При обгоне редко бывает, что присутствуют только два участника: обгоняемый и обгоняющий. Как правило, число их значительно больше: это и встречные автомобили, и автомобили, двигающиеся впереди и сзади в попутном направлении, это пешеходы, переходящие дорогу. Если водитель обгоняющего автомобиля не обнаружит их, а обнаружив, не будет знать об их намерениях и пойдет на обгон, то на него ляжет основная ответственность за дальнейшее развитие событий. Поэтому не зная намерений других участников движения, следует исходить из вероятности худшего развития событий и, следовательно, воздержаться от обгона.

Водителю, собирающемуся начать обгон, надо учитывать, что может возникнуть следующее опасное развитие ситуаций при обгоне, вызванное действиями других участников движения.

Водитель движущегося впереди автомобиля может «вильнуть» влево, объезжая препятствие на проезжей части, не включив при этом или поздно включив указатель поворота. Вполне допустимо, что он может выполнить левый поворот, резко снизив скорость, совершить разворот из крайнего правого ряда, не зная, что его обгоняют. Обгоняемый может сам пойти на обгон, не посмотрев в зеркала заднего вида, может увеличить скорость, тем самым затягивая процесс обгона. Еще опаснее, если он вдруг резко затормозит. Включив указатель правого поворота, обгоняемый в то же время может значительно сместиться влево, совершая правый поворот в узкий проезд (иначе он в него не впишется).

Водители следующих сзади автомобилей могут пойти на двойной обгон. Автомобиль, за которым обгоняющий встраивается в ряд при завершении маневра, может неожиданно затормозить. Может появиться встречный автомобиль, ранее не обнаруженный. Наконец, на пути обгоняющего может появиться пешеход.

Именно в результате таких действий других участников движения, которые обгоняющий не сумел предвидеть (а часто и не мог предвидеть), и происходит большинство ДТП при обгонах. Основная ошибка обгоняющего заключается в предположении, что ситуация будет развиваться в соответствии с его благоприятным прогнозом. Типичные примеры несовпадения прогноза с реальным развитием ситуации при обгоне приведены в приложении.

Правила дорожного движения учитывают возможность возникновения опасных ситуаций при обгоне в определенных местах и поэтому запрещают обгон на них. Но, как показывает практика, на дорогах имеются участки, где обгон не запрещен правилами, но безопасное его выполнение не гарантируется из-за высокой вероятности неожиданных действий водителей и пешеходов. В связи с этим не следует:

– производить обгон с выездом на полосу встречного движения в непосредственной близости от нерегулируемого перекрестка равнозначных городских дорог; завершать обгон следует не ближе чем за 30 м до такого перекрестка, так как вблизи него возможно неожиданное появление на полосе обгона встречного автомобиля, совершившего правый (левый) поворот с пересекающей дороги, и пешеходов;

– обгонять на нерегулируемом перекрестке и в непосредственной близости от него, находясь на главной дороге с движением в один ряд в каждом направлении (возможны левый поворот обгоняемого автомобиля, появление пешехода);

– выполнять обгон на обозначенном нерегулируемом пешеходном переходе и в непосредственной близости от перехода, если на него вступил пешеход;

– заканчивать обгон, выполняемый с выездом на полосу встречного движения, в начале крутого уклона, поскольку при внезапном для обгоняющего появлении встречного автомобиля эффективно затормозить или изменить направление движения на уклоне трудно и опасно.

В дорожном движении часто возникают опасные ситуации, обусловленные специфическим поведением его участников. Чтобы избежать вовлечения в подобные ситуации, надо уметь распознавать таких потенциально опасных участников движения. Есть набор определенных признаков, на основе которых можно предвидеть их действия, например:

– если движущийся впереди автомобиль имеет иногородний номерной знак, весьма вероятно, что его водитель попал в незнакомые ему места и в непривычные для него условия. Он может внезапно остановиться или даже резко повернуть, забыв о многорядности движения, совершить разворот из крайнего правого ряда, не пропустив попутный транспортный поток;

– если впереди неуверенно или чересчур аккуратно движется легковой автомобиль, тем более – «свежий», значит, за его рулем любитель, еще недостаточно усвоивший Правила дорожного движения, не имеющий навыков управления. От такого можно ждать любых неожиданностей;

– если автомобиль снижает скорость и начинает смещаться вправо без включения указателя поворота, есть опасность, что он развернется из крайнего правого ряда;

– если автомобиль движется со скоростью, невысокой для автомобилей данной марки и для данных условий движения, то он может совершить левый поворот или разворот;

– если автомобиль снижает скорость движения у середины дороги, то его водитель ищет место для разворота, забыв включить указатель левого поворота;

– если легковой автомобиль движется за грузовым, вполне вероятно, что его водитель будет совершать обгон (опасность двойного обгона);

– если водитель легкового автомобиля при приближении к перекрестку или к въезду во двор на левой стороне дороги часто поворачивает голову налево (что хорошо видно через заднее стекло его автомобиля), то очень возможно, что он повернет налево.

Таким образом, на основе оценки таких признаков, как манера движения, скорость, внешний вид, номерной знак и т. д., можно сделать предположение, что движущийся впереди автомобиль при его обгоне реально может представлять опасность. В таком случае от обгона лучше отказаться, действуя по правилу: «Не уверен в действиях обгоняемого – не обгоняй!»

Чтобы обгон ни для кого не представил опасности, необходимо заблаговременно информировать участников движения о намерении его выполнить, подавая для этого соответствующие сигналы. При движении вне населенного пункта в светлое время суток перед началом обгона надо включить указатель левого поворота и подать звуковой сигнал, а в темное время суток, кроме того, несколько раз быстро переключить свет фар. При движении в темное время суток в населенном пункте необходимо включить указатель левого поворота, а когда наружное освещение недостаточное, сделать вдобавок несколько быстрых переключений света фар или на короткое время включить дальний свет, при условии, что это не создаст помех для водителей встречных автомобилей. Подавать сигналы фарами, а также звуковой сигнал в указанных случаях следует всегда, исходя из предположения, что водитель обгоняемого автомобиля без этого может не обнаружить обгоняющий автомобиль.

Обгон значительно облегчается и становится намного более безопасным, если водитель обгоняемого автомобиля даст понять водителю, намеревающемуся совершить обгон, что он обнаружил это его намерение, и своими действиями покажет ему, что помех для обгона нет, или, наоборот, они есть; в последнем случае он должен подать обгоняющему предупреждающий сигнал: включить указатель левого поворота, подать звуковой сигнал, помигать стоп-сигналом, приоткрыть дверцу, сделать жесты рукой, запрещающие обгон (помахать сверху вниз), в крайнем случае – сместиться влево, препятствуя обгону. Заметив такие действия водителя движущегося впереди автомобиля, надо воздержаться от обгона. В том случае, когда обгоняемый убежден, что помех для обгона нет, ему следует включить указатель правого поворота, по возможности принять вправо, дать отмашку рукой, а в темное время суток – несколько раз переключить свет фар, давая тем самым понять, что путь свободен. В таком поведении обгоняемого проявится водительская и общая культура.

Особенно внимательным надо быть при обгоне на перекрестке, где он разрешен, стараясь верно определить намерения обгоняемого. В этом случае многое зависит от действий последнего.

Безопасность обгона повысится, если обгоняемый заблаговременно подаст сигнал о намерении совершить левый поворот или разворот (не менее чем за 5 c до начала выполнения маневра), заранее займет предписываемое Правилами исходное положение для совершения маневра, убедится, что его не обгоняют и обгонять не намерены.

Водитель, собирающийся совершить левый поворот или разворот на нерегулируемом перекрестке, должен уступить дорогу водителю, завершающему обгон слева.

Очень важно правильно оценить расстояние, достаточное для безопасного обгона. Путь и время обгона зависят от многочисленных факторов: от соотношения скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей, их длины, дистанции до обгоняемого автомобиля перед началом обгона и при его завершении, от мастерства водителя, способа выполнения им обгона (различия по траектории обгона по началу ускорения автомобиля), от динамики автомобиля и т. д.

В табл. 3 приведены расчетные данные о расстоянии и времени обгона в зависимости от скорости легкового автомобиля при обгоне «с ходу» автомобиля длиной не более 6,5–7,5 м для условий, когда дистанция между ними к началу обгона численно равна половине значения скорости (по спидометру).

В реальных условиях на процесс обгона влияет множество факторов, которые невозможно учесть в расчетах. Они могут как сократить время и расстояние обгона, так и увеличить их. Дадим несколько советов по определению безопасного расстояния обгона.

При обгоне «с ходу», т. е. когда у обгоняющего имеется значительный запас скорости по отношению к обгоняемому, расстояние обгона численно примерно в 4–4,5 раза больше, чем скорость обгоняемого автомобиля. Например, для того чтобы обогнать автомобиль, двигающийся со скоростью 40 км/ч, необходимо расстояние порядка 180 м.

В случае обгона «с выжиданием», т. е. когда скорость обгоняющего в начале маневра равна скорости обгоняемого, это соотношение будет выглядеть как 5–5,5, а значения скорости и расстояния – как 40 и (примерно) 200.


Таблица 3


Расстояние (в числителе, м) и время (в знаменателе, с) обгона при различных скоростях движения обгоняющего и обгоняемого автомобилей (значения пути и времени даются с округлением)

Скорость обгоняющего автомобиля, км/ч



v – Скорость обгоняемого автомобиля


При обгоне автопоезда или автобуса расстояние обгона увеличивается на 25–50 % по сравнении с обгоном автомобиля длиной 6–7,5 м.

Из табл. 3 видно: чтобы быстро совершить обгон, нужно иметь достаточный запас скорости. Но следует отказаться от обгона, если в процессе опережения необходимо будет увеличить скорость более чем на 30 % или на столько же уменьшить ее при встраивании в ряд.

При намерении совершить обгон с выездом на полосу встречного движения чрезвычайно важно своевременно обнаружить встречный автомобиль и правильно оценить расстояние до него. Обгоняющий должен быть уверен, что это расстояние, а также скорость встречного автомобиля таковы, что обгон можно будет завершить не менее чем за 40 м до того, как он поравняется со встречным автомобилем, при движении в населенном пункте и не менее чем за 60 м – вне населенного пункта.

Достаточное для безопасного обгона расстояние до встречного автомобиля будет зависеть от скорости этого автомобиля, обгоняемого и обгоняющего автомобилей (табл. 4). Численно его можно выразить как расстояние обгона (см. табл. 3) плюс путь, который пройдет встречный автомобиль за время обгона.

Можно пользоваться следующим приемом для определения минимального безопасного расстояния до встречного автомобиля в случае, когда его скорость приблизительно равна скорости обгоняемого автомобиля: при обгоне «с ходу» оно численно примерно в 9 раз больше скорости обгоняемого автомобиля (так, при скорости последнего в 40 км/ч обгон можно совершить безопасно, если расстояние до встречного – примерно 360 м), а при обгоне с «выжиданием» – больше примерно в 10–11 раз.

Безопасные для обгона расстояния до встречного автомобиля должны обеспечивать хороший обзор дороги. А поскольку (как это видно из табл. 4) такие расстояния довольно значительны, то участок обгона должен быть по возможности прямым – не иметь поворотов, подъемов, уклонов, ограничивающих видимость (рис. 50 и 51).

Вне населенного пункта минимальное расстояние видимости для обгона должно быть не менее 500–700 м, а при движении в городских условиях – 300–400 м.


Таблица 4


Безопасное расстояние, м, до встречного автомобиля при обгоне с выездом на полосу встречного движения в зависимости от скорости обгоняющего, обгоняемого и встречного автомобиля, км/ч (значения расстояния даны с округлением)

Рис. 50. Частные случаи ограничения видимости при обгоне на участках с крутыми правым (а) и левым (б) поворотами; в первом случае обгоняемый грузовой автомобиль создает для обгоняющего «слепую» зону, во втором просматривать поворот не позволяет кустарник


Рис. 51. Ограниченная видимость при обгоне на подъеме


Водители часто ошибаются в оценке расстояния до встречного автомобиля и его скорости. Это вызвано рядом особенностей зрительного восприятия при наблюдении обстановки. Так, если к наблюдателю поочередно будут приближаться грузовой и легковой автомобили, то скорость движения первого покажется более высокой. Чем больше габариты приближающегося автомобиля, тем большей покажется его скорость. Создают иллюзию скорости более высокой, чем в действительности, яркие цвета окраски автомобилей (красный, оранжевый) и, наоборот, меньшей (на 10–15 %) такие цвета, как синий, черный, зеленый. В темное время суток и в пасмурную погоду скорость приближающегося автомобиля кажется ниже. Чем выше скорость движения обгоняющего автомобиля, тем меньшей кажется его водителю скорость и встречного автомобиля, и обгоняемого. Поэтому гораздо безопаснее будет полагать, что встречный автомобиль вне населенного пункта приближается со скоростью на 10–15 км большей, чем это воспринимается зрительно, а в черте города – на 5–10 км, и всегда «создавать» некоторый запас расстояния на случай ошибки в оценке скоростей движения или увеличения скорости встречным автомобилем.

Все рассмотренные действия по оценке ситуации и координации действий с другими участниками движения следует проводить на любой дороге – на многополосной или на двухполосной с движением в один ряд в каждом направлении.

Может показаться, что для оценки ситуации потребуется много времени. Практически, опытный водитель при обгоне без выезда на полосу встречного движения оценивает обстановку за 2–3 с, ас выездом – за 4–6 с. Поэтому ни в коем случае нельзя стремиться к сокращению продолжительности обгона за счет сокращения времени на оценку ситуации и координацию своих действий с действиями остальных участников движения.

Третий этап (принятие решения о совершении обгона)

После того, как ситуация оценена, критически (с расчетом на вероятность усложнения) представлено ее дальнейшее развитие, выяснены намерения других участников движения и по совокупности всего этого сложилось твердое убеждение о возможности безопасно выполнить обгон, решение о выполнении обгона может быть принято.

Четвертый этап (выезд из занимаемого ряда)

На данной – начальной стадия обгона – необходимо правильно выбрать скорость, дистанцию и интервал, а для этого приходится учитывать ряд противоречивых обстоятельств.

Например, начинать маневр издалека – значит увеличить время и путь обгона. Если при этом обгон совершается с выездом на полосу встречного движения, то на ней придется находиться долгое время, что нежелательно по вполне понятным соображениям, и кроме того, необходим будет большой разрыв во встречном потоке, а этого в условиях интенсивного движения часто не бывает. Если же обгон совершается при слишком малой дистанции до обгоняемого («из-под» него), продолжительность и путь обгона, естественно, сократятся, но при этом обгонявший создаст для себя большую «слепую» зону впереди, что, как мы уже знаем, может представлять опасность. Поэтому важно правильно выбрать дистанцию обгона. Ее величина в каждом конкретном случае зависит от скорости, состояния дороги, типа обгоняемого автомобиля, осведомленности его водителя о намерении следующего сзади автомобиля совершить обгон и т. п.

Координация действий с обгоняемым, проведенная на втором этапе, поможет сократить дистанцию, снизить вероятность того, что он резко затормозит.

В населенном пункте безопасная дистанция до обгоняемого автомобиля должна быть не менее 20–25 м (на скользкой дороге – значительно больше), вне населенного пункта – не менее 40 м. Если нет уверенности, что водитель движущегося впереди автомобиля знает о том, что его намерены обогнать, то при движении в населенном пункте величина безопасной дистанции численно должна быть несколько больше, чем половина значения скорости обгоняющего, а при движении по загородной дороге – равна значению его скорости.

На полосу встречного движения надо выезжать по плавной траектории, особенно на узкой или скользкой дороге, где резкое изменение траектории чревато опасностью дорожно-транспортного происшествия. Кроме того, резкий выезд из ряда делает маневр обгона неожиданным для водителя обгоняемого автомобиля.

Часто при обгоне неправильно выбирается интервал по отношению к обгоняемому автомобилю. Из-за этого, когда автомобили поравняются, между ними может произойти касательное столкновение даже при незначительном отклонении обгоняемого влево. Безопасный интервал должен быть не менее 1 м, а при обгоне автопоезда, автобуса, троллейбуса – не менее 1,5 м.

В условиях интенсивного городского движения обгон «с ходу» выполняется не так часто, как обгон с «выжиданием». Как следует из табл. 3, путь и время обгона минимальны, если запас скорости у обгоняющего составляет 30–40 км/ч. Но не всегда можно создать такой запас, не нарушив установленные скоростные ограничения, да и встраиваться в ранее занимаемый ряд с таким запасом скорости опасно: если нет большого «окна» в ряду, придется резко тормозить. Оптимальный, на случай неожиданных действий со стороны других участников движения, в том числе и пешеходов, запас скорости по отношению к обгоняемому должен составлять в городе 10–20 км/ч (на перекрестках, где обгон разрешен, – 10–12), вне населенного пункта – 15–25 км/ч. Чтобы быстро обеспечить такой запас скорости, при обгоне в населенном пункте следует проводить разгон на низших передачах с полной подачей топлива, а при обгоне вне населенного пункта – на прямой передаче.

Находясь на полосе обгона, водитель окончательно должен решить – обгонять или не обгонять – до того, как передняя часть его автомобиля поравняется с обгоняемым автомобилем и начнется стадия опережения: здесь еще есть возможность вернуться в свой ряд, если ситуация изменилась в неблагоприятную сторону. В этот момент водители, следующие за обгоняющим, совершают такую характерную ошибку. Увидев, что движущийся впереди автомобиль пошел на обгон, они торопятся занять его место, а это приводит к тому, что в случае отказа от обгона возвращаться в ряд становится чрезвычайно опасно. Поэтому при движении за автомобилем, начавшим обгон, не следует тотчас же стремиться заполнить образовавшееся «окно»: нужно выдерживать такую дистанцию, чтобы отказавшийся от продолжения обгона водитель мог безопасно встроиться в ряд. Только убедившись, что обгон завершен, можно уменьшить дистанцию.

При обгоне с выездом на полосу встречного движения обгоняющие часто допускают такую ошибку. Приняв решение обогнать, водитель вдруг обнаруживает, что следующий впереди автомобиль, увеличив скорость, сам пошел на обгон, и вместо того, чтобы отказаться от обгона, решает идти на обгон вслед за ним. Такой обгон – обгон вслед – представляет большую опасность, так как первый обгоняющий автомобиль ограничивает для водителя второго видимость полосы обгона, а если это крупногабаритный автомобиль, то обнаружить из-за него встречный автомобиль практически невозможно. Если первый обгоняющий совершает так называемый плотный обгон, т. е. завершает маневр в непосредственной близости от встречного автомобиля и с малой дистанцией по отношению к автомобилю, который он обогнал, то при уходе его с полосы обгона второй обгоняющий внезапно обнаруживает на малом расстоянии встречный автомобиль. И тогда избежать столкновения с ним чрезвычайно трудно. Когда первый обгоняющий обнаружит, что встречный автомобиль приблизился на опасное расстояние, то он может хотя бы «впритирку» встроиться в ряд, а для обгоняющего вслед места в ряду не окажется, и ему придется надеяться только на то, что обгоняемый им автомобиль притормозит и «впустит» его в ряд, либо снизит скорость встречный автомобиль. Обгон вслед по возможным своим последствиям опаснее двойного обгона, поэтому ни в коем случае нельзя совершать его с выездом на полосу встречного движения.

Пятый этап (опережение)

Двигаясь параллельно с обгоняемым автомобилем, скорость увеличивать следует так, чтобы не превысить допустимый скоростной предел, выдерживая выбранный безопасный интервал по отношению как к обгоняемому автомобилю, так и к потоку на полосе встречного движения, и следя, чтобы автомобиль при движении по узкой дороге не выехал на обочину (на тротуар). В процессе опережения следует постоянно оценивать положение обгоняемого автомобиля, обстановку справа (на проезжей части, обочине или тротуаре) в зоне предполагаемого завершения обгона, интервал между автомобилями, двигающимися в правом ряду.

Шестой этап (завершение обгона с возвращением на ранее занимаемую полосу)

Для безопасного завершения обгона надо при встраивании в ряд выбрать правильную дистанцию, скорость и траекторию движения. На этом этапе обгоняющие часто совершают ошибки. Одна из наиболее распространенных – перестроение на ранее занимаемую полосу на слишком близком расстоянии от обогнанного автомобиля его «подрезание», что нередко приводит к попутным столкновениям. Поэтому только опередив автомобиль при движении в городе не менее чем на 15 м (начиная с такого удаления, обгоняемый автомобиль легко можно обнаружить в зеркалах заднего вида), а на загородной дороге – не менее чем на 20 м, можно приступать к перестроению на полосу справа, включив предварительно указатель правого поворота.

Ошибки обгоняющего, которые часто сопутствуют первой, – резкое снижение скорости после опережения и встраивание в ряд по слишком крутой траектории. Такие действия при большом запасе скорости, при движении по скользкой дороге ведут к попутным столкновениям, к потере управления автомобилем. Как правило, эти ошибки являются следствием неправильной оценки ситуации: обгоняющий неточно определил дистанцию между автомобилями при встраивании; неправильно оценил скорость встречного автомобиля и расстояние до него, вследствие чего ему приходится буквально втискиваться в ряд, уклоняясь от столкновения с ним, да еще и увеличивая для этого скорость, которую тут же надо гасить. Чтобы не допускать такие ошибки, необходимы полная и точная оценка ситуации в процессе опережения и правильное по исполнению перестроение. Траектория перестроения должна быть плавной, а скорость при встраивании в ряд не следует снижать резко.

Этот этап – наиболее ответственный в маневре обгона: помимо того, что он сам по себе сложен в исполнении, ошибки, допущенные на предыдущих этапах, здесь как бы фокусируются.

Участники движения могут помочь обгоняющему, когда им становится очевидно, что он попал в трудное положение. Так, если ему надо быстро встроиться в ряд, водителю обгоняемого автомобиля следует снизить скорость и принять вправо, пропуская обгоняющего, а водителю встречного автомобиля снизить скорость и также взять вправо; тем самым они отведут угрозу ДТП и для самих себя. Но следует хорошо помнить, что безопасность обгона зависит прежде всего от обгоняющего.

Дополнительные сложности возникают при обгоне группы автомобилей, при обгоне ночью, на скользкой дороге, при неблагоприятных метеоусловиях.

При обгоне с выездом на полосу встречного движения не следует обгонять больше двух-трех автомобилей сразу, а перед выездом надо убедиться, что встречных автомобилей нет на расстоянии не менее 800–900 м в что дистанция между обгоняемыми автомобилями позволит при необходимости встроиться в ряд.

В темное время суток, когда видимость дороги ухудшается вследствие ограниченности пространства, освещаемого светом фар (дальность освещения не превышает 100–150 м), следует воздерживаться от обгонов и ни в коем случае не обгонять при скорости выше 80–90 км/ч: при движении с такой скоростью остановочный путь автомобиля становится равным расстоянию видимости в дальнем свете фар. Правда, создаются при этом некоторые преимущества: обгоняемый, как правило, осведомлен (по полосе света на дороге), что его обгоняют, а встречный автомобиль по свету фар можно обнаружить издалека. Однако эти преимущества не намного облегчают и делают менее опасным процесс обгона: обгоняющему следует своевременно переключить свет фар с дальнего на ближний, чтобы не ослепить обгоняемого через остекление и зеркала заднего вида его автомобиля, а тому – поступить таким же образом, как только обгоняющий поравняется с ним.

При езде по дороге со скользким покрытием даже небольшая ошибка в выборе траектории и скорости при выполнении обгона может привести к уводу и заносу автомобиля, к потере управления автомобилем. Кроме того, зимой проезжая часть дорог, как правило, бывает сужена сугробами снега, что при обгоне представляет дополнительную опасность.

Во время дождя, снегопада резко ограничивается видимость, создается иллюзия, что встречный автомобиль находится намного дальше, чем на самом деле. Брызги воды и грязи, поднимаемые колесами обгоняемых и встречных автомобилей, также ухудшают видимость. Кроме того, влага и грязь, попадая на задние приборы световой сигнализации, значительно затрудняют возможность обнаружения намерений водителя двигающегося впереди автомобиля, в особенности грузового. Опасность обгона в таких условиях намного возрастает, и поэтому лучше не совершать его или выполнять с особой осторожностью.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»