Тосол или Антифриз? Развейте последние сомнения! Эксперты "за рулем"

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Охлаждающая жидкость призвана обеспечивать нормальную работу мотора автомобиля. Без охлаждающей жидкости двигатель подвергается перегреву и может выйти из строя. По этой причине следует ответственно отнестись к выбору антифриза и всегда знать, какая марка производителя используется в конкретном автомобиле.


Что залито в бачек — тосол, антифриз, вода

Почему автовладелец должен уметь отличать охлаждающие жидкости в бачке

Если автомобиль используется одним владельцем постоянно, то он, как правило, в курсе, какой антифриз залит в данный момент. Но ситуации бывают разные: к примеру, автомобиль был куплен недавно, и связаться с бывшим владельцем невозможно. При таком положении дел и надо уметь отличать тосол от антифриза в бачке авто. Аналогичных причин может быть множество:

  • При обнаружении неисправностей в системе охлаждения (к примеру, неадекватная работа печки, кипение мотора и прочее). Может выясниться, что причиной всему – неподходящая марка охлаждающей жидкости. В этом случае, автовладелец должен обязательно установить, какую марку антифриза приобретать больше не стоит
  • Либо ситуация противоположная: антифриз работает без перебоев, безукоризненно. Автовладелец, в этом случае, должен узнать, какая марка охлаждающей жидкости используется, что купить ее и в следующий раз

Чем отличается тосол от антифриза

Тосолом называют охлаждающую жидкость, которая была создана в семидесятых годах прошлого столетия в Советском Союзе. Впоследствии, любую охлаждающую жидкость отечественные автолюбители стали именовать тосолом, хоть это и было неправильно. Тосол – это один из видов антифризов.

Также был распространен миф о том, что Тосол отличается от других антифризов синим цветом. Это в корне неверно. Краситель в охлаждающую жидкость может быть добавлен какой угодно, на свойства это не влияет. Некоторые антифризы в настоящее время также имеют синий цвет, поэтому по цвету различить данные жидкости не представляется возможным.

Главное различие тосола и антифриза кроется в составах этих жидкостей. В тосол добавляется этиленгликоль, а также дистиллированная вода. Помимо этого, в тосоле есть и солевые присадки, относящиеся к неорганическим кислотам – фосфаты, силикаты, нитриты, нитраты. Антифриз же включает в себя тот же этиленгликоль, а также добавления пропиленгликоля и спиртов. Различаются и присадки, которые используются в составе антифриза, они препятствуют возникновению пены и коррозии.

Минусы тосола перед антифризом в следующих аспектах:

  • При использовании тосола, на металлических деталях системы охлаждения создается слой защиты толщиной где-то в половину миллиметра. Данный факт влияет на теплопередачу, что, в свою очередь, приводит к повышению расхода бензина
  • Ресурс двигателя при постоянном взаимодействии с тосолом неизменно сокращается
  • Тосол требует замены уже через тридцать или сорок тысяч пробега, тогда как антифриз не теряет свои свойства более длительный срок

Также тосол, по причине наличия в составе фосфатов и силикатов, образует осадок, который может остаться на стенках системы охлаждения, что приведет к загрязнению радиатора.

Антифриз же создает слой защиты только в наиболее уязвимых участках системы охлаждения. Помимо этого, теплопередача остается неизменной, что ведет к более безопасной эксплуатации двигателя автомобиля.

Как уже упоминалось, по цвету эти два вещества различить нельзя. Также распространено мнение, что можно определить жидкость, попробовав ее на вкус. К примеру, антифриз имеет сладкий привкус. Но это заблуждение, так как на вкус охлаждающие жидкости очень похожи. К тому же, попадание антифриза в организм человека может привести к появлению проблем со здоровьем, так как это очень сильный яд.


Итак, отличить тосол от антифриза в бачке можно по следующим признакам:

  • По запаху и на ощупь. Тосол на ощупь не напоминает масло, тогда как антифриз – это маслянистая жидкость. К тому же у антифриза нет запаха
  • По сопротивлению низким температурам. При помещении данной охлаждающей жидкости в холодильник, некачественный тосол замерзнет, а антифриз – нет
  • По соединению с водой. Если взять некоторое количество жидкости из расширительного бака и добавить туда воды, то можно увидеть отчетливый результат. Образование слоев, наличие мутностей и осадка будет свидетельствовать о присутствии тосола. Антифриз такую реакцию показать не должен
  • По ареометру. Этот прибор замеряет плотность вещества. Анализ следует проводить при комнатной температуре. Если получены цифры от 1,072 г/cм3 до 1,080 г/cм3, то в расширительном баке залит антифриз

Есть еще один менее распространенный способ:

  • Потребуется металлическая пластина и кусок резины
  • Следует наполнить небольшую тару охлаждающей жидкостью из бака и поместить в нее пластину и кусок резины
  • По истечению двадцати пяти минут надо произвести проверку. Тосол создаст слой защиты и на резине, и на пластине. Антифриз же должен создать слой только на пластине
  • Чтобы установить точно факт наличия защитного слоя, нужно достать обе материала из охлаждающей жидкости и внимательно прощупать их пальцами

Более точный анализ можно воспроизвести только в специальной лаборатории при наличии химического оборудования. В случае покупки нового автомобиля, рекомендуется сразу же поменять охлаждающую жидкость на новую, чтобы не тратить время и силы на проверку. Такая рекомендация дается по простой причине: замена охлаждающей жидкости в автомобиле не является дорогостоящей операцией. И именно это действие обезопасит двигатель от неправильной температурной нагрузки в дальнейшем. Починка двигателя более дорогостоящее мероприятие, чем замена антифриза.

Специалисты утверждают, что одной из частых причин выхода из строя двигателя является недостаточно эффективная работа системы охлаждения. За эту работу во многом отвечает специальная жидкость, которая циркулирует по системе двигателя и не позволяет температуре подниматься выше допустимых значений. Потому недооценивать роль (ОЖ) нельзя. Иначе вы рискуете столкнуться с достаточно серьёзными проблемами, которые могут обернуться преждевременным износом компонентов двигателя и его полным выходом из строя. В настоящее время продолжается упорная борьба между двумя жидкостями охлаждения. И автомобилисты хотят знать, что лучше выбрать – тосол или антифриз. Для этого нужно детально разобраться в особенностях двух жидкостей, в их составе, преимуществах и недостатках на фоне конкурента.

Сравнение эффективности использования тосола и антифриза.

Основные характеристики ОЖ

Жидкости охлаждения основаны на смешивании воды, этиленгликоля и специальных добавок, основной задачей которых является предотвращение коррозии металла в двигателе и его системах. Каждый производитель ОЖ использует собственную рецептуру и уникальный состав, который может заметно отличаться по технологии и используемым присадкам. При этом присадки всегда обязательно входят в состав охладителя. Прежде чем заливать в мотор своего автомобиля тот или иной состав, нужно ознакомиться с инструкцией по применению и изучить рекомендации, которые даёт ваш автопроизводитель. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке. В руководстве по эксплуатации, которое идёт в комплекте к машине, прописывается перечень тестов с жидкостями, их наименование и класс. Так, автопроизводитель даёт чёткие инструкции касательно того, с какой именно ОЖ лучше всего взаимодействует этот конкретный двигатель. Потому рекомендации завода-производителя вашего автомобиля должны быть первоочередным источником корректной информации. Существует несколько технологий производства ОЖ, которые применяются в настоящее время:

  1. Классическая. Она подразумевает использование в составе охлаждающей жидкости специальных присадок, которые относятся к солям неорганических кислот.
  2. Карбоксилатная. Здесь ключевыми компонентами выступают карбонаты. Это органические кислоты, которые позволяют эффективно защищать металл двигателя от процессов коррозии.
  3. Гибридная. Технология появилась вслед за карбоксилатной. Здесь также на основе солей карбоновых кислот. Но сюда дополнительно добавляют фосфаты и силикаты.

Теперь нужно более детально разобраться в особенностях каждого из составов. Это позволит вам понять, какую ОЖ лучше выбирать между тосолом и антифризом.

Антифриз

Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, множество автомобилистов выбирают антифриз. Его температура кипения, в зависимости от состава и производителя, составляет до 150 градусов Цельсия. При отрицательных температурах структура жидкости не меняется в условиях -38 градусов. Специальные присадки, которые входят в состав антифриза, надёжно защищают двигатель от возможных процессов коррозии. Для автомобиля это свойство играет ключевую роль. При отсутствии специальных присадок антифриз имел бы очень агрессивный состав. В результате начался бы процесс разрушения радиаторных стенок, патрубков, резиновых трубок и самого мотора. Современные разработчики придумывают новые добавки, которые смогут повысить эффективность работы антифриза, при этом негативное воздействие на мотор станет намного мягче. Чтобы потребители могли понимать, какой именно антифриз они покупают, производители начали использовать специальные красители. Они придают составу , тем самым помогают отличать разные составы.

  1. Выпускаются также с обозначениями G11+ и G11++. Такие охлаждающие жидкости можно отличить по зелёному цвету. Они предназначены для работы в температурном диапазоне от -40 до +130 градусов Цельсия. Этим такой антифриз существенно превосходит традиционный тосол. Если в двигателе присутствуют следы коррозии, активируется присадка на основе карбоновой кислоты, которая входит в состав ОЖ. Она начинает разрушать коррозию и улучшает работу мотора.
  2. G12 (G12+ и G12++). Эти антифризы имеют красный цвет. Считаются более современными и улучшенными жидкостями, которые хорошо работают на требовательных и довольно деликатных системах охлаждения иномарок. Здесь отсутствуют химические присадки. Вместо них производители используют органические добавки. Причём такой подход считается существенным преимуществом, поскольку показатели теплоотдачи заметно улучшаются.

Считается, что красные антифризы лучше применять для радиаторов, которые выполнены из меди. А вот зелёный антифриз оптимально подходит для алюминиевых радиаторов охлаждения. Это многие водители подтвердили на практике.

Тосол

Тосолом называют разные жидкости охлаждения, которые производятся на основе классической или традиционной технологии. Чаще всего предлагается на рынке в виде жидкости синего цвета. В действительности никакого существенного отличия между ним и антифризом нет. Тосол – это тот же антифриз. Только своё название состав получил ещё в советские времена. Тогда тосол был ответом импортному антифризу, являлся его полноценным аналогом. То есть полноценным тосолом можно считать только те ОЖ, которые выпускались в СССР по специальному рецепту. Сейчас подобным уже никто не занимается, поскольку антифриз уверенно вытеснил менее эффективный тосол. Но всё равно на рынке продолжается реализация этого вида охладителя. В действительности перед вами может оказаться и достаточно качественный антифриз, и откровенная подделка, либо ОЖ низкого качества. Не существует ни одной современной компании, которая бы использовала классический советский рецепт.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

В чём разница между ОЖ

Когда автомобили комплектовались чугунными и практически бессмертными моторами, для их охлаждения использовали простую смесь, куда входили вода и этиленгликоль. Никакого ущерба мотору такой состав не наносил. Но на современных автомобилях при нагреве жидкости, которая протекает по системам, появляется существенная угроза целостности радиатора, блока цилиндров и других компонентов. Традиционная смесь уже не подходила, пришлось искать альтернативное решение. Так в СССР создали тосол. Потому для россиян и жителей постсоветского пространства все охлаждающие жидкости ассоциируются именно с понятием тосол. В действительности же разницы между двумя жидкостями практически нет. Тосол является тем же антифризом, только

Потому на рынке его можно встретить в разных формах и цвете. Но есть некоторые отличия в плане технических характеристик между всеми ОЖ. Они отличаются между собой по:

  • защитным свойствам против коррозии;
  • температуре замерзания и закипания.

Всё зависит от технологии, которую использует производитель. То есть отечественный тосол, по факту являющийся антифризом, может иметь состав более качественный, чем импортная жидкость, названная антифризом. И наоборот. Сравнивать их практически невозможно, поскольку настоящего тосола уже не существует, а все выпускаемые ОЖ являются антифризами, вне зависимости от страны производителя и состава. Чтобы понять, какая жидкость предпочтительнее и что лучше заливать, рассмотрим ключевое отличие тосола от антифриза. Поскольку состав всё же отличается, многие смогут сделать для себя окончательный выбор.

Что заливать

Разобравшись в соперничестве между тосолом и антифризом, делаем правильный выбор и покупаем для своей машины наиболее подходящую жидкость охлаждения. На практике сделать грамотную покупку не сложно. Тут нужно определить, какой из составов вам подходит лучше остальных. Далее следует подобрать хорошего производителя, поскольку от него во многом зависит качество и эффективность работы охладителя. Сравнивать будем три основные позиции:

Будем воспринимать тосол как отечественную альтернативу импортному антифризу. Хотя и наши компании выпускают ОЖ, называя их антифризами.

Тосол

На рынке жидкостей охлаждения встречаются тосолы красного и синего цветов. Это не просто решение производителя добавить тот или иной краситель. Цвет указывает потребителю, на какую температуру рассчитан этот состав. Подобные жидкости могут функционировать в течение 2 – 3 лет. То есть их срок службы составляет не более 36 месяцев. Затем состав утрачивает свои свойства. Заливать просроченный тосол категорически нельзя. Температура закипания колеблется в пределах 110 – 115 градусов Цельсия. Но также нужно смотреть на температуру замерзания. Здесь делайте акцент на цвете жидкости. Если у вас в распоряжении классический синий тосол, то его предельная температура будет -40 градусов Цельсия. Проживая в регионах с суровыми зимами, лучше выбирать жидкость красного цвета. Она может выдержать нагрузку до -60 градусов Цельсия.

Если говорить о том, что же лучше – антифриз или тосол, то здесь перевес на стороне охладителя зелёного цвета. Он имеет улучшенный состав и более качественные технические характеристики. Хорошо функционирует зимой. Хотя без недостатков и тут не обошлось. Эта охлаждающая жидкость состоит из органических присадок и специальных химических добавок. Они обеспечивают необходимый уровень работоспособности двигателя, поддерживают нужный температурный режим и предотвращают процессы разрушения силового агрегата. Основой для защитных свойств выступают бораты, фосфаты и карбоновая кислота. Жидкость охлаждения контактирует с внутренними поверхностями системы, дополнительно укрепляя их защиту. Этот состав создаёт дополнительный защитный барьер. Эта реакция способствует уменьшению рисков разрушения металла. Но зелёные антифризы имеют свои недостатки, на которые автомобилистам обязательно нужно обращать внимание. Эти смеси несколько ограничивают показатели теплоотдачи. Также рекомендуется менять охладитель не реже 1 раза в 2 года.

Отличительной особенностью охладителей красного цвета является большое количество карбоновой кислоты, а также применение практически всегда только органических видов присадок. Если вы думаете о том, что лучше использовать – антифриз или тосол, в этом соперничестве также преимущества на стороне антифриза. Состав изготавливается по специальной технологии, которая способствует обеспечению надёжной защиты патрубков, трубок, внутренних стенок и металла от разрушения. Также жидкость способствует увеличению теплоотдачи, что положительно сказывается на работе двигателя. Состав взаимодействует с участками в системе, где появились следы коррозии. Антифриз покрывает их защитной плёнкой, которая с течением времени не разрушается. При этом дополнительно предотвращается забивание системы охлаждения силового агрегата. Ещё одним неоспоримым преимуществом антифризов красного цвета является их длительный срок службы. При эксплуатации до 5 – 6 лет жидкость не теряет своих изначальных свойств. Потому часто менять состав нет необходимости. Что же касается недостатков, то к минусам красного охлаждающего антифриза для двигателя можно отнести только более высокую стоимость. Но с учётом всех объективных преимуществ и длительного срока службы, затраты на такую жидкость охлаждения полностью себя оправдывают.

Важные выводы

Учитывая все озвученные особенности, преимущества и недостатки, характеризующие разные виды жидкостей охлаждения, можно сделать соответствующие выводы касательно их применения. Сказать объективно, какая из охладительных жидкостей лучше, нельзя. Всё зависит от конкретной ситуации. Потому их следует рассматривать индивидуально. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Тосол рекомендуется и допускается к использованию в тех случаях, когда у вас в распоряжении автомобиль отечественного производителя. Либо у вас старая иномарка, которая использует двигатели устаревшего образца. Тут нет необходимости переплачивать за дорогой антифриз. Тосол прекрасно справляется с поставленными задачами, поскольку мотор не такой требовательный к защитным функциям. А потому состав тосола не будет агрессивно воздействовать и разрушать элементы двигателя или системы охлаждения.
  2. Зелёный антифриз специалисты советуют заливать в иномарки и новые отечественные автомобили, если в их системах охлаждения применяется большое количество алюминия. То есть такая охлаждающая жидкость лучше взаимодействует с автомобилями, где устанавливаются алюминиевые радиаторы, а также применяются разные патрубки из алюминия.
  3. Наличие жёлтого радиатора ещё не говорит о том, что он полностью медный. Это может также быть смесь разных металлов с добавлением большого количества мед или латуни. Для таких ситуаций оптимальным выбором станет антифриз красного цвета. Он надёжно защищает компоненты охлаждающей системы от износа и разрушения. Подобные автомобили более требовательные и «нежные», потому объективно лучшим выбором станет красный антифриз.

У каждой жидкости есть свои предназначение и область применения. Не забывайте, что наиболее точные рекомендации даёт автопроизводитель. Потому для начала загляните в официальное руководство по эксплуатации, почитайте инструкцию и сделайте соответствующие выводы. Не всегда есть смысл переплачивать за более дорогой и сложный по составу антифриз, если ваш мотор отлично функционирует с традиционным отечественным тосолом. Но наоборот поступать категорически не рекомендуется. Если производитель требует использовать высококачественный антифриз, то заменять его дешёвыми охлаждающими жидкостями крайне опасно. Это может повлечь за собой серьёзные последствия, включая выход из строя двигателя.

Допускается ли смешивание разных ОЖ

Согласно действующим государственным стандартам, ни один из видов охлаждающих жидкостей не должен содержать в своём составе любых примесей механического типа. К ним относятся мелкие кусочки материалов, грязь, пыль, зола и пр. То есть при покупке смеси вы должны внимательно изучить жидкость. Если она прозрачная и однородная, перед вами качественный охладитель, который можно заливать в двигатель своего автомобиля. Это напрямую касается вопроса о смешивании разных по составу охлаждающих жидкостей. На этот счёт специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Если используемые антифризы имеют одинаковый цвет, но жидкости относятся к разным классам, то их смешивание настоятельно не рекомендуется. В противном случае увеличивается риск образования твёрдых компонентов, присутствие которых в системе охлаждения силового агрегата приведут к проблемам и возможным поломкам.
  2. Аналогично запрещено смешивать разные по составу антифризы, то есть органические и минеральные. При их сочетании обязательно появляется мутный осадок. Если осадок окажется на дне системы охлаждения, вас ожидают крайне неприятные последствия. Через некоторое время осадок начнёт закупоривать радиаторные протоки. Затем заблокируется насос, в результате чего двигатель закипит. О последствиях закипания мотора не стоит говорить, поскольку это ведёт к крайне дорогому ремонту.
  3. Касательно смешивания разных жидкостей охлаждения, относящихся к одной из той же группе. При таком сочетании составов характеристики не меняются. Но в результате нагрева, который будет происходить из-за работы двигателя, есть вероятность образования взвеси из тяжёлых частиц. Последствия могут быть самыми разнообразными. Иногда двигатель выходит из строя. Но бывали случаи, когда охлаждение продолжало нормально функционировать без каких-либо изменений. Поскольку никаких гарантий нет, и точных итогов смешивания таких ОЖ никто озвучить не может, рисковать в такой ситуации не стоит.

Важно помнить, что срок службы любого вида охлаждающей жидкости также исчисляется в километрах. Потому каждый автомобилист должен следить за пробегом или сроком службы антифриза, либо тосола. Что наступит раньше, от того и нужно отталкиваться. Ведь один водитель эксплуатирует машину редко, потому ОЖ легко выдерживает 2 – 4 года. Другой автомобилист накатывает десятки тысяч километров, в результате чего износ охладителя происходит быстрее, а потому менять его придётся раньше. Всё же основным руководством по выбору жидкости охлаждения для двигателя выступает официальная инструкция от автопроизводителя. Не стоит экономить на ОЖ, но и тратить слишком много на то, что по факту можно заменить на более доступную альтернативную жидкость, тоже необязательно.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Антифриз или тосол: что лучше из них использовать — основной вопрос, которой вводит в ступор многих начинающих владельцев автомобилей.

Конечно же тосол — считают те, кто хочет сэкономит и покупает охлаждающую жидкость на рынках. Конечно антифриз — мнение более опытных автолюбителей, которые не считают нужным гробить свои машины на корню. На самом деле все тосолы, это те же самые антифризы, только самого низшего класса G-11, которые были изобретены еще в СССР и массово выпускались химической промышленностью на радость обывателям. Именно тогда охлаждающая жидкость первого образца выступила в качестве замены банальной воды, что решило некоторым образом проблемы замерзания воды в системе охлаждения двигателя в морозную погоду.

Кстати, тосол имя нарицательное и к истокам названия никакого отношения не имеет. Уже позже, что бы избежать путаницы, многие производители ОЖ стали писать на канистрах Тосол, награждая его различными цифрами — 30, 40, 50. Цифры — это не код, а банальная температура за бортом автомобиля, при которой охлаждающая жидкость потеряет текучесть и замерзнет.

Ответ кроется в заветной сервисной книжке, где производитель машины заранее предусмотрел список технических жидкостей, которые необходимы конкретно взятой машине в конкретно отведенный период времени. Да, да, антифризы, тосолы и еще что то, то же нужно заменять через определенный срок.

В основном тосолы (антифриз G-11) показаны для пользования в машинах выпущенных до 96 года включительно. Тосол достаточно агрессивен по своей химической формуле и современные моторы и системы охлаждения явно пострадают от его «защиты». Срок службы тосола так же не велик, всего три года отводится на всю линейку ОЖ G-11. Опять же даже современные антифризы этого класса работают на защиту системы охлаждения посредством образования специальной защитной пленки, которая покрывает все части агрегата и системы.

С одной стороны это не плохо, так как изначально обеспечивается постоянная защита. С другой — зачем защищать так активно. Теплопроводность при этом повышается и поэтому все тосолы имеют точку кипения в 105 градусов выше нуля. Это безусловно мало для высокофорсированных двигателей, в коих G-11 и не применяется.

Другое дело, антифризы G-12, G-12+ G-13 — это охлаждающие жидкости нового поколения, у которых более щадящая химическая формула, сбалансированный антикоррозийный пакет присадок и продленный срок службы до 5 лет, за которые производитель гарантирует бесперебойную работу двигателя без перегревов, и защиту системы охлаждения от коррозий различной природы.

Правда надо учесть, что подобное заявление относится только к проверенным производителям охлаждающих жидкостей, так как от самопала или контрафакта сложно ожидать качества даже самого заурядного тосола.

Особенности антифризов

Антифриз класса G-12 — самый распространенный, так как показан для использования во всех типовых двигателях, независимо от того, работают они на дизель топливе или на бензине. Современные системы охлаждения, «напичканные» электроникой, спокойно могут использовать антифризы 12 и 12+. По сути они одинаковые, только плюсовой имеет еще более щадящую формулу не только к внутренностям машины, но и к окружающей среде. Антифризы G-13 — это уже совершенно новое поколение охлаждающих жидкостей, которые превышают температуру закипания даже класса G-12, а она далеко, как не маленькая — 120 градусов выше нуля. Разработки G-13 были ориентированы на сверхмощные форсированные двигатели спортивных машин и болидов.

Начнем мы нашу статью ни с описания свойств антифриза или тосола, а с описания того, как исторически сложилось и развивалось направление развития охлаждающих жидкостей для двигателей автомобиля. Еще когда не было ни того ни другого, это мы про тосол и антифриз, то в дело шла вода. Это была доступная жидкость, которая "попалась под руку" и первоначально вполне законно отправилась в двигатель. Тогда еще мало задумывались о всех преимуществах и недостатках воды. Все пришло с практикой и опытом, которой сейчас легко козырять как должным, однако давалось это не так лего, как мы излагаем на сегодняшний день. И чтобы нам лучше понять, что и к чему, давайте по порядку разберемся во всех тонкостях применения охлаждающих жидкостей для системы охлаждения машины.


История эволюции тосола и антифриза для системы охлаждения

Как мы упомянули, мы начнем с воды. Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Ничего нет хорошего если двигатель не то что не "прокручивается", а совсем не "крутится". Для решения этой проблемы, кристализации охлаждающей жидкости, были предложены альтернативные варианты. Собственно надо было что-то такого плеснуть в воду, чтобы она не замерзала. Сейчас и "пробежимся" по тем жидкостям, которые с разным успехом применялись и могли бы стать альтернативой сегодняшнему антифризу и тосолу.

- Глицерин

Глицерин - бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос - сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в некоторых антифризах. Однако впоследствии выяснились пару значительных минусов глицирина. Это все же относительно высокая температура замерзания (-18ºС). Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он сам по себе словно кисель. Такая консистенция охлаждающей жидкости в системе сказывается на полезной мощности двигателя, из-за необходимости перекачивать все это по системе охлаждения. То есть глицерин в целом снижет КПД двигателя, от которого зависит динамика автомобиля, расход и самое главное, наше с вами настроение!

- Метанол

Метанол - бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового (питьевого) спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже. Настолько ниже, что столько и не надо. Температура замерзания - 97º С. У него и вязкость что надо. Все вроде бы ничего, но он активно реагирует с алюминием. Особенно если его разогреть, что и происходит в двигателе. К тому же как спирт он еще и пожароопасен. Такое неблагоприятное соседство могло мало того что привести к быстрому износу двигателя, из-за коррозии, так еще все еще раньше могло сгореть.
Кроме того, метанол - яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» - метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5 -10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий - слепота), а 30 мл и более - к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м³ (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах, антифризах, "омывайках" стекол.

- Этанол

Этиловый спирт, именно тот спирт С2Н5ОН, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком. Спирт мог широко использоваться для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания (-117ºС), обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.
Почему не прижился? Да потому что опять пожароопасен, реагирует с алюминием, да еще и борьба с алкоголизмом в СССР велась очень масштабно. Хотя спирты выдавали в качестве жидкости для заливки в тормозные системы грузовиков. Что было, то было!

- Этиленгликоль

Это тоже по сути двухатомный спирт. И именно этому спирту было уготовлена участь массового применяется в тосолах и в антифризах. Спирт этот ядовит и пить его точно не стоит! Смертельная доза 35 кубических см внутрь.
Так вот этиленгликоль сейчас является для ОЖ главной основой в большинстве случаев. Не рассказать о нем более подробно просто кощунственно, ведь он обладает удивительными свойствами!

Удивительность его заключается в том, что 100% этиленгликоль замерзает при температуре всего-то порядка -13ºС, но при добавлении в него воды, температура замерзания начинает понижаться!

Интересно, не правда ли!? Причем наименьшей температурой замерзания раствора этиленгликоль и воды будет при соотношении 65% этиленгликоля и 35% воды соответственно. При этом температура замерзания ОЖ будет около -70 градусов по Цельсию. Обычный раствор - 60% этиленгликоля и 40% воды замерзает при - 45°С и является фактически раствором антифризов или тосола. То есть если на этиловом спирте не сэкономишь, так как там есть прямая зависимость от того как разбавил водой, настолько и температура повыситься замерзания, то здесь все наоборот. Именно поэтому видимо этиленгликоль и прижился в качестве основы антифризов. Итак, смешивая воду и этиленгликоль, фактически и получается антифриз или тосол, но кроме важны и присадки, которые и делают антифриз по настоящему качественным!

- Пропиленгликоль

Вот новая страница в антифризах. Станет ли он основным компонентом вместо этиленгликоля большой вопрос. Основные проблемы связаны с тем, что он более дорогой, более вязкий, особенно при низких температурах. Однако он экологичный, что очень модно в развитых странах, это его главный конек! Применяется даже в пищевой промышленности для систем охлаждения.
В общем для теплых и развитых стран самое то, но явно не для России, где холодно и переплачивать никто не будет, за окружающую среду и собственное здоровье.

Чем тосол отличается от антифриза

Чтобы в последствии не манипулировать вашим сознанием сразу договоримся, что тосол и антифриз это одно и тоже. Только с разным наименованием. В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз заимствование с английского языка. Если перевести с английского antifreeze, то получится незамерзающий. Тосол же является фактически аббревиатурой с окончанием.
ТОС - расшифровывается как «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего ОЖ еще во времена СССР. ол – окончание, характерное для группы спиртов, например - этанол, бутинол, метанол. ТОСол был разработан в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии специально для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСол» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР. Поэтому ее применяют до сих пор многие производители.

Сегодня тосол это совсем не тот "тосол из прошлого", это тот же антифриз, но с другим названием.

Тип и виды тосолов и антифризов

В общем берем этиленгликоль, воду и добавляем присадки... Хотя какие присадки? А те самые, что будут предотвращать коррозию. Это самая главная проблема при контакте с горячим спиртом металлов, будь то чугун или алюминий.
Собственно отсюда и пошли все разновидности тосолов и антифризов. Какую присадку добавишь, такое и наименование и группа получится.

Самые первые тосолы 1960-1990 год, они же силикатные антифризы, тосолы (Traditional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology) - это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, силикаты, фосфаты, нитриты. В общем минеральные вещества. Такие вещества при нагревании создают слой накипи на внутренних поверхностях охлаждающей системы. Вот он то и образует защитный слой. И тут же начинаются проблемы. Проходные отверстия сужаются, теплообмен ухудшается. Излишки всех минералов просто осаждаются где надо и не надо.

В 90 годы прошлого века появились карбоксилатные антифризы, тосолы (Carboxilate coolants, OAT - Organic Acid Technology) имеют в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. То есть окисляют лишь открытые участки. Если все и так в пленке созданной от их же окисления, то они не "расходуются", если так можно сказать. В итоге, кислоты выходят из антифриза преимущественно в момент окисления на открытых участках металла, восстанавливая оксидированное покрытие как возобновляется кожа на нашем теле. Таких антифризов и хватает на дольше. Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичные нежели традиционные силикатные ингибиторы.

Примерно в тоже время были и переходные тосолы, когда немного добавят кислот, но не забывали про минеральные вещества. гибридные антифризы (Hybrid coolants, HOAT - Hybrid Organic Acid Technology) Явных плюсов "намешать всего по немного" у таких антифризов не обнаружилось.

С 2008 года появились лобридные антифризы (Lobrid coolants, SOAT coolants) . Их фишка в том, что они изготовлены на основе пропиленгликоля. На самом деле пропиленгликоль не столько хорош для машин, ведь и в этом случае все также требуются присадки в виде минералов, либо кислот, сколько безопасен для человека. Он обладает наименьшей токсичностью по сравнению с этиленгликолем, при этом более вязкий, и замерзает при том же соотношении воды при более высоких температурах. Думаем это новшество останется где-то там, где особенно заботятся об экологии и готовы платить за это деньги. Особых эксплуатационных плюсов, более того, у пропиленгликоля нет.

Теперь примерно тоже самое, но в форме таблицы

Какой выбрать тосол или антифриз

Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз. Конечно же это антифризы на основе этиленгликоля с кислотами, то есть карбоксилатные антифризы. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖ и должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.

Ищем что-то такое - Carboxilate coolants, OAT. (G12, G12+, G12++, G 12+++). Переплачивать за пропиленгликоль G13 смысла нет...

Ну и тут для справки приведем несколько стандартов по ОЖ

ГОСТ 28084-89 - Россия
BS 6580: 1992 - Великобритания
AFNOR NF R15-601 - Франция
ASTM D 3306 и SAE J 1034 - США
ONORM V5123 - Австрия
JIS K2234 - Япония
CUNA NC9566 - Италия

Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан

Конечно, хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными, а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого-либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете.
При смешивании тосола или антифриза с различными присадками (карбоксилатными и минеральными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую. Данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге, система охлаждения будет работать без ингибиторов, что скажется на ресурсе и износе деталей. Поэтому смотрим не на цвет, а на то какие именно присадки есть в антифризе. Если же вы не знаете что у вас залито, то лучше поменять ОЖ при первой же возможности и доливать потом то, что надо, а не то что подвернется!

Зимние и летние тосолы и антифризы

Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. Так существуют уголки в мире с другими климатическими зонами в отличии от России, например Америка, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки. Возможно это и южные регионы России, где ранее эксплуатировались автомобили, до того как попали в более холодный климат. Именно в этих регионах требования к антифризу или тосолу не столь высоки относительно температурам замерзания.
Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость на автомобиле, если вы не знаете его истории, чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах может иметь более высокие температуры замерзания. В итоге, в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения, перегрев двигателя, а то и вовсе поломка системы охлаждения. Производители просто могут настолько разбавить этиленгликоль, что температура замерзания может быть -15ºС.

Кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности, можно воспользоваться статьей "Определение замерзания тосола антифриза по его плотности ".

Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля

Конечно, лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы. В случае замены ТОСОЛа или антифриза в системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт (если имеется), то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку) и блока (открыв кран или вывернув пробку), залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно, через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом или антифризом.

Срок использования тосола или антифриза

Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 2-3 года (60 - 80 тысяч км пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства. Особенно это относится к минеральным антифризам, ведь они просто постоянно выделяются из антифриза и могут забивать отложениями каналы системы охлаждения автомобиля.
Для карбоксилатных антифризов дела обстоят лучше. Ведь присадки в них "тратятся" только тогда, когда контактируют с металлом, когда вдруг где-то слезет пленка оксидов. В итоге их хватает на 120-250 т. км пробега.

Однако есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока

Антифриз, тосол на протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, не должен кардинально менять цвет. Если антифриз, тосол приобрел оттенок ржавого металла – это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает коррозию. Если ОЖ стала такой за короткое время (цвет стал коричневым), значит вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии.
При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега. Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше и исчезать она должна в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то система завоздушивается и двигатель может перегреваться.

Подводя итог про то чем различаются и что лучше заливать в систему охлаждения тосол или антифриз

Повторимся кратко о том, о чем мы так долго рассказывали. Естественно мировое сообщество постоянно развивается и последними тенденциями которые обеспечивают экологичность и продление срока службы элементов системы охлаждения является применение пропиленгликоля. Антифризы и тосолы на основе пропиленгликоля более экологичны, он не токсичен для человека, пропиленгликоль применяется в производстве продуктов (добавка Е1520), лекарств и парфюмерии, а также в системах отопления жилых помещений. Используется в электронных сигаретах. Сегодня большинство муниципального транспорта в Европе уже переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, чуточку менее агрессивен к металлам и обладает лучшей теплопроводностью. В общем, именно за этой жидкостью будущее, в качестве применяемой для систем охлаждения в автомобилях и в качестве теплоносителей, для систем отопления в жилых и промышленных зданиях. Однако пропиленгликоль дороже этиленгликоля, чуть более вязкий, при том же соотношении с водой имеет более высокую температуру замерзания... Это может стать камнем преткновения.

Статья о том, как правильно выбирать тосол, на что обратить внимание. Маркировки жидкости. В конце статьи - интересное видео о том, что будет, если смешать тосол и антифриз.

Что представляет собой тосол


Тосол - ровесник первого ВАЗа. Автомобильные радиаторы заполняли простой или дистиллированной водой, а в сильные морозы усиливали вязким этиленгликолем, предотвращавшим замерзание. Кроме того, старомодные чугунные двигатели эта смесь еще и спасала от появления ржавчины. За столь впечатляющие свойства жидкость получила английское название «антифриз» или по-русски «незамерзайка».

С появлением ВАЗа, чья система охлаждения имела абсолютно иные материалы, потребовалось создание принципиально иного, усовершенствованного антифриза. Им стал тосол - новейшее охлаждающее средство, состоящее из неорганических солей, покрывавших металлические поверхности своеобразной пленкой от этиленгликоля.

На долгие годы тосол стал единственным российским антифризом, брендом, задающим стандарты качества. Его производство запустили самые разнообразные производители, но свойства и состав были четко регламентированы «первенцем».


Все изменилось через несколько десятилетий, когда «жигули» перестали быть автомобилем для «элиты». Тогда все, что имело какое-либо к ним отношение, перешло в разряд низкопробного. Сам тосол начал восприниматься в качестве охлаждающей жидкости исключительно для российского автопрома. До сих пор в разговорах автовладельцев и среди продавцов специализированных магазинов проскальзывает четкая градация: тосол – «плохой», антифриз – «хороший».

Маркировки


Задача любой охлаждающей жидкости - остудить двигатель в летний период и защитить от замерзания в зимние месяцы. Основой современного тосола по-прежнему служит этиленгликоль, теперь улучшенный всевозможными присадками. Каждая из них выполняет свою определенную функцию – очищать, защищать от коррозии, иметь антипенные и даже флуоресцентные свойства. Их качество и количество разнятся в зависимости от марки и производителя.

Каждая жидкость имеет четкую маркировку из букв и цифр. Например, тосол А30М означает следующее:

  • «А» - автомобильный;
  • «30» - температура замерзания жидкости;
  • «М» - модернизированный (имеет присадки).
Цвет жидкости – синий, зеленый, красный – не имеет никакого функционального назначения и на качестве средства не сказывается. Разве что по насыщенности оттенка можно определить, насколько тосол выработал свой ресурс.

Высокообогащенный тосол с маркировкой АМ отличается тем, что может безболезненно соседствовать с любыми другими охлаждающими жидкостями, российскими или импортными. Этот показатель важен в тех случаях, когда в системе охлаждения двигателя имеются остатки предыдущих залитых в него средств.

Несколько последних лет большую популярность имеет концентрированная охлаждающая жидкость, которая обязательно разбавляется в пропорции 1:1, чтобы серьезно не испортить двигатель. Не используется эта версия «незамерзайки» только при температуре ниже 30 градусов, которая, к счастью, редко случается в нашей стране.

Охлаждающая жидкость – не то, на чем стоит экономить автовладельцу. Поэтому не следует пытаться разбавлять ее чем-либо, иначе добавленные в средство присадки перестанут выполнять свои функции.

Правила выбора тосола


Безусловно, хороший тосол не может стоить дешево. Особенно опасны часто выставляемые вдоль автомобильных трасс белые канистры с плохо приклеенными этикетками. Подобная смесь однозначно надолго отправит автомобиль в ремонт.

Действительно качественная охлаждающая жидкость практически не воздействует на двигатель и радиатор охлаждения, то есть ее коррозийные свойства сведены к минимуму – не более 0,1 г/ кв.м.

Также повышенная температура дешевой охлаждающей жидкости воздействует на резиновые детали системы охлаждения. Вследствие чего, к примеру, патрубки от радиатора к двигателю могут деформироваться и привести к утечке жидкости из двигателя.

Некачественный тосол при заливке в систему охлаждения может существенно вспениться, чем вызвать определенные проблемы. Настоящая жидкость также дает вспенивание, но не более пары минут, во время которых можно подержать открытой крышку радиатора.

Основные правила приобретения тосола:

Жидкость предпочтительнее покупать под тип двигателя. При использовании тосола неподходящего качества и типа ресурс мотора будет существенно снижаться.

Совершать покупку жидкости в крупных специализированных магазинах, где вероятность подделки снижена до минимума. К тому же в магазине можно попросить ознакомиться с сертификационными документами на товар.

Особого внимания заслуживает тара, в которой находится тосол. Канистра не может быть прозрачной и с неровно наклеенной биркой. Этикетка должна содержать контактную информацию производителя, состав жидкости, иметь ссылку на соответствующий ГОСТ.


Из-за популярности тосол подделывается очень часто. Маленькие фирмы используют бюджетные компоненты для получения жидкости, чем лишают ее всех требуемых качеств. Поэтому не стоит скупиться, а отдавать предпочтение лучше проверенным производителям, дорожащим своей репутацией и придерживающимся рецептуры. Такие компании имеют сертификаты качества, которые подтверждают благонадежность товара и соответствие технологии производства. Конечно, именитые бренды не застрахованы от подделки, но это как раз такой уникальный случай, когда хорошая подделка дорогого тосола может действительно оказаться качественным средством.

Покупатель сам может проверить качество жидкости, имея при себе лакмусовую бумажку. Ее требуется опустить в тосол и правильно определить Рh по полученному цвету. Розовый оттенок будет означать повышенную кислотность, синий – повышенный уровень щелочи. Оба этих цвета однозначно говорят о явной подделке. Качественный тосол даст зеленоватый оттенок индикатора.

Такую проверку вряд ли разрешат произвести в магазине, но в случае приобретения суррогата можно вернуть покупку обратно. Одним из важнейших показателей тосола является плотность, измеряется она прибором под названием ареометр. Хороший качественный тосол должен обладать плотностью примерно 1,07-1,08 г/ куб.см. Подделки изготавливаются из триэтилен-, диэтилен- и пропиленгликоля, имеющих намного меньшую плотность.

Необходимость замены тосола


Рекомендуется производить замену охлаждающей жидкости раз в 2 года или после каждых 60 000 км пробега. О необходимости замены можно узнать и по внешнему виду жидкости.

Кардинальное изменение цвета по сравнению с приобретенным в совокупности с неприятным запахом явственно требует заменить тосол.

Хороший тосол имеет маслянистую скользкую структуру с четко выраженным цветом, но без какого-либо насыщенного запаха.

Систему охлаждения стоит подготовить к замене в ней охлаждающей жидкости:

  • прочистить специальным составом;
  • слить старую жидкость;
  • прочистить средством, очищающим от накипи и ржавчины, который лучше приобретать в фирменном магазине. Согласно инструкции на упаковке, данным составом следует промывать систему не менее 20 минут при работающем двигателе;
  • тщательно промыть систему 2-3 раза простой водой;
  • влить новый тосол.
При проведении этих работ следует помнить, что тосол весьма токсичен, поэтому требует осторожности в обращении и избегания попадания на открытые участки тела и в глаза.

Видео - что будет, если смешать тосол и антифриз:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»