Всемирный день без автомобиля: история и опыт разных стран. Всемирный день без автомобиля в разных странах

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

В знаменитом романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» главный герой уверено вещает с трибуны: «Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения». Во времена действия романа авто в городах было еще большой редкостью. Однако слова Остапа Бендера оказались пророчествами и сегодня улицы больших и малых городов просто заполонены автомобилями. Большое число машин стало настоящей проблемой, поэтому был основан такой оригинальный праздник, как Всемирный день без автомобиля.

Огромное число машин на улицах городов – это не только проблема многочасовых пробок, в которых приходится простаивать автолюбителям. Это еще и загазованность воздуха, которым дышат наши дети, это и жертвы автомобильных аварий. Ученные подсчитали, что ежедневно автомобили прямо и косвенно убивают до 3000 человек.

Однако спрос на автомобили не падает, и многочисленные автомобильные заводы ежедневно выпускают новые модели авто.

История праздника

Впервые дни отказа от личных автомобилей стали проводиться спонтанно в разных городах еще с 1973 года. Правда, вначале причиной послужила не забота об экологии, а банальный топливный кризис.

Однако официальная история праздника берет свое начало в 1995 году, когда Дни без использования автотранспорта организовано прошли в нескольких крупных городах: Рекьявике, Бате и Ля Рошели.

Через два года в Великобритании прошла первая национальная компания, в результате которой жители многих городов страны решили на один день отказаться от личных авто. Еще через год к массовой компании присоединились и многие города Франции. А с начала XXI века инициатива была поддержана в тысячах городах разных стран.

Сегодня официальная дата празднования Дня отказа от автотранспорта – это 22 сентября . В этот множество людей оставляет свои автомобили на парковках, отравляясь по своим делам на общественном транспорте, на велосипедах, роликах или просто пешком.

Как отмечается?

Девиз Дня отказа от автомобиля звучит просто: «Город – это пространство для жизни людей». В этот день во многих городах проводятся разнообразные мероприятия, цель которых показать людям, что можно вполне комфортно передвигаться без личного авто.

В этот день во многих городах существенно увеличивают количество автобусов и троллейбусов, выходящих на маршруты. А кое-где и заметно снижают цену проезда.

Кроме того, проводятся разнообразные акции, призванные наглядно продемонстрировать людям насколько негативно влияет огромное число автомобилей на окружающую среду. Цель этих акций – побудить горожан почаще использовать альтернативные методы передвижения, оставляя свой автомобиль на парковке.

Жители городов получают возможность убедиться, насколько легче дышится на улицах города, когда по дорогам не движется сплошная лента машин. Кроме того, города в эти дни освобождаются от автомобильных пробок, и привычная дорога до работы и домой занимает гораздо меньше времени, давая возможность провести лишний час с любимыми людьми.

Ведь пробки в городе – это не просто украденное время горожан, это и более дорогие товары в магазине из-за сложностей доставки, и риск не дождаться «Скорой помощи» в экстренной ситуации.

А как в России?

Первым городом России, поддержавшим поведение Дня без автомобиля, стала, естественно, Москва. В столице впервые акция была проведена в 2008 году. Затем к идее отказаться от авто, хотя бы на один день в году, присоединились и другие города. Известно, что акции проводились в Санкт-Петербурге, Уфе, Курске, Екатеринбурге и других городах.

Конечно, даже в День празднования дороги полностью не перекрываются, однако, количество автотранспорта существенно уменьшается. В этот день часто приводятся различные велопробеги, а многие граждане пересаживаются на общественный транспорт и велосипеды по своей инициативе.

22 сентября во всем мире отмечают День без автомобиля. Городские власти не только советовали пересесть москвичам на общественный транспорт или велосипед, но и сами приняли участие в этой экологической акции. О том, на чем прокатились сотрудники департамента транспорта, читайте в материале портала Москва 24.

Роман Латыпов. Фото: пресс-служба департамента транспорта

Первый заместитель начальника Московского метрополитена Роман Латыпов в этот день проехался, конечно же, на метро.

"Год назад 22 сентября суточный пассажиропоток Московского метрополитена составил 7,6 млн человек, а МЦК – 195 тыс. Надеемся, что в этом году еще больше москвичей присоединится к акции и предпочтет городской транспорт личному. Мы со своей стороны будем рады обеспечить комфортную и безопасную поездку", – пояснил Латыпов.

Павел Павлов. Фото: пресс-служба департамента транспорта

И.о. руководителя ГКУ "Организатор перевозок" Павел Павлов также в этот день выбрал подземку, чтобы добраться на работу.

"Сеть маршрутов городского транспорта в Москве удобно сформирована, поэтому ездить на работу на автобусе, метро или воспользовавшись услугой велопроката зачастую удобнее и быстрее, чем на личном транспорте. Я не первый год принимаю участие в этой акции, чтобы показать, что общественный транспорт в столице – это отличная альтернатива автомобилям!" – поделился Павлов.

Константин Середа. Фото: пресс-служба департамента транспорта

И.о. начальника Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) Константин Середа решил поехать на самом экологичном транспорте – велосипеде. И окружающая среда не страдает, и здоровье улучшается.

"Акция "День без автомобиля" – хорошая, а главное – полезная традиция для москвичей и для меня в их числе. Я уже в третий раз принимаю в ней участие и приезжаю на работу на велосипеде. Путь от дома в 18 км преодолеваю примерно за 50 минут. Благодаря удобной велоинфраструктуре чувствуется преимущество передвижения перед другими участниками дорожного движения, особенно на Бульварном кольце", – подметил Середа.

Вадим Юрьев и Александр Гривняк. Фото: пресс-служба департамента транспорта

Руководитель ГКУ "Центр организации дорожного движения" Вадим Юрьев и глава ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Александр Гривняк решили поехать на работу вместе, ведь работают оба недалеко от Белорусского воказала.

"Я ежегодно поддерживаю акцию "День без автомобиля". Кроме того, я периодически и в течение года устраиваю себе такие "акции". В городе активно развивается инфраструктура всех видов общественного транспорта – автобусы, трамваи, метро, МЦК, прокат велосипедов. Каждый житель Москвы сам выбирает, каким транспортом удобней воспользоваться для той или иной поездки. Иногда удобней на метро, иногда на личном транспорте, иногда пройтись пешком. Сегодня я часть маршрута проехал на новом трамвае "Витязь" до площади Тверская Застава, а затем пешком дошел до офиса, успел по дороге обсудить с коллегой рабочие моменты", – пояснил Юрьев.

С ним согласен и Александр Гривняк.

"Я каждый год принимаю участие в акции "День без автомобиля" и сегодня не сделал исключения, даже несмотря на плотный график встреч. Зато это позволило нам с Вадимом Юрьевичем прокатиться на новом трамвае и оценить обновленную площадь Тверской Заставы. Трамваи очень комфортные, ходят с минимальными интервалами и связывают сразу несколько станций метро. Это действительно очень удобная альтернатива автомобилю!" – подчеркнул глава АМПП.

Олег Федотов. Фото: пресс-служба департамента транспорта

А гендиректор АО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" Олег Федотов вовсе решил отказаться от какого-либо вида транспорта и добирался до работы на своих двоих.

"Руководство Московско-Тверской ППК в полном составе присоединилось к акции "День без автомобиля" - кто-то приехал на работу на общественном транспорте, кто-то пришел пешком. При этом лично я стараюсь регулярно пользоваться пригородными поездами, ведь только увидев весь процесс поездки собственными глазами, понимаешь, на что нужно обратить особое внимание, чтобы обеспечить комфортные условия для тысяч наших пассажиров", – отметил Федотов.

Автомобиль давно перестал быть атрибутом роскоши, в наши дни для многих людей он является самым комфортным средством передвижения. Сегодня почти каждая семья имеет по одной, а то и по две машины.

Цель праздника

Наличие «железного коня» избавляет человека от необходимости подстраиваться под расписание общественного транспорта, испытывать давку в часы пик, добираясь на работу и домой. Личный автотранспорт дает возможность с комфортом совершать различные поездки, свободно организовывать любые мероприятия, связанные с передвижением.

Кроме плюсов, которые привыкли получать люди, пользуясь своим «железным другом», существуют минусы его использования. Прежде всего, это загрязнение воздуха выхлопными газами. Эксперты подсчитали, что если жители Москвы откажутся на один день от использования личных машин, то вредные отходы в атмосферу сократятся на 2700 тонн.

Постоянные пробки – еще один значительный минус использования авто. Они не только крадут время водителей, но и негативно сказываются на состоянии их нервной системы. Гиподинамия, которой страдают любители машин, также отрицательно влияет на их здоровье. Не радует статистика, предоставляющая печальные факты роста смертности людей в автомобильных авариях.

Всемирный день без автомобиля призван обратить внимание общества на проблему негативного влияния авто на природу и здоровье людей. Он призывает хотя бы раз в году отказаться от пользования авто и выбрать альтернативные способы передвижения: велосипед, общественный транспорт или пешие прогулки.

Дата

История

Самой первой страной, которая провела День без автомобиля, стала Швейцария. Именно там, в 1973 году правительство страны в связи с топливным кризисом призвало жителей на 4 дня отказаться от использования личного транспорта. После этого подобные акции проходили по миру в течение следующих 2,5 десятков лет.

В 1997 году акция отказа от использования авто прошла в Англии. На следующий год Франция провела День без автомобиля.

В России первым городом, который провел акцию однодневного отказа от использования личного автотранспорта, стал Белгород. Случилось это в 2005 году. На следующий год эту инициативу поддержал Нижний Новгород. Москва стала постоянной участницей этой акции с 2008 года.

Традиции праздника

По традиции в этот праздник люди используют альтернативные способы передвижения: на велосипеде, общественном транспорте, пешком. В Москве в этот день вдвое дешевле стоит проезд в общественном транспорте.

Во многих городах мира в этот день проходят велодемонстрации: велосипедисты, облаченные в яркие костюмы, ездят по городу наравне с автомобилистами.

Средства массовой информации всячески поддерживают акцию без автомобиля. Медики с экрана телевизора вещают не только о пагубном воздействии выхлопных газов, но и отмечают вред, наносимый нервной системе в результате постоянных пробок и аварий, говорят о негативном влиянии гиподинамии на здоровье людей. Также отмечается экономическая выгода при отказе от использования авто: не нужно тратиться на бензин, ремонт, техосмотр, автострахование. Конечно, полный отказ от использования машины для большинства людей немыслим, но даже однодневное поддержание акции поможет сохранить бюджет.

В настоящее время День без автомобиля, к сожалению, не пользуется большой популярностью. Но хочется надеяться, что со временем люди оценят праздник и станут поддерживать его традиции.


С недавнего времени все большее количество стран ежегодно отмечает Всемирный день без автомобиля. С чем связано появление этой даты и какие события происходят в разных странах? Понаблюдаем за проведением этого дня в различных уголках страны и мира.

История акции

В 1973 году в разгар топливного кризиса власти Швейцарии предложили гражданам провести один день без автомобиля, используя велосипеды и общественный транспорт. Через несколько лет появилась идея сделать ежегодную акцию, призывающую реже пользоваться личным автотранспортом. Идею подхватили разные города: Рейкьявик, Бат, Ля Рошель и другие. Акция набирала популярность в связи с экологической обстановкой и как способ "Откажитесь от автомобиля хотя бы на один день, укрепите здоровье пешей или велосипедной прогулкой, воспользуйтесь общественным транспортом и сократите поток машин" - так призывали владельцев машин к участию в мероприятиях.

В 1994 году было предложено проводить 22 сентября Всемирный день без автомобиля, эту инициативу поддержали многие страны Евросоюза. В России подобная акция впервые была проведена в 2008 году.

Всемирный день без автомобиля в разных странах

В рамках проведения Дня без автомобиля страны предлагают различные акции, мотивирующие к тому, чтобы водители оставили своих "железных коней" дома хотя бы на один день в году. Во многих городах снижают стоимость проезда на общественном транспорте, почти вдвое уменьшается стоимость проезда в метро.

По примеру Сан-Франциско все больше стран проводят 22 сентября велодемонстрации: велосипедисты в ярких костюмах ездят по улицам города наравне с автомобилями, демонстрируя, что этот способ передвижения более экологически чист и полезен для здоровья, к тому же ничуть не мешает автомобилистам.

Многие страны в этот день ограничивают въезд в город автомобилей, вынуждая их владельцев прогуляться пешком.

С развитием социальных сетей приобретает популярность поддержка акции с помощью фото. Предлагается сфотографировать себя идущим пешком или едущим на велосипеде и выложить в сеть с хештегом, например, "#деньбезавто" (в каждой стране свои варианты).

В России акция более популярна в провинциальных городах, нежели в Москве и Санкт-Петербурге, но поклонников Дня без автомобиля с каждым годом становится все больше.

Освещение акции в СМИ

Всемирный день без автомобиля с каждым годом становится все более популярным. Как же сторонники акции привлекают к ней внимание?

В первую очередь, конечно же, с помощью Здоровый образ жизни сейчас в моде, и рассказы врачей с экранов телевизоров или страниц журналов напоминают, какой вред причиняет человечеству огромное количество автомобилей. Это и вредное воздействие выхлопных газов, и ослабление мышц из-за малой подвижности, и расстройство нервной системы из-за постоянных пробок и многочисленных аварий.

Статьи в сети приводят и доводы с экономической точки зрения. Содержание автомобиля - это покупка бензина, ремонт, техосмотры, различные гаджеты. Даже один день проезда на общественном транспорте существенно сэкономит бюджет. А если добираться пешком или на велосипеде - так это и вовсе бесплатно.

Экологи, обеспокоенные плачевным состоянием окружающей среды, которое усугубляется выбросом выхлопных газов, провели мотивирующее исследование. Оказывается, в одной только Москве благодаря тому, что был проведен в 2014 году 22 сентября Всемирный день без автомобиля, воздух стал чище аж на 15%!

Работа с подрастающим поколением

Вот уже несколько лет в российских школах проводят специальные мероприятия, призывающие обходится без автотранспортных средств хотя бы раз в году. Всемирный день без автомобиля в школе - это интересные выпуск стенгазет, соревнования в езде на велосипедах, забеги на различные дистанции и пешие походы. К детворе приглашают медицинских работников, которые рассказывают, насколько полезнее для организма, например, дойти до школы пешком, нежели ехать на машине.

Во многих городах рассказывают, что такое Всемирный день без автомобиля, в детском саду. Воспитатели рассказывают деткам, чем может навредить автомобиль, проводят подвижные игры, а также призывают родителей присоединиться к участию в акции.

Мнение населения

Всемирный день без автомобиля имеет и поклонников, и ярых противников. Кто-то с удовольствием отказывается от личного транспорта на один день, кто-то не считает это возможным. Конечно, каждый житель Земли обеспокоен экологическими проблемами и понимает, что миллионы тонн выхлопных газов с каждым днем ухудшают ситуацию. Подсчитывают все и те деньги, которые тратятся на содержание и обслуживание даже самого простенького авто.

Но согласно опросам, лишь малая часть водителей готова отказаться от личного транспортного средства хотя бы на один день, не говоря о том, чтобы сделать это стилем жизни. Автомобиль - возможность в кратчайшие сроки добраться из одной части города в другую. Для родителей с детьми собственное авто - незаменимый помощник, благодаря которому можно успеть и в детский сад, и в школу, и на работу, и на многочисленные кружки и секции.

Но все же идея о том, что в некоторых случаях можно обойтись без машины, заслуживает внимания. И хочется надеяться, что отказ от личного автомобиля хотя бы на один день в году станет традицией, которая принесет пользу людям и поможет решить экологические проблемы.

Поучаствовать в нашем эксперименте согласился Никита . Ему 26 лет, и он стоматолог. Опыт вождения автомобиля — около 10 лет. Главным увлечением в жизни считает мотоциклы и все, что с ними связано. На мотоцикле катается только первый сезон. Но считает это скорее любимым хобби, а не основным способом передвижения.


— К сегодняшнему эксперименту отношусь с большим энтузиазмом. Интересно вспомнить, каково это — ходить пешком. Вообще, это очень полезно для здоровья. А к общественному транспорту отношусь нормально, без негатива. Наоборот, похвально, что они у нас в основном газовые или на электричестве.


От предстоящего дня я ожидаю хорошей прогулки и хочу что-то для себя вспомнить, открыть. Да и на общественном транспорте поездить. На автобусе я в последний раз катался весной, на трамвае 5-6 лет назад, на метро — месяца два назад.


Всемирный День без автомобиля (World Carfree Day) отмечают более чем в тысяче городов во многих странах мира. Его главная идея — минимизирование использования личного транспорта и пропаганда идеи пешего и велосипедного способов передвижения. Девиз этого дня: «Город, как пространство для людей, пространство для жизни».


Мы спросили у Никиты, как он относится к идее отказа от автомобиля на один день и в целом к негативному влиянию автомобилей на экологическую ситуацию.

— Отказ от автомобиля, хоть и на один день — это здорово. Но для меня тяжелее отказаться от мотоцикла. Потому что мотоцикл для меня не просто способ передвижения. Я на нем езжу больше для собственного удовольствия. Мы собираемся с друзьями и выезжаем куда-нибудь на природу или просто катаемся по городу.


— Мне кажется, проблему загрязнения воздуха нужно рассматривать с разных сторон. Такая экологическая ситуация не только из-за автомобилей. В городе много деревьев вырубается, их нужно больше сажать. Бензин можно сделать более качественным и экологичным, чтобы загрязняющих веществ от него меньше было. А что касается непосредственно автомобилей, я бы лично ограничил движение машин, у которых двигатель больше, чем 5,7 литров. Такие внедорожники для города неактуальны. От них больше выхлопов и загрязнения, и места больше занимают.


Итак, наш день без автомобиля начался. Никита готов к своему маленькому приключению.


Первый пункт, до которого нужно добраться нашему герою — это место его работы. Никита решил доехать до стоматологической клиники на метро.

— Сейчас я поеду на работу. Сегодня дел не так много. По пятницам, как правило, я работаю примерно до 15:00-16:00. На метро ехать не так далеко — всего пару остановок и один квартал пешком. Думаю, будет очень интересно, — делится с нами Никита.


В метро Никите понравилось:

— Чувствую себя, как на аттракционе в детстве. Это что-то новенькое. Приятные ощущения.


— Вообще, метро для меня неплохое решение для зимы. Ведь с морозами придут проблемы с дорогами, пробки начнутся постоянные из-за гололеда. Да и на мотоцикле зимой не поездишь. А тут станция недалеко от дома, и пробок нет. Все так чистенько, приятно.


От ближайшей станции метро до клиники примерно 10 минут ходьбы. Мы оставили нашего героя трудиться, и вернулись спустя несколько часов, к концу рабочего дня.


Закончив с делами на работе, Никита решил встретиться с приятелем и вместе с ним перекусить.

— Сейчас я иду на встречу с другом. Нам нужно обсудить некоторые вопросы, касающиеся планов на выходные. Хотим с компанией собраться и поехать на пикник. Друг меня будет ждать возле Атакента. До него я решил подняться пешком.


Подниматься вверх по улице не так легко и быстро. Это заняло у нас примерно полчаса. Но Никите прогулка понравилась:

— Это — отличная разминка. И думается лучше. Вот так идешь, погружаешься в свои мысли, и никто тебе не мешает.


Мы немного опоздали, приятель Никиты уже был на месте.


Александр , друг Никиты:

— Мы с Никитой хорошие друзья. Познакомились на открытии мотосезона, и вот уже несколько месяцев катаемся вместе. К этому эксперименту отношусь нормально. Но, наверное, это вопрос больше к автомобилистам, потому что мотоцикл на дороге занимает меньше места и меньше загрязняет воздух.


После встречи с другом у Никиты больше не осталось запланированных дел, и он решил поехать домой. Усталость от пеших прогулок не заставила себя ждать.

— Домой я, пожалуй, поеду на автобусе. Нужно же попробовать самый распространенный вид транспорта.


Нужный маршрут пришлось ждать минут 7.


— Что-то новенькое, давно забытое ощущение. Дискомфорта не чувствую. Но слегка неудобно, что надо ждать. Тут уже время нужно рассчитывать немного по-другому. Если я знаю, что на машине доеду до места за 15 минут, то на автобусе это занимает минут 40.


— Кстати, сейчас, благодаря выделенным полосам для автобусов, в час пик намного удобнее и быстрее на них добираться. Но не быстрее, чем мотоцикл, конечно. На нем любую пробку можно объехать.


— Социофобии у меня нет. Меня не смущают люди в общественном транспорте. Толпы не боюсь. Но, наверное, я еще не так много ездил на автобусах. Каждый день — это, конечно, тяжеловато.


По дороге домой Никита закупился продуктами. Нести их пришлось самому до самого дома.

— К хорошему привыкаешь быстро. Тяжеловато немного самому тащить. Обычно — раз, закинул все в машину, подъехал к подъезду — и все дела. А тут пришлось немного помучиться.


— В целом мне сегодня все понравилось. Особенно пешая прогулка и метро. Среди минусов отметил бы то, что тратится очень много времени на дорогу. По работе мне приходится много ездить, иногда из одного конца города в другой. А на автобусе дорога занимает в два, а то и в три раза больше времени. За это время я мог бы лишний час поработать.


— Несмотря на то, что эксперимент мне понравился, я вряд ли откажусь от автомобиля или буду чаще ездить на общественном транспорте — если только зимой в плохую погоду. Ну, может быть, мы с друзьями устроим себе пару таких дней, как сегодня, ради интереса. А так — совсем отказаться от личного транспорта тяжело. Время же сейчас дорого стоит.


Итак, наш герой Никита провел целый день без автомобиля и мотоцикла. Вместо этого он пользовался автобусом, метро и своими ногами. В метро ему понравилось отсутствие пробок, в автобусах — некоторые маршруты по выделенным полосам, которые упрощают движение в час пик. Пешая прогулка привлекла своей физической нагрузкой и пользой для здоровья. Из минусов наш герой выделил то, что тратится слишком много времени на дорогу и ожидание транспорта.


Мы показали Никите возможные альтернативы его автомобилю. Кое-что ему понравилось, а кое-что — нет, что-то он даже взял на вооружение. Нельзя не отметить, что городские власти уже давно занимаются популяризацией экологичных способов передвижения. Например, строят велосипедные дорожки и пешеходные улицы.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»