Закон об установке тахографов на грузовые автомобили. Порядок оснащения транспортных средств тахографами Применение тахографов на транспорте

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением "дня Х"? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 - весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.

В 2010 - 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.

В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.

В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.

Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены - и "точкой отсчета" стало 1 июля 2016 года.

Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:

Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако

За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.

Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.

Тахограф как объект технического регулирования

Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза" (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 "О техническом регулировании", в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 "О техническом регулировании", подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.

Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", - то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются "в законе". Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 "Об обеспечении единства измерений", позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.

Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза". Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.

Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:

Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а "аналоговые контрольные устройства". То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.

Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО "Магаданэнерго" о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО "Магаданэнерго" обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО "Торгмонтаж- Плюс", которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО "Магаданэнерго".

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго", удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения". Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: "Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)".

Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Заключительное слово экспертов

Максим Сухомлинов:

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 "О техническом регулировании" в главе 4 пункте 3 прямо написано - Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода - аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

Геннадий Линник:

Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

Тахограф и Закон

ВНИМАНИЕ!!!


На каком транспорте и когда :

В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений Работодатель - сотрудник. Таким образом, если транспортное средство принадлежит частному лицу и он осуществляет перевозку в собственных целях, без коммерции, на такое т/с устанавливать тахограф не требуется.

Оснащению тахографами подлежат все транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 впервые зарегистрированные до 1 января 2015 года, осуществляющие коммерческую перевозку и зарегистрированные на юридичесих лиц или индивидуальных предпринимателей. (ст 8(1) Технического решламента о безопасности колесных транспортных средств технического регламента, утвержденного Постановлением правительства № 720 от 10 сентября 2009 года). Данный технический регламент не отменен, а остановлено его действие во времени, он как и в прошлом, так и в настоящее время распространяется на транспортные средства зарегистрированные впервые до 01 января 2015 года, даты вступления в силу Технического регламента Таможенного сСоюза 018/2011.

А вот с транспортными средствами, впервые зарегистрированными после 01 января 2015 года не все просто. Поясняем. Дело в том, что после вступления в силу 01 января 201 года Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011, который имеет статус Международного документа и преобладает над внутренним законодательством, все порядки оснащения, утвержденные приказами Минтранса №36 и 273 с изменениями и дополнениями с юридической точки зрения утратили силу. А п. 14 ТР ТС 018/2011 предписывает определить порядок оснащения в соответствии с нормативными актами Членов Таможенного союза. Но в связи с тем, что после 1 января 2015 года не было выпущено ни одного нормативного правового акта, касающегося Порядка оснащения тахографами (изменения в 36 и 273 считаться таковыми не могут), получается что требований к автомоблям впервые зарегистрированным после 01 января 2015 года в области оснащения их тахографами не существуе. При этом необходимо учесть, что тахограф это объект технического регулирования, а политикой в одласти технического регулирования, согласно Положению, является Минпромторг. Следовательно Порядок оснащения транспортных средств, на который ссылается п.14 ТР ТС 018/2011 должен быть утвержден только Минпромторгом, а не Минтрансом. У Минтранса нет на то полномочий, а следовательно его порядки оснащения не имеют юридической силы.

Также необходимо помнить п. 74, где говорится в частности о том, что нельзя требовать наличия устройства, если оно не предусмотрено конструкцией, т.е. оно не указано в одобрении типа траснпортного средства (ОТТС). Таким образом, все транспортные средства, впервые зарегистрированные до 09 сентября 2010 года (даты вступления Тех регламента по ПП 720), в ОТТС которых не предусмотрен тахограф, тахографами оснащатся НЕ ОБЯЗАНЫ вообще .

Какой тахограф с тавить :

Любой , который имеет Сертификат соответствия хотябы одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств (ПП 720 или Таможенного Союза) или декларацию соответствия.

Но обращаем внимание на дороговизну владения и большие сложности использования тахографов с СКЗИ. Об этом подробно .

Также необходимо знать, что большинство тахографов, которые установлены заводом-изготовителем транспортного средства, произведенного в Росиии, Белоруссии и Европе имеют подобные сертификаты соответствия и не подлежат замене до момента утилизации транспортного средства. Наличие сертификата можно проверить на официальном сайте Росстандарта и Росаккредитации.

Юридическое обоснование выбора тахографа:

С 01 Января 2015 года тахограф стал объектом технического регулирования - п. 65 Приложение 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011.

Таки образом, на тахограф в полной мере распространяется действие Федерального закона № 184 О техническом регулировании. В частности ст. 20, где говорится что подтверждение соответствия действующему законодательству производтся исключительно в форме сертификации и декларации.

Таким образом соответствие тахографа действующему законодательству подтверждается Сертификатом соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств или декларацией. Сертификат соответствия подтверждает соответствие обязательным требованиям. Обязательные требования в соответствии со статьей 2 ФЗ -184 О техническом регулировании предъявляются только техническими регламентавми. ТР ТС также предъявляет обязательные требования к тахографу:

На основании выше изложенного видно, что требований о наличии блока сКЗИ в обязательных требования к тахографу отсутствуют.

Теперь по приказам Минтранса № 36 и 273. Они имеют рекомендательный характер по ряду причин. Первое это в связи с положениями главы 4 пункт 3 ФЗ 184 О техническом регулировании:

Это значит, что приказы Минтранса в отношении технических требований, в частности наличия блока СКЗИ (криптозащиты) носят исключительно рекомендательный характер.

И второе. В связ с тем, что тахограф является объектом технического регулирования, у Министерства транспорта нет полномочий определять политику в области технического регулирования, в том числе и порядок оснащения транспортом, потому что в соответствии с Положением такие полномочия предоставлены Минпромторгу РФ:

И на последок. Министерство транспорта не могут осуществлять контроль соответствия тахографа, так как тахограф являетя объектом техрегулирования, а обязаности по контролю таких объектов поручено Росстандарту и МВД (ГИБДД):

ИТОГ: Установка тахографа с СКЗИ носит исключительно рекомендательный характер. Это означает, что наличие тахографа с СКЗИ определяется Приказом Минтранса № 36, а именно той его частью, где устанавливаются технические требования к тахографу. Федеральный закон №184 от 27.12.2002 О техническом регулировании закрепляет норму о том, что технические требования к автокомпонентам, коим является тахограф, могут предъявляться только техническими регламентами. В данном случае это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, в котором о СКЗИ нет ни слова. Статья 4 пункт 3 ФЗ № 184 прямо указывает на то, что нормативные акты (приказ №36), изданные федеральным органом исполнительной власти (Минтрансом РФ) в области технического регулирования (наличие в тахографе СКЗИ) имеет исключительно рекомендательный характер. Также этот же закон (ФЗ-184) статьей 4 пунктом 5 закрепляет норму об использовании в первоочередном порядке международных соглашений, касающихся вопросов техрегулирования. В ситуации с тахографами такие соглашения есть. Основное из них - это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза. Таким образом, обязательными техническими требованиями к тахографу являются требования Технического регламента Таможенного Союза, в контексте с Международным соглашением ЕСТР, а приказ Минтранса № 36 (в части, касающейся технических требований к тахографам, а именно наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ) носит рекомендательный характер.

ВНИМАНИЕ!!! Тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР и имеющие сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, установленные на транспортные средства НЕ подлежат замене, и разрешены к использованию на общих основаниях до утилизации транспортного средсва.

Административная ответственность (штрафы)

На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 "О безопасности дорожного движения" с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности суть этого документа сводится к следующему:

Внесла изменения в Административный кодекс (статья 11.23), т.е. назначает наказание за:

Отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа, использование тахографа несоответствующего установленным требованиям, неисправность, нарушение правил использования тахографа в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;

Нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.

Также никто не отменял пункт 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей» , где за неисправный тахограф может грозить штраф и запрет на эксплуатацию транспортного средства, а для транспорта, перевозящего опасные грузы - помещение на штрафстоянку (ст 27.13 Административного Кодекас РФ)

Обращаем внимание на то, что режим труда и отдыха водителя автомобиля регламентирует Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 года (с последними изменениями).

Также необходимо помнить о ежегодном приказе Минздравсоцразвития , благодаря которому затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.

Инженерное средство контроля, которое непрерывно фиксирует скоростные данные, называется тахографом. С помощью данного технического механизма можно отследить весь маршрут движения, время работы и отдыха водителя авто. Главными целями введения данных устройств является снижение аварийности на дорогах, отслеживание положения автомобилей в пути, а также контроль работы водителей.

Настоящий закон о тахографах был принят участниками Госдумы 25 мая 2012 года и одобрен Советом Федерации 6 июня. В соответствии с Федеральным законом, все транспортные средства, осуществляющие перевозку людей, а также грузовые автомобили, должны быть оборудованы тахометрами. Распространяется данное правило на транспортные средства, которые имеют общую массу свыше трех с половиной, но не менее двенадцати тонн.

Документ состоит из 2 глав и 12 статей:

Глава 1. Основные положения закона. Состоит из следующих статей:

  • статья 1. Процедура оснащения транспортных средств тахографами;
  • ст 2. Порядок применения закона о тахографах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • ст 3. Процедура оснащения тахометрами грузовых автомобилей, за исключением транспортных средств, перечисленных в Приказе Минтранса;

Глава 2. Оборудование транспортных средств тахографами. Включает в себя следующие статьи:

  • ст 4. Перечень грузовых машин, которые должны быть оснащены тахографами;
  • ст 5. Выполнение работ по оснащению транспортных средств специальным оборудованием;
  • ст 6. Установка, активизация, калибровка, опломбирование технического механизма;
  • ст 7. Установка оборудования на транспортное средство отечественного производства;
  • ст 8. Активизация механизма и блока СКЗИ;
  • ст 9. Реализации калибровки, после активизации тахографа и блока СКЗИ;
  • ст 10. Нормы распечатки чека с указанием обязательных реквизитов;
  • ст 11. Порядок опломбирования;
  • ст 12. Повторная калибровка технического механизма.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 78-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» за основу взял .

Последние изменения

Последние изменения в Федеральный закон о тахографах на грузовые автомобили вносились в 2016 году, вступившие в правовую силу с 01 января 2017 г. В общем нововведения предусматривают, что данное оборудование подлежит метрологической проверке в определенном порядке, установленном законодательством РФ. Водителям строго запрещено оборудование грузового автомобиля непроверенным тахометром.

Изменениям и дополнениям подверглись следующие статьи:

Статья 1

Было принято решение дополнить первый абзац следующим текстом: «оборудовать транспортные средства промышленными средствами контроля, которые будут обеспечивать непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте автомобиля. Нормы и требования к тахографам, категории, виды и порядок их оснащения устанавливается в соответствии с Правительством Российской Федерации».

Статья 7

Закон о тахографах с 1 января 2017 года, изложил ст 7 в следующей редакции: «Регулирование транспортным средством для перевозки и (или) пассажиров без технического средства надзора, нарушение лицом, управляющим автомобилем для перевозки и (или) пассажиров, режима труда и отдыха».

Порядок установки

Закон о тахографе на грузовые автомобили предусматривает несколько основных этапов, в течение которых все автомобили должны быть оборудованы тахометрами.

Тахометры должны быть установлены в следующем порядке:

  • до 1 апреля 2014 г. - грузовой автомобиль категорий N2 и N3, которые занимаются перевозкой опасных грузов;
  • до 1 июля 2014 г. — автобусы категорий M2 и M3, которые перевозят пассажиров;
  • до 1 сентября 2014 г. — грузовой автомобиль категории N3, перевозящие неопасные грузы;
  • до 1 апреля 2015 г. — грузовики категории N2, перевозящие также неопасные грузы.

Стоит отметить, что если грузовые автомобили были оборудованы тахометрами старого образца, в этом случае их необходимо заменить на новые до 1 января 2018 года.

Штрафы за отсутствие тахографа

В соответствии со статьей 11.23 КоАП штраф за отсутствие данного оборудования накладывается в размере от 1000 рублей до 10 000 тысяч рублей. Частник обязуется оплатить штраф в 1-3 тысячи рублей, а государственный служащий предприятия в 5-10 тысяч рублей.

Штраф может быть наложен и в других случаях:

  • неработоспособность, а именно: блокировка, неисправность или установка «подмоток» и других незаводских комплектов;
  • несоблюдение порядка регистрации сведений или фальсификация показаний;
  • установка технического оборудования незарегистрированного образца, в том числе и аналогового.

Представители Министерства транспорта предположили, что в конце 2017 года, штрафы за отсутствие тахометра могут быть увеличены до 20-30 тысяч рублей.

Скачать закон минтранса об установке тахографов

Закон Минтранса об установке тахографов расширил список категорий и видов грузовых автомобилей, которые не подлежат обязательному оснащению тахографами.

А именно:

  • пассажирские и грузовые троллейбусы;
  • грузовые автомобили, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями;
  • автомобили служб, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность;
  • автомобили, которые были включены в список видов и категорий колесных транспортных средств.

Закон о тахографах на грузовые автомобили, который можно скачать , исключает возможность осуществления надзора работы механизма, установленного на транспортных средствах и на дорогах. Соответствующий нормативно-правовой документ предписывает проведение надзора мастерскими и транспортными учреждениями.

Тахографы представляют собой дорогостоящие приборы, которые устанавливаются в кабине грузовых авто для фиксации и сохранения данных о скорости авто и времени его работы и отдыха с целью уменьшения числа ДТП.

Законодательные изменения

Закон о безопасности дорожного движения обязывает водителей и владельцев грузовых средств весом не менее 3,5 тонн, используемые в коммерческой деятельности, устанавливать данный прибор в обязательном порядке.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Постепенно принимаемые статьи закона затронули несколько категорий авто, в которых в обязательном порядке должен быть установлен данный прибор:

  • В грузовом авто категории N2 и N3, которое используется для транспортировки опасных грузов, весом не менее 3,5 т;
  • Водители автобусов категории М2 и М3, в которых 8 или более пассажирских мест, а также грузовых авто N3, вес которых не менее 15 т, курсирующие по междугороднему маршруту могут быть оштрафованы, если в данных ТС тахограф не установлен. Исключение составляют автобусы, выполняющие регулярные рейсы по городу или в пригород;
  • Грузовик N3, работающий по междугородним заказам с неопасным грузом, но весящий более 15 тонн;
  • В грузовых авто N2 с неопасными грузами прибор контроля должен присутствовать;
  • ТС с тахоргафом ЕСТР до 1.04.2014, или же установленным в сервисном центре до 11.03.2014, необходимо заменить до начала 2019 года на прибор нового образца.

Как работать с данным устройством

  • Перед выездом на маршрут следует вставить свою карту водителя в первый слот прибора. Вводить карту необходимо так, чтобы чип находился сверху;
  • Далее необходимо ввести пин-код;
  • После можно приступать к работе.

Данные с карты памяти необходимо переносить в компьютер каждые 90 дней. Данные с карты водителя переносятся вручную каждый 28 дней.

Если на маршруте работают 2 работника, они оба помещают свои карты в слоты: первый слот для того, который за рулем, второй – для подменяющего его. В момент движения авто оба человека считаются работающими. При смене мест работников, их карты следует в слотах также поменять местами.

Инспекторы ДПС при остановке автомобиля проверяют только наличие тахографа и его работоспособность. Данные с прибора инспекторами Госавтоинспекции обычно не считываются.

Если устройство поломалось, перестало отвечать, не включается, необходимо обратиться к руководству:

  • До выхода на маршрут;
  • Во время работы, если прибор поломался в пути.

Правила установки

Данное контрольное устройство может быть двух видов:

  • Международного образца ЕСТР;
  • Цифровой с блоком криптозащиты СКЗИ;

В соответствии с приказом Минтранса от 21.08.2013 года:

  1. Если вы занимаетесь грузоперевозками, не выезжая из страны, для ваших авто подойдет цифровой тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
  2. Если маршруты ваших грузовых перевозок международные, в авто необходим тахограф ЕСТР, поскольку он международного образца.

Поскольку тахограф является прибором или деталью авто, его характеристики должны соответствовать тем требованиям, которые указаны и пояснены в Техническом регламенте.

Существует некий нюанс в правилах установки тахографа:

  • С одной стороны, установить его нужно в соответствии с правилами Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств;
  • С другой стороны, как указано в 4 статье закона о техническом регулировании, акты органов исполнительной власти на федеральном уровне носят исключительно рекомендательный характер.

Перед установкой контрольного устройства убедитесь в наличии у сервисного центра лицензии от ФСБ.

Перед установкой необходимо ввести следующие данные на диаграммном диске:

  • Имя и фамилию водителя, которому принадлежит карта;
  • Адрес установки диаграммного диска;
  • Дату совершения установки;
  • Номер ТС;
  • Показания счетчика пройденного пути.

Видео: Консультация специалиста

Штрафы

В каких случаях можно получить штраф, связанный с тахографом в авто:

  • Если прибор отсутствует;
  • Устройство есть, но неисправно;
  • Тахограф поврежден;
  • Прибор перепрограммирован или перепрошит;

Стоимость штрафа:

  1. Наемное лицо – штраф составит от 1 до 4 тыс. рублей;
  2. Должностное лицо – от 5 до 10 тыс. рублей.

При выходе в рейс с неисправным прибором контроля, его наказание за нарушение может быть в форме запрета выезда, т.е. снятия номерных знаков с авто. Если же грузовик вез опасный груз, авто могут отправить на штрафстоянку.

За нарушение допустимого режима работы водителем, которое фиксирует прибор, водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тысяч рублей.

Можно ли обойти закон о тахографах на грузовые автомобили в 2019 году

Требование установить и использовать приборы контроля предъявляется только к тем грузовым авто или автобусам, которые используются в коммерческих целях, т.е. в целях получения прибыли. Когда авто используется исключительно в личных целях – тахограф не нужен.

Нюанс применения данного закона именно в том, как определить в качестве кого вы выступаете: частного лица или наемного, и с какой целью перевозите данный товар или груз. Обойти закон можно только при помощи данного нюанса.

Все зависит от:

  1. Перевозимого груза;
  2. Вашего алиби;
  3. Уверенности в себе;
  4. Готовности отстаивать свою точку зрения.

Обойти или обмануть тахограф сложно, поскольку данный прибор записывает:

  • Вашу скорость;
  • Время работы или отдыха;
  • Все возможные посягательства на его целостность, отключения электричества в авто и другие прочие обстоятельства.

Блок навигации тахографа связан со спутником, все данные поступающие на прибор шифруются и сохраняются.

Какие действия можно предпринять:

  • Отключить источник питания прибора;
  • Прекратить связь с ЭСУД;
  • Подать более высокое напряжение;
  • Повредить устройство;
  • Поднести магнит к прибору;
  • Отредактировать сохраненные в памяти устройства сведения.

Расхождения в показаниях устройства определит постороннее вмешательство любым специалистом из данной сферы.Отредактировать информацию на приборе не получится из-за высокой степени защиты от посягательств.

Езда с поврежденным или неработающим тахографом грозит автовладельцу штрафом.

Сколько стоит

  1. Прибор в среднем стоит от 35 до 40 тыс. рублей;
  2. Установка обойдется собственникам от 10 до 20 тыс. рублей;
  3. Перед использованием устройство проходит калибровку, стоимость которой колеблется от 3 до 7 тыс. рублей;
  4. Чтобы использовать тахограф в полной мере, придется также приобрести карточки на каждого водителя, их средняя цена от 2500 до 3000 рублей. Расходы на приобретение и оформление карты водителя должен взять на себя работодатель.

Оформить карту водителя можно в «Рустахонет». Ее стоимость будет 5000 рублей. Карта будет готова в течение 14 дней.

Зачем нужен

Прибор:

  1. Фиксирует и записывает скорость движения ТС,
  2. Время его работы и отдыха,
  3. Внештатные ситуации, связанные, например, с отключением электричества.

Благодаря данному устройству можно:

  • Значительно снизить перегрузки водителей грузовых авто;
  • Уменьшить количество возможных аварий на дорогах из-за усталости водителей.

Законодательство обязало юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые организуют коммерческие рейсы, оборудовать транспортные средства автопарка специальными бортовыми самописцами - тахографами.

Тахограф позволяет измерять, регистрировать и индицировать скорость и другие ключевые параметры движения автотранспортного средства.

Устройство фиксирует, затем передает различные данные, которые помогают при автоматизации процессов учета.

В Приказ Министерства транспорта от 13.02.2013 г. №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на ТС…» уже несколько раз вносились поправки.

Список машин, на которые нужно устанавливать устройство, постоянно изменялся . Узнаем, на какие транспортные средства ставится тахограф в 2019 году, а на какие машины не надо ставить тахограф.

Это бортовое техническое устройство, необходимое для измерения, регистрации и индикации скорости, пробега, времени движения автотранспортного средства в автоматическом режиме. Также предназначается для фиксирования времени, которое водитель тратит на труд и отдых.

Записи устройства используются для следующих целей:

Прибор регулирует режим бодрствования и отдыха водителей большегрузных автомобилей. Его основная цель - снижение аварийности на дорогах из-за потери концентрации внимания водителя.

Но некоторые владельцы автотранспорта решают отказаться от установки прибора, объясняя свой отказ высокой стоимостью устройства и его обслуживания.

Для осуществления международных перевозок нужно устанавливать модели тахографов ЕСТР. Для перевозок в границах государства - СКЗИ.

Виды карт для тахографа:

  • для водителя (можно работать с прибором в рабочее время);
  • предприятия (предоставляет полный доступ к данным);
  • контролера (функционирует в режиме «Контроль»);
  • карта мастерской (предназначается для монтажа, калибровки, наладки прибора).

Узнаем, на какие машины устанавливается тахограф.

Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.

В 2019 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.

Также тахографы должны быть на:

  • автобусах с количеством посадочных мест более 8 (масса ТС 5 тонн и более);
  • междугородних грузовиках, которые перевозят грузы на расстояние более 50 км;
  • грузовые ТС с массой 12-15 тонн, которые не осуществляют грузоперевозки.

Выпуск на линию ТС для перевозки грузов или пассажиров без тахографа влечет наложение штрафа в размере 1000—3000 рублей, до 5000-10000 рублей на должностных лиц (КоАП, ст.11.23)

Тахограф должен устанавливаться уполномоченной на то мастерской. Должно стоять клеймо и проведение калибровки. За нарушение этих требований также можно получить штраф.

Мастерские, которые устанавливают тахографы, должны иметь аккредитацию.

Со сведениями о таких мастерских можно ознакомиться по ссылке: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops/ (РОСАВТОТРАНС).

Также нужно приобрести карточку на каждого из водителей, которые будут вести автомобиль.

К такому транспорту относят:

Установка тахографа обязательна и для юридических лиц, использующих автотранспорт в коммерческих целях.

Также тахограф не устанавливают на следующие автотранспортные средства:

Самосвал Камаз - популярнейший тип грузовиков, которые задействованы в строительных работах.

Если его используют в строительной компании, которая возводит жилые дома, устройство устанавливать нужно. Если Камаз нужен для коммунального хозяйства, тут могут быть вопросы.

Во многих регионах вышеуказанный список трактуется так: к автомобилям, предназначенным для коммунального хозяйства и содержания дорог, относят только те ТС, которые имеют специализированное предназначение. То же касается ТС, предназначенных для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

Поэтому тахографы не требуются для автомобилей, оборудованных щетками для очистки дорог . Но на самосвалы, которые нужны в коммунальном хозяйстве, установка тахографов необходима. За их отсутствие можно получить штраф.

Монтаж устройства обязателен только для тех автотранспортных средств, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Частному лицу на личный грузовик тахограф не требуется .

Напомним, что тахографы обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств.

По этой причине некоторые организации, которые желают эксплуатировать ТС круглосуточно, заставляют водителей регистрировать автомобили на себя. Но это нежелательная практика. Водитель может уволиться в любой момент, и оставить ТС себе.

То же касается установки тахографа на личный автобус или на личный микроавтобус. Монтаж устройства осуществляется для:

  • всех автобусов, которые используются для пассажирских междугородних перевозок (если пассажирских мест более восьми);
  • грузовиков массой более 3500 кг, которые также осуществляют междугородние коммерческие перевозки.

Т.е. по закону владелец автотранспортного средства может не устанавливать на него тахограф, если не занимается коммерческими грузоперевозками.

А нужен ли тахограф на автобус, перевозящий сотрудников компании? Да, нужен .

Снова возвращаясь к закону 196-ФЗ, напомним, что те юридические лица и ИП, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией ТС, должны оснастить свои машины техническими средствами контроля, т.е. тахографами.

Если ТС осуществляет перевозку сотрудников организации к месту их работы или другому пункту назначения и обратно - это связанная с эксплуатацией ТС деятельность. Также такой автобус, вероятно, имеет более 8 пассажирских мест, обладает массой более 3,5 тонн.

Тахограф на личный автомобиль для коммерческих перевозок

Если водитель купит грузовой автомобиль или автобус, чтобы осуществлять коммерческие перевозки, но не желает регистрировать ИП или юридическое лицо, тахограф не требуется.

Штраф за отсутствие устройства в таком случае не налагается. Но водитель может быть наказан штрафом за иное правонарушение - осуществление предпринимательской деятельности без регистрации: 500-2000 рублей.

Нужен ли тахограф на газель? Ответ зависит от характеристик ТС и способов его эксплуатации .

Газель - это грузовой автомобиль. Но ТС попадает под закон, если его масса превышает 3,5 тонны. В пассажирской версии устройство должно быть.

Что касается маршрутного такси, которое осуществляет движение только в пределах города, установки тахографа можно избежать, так как монтаж устройства требуется, если маршрут автомобилей составляет более 50 километров.

Если на борту установлен блок ГЛОНАСС, устройство не заменяет тахографа.

Если газель обладает более 8 посадочными местами, тахограф необходим. Также устройство нужно, если грузоподъемность автомобиля составляет более 3500 кг. Если у газели есть прицеп, монтаж тахографа необязателен.

На кран-манипулятор

Нужен ли тахограф на кран-манипулятор в 2019 году? Да, на кран-манипулятор необходимо устанавливать тахограф.

То же касается установки тахографа на ЗИЛ-бычок. Камаз, ЗИЛ 5301, самосвалы весьма популярны среди частных автовладельцев.

Если законодательство возлагает ответственность за установку устройства на руководителей транспортных компаний, частные автовладельцы ошибочно полагают, что подобное требование к ним не относится.

Но нигде в приказах или других документах не указано, что частники освобождаются от установки тахографа.

Требование монтажа тахографов распространяется на любую форму собственности, если ТС попадает под указанные категории и выполняет коммерческие грузовые или пассажирские перевозки.

Итог

Если автовладелец - частное лицо, а у него в собственности автомобиль массой свыше 3500 кг, и ТС используется в коммерческих целях, тахограф нужен. В законе также есть список автомобилей, которые должны быть оснащены этим устройством.

Тахограф необходим для контроля за водителем . Устройство подсчитывает время, затраченное водителем на отдых и работу, фиксирует скоростной режим автомобиля, его передвижение, расход топлива.

Устройство помогает сократить издержки, минимизировать нарушения ПДД, исключить несанкционированные отклонения от маршрута.

Внести изменения в зашифрованные данные невозможно . При попытке коррекции вся информация отразится в памяти тахографа и станет доступной контролерам, когда они начнут проводить мониторинг.

Устройство помогает повысить уровень безопасности и оптимизировать бизнес.

Вас заинтересует:


4 Comments

    Добрый вечер. Скажите на грузовой авто с рефрижератором работающим от двигателя, авто грузоподъемность максимальной 7,5 тонн ТРЕБУЕТСЯ Тахограф? Ведь водитель спит а авто работает чтобы реф работал.

    Вчера составили протокол об административном нарушение старый.11.23 ч.1 в собственности газель пассажирская 13 мест,коммерческой деятельностью не занимаюсь ип. Не имею авто использую в личных целях и поездках!!! Законное ли это было???



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»