Полезная информация о шинах

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Шины автомобильные состоят из двух основных элементов - протектора и каркаса. Последний берет на себя основные силовые нагрузки. Причем это не только давление воздуха изнутри покрышки, но и неровности дорожного полотна снаружи. В связи с этим для ее изготовления используется особая (корд), которая располагается по всему периметру колеса в несколько слоев. Основой корда может быть хлопок, капрон и вискоза, но чаще всего он состоит из металлической проволоки (так называемый металлокорд). При этом поверхность основы (проволоки) покрывается тонким слоем латуни, толщиной приблизительно в 0.1-0.2 миллиметра.

По сравнению со своими аналогами, такая конструкция является наиболее прочной и устойчивой к нагреванию.

Шины автомобильные и их разновидности

Все покрышки, которые устанавливаются на современные легковые и грузовые автомобили, подразделяются на две категории:

  1. Радиальные.
  2. Диагональные.

Радиальная шина имеет особые волокна корда с диагональным направлением соединения бортов. В таком случае в смежных слоях краски появляется неизбежное перекрещивание их путей (см. фото).

В связи с этим количество применяемых слоев корда должно быть обязательно четным. Также данный тип шин отличается тем, что волокна соединяют борта напрямую, направляясь к ним под углом 90 градусов.

Классификация радиальных покрышек

В свою очередь данный тип колес подразделяется еще на две категории и может быть как текстильным, так и комбинированным. Оба класса имеют схожий материал для изготовления каркаса. Чаще всего это синтетический нейлон. Основные их отличия - это тип брекера. На текстильных он изготовлен из а на комбинированных - из металлокорда. Именно такое сочетание материалов специалисты называют оптимальным. При этом прочность такой шины значительно повышается, а вероятность образования трещин на ободе и микропроекторе снижается до нуля.

Маркировка

Все современные производители автомобильных шин радиального типа обозначают их на боковине буквой R. В маркировке это выглядит примерно так: 180/75 R14. Очень часто автолюбители путают этот символ с посадочным радиусом колеса. На самом же деле R14 говорит о посадочном диаметре, который в данном случае равен четырнадцати дюймам. Диагональные же аналоги не маркируются подобным символом. В обозначении типоразмера данных шин есть только цифры (к примеру, 6.50-15).

Почему диагональные колеса уходят в прошлое?

Такие колеса на данный момент практически не выпускаются и не устанавливаются на легковые автомобили и на внедорожники. А все потому, что диагональные покрышки подвергаются большой деформации в области протектора во время движения. В результате этого значительно сжимаются канавки рисунка, а выступы начинают проскальзывать по опорной поверхности. За счет этого существенно ухудшается качество их сцепления с дорогой, а соответственно, и безопасность езды оказывается под угрозой.

Преимущества радиальных колес

Среди основных плюсов данного вида покрышек следует отметить их способность к эксплуатации на повышенных скоростях и легкий вес. Кроме этого, радиальные шины имеют большую несущую способность, меньше подвергаются нагреву и по своей структуре более эластичны, по сравнению с диагональными аналогами.

Также необходимо отметить, что, за счет своей малой снаряженной массы, такие колеса более безопасны в эксплуатации. На практике автомобили с радиальными шинами более маневренны и устойчивы на больших скоростях, причем исследования отмечают отличное качество сцепления как с сухим, так и с мокрым дорожным полотном.

Поскольку упомянутые автомобильные или зимние - не имеет значения) воспринимают лишь один тип нагрузок, напряженность нитей в каркасе у них значительно ниже, чем у диагональных. Это позволяет использовать меньшее количество слоев материала для каркаса, за счет чего возрастает качество теплоотвода. Кстати, каждый корд здесь является абсолютно самостоятельным. Благодаря этому отпадает необходимость в перекрещивании волокон соседних слоев (отсюда получаем менее затратное производство). Кстати, автомобильные камеры для шин данного типа не требуются. Все они бескамерные, а потому применяются на всех современных авто.

Также необходимо отметить, что радиальная резина допускает применение сверхмодульных типов корда для производства брекера. Благодаря этому получается отличное сцепление протектора с дорогой, о чем мы уже говорили ранее. А за счет жесткости брекера деформация протектора сводится к минимуму, поэтому ресурс у таких колес очень большой (по крайней мерее на ровной дороге). Вместе с тем такое колесо менее уязвимо к проколам, а ведь на наших дорогах нередко можно встретить и и стекло, и ржавые шурупы.

Недостатки

Эксплуатация автомобильных шин показала, что основным минусом таких покрышек является их чрезмерно высокая эластичность. Причем это касается не всего протектора, а лишь боковой его части. При частом передвижении по неровностям или колее это может вызвать повреждение колеса. По этой же причине радиальная шина весьма чувствительна и требовательна к давлению внутри камеры. Если этот показатель будет сильно занижен, стоит ожидать преждевременного образования повреждений при наезде на камни и бордюры. Еще одним минусом такой покрышки является её высокая стоимость.

Особенности применения

В силу своих конструкционных особенностей, радиальная шина практически вытеснила из производства своих диагональных аналогов, которые можно встретить сейчас только на грузовых автомобилях. И даже несмотря на такой «букет» недостатков, по своим характеристикам радиальные колеса далеко превосходят конкурентов, а потому используются на всех видах современного автотранспорта.

Итак, мы выяснили, какими особенностями характеризуется радиальная шина, как она маркируется и где примеряется. При рассмотрении всех преимуществ и недостатков данных колес становится очевидным, что уже в ближайшее время радиальные покрышки полностью вытеснят с мирового рынка своих диагональных собратьев.

Ни одно из изобретений, сделанных людьми, не способствовало такому технологическому прорыву, как изобретение колеса. Оно позволило строить транспортные средства, на которых можно было, с относительным комфортом, передвигаться и перевозить грузы. Но сама покрышка, в том виде, в котором мы ее видим сегодня, появилась не сразу. Прошло немало времени пока деревянное колесо превратилось в высокотехнологичную покрышку. Для этого потребовалось изобрести вулканизацию каучука, решить проблему с пневматической шиной и, уже потом говорить об эластичном колесе. Таким колесом сегодня оснащены все виды транспортных средств, начиная от велосипеда и заканчивая большегрузными подъемными машинами. Не обходиться без такого колеса и современная авиация.

Если взглянуть в прошлое, в историю, то становится понятным, что основной целью этого изобретения было желание предохранить транспортное средство от ухабов и неровностей при движении. Ведь отсутствие в 19-ом веке современного дорожного покрытия и амортизаторов, делало путешествие опасным для здоровья занятием. Поэтому такое изобретение изменило сам взгляд на транспортировку людей и грузов, сократило расстояния и сделало человечество более коммуникабельным. С тех пор основная идея не претерпела принципиальных изменений, но, в зависимости от условий использования, покрышки имеют некоторые характерные особенности. Что позволяет говорить об их разнообразии.

Единым для всех покрышек является принцип действия, когда оболочка торообразной формы вращается вокруг оси. Состоит она из нескольких слоев кордовых тканей, покрытых резиной по специальной технологии. Чтобы избежать деформации, эти слои защищены. Фронтальная часть защищена протектором, а сбоку всю конструкцию от ударов предохраняет боковина. Проблема крепления покрышки на обод, или, по сегодняшней терминологии, на диск, решена наличием на нижней кромке бортов. Борты жесткие, не растягиваются и не поддаются деформации, благодаря наличию внутри проволочных колец. Внутренняя поверхность шины герметична, именно благодаря этому существует возможность создать внутри покрышки давление более высокое, чем атмосферное. Ведь такая разность давления, это принцип работы эластичной, пневматической покрышки. Наполняется внутренняя часть под давлением, обычно, воздухом, но сегодня популярно наполнение газом, в частности азотом. Кстати, само слово пневматическая шина означает воздушная.

Сегодня распространены два вида шин- камерная и бескамерная.

Рис.1 Конструкция камерной шины: 1 - обод; 2 - ездовая камера; 3 - покрышка; 4 - вентиль.

Рис.2 1 - протекртор; 2 - слой герметизации; 3 - каркас; 4 - вентиль 5 - обод.

Вся современная классификация шин основывается на расположении слоев кордовой ткани . При первом варианте эти слои охватывают всю шину и заворачиваются на бортовые кольца , образуя каркас . Другой тип представляет собой расположение слоев (брекеров ), непосредственно, под протектором , то есть в месте основного контакта с дорожным покрытием. Исходя из этого, можно сказать, что все производимые сегодня покрышки делятся на два основных типа: диагональные и вертикальные . Причем большей популярностью пользуются именно радиальные шины.

Рис. 3 Конструкция обеих типов шин (а ) диагональной, (б ) радиальной: 1 - борт; 2 - кольцо борта; 3 - каркас; 4 - брекер; 5 - боковая стенка; 6 - протектор.

Основой конструкции диагональных шин является такое взаимное расположение слоев каркаса и брекера, когда они перекрещиваются друг с другом под заданным углом, составляющим от 45 до 60 градусов, относительно линии вращения колеса. В то время как этот угол в радиальных шинах составляет 90 градусов.

На следующем рисунке наглядно показаны основные элементы и их размеры в поперечном сечении.

Рис.4 . Элементы конструкции шин и их размеры:1 - каркас; 2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - кольцо борта; 7 - шнур наполнительный.

Где D - диаметр наружный, H - высота профиля, B - ширина профиля, d - диаметр обода покрышки.

Часто применяемое название покрышка , подразумевает резинокордную оболочку, торообразной формы пневматической шины, на которую ложиться основная нагрузка от соприкосновения с дорожным покрытием. Нередко встречающиеся названия покрышки, скат, резина, баллон, являются неприемлимыми и малограмотными.

Применяемая камера , в камерном варианте шины, с вентилем служит для держания постоянного давления воздуха внутри конструкции.

Под термином каркас покрышки , понимают обрезиненный корд, крепящийся к боковому кольцу, который принимает на себя все усилия, возникающие при движении по дороге.

Понятие брекер включает в себя ту часть покрышки, которая расположена меду протектором и каркасом и состоит из перемежающихся слоев корда и резины.

Протектор - это часть покрышки, которая расположена непосредственно в месте соприкосновения с дорожным покрытием, она довольно массивная и призвана защитить каркас и брекер от ударов. Для лучшего сцепления с дорогой на протекторе находится рисунок.

Плечевая зона на протекторе - это зона между беговой дорожкой и боковиной она служит для защиты боковой зоны от повреждений.

Под термином борт подразумевают деталь конструкции покрышки при помощи, которой происходит фиксация на диске. Эта часть жесткая, с наличием внутри железных колец из витой, стальной проволоки.

Боковая стенка , расположена между бортом и плечевой зоной протектора, состоит из нескольких слоев каркаса. Снаружи эта часть конструкции защищена боковиной.

Вентиль , вне зависимости от того расположен ли он в камере или, является частью бескамерной резины, представляет собой клапан, через который внутрь закачивается воздух или наоборот служит для его стравливания.

Наружный диаметр шины , обозначенный буквой D , это высота той наружной окружности, которая непосредственно соприкасается с дорогой.

Посадочный диаметр d - это линия пересечения основания борта с его наружной поверхностью.

Высота профиля , обозначенная буквой H - это половина разности наружного и посадочного диаметров.

Ширина профиля , которую принято обозначать буквой B, это расстояние между боковинами, а точнее, их наружными частями. Без учета выступов, надписей и другой маркировки, нанесенной на боковину шины.

Сегодня предусматривается классификация шин и по такому параметру, как соотношение высоты и ширины профиля в процентах . Это характеристика данной продукции по профилю сечения.

Предлагаемые обозначения это минимальные знания необходимые владельцам собственного транспорта. Но не стоит забывать, что шина не является самостоятельной технической единицей и ее можно рассматривать лишь, как составную часть какого-нибудь транспортного средства. Безусловно, важную его часть, от которой зависит безопасность эксплуатации этого транспортного средства и комфорт, находящихся в нем пассажиров. Непосредственное влияние правильный выбор покрышек может оказать на такие показатели, как проходимость, плавность хода, экономичность транспортного средства. Немаловажен и уровень шума в салоне, который не в последнюю очередь зависит от выбора шин.

Сегодня на наших дорогах преобладает транспорт иностранного производства, а во многих случаях и отечественные автомобили используют в экипировке шины иностранных производителей. Отечественные заводы, специализирующиеся на производстве покрышек, в последнее время также стали производить качественную, продукцию, способную удовлетворить любого покупателя. По этой причине очень важно ориентироваться во всем этом изобилии. Знание тонкостей продаваемой продукции позволит сделать правильный выбор. Сэкономить деньги и одновременно приобрести качественный товар, значительно повышающий безопасность на дороге.

При покупке шин, в первую очередь, надо определиться с их категорией, то есть, на какой автомобиль или прицеп приобретается товар. Не менее важно определиться с сезоном, во время которого эти покрышки будут использоваться. Также важно знать какой формы профиль необходимо приобрести. Имеется в виду соотношение параметров Н/В, которое позволяет выбрать резину низкопрофильную , широкопрофильную или даже сверхнизкопрофильную .

К тому же шины могут быть камерные и бескамерные . Зная все эти параметры без труда можно выбрать именно ту продукцию, которая идеально подходит к конкретному транспортному средству.

Протектор - это массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними. Протектор определяет износостойкость шины, качество сцепления колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Протектор определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: летние (дорожные),зимние (шипованные и фрикционные) всесезонные (универсальные), и карьерные (повышенной проходимости).

Устройство шины

Шины бывают:
зимние , всесезонные и карьерные . Шины для различных условий отличаются рисунком протектора, химическим составом резины, конструкцией и другими элементами. На зимних шинах не стоит ездить летом. Они работают при температурах меньших +9° С, а после этого становятся мягкими, как пластилин, быстро изнашиваются и не "держат" дорогу. Летние шины зимой "дубеют" и скользят, как пластмасса.
камерные и бескамерные
. Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Бескамерные шины имеют воздухонепроницаемый резиновый слой (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.

Маркировка шин:

Самый важный параметр шины - это ее размер.
Например, на шине такая маркировка: 195/65/R15 91T .
195 - ширина шины в мм от бока до бока.
65 - высота профиля (серия шины). Высота от диска до дорожки в % от ширины.
R - конструкция: как расположены слои нитей корда в каркасе шины. "R" - шина с радиальным кордом, "B" - шина с опоясывающим кордом, "D" - диагональное расположение нитей корда.
15 - радиус диска, на который шину нужно устанавливать (в дюймах).
Два последних параметра - это индексы нагрузки и скорости.
91 - индекс нагрузки на одно колесо.
Т - индекс скорости, определяющий скорость, на которой машина может долговременно двигаться с полной загрузкой.
Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин
M&S (Mud + Snow - грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.
All Season - всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.
Rotation - направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой набоковине шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out иSide Facing Inwards) - ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины надиск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть снаружной стороны автомобиля, аInside (внутренняя сторона) - свнутренней.
Left или Right - означает, что шины этой модели бывают левые иправые. При ихустановке нужно строго соблюдать правило установки шины наавтомобиль, левые только слева, аправые, соответственно, только справа.
Tubeless - бескамерная шина. Если этой надписи нет, тошина может использоваться только скамерой.
Tube Type - шина должна эксплуатироваться скамерой.
MAX PRESSURE - максимально допустимое давление вшине, вкПа.
RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма « зонтик» ) - означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды иимеют высокую степень защиты отэффекта аквапланирования.

Система условной классификации качества шин
Помимо описанных выше характеристик, на боковину шины могут быть нанесены условные показатели качества шин, относящиеся к так называемой Системе условной классификации качества шин.

Показатель износа
Показатель износа является важнейшей характеристикой, показывающей, как долго шина останется работоспособной. Протектор каждой шины подвержен износу и очень важно не пропустить тот момент, когда он достиг критического уровня и шина уже не может обеспечить должное сцепление с дорожным покрытием.
Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора, который теоретически соответствует продолжительности "жизни" шины. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов схода-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.

Показатель сцепления
Показатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для обозначения показателя сцепления используются буквы от "А" до "С", при этом "А" соответствует максимальному его значению.

Температурная характеристика
Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от "Л" до "С", где "А" соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Поэтому, зимние шины, как правило, мягче летних и не "дубеют" с понижением температуры, летом же они, наоборот, начинают "таять". Рисунок протектора зимних шин намного грубее, со множеством специальных углублений - ламелей, на боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) - грязь и снег и/или Winter - зима. Таким образом, на данный момент разделение шин на летние и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических условий, но такие шины пока далеки от совершенства.

Маркировка DOT
Маркировка DOT является чем-то вроде "отпечатка пальцев" шины. Ее наличие говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation) и допущена к эксплуатации. DOT - это Американская система сертификации. На покрышках, поставляемых на российский рынок, чаще всего встречается метка Е, которая свидетельствует о соответствии европейским стандартам. Такие метки могут встречаться как вместе, так и по отдельности, все зависит от страны-изготовителя. Для примера рассмотрим следующую маркировку: DOT M5H3 459Х 064. Первые буквы и цифры, следующие за аббревиатурой DOT, служат для обозначения фирмы-производителя и заводского кода. Третья, четвертая и пятая буквы, 59Х, обозначают код типоразмера, которым по выбору специфицируют шины их производители для указания их размера и некоторых характеристик. Последние три цифры указывают на дату изготовления: первые две относятся к неделе, а последняя к году производства. Так, 064 значит, что шина была изготовлена в шестую неделю 1994 года. Все шины должны соответствовать как международным, так и российским стандартам.

Индекс давления
Уровень внутреннего давления в шине оказывает влияние на эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля. Даже самые качественные шины не справятся со своей задачей, если будут работать при неправильно установленном давлении. Его точное значение зависит от типа автомобиля и, в определенной степени, от выбора водителя. Рекомендованное для данного типа автомобиля давление обычно указано в наклейке на торцевой части двери или стойки салона, или на внутренней поверхности перчаточного ящика и крышки топливного бака.

Таблица индексов скорости

Индекс максимально допустимой скорости - это допустимый предел скоростного режима, при котором допускается эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом.
Индекс M N P Q R S T U H V W Y Z
Макс. скор. км/ч 130 140 150 160 170 180 190 200 210 240 270 300 >240
  • Максимальная нагрузка, максимальное внутреннее давление
    Для легковых шин обозначения максимальной нагрузки и максимального давления определяют максимальный вес, который можно перевозить при максимальном внутреннем давлении в шине. Для шин малых коммерческих автомобилей показатели максимальной нагрузки и давления прямо пропорциональны.

    Таблица индексов нагрузки

    Индекс допустимой нагрузки (или индекс грузоподъемности). LI - индекс нагрузки, Kg - нагрузка в килограммах

    КН

    кг

    КН

    кг

    КН

    кг

    КН

    кг

  • Камерные (имеет маркировку T ube T ype )
    Камерные состоят из покрышки и камеры с вентилем. Вентиль (в простонародье - сосок) позволяет нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу.
    1. обод диска
    2. камера
    3. покрышка
    4. вентиль камеры

    Бескамерные (имеет маркировку tubeless )
    Отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наносимого под первый слой каркаса (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
    1. протектор
    2. герметизирующий слой
    3. каркас
    4. вентиль колеса
    5. обод диска

    Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.

    Диагональные В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60 град. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах. У таких шин есть свои преимущества - у них прочнее боковина.

    Радиальные В обозначении радиальных шин на боковине покрышки имеется символ R . В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей, нити лежат параллельно друг другу от борта к борту по всей окружности шины. В брекере радиальных шин нити корда не пересекаются друг с другом.

  • Чем же радиальная шина лучше диагональной?

    • у радиальной шины выше стойкость к износу, она долговечнее. Пробег лучших моделей диагональных шин составляет 20-40 тыс. км, а пробег самых обычных моделей радиальных - 60-80 тыс. км.;
    • у радиальной шины меньше сопротивление качению, что дает ощутимую экономию топлива;
    • радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля;
    • радиальная шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна контакта. При изменении нагрузки и колебаниях во время движения жесткий брекер не дает протектору радиальной шины деформироваться, шашки протектора не сминаются и не проскальзывают.

    По форме профиля поперечного сечения

    (в зависимости от номинального отношения высоты профиля шины "Н" к его ширине "В") подразделяют на шины:

    • обычного профиля - Н/В свыше 0,89;
    • низкопрофильные - Н/В = 0,7 - 0,88;
    • сверхнизкопрофильные - Н/В не более 0,7;
    • широкопрофильные - Н/В = 0,6 - 0,9;
    • арочные - Н/В = 0,39 - 0,5.
    • Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Эти шины имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля при движении.
    • Широкопрофильные шины применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля, сократить расход материалов, так как они применяются часто по одной шине вместо сдвоенных.
    • Арочные шины выпускаются бескамерными. Они устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной шине вместо двух обычного профиля. Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на дорогах с твердым покрытием ограничено.

    Летние шины имеют четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой и слабо выраженные поперечные канавки. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Но для движения по грунтовым (особенно мокрым) и зимним дорогам они малопригодны. Скоростные шины (категория Н и выше) отличаются повышенной способностью противостоять перегреву, сохранением стабильного коэффициента сцепления с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости. Летние шины с дорожным рисунком протектора выпускаются нескольких разновидностей:

    • шины с обычным дорожным рисунком протектора, предназначенным для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием;
    • «дождевые» шины со специальным рисунком протектора для применения в условиях повышенной влажности дорожных покрытий;


    Шины с направленным рисунком обладают лучшей способностью отводить воду из зоны контакта. Внешний вид «направленного» протектора современной дождевой шины представлен на фото. В зависимости от направления вращения - протектор такой шины совершенно по-разному работает в условиях, когда дорога покрыта водой.
    При правильной установке, вода, оказавшаяся в пятне контакта не остается под колесом, а попадает в канавки и выдавливается через них наружу. При неправильном шиномонтаже, движение воды происходит в обратную сторону. Вода собирается от краев протектора к его середине, и тем самым способствует аквапланированию даже на невысоких скоростях. Имеет значение также остаточная глубина протектора - то есть водоотводящих канавок. Именно поэтому ПДД лимитируют этот параметр.

    Асимметричный и направленный асимметричный рисунок

    Большинство новых моделей шин имеют направленный (стреловидный) рисунок протектора. Считается, что такой тип рисунка обладает лучшими характеристиками по сравнению с обычным. Особенно это проявляется в критических дорожных условиях. Направление вращения колеса обозначается стрелкой с надписью Rotation . Рисунок также может быть асимметричным , т.е. покрышки выпускаются левые и правые и устанавливаются на соответствующую сторону автомобиля. Такие шины имеют маркировку Left - левая или Right - правая. Внешняя сторона установки обозначается: o utside или Side Facing Out а внутренняя: Inside или Side Facing Inwards . Асимметричный рисунок применяется при производстве шин с высокими скоростными характеристиками.

    Зимние шины (Mud + Snow - грязь плюс снег)

    предназначены для эксплуатации на обледенелых и заснеженных дорогах. Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой). Более пластичная резина зимних шин в летних условиях подвержена быстрому износу и перегреву. Износостойкость зимних шин на 30-50% меньше летних. При движении автомобиля в зоне контакта шины с дорогой присутствует тонкий слой влаги, поэтому на заснеженной дороге задача шипов - продавить влажную пленку и обеспечить надежный контакт шины с дорогой. можно условно подразделить на две группы:

    • Нешипованные (фрикционные) шины изготавливаются из мягких сортов резины, чаще всего имеют направленный рисунок с большим количеством ламелей и предназначены в основном для эксплуатации на очищаемых дорогах.
    • Шипованные (или с возможностью шипования) шины - изготавливаются из резины средней жесткости и имеют шипы или размеченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, имеют развитую сеть ламелей, в некоторых случаях приближаются внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины имеют лучшее сцепление с льдом и с укатанным снегом, но ухудшают сцепление на асфальте. Обладают повышенной шумностью.

    Всесезонные шины

      хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам большим износом, чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую "дорожку" и разделены канавками разной ширины; на элементах рисунка - "шашках" - имеются узкие прорези - ламели. Как правило, на этих шинах маркировка all season , или условные знаки (снежинка или капля).

    Карьерные шины

      для работы в карьерах, лесозаготовках и т. п.

    Автомобильные шины предназначены для защиты камеры колеса и обеспечивают требуемое сцепление автомобиля с дорожным покрытием. Раньше для автолюбителей совершенно не было разницы, какие шины использовать для движения на собственном автомобиле. Выбор тогда был не велик и водители приобретали только то, что было. В настоящее время существует два вида покрышек – это радиальные и диагональные шины. Постараемся разобраться, из чего производят покрышки, чем отличается их строение, и какие плюсы и минусы имеют оба вида покрышек.

    Особенности строения диагональной и радиальной резины

    Перед тем, как сравнивать два вида покрышек, необходимо узнать, из чего состоит современная автомобильная шина. Любая покрышка состоит из нескольких слоев, каждый из которых имеет свое предназначение. Первым слоем называют каркас шины. Он отвечает за будущую форму изделия и придает ей определенную жесткость.

    Дальнейшие слои резины плавно переходят в протектор, который и осуществляет контакт колеса с дорогой. Все эти слои называются брекером. Брекер – это та часть резины, на которую приходится большая часть различных нагрузок. Именно поэтому его конструкцию упрочняют при помощи металлических прутьев, которые называются металлокорд.

    Стоит отметить, что именно плетение каркаса и отличает два вида покрышек, а также, исходя из этого, расположение слоев резины и металлического корда. В радиальных шинах каркас плетется под углом 90 градусов ко всем слоям резины, а в радиальных под углом, примерно, в 45 градусов.

    В диагональных шинах, для того чтобы каркас не разошелся, он укладывается в несколько слоев, каждый из которых идет внахлест предыдущему. Логично предположить, что для удачной конструкции такой покрышки необходимо четное количество слоев, поэтому, чаще всего, их используется четыре.

    В радиальных же шинах используется другая технология производства. Нити там укладываются перпендикулярно пути движения , а значит, не нуждаются в дополнительных слоях, укрепляющих конструкцию. Тем не менее, у обоих видов покрышек имеются свои плюсы и минусы.

    Видео - Сравнение диагональных и радиальных крупногабартных шин

    Плюсы и минусы диагональных моделей

    В настоящее время, диагональные шины применяются только на грузовых автомобилях, поэтому особого выбора на рынке шин для легковых авто уже не имеется. Тем не менее, еще остались образцы советской резины, которая когда-то применялась и на легковых автомобилях. Поэтому мы расскажем о ее преимуществах и недостатках, по сравнению с радиальной шиной.

    Диагональная шина, из-за многослойности своей конструкции обладает высокой прочностью, которой похвастается далеко не всякая качественная резина. Прежде всего, это касается ее боковин, которым не страшны никакие порезы. Даже если это случалось, такую резину вполне можно было отремонтировать и продолжить ее эксплуатацию, когда радиальная, в этом случае, подлежит обязательному списанию.

    Другим плюсом диагональной покрышки можно считать то, что она намного мягче воспринимает ударные нагрузки и создает дополнительную амортизацию при движении по неровностям дорожного покрытия.

    Последний плюс диагональной резины заключается в простоте их производства, а значит, они намного дешевле радиальных, что делает их доступными на рынке.

    К сожалению, на этом плюсы данной резины заканчиваются и далее идут одни недостатки. Во-первых, диагональная резина совершенно не держит форму, так как в ней должно быть строго определенное давление, чувствительное к изменению нагрузок. В результате, получается , а также нарушается управляемость автомобиля, что сказывается на безопасности движения. Такой недостаток отсутствует у радиальных шин.

    Другая проблема диагональных шин – высокая чувствительность к температурным воздействиям. Дело в том, что особенности конструкции такой шины предусматривают постоянное смещение нитей, что влияет на повышение температуры покрышки. Именно поэтому при движении во время жаркой погоды с большой скоростью по трассе можно запросто «взорвать» покрышку.

    Диагональные шины имеют более высокий протектор , по сравнению с радиальными покрышками. Дело в том, что высота протектора влияет на звук издаваемый автомобилем при движении по асфальту. Слишком продолжительный гул шины по трассе негативно сказывается на слухе водителя.

    Последний недостаток спорный, так как все водители дают различные отзывы, касаемо тех или иных марок покрышек. Он подразумевает увеличение или уменьшение проходимости при установке той или иной резины. Мы же обратимся к законам физики. Чем меньше площадь опоры, тем более сильной давление покрышка оказывает на грунт, а значит, что диагональная резина обладает меньшей проходимостью, чем та, что шире – радиальная. Хотя здесь все зависит от параметров размера резины. Ведь диагональные шины используются для многих грузовых автомобилей, в том числе и машин высокой проходимости, поэтому существуют образцы диагональной резины, которая может дать фору любым радиальным шинам.

    Вот и все, что нужно знать о различиях между радиальной и диагональной покрышкой. Надеемся, что данная статья поможет вам сделать правильный выбор

    Автомобильная шина являет собою одну из самых важных конструктивных составных колеса. По своей сущности она представляет очень упругую металло-резино-тканевую оболочку, которая устанавливается на обод диска колеса. Так, основным предназначением данного устройства является поглощение различного рода колебаний, которые вызываются посредством неблагоприятного технического состояния дорожного покрытия. Помимо этого, важно знать, что именно автомобильная шина обеспечивает непосредственное соприкосновение с дорожным полотном транспортного средства. Так, автомобильные шины выполняют функции добродетелей, который компенсируют погрешности в траекториях колес, а также корректировку в реализации и восприятии сил.

    Именно шина является незаменимым элементом без которого движение транспортного средства по современным меркам будет категорически запрещенным и невозможным.

    Основной материал, который используется производителями для изготовления шин – резина. В современном мире со скоропостижным развитием технологий такого резина приобретает новые определенные свойства. Так, изготовляется данный элемент из синтетических и натуральных каучуков. Помимо этого довольно часто как материал для изготовления используют корд. Кордовая ткань, зачастую, изготавливается из различных металлических нитей (металлокорд), а также – из текстильных нитей и полимерных нитей. Важно знать, из чего состоит шина.

    Так, основными конструктивными элементами являются: каркас, протектор, слоя брекера, боковая часть и борта. Полимерный и текстильный корд популяризировались благодаря тому, что они устанавливаются на основном типе автомобилей, который используется большинством автомобилистов. Так, эти корды применяются в наибольшем количестве в легковых и легко-грузовых шинах. Металлокорд обрел популярность для автомобилей, которые используют грузовые шины. В зависимости от того, на что ориентируются кордовые нити по разнообразию каркаса выделяют такие виды шин: диагональные и радиальные , которые, собственно, и являются предметом нашего сегодняшнего изучения.

    1. Какова радиальная конструкция шины?

    Важно знать, что данные два типа автомобильных шин являются незаменимыми , так как в автомобильной природе еще не было найдено универсальной модели, которая вмещала бы в себя все позитивные качества как диагонального типа шин, так и радиального. В диагональном типе автомобильных шин нити расположены под особым определенным углом, касательно радиусу колес. В типе радиальном нити корда располагаются вдоль всего колеса. Помимо этого, диагональные шины в своем арсенале, в большинстве случаев, имеют несколько слоев корда. Так, собственно говоря, происходит определенное скрещение каждого отдельного слоя в один единый. Корд у радиального типа шин полностью натянут, при том очень жестко. Из-за этого в нем напрочь отсутствует какое-нибудь минимальное пересечение нитей.

    Основным позитивным аспектом использование радиальной шины является то, что сама конструкция шины представляет из себя балансер, который способствует значительному снижению напряжение у нитей. Помимо этого, все прочностные характеристики данного типа автомобильных шин значительно увеличивают надежность и, соответственно, безопасность в использовании покрышек в зоне беговой дорожки. Сам каркас «устройства» надежно защищен от различного роде повреждений, а также, данный тип предусматривает меньшую вероятность возникновения различных трещин в протекторе. Конечно же, как и все автомобильные устройства, данное имеет и некоторые слабые места. Хотя, они не могут категорически изменить отношение автомобилиста к радиальному типу шин, так как слабые места являются достаточно незначительными и могут лишь повлиять на работу покрышки только в определенных эксплуатационных условиях.

    2. Что значит радиальная шина – плюсы и минусы.

    Распознать радиальные шины можно достаточно просто и без особого труда. Важно лишь запомнить, что маркировка такого рода покрышек всегда имеет в своем названии букву R. На боковине таких шин указывается, помимо вида, еще и количество слоев корда, которое имеет данная шина, а также материал, из которого она была изготовлена. Именно из-за того, что каждый отдельный слой в данном «устройстве» работает самостоятельно и самобытно, с помощью радиального расположения нитей, количество их не обязано всегда быть только четным. Значительно снижает вероятность различной корректировки и деформации в рисунке проектора жесткий брекер.

    Брекер являет собою определенный слой, который располагается между каркасом и протектором. Данная деталь способствует еще и тому, чтобы практически никогда не изменялось по форме контактное пятно. Сцепление, у такого рода покрышек, с дорожным покрытием являет собою намного лучший процесс, чем соприкосновение диагональных покрышек все с тем же дорожным полотном. Дело в том, что все зависит от большой контактной площади шины. Именно из-за своих добротных достоинств данные шины напрочь откинули другие виды с автомобильного рынка. Теперь следует акцентировать свое внимание на слабых местах радиальных покрышек.

    Если разобраться, то слабых явных мест у радиальных покрышек практически нет. Но, что касается небольших проблематичных мест, то они все же есть. Дело в том, что радиальные шины имеют небольшую прочность боковин стенок. Это связано непосредственно с радиальным способом расположения нитей. Именно поэтому автомобилисту необходимо быть очень осторожным при движении по различным глубоким колеям. Помимо этого нужно всегда следить, чтобы давление воздуха в покрышках было всегда в пределах нормы. Также, если разобраться, та радиальные шины не являются благосклонными к различным ударам о бордюрные камни. Так, они значительно чаще будут получать различные повреждения от такого рода ударам, чем диагональные шины.

    3. Как ставить радиальную шину – несколько особенностей, что вас ждут.

    После того, как автолюбитель узнал о строении радиальной шины, ее предназначении и разных позитивных и негативных моментах ее потенциальной эксплуатации, следует незамедлительно приступать к разбору процесса монтажа данных шин и ухода за ними. При установлении такого рода покрышек на свое транспортное средство, следует придерживаться некоторых правил и рекомендаций. Если автомобилист приобрел направленную шину, то всегда, запомните, всегда на ней обязательно должна находится стрелка указания, которая отвечает за направление движения вперед. Соответственно, установка должна быть произведена ориентируясь на эту стрелку. Пятая шина, по большей части, монтируется автолюбителями из того расчета, что будет установлена с правой стороны. Это связано непосредственно со статистикой, которая твердит, что в основном правые колеса подвергаются различным повреждениям.

    Если типы рисунков протектора у радиального типа шин не относятся к симметричным (ассиметричны), то на самой шине можно будет с одной стороны увидеть надпись «inside» , которая в переводе с английского означает «внутрь». Так, устанавливать следует так, чтобы данная надпись находилась во внутренней части. Что касается симметричного типа радиальных шин, то при снятии таких моделей следует отметить направление движения. Делается это для того, чтобы установить в последствии их правильно. В завершении следует напомнить, что в период переката радиальной шины в место монтажа, нужно обязательно соблюдать направление вращения.

    В принципе, особого ухода за собой данный тип шин не требует, так он и не выделяется этим из другого типа покрышек. Следует бережно относиться к езде, осторожно передвигаться, а также регулярно осматривать свои шины. Особое внимание нужно уделять боковинам и протектору. Если в период такой диагностики был обнаружен даже минимальный дефект, нужно обратиться за помощью к специалистам, ну или попробовать разобраться самому. Если автомобиль при непосредственном передвижении по дороге начинает уводить в сторону, или же возникают различного рода вибрации, то, скорее всего, проблемы заключаются в покрышках. Так, следует произвести тотальный демонтаж шины и восстановить покрышку.

    Подписывайтесь на наши ленты в



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»