Способы улучшения тормозных качеств автомобиля. Улучшение тормозных качеств автомобиля в эксплуатации. Самое сложное – задние тормоза

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Существуют ли такие владельцы, которых абсолютно все устраивает в их автомобиле? Можно по-разному относиться к тюнингу, но найдется ли тот, кто ни разу не хотел бы улучшить головное освещение, поставить «музыку» покруче или добавить «лошадок» двигателю. Все это, как правило, выполнимо, но, прежде чем начинать заниматься улучшением динамических характеристик своего авто, следует научить его... тормозить, причем делать это эффективно. Обратить внимание на такую жизненно важную, в прямом и переносном смысле, часть автомобиля, как тормоза, следует и тем, кого не интересует установка рекордов скорости, но при этом не вполне устраивает ее функционирование, плохая отзывчивость и низкая чувствительность. Сегодня речь пойдет о такой теме как тюнинг тормозной системы.

Как работает тормозная система

Тормоза использовались на средствах передвижения давно, задолго до появления автомобиля, да и за время существования его самого эта система принципиально не изменилась. Рассмотрим кратко устройство тормозной системы автомобиля и то, как она работает. Можно выделить 2 основные части.

1. Тормозной привод, в состав которого входят:

· Педаль.

· Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).

· Система трубопроводов.

· Усилитель.

· Колесные тормозные цилиндры.

2. Тормозной механизм, существуют два вида: дисковый и барабанный.

Принцип действия системы таков. Нажатие на педаль тормоза воздействует на ГТЦ. Поршень, установленный в нем, перемещается и повышает давление тормозной жидкости в системе трубопроводов, подведенных к каждому колесу. Жидкость давит на поршни суппорта, которые прижимают тормозные колодки к диску и, за счет механического трения, происходит остановка автомобиля.

Причины неэффективности тормозной системы

Что делать, если эффективность работы штатной тормозной системы не удовлетворяет, или планируются работы по улучшению характеристик автомобиля в целом? В любом случае тюнинг тормозов – то, с чего, как это не покажется странным, необходимо начинать все работы.

Модернизация тормозной системы может быть проведена разными способами, основываясь на поставленных целях. Рассмотрим 2 типичных случая: когда требуется просто улучшить удобство и способность автомобиля гасить скорость для обычных условий эксплуатации, и существенное улучшение характеристик для любителей динамичной езды, особенно, если планируется увеличение мощности двигателя или увеличение массы автомобиля.

Легкий тюнинг

Тем, кто предпочитает спокойный стиль вождения, но не удовлетворен тем, как работают тормоза, можно посоветовать заменить штатные тормозные диски на модели большего диаметра и, возможно, большей толщины, что поможет улучшить вентиляцию и охлаждение диска. Соответственно, придется установить и увеличенный суппорт, т.к. старый может не подойти к новому диску. Наличие перфорации и канавок на поверхности тормозного диска в обычных условиях, скорее всего, никакой выгоды не дадут, но в сложных погодных условиях, когда на диск попадает вода, грязь, противоледные реагенты и т.п., эти дополнительные отверстия помогут быстрее очиститься от такой грязевой пленки и восстановить надежное взаимодействие диска и колодок.

Благодаря тому, что используется суппорт большего размера, увеличивается площадь соприкосновения колодки с поверхностью диска, а значит, увеличится эффективность торможения. Следует подобрать и новые колодки с лучшими фрикционными характеристиками.

Глубокий тюнинг

В случае, если планируется целый комплекс работ с автомобилем, среди которых доработка двигателя с целью повышения его мощности, внесение изменений в подвеску, трансмиссию и т.д., тех работ, которые ведут к улучшению скоростных показателей автомобиля, простой заменой дисков не обойтись. Любителям скорости, активного стиля вождения понадобятся спортивные тормозные системы.

Аналогичная работа производится и тогда, когда существенно увеличивается масса автомобиля, например, при бронировании. Подобная модернизация пригодится и для машин эскорта и сопровождения, эффективность тормозной системы которых важна для выполнения своих функций.

Для такого тюнинга тормозной системы понадобится:

· Установить эффективный перфорированный тормозной диск большого диаметра с увеличенной толщиной и насечками для хорошего охлаждения и очистки от грязевой и водяной пленки.

· Установить большой суппорт с 4, 6, 8 и более поршнями для достижения высоких характеристик благодаря большой площади пятна контакта колодок с поверхностью диска и равномерному распределению усилия их нажатия на диск.

· Заменить штатные тормозные шланги на армированные, чтобы исключить их раздувание при увеличенном давлении в гидравлической магистрали.

Возможно, придется использовать колеса большего диаметра и шины с улучшенными сцепными свойствами. Владельцы мощных спортивных машин могут рассмотреть вариант установки керамических дисков, долговечных, легких, лучше всего работающих при высоких температурах.

Что установить

Для тюнинга тормозной системы предлагаем купить тормоза Frando , выпускаемые для установки на многие модели автомобилей всех популярных марок. Этот тайваньский производитель малоизвестен у нас, но занимается выпуском исключительно тормозных систем для автомобилей и мотоциклов с 1993 года и имеет международные сертификаты ISO-14001 и TS-16949. Данный производитель начинал свой путь с производства тормозных систем для железнодорожных подвижных составов. Выпускаемые им комплекты являются качественными изделиями, отличаются разнообразием моделей и размерностей, низкой ценой.

Безопасность автомобиля

Способность автомобиля быстро разгоняться, двигаться с высокой скоростью, быть послушным в поворотах – важно, но, пожалуй, еще более важным является и способность быстро и эффективно замедляться. От этого зависит жизнь не только тех, кто находится в салоне, но и окружающих. Внимательное отношение к работоспособности тормозной системы – это уверенность в автомобиле, которым управляешь, уверенность в безопасности себя и других. Даже легкий тюнинг дешевле кузовного ремонта, а затраты нервов, времени и сил вообще не поддаются оценке. Следите за своим авто, и пусть его остановку осуществляет предназначенная для этого тормозная система.

Чрезвычайно большое число ДТП случается в силу потери управления транспортным средством. Улучшение тормозов жизненно важно при повышении мощности двигателя и при любви к большим скоростям.

Какой первый шаг к улучшению системы торможения?

Вначале рекомендуется изучить систему торможения и ее устройство. Стоит начать со смены колодок и дисков на спорт-варианты. Колодки лучше всего приобрести с усиленным составом, предназначенным для наших целей. Пускай они не так хорошо проявляют себя при спокойном движении из-за требований к предварительному прогреву, но прекрасно поддерживают свои свойства при резких торможениях. Во время динамичной езды с регулярными и довольно резкими тормозами такие колодки не подвержены перегреву и демонстрируют надежность.

С дисками ситуация схожая. При наличии заводских, нужно приобрести вентилируемые диски, с отверстиями. При тормозе они не подвержены перегреву, что продлит их работоспособность. Для лучшей эффективности рекомендуется использовать диски от другого авто с более крупными габаритами. Торможение будет лучше при повышении площади соприкосновения между диском и колодкой.

Приобретение недешевых вентилируемых дисков например на сайте http://superbrakes.ru и, при этом, экономия на колодках, быстро приводит к загубливанию дисков. Знатоки советуют придерживаться в этом вопросе одного изготовителя, ведь при этом материал будет однотипный и сбалансированный по своим данным (минимальный износ при максимальном коэффициенте трения).

Дальнейшим нашим шагом будет монтаж более мощного вакуумного усилителя. Чем он будет мощнее, тем быстрее будет реакция тормозов. Вариантами в этом вопросе будет покупка измененного вакуумного усилителя большого размера или использование от другого авто. Установка такого оборудования важна при улучшении тормозной системы и при торможении на высокой скорости его работа ощутима. Эффективность тормозов будет требовать меньших усилий на педаль.

Пора приступать к смене наши барабанные тормоза на дисковые. Плюсами являются:

При температурном росте показатели вполне стабильны.

Температурная стойкость дисков выше, как и улучшенная способность к охлаждению.

Торможение имеет большую эффективность, что дает снизить время торможения.

Меньшие габариты и масса

Рост тормозной чувствительности.

Снижение отклика по времени.

Порядка семидесяти процентов энергии движущейся машины сводится передними тормозами на нет. В тоже время, задние тормоза дают снижение нагрузки на передние.

В основном, при наличии автомобиля не с задним приводом процесс вполне прост. Недостатком является поиск решения для модернизации ручника. Придется менять ступицу, установить суппорт, шланги установить вместо трубок, смонтировать диск и настроить датчик давления. Заднеприводный автомобиль накладывает некоторые сложности - необходима замена моста. Гораздо проще найти подходящий мост от какого-либо транспортного средства.

Улучшение тормозов лишь дисками ограничиться не может. Интересно, что шланги из резины подвержены растяжению или вздуванию. Так как они несколько «гуляют», эффективность тормозной системы на порядок меньше, и педаль газа приходится вдавливать. Во избежание таких последствий применяют шланги армированного типа.

Следующая ступень улучшения – замена дополнительных компонентов. Имеется в виду монтирование многопоршневых механизмов. Процесс требует значительных изменений, но в итоге имеется полностью замененный тормозной механизм, что явственно отразится на результате.

Warning: вмешивание в работу заводских тормозных механизмов ВОСПРЕЩАЕТСЯ. После таких махинаций придется позабыть о честном техническом осмотре. Не забывайте, что кроме этого тюнинг может быть небезопасным для жизни.

Тюнинг автомобиля начинается с больших колёс и больших тормозов. Это и внешне прибавляет любому авто стиля, больше чем всякие бампера, а уж в техническом плане просто незаменимо. Мощные иномарки оснащаются большими тормозными дисками в сочетании с АБС. Большие диски позволяют быстро оттормаживаться на больших скоростях, а АБС предотвращает блокировку колёс и занос автомобиля на влажном и скользком покрытии.

Автомобили ВАЗ имеют огромный потенциал для тюнинга, то есть улучшения и усовершенствования конструкции. Чем более бюджетна модель авто, тем больше приходит желание сделать в нём всё как надо. Во всём мире тюнингеры с чувством юмора делают из недорогих машин, спорткары, которые по своим параметрам не уступают дорогим и мощным собратьям.

Для автомобиля ВАЗ оптимальным вариантом являются кованые диски диаметром 15 дюймов, и резина 55/205R15. Возможны разные вариации на эту тему. Некоторые умудряются "впихнуть" в тазик 16, 17 дюймовые колёса. Но очевидно одно - 13 дюймовые колёса не позволяют установить нормальные тормозные механизмы и имеют плохое сцепление с дорогой, для активной езды они совсем непригодны..

Когда на автомобиль установлены "правильные" колёса, на свет божий появляются маленькие, неказистые передние тормозные диски, и уж никак не вписывающиеся в облик спорткара задние барабаны конструкции девятнадцатого века.

К сожалению, утверждение того, что на заводе всё идеально рассчитано для автомобиля, не всегда находит подтверждение. Тесты "Лада Калина", проведённые немецким журналом "AutoBild" показали, что тормозная система нуждается в замене, цитата:

Но настоящий криминал начинается при торможении: «Калина» встает через 59,4 м! Это – каменный век автомобилизации и смертельно опасно, как седоков, так и всех окружающих! Красная карточка для «Калины». Ее нельзя выпускать на наши дороги, разве что попросить как можно быстрее вернуться на завод.

Конечно, немецкие журналисты, избалованные тест драйвами дорогих и спортивных автомобилей, уже подзабыли, что бывают автомобили с 13 дюймовыми колёсами, на которых нужно ездить аккуратно и спокойно, не разгоняться больше 100 км/ч, когда штатные тормоза перестают работать. Однако для любителей более динамичной езды стандартная комплектация оказывается слабовата.

Передняя тормозная система При торможении вес автомобиля перемещается на переднюю его часть, и поэтому нагрузка на передние тормоза составляет 60-70% . На большой скорости передние тормозные диски сильно нагреваются, при очень активной езде даже до покраснения, и могут немного деформироваться (биение в педаль). При сильном нагревании диска ускоряется износ колодок.


Как же избежать сильного перегрева передних тормозов? Увеличивать диаметр тормозного диска и площадь колодки. Естественно передние тормозные диски должны быть вентилируемые, то есть внутри диска присутствуют рёбра, которые охлаждаются окружающим воздухом. На некоторых автомобилях ВАЗ спереди используются невентилируемые диски, эффективность торможения с ними крайне мала.

На большинстве моделей ВАЗ используются колёса 13 дюймов, и передние томозные диски 239 мм (называют 13 дюймовые). На больших скоростях с такой тормозной системой ездить опасно, да и срок службы у таких передних тормозов недолгий.

На автомобилях ВАЗ 2112 и "Приора" применяют колёса 14 дюймов, и вентилируемые передние тормозные диски 260 мм (называют 14 дюймовые). Эффективность у таких передних тормозов заметно выше, но для активной езды или гонок недостаточна.

Существуют так же тюнинг варианты тормозного диска ВАЗ 15 дюймов размером 286 мм, он используется с колёсами 15 дюймов или больше.

Суппорт остаётся стандартный увеличенный с помощью специальных скоб, расчитанных на этот диск. Тормозные колодки в таком случае остаются стандартные, ВАЗовские. Площадь этих колодок невелика, поэтому не позволяет использовать такой диск полностью эффективно.

Наилучшим вариантом использования такого диска будет установка более крупного суппорта, с увеличенной площадью колодок. Наиболее эффективным и недорогим является суппорт ГАЗ (Волга 3110, Газель, Соболь), он одинаковый на всех этих машинах.

Суппорта ГАЗ устанавливаются на переднюю ось ВАЗ с помощью специальных переходников. Переходники прикручиваются двумя болтами к поворотному кулаку. Затем к переходникам двумя болтами прикручивается суппорт ГАЗ.

Для сравнения показаны колодки ВАЗ и ГАЗ. Изготавливаются различными производителями, цена и качество зависит от бренда.

Те же колодки ВАЗ и ГАЗ, и для сравнения колодки которые используются на автомобиле с тормозным диском 436 мм. Угадайте какие эффективней?

В этой таблице показана температура нагрева трёх разновидностей тормозных дисков ВАЗ при многократном торможении на скорости 100 км/ч до 50 км/ч. Видно как повышается температура в зависимости от количества торможений.

Взглянем на графики. Динамика нагрева каждого из дисков в ходе цикла торможений дает наглядное представление о преимуществах вентилируемых тормозов. Худший из тройки, очевидно, 2108. За 25 торможений он нагрелся до 440°С. Для многих тормозных колодок работа в этом режиме окажется смертельной (см. ЗР, 1998, № 7). Того же размера, но с вентиляцией, диск 2110 набрал 300°С. Тоже много? По сравнению с предыдущим сущие пустяки - на 140°С холоднее. А главное, динамика нагрева показала, что если для "восьмых" дисков продолжение в том же духе позволит достичь астрономических температур, то "десятые" вряд ли превысят отметку 350°С. А вот и чемпион - диск 2112. Этот на 21 мм больше в диаметре и тоже с вентиляцией. Его температура оказалась еще на 70°С ниже, достигнув отметки 230°С. График свидетельствует: сколько ни продолжай испытания в выбранном режиме, больше чем еще на 10-20 градусов этот диск нагреть будет трудно.

Журнал "За рулём"


Задние дисковые тормоза

Если раньше задние дисковые тормоза казались дорогим удовольствием, то сегодня их установка на автомобиль ВАЗ переднеприводных моделей начинается от 3000 рублей.

Основные преимущества дисковых тормозов перед барабанными:

1.Значительно улучшается эффективность торможения и охлаждения тормозов.

2.Простота замены колодок и визуальный контроль за их износом.

3.Конечно же внешний вид: автомобиль с барабанными системами не может претендовать на роль спортивного авто.

Рассмотрим конструкцию задних дисковых тормозов переднеприводного ВАЗа. К задней балке автомобиля с каждой стороны крепится ступица, на которой имеется тормозной диск и вращается колесо. Так же к балке посредством планшайбы переходника прикреплён гидравлический тормозной суппорт с колодками. Суппорт может быть со встроенным механическим стояночным тормозом, а так же без него. Имеются варианты гидравлического стояночного тормоза. На автомобилях для автоспорта ручник зачастую отсутствует.
Задние тормозные диски желательно ставить на 1-2 дюйма меньше чем передние во избежании перетормаживания задней оси.

Три основных элемента для тюнинга задней тормозной системы ВАЗ:

Тормозной диск ВАЗ 13-14 дюймов. Используется на переднеприводных моделях ВАЗ
в качестве переднего тормозного диска. Существует три разновидности:
13 дюймов невентилируемый (модель 2108),
13 дюймов вентилируемый (модель 2110) и
14 дюймов вентилируемый (модель 2112).
Средняя цена 300-600 рублей 1шт.

Суппорт так же бывает трёх видов, в зависимости от диска с которым используется.
Продаётся в комплекте с колодками и шлангом.
Средняя цена 800 рублей 1шт.

Планшайба переходник необходима для крепления суппорта к задней балке автомобиля.
Универсально подходит для тормозов 13 и 14 дюймов.
Средняя цена 350 рублей 1 шт.

Установка задних дисковых тормозов на автомобили ВАЗ 2108-2115,
регулировка тормозных усилий на заднюю ось.

Откручиваем барабанную тормозную систему (этот процесс подробно описан в разделе Статьи). Снимаем ступицу, открутив 4 болта. Откручиваем тормозную трубку от цилиндра.

Прикручиваем ступицу, поставив между ней соответствующую планшайбу (правую, левую), выступы на планшайбе переходнике должны смотреть наружу. Под болт указанный стрелкой гровер не ставится, он будет мешать установке суппорта.

Болты для крепления ступицы нужны на 5мм длиннее чем прежние. То есть М10*30*1,25 вместо М10*25*1,25. Стандартные болты слишком коротки. На каждую сторону их потребуется по шесть штук. То есть по четыре штуки на крепление ступиц и по две штуки на крепление суппортов, всего 12 штук. Если вы не нашли подходящих болтов, то их можно изготовить из более длинных, обрезав их "болгаркой". Только резьба должна быть от шляпки не более чем на 13мм.

Угол балки, показанный на рисунке, сминается молотком, при необходимости немного дорабатывается "болгаркой". Операция простая, так как металл мягкий. Это делается для того, что-бы суппорт не прикасался к балке. Для 14-дюймовых задних дисков и суппортов такая операция не требуется. Но если сзади вы ставите тормоза 14 дюймов, спереди должны быть не менее 15 дюймов.

Ступица имеет выступ 1мм по кругу, обозначеный красным цветом. Этот выступ мешает посадке нашего стандартного вазовского диска. У диска внутреннее отверстие 58мм, у ступицы в принципе тоже такой диаметр, но в месте этого выступа диаметр 60мм. Что же делать?

Если у вас случайно нет под рукой токарного станка, не беда. Берём опять чудо-инструмент "болгарку" и аккуратно стачиваем этот выступ со ступицы прямо не снимая с автомобиля. Ступица будет крутится, обеспечивая равномерное снятие металла. Только не увлекайтесь этим процессом, постоянно примеряйте тормозной диск, чтобы он не болтался и прижался плотно к ступице.

Выбираем один из трёх разновидностей вазовских дисков, (13 дюймов невентилируемый, 13 дюймов вентилируемый, 14 дюймов вентилируемый). Помните, что диск выбирается на 1-2 дюйма меньше, чем на передних тормозах. Ставим диск на ступицу, фиксируем его направляющими болтами.

Крепим суппорт соответствующий размерам данного диска, соединяем тормозную трубку со шлангом. Прокачиваем тормоза.

С каждым годом все труднее владельцам старых автомобилей категории N 1 «лечить» их болезни и ездить в одном потоке с современными, более динамичными моделями. Решать эти задачи помогают узлы и агрегаты от машин более позднего выпуска и переделка систем по их образцу .

Повышение эффективности тормозов у этих автомобилей поможет водителям увереннее себя чувствовать на дороге, не допускать опасных ситуаций, возникающих из-за большего, чем у других машин, тормозного пути.

Самый доступный и надежный способ усовершенствовать эту систему - использовать выпускаемые ныне гидровакуумный усилитель 4, разделитель 5 и аварийный сигнализатор тормозов 7, как показано на рисунке 2.17 (этот вариант согласован с ГИБДД). Используются трубки диаметром 6 мм, со стенкой толщиной 1 мм, с такой же развальцовкой и накидными гайками, как и у старых автомобилей. Новые узлы закрепляем на кузове любым способом, но достаточно надежно.

Рисунок 2.17 - Схема гидравлического привода тормозов: 1 - тормоза передних колес; 2 - тройник; 3 - рукав диаметром, подсоединяемый к впускному коллектору двигателя; 4 - гидровакуумный усилитель; 5 - разделитель тормозов;

6 - контрольная лампа; 7 - аварийный сигнализатор; 8 - главный тормозной цилиндр; 9 - тормоза задних колес

В качестве конструкторской разработки предложен сигнализатор 7, который предназначен для того чтобы в случае выхода из строя одного из контуров раздельного привода под действием разности давлении при первом же нажатии на педаль тормоза на щитке приборов зажигалась лампа неисправного контура, что в свою очередь, повышает эффективность торможения.

После сборки системы заливаем в главный тормозной цилиндр 8 жидкость БСК и, вывернув на 2…2,5 оборота клапан в разделителе тормозов, прокачиваем поочередно тормоза задних и передних колес, затем гидровакуумный усилитель.

Клапан прокачки разделителя заворачиваем при отпущенной педали тормоза.

Как всегда, выполняя эту работу, доливаем жидкость в главный тормозной цилиндр, чтобы в систему не попадал воздух.

Если все тормоза и их привод отрегулированы правильно и в системе нет воздуха, тормозная педаль, когда нажимаешь на нее ногой, не должна опускаться более чем на половину своего хода, а лампа аварийного сигнализатора при включенном зажигании не должна загораться.

Для повышения эффективности торможения на спортивные автомобили разработаны и устанавливаются сегодня «спортивные тормоза», комплект таких тормозов можно представить в виде рисунка 2.18.

Рисунок 2.18 – Комплект тормозов спортивного автомобиля

Остановимся на каждом из элементов рисунка 2.18 поподробнее. Задачей тормозного диска является поглощение кинетической энергии движущегося автомобиля и рассеивание ее в окружающую среду, то есть - кинетическая энергия переходит в тепловую, а тепловая из диска уходит в окружающую среду, поэтому понятно, что в процессе торможения он нагревается, а при разгоне автомобиля происходит его охлаждение. Следовательно чем толще диск и чем больше его диаметр тем выше его теплоемкость тем больше энергии он в состоянии аккумулировать. Однако увеличение размеров тормозного диска приводит и к увеличению его веса, что повышает неподрессоренную массу автомобиля, и не рационально используется его толщина. Поэтому в автоспорте нашли применение вентилируемые тормозные диски. У них две шайбы соединены перемычками таким образом, что внутри него образуются каналы по которым циркулирует охлаждающий воздух, т.е. в процессе вращения колеса он работает как центробежный насос (рисунок 2.19). Это решение приводит как к снижению массы диска, так и улучшению его теплоотдачи.

Рисунок 2.19 – Тормозной диск со спиралевидными каналами

Тормозная колодка должна обеспечить высокий коэффициент трения (от его величины напрямую зависит эффективность торможения) во всем диапазоне скоростей, давлений в тормозном приводе и температур тормозного диска. Она состоит из металлического каркаса, к которому приформован фрикционный материал (рисунок 2.20).

Несмотря на необходимость снижения массы тормозного механизма металлический каркас делают, как правило, массивным с целью более равномерного распределения давлений на фрикционный материал.

Рисунок 2.20 – Колодки спортивного автомобиля

Фрикционный материал представляет собой сложную композицию, содержащую по 50 и более компонентов. Связано это со сложностью физико-химических процессов происходящих при торможении. Тормозная накладка должна обеспечить надежное торможение при температурах до 600…700°С. При этом она не должна разрушаться, обеспечивая необходимый ресурс, а также прочно держаться на металлическом каркасе. Также следует помнить, что с ростом температуры фрикционный материал становится более мягким, т.е. он сильнее сжимается.

Из всего сказанного понятно, что «спортивная» езда для обеспечения надежного торможения автомобиля с любых скоростей требует более тщательного подхода к выбору компонентов тормозной системы, чем обычная по дорогам общего пользования. Однако достижение этой цели, как правило, ведет к повышению ее стоимости.

В качестве измерителей тормозных свойств приняты: тормозной путь при торможении автомобиля с максимальной эффективностью; остановочный путь, учитывающий расстояние, проходимое автомобилем за время реакции водителя, и время срабатывания тормозного привода; величина замедления автомобиля.

Влияние шин на тормозные свойства автомобиля весьма велико и особенно ощутимо на мокрых и скользких дорогах. Тормозные свойства одного и того же автомобиля на одних шинах могут быть недостаточными, а на других вполне соответствующими необходимым требованиям, обеспечивающим эффективность торможения.

Тормозные свойства автомобиля в основном зависят от сцепных качеств шин. Коэффициент сцепления зависит от многих факторов и, в первую очередь, от типа покрытия и состояния дороги, конструкции и материалов шины, давления воздуха, нагрузки на колесо, скорости движения, температуры нагрева и режима торможения. Сцепление колес с сухой, твердой дорогой практически не зависит от степени износа рисунка протектора, но имеет решающее значение на мокрых и особенно покрытых слоем воды или грязи дорогах, когда величина силы трения в плоскости контакта шины с дорогой резко снижается. По мере увеличения износа рисунка протектора уменьшается- глубина и объем дренажных канавок между выступами рисунка протектора, вследствие чего резко ухудшается отвод воды из зоны контакта и сцепление шин с дорогой резко падает.

Необходимость в модернизации тормозной системы автомобиля может понадобиться в двух случаях. Во-первых, уделить внимание тормозной системе придётся, когда транспортное средство подготавливается для движения в экстремальных режимах высоких скоростей. Речь идет о «полной прокачке» автомобиля, на котором планируется участие в гонках.

Кроме того, если владелец машины хотя и не планирует принимать участие в гонках, но, тем не менее, решил подвергнуть свой автомобиль значительному тюнингу, от модернизации тормозной системы будет также не уйти. Как известно, тюнинг любого автомобиля являет собой доведение его основных качеств до того уровня, который требуется конкретному владельцу машины. Именно поэтому так распространены случаи тюнинга и без того серьёзных машин с «горячим характером», полученным ещё на заводе. В этом случае, изменение одной системы влечет за собой переделку второй, за ней – третьей, а в итоге получается капитальная модернизация всего автомобиля. В этом нет ничего странного – практически все системы и узлы в автомобиле взаимосвязаны друг с другом. Так, повышение мощности силового агрегата в обязательном порядке потребует повысить эффективность тормозной системы. Ведь штатные тормоза рассчитаны на эффективное торможение машины со стандартными заводскими характеристиками, а остановить автомобиль с тюнингованным мотором и подвеской на высокой скорости с обычными тормозами будет весьма трудно.

Второй распространённой причиной модернизации тормозной системы автомобилей является недостаточно эффективная работа штатной системы. И, хотя для современных автомобилей такая проблема довольно редка, в случае для владельцев подержанного экземпляра авто, особенно российского производства, доработка тормозов может оказаться отнюдь не лишней.

Начинаем с малого

Как показывает статистика, значительное количество дорожно-транспортных происшествий происходит в виду не достаточной эффективности работы тормозной системы. Тормоза попросту не срабатывают в нужный момент, в связи с резким повышением нагрузок на систему. Особенно остро такая проблема проявляется на отечественных автомобилях, не обладающих привычной для большинства иностранных машин антиблокировочной системой.

Необходимо иметь в виду, что кустарная модернизация тормозной системы автомобиля является запрещенной процедурой. Вмешиваться в тормозную систему автомобиля в «гаражных условиях автокооператива» весьма опасно. Самостоятельное, непрофессиональное вмешательство в тормозную систему автомобиля в подавляющем большинстве случаев ставит крест на честном прохождении технического осмотра автомобиля, да и эффективность от подобного вмешательства зачастую бывает весьма сомнительна.

Однако если производить необходимые действия точно и правильно, можно в значительной степени улучшить работу тормозов своего автомобиля. Причем это будет актуально как для отечественных «Лад» разных лет выпуска, так и для многих иномарок. Тем более что небольшие переделки под силу всем, кто хоть немного разбирается в устройстве автомобиля. Так, на многих иномарках, как и на современных отечественных авто, вполне несложно произвести установку вентилируемых тормозных дисков, заменить суппорты тормозов и колодки. Сегодня многие известные компании выпускают специальные тюнинговые автомобильные тормозные колодки, обладающие повышенным показателем коэффициента трения, относительно стандартных колодок. Такие изделия не теряют своей эффективности, даже при очень большой температуре рабочей поверхности, обладая при этом значительным показателем термомеханической прочности.

Что касается тюнинговых тормозных дисков, то в большинстве случаев они выполняются из высококачественных сортов чугуна. Как правило, тюнинговые тормозные диски изготавливаются вентилируемыми и обладают перфорацией. Вентилируемый тормозной диск напоминает ротор насоса и выполняет функцию по созданию дополнительного разряжения воздуха, для большего охлаждения. Для ускорения охлаждения диска применяется и перфорация. Кроме того, перфорированный диск хорошо удаляет нагар, образуемый на колодках при контакте их с дисками. Неудивительно, что даже тюнинговые колодки, работая с такими тормозными дисками, изнашиваются гораздо быстрее, чем со штатными тормозными дисками. А такое положение вещей может быть неудобным для ежедневной эксплуатации автомобиля.

Дальше - больше

Следующим этапом модернизации тормозов автомобиля является установка более мощного, вакуумного усилителя. Суть замены вакуумного усилителя состоит в уменьшении времени, требуемого для срабатывания тормозов. Ведь чем мощнее будет усилитель, тем меньше времени уйдет на срабатывание тормозов после нажатия на педаль. Кроме того, если вы собираетесь устанавливать на свою машину тюнинговые тормозные колодки и диски, замена усилителя на более мощный, просто обязательна.

В случае модернизации тормозной системы отечественной машины подобрать подходящий усилитель несложно. В любом серьёзном магазине автозапчастей можно найти более мощный узел практически на любую отечественную модель. Обладателям автомобилей зарубежного производства, в особенности, сильно подержанных экземпляров, может подойти деталь от более мощного автомобиля. Для многих современных моделей иномарок можно найти вакуумный тормозной усилитель, в котором основной тормозной цилиндр изготовлен с увеличенным диаметром и, как следствие - с увеличенной производительностью. Установка такого усилителя позволит сделать ход педали короче, уменьшив и прилагаемые к ней усилия. При этом сила торможения увеличится.

Самое сложное – задние тормоза

Более сложной процедурой, как правило, является модернизация задних тормозов. На многих выпускаемых сегодня автомобилях, не говоря уже про машины прошлых лет, задняя пара колёс оснащается тормозами барабанного типа. Модернизация задних тормозов заключается в замене барабанных тормозов на дисковые. Спорить о преимуществах дисковых тормозов смысла нет. При возрастании температуры, функциональные характеристики дисковых тормозов остаются стабильными, в то время как эффективность барабанных тормозов значительно снижается.

Диски обладают более высокой температурной стойкостью, в том числе и благодаря более эффективному охлаждению. Дисковые тормоза меньше весят и не так громоздки, кроме того, с ними чувствительность тормозов увеличивается, повышается эффективность функции торможения, тормозной путь становится короче. Проще дисковые тормоза и в обслуживании – заменить изношенные колодки совсем несложно самому, тогда, как замену колодок на барабанных тормозах лучше осуществлять в сервисном центре. Как показали измерения, порядка 70% энергии автомобиля при торможении гасится при помощи передних тормозов, задняя пара лишь обеспечивает снижение нагрузки на передние диски.

Как правило, если модернизируемый автомобиль – переднеприводный, процедура замены барабанных тормозов на дисковые относительно не сложна. Трудности может вызвать только переделка ручного тормоза. При установке на задние колеса дисковых тормозов потребуется заменить ступицы, установить суппорты, трубки меняются на гибкие тормозные шланги, устанавливается сам тормозной диск и колодки, а также будет нужно провести перенастройку регулятора давления.

Гораздо сложнее переделывать тормозную систему на заднеприводных машинах. В этом случае придется менять задний мост. Обычно мост подбирают от другого автомобиля. В любом случае, процедура модернизации тормозов задней оси на заднеприводных машинах под силу только в условиях оборудованного автосервиса, а потому браться за такие переделки самостоятельно не рекомендуется.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»