Новый шелковый путь на российском газе. Газель преодолела"Шёлковый путь" Нет, я не покинул команду ГАЗ Рейд Спорт

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Россияне хотят использовать Новый шелковый путь, чтобы увеличить экспорт газа, а китайцы видят в нем инструмент для распространения своего политического влияния, в чем Кремлю придется убедиться.

Новый шелковый путь с Газпромом

Российский Газпром, казахский КазМунайГаз и китайская компания PetroChina подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве в сфере развития сети газозаправочных объектов с использованием инфраструктуры Нового шелкового пути. Стороны заявили о своей заинтересованности в развитии рынка газомоторных транспортных средств при помощи формирования газотранспортной инфраструктуры на маршруте Китай-Европа. В документе содержатся оценки потенциального количества указанных транспортных средств и объема потребления газомоторного топлива на российском, казахском и российском участках маршрута в период до 2030 года. Проведенный анализ станет основой для разработки поэтапного плана создания сети газовых АЗС.

В ноябре 2016 года Газпром и PetroChina, дочернее предприятие Китайской национальной нефтегазовой корпорации, заключили соглашение о начале сотрудничества в этой сфере. В мае 2017 года Газпром, CNPC, «Российские автомобильные дороги» и China Communications Construction Company подписали меморандум о взаимодействии, который касается, в частности, применения природного газа в качестве моторного топлива.

Транспортный коридор Китай-Европа — это элемент китайского проекта «Новый шелковый путь», который предусматривает создание новой сухопутной и морской инфраструктуры. Концепцию представили осенью 2013 года, Китай использует ее в качестве орудия своей «мягкой силы». На входящие в нее проекты выделено около 40 миллиардов долларов, которыми распоряжается Фонд Шелкового пути.

Защита окружающей среды подстегивает китайский газовый бум

Российский газ может стать для китайцев инструментом для достижения нескольких целей экономической политики страны. Пекин борется с загрязнением воздуха в городах, а помочь в этом может развитие газового транспорта. Как сообщает агентство Reuters, объемы продаж грузовых автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, могут достичь рекордного уровня, поскольку меры по контролю уровня загрязнения включают в себя ограничения для транспорта с дизельным двигателем. За первые семь месяцев рост продаж составил 540%. Это вызвано, в частности, запретом на использование дизельных грузовиков при транспортировке угля из северных портов, где отмечается самый высокий уровень загрязнения воздуха. В рамках борьбы со смогом китайские власти планируют также газифицировать в этом регионе около 1,4 миллиона домохозяйств.

Пекин не зависит от российского газа: чтобы покрыть свои потребности, он может использовать собственные ресурсы или поставки сжиженного природного газа из любой точки земного шара. По оценкам аналитического центра Китайской национальной нефтегазовой корпорации, до 2030 года потребление газа в Китае будет расти на 8,1% (средний мировой показатель составляет 2,1%). Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в ближайшие годы на Китай придется 40% глобального роста спроса на природный газ.

Контекст

Пекин ведет серьезную политическую игру

The Guardian 04.09.2017

Новый Шелковый путь изменит правила игры

Forbes 18.04.2017

Россия на шелковом пути

Forbes 15.03.2017 В связи со слабыми перспективами увеличения объемов добычи газа (в том числе сланцевого) Китай, который сейчас входит в тройку лидеров в области разработки неконвенциональных месторождений, уступая США и Канаде, сосредоточит свое внимание на СПГ. Объем китайских запасов сланцевого газа оценивается в 764,3 миллиарда кубометров. Между тем в июне объем импорта СПГ в Поднебесную по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 95%. Китайцы купили 3,12 миллионов тонн этого топлива. За январь-июль 2017 года объем импорта сжиженного газа достиг 19 миллионов тонн (рост на 45%). Поставщиками выступали преимущественно Австралия и Катар, а Китай занял третье место в списке крупнейших мировых импортеров СПГ.

Многообещающе выглядят в этом контексте планы запуска газопровода «Сила Сибири» из России в Китай, который планируют ввести в эксплуатацию 20 декабря 2019 года. Проектная мощность газопровода составляет 38 миллиардов кубометров в год, но на первом этапе объем поставок составит всего несколько миллиардов тонн. Проблемой может стать тот факт, что, как сообщала пресса, цена на газ привязана к цене нефти, а ее котировки колеблются сейчас вокруг отметки в 55 долларов за баррель. Это означает, что стоимость контракта между Газпромом и CNPC опустится до границы рентабельности или даже ниже. Разговоры о том, что «Сила Сибири» может принести россиянам убытки, начались уже тогда, когда нефть стоила 100 долларов.

Возможно, в связи с этим россияне возлагают надежды на проект «Ямал-СПГ», который задуман для работы с азиатскими рынками. В его рамках в 2019 году планируется запустить экспортный газовый терминал общей мощностью до 16,5 миллионов тонн в год. Ресурсной базой станет Южно-Тамбейское газовое месторождение, лицензия на разработку которого принадлежит Газпрому. Однако «Ямал-СПГ» — это инициатива потенциального конкурента концерна на российском рынке: компании «Новатэк». Проект получил поддержку Фонда шелкового пути (ему принадлежит 9,9% акций), что тоже демонстрирует приоритеты Китая. Остальные акционеры — это «Новатэк» (60% акций), китайская корпорация CNPC и французская Total (по 20%).

Сближение или угроза доминирования?

Пока сложно сказать, насколько проект Нового шелкового пути сблизит Китай с Россией, а насколько усилит Пекин, ослабив Москву. Россияне стараются компенсировать увеличивающуюся зависимость от Поднебесной при помощи «русификации» маршрута, то есть его использования для поставок газа. Свидетельством этого может служить тот факт, что Россия уговаривает Китай направить инвестиции Фонда шелкового пути на так называемый Ледяной шелковый путь — морские транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» в Арктике. Китайские средства могут помочь россиянам развить Северный морской путь и увеличить объем продажи голубого топлива.

Москва нуждается в китайских партнерах из-за западных санкций, которые затронули нефтяной сектор и, в частности, компании «Газпром нефть», «Роснефть» и «Новатэк». Санкции лишили их возможности вести сотрудничество с партнерами из Евросоюза и США, что ограничило возможности в области инвестиций и технологий. Передача ноу-хау, например, в секторе неконвенциональной добычи полностью заблокирована. Китайцы могут предоставить средства, но с информацией о разработке сланцевых нефтяных месторождений будет сложнее, поскольку они сами еще не обладают такими технологиями. Решимость россиян побороться за азиатское финансирование ставит их в зависимость от Китая, которому выгодно такое положение дел. В данном случае он может пустить в ход «мягкую силу», то есть продвигать свои интересы под вывеской проекта «Новый шелковый путь».

«Процесс претворения в жизнь концепции Пути позволит Китаю расширить политическое влияние в соседних странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Новый шелковый путь станет противовесом для доминирования США, а также российских интеграционных проектов в этом регионе», — пишет эксперт варшавского Центра восточных исследований Марчин Качмарский (Marcin Kaczmarski). Он отмечает, что китайцы смогут получить базу для укрепления своего политического авторитета, а Газпром получит взамен контракты на поставку газа. Вопрос в том, будет ли это достаточной компенсацией за зависимость от превосходящего по силе партнера?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

11.07.2016

Шесть спортивных автомобилей ГАЗ стартовали с Красной площади в Москве для участия в ралли-рейде «Шелковый путь». В составе команды «ГАЗ Рейд Спорт» - спортивные «ГАЗели NEXT», «Соболь 4х4», «Садко» и «Садко NEXT».

Автомобили изготовлены на базе серийной продукции Горьковского автозавода, входящего в «Группу ГАЗ» одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент».

Автомобили команды «ГАЗ Рейд Спорт» стартовали с Красной площади в Москве. Две машины команды – спортивная «ГАЗель NEXT» и «Соболь 4х4» – пройдут всю гонку от Москвы до Пекина и финишируют в Китае 24 июля. На «Соболе 4х4» стартует единственный в ралли-рейде полностью женский экипаж. Длина маршрута ралли-рейда составит более 10 000 км. Еще четыре автомобиля: две «ГАЗели NEXT», выступающие в категории Рейд-спорт, а также «Садко» и «Садко NEXT», выступающие в грузовом зачете, примут участие в первой половине марафона, которая одновременно является IV этапом чемпионата России по ралли-рейдам. Финиш этого этапа планируется в столице Казахстана Алматы 14 июля.

По пути спортсмены преодолеют грунтовые дороги Татарстана и Башкортостана, изрезанную канавами и высохшими руслами рек казахскую степь, песчаные трассы и дюны у озера Балхаш, каменистые трассы и барханы пустыни Гоби.

На спортивные «ГАЗели NEXT» и «Соболь 4х4» установлены серийные двигатели Cummins ISF 2,8 со специальными спортивными надстройками. Автомобили «Садко» и «Садко NEXT» укомплектованы двигателями ЯМЗ-534 производства Ярославского моторного завода «Группы ГАЗ». За несколько лет участия в сложных спортивных соревнованиях силовые агрегаты ЯМЗ показали высокую надежность при максимально жесткой эксплуатации в условиях высоких температур. Благодаря специальным настройкам, двигатели ЯМЗ развивают мощность до 300 л.с. при 2600 об/мин и крутящий момент до 1000 Н·м при 1800-2400 об/мин. Характеристики двигателя Cummins ISF 2,8: мощность – 200 л.с. при 3800 об/мин., крутящий момент – 520 Н·м при 2000-3200 об/мин.

Впервые в качестве автомобилей технической помощи будут использованы автомобили «Урал NEXT», созданные на базе серийных машин автозавода «Урал». Небольшие изменения в электронном блоке управления двигателем ЯМЗ-536 и в настройках трансмиссии позволяют этим машинам разгоняться до 120 км/ч. Оперативной помощью, а также подвозом групп журналистов и фотографов к сложным участкам спортивной трассы будут заниматься внедорожники «Соболь 4х4». Высокая проходимость этих автомобилей позволяет им добираться к самым труднодоступным участкам.

Смазочные масла и эксплуатационные жидкости для автомобилей команды «ГАЗ Рейд Спорт» предоставила компания Total. Преимущества моторных масел Total Rubia TIR и Total Trans Gear – сохранение стабильного качества смазки в течение длительного времени при максимальной нагрузке мотора.

Обеспечение команды шинами взяла на себя компания Michelin. На спортивные «Садко» и «Садко NEXT» установлены шины марки Michelin XZL, а «ГАЗели NEXT» и «Соболь 4х4» укомплектованы шинами BFGoodrich All-Terrain. По совокупности характеристик эти шины обеспечивают оптимальное сочетание скорости на грунтовых дорогах и проходимости в песках и на бездорожье.

Экипажи команд:
«ГАЗель NEXT» – пилот Вячеслав Субботин, штурман Евгений Павлов;
«Соболь 4х4» – пилот Татьяна Елисеева, штурман Елена Правдина;
«ГАЗель NEXT» – пилот Михаил Коструков, штурман Олег Нежнов;
«ГАЗель NEXT T1» – пилот Александр Коструков, штурман Рамиль Замалетдинов;
«Садко NEXT» – пилот Болеслав Левицкий, штурман Станислав Долгов;
«Садко» – пилот Михаил Шкляев, штурман Александр Лагута.

Ралли-рейда подал 61 экипаж из тринадцати стран. После административных проверок и технической инспекции на торжественный старт на Красную площадь были допущены 21 грузовик и 33 автомобиля.

Среди них - 12 российских экипажей: шесть в зачете грузовиков, еще шесть - в автомобильном зачете. Единственный женский экипаж в марафоне - тоже российский: Мария Опарина и Таисия Штанева (Suprotec Racing ) едут на Maverick X 3 XRS DPS 903 TCIC в зачете Т3.

Один из наших автомобильных экипажей - настоящие фанаты гонок. Сергей Шалыгин и Артем Канивец, которые едут гонку на Toyota Land Cruiser , - из Владивостока. До старта соревнования в Москве они добирались по дорогам общего пользования и к началу марафона уже успели преодолеть более 20 тысяч километров. Теперь, по сути, они начали путь домой. Разве что в режиме гонки, то есть чуть быстрее и не всегда по дорогам.

Стоит выделить еще один автомобиль: ГАЗ 2704ЕВ, на котором выступают Александр Семенов/Рамиль Замалетдинов (№ 126). Экипаж заявлен под именем BFCEC Sport : в подготовке техники помогала китайская компания Beijing Foton Cummins Engine Company, производящая дизельные двигатели.

Один экипаж заявила ASPEC Motorsport : Виктор Хорошавцев/Антон Николаев едут на BMW X 3 (№ 111).


Команда «ГАЗ Рейд Спорт» выставила четыре машины, причем две в зачете грузовиков. На этих ГАЗ-C41R13 ГАЗон Next едут Болеслав Левицкий/Александр Обухов (№320) и Михаил Шкляев/Александр Лагута (№ 322). А в зачете автомобилей соревнуются два ГАЗ 33027: Александр Коструков/Евгений Павлов (№123) и Михаил Коструков/Олег Нежнов (№ 128), ГАЗ 33027.

Представлен четырьмя грузовиками в составе экипажей:

Айрат Мардеев/Айдар Беляев/Дмитрий Свистунов (№ 300);

Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильнур Мустафин (№ 303);

Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков (№ 307);

Антон Шибалов/Андрей Мокеев/Дмитрий Никитин (№ 312).

К сожалению, не примут участие в гонке заявившиеся ранее Владимир Васильев/Константин Жильцов - из-за травмы спины у Владимира, а также Сергей Успенский/Андрей Русов.

Впрочем, россияне выступают и за латышскую AVMotorsport . На Mitsubishi L 200 с Алдисом Вилцансом едет Антон Плетнев, а на Toyota Land Cruiser - полностью российский экипаж: Юлия Мигунова-Хегай и Игорь Петенко.

Любопытно, что русский язык - средство коммуникации во франко-украинском экипаже Sodicars : пилот Фредерик Шавиньи признался, что переговоры по радио со штурманом Игорем Мотко ведет именно на нем. Возможно, не все из них, но на территории России француз точно не пропадет: на старте марафона он продемонстрировал хорошее произношение и познания в языке.

Французы - соорганизаторы ралли «Шелковый путь», поэтому неудивительно, что в числе участников так много французских экипажей. Одна команда Peugeot выставила три автомобиля. «Дрим-тим», как и в , составили Сириль Депре, Стефан Петерансель и Себастьен Лёб. В этом году они едут на прототипе Peugeot 3008.

«МАЗ-СПОРТавто» из Белоруссии выставила три прототипа МАЗ-5309RR в зачете грузовиков: Сергей Вязович/Павел Гаранин/Андрей Жигулин (№ 304), Александр Василевский/Дмитрий Вихренко/Антон Запорощенко (№ 309), Алексей Вишневский/Максим Новиков / Андрей Неверович (№ 316).

А вот Казахстан в грузовиках представлен Артуром Ардавичусом, но он выступает за голландскую команду Жерара Де Роя. Причем едет Артур на предыдущем грузовике самого Де Роя, а Жерар - на новом прототипе. Поэтому голландец осторожничает в прогнозах, напоминая, что техника пока не успела зарекомендовать себя. Впрочем, вряд ли бы он стал заявляться в столь серьезную гонку, не будучи уверенным в возможностях нового Iveco .

В гонку заявлен целый десант китайских автомобилей, среди которых самым сильным участником можно назвать Хань Вэя, победителя соревнований в Китае. В прошлом году он уже участвовал в «Шелковом пути» и в этом планирует вновь добраться до финиша и по возможности навязать борьбу лидерам. Выступать он будет на SMG 0 RC 0028 за команду Geely Auto Coopertires Team .

Кстати, уже после старта в список допущенных участников добавился еще один внедорожник - китайский дуэт на Toyota Hilux . Поэтому на первый спецучасток вышло 34 автомобиля и 21 грузовик.

Ночью участники марафона покинули Москву, чтобы днем прибыть к месту старта первого спецучастка под Чебоксарами. Для разминки его сделали недлинным - всего 61 километр. Опасения, что погода помешает соревнованию, не оправдались: старт дали по расписанию. Среди автомобилей первым на трассу отправился Сириль Депре, следом за ним - Язид Аль-Раджи (X-Raid MINI), Себастьен Лёб (Peugeot), Брайс Мензис (X-Raid MINI) и Стефан Петерансель (Peugeot).

Вероятно, в отсутствие Владимира Васильева именно они поведут главное сражение за победу. И свою решимость подтвердил Себастьен Лёб - он быстрее всех прошел СУ1: 0:42:02. На 29 секунд отстал от него Петерансель, третьим стал Сириль Депре, уступивший 2 минуты 14 секунд.

Себастьен Лёб (Peugeot Sport): «Учитывая состояние трассы, мы старались проехать в оборонительном режиме, и всё прошло неплохо. Машине весом в две тонны ехать по мокрой траве непросто - рисковать приходилось чуть ли не в каждом повороте. Наш результат - это не следствие стратегии, ведь стартовать первым завтра - не самая удобная позиция».

Лучшим из россиян на первом СУ стал Александр Семёнов (BFCEC Sport Газ) - он занял девятое место, следом за ним в протоколе расположился Михаил Коструков (ГАЗ Рейд Спорт).

Среди грузовиков первым финишировал чех Мартин Коломы (TATRA BUGGYRA Racing ): 0:49:43. В 51 секунде позади - его соотечественник Алеш Лопраис (Instaforex Loprais Team ). Третье место у голландца Тона ван Генугтена (Petronas Team De Rooy Iveco).

Российские экипажи пока не спешат: Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) занял восьмое место, остальные расположились далее первой десятки.Как пояснил его сокомандник Айрат Мардеев, они с самого начала понимали, что не смогут выиграть:

« Мы стартовали первыми, а в таких условиях это всегда самая плохая позиция, потому что тебе приходится расчищать дорогу для других. Траектории были очень грязные, поэтому мы ехали аккуратно. В какой-то момент мы пропустили ван ден Бринка и де Роя, и увидели, что им также тяжело - и с этого момента мы втроём и ехали».

Хотя спецучасток и был коротким, но наверняка он запомнится своим рельефом, особенно Марии Опариной и Таисии Штаневой. В их открытом грязь летит прямо на пилота и штурмана, поэтому на финише девушки вместе с техникой выглядели так, будто преодолевали болото. Всего лишь прошли дистанцию! 29-е в автомобильном зачете и третьи в своей категории Т3.

Ощущения от прохождения спецучастка разделил Александр Семенов (BFCEC Sport ): «Очень много тины было - прямо грязюка, которая „всасывала“ машину. Травища большая, в ней постоянно идёшь юзом - то передней осью, то задней. Кружишься, но всё равно идёшь».

В воскресенье участникам «Шелкового пути» предстоит преодолеть 785 километров пути, из которых 157 километров отведено на второй спецучасток. К концу дня экипажи должны добраться до Уфы.

Общий зачёт марафона, по итогам первого этапа, первая десятка

Автомобили:

  1. Себастьен Лёб (Peugeot Sport) - 0:42:02
  2. Стефан Петерансель (Peugeot Sport) +0:29
  3. Сириль Депре (Peugeot Sport) +2:14
  4. Язид Аль-Раджи (X-Raid MINI) +3:38
  5. Брайс Мензис (X-Raid MINI) +3:38
  6. Кристиан Лавьей (Baicmotor) +3:43
  7. Хань Вэй (Geely SMG) +8:20
  8. Жером Пелише (Raid Lynx Toyota) +9:50
  9. Александр Семёнов (BFCEC Sport Газ) +9:53
  10. Михаил Коструков (ГАЗ Рейд Спорт) +11:01

Грузовики:

  1. Мартин Коломы (Tatra Buggyra Racing) - 0:49:43
  2. Алеш Лопраис (Instaforex Loprais Team) +0:51
  3. Тон ван Генугтен (Petronas Team De Rooy Iveco) +2:03
  4. Сергей Вязович (МАЗ-СПОРТавто) +2:35
  5. Жерар де Рой (Petronas Team De Rooy Iveco) +4:01
  6. АртурАрдавичус (Astana Motorsport Team De Rooy Iveco) +4:06
  7. ПаскальдеБар (Riwald Dakar Team Renault) +4:07
  8. Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) +4:18
  9. Алексей Вишневский (МАЗ-СПОРТавто) +5:29
  10. Мартин ван ден Бринк (Mammoet Rallysport Renault) +5:52

Фото: пресс-служба марафона «Шелковый путь», Александр Феоктистов, Ольга Полякова, Suprotec Racing , Geely Motors, МАЗ-СПОРТавто

Друзья, чтобы не отвечать индивидуально на вопросы, которые начали поступать, отвечу на них одним постом и сразу на все...

Соболь 4х4 пресс-экипажа Михаила Рябинина на ралли-марафоне Шелковый Путь 2016. Пустыня Гоби. Китай.

1. Да, я не еду Шелковый Путь 2017!

Это не связано с отказом в аккредитации или другими происками врагов. Вокруг меня все приличные люди и отказ ехать Шелковый Путь основан только на моем решении. Поясню...

Маршрут "assistance" я проехал на Соболе 4х4 в прошлом году, что автоматом делает для меня неинтересным попытку повторить это. Соболь все доказал, я уже все видел. Нового ничего не увижу, а значит скучно.

Планировалось, что маршрут Шелкового Пути 2017 я проделаю по боевой трассе на подготовленном автомобиле, но его мы сделать не успели и поэтому идея осталась идеей. Не все происходит так, как хочется.

Команда ГАЗ Рейд Спорт на финише ралли-марафона Шелковый Путь 2016. Пекин. Китай.

2. Нет, я не покинул команду ГАЗ Рейд Спорт!

Команда ГАЗ Рейд Спорт подарила мне много эмоций, удовольствия и знаний, поэтому я не поменяю ее ни какую другую, даже если это Супротек и мне пообещают зарплату в 5 000 долларов в месяц. Ну, вдруг пообещают...

ГАЗ Рейд Спорт едет ШП2017 в составе двух боевых экипажей и на этот раз честь команды отстаивают братья Коструковы. Я буду следить за состоянием дел команды, контролировать их и конечно болеть за коллег и друзей.

Прямые трансляции команды ГАЗ Рейд Спорт вы сможете увидеть прямо на моем канале в YouTUBE . Подписывайтесь и не пропустите ничего нового и интересного. По возможности буду делиться тем, что узнаю сам.

Команда ГАЗ Рейд Спорт что-то потеряла в степи Казахстана.

3. Да, проверять организацию гонки я буду!

Организаторы пообещали, что в этом году все будет круче, чем в прошлом. По количеству заявленных автомобилей получился уже небольшой даунгрейд, но количество участников не показатель организации гонки, а только показатель интереса к ней у спортсменов и экономической ситуации в мире автоспорта. Участие в гонке не дешево.

По предварительным данным, организаторы учли многие замечания и в этом сезоне должно быть все лучше. Это касается интернета в бивуаках, а также дорожных книг для прессы с указанием фототочек. Напомню, что в прошлом году после пересечения границы Китая фототочек у нас просто не было и ездили мы по трекам Сергея Таланцева, за что ему поклон.

Надеюсь, что ШП2017 пройдет на позитиве, ведь организаторам надо провести как минимум три выпуска. Если в этом году будет провал, то следующий год станет катастрофой. Искренне желаю и организаторам, и участникам отличной гонки и поменьше проблем, которые были у нас.

20 000 километров в сложнейших условиях оказались хорошей проверкой для внедорожного автобуса.

4. Да, я проведу освободившееся время с пользой!

Конечно я рад освободившемуся времени, которое я уже весьма неплохо распланировал. Как минимум, будет одно увлекательное путешествие, а может и два. Если все сложится, то я порадую вас поездкой на мотоцикле и конечно поездкой на Соболе 4х4.

Кстати, Соболь 4х4 будет участвовать в выставке "Off-Road Show" и вы сможете увидеть его на стенде автомобильного завода ГАЗ. Мне это очень приятно, что на заводе воспринимают мой автомобиль достойным быть представленным таким образом. Ну и Соболь заслужил это право своей безотказной работой в нескольких путешествиях.

P.S. Если появятся новые вопросы, то добавлю их в этот пост... :) Спасибо, что помните обо мне и пишите свои вопросы и мнения относительно стартующего ралли-марафона "Шелковый Путь 2017".

Российский Газпром, казахский КазМунайГаз и китайская компания PetroChina подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве в сфере развития сети газозаправочных объектов с использованием инфраструктуры Нового шелкового пути. Стороны заявили о своей заинтересованности в развитии рынка газомоторных транспортных средств при помощи формирования газотранспортной инфраструктуры на маршруте Китай-Европа. В документе содержатся оценки потенциального количества указанных транспортных средств и объема потребления газомоторного топлива на российском, казахском и российском участках маршрута в период до 2030 года. Проведенный анализ станет основой для разработки поэтапного плана создания сети газовых АЗС.

В ноябре 2016 года Газпром и PetroChina, дочернее предприятие Китайской национальной нефтегазовой корпорации, заключили соглашение о начале сотрудничества в этой сфере. В мае 2017 года Газпром, CNPC, «Российские автомобильные дороги» и China Communications Construction Company подписали меморандум о взаимодействии, который касается, в частности, применения природного газа в качестве моторного топлива.

Транспортный коридор Китай-Европа — это элемент китайского проекта «Новый шелковый путь», который предусматривает создание новой сухопутной и морской инфраструктуры. Концепцию представили осенью 2013 года, Китай использует ее в качестве орудия своей «мягкой силы». На входящие в нее проекты выделено около 40 миллиардов долларов, которыми распоряжается Фонд Шелкового пути.

Защита окружающей среды подстегивает китайский газовый бум

Российский газ может стать для китайцев инструментом для достижения нескольких целей экономической политики страны. Пекин борется с загрязнением воздуха в городах, а помочь в этом может развитие газового транспорта. Как сообщает агентство Reuters, объемы продаж грузовых автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, могут достичь рекордного уровня, поскольку меры по контролю уровня загрязнения включают в себя ограничения для транспорта с дизельным двигателем. За первые семь месяцев рост продаж составил 540%. Это вызвано, в частности, запретом на использование дизельных грузовиков при транспортировке угля из северных портов, где отмечается самый высокий уровень загрязнения воздуха. В рамках борьбы со смогом китайские власти планируют также газифицировать в этом регионе около 1,4 миллиона домохозяйств.

Пекин не зависит от российского газа: чтобы покрыть свои потребности, он может использовать собственные ресурсы или поставки сжиженного природного газа из любой точки земного шара. По оценкам аналитического центра Китайской национальной нефтегазовой корпорации, до 2030 года потребление газа в Китае будет расти на 8,1% (средний мировой показатель составляет 2,1%). Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в ближайшие годы на Китай придется 40% глобального роста спроса на природный газ.

В связи со слабыми перспективами увеличения объемов добычи газа (в том числе сланцевого) Китай, который сейчас входит в тройку лидеров в области разработки неконвенциональных месторождений, уступая США и Канаде, сосредоточит свое внимание на СПГ. Объем китайских запасов сланцевого газа оценивается в 764,3 миллиарда кубометров. Между тем в июне объем импорта СПГ в Поднебесную по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 95%. Китайцы купили 3,12 миллионов тонн этого топлива. За январь-июль 2017 года объем импорта сжиженного газа достиг 19 миллионов тонн (рост на 45%). Поставщиками выступали преимущественно Австралия и Катар, а Китай занял третье место в списке крупнейших мировых импортеров СПГ.

Многообещающе выглядят в этом контексте планы запуска газопровода «Сила Сибири» из России в Китай, который планируют ввести в эксплуатацию 20 декабря 2019 года. Проектная мощность газопровода составляет 38 миллиардов кубометров в год, но на первом этапе объем поставок составит всего несколько миллиардов тонн. Проблемой может стать тот факт, что, как сообщала пресса, цена на газ привязана к цене нефти, а ее котировки колеблются сейчас вокруг отметки в 55 долларов за баррель. Это означает, что стоимость контракта между Газпромом и CNPC опустится до границы рентабельности или даже ниже. Разговоры о том, что «Сила Сибири» может принести россиянам убытки, начались уже тогда, когда нефть стоила 100 долларов.

Возможно, в связи с этим россияне возлагают надежды на проект «Ямал-СПГ», который задуман для работы с азиатскими рынками. В его рамках в 2019 году планируется запустить экспортный газовый терминал общей мощностью до 16,5 миллионов тонн в год. Ресурсной базой станет Южно-Тамбейское газовое месторождение, лицензия на разработку которого принадлежит Газпрому. Однако «Ямал-СПГ» — это инициатива потенциального конкурента концерна на российском рынке: компании «Новатэк». Проект получил поддержку Фонда шелкового пути (ему принадлежит 9,9% акций), что тоже демонстрирует приоритеты Китая. Остальные акционеры — это «Новатэк» (60% акций), китайская корпорация CNPC и французская Total (по 20%).

Сближение или угроза доминирования?

Пока сложно сказать, насколько проект Нового шелкового пути сблизит Китай с Россией, а насколько усилит Пекин, ослабив Москву. Россияне стараются компенсировать увеличивающуюся зависимость от Поднебесной при помощи «русификации» маршрута, то есть его использования для поставок газа. Свидетельством этого может служить тот факт, что Россия уговаривает Китай направить инвестиции Фонда шелкового пути на так называемый Ледяной шелковый путь — морские транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» в Арктике. Китайские средства могут помочь россиянам развить Северный морской путь и увеличить объем продажи голубого топлива.

Москва нуждается в китайских партнерах из-за западных санкций, которые затронули нефтяной сектор и, в частности, компании «Газпром нефть», «Роснефть» и «Новатэк». Санкции лишили их возможности вести сотрудничество с партнерами из Евросоюза и США, что ограничило возможности в области инвестиций и технологий.

Передача ноу-хау, например, в секторе неконвенциональной добычи полностью заблокирована. Китайцы могут предоставить средства, но с информацией о разработке сланцевых нефтяных месторождений будет сложнее, поскольку они сами еще не обладают такими технологиями. Решимость россиян побороться за азиатское финансирование ставит их в зависимость от Китая, которому выгодно такое положение дел. В данном случае он может пустить в ход «мягкую силу», то есть продвигать свои интересы под вывеской проекта «Новый шелковый путь».

“Процесс претворения в жизнь концепции Пути позволит Китаю расширить политическое влияние в соседних странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Новый шелковый путь станет противовесом для доминирования США, а также российских интеграционных проектов в этом регионе”, — пишет эксперт варшавского Центра восточных исследований Марчин Качмарский (Marcin Kaczmarski). Он отмечает, что китайцы смогут получить базу для укрепления своего политического авторитета, а Газпром получит взамен контракты на поставку газа. Вопрос в том, будет ли это достаточной компенсацией за зависимость от превосходящего по силе партнера?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»