Климат-контроль: чем отличается от кондиционера? В чем разница

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Выбор, который люди делают при покупке автомобиля, уже давно определяется не только его техническими данными, но и внутренней оснащенностью и комфортом салона.

Водитель должен чувствовать себя хорошо за рулем. Для создания благоприятных условий, все современные автомобили оснащены либо кондиционером, либо климат-контролем.

Комфортная и безопасная езда

Отличия климат-контроля и кондиционера являются важными показателями безопасности и комфорта при поездке. Каждое из этих устройств имеет свои преимущества и недостатки.

Первые появились еще в сороковых годах прошлого века, а в пятидесятых уже была создана отдельная отрасль по их производству.

Основные свойства кондиционеров для автомобилей:

  • Их предназначение – это охлаждение воздуха в салоне во время жары. Принцип его работы мало чем отличается от обычного холодильника. Это герметично закрытая система, в которой содержится фреон и охлаждающее масло.
  • Управление кондиционером производится вручную, что крайне неудобно и небезопасно во время движения автомобиля. Водитель должен постоянно прослеживать свой ощущения, и в случае появления испарины или ощущения повышения температуры в салоне, переводить рычажок кондиционера.
  • Для обогрева в зимний период в автомобилях устанавливается отдельная печка, которая также управляется вручную.

Для охлаждения автомобиля кондиционером, особенно если он длительное время находился под солнцем, требуется больше усилий, чем во время движения. Затраты энергии, и как следствие, топлива, значительно увеличиваются. Водитель должен выбирать между скоростным и энергозатратным, или медленным охлаждением.

Разница климат-контроля от кондиционера в том, что эта система полностью автоматическая. Ее основные свойства:

  • Климат-контроль создает оптимальные условия в салоне автомобиля по заданным водителем параметрам. Он сам сверяется с изменениями температуры за бортом машины, сравнивает показатели и подстраивает их под введенные данные.
  • В ней заложены функции, как обогрева салона зимой, так и охлаждения летом с постоянной вентиляцией воздуха. Настройка происходит через электронный блок.
  • Одним из преимуществ климат-контроля является то, что он может создавать в салоне совершенно отличительные условия и температуру для разных его частей. Для водителя вводятся одни параметры, а для пассажиров можно ввести другие показатели.
  • Устройство самостоятельно регулирует влажность воздуха в салоне. Это очень важно, так как комфортным для человеческого организма считается уровень влажности от 65%. Автоматика считывает показатели влажности за бортом и либо подправляет их, либо оставляет, как есть.

Использование климат-контроля создает наилучшие комфортные и безопасные условия для езды в автомобиле.

Некоторая трудность использования климат систем в том, что ими необходимо научиться пользоваться правильно. Внимательно изучив и проверив на практике инструкцию, можно получить надежного помощника в пути.

Климат-контроль имеет один небольшой недостаток – это его цена, которая значительно выше, чем у «ручного» кондиционера.

Видео: как работает климат-контроль в автомобиле.

Установка климатической системы в автомобиль

Многие современные машины оснащаются климат устройствами при его сборке на заводе. Но при желании, установка климат-контроля вместо , это вопрос денег и времени.

Основные компоненты, которые имеет климат система:

  1. Нагнетающий вентилятор забирает воздух, как снаружи, так и из салона, чтобы создавать давление в системе.
  2. Компоненты отопителя, а именно радиатор, монтируется с испарителем в едином отсеке, в котором находится блок заслонок.
  3. Датчики слежения за температурой и местоположением заслонок.
  4. Процессор и панель управления системой.
  5. Блок, который отвечает за состояние и положение заслонок.
  6. Воздуховодная и дефлекторная системы.

Для того чтобы правильно установить все блоки климат-контроля вместо кондиционера, лучше обратиться к специалистам.

Если входящие в комплект соединительные шланги, компрессор и другие детали, которые следует установить под капот, похожи на конструкцию обычного кондиционера, то установление блока отопителя с последующим его управлением и контролем всей системы, требует профессиональных навыков.

В климатическом устройстве есть дополнительные функции, которые могут улучшить его работу:

  • Его можно перевести в ручное управление, что значительно снизит расход энергии. При этом система не включается при заводе двигателя, как это происходит при автоматике, а только в том случае, если водитель желает, чтобы она работала.
  • Можно создать отдельный обдув лобового стекла по мере его . При этом затрата энергии несколько увеличивается, потому что вентилятор вынужден работать на полную мощность. Выбор за водителем, сидеть и ждать, когда стекло само высохнет и протирать его, либо увеличить нагрузку системы на минуту.
  • Можно запрограммировать устройство подавать воздух к различным частям тела, например, к рукам или лицу.

Видео: климат-контроль на классику.

Превосходство климат-контроля говорит о том, в недалеком будущем все автомобили будут оснащены такими системами.

Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело - климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.

Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.

В панель на центральной консоли встроен блок управления. Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера. В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение. В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.

Руководство

В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке . На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.

Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.

Под контролем

В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).

Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.

По сравнению с в систему климат-контроля включено несколько дополнительных датчиков. Основными являются сенсоры солнечного излучения и температуры воздуха в салоне. Благодаря их показаниям блок управления оперативно перенаправляет потоки воздуха и корректирует его температуру, чтобы поддерживать комфортные условия.

Также «мозги» климат-контроля ориентируются на другие показатели, например, температуру охлаждающей жидкости двигателя. Для этого иногда используется отдельный датчик в блоке печки, но чаще данные берутся с моторного сенсора. Эта информация помогает блоку управления правильно оценить тепловые ресурсы и грамотнее распорядиться ими.

Блок управления климат-контролем действительно можно сравнить с «мозгами» инжекторного мотора, учитывая количество всевозможных режимов коррекций, начиная от гибкого управления производительностью компрессора кондиционера, которая недоступна в ручном режиме, и заканчивая замысловатым алгоритмом работы заслонок и моторчика вентилятора. А все ради того, чтобы оперативно подстраиваться под текущие условия и не отвлекать водителя от управления автомобилем. Во время прогрева электроника климат-контроля сама прикроет заслонку рециркуляции, чтобы зимой ограничить поток холодного воздуха извне в салон, сразу после пуска мотора, а летом - горячего.

Последнее время, при покупке авто, все больше внимания уделяется уровню комфорта, а не техническим характеристикам машины. Один из главных критериев для многих - наличие климат-контроля, поддерживающего влажность воздуха и температурный режим на определенном уровне. В чем особенности этой опции? Как она работает? В чем отличие от кондиционера? Эти и ряд других вопросов рассмотрены ниже.

Назначение климат-контроля

Современные производители знают потребности покупателей, они анализируют рынок и держат «руку на пульсе» новых тенденций, а порой и создают их. Так сложилось, что чем больше технической «начинки» в автомобиле, тем он интересней покупателю. Чтобы привлечь внимание, дополнительные опции прописаны в документации, в рекламной продукции, в объявлениях и на сайтах продаж.

Среди множества функций, отдельную роль играет климат-контроль, достойно заменивший кондиционер и печку. Принцип действия последней знает каждый автолюбитель. При снижении температуры, требуется прогреть мотор, вручную включается обогрев, и направить воздух на нужное место (в ноги, на лобовое стекло или грудную область). С развитием технологий, печка устарела и применяется все реже.

Климат-контроль - уникальная система, отличающаяся сложной конструкцией и лучшей функциональностью. В мануале к автомобилю сказано, что задача устройства - обеспечение комфортной температуры для людей в салоне машины (водителя и пассажиров). При этом оптимальной считается влажность 65-80 процентов и температура - 23-25 градусов Цельсия. Смотрите видео "Как работает климат контроль" ниже.

Система работает в режиме онлайн, контролирует упомянутые параметры и, при снижении (повышении) предельного показателя, запускает систему. Так, при уменьшении температуры ниже установленной нормы, происходит подогрев воздуха до требуемого уровня. Если ситуация складывается по обратному сценарию, то в работу вступает кондиционер.

Климат-контроль устанавливается на многих автомобилях, вне зависимости от типа кузова или класса. Он монтируется на легковых машинах, грузовиках, автобусах, а также на самоходных устройствах и механизмах.

Со вторым показателем - влажностью воздуха - все сложнее. При увеличении этого параметра, запотевают стекла в автомобиле (в том числе, и лобовое стекло), ухудшается видимость, и возрастает риск попадания в ДТП. Климат-контроль делает воздух суше, за счет действия испарителя кондиционера. В итоге, на стенках теплообменника появляется роса, а вот риск запотевания стекол снижается.

Главный плюс системы - в возможности автоматического выполнения задач, без участия водителя. При этом производители не остановились на достигнутых результатах. Последние версии климат-контроля более совершенны. Так, появилась функция зонирования, благодаря которой, в разных частях салона, создается индивидуальный микроклимат. К примеру, для области водителя может задаваться одна температура, а для пассажира - другая (но об этом позже).

Принцип действия

Многие интересуются, в чем особенности системы, как работает климат-контроль. Здесь главные помощники - датчики, которые контролируют температуру за бортом и в салоне машины. Поступающий поток воздуха нагоняется, с помощью вентилятора, и делится на две части. Одна направляется через конденсаторный испаритель, а другая - через радиатор печки. Далее воздушные массы смешиваются и подаются в различные участки салона, через сложную систему дефлекторов и каналов.

Направление потоков корректируется, путем изменения позиции одной из шторок (дополнительной или центральной) или, как их еще называют, заслонок. Раньше положение таких устройств менялось только в ручном режиме. Сегодня этот процесс происходит автоматически. Главный исполнительный орган - сервопривод, который управляет заслонками и, тем самым, сужает или расширяет сечение каналов.

Функция управления элементами климат-контроля лежит на ЭБУ (электронном блоке управления). Все, что требуется от пассажира - задать интересующие его показатели (температуры и влажности). Далее система делает работу самостоятельно.

Установка температуры производится, с помощью регулятора (устанавливается на приборной панели). Как только водитель (пассажир) выставляет нужный показатель, информация направляется к процессору. Последний принимает данные от датчиков, анализирует их и дает команды исполнительным органам автомобиля, с учетом внесенного алгоритма.

Фиксация климатических параметров производится в онлайн-режиме, что связано с их изменчивостью, в зависимости от многих факторов. Климат-система отслеживает эти показатели, фиксирует их и принимает меры.

Конструктивные особенности

Климат-контроль - сложная система, которая устанавливается и настраивается еще на этапе сборки автомобиля (на заводе). Для реализации возложенных на нее задач, в состав устройства входит группа жизненно важных узлов, а именно:

  • Кондиционер и отопитель.
  • Вентилятор для нагнетания потока воздуха.
  • Контролирующие датчики (фиксируют температуру и положение заслонок).
  • Процессор («голова» системы).
  • Панель управления.
  • Группа дефлекторов и воздуховодов (через них подается воздух).
  • Блок заслонок для регулировки.

Каждый из представленных элементов несет индивидуальную функцию. Так, задача вентилятора - создать необходимое давление и обеспечить тем самым работоспособность устройства. При этом воздух для нагрева (охлаждения) поступает как изнутри салона, так и из улицы.

Испаритель кондиционера и печной радиатор - устройства, смонтированные в общем кожухе с блоком заслонок. Задача группы устройств - приведение параметров (влажности, температуры) к заданным показателям.

Дефлекторы и группа воздуховодов распределяют воздушные потоки в различные участки автомобиля, с учетом установленной программы. Функция управления лежит на процессоре, которые собирают информацию с датчиков, переключателей и регуляторов, после чего анализирует данные и раздает команды.

Кроме главной функции, направленной на создание комфортных для водителя и пассажиров условий, климат-система выполняет еще ряд задач:

  • Обдув лобового стекла, для борьбы с запотеванием поверхности. В этом случае, система осушает воздух, а двигатель вентилятора переходит на полную мощность.
  • Обдув лобового стекла, а также ног людей в салоне машины, теплым потоком воздуха.
  • Подача охлажденного воздуха к различным участкам тела - к конечностям (рукам, ногам) или лицу. При этом поток направляется в различных комбинациях или по отдельности.
  • Режим рециркуляции, когда используется воздух внутри салона. Благодаря такой опции, удается быстро нагреть или охладить салон. Кроме того, рециркуляция полезна, при перемещении по загрязненному городу (при сильной загазованности воздуха). Для контроля загрязнения, климат-контроль оборудуется специальным датчиком, измеряющим объем вредных веществ в поступающем из улицы воздухе. Когда он превышает норму, дается команда на перекрытие подачи воздуха извне.
  • Ручное управление. В этом случае, водитель самостоятельно включает отопитель или кондиционер, не опираясь на автоматику системы.

Особенности применения

Климат-контроль - индивидуальная система, которая разрабатывается под определенную модель авто. У различных производителей такие устройства часто различаются по функциональности, сложности исполнения, заданной программе и прочим аспектам.

Бюджетные системы отличаются грубой регулировкой воздушного потока и низким уровнем автоматизации. Как следствие, возможны сбои в работе, в том числе, и подача не прогретого воздуха в салон.

Продвинутые устройства держат под контролем больше показателей и отличаются лучшей функциональностью. Кроме стандартных возможностей, они проверяют качество воздушного потока и подключают к работе блоки с фильтрующими элементами (при наличии такой необходимости). Такие фильтры состоят из картриджей, выполненных с применением специальной бумаги или активированного угля. Задача устройств - очистка поступающего воздуха от пыли, газа и прочих вредных для здоровья частиц.

Диапазон температур, устанавливаемый в современных системах, составляет 16-30 градусов Цельсия. Нижний предел ограничен - для устранения риска переохлаждения организма. Что касается верхнего уровня, то прогрев воздуха выше 30 градусов Цельсия нецелесообразен.

Для достижения максимального комфорта, температура в салоне должна быть ниже на 6-7 градусов Цельсия, чем температура снаружи. Чтобы ускорить работу климат-контроля, можно приоткрыть окна в машине, что гарантирует быстрое вытеснение горячих (холодных) воздушных масс.

Двухзонный климат-контроль: плюсы и минусы

Каждый человек индивидуален, чем обусловлена разница в восприятии температуры поверхностью кожи. Так, температура 20 градусов Цельсия может быть комфортна для водителя, но неприемлема для пассажира на соседнем сидении. Чтобы избежать проблем с настройкой, разработчики придумали системы с двухзонным принципом работы. Их особенность - в возможности установки различной температуры для разных частей салона.

В бюджетных устройствах, разница температур в различных зонах может составлять 4-6 градусов Цельсия. В более дорогом климат-контроле это показатель может быть выше. В зависимости от технических характеристик, система имеет ряд преимуществ:

  • Четкая отработка и реализация заданного алгоритма.
  • Возможность установки разного температурного режима для области водителя и пассажира.
  • Снижение риска запотевания стекол, из-за негативного действия внешних и внутренних факторов.

Наличие двухзонного климат-конроля - гарантия комфорта водителя и пассажира. При этом растет безопасность системы, повышается ее эффективность. Главное - при покупке обращать внимание на число и место установки датчиков. От упомянутых факторов зависят возможности монтажа, а также способность поддерживать требуемый уровень температуры и влажности.

Отличия кондиционера от климат-контроля

Многие автовладельцы - новички путают рассматриваемую систему с обычным кондиционером. Кроме того, существует мнение о взаимозаменяемости этих устройств. Мол, зачем платить больше, если зимой салон машины успешно прогревает печка, а летом с жарой справляется кондиционер.

Упомянутое утверждение верно, но только при условии сохранения внешних и внутренних температурных условий без изменений. Если машина находится в движении, то удерживать температуру (влажность) на определенном уровне невозможно. Меняются скорость транспортного средства и направление его движения, а вместе с этим, корректируется давление воздушного потока, меняется его температура.

Кондиционер активируется не сразу - ему требуется какое-то время, после пуска силового узла. Как следствие, возникает ряд неудобств, связанных с необходимостью ручного регулирования системы.

Главная отличительная особенность климат-контроля - наличие системы управления, которая не предусмотрена в обычном кондиционере. Ее задача заключается в контроле текущих параметров и их корректировке, без участия водителя. В рассматриваемой системе, кондиционер - только один из элементов. Его задача заключается в снижении уровня влажности и уменьшении температуры. Далее воздух смешивается с теплым потоком, в результате чего, и обеспечивается комфорт для людей в салоне.

Как правильно использовать возможности климат-контроля зимой?

При снижении температуры за бортом ниже нуля, система работает только на обогрев воздуха. Из-за низкого уровня влажности, работы печки достаточно для прогрева салона. Если отключить кондиционер, то на уровне комфорта в салоне это никак не скажется.

По-иному выгдядит ситуация, когда температура на улице выше нуля градусов Цельсия или около того, а влажность повышена (к примеру, идет снег). При такой погоде, высок риск запотевания стекол, поэтому климат-контроль стоит перевести в автоматический режим. При этом система подключает кондиционер и отопитель, что гарантирует быстрое устранение влаги из воздушного потока.

В идеале, при выборе подходящего режима, стоит ориентироваться на рекомендации производителя и личный опыт эксплуатации.

Таким образом, климат-контроль - это система, работа которой направлена на создание комфортных условий в салоне без участия человека (в автоматическом режиме). Как правильно пользоваться климат-контролем?

Видео: Как работает климат контроль в автомобиле

Если видео не показывает, обновите страницу или

Еще совсем недавно такое оборудование, как автомобильный кондиционер, было в диковинку для нашего обывателя. Но сегодня удивить кого-то можно разве что отсутствием оного в перечне оснащения нового автомобиля. Впрочем, далеко не все понимают принцип его работы, а также, чем отличается кондиционер от климат . Поэтому поговорим на эту обширную тему и расставим все точки над «i».

Питание автомобильного кондиционера происходит не от электрической сети, а напрямую от коленчатого вала двигателя при помощи ременной передачи

Являясь одной из разновидностей систем кондиционирования воздуха, автокондиционер имеет свое существенное отличие. Питание оборудования в данном случае происходит не от электрической сети, как в бытовом варианте, а напрямую от коленчатого вала двигателя, при помощи ременной передачи. То есть для работы используется часть мощности мотора.

Отсюда и потеря драгоценных ньютонов при включении кондиционера на малолитражных машинах. Соответственно, «крутить» силовой агрегат следует больше, а значит, увеличивается расход топлива. Впрочем, на другой части весов находится комфорт передвижения в знойную летнюю погоду, так что каждый выбирает сам, что ему больше по душе.

Из чего состоит кондиционер, и как он работает

Во многом кондиционер, в разрезе принципа работы, имеет схожесть с обычным бытовым холодильником, хотя внутренне устройство у них разное. Правда, даже в рамках автомобилестроения конструктивно кондиционеры могут отличаться, но смысл их работы все равно неизменен. В любом случае мы имеем замкнутую и герметичную систему, по которой циркулирует специальная холодильная жидкость - фреон. Время от времени фреон нужно менять, но делается это исключительно на сервисной станции.

Когда человек нажимает на кнопку запуска механического кондиционера, активируется соответственная электромагнитная муфта, и прижимной диск приводного узла производит стыковку системы кондиционирования со шкивом. При этом шкив постоянно находится в движении и крутится от коленвала, благодаря ременной передаче.

В работу вступает компрессор, задачей которого является сжатие газообразного фреона, отчего тот нагревается и дальше поступает в конденсор, так называемый «радиатор» кондиционера. Здесь разгоряченный фреон охлаждается, чему помогает электровентилятор, который по умолчанию работает на первой скорости.

Во время движения автомобиля охлаждающий эффект повышается, но если машина неподвижна, например в пробке, датчики могут фиксировать упадок эффективности системы и инициировать включение второй скорости вентилятора.

Во многом кондиционер имеет схожесть с обычным бытовым холодильником, хотя внутренне устройство у них разное

В конденсоре фреон, охладившись, начинает конденсироваться и переходит в жидкое состояние. Далее в ресивер-осушителе происходит фильтрация состава от мусора, после чего фреон направляется в сторону салона.

Главное действо разворачивается, когда он поступает в испаритель через терморегулирующий вентиль. Здесь вещество кипит, испаряется и становится паром, сильно понижая при этом температуру испарителя. Ну а тут уже отдельный вентилятор нагнетает холодный воздух от испарителя прямиком в салон автомобиля. Фреон же возвращается в компрессор, где стартует новый цикл теплообмена.

Как не простудиться под кондиционером

Медики уже давно констатировали тот факт, что быстрые и регулярные перепады температуры окружающей среды для человеческого организма очень опасны. Если амплитуда скачков превышает 3-5 градусов по Цельсию, тело испытывает неслабый стресс.

В результате могут развиться недуги, аллергические реакции, насморк и даже простуда. Но волков бояться - в лес не ходить, поэтому разберемся с этой проблемой раз и навсегда, чтобы и не страдать от такого приятного эффекта, как прохлада в жару.

Первое правило - охлаждаться постепенно, вернее, поэтапно. Не стоит сразу включать систему на полную мощность и устанавливать минимально возможную температуру воздуха. Сперва отрегулируйте температуру потока на уровне 25-24 градуса. Это сразу сделает времяпровождение в салоне более комфортным, нежели снаружи.

А вот ощущения при нагнетании в салон струи воздуха под 17 градусов будет сродни релаксации на снегу. С таким успехом можно засунуть голову в морозильную камеру. После адаптации кожных покровов к воцарившемуся в автомобиле микрокосмосу, разрешается перейти к более серьезным мерам и перевести регулятор на отметку +22.

Медики давно говорят, что быстрые и регулярные перепады температуры окружающей среды для человеческого организма очень опасны

Медики настоятельно не рекомендуют рисковать и использовать более суровые режимы, так как пространство маленькое, и температура будет ощущаться точно такой же, какой она обозначена на дисплее или шкале. Также важно, чтобы окна были закрыты, иначе это навредит системе, а также создаст сквозняк. А сквозняки в автомобиле - это вообще отдельная и малоприятная тема.

Еще одним фактором, способным ухудшить здоровье человека и вызвать ОРЗ, являются микроорганизмы, которые преспокойно размножаются в недрах фильтра кондиционера. Нужно регулярно их менять в соответствии с рекомендациями автопроизводителя, а также производить химическую чистку наиболее загрязняемых частей автомобильного кондиционера.

Опытные водители рекомендуют охлаждать разгоряченный автомобиль следующим образом. Сперва необходимо открыть все окна и проветрить пространство, избавившись от раскаленного «духана». После этого все плотно закрывается, и кондиционер ставится на режим «только салон». По истечению пяти минут можно устанавливать режим «внешний» и окончательно выставлять температуру.

Чем отличается кондиционер от климат-контроля в машине

Что касается климат-контроля в автомобиле, то это, по сути, тот же кондиционер, только автоматический. Правда, нужно сказать, что в случае автоматической климатической системы мы имеем дело с объединенным узлом, который, помимо охлаждающей функции, выполняет еще обязанности автомобильной печки. То есть, уровень температуры в салоне регулируется в обе стороны: как на понижение, так и на обогрев.

Климат-контроль располагает информацией, считываемой с датчиков, расположенных в салоне. Это значит, что водитель выставляет комфортный для него диапазон температуры, сохраняет данные в памяти оборудования, и тогда система самостоятельно следит за тем, чтобы температура не опускалась ниже и не подымалась выше заданных величин.

Отличие кондиционера от климат-контроля

Электронный Блок Управления является конструктивно главным отличием, которым бравирует автоматическая система климат-контроля

«Мозгами» климат-контроля является электронный блок управления, который «переваривает» информацию, приходящую от датчиков: температура, влажность, давление, а также аналогичные показатели атмосферы за бортом. Собственно, ЭБУ и является конструктивно главным отличием, которым бравирует автоматическая система климат-контроля.

Отдельно стоит назвать преимущества климат-контроля перед обычным кондиционером:

  • отсутствие необходимости прислушиваться к своим ощущениям и определять наугад температуру в салоне;
  • быстрая реакция ЭБУ на изменение температурного режима;
  • полная концентрация на вождении, а не управлении регуляторами;
  • экономия топлива благодаря своевременному отключению функции охлаждения (нагрева) воздуха в салоне;
  • возможность приобретения автомобиля с раздельным климат-контролем.

Климат-контроль позволяет экономить топливо, благодаря своевременному отключению функции охлаждения (нагрева) воздуха в салоне

Еще одной особенностью работы климат-контроля является «умное» поведение в зимний сезон. Анализируя низкую температуру за бортом и высокую вероятность замерзания стекол, ЭБУ самостоятельно управляет воздушными заслонками. Сперва потоки теплого воздуха направляются на стекла, и они оттаивают. После этого, по мере прогрева мотора, обогреваются ноги и зона сидений.

Конечным направлением потока воздуха становится лицо водителя, априори считающееся самой уместной частью тела для приема воздушных ванн во время движения. Правда, подобные функции встречаются далеко не на всех моделях климат-контроля. Впрочем, ряд производителей предлагает возможность автомобилисту самостоятельно настроить алгоритм работы системы и установить порядок того, что и за чем прогревается зимой.

Управление кондиционером и климат-контролем

Оперировать обычным кондиционером будет очень просто даже новичку в этих делах. Все делается вручную. На приборной панели, как правило, присутствует кнопка управления компрессором «А/С», переключатель оборотов вентилятора, регулятор температуры с синей и красной зонами, а также рычаг распределения по салону потоков воздуха (центр, верх, низ).

Конечно, за всем этим необходимо следить, что не очень удобно, особенно при отсутствии возможности сделать остановку. Кондиционер может иметь как механическое управление (регуляторы-крутилки со статичными шкалами), так электронные органы управления с жидкокристаллическими дисплеями и фирменными манипуляторами.

В случае с климат-контролем можно положиться на режим Auto, который обеспечит сбор и анализ всех показателей с датчиков и организует работу системы таким образом, чтобы результат удовлетворял пожелания хозяина. На дисплее блока управления просто выставляется необходимая температура, и все - «климат» остальное сделает сам.

При раздельном климат-контроле выставляются данные отдельно для передних седоков, отдельно - для обитателей галерки (в премиум-классе предлагается даже 4-зонные варианты систем, где каждый из пассажиров самостоятельно может выбрать оптимальную температуру).

Что лучше: климат контроль или кондиционер

Вопрос «Что выбрать: климат-контроль или кондиционер?» может загнать в тупик, ведь и у первого, и у второго есть свои недостатки

Вопрос о том, что лучше взять: автомобиль со старым добрым кондиционером или же более «навороченный» и совершенный вариант, оснащенный климат-контролем, вполне закономерен. Особенно актуальна подобная дилемма для новичков, которые никогда не ездили даже с обычным кондиционером и не могут объективно сравнивать такое оборудование. Но одно очевидно сразу - климат-контроль более удобен в использовании. Стоит лишь однажды выставить комфортные настройки, и максимум комфортабельности на протяжении многих месяцев будет обеспечен. Но так ли все однозначно в данном случае?

На самом деле, есть у автоматики и свои недостатки, способные в итоге повлиять на выбор и перевесить чашу весов с обычным кондиционером. Во-первых, это цена. Она будет значительно выше, если мы говорим о комплектации с климат-контролем. Но это и не удивительно, ведь люди хотят иметь больше комфорта в своем распоряжении, а поэтому почему бы автопроизводителю не заработать на этом сотню-другую? Также не стоит преуменьшать и себестоимость такого оборудования, ведь конструкция климат-контроля более сложная, чем «анатомия» кондиционера.

Вот мы и подобрались к следующему пункту перечня минусов. Имеется в виду надежность и ремонтопригодность сложных систем и электронных помощников в современном автомобиле. Понятно, что огромная часть работы климат-контроля выполняется исключительно за счет взаимодействия электроники. Взять тот же электронный блок управления, которого нет у кондиционера. От его адекватности зависит эффективность всей системы. И, понятное дело, отремонтировать, обслужить более мудреную систему будет порядком сложнее.

Водители часто жалуются на некорректность работы климат-контроля, в частности это относится к регулированию температурного режима в салоне

А вот что касается точности регулирования температурного режима в салоне, то водители часто жалуются на некорректность работы климат-контроля, причем это относится к автомобилям различных марок. Так проблемой оказывается явное несоответствие между задекларированной в ЭБУ температурой и реальной картиной, которую предоставляет вполне исправная система. Например, в жару, при выставлении режима до 24 градусов, телом ощущаются все 26-27. Приходится буквально угадывать и действовать методом тыка, чтобы выяснить необходимую для комфортной езды отметку регулятора.

Часто подобная ситуация возникает из-за дефектного или неудачно расположенного датчика температуры в салоне, в результате чего информация, поступающая в блок управления, идет искаженной. Аналогично может досаждать механический температурный регулятор климат-контроля, который имеет фиксированный шаг. При таком раскладе оптимальный режим, бывает, оказывается в «слепой зоне» -между одним и другим соседними делениями.

Окончательный вердикт

Многие считают, что лучше подкопить денег и приобрести авто с климат-контролем, ведь живем один раз!

Тем не менее, несмотря на приведенные выше особенности эксплуатации автоматического климат-контроля, такой вариант все же является предпочтительней, так как имеет ряд озвученных преимуществ. Поэтому многие скажут, что лучше подкопить больше денег и взять хорошо оснащенный автомобиль - один раз ведь живем. В то же время кондиционер теоретически более надежен, особенно вдали от сервиса, и меньше стоит денег. Так что каждый в итоге решает сам.

  • Новости
  • Практикум

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник

Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...

ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

У Ford Transit на двери не оказалось важной заглушки

Отзыв касается лишь 24 микроавтобусов Ford Transit, которые дилеры марки продали с ноября 2014-го по август 2016-го. Как сообщает сайт Росстандарта, на этих машинах сдвижная дверь оснащена так называемой «детской блокировкой», однако отверстие соответствующего механизма не было прикрыто заглушкой. Оказывается, это является нарушением действующего...

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima

Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается проза жизни. Довольно простые приборы...

Автомобили для настоящих мужчин

Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...

Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan

Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а...

Какие машины угоняют в Москве чаще всего?

За последний 2017 год самые угоняемые машины в Москве – это Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. Абсолютный лидер среди угнанных машин – это седан Camry. Он занимает «высокое» положение даже, невзирая на то, что...

Самые быстрые машины в мире 2018-2019 модельного года

Быстрые автомобили являются примером того, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы своих автомобилей и периодически ведут разработки по созданию совершенного и самого быстрого транспортного средства для движения. Многие технологии, которые разрабатываются для создания супер скоростного автомобиля, позже переходят в серийное производство...

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2018-2019 модельного года

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Комфорт в салоне автомобиля – это один из самых важных показателей, от которых зависит то, купят ли автомобиль. И даже самый роскошный салон, удобное сиденье и эргономичный руль не будут приносить удовольствие, ели в салоне автомобиля будет слишком холодно или слишком жарко. Именно по этой причине инженеры и начали работать над созданием системы, которая позволяла бы охлаждать воздух в автомобиле в летнее время и добилась результата достаточно рано.

Уже в 1940 году был разработан первый автомобиль, оснащенный кондиционером. Конечно, от современных климат систем и кондиционеров кондиционеры довоенной эпохи не дотягивали ни по каким показателям, да и более совершенные кондиционеры для автомобилей появились лишь спустя 13 лет, но тем не менее, это был настоящий прорыв. Более того, установка кондиционера внутри Chrysler Imperial в 1953 году принесла свои плоды – развитие отрасти производства кондиционеров для авто, благодаря которой впоследствии и появились системы климат контроля.

Определимся с понятиями «кондиционер» и «климат контроль»

Если коротко говорить о том, в чем заключается разница между кондиционерам и системами климат контроля, то в первую очередь нужно обозначить, что это совершенно разные понятия, которые часто попросту путают друг с другом. Это совершенно не удивительно, ведь обе системы очень похожи по своим основным задачам – поддерживать в салоне автомобиля комфортную для водителя и пассажиров обстановку. Однако, стоит сказать, что кондиционер появился намного раньше и долгое время был единственным инструментом для управления температурой в салоне автомобиля.

Обзор климат контроля в Renault Latitude:

Уже значительно позже появилось понятие системы климат контроля, которая включила в себя и кондиционер и печку и другие способы управления температурой и влажностью воздуха в салоне машины.

Основные отличия кондиционера

Кондиционер предназначен только для того, чтобы охлаждать воздух внутри салона автомобиля. В летнее время интенсивность его работы регулируется при помощи переключения интенсивности работы вентилятора. Чем быстрее он дует, тем быстрее охлаждается воздух внутри салона автомобиля. В том же случае, когда воздух нужно нагреть, включается печка, которая нагревает воздух, который разгоняет по салону все тот же вентилятор.

Стоит заметить, что при работе кондиционера, если он включен на подогрев, то воздух, забираемый из салона для обработки, сначала подсушивается, а потом уже в зависимости от настроек кондиционера, либо подогревается, либо охлаждается. Управление кондиционером может осуществляться либо при помощи механической системы регулирования, либо при помощи цифровых индикаторов, в зависимости от модели автомобиля.

Отличия климат контроля

В отличие от кондиционеров, системы климат контроля представляют собой автоматические системы поддержания в салоне авто постоянной температуры. Задается такая температура чаще всего через электронные системы управления, которые и регулируют интенсивность работы встроенного кондиционера, печки и системы вентиляции. Состоит система климат контроля из нескольких встроенных систем.
Это в первую очередь электронный блок управления, контролирующий при помощи датчиков текущую температуру внутри салона, влажность, а также осуществляет контроль температуры и влажности воздуха за бортом автомобиля. Есть даже модели систем климат контроля, которые учитывают и солнечную радиацию за бортом авто, что в большинстве своем попросту не нужно.

Кроме электронного блока управления отличий между системой климат контроля и между кондиционером, по сути, нет, но именно этот центральный блок и является тем, что делает езду в автомобиле комфортной. Не нужно следить за своими ощущениями в салоне и отвлекаться от управления автомобилем для того, чтобы прикрутить печку или сделать посильнее кондиционер, ведь все это сделает климат контроль, если его правильно настроить.

Для чего нужен электронный блок управления

Электронный блок управления использует данные, полученные с датчиков, расположенных внутри автомобиля и за его бортом, анализирует настройки желаемой температуры внутри салона и на основании этих данных высчитывает что нужно сделать для выполнения желания водителя. Именно полноценный анализ позволяет составить идеальную схему работы системы климат контроля.
При этом снижается и расход топлива, ведь от того, насколько интенсивно нужно нагревать и охлаждать воздух, будет зависеть и потребляемая энергия. А в том случае, если правильно настроить и отладить систему кондиционирования, интенсивность работы кондиционера и печки будет минимальной, так что и расход топлива будет очень сильно уменьшаться.

Управление кондиционером и климат контролем

Управление кондиционером осуществляется исключительно вручную. На приборной панели есть кнопки, обозначенные «снежинкой» и кнопка, обозначенная значком «A/C», соответственно и управление осуществляется всего этими двумя кнопками.

В случае с климат контролем все несколько сложнее, но в то же время и проще. Большая часть автомобилей, оснащенных такой системой, оборудованы и кнопкой «Auto», которая включает систему климат контроля. После того, как система включается, проводится анализ всех показателей датчиков и система начинает работать таким образом, чтобы охладить или нагреть температуру внутри автомобиля до установленной.

Принцип работы компрессора кондиционера:

Конечно, нельзя сказать, что абсолютно все автомобили, оснащенные кондиционерами или системами климат контроля, оборудованы именно так, как описано, но в большинстве своем именно так и есть.

Особенности в работе систем климат контроля зимой

В зависимости от марки автомобиля, его комплектации, да и вида самой системы климат контроля, алгоритм их работы может достаточно сильно отличаться. Чаще всего эти отличия видны в зимний период, когда во время прогрева автомобиля центральный блок управления может самостоятельно управлять воздушными заслонками, чтобы сначала обогреть стекла, а потом по мере прогрева двигателя автомобиля будет опускать струю воздуха на сиденья и на ноги. В самом конце программы прогрева автомобиля поток воздуха направляется только на лицо водителя, ведь именно в таком состоянии автомобилисту будет комфортнее всего вести авто.


Алгоритм работы каждой системы климат контроля индивидуален. Дело в том, что некоторые системы климат контроля настроены на прогрев автомобиля несколько иначе. Кроме того, некоторые системы климат контроля можно настроить индивидуально, так что единого алгоритма работы таких систем попросту не существует. Более того — некоторые режимы работы системы климат контроля могут автоматически отключать кондиционер в тех случаях, когда есть возможность запотевания стекол изнутри.

Как не простудиться под кондиционером

Наличие в салоне автомобиля такой системы – это еще не стопроцентная гарантия комфорта в автомобиле. Нужно еще и правильно использовать климат контроль и кондиционер, чтобы поддерживать в салоне действительно комфортную температуру. Кроме того, если установить в салоне авто кондиционер на очень низкую отметку, когда за окном летняя жара, крайне велика вероятность простудиться. Чтобы этого не случилось, при коротких поездках нужно отказаться от слишком низких температур в салоне, хоть соблазн установить кондиционер на 15-18 градусов очень велик после раскаленного воздуха на улице. Лучше всего установить температуру в салоне на отметку на 5-7 градусов ниже, чем за окном.

В том же случае, если вы планируете дальнюю поездку, то температуру можно снизить до достаточно низкой, но делать это нужно очень аккуратно и постепенно. Снижайте температуру в салоне на 5-7 градусов каждые 1-2 часа и вы не только не простудитесь, но и постоянно будете чувствовать себя комфортно в салоне.

В зимнее же время стоит регулировать систему климат контроля таким образом, чтобы вам в салоне не было слишком жарко, ведь после поездки вы выйдете на улицу и если там слишком холодно, то вы можете простудиться. Чаще всего климат контроль устанавливается на отметке в 22-26 градусов в салоне автомобиля в зимнее время, ведь после такой температуры человек сможет вполне комфортно себя чувствовать и на улице. В таком случае система климат контроля будет куда удобнее, чем кондиционер или печка, ведь водителю не нужно будет контролировать температуру в салоне и отвлекаться от поездки.

Добиваемся максимальной эффективности климат контроля

Кроме правильной настройки системы климат контроля и ее наличия, нужно создать еще и правильные условия в салоне автомобиля. В первую очередь нужно обращать внимание на состояние радиатора-испарителя. Если не проводить регулярную чистку его поверхности, там могут образоваться болезнетворные бактерии, которые могут впоследствии вызвать заболевания дыхательной системы людей, которые часто ездят в таком автомобиле. Эта чистка проводится достаточно просто, так что просто нужно время от времени ее проводить и подобной проблемы не возникнет.

Для того, чтобы и кондиционер и климат – контроль работали с максимальной эффективностью, лучше всего организовать в салоне авто следующие условия:

  • Закрыть окна
  • Закрыть люк автомобиля
  • Проверить плотность закрытия дверей
  • При необходимости уплотнить стыки дверей и корпуса авто

В таком случае работа системы кондиционирования и климат контроля в режиме рециркуляции будет максимально эффективной. Конечно, режим рециркуляции очень удобен и экономит энергию автомобиля, которую было бы нужно затратить на охлаждение или нагрев воздуха, который попал в систему кондиционирования с улицы, но раз в 10-15 минут нужно эту функцию ненадолго отключать, чтобы дать в салон доступ свежему воздуху. Но не стоит этого делать, если вы проезжаете через задымленный участок дороги.

Также стоит производить забор воздуха с улицы и после длительной стоянки автомобиля в летнее время, так как иначе в салоне будет слишком жарко и режим рециркуляции не будет энергосберегающим, а наоборот – лишь повлечет за собой увеличение расхода топлива. Однако, после уже даже небольшого снижения температуры в салоне, режим рециркуляции можно будет включить.

Предыдущие советы вам может дать практически любой, но есть и такие советы, о которых знают далеко не все. Самым важным из них является правило использования компрессора кондиционера. Если вы хотите использовать его с максимальной эффективностью, то мы рекомендуем вам следить за тем, чтобы компрессор кондиционера работал тогда, когда двигатель автомобиля будет работать на высоких оборотах. Для этого следует переключаться на пониженную передачу и тогда обороты двигателя, а соответственно и вала компрессора увеличатся.

Учтите также, что в сырую погоду кондиционер лучше включать, ведь в таком случае влага из салона автомобиля будет конденсироваться на стенках радиатора-испарителя и окна авто не будут запотевать. Ну а в том случае, если нужно немного просушить воздух в салоне, попробуйте включить одновременно и печку и кондиционер. Кроме того – в зимнее время когда запустите двигатель для того, чтобы он прогрелся, и если у вас установлены в автомобиле обычный кондиционер и печка, а не климат контроль, то запустите печку на обогрев и пока двигатель прогреется, стекла также оттают.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»