История марки волат. История марки волат Волот минский завод колесных тягачей

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

УП «Минский завод колесных тягачей », сокращенно УП МЗКТ (™: VOLAT , произносится: Волат ) - белорусский производитель дорожных и внедорожных автомобилей большой грузоподъёмности и прицепной техники к ним, а также специальных колёсных шасси под монтаж оборудования. Штаб-квартира находится в городе Минск, Белоруссия.

Деятельность VOLAT

В структуре предприятия имеются 9 цехов основной деятельности, экспериментальный, ремонтно-механический, автотранспортный цех, испытательный центр, 13 функциональных управлений, 15 отделов, военизированная охрана.

УП МЗКТ является учредителем дочерних предприятий: научно-производственного унитарного предприятия "Волаттранссервис", научно-производственного предприятия "Волат-Авто" и Торговый дом "Волат".

Завод располагает общежитием на 250 человек, имеет базу отдыха "Березка", рассчитанную на заезд 350 человек в смену.

Номенклатура изготавливаемой техники включает:

  • автомобили-самосвалы с колесной формулой 6х6, 8х4, 8х8 дорожного и внедорожного типа грузоподъемностью до 27 тонн;
  • седельные и балластные тягачи, автопоезда грузоподъемностью 40 - 100 тонн;
  • специальные автомобильные шасси под монтаж кранового и другого подъемного оборудования грузоподъемностью до 100 тонн;
  • шасси с колесной формулой 6х6, 8х8,10х10 и 12х12 под монтаж специального оборудования для сервиса, капитального ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин;
  • шасси дорожного и внедорожного габарита с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х8, 12х12 под монтаж специального оборудования;
  • прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 тонн до 100 тонн;
  • запасные части к выпускаемой технике.

Продукция VOLAT

  • Самосвалы VOLAT :
  • Тягачи VOLAT :
    • VOLAT Автомобиль-тягач балластный МЗКТ - 7402
  • Шасси VOLAT :
  • Грузовики VOLAT :
    • VOLAT Автомобиль для перевозки тюкованного мусора МЗКТ - 7321
    • VOLAT VOLAT Комбинированная уборочная машина на базе шасси МЗКТ-65274
  • Прицепы и полуприцепы VOLAT :

История VOLAT

  • УП «МЗКТ» ведет отсчет своей истории с 23 июля 1954 года . В этот день приказом директора Минского автозавода № 15сс во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года № 1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 21сс и №25сс на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой.
  • 1 сентября 1954 года был организован цех опытного производства (ЦОП). В 1956 году в ЦОПе был собран первый опытный образец артиллерийского тягача МАЗ-535.
  • В 1959 году были сданы в эксплуатацию новые производственные площади, на которых разместился механосборочный цех №3 (МСЦ-3), созданный на базе ЦОПа, для изготовления деталей и узлов, а также сборки тягачей. 29 марта 1959 года был собран первый серийный тягач МАЗ-537 опытной партии машин.
  • В 1960 году сборка тягачей на площадях МСЦ-3 была выделена в самостоятельный цех сборки и испытания автомобилей (ЦСИА-2), который в 1962 году был переведен на новые производственные площади.
  • 21 июля 1959 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Минскому автозаводу поручалась разработка конструкции, проведение опытно-конструкторских работ и постановка на производство многоосных автомобильных шасси для размещения агрегатов первого в стране ракетного комплекса оперативно-тактического назначения "Темп-С".
  • В 1962 году было начато производство нового четырехколесного шасси высокой проходимости МАЗ-543.
  • В связи с необходимостью высвобождения производственных мощностей для изготовления новых шасси МАЗ-543 чертежно-техническая документация, разработанная СКБ-1, была передана на КЗКТ (г.Курган) изготавливаемых серийно тягачей МАЗ-535 в 1961 году и МАЗ-537 в 1964 году, а также прошедшего Государственные испытания тягача МАЗ-538 в 1964 году, на МоАЗ (г.Могилев) - семейства тягачей МАЗ-529 в 1959 году и на ЯМЗ (г.Ярославль) - двигателя V-12 в 1959 году.
  • В 1970 году в связи с развитием работ по созданию наземного оборудования для ракетных комплексов был утвержден проект реконструкции спецпроизводства, по которому в 1971 - 1979 годах были построены и сданы в эксплуатацию механосборочный корпус №2 (МСК-2) площадью 108 тыс. кв.м, сдаточный корпус площадью 18,5 тыс кв.м, корпус испытания тормозов площадью 4 тыс. кв.м и административно-бытовые корпуса №1 (АБК-1) и №2 (АБК-2). В МСК-2 были размещены цехи: механосборочные №3, №4, №6, рамно-прессовый №2, термический №3, ЦСИА-2 и ремонтный, в АБК-1 и АБК-2 - службы цехов и служба управления спецпроизводством. Все цехи производства были оснащены универсальным и высокопроизводительным специальным оборудованием, в том числе станками с числовым программным управлением, необходимой технологической оснасткой, стендами для испытания узлов и контрольно-измерительными инструментами и приборами.
  • 10 апреля 1975 года специальное производство приказом директора завода №183 было выделено в хозрасчетное на самостоятельном балансе производство специальных колесных тягачей (ПСКТ).
  • В разные годы директорами ПСКТ были Паршин С.П. (1975 - 1978гг.), Исаевич Г.А. (1978 - 1980гг.), Гросс В.И. (1980 - 1985 гг.), Савчиц П.П. (1975 - 1976гг.), Волков В.А. (1986 - 1991гг.).
  • До конца 80-х годов основной продукцией ПСКТ были шасси и тягачи, выпускаемые для нужд Министерства обороны СССР, которые стали транспортной базой тяжелых комплексов вооружений, в том числе и ракетных комплексов оперативно-тактического назначения "Темп-С", "Эльбрус", комплексов противовоздушной обороны "С-300", ракетных систем залпового огня "Смерч", комплексов береговой обороны "Берег", "Рубеж", ракетных стратегических "Темп 2С", "Пионер", "Тополь", транспортной базой для командно-штатных пунктов, размещения и транспортировки радиолокационных средств и другого оборудования.
  • Время серийного выпуска шасси МАЗ-543 совпало с бурным развитием Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых комплексов. Технические характеристики машин, их повышенная грузоподъемность и высокая проходимость вызвали большой интерес у транспортников и строителей нефтегазопроводов, у которых эти машины нашли широкое применение.
  • На базе шасси МАЗ-543 были созданы и выпускались автомобили для народного хозяйства, в том числе бортовые тягачи и прицепы для перевозки гусеничной техники и других грузов, самосвалы, трубовозы и плетевозы, шасси для монтажа оборудования пожарных машин. Во второй половине 80-х годов были разработаны и выпускались автопоезда для перевозки крупных неделимых грузов грузоподъемностью 75 и 100 тонн.
  • За разработку и освоение производства автомобильной техники для ракетных комплексов главный конструктор СКБ-1 Шапошник Б.Л. был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1973г.), лауреата Ленинской (1976г.) и Государственной премий СССР (1968г.). В 1968, 1977, 1978, 1984 и 1989 годах еще 20 работников спецпроизводства были удостоены звания лауреата Государственной премии СССР, причем трое из них были удостоены этого звания дважды. Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие специального производства были отмечены правительственными наградами.
  • В связи с возросшей номенклатурой выпускаемой техники и увеличением объемов ее производства в 1978 году был разработан проект расширения и реконструкции ПСКТ во исполнение которого в 1979 - 1986 годах были построены и введены в эксплуатацию механосборочный корпус №3 (МСК-3) площадью 44,5 тыс. кв.м. и административно-бытовой корпус АБК-3. В МСК-3 были размещены МСЦ-7 и МСЦ-4, организован цех гибких производственных систем, в котором были смонтированы и сданы в эксплуатацию 39 обрабатывающих центров, управляемых ЭВМ.
  • В 1982 году Советом Министров СССР было принято решение о создании транспортера большой грузоподъемности по теме "Целина" и строительстве конструкторско-экспериментальной базы (КЭБ) спецпроизводства. В 1985 году были построены и сданы в эксплуатацию первая очередь КЭБ - производственные площади 13,2 тыс. кв.м., на которых разместился экспериментальный цех №2 и инженерно-бытовой корпус площадью 8 тыс. кв.м, в котором разместилось УГК-2.
  • В 1984 - 1987 годах были разработаны и изготовлены опытные образцы уникальных транспортеров по комплексу "Целина" и шасси для самоходных агрегатов комплексов "Cкорость" и "Курьер".
  • 7 февраля 1991 года приказом генерального директора ПО "БелавтоМАЗ" № 143 образован и выведен из состава МАЗа Минский завод колесных тягачей в составе подразделений ПСКТ, УГК-2, ЭЦ-2 и ОГН. Директором завода назначен Волков В.А.
  • В 1993 году на площадях сданной в эксплуатацию во второй очереди КЭБ разместились исследовательский центр (ИЦ) и цех запасных частей (ЦЗЧ).
  • В 1992 году в связи с прекращением заказов для нужд Министерства обороны на заводе была разработана и принята программа конверсии, направленная на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей, автопоездов и шасси широкого назначения для различных отраслей народного хозяйства как Республики Беларусь, так и стран СНГ.
  • Используя накопленный опыт создания колесных шасси и тягачей, модельный ряд которых характеризуется количеством управляемых осей от 1 до 12, грузоподъемностью от 12 до 220 тонн и двигателями мощностью от 121 до 1104 кВт (165 до 1500л.с.), были разработаны и поставлены на производство новое поколение автомобильной техники с колесной формулой 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х10, 12х12 для нужд народного хозяйства: дорожные и внедорожные бортовые автомобили, автомобили-самосвалы, специализированные автомобили, автопоезда различного назначения и прицепная техника к ним, а также специализированные колесные шасси под монтаж самого разнообразного оборудования для предприятий и транспортных организаций строительного, машиностроительного и нефтегазового комплексов.
  • Новое поколение автомобильной техники, выпускаемой заводом, получило товарный знак "Волат".
  • Успешным оказался дебют МЗКТ на международном рынке. В 1997 - 2000гг. были выиграны в конкуренции с известными мировыми производителями два тендера на поставку автопоездов для транспортировки тяжелой гусеничной техники в ОАЭ и Турецкую Республику.
  • В 2001 году международным органом по сертификации и Комитетом по сертификации и стандартизации Республики Беларусь МЗКТ были выданы "Сертификаты соответствия", удостоверяющие, что разработанная и внедренная на заводе система менеджмента разработки, производства, реализации и сервисного обслуживания автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним соответствует требованиям ЕН ИСО 2001 и СТБ РБ ИС 9001.
  • Производственное республиканское предприятие Минский завод колесных тягачей (УП МЗКТ) является государственным предприятием и находится в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь.
  • Генеральный директор завода с 2002 года - Синеговский Г.А.

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) – единственное в мире предприятие, специализирующееся на выпуске многоосных автомобилей, автопоездов и колесных шасси высоких проходимости и грузоподъемности. Своим техническим уровнем и надежностью эти машины сумели завоевать авторитет как в армиях России и СНГ, так и в некоторых странах Дальнего зарубежья – Китае, Корее, Пакистане, Ливии, Алжире, Египте, Сирии, ОАЭ, Вьетнаме, Индии, Югославии, Румынии и Турции.

Многие годы из ворот завода выходила продукция нужная только Вооруженным Силам. В результате удачно реализованной программы конверсии МЗКТ взял курс на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей широкого назначения. Накопленный опыт позволяет предприятию строить трех, четырех, шести, семи и восьми осные транспортные средства под конкретный заказ самого требовательного партнера. Сегодня выпускаемые заводом машины с маркой “Волат” (в переводе с белорусского – “Богатырь”) успешно работают в нефтяной, газовой, лесной промышленности, геологоразведке, строительстве и коммунальном хозяйстве.

Своим рождением МЗКТ, как и целый ряд других предприятий, обязан Минскому автозаводу. В августе 1954 года на МАЗе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), которое возглавил талантливый инженер Б.Шапошник. Первыми разработками нового подразделения стали полноприводные армейские машины – инженерный автомобиль МАЗ-534 и артиллерийский тягач МАЗ-535, построенный в металле в 1956 году. Созданные в СКБ машины рождали новые направления отечественного автомобилестроения. Для их производства строились заводы в Могилеве (МоАЗ) и Жодино (БелАЗ).

Позднее по чертежам СКБ начал выпускать автомобили Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ). Что касается МЗКТ, отметившего в этом году свое сорокалетие, датой его рождения следует считать 1959 год, когда на МАЗе было принято решение об организации собственного производства тяжелой колесной техники. В Минске выпускались МАЗ-535, МАЗ-537 и его модификации, а затем и МАЗ-543 “Ураган”, также имевший несколько вариантов. Их смело можно отнести к лучшим образцам отечественного машиностроения.

Автомобили имели мощные двигатели (до 525 л.с.), запускаемые как электрическим стартером, так и сжатым воздухом, гидромеханическую трансмиссию, независимую подвеску колес, блокируемые дифференциалы, карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей, стекло-пластиковые кабины и многие другие узлы и системы, не уступающие, а иногда и превосходящие уровню зарубежных аналогов. Сокращение военных заказов послужило толчком к переосмыслению дальнейших путей развития завода. Чтобы обеспечивать загрузку производственных мощностей требовалось расширить модельный ряд при минимальных расходах, максимально используя существующую технологию.

Применив модульный принцип конструирования, используя силовые агрегаты и комплектующие ведущих фирм мира, а также кабины, узлы и трансмиссии МАЗа, коллектив Управления конструкторских и экспериментальных работ под руководством главного конструктора МЗКТ В.Чвялева, продолжающий сегодня заложенные Б.Шапошником традиции, создал обширное семейство унифицированных автомобилей самого различного назначения с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х8, 8х4 и другими. При этом одной из главных задач стало существенное повышение долговечности изделий и снижение трудоемкости их обслуживания. Не секрет, что военные заказчики считали эти вопросы далеко не главными.

Палитра выпускаемой техники получилась настолько обширной, что охватить ее полностью в рамках одной статьи невозможно. Остановимся только на нескольких вариантах, демонстрировавшихся на 4-м Российском международном автосалоне. Для перевозки крупногабаритных неделимых грузов в составе автопоездов МЗКТ выпускает седельные тягачи МЗКТ-7429, имеющие кабину МАЗ. Машину с колесной формулой 8х8 отличают четыре управляемых передних колеса с независимой торсионной подвеской. Задняя подвеска выполнена балансирной с упругими элементами в виде рессор.

Тягачи могут комплектоваться двигателями: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (570 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (544 л.с.), Deutz BF8 М10115С (544 л.с.) и российским ЯМЗ-2 Э8424.10-03 (470 л.с.). На автомобили можно установить шесть типов коробок передач – как ярославского производства, так и фирм ZF, Allison, в том числе и гидромеханических. Раздаточная коробка – 2-х ступенчатая, с блокируемым межтележечным дифференциалом. Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, 2-х шарнирные карданные валы и дифференциалы – как самоблокирующиеся, так и с принудительной блокировкой.

На шоссе автомобили в составе автопоезда развивают скорость до 65-70 км/ч., расходуя от 110 до 130 литров дизельного топлива на 100 километров пути. Полная масса буксируемых полуприцепов в зависимости от исполнения тягача составляет от 66 до 98 тонн. Для работы на бездорожье в составе автопоезда грузоподъемностью до 50 тонн (22-25 т. – грузовик плюс 25 тонн прицеп) выпускаются внедорожные автомобили большой грузоподъемности МАЗ-79092 с колесной формулой 8х8. Допустимая осевая нагрузка на передние оси составляет 2х10,5 тонн, на задние – 2х11,6 тонн. Конструктивно семейство 79092 близко тягачам 74295, правда ряд предлагаемых двигателей несколько отличается: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Deutz BF8 M1015 С (544 л.с.), Caterpillar 3406 С (425 л.с.), Detroit Diesel Series 60 (470 л.с.), ЯМЗ 2 Э8424.10 (470 л.с.).

Если на седельные тягачи МЗКТ-7429 устанавливают шины Michelin 25/65R25 X RB TL, то грузовики семейства МАЗ-79092 комплектуют шинами 1500х600х635 или 25/65 R25. И те и другие – с регулируемым давлением воздуха. По требованию многих заказчиков на эти полноприводные шасси завод стал устанавливать самосвальные кузова с задней разгрузкой. Так, появилось на свет семейство самосвалов повышенной проходимости МЗКТ-75165 с объемом опрокидываемого обогреваемого кузова 16,5 м 3 . Их грузоподъемность составляет 24,5 тонны при допустимой нагрузке на передние оси 2х11,4 и на задние – 2х12,5 тонн.

Для строительных работ в цивилизованных условиях, когда дороги с твердым покрытием уже имеются и требуется лишь изредка заезжать на стройплощадки или карьеры, снабженные обустроенными подъездными путями, МЗКТ выпускает семейство самосвалов “6515” с колесной формулой 8 х 4 и кузовами вместимостью 11,5, 12,0 или 16,5 м 3 , грузоподъемностью 21 т. и полной массой 36 тонн. Допустимые нагрузки на передние оси – 2х7,0, на задние – 2х11 тонн, что позволяет эксплуатировать их на всей сети дорог страны без ограничений. Перечислим силовые агрегаты семейства: Daimler-Benz ОМ 442А (360 л.с.), ЯМЗ-238Д (330 л.с.), Deutz BF6 M1015 С (408 л.с.), Caterpillar 3406 С (350 л.с.), ЯМЗ-8424.10 (425 л.с.).

На автомобили устанавливают задние мосты с межосевыми и межколесными дифференциалами, оснащенными механизмами принудительной блокировки. Шины грузовиков имеют размерность 12.00R20 (320R 508). В Москве на строительстве кольцевой автодороги и третьего автомобильного кольца внутри города с успехом работает около 40 таких самосвалов. Предусмотрено их количество увеличить. МЗКТ – один из немногих заводов СНГ, который предлагает заводам-изготовителям навесного оборудования специальные шасси в вариантах 6х6 (МЗКТ-8007), 8х8 (80071) и 12х12 (МЗКТ-79191).

Часто их используют как основу для создания передвижных комплексов для бурения, а также обслуживания и ремонта нефтяных и газовых скважин. Особенностью первых двух является рулевое управление, действующее на колеса двух передних осей, у последней же управляются колеса трех передних и двух задних осей. На шасси 8007 и 80071 подвеска всех колес зависимая, рессорная, а модель 79191 имеет независимую торсионную подвеску всех колес.

Диапазон мощности дизелей таков: 8007 – от 250 до 340 л.с.; 80071 – от 330 до 350 л.с.; 79191 – от 650 до 677 лошадиных сил. Шасси оборудуют механизмами отбора мощности, различным специальным оснащением по заказу покупателя. Грузоподъемность автомобилей равна 11,3 тонны (8007), 24 т. (80071) и 55 т. (79191). Результат гибкой технической политики предприятия сегодня налицо. Автомобили нового семейства находят своих покупателей и в отличие от большинства коллег “по обороне” МЗКТ сегодня исправно работает.

Постановлением Совета Министров СССР № 1258-563сс от 25 июня 1954 года «О создании пpоизводственных мощностей и об обеспечении Министеpства обоpоны СССP аpтиллеpийскими тягачами» и приказом Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения № 21сс от 1 июля 1954 года на Минском автомобильном заводе предписывалось создать специальное конструкторское бюро (СКБ) по тяжелым колёсным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой. Постановление предусматривало организацию на Минском автозаводе опытного цеха площадью 10 тыс. кв.м. с вводом в эксплуатацию в IV квартале 1955 года.

Главным конструктором СКБ приказом Министра № 25сс от 5 июля 1954 года был назначен начальник КБ МАЗа Б.Л. Шапошник .

Приказом директора Минского автозавода № 15 от 23 июля 1954 года вновь организованному СКБ было присвоено наименование СКБ № 1. 1 сентября 1954 года на заводе был организован цех опытного производства (ЦОП).

Первым проектом СКБ-1 в 1955 году стал колёсный тягач МАЗ-528 , предназначенный для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием, оснащенный 10-ю передачами вперед и 10-ю назад.

С целью специализации серийного выпуска многоосных автомобилей на Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года на базе ЦОП было организовано новое подразделение - Производство специальных колесных тягачей (ПСКТ), которое положило начало будущему Минскому заводу колесных тягачей (МЗКТ).

Весной 1959 года после существенного расширения производственных площадей ЦОП преобразовали в механосборочный цех № 3 (МСЦ-3).

В 1960 году сборка тягачей на площадях МСЦ-3 была выделена в самостоятельный цех сборки и испытания автомобилей (ЦСИА-2), который в 1962 году был переведен на новые производственные площади.

В 1971 году начал строиться и в 1979 году был сдан в эксплуатацию механосборочный корпус № 2 (МСК-2).

10 апреля 1975 года ПСКТ стало хозрасчетным на самостоятельном балансе. В разные годы директорами ПСКТ были Паршин С.П. (1975 - 1978 гг.), Исаевич Г.А. (1978 - 1980 гг.), Гросс В.И. (1980 - 1985 гг.), Савчиц П.Г. (1985 - 1986 гг.), Волков В.А. (1986 - 1991 гг.).

В 1982 году Советом Министров СССР было принято решение о создании транспортера большой грузоподъемности по теме "Целина" и строительстве конструкторско-экспериментальной базы (КЭБ) спецпроизводства. В 1985 году были построены и сданы в эксплуатацию первая очередь КЭБ - производственные площади 13,2 тыс. кв.м., на которых разместился экспериментальный цех №2 и инженерно-бытовой корпус площадью 8 тыс. кв.м, в котором разместилось УГК-2. В 1984 - 1987 годах были разработаны и изготовлены опытные образцы уникальных транспортеров по комплексу "Целина" и шасси для самоходных агрегатов комплексов "Cкорость" и "Курьер".

С 1985 по 1991 год главным конструктором СКБ-1 был В.Е. Чвялев .

Более чем за тpи с половиной десятилетия, в течение котоpых ПСКТ МАЗа выпускало pазpабатываемую СКБ-1 (в дальнейшем УГК-2) мноноосную полнопpиводную автомобильную технику, было освоено и поставлялось только заказчичам ВАТ около 70 её моделей и модификаций. О том, насколько значимы были эти pазpаботки, свидетельствуют нагpады, полученные их создателями, - Ленинской и Госудаpственной пpемии СССP. Показательно, что из 37 медалей лауpеатов Госудаpственной пpемии СССP, котоpыми были отмечены минские автозаводцы за pазpаботку новой техники, 23 пpисуждены за технику, созданную в ПСКТ. Тpём из отмеченных Госудаpственной пpемией СССP автозаводцам это звание было пpисуждено дважды. Высоких званий Геpоя Социалистического Тpуда, лауpеата Ленинской и Госудаpственной пpемии СССP был удостоен Б.Л. Шапошник, на пpотяжении тpёх десятилетий (1954 - 1985 гг.) бессменно возглавлявший констpуктоpскую службу спецтехники МАЗа. Оpденами и медалями СССP были отмечены и сотни pядовых pаботников и pуководителей спецпpоизводства. Вклад создателей спецтехники Минского автозавода и в нагpаждении двумя оpденами Ленина и оpденом Октябpьской pеволюции, котоpыми был отмечен завод всего за 10 лет - с августа 1966 по янваpь 1977 года. Втоpым оpденом Ленина МАЗ был нагpаждён за большие заслуги в создании, испытании и пpоизводстве специальной техники.

7 февраля 1991 года пpедпpиятие пoлучилo самocтoятельнocть, имея cпециализацию пpoизвoдcтва, opиентиpoванную на coздание пpoдукции для нужд аpмии. Государственное предприятие ОАО "МЗКТ" вошло в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Директором завода был назначен Волков В.А. За пocледующие четыpе гoда МЗКТ pазpабoтал и ocвoил пopядка 36 нoвыx мoделей и мoдификаций гражданской автoтpанcпopтнoй теxники получившей товарный знак "Волат".

В 1998 году в Китае при участии Минского завода колесных тягачей было учреждено СП Sanjian-Volat по производству тяжелых шасси большой грузоподъемности семейства WS с ежегодным объемом производства около 300 машин. На протяжении первых пяти лет работы СП 70% всех комплектующих должен был поставлять МЗКТ, в дальнейшем долю белорусских деталей планировали снизить до 30%. По некоторым данным, китайцы очень быстро освоили белорусские технологии и в итоге практически отказались от импортных компонентов.

В сентябре 2009 года в Минске Беларусь и Китай подписали договор о создании СП по производству гидромеханических передач. Стороны обязались внести в уставной фонд СП 22,2 млн. долл. в равных долях. СП должно было сначала работать на территории «124-го автосборочного производства» МЗКТ, а в 2010 году работы должны были перенести в Китай на уже имеющееся СП. В марте 2010 года страны подписали соглашение о передаче Китаю технологии автоматической трансмиссии, которую можно устанавливать на модификации китайских тяжелых шасси с колесной формулой 12x12 и 16x16, которые производит Sanjian Group.

В соответствии с указом президента Беларуси от 9 сентября № 401 Государственной премией Беларуси 2012 года в области науки и техники поощрена работа авторского коллектива ОАО «Минский завод колесных тягачей». Авторы работы «Разработка и освоение производства специальных колесных шасси и тягачей четвертого поколения военно-технического и двойного назначения» - главный инженер МЗКТ Андрей Головач, главный конструктор - начальник управления главного конструктора Юрий Николаев и заместитель главного технолога - начальник управления главного технолога по подготовке производства Евгений Горко - создали основу для организации в Беларуси собственного производства специальных колесных шасси и тягачей, которые существенно превосходят по своим характеристикам машины предыдущего поколения.

«Принятие указа свидетельствует о высокой оценке и признании государства заслуг выдающихся людей Беларуси, внесших значительный вклад в развитие национальной науки. В условиях повышенных требований к мобильности и маневренности войск эта продукция имеет большие перспективы. Сегодня МЗКТ представляет широкий спектр техники для Вооруженных сил. Гиганты на колесах востребованы не только в белорусской армии, но имеют серьезные экспортные возможности», - говорится в сообщении Государственном военно-промышленном комитете Беларуси.

В наcтoящее вpемя пpедпpиятие пpoизвoдит пpoдукцию пo четыpем ocнoвным тoваpным напpавлениям (гражданская автотехника выпускается под маркой Volat) - пoлнoпpивoдные внедopoжные шаccи, автoмoбили и автoпoезда на иx базе (cедельные тягачи, тpубoвoзы, леcoвoзы, бopтoвые автoмoбили, cамocвалы); дopoжные автoмoбильные шаccи и автoтpанcпopтные cpедcтва на иx базе; шаccи cпециальнoгo назначения пoд мoнтаж oбopудoвания заказчика (автoкpаны, экcкаватopы и т. д.); пpицепная теxника.

3 июля 2013 года на параде в честь Дня Независимости в составе колонны оборонного сектора экономики минчане и гости столицы увидели трехосный полноприводный автомобиль МЗКТ-600100 под монтаж различного специального оборудования, который можно назвать «концепт-каром». На нем конструкторы предприятия отработали ряд совершенно новых технических решений, позволяющих называть эту машину автомобилем будущего. Полноприводный автомобиль грузоподъемностью 10 тонн с независимой подвеской и автоматической коробкой является базовым для нового семейства шасси под монтаж различного специального оборудования и обеспечивает его транспортировку по дорогам всех категорий и бездорожью.

Пятиосное МЗКТ-79292 и шестиосное шасси МЗКТ-79291 , которое оснащено гидромеханической передачей собственной разработки, и предназначенные для размещения зенитных ракетных и артиллерийских систем.

Гордостью белорусского военпрома специалисты называют уникальный автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721 , способный перевозить два танка общей массой 130 тонн, и восьмиосную сорокатонную машину МЗКТ-79221 , созданную для размещения подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М» .

Еще одна разработка заводчан шасси МЗКТ-7930 , которые пришли на смену шасси семейств МАЗ-543 и МАЗ-7911 , превосходят их по своей конструкции, грузоподъёмности, максимальной скорости движения, универсальности использования. На этой подвижной колесной платформе размещаются такие известные российские вооружения, как ракетный комплекс «Искандер» , зенитная ракетная система С-400 «Триумф» , береговой ракетный комплекс «Бастион» и другие современные вооружения.

В конце 2013 года была согласована программа военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года. Утверждена белорусскими властями в 2014 году.

Согласно документу в 2014-20 годах МЗКТ будет осуществлять поставку машинокомплектов для сборки бронированных автомобилей типа «Тигр» российскому ООО «Военно-промышленная компания».

В 2013-2020 годах запланирована поставка специальных шасси под монтаж оборудования автотопливозаправщиков и автоцистерн в адрес ООО «Завод Строммашина» и ОАО «Алексеевка ХИММАШ».

Также в этот период времени МЗКТ осуществит поставки зенитных ракетных комплексов «Тор-М2Э» 9К31МК Рособоронэкспорту и специальных многоосных колесных шасси под монтаж вооружения и военной техники целому ряду российских предприятий в сфере ВПК.

Кроме того, в течение действия программы специалисты белорусского предприятия будут осуществлять сервисное обслуживание (технический и авторский надзор) в интересах ВС РФ (для Рособоронэкспорта и Корпорации «Московский институт теплотехники»).

Директора МЗКТ: Волков В.А. (1991 - 2002 гг.), Синеговский Г.А. (2002 - 2011 гг.), с 2011 года генеральным директором является Вовк В.М.

«Волат» - торговая марка Минского завода колесных тягачей. В переводе с белорусского - «богатырь». Эти машины МЗКТ по своим размерам и мощи всегда были под стать названию.

С чем ассоциируется грузовик «Волат»? У любителей военной техники перед мысленным взором сразу возникнет восьмиосная пусковая установка стратегического ракетного комплекса «Тополь-М» или четырехосная пусковая установка оперативно-тактического комплекса «Искандер». Видели такие на параде на Красной площади?

Словом, «Волат» - это огромная военная машина с большим количеством осей. Есть еще грузовики полной массой 40 тонн и более. Но никогда не было мелких машин. Теперь появились - двухосные МЗКТ‑5002 00 класса ГАЗ‑66.

НОВЫЙ ПРИЗЫВ

Инициаторами создания автомобиля выступили белорусские пограничники. ГАЗ‑66 верой и правдой служил стражам границ много лет. Но эти автомобили давно не выпускают, а старые поизносились. Запчастей к «шишигам» просто так не сыскать.

ГАЗ‑3308 «Садко», который сейчас тоже числится в строю, не в полной мере удовлетворяет белорусских военных. Он полноприводный и неприхотливый, но компоновочная схема не та: мотор расположен за передней осью, а не в базе, как у ГАЗ‑66, уровень внедорожных качеств ниже.

Поначалу служивые обратились на МАЗ. Около года вели переговоры, но каши так и не сварили. Чтобы оправдать разработку машины совершенно нового для себя класса, МАЗу интересны крупные заказы, хотя бы от 500 штук. Пограничникам столько не нужно.

Тогда Погранкомитет Республики Беларусь отправил ходоков на МЗКТ. Этих уговаривать не пришлось. Несмотря на отсутствие в линейке маленьких машин, МЗКТ с любопытством отнесся к проекту - по рукам ударили почти сразу.

Первый опытный образец МЗКТ‑5002 00 был готов в 2013‑м.

На совершенно новый двухосный полноприводный грузовик полной массой 10,5 тонны установили минский 156‑сильный дизель ММЗ Д‑245 и снабдили машину «предметами роскоши» - системами накачки шин, кондиционирования и пожаротушения.

Пограничники аплодировали конструкторам стоя, но все же задали скромный вопрос: «А что-нибудь попроще есть?». Военные пожелали заменить электронную систему накачки шин аналоговой, отказались от кондиционера и системы пожаротушения.

СОЛДАТ ВТОРОГО ГОДА

МЗКТ не был бы самим собой, если бы при пересмотре конструкции не создал, по сути, другую машину. МЗКТ‑5002 00 образца 2014 года от первого варианта отличается практически всем.

Машину облегчили, сделали короче и ниже: теперь по габаритам она почти совпадает с ГАЗ‑66. В пределах базы разместили 215‑сильный турбодизель ЯМЗ‑53452. Дорожный просвет остался большим. Спереди и сзади - независимые подвески на подрамниках с закрепленными на них редукторами собственного производства. Колеса приводятся в движение через полуоси с карданными шарнирами. Углы работы шарниров вполне щадящие, причем даже при полных ходах колес.

Инженеры усилили раму, изготовили новые мосты (с применением алюминия). Облегчили ступицы колес: появилась возможность ставить более узкие и легкие колеса.

Изменилась и конструкция кабины. Ее масса уменьшилась в полтора раза, рабочее место водителя перекомпоновано. Стало удобнее. Снаряженная масса автомобиля снизилась с 7300 до 5800 кг. Хороший показатель!

Характеристики передней и задней подвесок отлично согласованы между собой. Разница в плавности хода на груженой машине и на пустой, как утверждают заводчане, минимальная и точно лучшая в этом классе машин.

Момент от продольно расположенного мотора передается на пятиступенчатую коробку передач и далее через кардан на раздатку с пониженным рядом. С нее крутящий момент распределяется на мосты. В каждом из них и в раздаточной коробке есть блокировки дифференциалов.

На шасси легко встает практически любая типовая надстройка (именно под такие габариты и выбирали размеры машины). Можно установить обычную платформу-кузов, рядовой кунг или модуль со штабом управления. Кстати, охотхозяйства уже потирают руки: они мечтают заполучить такую машину.

НЕ ТРЯСИТЕ МЕНЯ

Какими качествами обладают грузовики МЗКТ? Уверен, что многие укажут на проходимость и грузоподъемность. Всё так. Но вместе с тем шасси МЗКТ отличается прекрасной плавностью хода. Ведь на них возят ракеты - изделия нежные и хрупкие.

МЗКТ многие годы доводил характеристики подвесок до идеала. Мало кто об этом задумывается, но в вопросах плавности хода «Волат» - король среди грузовиков. Эта фирменная черта в полной мере перешла по наследству и младшему «Волату».

Я проехал с десяток километров по изобилующей выбоинами грунтовке, причем в кузове, чтобы понять ощущения бойца. Так вот, независимые двухрычажные пружинные подвески великолепно проглатывают все ямы и колдобины.

По своему опыту знаю, что в «шишиге» и в «Садко» трясет, а минская машина дарит ощущение легкового автомобиля - в этом МЗКТ вне конкуренции.

НА СЛЕДУЮЩЕМ ПЕРЕГОНЕ

Ныне МЗКТ переживает период расцвета. Военных заказов у предприятия достаточно. Обновлена производственная база, в больших количествах закуплены современные станки и обрабатывающие центры. Несмотря на пользующийся стабильным госспросом «стандарт», МЗКТ охотно берется и за оригинальную мелкотиражку.

Массогабаритные параметры выпускаемой гаммы спецавтомобилей заметно расширились - на сей раз в сторону уменьшения. В каталоге завода даже появился новый термин: «готовое решение». Так здесь величают уже освоенную в производстве модификацию спецмашины любого из семейств.

Появится ли грузовик «Волат» МЗКТ‑5002 00 где-либо, кроме белорусской армии? Вполне вероятно, ведь МЗКТ очень активно работает на внешних рынках - в том числе и по оборонной тематике. Небольшой двухосный грузовичок с эталонной плавностью хода может заинтересовать многих.

ПЛЮС: великолепная плавность хода

МИНУС: аскетизм интерьера

МЗКТ - уникальное предприятие. Завод, изначально созданный как «военно-многоосный» филиал МАЗа, в итоге стал самостоятельным. Сейчас здесь выпускается уйма вариантов армейских спецшасси, которые поставляются во многие страны мира. Но главные заказчики - Россия и Белоруссия. В этом материале мы рассмотрим основные семейства армейских шасси Volat.

Самый известный и самый массовый Volat - шасси легендарного 543-го семейства. По продолжительности конвейерной жизни с ним может сравниться разве что УАЗ «буханка». Шасси строили, образно говоря, вокруг ракеты с учетом огромного количества дополнительных специфических требований. Отсюда и «странные» кабины, и в целом необычный внешний вид.

В дальнейшем шасси неоднократно модернизировалось, но заложенная изначально концепция оказалась настолько удачной, что для ряда типов вооружений она полностью актуальна до сих пор. МЗКТ-543 и по сей день выпускается и, судя по всему, производиться будет еще долго.

Снаряженная масса 543-го шасси - 23 тонны, а полная - больше 43 тонн. В момент его создания в СССР не было других мощных дизелей, кроме танковых, поэтому использовали мотор В12. Он же в современной 525-сильной версии применяется и сегодня, хотя для экспорта были варианты и с импортными дизелями - например, Deutz.

МЗКТ-7930, замена для 543-го, существует давно, но пока обе версии - в параллельном производстве. Опытный образец специального колесного шасси 7930 (8x8) был изготовлен на Минском заводе колесных тягачей в 1994 году. Он имел не только очевидные внешние отличия, но и немало конструктивных. До 2000-2500 (против 500) часов увеличили гарантийную наработку двигателя, ресурс стал больше, а расход масла - меньше, периодичность техобслуживания выросла. Снаряженная масса шасси сократилась до 21 тонны, а полная, наоборот, увеличилась до 45. Конвейерный выпуск начали лишь в декабре 2000 года.

Это шасси до недавнего времени поставлялось только в Россию. Именно на МЗКТ-7930 базируется Искандер, а также множество других систем. Но сейчас МЗКТ-7930 поступил и на вооружение белорусской армии в варианте с ракетным комплексом Полонез. Двигатель здесь 500-сильный ЯМЗ-846.

Техника для российских ракетных войск стратегического назначения, безусловно, вершина производственной гаммы. Полные технические характеристики шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16х16 и по сей день не разглашаются, но известно, что в действие шасси приводит тяжелый 12-цилиндровый двигатель ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с. Снаряженная масса такой «многоножки» - 44 тонны, а грузоподъемность - все 80 тонн!

Все вышеперечисленные шасси - специальные военные, ширина которых превышает допустимые для дорог общего пользования 2,5 м. Естественно, когда речь шла о ракетном вооружении, никто в СССР такой «сущей мелочью» не заморачивался. Но для гражданских заказчиков беспрепятственный допуск на дороги был важен, и специально для «гражданки» было создано семейство МЗКТ-6527, вписывающееся в дорожный габарит по ширине.

И здесь случилась «история наоборот». Если прежде военные шасси приспосабливали под гражданские нужды, то в данном случае изначально сугубо «мирное» шасси стало востребованным у военных. Оружие на МЗКТ-6527, правда, не монтируют, а вот системы связи, радиолокации и командные пункты - да. Служат такие машины в белорусской армии, а также поставляются на экспорт. В семействе - шасси с колесными формулами 6х6 и 8х8. Двигатели используются 400-сильные, модели ЯМЗ-7511.

Около десяти лет назад на МЗКТ занялись совершенно новой для себя тематикой - так называемыми корпусными шасси. Корпусное шасси - это, грубо говоря, нечто вроде бронетранспортера, только предназначено оно для монтажа вооружений. В данном случае систем ПВО, прежде монтировавшихся на гусеничной базе. В частности в белорусской армии уже служат комплексы Тор на этих шасси, разработан и колесный вариант комплекса Бук. Двигатель используется 420-сильный, ЯМЗ-7513. Еще у корпусных МЗКТ очень интересная подвеска - независимая, гидропневматическая, регулируемая по высоте.

Благодаря заказу белорусских погранвойск МЗКТ влез в сегмент грузовиков, прежде несвойственных для него массогабаритных параметров. Ну казалось бы, 3200 кг грузоподъемности, всего 6 м длины и колесная формула 4х4 - разве таким может быть Volat? Теперь да. Абсолютно оригинальный грузовичок, по параметрам близкий к ГАЗ-66, отныне тоже выпускается на МЗКТ, точнее на его филиале в Лиде. Двигатель - 215-сильный ЯМЗ-534.

МЗКТ-500200, изначально созданный для белорусских погранвойск на замену ГАЗ-66, освоил военную специальность транспортировщика миномета

В общих чертах мы рассказали только о тех военных Волатах, которые используются армиями России и Белоруссии. А ведь есть еще совершенно отдельные модели и семейства, ориентированные исключительно на экспорт. О них как-нибудь в другой раз.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»