Армейский внедорожник Hummer, страницы истории. Армейский вездеход HMMWV (Hummer) Трансмиссия и привод

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

HMMWV (сокращение от англ. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», Humvee, Хамви) - американский армейский вездеход повышенной проходимости, стоящий на вооружении множества стран мира.

Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию.

История создания


Конкурс на «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство» Пентагон объявил в 1979 году. В июле того же года к участию в конкурсе был допущен AM General. Также в конкурсе участвовали Chrysler Defense и Teledyne Continental (c машиной Lamborghini Cheetah). Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 года прошёл первые испытания в пустыне Невада на полигоне «Nevada Automotive Test Center». К началу 1981 года каждый образец прошёл около 17 000 миль. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний в 22 марта 1983 года с AM General был заключен контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение 5 лет. Оптовая цена составила около $22 000. Серийное производство началось в январе 1985 года на заводе компании AM General в штате Индиана.

HMMWV заменил не только джипы М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова. В роли силового агрегата первоначально выступал бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель Chevrolet рабочим объёмом 5737 см³, но вскоре его заменили на более тяговитый и экономичный дизельный Detroit Diesel, а в 1996 году появилась его версия с турбонаддувом.

После начала войны в Персидском заливе многие небедные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. Почти сразу же название поменяли на более агрессивное - HUMMER. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Описание


Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение - M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л, мощностью 160 л.с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л.с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80T имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.


M-998 (базовое шасси, отрытый кузов)


M-996 (санитарный вариант с двухместной кабиной)


M-997 (санитарный вариант с четырёхместной кабиной)


M-966 (вариант с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный)

"Хаммер" - военный автомобиль широкого применения, разработанный компанией AM General (Американ Моторс Дженерал) в 1981 году по заказу Оборонного ведомства США.

Проект по созданию армейского вездехода

В семидесятых годах прошлого столетия руководство американских военных структур пришло к выводу, что грузовые вездеходы, поставляемые гражданскими производителями, не вполне отвечают армейским требованиям. Возникла необходимость в специальном многоцелевом транспорте для регулярных частей армии США. В 1979 году началась работа над масштабным проектом по созданию колесного супервездехода, который получил обозначение HMMWV. Машина должна была нести на себе скорострельное вооружение и иметь бронированную защиту. Летом того же года компания "АМ Дженерал" приступила к и менее чем через год первый опытный образец под индексом М998, уже прошел испытания в полевых условиях и был принят военной комиссией. После доработки вездеход рекомендовали к серийному производству.

На базе утвержденного М998 создали еще две модели внедорожника: М1025 и М1026. За 1980 год на заводах "АМ Дженерал" было выпущено 500 "Хаммеров", а в плане на период с 1981 по 1985 годы предполагалось производство 55 000 автомобилей.

В 1989 году "Хаммер" супер-класса, участвовал в операции Just Cause при вторжении армии США в Панаму. После "боевого крещения" вездеход стал основным транспортным средством в американских войсках.

Боевое применение

Первоначально "Хаммер", военный транспортник, использовался только для перевозки пехотинцев и не рассматривался в качестве боевой машины. Автомобиль не имел прочной защиты и был уязвим для всех видов вооружения, в том числе и для одиночных выстрелов противника, не говоря уже об автоматных очередях. Однако вездеходу в большинстве случаев удавалось выйти целым из столкновения с неприятелем, спасало живучее шасси, колеса с подкачкой и мощный двигатель.

Бронирование

Тем не менее, вскоре стало ясно, что "Хаммер", военный грузовик без вооружения, нуждается в большей защищенности. И тогда компанией "АМ Дженерал" была разработана модель М1114 с бронированным корпусом. Серийного производства не было, машина изготавливалась штучно и малыми сериями. Однако, после того как несколько "Хаммеров" погибло в Ираке от прямых партизанских атак с применением гранатометов, выпуск вездехода перевели на бронированный вариант Up-Armor. Одновременно усилили подвеску и установили новый, более мощный дизель с турбонаддувом. Все стекла в окнах заменили на пуленепробиваемые.

Неприспособленность к боевым условиям

Процесс превращения "Хаммера" в боевую машину продолжался, и вскоре выяснилось, что машина теряет свои ходовые качества из-за существенного утяжеления кузова. Мощные листы брони, защищающие кабину и пассажирское отделение, значительно повышали центр тяжести автомобиля, что негативно сказывалось на его управляемости. Кроме того, боевое применение вездехода в полной мере было невозможно по причине его уязвимости от разрывов мин, которые легко разрушали тонкое днище машины.

Модернизация

Военный "Хаммер", характеристикикоторого не соответствовали требованиям боевых стандартов, нуждался в радикальной доработке. Автомобиль, оснащеный стрелковым оружием на крыше, не имел никаких приспособлений для защиты пулеметчика. Безусловно, если бы машина создавалась как средство для ведения боя, то степень защиты личного состава была бы намного выше. А теперь приходилось на ходу дорабатывать конструкцию, чтобы повысить боеспособность вездехода.

"Хаммер" военный: технические характеристики

В 1995 году было запущено серийное производство модели М1114 на модернизированном шасси ECV. Это военный джип "Хаммер" с расширенной колеей и максимально увеличенными габаритами, которые не всегда позволяли десантировать машину, поскольку вездеход помещался не в каждый самолет.

Грузоподъемность вездехода составляет 2 тонны. машины с двигателем "Шевроле" - 88 км/час. Скорость вездехода с дизельным турбированным мотором марки "Детройт Дизель V8" достигает 135 км/час. Расход горючего в пределах 23 литров на 100 километров. Колесная формула машины 4 х 4.

Силовая установка

Американский военный "Хаммер" оснащается двигателями нескольких видов. Из бензиновых моторов используется Chevrolet V8, 5373 куб/см, мощностью 135 л. с., тяги которого достаточно для передвижения автомобиля в полевых условиях с полной загрузкой, но недостаточно для скоростной езды по шоссе, так как в трансмиссии используются низкие передаточные числа.

Двигатель марки "Детройт Дизель V8", турбированный дизельный мотор, развивающий мощность 195 л. с., при объеме цилиндров 6 450 куб/см.

Оба мотора комплектуются гидромеханическим 4-ступенчатым автоматом марки GM 4L80-E, производства "Дженерал Моторс".

Габаритно-весовые характеристики

Автомобиль "Хаммер" (США, военный) обладает следующими размерами:

  • длина корпуса - 4600 мм;
  • высота - 1800 мм;
  • ширина - 2100 мм;
  • колесная база - 3300 мм;
  • колея - 1829 мм;
  • полная масса - 4672 кг;
  • собственный вес - 2676 кг.

"Хаммер" сегодня

В настоящее время американские специалисты разрабатывают оригинальную форму защиты на основе системы BAE Systems, применяемой для оперативных армейских соединений. Сиденье стрелка защищается 50-миллиметровыми стальными пластинами. HMMWV последнего выпуска оснащаются орудийной системой залпового огня малого калибра с дистанционным управлением. Таким образом, стрельбу можно вести, не выходя из кабины. На отдельные модификации "Хаммера" устанавливается система "Бумеранг", которая противодействует снайперским нападениям. Опции, заложенные в устройстве, позволяют мгновенно определить местонахождение снайпера и уничтожить его ответным огнем.

Некоторые страны Европы и Северной Африки закупают "Хаммер" для внутреннего пользования, а именно для подавления интенсивных конфликтов, спонтанно возникающих на их территории. Маневренный вездеход легко оснащается водометными пушками, стационарными ракетницами и бомбометателями для выстреливания шашек со следоточивым газом. Американский военный "Хаммер", цена которого не смущает правительство стран с неспокойной политической обстановкой, идеально подходит для этих целей.

Бронированных "Хаммеров" производится все больше и больше, машины закупают третьи страны для своих служб правопорядка, для военной полиции и патрульных дозоров. В 2007 году управление корпусом морских пехотинцев США ходатайствовало о намерении заменить фугасозащищенные броневики MRAP на "Хаммер", по причине частого опрокидывания высоких самоходок MRAP и недостаточной их проходимости.

Модификации

За 35 лет производства "Хаммера" было создано свыше тридцати различных модификаций вездехода. В списке основные варианты, выпускаемые серийно и действующие в армейских соединениях по своему прямому назначению:

  • IMETS - передвижная метеорологическая служба;
  • Ground Mobility Vehicle - мобильная машина связи;
  • Lazer System - артиллерийская лазерная система нейтрализации противника;
  • М1109 - модель повышенной защищенности с легким стрелковым вооружением;
  • М1097 - тяжелый HMMWV "Мститель";
  • М1069 - тягач легкий артиллерийский, для пушек калибром 100 мм;
  • М1046 - машина повышенной защищенности с комплексом TOW противотанкового действия;
  • М1045 - транспортер повышенной защищенности, с комплексом TOW и лебедкой;
  • М1044 - машина, оснащенная вооружением и лебедкой;
  • М1042 - транспортер для перевозки оборудования S250, с лебедкой;
  • М1038 - грузовой вариант с лебедкой;
  • М1036 - бронированная машина с лебедкой и комплексом TOW;
  • М1035 - санитарная машина с мягким тентом и четырехдверной кабиной;
  • М997 - санитарный транспортер с 4-местной кабиной, бронированный;
  • М996 - санитарная машина с двухместной кабиной, бронированная;
  • М966 - HMMWV, бронированный, с противотанковым комплексом TOW;
  • М56 - машина дымовая "Койот".

Разведчики и машины разминирования

На базе шасси М1114 была создана модификация "Хаммера" для автономного двухнедельного трафика, с экипажем из четырех человек и повышенным уровнем баллистической защиты. Бронированный корпус отражает атаку 7-миллиметровых пуль из автоматического оружия, снарядов воздушного подрыва, а также взрывного действия противотанковых мин. Машина выкрашена в песочный камуфляж для маскировки и позволяет вести разведывательное наблюдение за объектами на расстоянии 800 метров.

Модификация М1115 предназначена для операций по разминированию территорий, зданий, ангаров, складов и подземных сооружений. В машине сосредоточено все необходимое оборудование для поиска мин и а также комплект устройств, обеспечивающих подрыв и обезвреживание найденных боеприпасов. В оснащение спецмашины входят комплекты одежды для саперов, занятых на подрывных операциях.

"Хаммер М1116" - бронированная машина десанта, предназначенная для высадки с транспортного воздушного судна на парашютах вместе с экипажем из четырех человек.

Стоимость

Автомобиль военной классификации "Хаммер" не часто можно встретить в автосалонах на территории России, немногие машины, которые предлагаются к продаже, стоят достаточно дорого. колеблется от 730 000 рублей за старый, требующий ремонта вездеход, до 6 миллионов 650 тысяч за автомобиль в хорошем состоянии, недавнего года выпуска.

Чуть меньше тридцати лет в американской армии отслужил легендарный бронеавтомобиль «Хаммер». Сейчас ему на смену идет экономный армейский внедорожник «FED Alpha».


Департамент бронетанковой и автомобильной техники Министерства обороны США заключил договор с английской компанией «Ricardo» на проектирование и проведение полевых испытаний военного малогабаритного внедорожника «FED Alpha».

Представители компании «Ricardo» рассказывают, что бронеавтомобиль уже прошел все ранее запланированные испытания и в ближайшее время сможет поступить на вооружение армии США. Лучше всего «FED Alpha» приспособлен для проведения боевых операций в городе, поскольку обладает прекрасной маневренностью. Новый внедорожник можно будет увидеть вживую на ежегодной выставке военной техники в Вашингтоне с 10 по 12 октября.

В июле этого года создатели внедорожника показывали его в течение двух дней военным чиновникам из Пентагона. Чуть позже «FED Alpha» прошел тестирование на полигоне Абердин (штат Мэриленд). По результатам тестов броневик был оценен довольно таки высоко. Проект носит название «FED» (Fuel Efficient Ground Vehicle Demonstrator). Разработчики утверждают, что этот автомобиль спроектирован для нескольких целей. В первую очередь (судя даже по названию) – это увеличение экономии горючего в бою, а также снижение зависимости армии США от поставок нефти.

Следующим шагом для бронеавтомобиля «FED Alpha» будет его полная проверка в боевых условиях. Он примет участие в самых разнообразных боевых тестированиях, а именно в конвоировании, боях в городских условиях и боях местного значения на пересеченной местности и так далее.

Конструкционные особенности автомобиля заключаются в следующем: большая часть кузова выполнена из алюминия. Разработчики при этом не забыли о вспомогательных элементах, которые улучшают жесткость кузова. Главный акцент сделан, прежде всего, на экономичности броневика. «FED Alpha» снабжен дизельным турбодвигателем семейства «Cummins». Коробка передач – шестиступенчатая и автоматическая. В трансмиссии присутствует специально разработанные для этих целей элементы, которые вместе с покрытием на шестернях обязаны снижать трение. Вместе с тем, интегрирован стартер-генератор мощностью 20 кВт, который отвечает за питание дополнительного военного оборудования и бортовых приборов.

Как рассказывают разработчики, в салоне бронеавтомобиля помещен специальный монитор, который следит за уровнем расхода горючего и вместе с тем еще и подсказывает о предусмотренных мерах для его понижения. Навряд ли у водителя будет время обращать на него внимание в ходе реальных боевых операций.

На бампере расположены светодиодные фары. Для повышения экономичности своего детища разработчики, кроме всего прочего, использовали такие компоненты:
– на экономичный режим работы настроен двигатель «Cummins I4»;
– специально для «FED Alpha» используются шины «Goodyear Fuel Max» с низким сопротивлением качению;
– компанией «Alcoa Defence» разработана легкая алюминиевая структура кузова, броня и защита от разрывных снарядов под днищем броневика;
– как уже отмечалось выше, для трансмиссии использованы специальные материалы с низким коэффициентом трения, которые снижают потерю энергии;
– педаль акселератора оборудована обратной связью, в оснащение входит дисплей экономичности, который позволяет шоферу автомобиля следить за расходом горючего;

– 6-ступенчатая автоматическая коробка передач «Aisin».

Уже в самом ближайшем будущем американская армия получит в свое распоряжение новый броневик «FED Alpha». Дело за малым – провести все предварительные испытания.

На заглавной фотографии – первый многоцелевой прототип ХМ998 образца 1982 года – будущий всемирно известный Хамви.


Машина M1165A1 третьего поколения для выполнения спецопераций

Предтечи

История автомобилей Humvee уходит корнями в начало 1970-х годов, когда ужесточившиеся требования НАТО привели к переводу проектно-конструкторских работ на создание более эффективных, мощных и солидных армейских автомобилей с колесной формулой 4х4 и пониженным центром тяжести. Со временем Хамви заменили сразу несколько традиционных видов военных машин и стали наиболее распространенными в мире легкими боевыми автомобилями. На сегодня в общей сложности выпущено 230 тысяч машин Хамви, которые состоят на вооружении 60 стран мира.

За право разработки будущего Хамви боролись несколько известных американских компаний, но в 1982 году сравнительно небольшая фирма AM General Corporation (AMG) из города Саут Бенд неожиданно выиграла огромный государственный заказ на «многоцелевое высокомобильное колесное транспортное средство» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Из этого длинного наименования сформировалась не менее сложная аббревиатура HMMWV, которую не привыкшие к длинным буквенным сочетаниям американцы превратили в более благозвучное имя Humvee (Хамви). Кстати, вопреки расхожему мифу, знакомое нам имя Hummer появилось вовсе не с появлением гражданской версии в 1992 году - оно было в ходу еще в начале 80-х, когда строили первые прототипы машины, что легко подтверждается фотографиями. Но вернемся к истории…

Для мощного американского военно-автомобильного комплекса выход на сцену второстепенной фирмы AM General, не имевшей опыта в этой области, вовсе не оказался неожиданностью и объяснялся очень просто: в 1978 году у компании FMC она приобрела лицензию на легкую заднемоторную армейскую машину и на ее базе построила собственный бронеавтомобиль ХМ966.


Первый блин вышел комом: прототип оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. Затем конструкторы AM General сами разработали и в 1980-м представили многоцелевой прототип ХМ998 с небронированным кузовом, в основу которого легла конструкция другой конкурентной машины Chrysler EMV с 160-сильным дизелем Deutz переднего расположения. К февралю следующего года он прошел испытания с пробегом 11 тысяч километров.


По их результатам и в соответствии с новым техническим заданием военного ведомства в 1982 году автомобиль доработали, а потом первые 11 прототипов вновь поступили на испытания.

Новая машина получила внешность, хорошо знакомую по всем следующим и современным Хамви и Хаммерам, и снабжалась закрытым четырехдверным алюминиевым кузовом с мягким верхом, короткой грузовой платформой с покатой крышкой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора. Она получила американский 130-сильный силовой агрегат Detroit Diesel и гидромеханическую коробку передач, но не имела лебедки. Проведя долгие сравнительные испытания, в марте 1983-го военное ведомство подписало с AM General договор на сумму 1,2 миллиарда долларов, предусматривавший поставку 55 тысяч машин в течение пяти лет.


Окончательный предсерийный вариант автомобиля HMMWV M998 Hummer (обратите внимание на буквы на бампере!). 1984 год

Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но летом 1984 года решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку прототипа Hummer и переоборудовать для его серийного производства бывший автобусный завод в штате Индиана. Сборку обновленных машин организовали там в начале 1985-го и до конца года изготовили 11,5 тысяч автомобилей Humvee. Они сразу же стали поступать в сухопутные силы США, национальную гвардию, ВМФ и полицию в нескольких исполнениях, доведенных вскоре до 20 основных версий.


Первый серийный Хамви с четырехместным кузовом и брезентовыми дверями

Базовый грузопассажирский автомобиль М998 первого поколения, получивший официальную заводскую марку HMMWV, предлагался в открытом или закрытом четырехместном исполнении, а также как пикап с двухместной кабиной и задним кузовом с надставными бортами и продольными скамьями для доставки восьми военнослужащих с личным оружием. Идентичный вариант М1038 с четырехтонной лебедкой работал также в сцепе с одноосным войсковым прицепом М116А2. Их главным внешним отличием от прототипов была передняя штампованная облицовка с семью короткими вертикальными воздухозаборными отверстиями.


Техника

Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с., автоматическая трехпозиционная коробка передач Hydra-Matic и двухступенчатая раздаточная с блокируемым межосевым дифференциалом, но без механизма отключения переднего моста.



Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами подвешивались на двойных поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Хамви получили оригинальную централизованную систему вентиляции агрегатов трансмиссии, рулевой механизм Saginaw с гидроусилителем и 24-вольтное электрооборудование. Базовая модель М998 имела полезную нагрузку 1,1 т и снаряженную массу 2,3 т.


Модификации

Для своего времени Хамви считался высшим достижением американской военной индустрии. Со временем на его основе было создано обширное семейство разнообразных модификаций, рассчитанных на выполнение широкого круга военных задач и приспособленных для доставки транспортными самолетами и вертолетами. Крыши большинства закрытых корпусов были приспособлены для установки пулеметов разного калибра, 25-мм зенитных пушек, 40-мм гранатометов и даже ракетных систем.

Унифицированные с базовым исполнением транспортеры вооружения М966 и М1025 без лебедок снабжались полностью закрытыми четырехдверными кузовами с усиленным каркасом для установки на крыше мощного оружия.



Их варианты М1026 и М1036 отличались только наличием передних барабанных лебедок. Соответствовавшие им версии М1043/М1045 и М1044/М1046 оборудовали дополнительной легкой бронезащитой корпусов и жизненно важных узлов автомобиля.



Для транспортировки сменных армейских мини-контейнеров служили специальные низкорамные шасси М1037 и М1042. В начале 1990-х годов для перевозки более крупных контейнеров или специальных сменных фургонов использовался более мощный автомобиль М998А1 с компонентами от перспективной машины М1097А1.

1 / 2

2 / 2

Гамму санитарных автомобилей возглавлял облегченный открытый вариант М1035 с брезентовым верхом для доставки сидячих раненых или двух человек на носилках.


Две другие версии М966 и М997 были оборудованы закрытыми цельнометаллическими кузовами разной вместимости для перевозки и оказания срочной медицинской помощи в пути двум или четырем лежачим раненым соответственно. Последний наиболее вместительный вариант применялся также под монтаж специального оборудования и служил подвижным командно-штабным пунктом.



Специальный пикап М1059 с оборудованием для постановки маскирующих воздушных завес выполнял функции дымовой машины. Небольшой партией фирма собрала легкие тягачи М1069 для буксировки артиллерийских орудий и прицепных систем. В конце 1980-х она продемонстрировала опытный легкий эвакуатор на шасси М1038, но военные не проявили к нему внимания.



В начале 1990-х было создано перспективное усиленное шасси М1097 с закрытой двухдверной кабиной и лебедкой, служившее для монтажа пусковой зенитной установки Avenger. Ракеты для нее доставляла транспортная машина на модернизированном шасси М998А1.



К началу 1990-х общее количество модификаций первого поколения Хамви достигло 50 вариантов. Все машины имели единый размер колесной базы (3 302 мм), сохранившийся до сих пор, и дорожный просвет – 406 мм. В зависимости от исполнения и комплектации их полная масса колебалась в пределах от 3,5 до 4,5 т. На шоссе они достигали скорости 105 км/ч и имели запас хода 563 км.

Первое семейство Хамви, рассчитанных на службу в вооруженных силах США и стран – членов НАТО, оказалось наиболее эффективным и приемлемым по всем техническим и эксплуатационным параметрам. Однако со временем были приняты более жесткие военные нормативы к армейской автотехнике. Вскоре к ним добавились проблемы с экспортными вариантами, поступавшими в страны Азии, Африки и Южной Америки с особыми дорожными и климатическими условиями.

Так в начале 1990-х постепенно стала назревать более или менее серьезная модернизация Humvee, к тому времени уже прозванных «паркетными» автомобилями. Их недостатки, поначалу казавшиеся мелкими и незначительными, переросли в опасные конструктивные ошибки. К ним относились малая мощность двигателя, повышенная собственная масса, невысокие скорость и запас хода, плохая маневренность и проходимость на местности. Главным же врожденным недостатком оказался низкий уровень защищенности экипажа и жизненно важных агрегатов от воздействия новых видов легкого вооружения и пехотных мин.

Р оняя на клавиатуру слёзы невозможности на 100% использовать колоссальный внедорожный потенциал этого автомобиля, расскажу, в чём HMMWV выигрывает у российского “Тигра”, чего у него общего с Land Rover Defender и Rolls-Royce Silver Seraph, и почему по итогам теста я понял, что гражданский Hummer H1 нравится мне даже больше, чем его армейский сородич.

Хамви, батя Хаммера

Признаться, словосочетание «армейский Хаммер» в заголовке я использовал просто для того, чтобы читателя не смутило буквенное сочетание HMMWV, и все поняли, о чём идёт речь. На самом же деле всё наоборот...

HMMWV расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», а полностью “по фамилии-имени-отчеству” его зовут AM General HMMWV M998. Но поскольку американцы страсть как не любят аббревиатуры, по жизни стремятся к простоте и вместо внушающих хтонический ужас ГБУЗ МИАЦ предпочитают писать просто Clinic, то в повседневной жизни автомобиль называют созвучным Humvee, то есть «Хамви».

Производят эти машины с 1984 года и по сей день на заводе компании AM General в городе Мишока, штат Индиана. Здесь же с 1992-го по 2006-й выпускали Hummer H1 – гражданскую версию «Хамви», которая имела такую же трансмиссию и ходовую, но более удобный интерьер и выбор моторов, в том числе бензиновых, коих на HMMWV никогда не ставили. В 1999 году права на бренд Hummer продали General Motors. Появившийся в 2002 году Hummer H2, ставший затем популярным у рэперов в цепях и сутенёров в мехах, выпускался там же, в Мишоке, но технически к Humvee не имел вообще никакого отношения - это машина на «тележке» GMT820, сугубо бензиновая и гораздо более «асфальтовая».

Напоследок, перед тем как сесть за руль, скажем пару слов о критике HMMWV. Множество российских авторов статей на военную тематику с некой долей язвительности припоминают Хамви жертвы во время военных операций США в Ираке и Афганистане в 2000-е. И делают из этого вывод, что машина показала себя недостаточно защищённой и в боевых условиях полностью провалилась.


Тут надо сделать пояснение. Базовая версия Хамви вообще не имеет никакого бронирования, и главное его амплуа - вездеходное. Бронированные версии HMMWV существуют, но производили их в относительно небольших количествах. Все 80-е и 90-е годы, когда армия США принимала участие в более-менее “традиционных” военных конфликтах с фронтом и тылом - в Панаме, Персидском заливе и Сомали, к машинам было не так много претензий. Критика в американской прессе, затем подхваченная нашими “экспертами”, началась в 2000-х, когда незащищённые HMMWV отправили в Афганистан и Ирак.




Фото: commons.wikimedia.org/wiki/Humvee

Хамви стали лёгкой добычей для боевиков, атакующих из засады: без брони были уязвимы для обычного стрелкового оружия, а бронированных единиц банально не хватало. Кроме того, не только Хамви, а любая (!) машина с плоским небронированным днищем смертельно опасна для водителя и пассажиров в случае подрыва на мине.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Учитывая затяжной характер конфликтов современности и вовлечение в них формально гражданского населения, трудно отличимого от участников экстремистских группировок, с 2007 года, уже более 10 лет, армию постепенно пересаживают на MRAP - более тяжёлые бронированные автомобили защищённого класса с V-образным днищем, рассеивающим взрывную волну.

В общем, ошибки в стратегии и тактике оставим на совести американских офицеров, огульную критику Humvee - на совести самих критиков, и отдадим должное инженерам, сделавшим большой, лёгкий, невероятно проходимый и надёжный автомобиль.

Сержант на гражданке

Что роднит Хамви с Дефендером? Правильно: кубизм форм, который в американском внедорожнике доведён даже не до абсолюта, а до абсурда. А ещё - широкое использование алюминия! Да, пусть это и армейская техника, однако облегчение конструкции - это рост и проходимости, и грузоподъёмности. Так что каркас кузова алюминиевый, кожух двигателя - стеклопластиковый, а двери вообще брезентовые легкосъёмные, с простейшими пластиковыми замками на пружинах и “окнами” на молниях.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4



Поездка на Хамви - сплошной аттракцион, который начинается с первой минуты. Затворив за собой лёгкую «калитку», оглядываем спартанскую обстановку, окрашенную в цвет кузова, и приступаем к процедуре запуска, которая достойна того, чтобы записать о ней короткое видео.

Если закрыть глаза, можно представить себе, что ты в Камазе. Акустическое сходство легко объяснить: так же, как и на татарском грузовике, у Хамви под капотом - дизельный V8, который даёт не только характерное урчание, переходящее в рёв по мере подъёма оборотов, но и «восьмёрочные» обертона, столь приятные моему уху.


Мотор от Detroit Diesel - воплощение олдскула. Наддува нет, ТНВД механический, впрыск непрямой через вихрекамеры, единственный распредвал в развале блока и привод клапанов через толкатели-пушроды. Отдача - 185 сил при 3 600 об/мин и 447 Нм при 2 100 об/мин. Работает всё это очень громко и ощутимо воняет соляркой. Коробка - только автоматическая, 4-ступенчатая GM 4L80E, максимально выносливая и предназначенная для грузовиков, автобусов, бронетранспортёров, а также тяжёлых лимузинов Rolls-Royce.

Педаль газа на Хамви нужно давить полной стопой, от души. Поскольку дизель «моментный», а трансмиссия «короткая» (суммарное передаточное число трансмиссии - 5,24:1!), то сильно быстро наше «высокомобильное транспортное средство» всё равно не поедет. Но в потоке удержится.

Эти кадры я писал буквально в первые минуты поездки, а затем довольно быстро освоился с габаритами. На самом деле, чувствовать габариты на Хамви не сложнее, чем на любом другом автомобиле. В определённом смысле даже проще! Передний край отлично виден благодаря торчащей решётке «кенгурятника».

Как ведёт себя ходовая на неровностях? Ну, в общем-то, предсказуемо. Рычаги подвески, которыми можно при желании забивать корабельные гвозди (но лучше не стоит), вместе с пружинами и амортизаторами прекрасно изолируют раму от вибраций и колебаний разной амплитуды. А вот кузов скрипит, крышки ящиков под задними сиденьями бряцают… Вся эта какофония несколько портит впечатление.


Управляется Хамви сравнительно легко - рулевое управление с редуктором и трапецией имеет ГУР, и усилие на нём неплохо сбалансировано. Маневрирование в ограниченном пространстве и на малых скоростях не нужно превращать в состязание по арм-реслингу: крутить маленькую тонкую баранку можно одной правой (можно и левой, но не очень удобно тянуться) - спасибо владельцу за установленную рукоятку, именуемую в среде отечественных газелистов “грибком”.


Кстати, в это трудно поверить, но диаметр разворота от стены до стены у американского вездехода весьма скромный - всего 25 футов, то есть 7,62 метра (очень удивился такому значению - с рулеткой не мерил, но перепроверил по ряду источников: везде такая цифра - прим.авт.). Для сравнения, у Toyota Land Cruiser 200 это 11,8 метра, а у Renault Logan - 10,7.


При этом и на достаточно высоких по меркам HMMWV скоростях в рулевом нет ни люфтов, ни ощущения, что руль живёт своей жизнью, сообщаясь с колёсами постольку поскольку. Можно отметить, что «ноль пустоват», но не буду - не та категория техники. Главное, что ездить можно без ощущения ущербности как по открытым широким грунтовкам, так и по узким извилистым дорожкам гламурных предместий Лос-Анджелеса.

Расстегнул молнию на брезентовой двери, откинул прозрачную секцию-"окно", высунул локоть навстречу набегающему потоку воздуха, и вперёд - ловить “лайки” прохожих и водителей, которые на светофорах интересуются, “как оно”. Отлично, друг! Сам кайфую!


На дальняк на этой машине поехать, конечно, можно, но впечатления от поездки будут специфическими. Про шум я уже говорил - его много. Расход, по моим примерным замерам, составляет никак не меньше 20 литров на 100 км, плюс очень, даже слишком хорошо, чувствуется скорость. На 50 км/ч, на которых обычная гражданская машина плывёт, едва слышно шурша шинами, Хамви будто осуществляет операцию «буря и натиск». Превышать допустимые ограничения совершенно не хочется. Однажды на трассе попробовал разогнаться до 100 км/ч - это предел по спидометру. Показалось, что запас ещё есть, но от такой поездки недолго и оглохнуть.


Правда, уже после тест-драйва я осознал, что кое-чего НЕ слышал. А именно - характерного для отечественной техники воя мостов, ни при наборе скорости, ни при сбросе газа. А ведь редукторов только в мостах тут аж шесть!

Кроме того, на Хамви есть своего рода «армейский круиз-контроль». Работает он примерно так:

Категорически не понравились сиденья. Регулировка исключительно по высоте в трёх фиксированных положениях - это ладно. Но почему такие короткие подушка и спинка? Спина у меня начала ныть буквально через полчаса езды. Думаю, что чисто технические возможности улучшить удобство водителя имелись, однако армейская логика работает иначе. Видимо, стоит сказать спасибо за то, что сидеть нужно не на деревянной лавке, а хотя бы на слое мягкой набивки.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В приближенных к боевым

Как я уже говорил в самом начале, довольно долго я пытался найти более-менее приличное бездорожье, чтобы сделать эффектные кадры с попыткой вывесить колёса и видео с подъёмами на гору... Затея эта не удалась: максимум, что удалось найти в не в меру цивилизованной Калифорнии - это вот такой грунтовый бугор.


А почему, собственно, я так стремился отыскать оффроуд? Дело в том, что трансмиссия и ходовая часть у Хамви прямо-таки просятся в максимально дикое место. Судите сами:

На этом моменте скептический читатель, сощурясь и отведя голову чуть в сторону, скажет: минуточку, позвольте! Ведь портальные мосты с тремя редукторами - это вовсе не изобретение AM General. Наш отечественный УАЗ-3151 имел такие же, называемые «военными», причём купить машину с ними можно было в салоне у дилера. Ещё портальными мостами могут похвастаться немецкие вездеходы Mercedes-Benz Unimog, австрийские Puch Pinzgauer, шведские Volvo C303 Laplander, чешские полноприводные грузовики Tatra, советско-украинские ЛуАЗ-969 и не только.

Но только у Humvee и Toyota Mega Cruiser (а также, возможно, у каких-то других, более редких машин) мосты «гибкие» - то есть, крутящий момент передаётся от “осевого” на колёсные редукторы через полуоси с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Что, собственно, позволяет установить на автомобиль независимую подвеску, улучшая управляемость и проходимость.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Естественно, все три дифференциала здесь блокируемые, поэтому Хамви может передвигаться, пока хотя бы одно колесо имеет сцепление с твёрдой поверхностью. Правда, принудительно блокируется только межосевой дифф, а в мостах - «самоблоки» типа Torsen с ограниченным распределением момента (были версии с тремя принудительными, но у нас - стандартная).


Показатели геометрической проходимости обещают поистине чумовые впечатления. Например, угол въезда составляет 47 градусов, высота вертикального препятствия, на которое он гарантированно заберётся - 45 сантиметров. Тут главное, чтобы хватило смелости у водителя!


Здесь скептический читатель опять должен усмехнуться в усы и спросить: далеко ли уедет ваш тяжёлый Хамви по мягкому грунту или снегу? И тут сюрприз: снаряжённая масса армейского вездехода - меньше, чем у обычного Toyota Land Cruiser 200! HMMWV в зависимости от модификации тянет на 2,36-2,67 тонны, а «крузак» - на 2,4-2,72. Но как, Холмс? Во многом благодаря облегчённой конструкции, о которой мы говорили в начале. Новый Land Rover Discovery, который также имеет алюминиевый кузов, с дизельным мотором, скажем, весит ненамного меньше - 2,23 тонны.

Ну а если сравнивать с военными автомобилями, то упомянутый выше Toyota Mega Cruiser с 4-цилиндровым дизельком - это 2,9 тонны, а отечественный «Тигр» (ГАЗ-2975) даже в небронированном варианте весит аж 5,3. Вот уж на чём в поле я бы заезжать даже не рискнул...


В общем, цифры и факты таковы, что хочется бросить всё и отправиться на поиски приключений подальше от лос-анджелесской частной собственности. Например, куда-нибудь в район Большого Каньона в Аризоне, где мы в прошлом году тестировали всё тот же . Там 30-летний старина Хамви задал бы жару новобранцам… Заношу подобную поездку в свой “список мечт”. И делаю пометку, что выбирать лучше всё же гражданский вариант Hummer H1, где такая же выдающаяся ходовая и трансмиссия, зато можно выбрать турбодизель помощнее, а в салоне есть более-менее нормальные сиденья и кондиционер. Хотя чего греха таить, в спартанском армейском исполнении, которое едет “с шумом и пылью”, есть своё нерациональное очарование.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»