Кто придумал ремень. Спасатель, который всегда рядом — ремень безопасности. Факты, мифы и история. Самые частые заблуждения о ремнях безопасности

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

А ведь пристегнувшись, у вас есть шанс выжить даже в самых страшных авариях… Неспроста история создания этого нехитрого устройства насчитывает уже более ста лет! Сегодня мы можем выбрать из двух, трёх-, четырёх- и пятиточечных. У наших предков такого разнообразия, конечно же, не было. Да и изначально проектировались они вовсе не для автомобилей. Но обо всём по порядку…

С чего начался путь протяжённостью в сто лет

Как мы знаем, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков авиация развивалась куда более стремительными темпами, нежели автомобилестроение. Тогдашним лётчикам требовался простой по своему устройству механизм, который бы надёжно фиксировал их в кресле и не давал вывалиться из кабины самолёта при выполнении фигур высшего пилотажа.

Впервые ремень безопасности установили в самолёт в 1913 году. То была обычная упругая лента, опоясывающая пилота - прообраз современных поясных двухточечных ремней, которые до недавнего времени очень широко использовались на задних , а также сидениях автобусов. Двухточечным его называли потому, что он крепился к кузову в двух точках.

Американцы первыми додумались применить . И это были уже знакомые нам двухточечные механизмы. Но вследствии особенностей строения, они зачастую не спасали, а, наоборот, калечили людей. Причина в том, что при лобовом столкновении на большой скорости тело человека всей своей массой устремлялось вперёд. На его пути возникал поясной ремень, который не давал телу вылететь через , попутно калеча органы в брюшной полости человека… После некоторых доработок устройства приобрели форму буквы Y. Но подобная конструкция, хоть и была удачнее, чем предыдущая, всё равно оставалась довольно травмоопасной.

Видео о том, как были созданы ремни безопасности:

И тут на помощь пришли шведы. На закате 50-х годов двадцатого века шведский авиационный инженер Нильс Болин, который в то время занимал пост начальника по безопасности , изобрёл трёхточечную конструкцию. После года непрерывных тестов он смог доказать, что ремень такого типа намного более безопасен, чем двухточечный. И начиная с 1959 года подобные устройства стали ставить на все автомобили Volvo.

К концу 70-х большинство развитых автомобильных стран узаконили ремни безопасности и обязали пристёгиваться всех водителей.

Какие виды ремней безопасности существуют в мире сегодня

Помимо уже упоминавшихся двухточечных, которые и сегодня можно встретить в автобусах или на задних сидениях некоторых автомобилей, мы можем выбрать из трёх-, четырёх- и пятиточечных. При выборе ремня необходимо в первую очередь учитывать особенности эксплуатации автомобиля. Простыми словами - для чего он вам. Понятное дело, что , сложными и дорогими являются пятиточечные механизмы, но, если вы установите его в свой автомобиль на каждый день для поездок в супермаркет, вам будет ужасно неудобно. Вы даже до бардачка дотянуться не сможете! Давайте посмотрим, как устроены современные ремни безопасности.

Трёхточечные

Выполнены в форме наклонённой латинской V и ими комплектуются практически все серийные авто для рядовых граждан. По своей сути они мало чем отличаются от изобретённых шведами ремней. Крепятся в трёх точках и удерживают тело человека не только вокруг пояса, но и по диагонали - от бедра к плечу. Такая конструкция позволяет равномерно распределить нагрузку на тело и минимизировать травмы внутренних органов.

Важный момент! Подобными ремнями НЕЛЬЗЯ пристёгивать детей, так как при столкновении верхняя лента ремня может пережать горло ребёнка, что может привести к печальным последствиям. Для этого существуют специальные адаптеры, которые стоят сущие копейки и .

Трёхточечные ремни бывают инерционными и неинерционными. В чём разница? В том, что инерционный при отстёгивании втягивается в стенку салона специальным механизмом, а неинерционный остаётся лежать на сидении. При пристёгивании инерционным ремнём вам требуется всего-навсего вытянуть его наружу и застегнуть в замке ремня безопасности. Неинерционный вам нужно сначала подстроить под себя, выбрав нужную вам длину так, чтобы он не перетягивал вас сверх меры.

Также сегодня широко стали применяться ремни с преднатяжителем. Они устроены таким образом, что при аварии автоматически регулируют силу удержания человека. Прогресс не стоит на месте, и автопроизводители стремятся сделать .

Четырёхточечные

Это уже вариант для тех, кто любит быструю, но при этом безопасную езду. Имеет четыре точки крепления к кузову и состоит из поясного и двух плечевых ремней, которые расположены не по диагонали, как трёхточечные, а вертикально. Такая конструкция надёжно удерживает водителя в кресле и при этом не вызывает особого неудобства. Ремнями такого типа обычно комплектуются «заряженные» версии и чистокровные спорткары.

Если вы захотите оснастить свой автомобиль ремнями такого типа, будьте готовы к тому, что стоить они будут дороже стандартных трёхточечных и для их установки потребуются дополнительные верхние крепления, которые, скорее всего, не предусмотрены конструкцией вашего авто.

Пятиточечные

Это , но при этом самые дорогие и неудобные в эксплуатации ремни безопасности, которыми обычно комплектуются гоночные автомобили. Состоят они из двух поясных, двух плечевых и одного ремня, который находится между ног. Подобная конструкция также применяется в детских автомобильных креслах.

Есть ещё шеститочечные, которые имеют два «промежножных» ремня, обеспечивающих более надёжную фиксацию водителя.

Самые частые заблуждения о ремнях безопасности

Миф №1: «Пристёгиваться неудобно!»

На самом деле, это вопрос привычки. Ясное дело, что, если человек на протяжении 40 лет никогда не пристёгивался ремнём безопасности, он будет испытывать некий дискомфорт. Но если же вы изначально воспитаете в себе культуру пользования ремнём, то . Наоборот, психологически вы будете чувствовать себя более защищённым.

Миф №2: «Если случится серьёзная авария, лучше, чтобы тебя выбросило из машины».

Неужели? А если вас выбросит прямиком под колёса едущего навстречу грузовика? Правда в том, что даже если вас выбросит из авто, шансы выжить у вас будут ничтожные…

Миф №3: «Если в машине есть подушки безопасности, то пристёгиваться не нужно».

В случае аварии начинает развёртывание, чтобы «принять» на себя человека. Но проблема в том, что человек движется навстречу подушке довольно быстро и при прямом столкновении с ней имеет все шансы получить серьёзные травмы. Именно поэтому пристёгиваться необходимо, так как ремень безопасности не даёт водителю «встретиться» с подушкой слишком быстро.

Как мы теперь знаем, ремень безопасности придумали не просто так. Он на самом деле спасает человеческие жизни. Поэтому нам всем нужно завести привычку пристёгиваться. Хотя бы для того, чтобы наши дети, глядя на нас, приучались к этому с ранних лет.

P.S. А вы пристёгиваетесь во время вождения? Напишите нам в комментариях!

По одной из версий первые ремни появились около 3 тысячелетия до н.э. в Древнем Египте и служили для завязывания мужского костюма, представлявшего собой набедренную повязку из неширокой полосы льняной ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом по принципу передника.

Эти пояса считались священными, и долгое время использовались только фараонами и их приближенными. Изготавливались такие ремни из плотной материи или тонкой кожи, носили их, завязывая узлом.

В Древней Греции и в Древнем Риме пояса надевали поверх хитона — мужской и женской одежды, которая представляла собой согнутый пополам отрез ткани с прорезью на сгибе для руки и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. В Древнем Китае пояс носили поверх халата, кельты носили пояса с женскими платьями.

Считается, что штаны первыми стали носить персы, и они же стали использовать несколько ремней и поясов. Как правило, персы надевали более широкую нижнюю поясную портупею (ремень для пристегивания оружия) и более узкий пояс для одежды. Помимо ярких кушаков (широкий кусок ткани для обвязки или обмотки верхней одежды), которые носили и мужчины и женщины, у персов существовали пояса и из жгутов, а также сугубо мужские широкие , украшенные квадратными металлическими накладками с геометрическим орнаментом.

Ремни и пояса были важным элементом одежды многих кочевых народов, таких как скифы, сарматы, тюрки и др. У этих народов из-за тяжелых условия жизни, ограничивавших возможность украшения самой одежды, часто именно пояс был средоточием украшений и декора.

Пояса изготавливали из драгоценных металлов, искусно выполненными пряжками, заклепками и даже морскими раковинами. Богатство отделки пояса традиционно говорило о статусе человека. Женские пояса в то же время нередко дополнялись небольшими кожаными мешочками для мелочей.

К началу нашей эры тканевые, шнуровые и кожаные пояса, ремни и шарфы стали уже привычными элементами одежды. Их носили византийцы, представители варварских королевств (франки, остготы, вестготы и др.) и славяне. Кожаные ремни варваров славились ювелирно выполненными пряжками: они отливались из золота и серебра в виде птичьих голов, удлиненных пластинок с прорезным рисунком, инкрустировались фольгой и драгоценными камнями.

В нашу среднюю полосу ремни пришли вместе с крестовыми походами. Дворяне стали подпоясываться длинными и широкими шелковыми подвязками, ну а крестьяне использовали просто кусок пеньки для поддержания брюк. Все изменилось аномально - жарким летом 1893 года. Тогда мужчины решили, что могут просто свариться, если будут использовать свои объемные подвязки.

Решение нашлось очень быстро, и как бы само — собой - ремни из кожи. Кожа не согревала тело, а наоборот, немного охлаждала. Качество ремня, а так же материал, из которого была изготовлена пряжка, говорили о статусе и зажиточности человека. С этого времени кожа стала считаться идеальным материалом, для изготовления ремня. Ну а дальше уже совсем все просто - английские джентльмены сделали кожаный ремень обязательным атрибутом делового костюма и синонимом элегантности.

Без сомнения ремень - вещь статусная. Еще в начале прошлого века не признавались никакие цвета для мужских кожаных аксессуаров, кроме одного единственного — черного. Сейчас любой магазин готов предложить огромный ассортимент стилей, цветов и дизайнов ремней и каждый может выбрать именно ему подходящий аксессуар.

Сегодня ношение ремня – это, пускай небольшая, но всё — же философия, способ выделения, определенный признак хорошего тона, частичное отражение вашего внутреннего мира. Не зря, кстати, в русском языке существует слово «распоясанный» — неаккуратный, неряшливый, невоспитанный.

Сейчас модно играть с текстурой кожи ремня. Отлично подойдут для этого благородные кожи крокодила, питона или ската. Аксессуары из высококачественных кож экзотических животных всегда выглядят стильно и подчеркивают вкус их обладателя.

Ремни, изготовленные из таких материалов. смотрятся всегда по — настоящему дорого. Отлично с любой одеждой смотрятся ремни, отделанные небольшой пряжкой, отлитой из качественного металла и украшенной кожей, из которой и изготовлен сам ремень.


Не знаем, уважаемая Полина, поверите ли вы нам, но придумали в 1885-м. Дело было в США, где изобретатель Эдвард Клэгхорн (Edward J. Claghorn) из Нью-Йорка получил первый патент на ремень безопасности. Который предназначался… для фиксации кучера кареты. В начале XIX века ремни безопасности предложил использовать английский изобретатель Джордж Кэйли (Sir George Cayley) – для самолётов. И в 1913 году ремень впервые применил Адольф Пегу (Célestin Adolphe Pégoud) – французский пионер авиации и один из первых исполнителей «мёртвой петли» (её он совершил через две недели после Нестерова).

Правда, 11 мая 1903 года изобретение «защитных автомобильных скоб» для пассажиров в транспортном средстве запатентовал и Гюстав-Дезире Лево (Gustave-Désiré Leveau). И в этом же году пятиточечный ремень безопасности изобрёл Луи Рено (Louis Renault).

Изобретатели изобретали, меняли, улучшали – а производители ни о каких ремнях и слышать не хотели. Во-первых, те были несовершенны, во-вторых, их надо было дополнительно крепить к сиденью. Первой машиной, изначально снабжённой ремнями безопасности, стала Tucker Torpedo шведской фирмы Volvo в 1948 году. В 1959 году запатентованные трёхточечные ремни стали обязательной принадлежностью Volvo PV 544 и P120 Amazon, а через пару лет и многих автомобилей фирмы Saab. Изобретателем трёхточечного ремня был авиационный инженер Volvo Нильс Болин (Nils Bohlin), который вначале работал в Saab. В 1985 году Германское патентное ведомство даже отметило это изобретение в числе восьми, принёсших человечеству самую большую пользу за последние 100 лет.

Кстати, в Германии ремни со знаком «Gurt zum Anschnallen, Flugzeugbauart» впервые появились в 1957 году на серийных машинах Porsche и Mercedes-Benz W111. На других же немецких автомобилях официально утверждённый тип трёхточечных ремней безопасности появился 1 апреля 1961-го.

Появился – и вызвал бурю недовольства. Причём не только производителей (большинство автомобилей были не готовы к установке трёхточечных ремней), но и водителей, намертво «скованных одной цепью». Тем более что с 1967 года ремни безопасности стали устанавливаться и на задние сиденья автомобилей. Но с 1 января 1974 года установка ремней на новых немецких автомобилях стала обязательной. Хотя их применение оставалось всё ещё делом добровольным.

Добровольца долго уговаривали. В 1972 году появился инерционный механизм натяжения ремней, обеспечивающий пассажирам больше свободы и безопасности. У ремней появилась красная отстёгивающая «кнопка» американской модели. В стране прошла широкая кампания под лозунгом: Erst gurten, dann starten (Сначала пристегнись, потом стартуй). Тем не менее остановить «подвиг добровольца» смогли, как это чаще всего бывает, лишь деньги. С 1 августа 1984 года вождение без ремня безопасности стало наказуемым – штраф составлял 40 DM. И число пристегнувшихся водителей и пассажиров тут же взлетело к 90 процентам.

К этому времени Германия плелась в хвосте у стран, принявших закон об обязательном использовании ремней безопасности. Пионерами здесь стали Чехословакия (1969), Koт-д’Ивуар (1970), Япония (1971), Австралия, Бразилия и Новая Зеландия (1972). Швеция, между прочим, сделала использование ремней «обязаловкой» лишь в январе 1975-го.

Ну а в СССР обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях всех легковых автомобилей ввели в 1979-м. Хотя сами ремни внедрили ещё в 1969 году на 412-м «Москвиче» (в 1973 г. появилась отечественная разработка, автор – Леонид Оскарович Тедер, главный специалист эстонского завода «Норма», начавшего выпуск ремней), а с 1977-го – на «ГАЗ-24».

HBO недавно объявил о продлении на второй сезон одного из самых необычных сериалов года - авангардной и многослойной сатиры «В свободном улете» (Random Acts of Flyness), в которой жизнь, искусство и сознание черной Америки препарируются в десятке техник и форматов, включая видеоигры, анимацию и ток-шоу. Скетчи и сценки, составляющие шоу, впечатляют как остроумием, так и изобретательностью: то из «Безумцев» рекламирует вымышленную мазь от неполиткорректных мыслей, то расово окрашенное полицейское насилие добирается до детского утренника, а проблемы чернокожих геев иллюстрируются посредством мюзикла. поговорила с создателем «В свободном улете» .

«Лента.ру»: В своем полнометражном фильме «Упрощение ее красоты» вы последовательно разрушаете представления о том, каким может быть кинематограф. «В свободном улете» уже сопротивляется природе другого медиума - телевидения.

Так ли уж сопротивляется? «В свободном улете» с самого начала представлялся мне именно телевизионным проектом. Причем мне кажется, это вообще было чуть ли не первое, что я придумал, когда стал заниматься кино - еще в колледже. Сам файл с концептом я годы спустя, уже после «Упрощения ее красоты», нашел у себя в заметках, он был за 2006 год. Причем как я ни старался, так и не смог вспомнить, при каких обстоятельствах его записал. А в 2014-м, когда Тамир Мухаммад, мой друг, работавший в кинофонде при Tribeca Film Institute, носился с идеей создать альтернативное новостное телешоу и предложил ее в том числе мне, я в ответ вспомнил про этот старый замысел. Но он изначально был предназначен для телевидения.

И при этом не похож ни на что другое, что показывают по телевидению.

А какой был смысл тогда за него приниматься (смеется) ! Вообще, скорее всего этот замысел в свое время родился из наших фантазий с моим младшим братом Нельсоном (он выступает соавтором сценария «В свободном улете» и появляется в кадре со своим музыкальным проектом Norvis Jr. - прим. «Ленты.ру»). Тогда, в середине 2000-х появился канал, на котором крутили в основном повторы старых ситкомов о черной жизни вроде «Джефферсонов» и «Холостых мужчин, незамужних женщин», - и мы очень часто его смотрели. Плюс тогда же появился Adult Swim, а еще абсолютно абсурдистское ночное вещание на BET. Мы с Нельсоном представляли себе, что было бы если бы нам поручили курировать ночной эфир какого-нибудь воображаемого телеканала. Вот «В свободном улете» - сжатая, емкая версия подобного эфира и есть: здесь комедийный скетч, тут пародийная реклама, плюс музыка, искусство, разговоры на больные и замалчиваемые темы, и так далее.

Форму «В свободном улете» при этом лучше всего можно охарактеризовать, наверное, выражением «поток сознания».

С этим определением я, пожалуй, согласен - с той оговоркой, что работая над сериалом, мы ставили себе задачу снять нечто, что нельзя было бы упростить ни одним из типичных телевизионных ярлыков. Нечто, что постоянно меняло бы форму на глазах у зрителя. Наверное, это скорее не поток сознания, а поток подсознания - потому что в центре сериала лежит мое несколько абсурдное стремление воплотить на экране то, как я подсознательно ощущаю мир вокруг себя. Причем, похоже, это основа всего моего творчества - не знаю, почему, но никак не могу от этого отделаться, может быть, из-за того, что вообще-то я собирался быть художником и учился именно искусству. Но, кстати - думаю, к счастью - благодаря тому, что я подключил к проекту многих своих друзей по независимому кино, в качестве режиссеров, сценаристов, соавторов, «В свободном улете» получился проекцией не столько моего подсознания, сколько наших коллективных идей, историй, страхов и мировоззрений. Такой калейдоскоп из видений, кошмаров, ощущений от современной Америки, принадлежащих разным черным людям, мне и моим друзьям. Более-менее, трип по подсознанию черной Америки.

К слову о трипах - ваше мировоззрение режиссер «Лунного света» и ваш друг Барри Дженкинс недавно описал, как «он натуральный хиппи». Это правда?

Если в том смысле, что меня в кино и искусстве больше прямых высказываний интересуют чувства, тональность, ритм - то да. Мне кажется, поэтому «В свободном улете» и получился таким трудноописуемым. Но с другой стороны, в нем хватает замечаний и рефлексии на тему современности и ее разнообразных проблем и особенностей - просто они реализованы не через традиционные нарративные модели, а более авангардными средствами. Авангардными - потому что так уж мы смотрим на мир и видим искусство, и я, и мои коллеги по проекту, Шака Кинг, Дариус Монро, Мариама Диалло, мой брат Нельсон. Для нас это естественная форма диалога и творчества. Я всегда был уверен, что на телевидении есть место и такому контенту - к счастью, в HBO эти мои надежды подтвердили, более-менее предоставив карт-бланш. Ни разу за весь первый сезон канал не попросил меня что-то убрать или поменять из-за провокационности или политизированности. Или - что касается авангардности формы - из-за мнимой сложности для восприятия.

Мне не кажется, что в вашем сериале есть что-то, чрезмерно сложное для восприятия. Он тем не менее определенно отказывается вводить аудиторию в контекст некоторых моментов или сюжетов.

Да, это было вполне осознанным решением. Понятно, что когда твой проект неразрывно связан с опытом черной жизни, в нем неизбежно будут возникать мотивы, незнакомые людям, такого опыта лишенным. И начинать разъяснять их с чистого листа значило дать слабину, подчиниться каким-то воображаемым несведущим массам, признать их главенство по отношению к собственной правде жизни, опыта и чувств. Да, условный среднестатистический белый зритель не считает какие-то референсы. Но отсутствие пояснений - в данном случае как отсутствие извинений. Мы не стремились отцепить какую-то часть аудитории. Потому что дело вовсе не в цвете кожи - чтобы понимать все, что мы показываем, не обязательно быть непременно афроамериканцем с каким-то определенным бэкграундом. Все, кто просто интересовался темой черной жизни - и достаточно глубоко копал в своем интересе, отлично все поймут.

Кадр: сериал «В свободном улёте»

Кино и телевидение по своей природе и истории при этом всегда были именно что белыми - их создали и развивали, по большей части, привилегированные белые мужчины. То есть именно их, неизбежно ограниченное мировоззрение лежит в основе большинства кинематографических и телевизионных приемов, жанров и стандартов. Является ли «В свободном улете» попыткой уйти от этого белого взгляда?

Конечно. И такая лоскутная, многогранная форма, наверное, как раз и отражает это желание существовать вне рамок, заданных извне - пусть даже под этим самым «извне» скрывается сама платформа, которой ты пользуешься. Но вообще, мы старались максимально избежать того, чтобы изображать опыт угнетателей - вне зависимости, кто выступает их жертвами, черные или бедняки, женщины или геи. Потому что тогда это неизбежно была бы преимущественно сатира. Я же не хотел снимать сатиру на угнетателей, я хотел чествовать, прославлять, воспевать угнетенных.

13 августа 1959 года с завода шведского автомобильного гиганта "Volvo" вышел новенький автомобиль Volvo PV 544, оснащенный последней новинкой – трехточечными ремнями безопасности. Имя изобретателя этих чудо-ремней, спасших жизнь миллионам людей, так никогда и не прогремело на весь мир и известно лишь тем, кто специально интересовался этой темой. Действительно, швед Нильс Болин всегда был и оставался скромным инженером, который, как и многие гении, прежде всего интересовался собственно процессом изобретения, а не теми выгодами, которые это может ему принести.

Родился Нильс Ивар Болин (Nils Ivar Bohlin) в 1920 году в шведском городе Хернёсанд (Härnösand, Sweden). Диплом в области машиностроения Нильс получил в шведской школе Härnösand Läroverk в 1939 году, а в 1942-м он уже начал работать в качестве авиаконструктора в авиастроительной компании "Saab". Именно тогда он сконцентрировал свое внимание на разработке и улучшении катапультируемых кресел.

В конце 1950-х Болин уже работал с автомобильным гигантом "Volvo", где он числился инженером по безопасности. Именно здесь он и изобрел свои знаменитые трехточечные ремни безопасности, которые навсегда застолбили имя шведского изобретателя в истории автомобилестроения. Так, он работал над ремнем безопасности в течение года, и здесь ему очень пригодились навыки, полученные во время работы над катапультируемыми авиакреслами для "Saab".

Патент на новый тип автомобильного ремня № 3043625 был получен в том же 1959-м, а спустя 10 лет, в 1969-м, Болин уже возглавлял Центральный научно-исследовательский отдел компании "Volvo".

Сегодня трехточечный ремень безопасности стал стандартом для всех автомобилей, однако прошло какое-то время, пока водители во всем мире привыкли к нововведению и стали пользоваться им правильно. Чем же отличались новые, трехточечные ремни, от старых? Как оказалось, тем, что при столкновении они не давали водителю "клюнуть" лицом вперед, а, коме того, новые ремни безопасности защелкивались одним кликом. Еще одна интересная деталь про трехточечные ремни безопасности – болты, которыми крепятся ремни, имеют собственную резьбу, которая не встречается больше нигде в автомобиле, делается это для того, чтобы исключить возможность поставить на это место какой-либо другой крепеж.

Как бы ни было, прошло несколько лет, пока все автомобили "Volvo" начали оснащаться впереди и сзади подобными ремнями, и лишь через много лет на подобный стандарт перешел весь мир.

В 1999 году изобретение Нильса Болина было названо одним из самых выдающихся изобретений человечества, а позднее имя инженера Болина внесли в Национальный Зал Славы изобретателей (National Inventors Hall of Fame), к сожалению, уже посмертно.

В 1974 году ему была присуждена премия "Ralph Isbrandt Automotive Safety Engineering Award"; в 1989 году он был введен в Зал Славы безопасности и здоровья (Hall of Fame for Safety and Health). Болин также получил золотую медаль от Шведской королевской академии инженерных наук (Royal Swedish Academy of Engineering Science) в 1995 году и в 1999 году был введен в Зал Автомобильной Славы (Automotive Hall of Fame).

Лучшие дня

Смертельное поедание червей на стриме
Посетило:160


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»