Трудовая история нашего героя стартовала в далеком 1930 году - именно тогда начал строиться Горьковский автомобильный завод. Для обеспечения его всем необходимым, в 1932 году в Павлово-на-Оке возвели вспомогательное предприятие по производству автомобильного инструмента (ЗАТИ). Во время Великой Отечественной ЗАТИ, как и вся страна, перешел на выпуск военной техники.
На фото: ПАЗ-651 и ПАЗ -652
В те же годы автобусники из СССР стали покорять подиумы Старого света. Для Международного конкурса автобусов и Международного туристического ралли, проходившего в мае 1967 г. на Французской Ривьере в Ницце, изготовили туристический автобус класса люкс ПАЗ-665 «Турист», получивший первый приз президента Французской республики за самый оригинальный дизайн!
Стилистические мотивы, заложенные в ПАЗ «Турист», впоследствии возродились в автобусе ПАЗ-3205 - той самой маршрутке, на которой последние 25 лет ездит вся Россия. Руководству завода, видимо, пришелся по душе пьянящий вкус мировой славы, и через пару лет они выкатили на суд публики новый туристический концепт. На 19-й Международной неделе автобусов в той же Ницце он отхватил Большой кубок и приз «Золотая Ника». Говорят, что в этот автобус была тайно влюблена сама Бриджит Бардо, и его пытался выкупить Дюк Савье - известный организатор коктейльных вечеринок на Лазурном берегу, но советская сторона ответила отказом.
Правда, на Родине буржуазного красавца в серию не пустили. На смену хрущевской оттепели приходил брежневский застой, поэтому Отечеству нужны были другие герои: крепкие, работящие, скромные ребята, готовые постоять за себя и за свою кондукторшу Нюру. Именно таким стал ПАЗ-672 - один из самых узнаваемых автобусов Советского Союза. Его выпуск наладили в 1968 году, и, практически без изменений, он продержался на конвейере 21 год. «Пазик» стал основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов, на его плечи легло почти 80% всех перевозок.
Экономическая география
ПАЗ организовал экспорт своего хита в 30 стран дальнего зарубежья. Модель попала на дороги Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. Причем на черный континент автобус поставлялся под именем «Тобол». Большим спросом он пользовался на пригородных маршрутах на Кубе, в Болгарии, ГДР и даже в Венгрии, где, казалось бы, должно было хватать собственных «Икарусов». Правда, в капиталистические страны ПАЗ-672 не поставлялся: планировка салона не соответствовала требованиям многих заказчиков.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
На фото: ПАЗ-665 «Турист», ПАЗ-672, ПАЗ-3205
Конечно, большая часть автобусов экспортировалась в дружественные страны на особых условиях. Тем не менее, многие из тех машин до сих пор работают. У них была хорошая репутация. Ниже приведем слова Жоржа Жакистеу, который в 1970-е был министром обороны Анголы: «Все главные вещи делают в Советском Союзе. Автомат Калашникова хранит нашу Анголу от врагов. А автобус из Павлова помогает понять, насколько разнообразна и прекрасна наша Родина».
Кстати, на базе 672-й модели был создан полноприводный автобус повышенной проходимости ПАЗ-3201 - одна из самых необычных, с точки зрения мирового автопрома, конструкций. Полноприводные машины с автобусоподобными кузовами за рубежом делались еще до Второй мировой войны, но чтобы она была еще и действительно пассажирской плюс крупносерийной, такого не бывало! Машина была в большой цене не только в СССР, но и за границей.
Перестроечные трудности
Принципиально новая модель ПАЗ-3205 была запущена в серию в 1989 году, и ей было суждено стать главным автобусом страны. На Международной выставке «Автоматизация-90» в Москве новый автобус и стенд ПАЗа вызвали интерес у представителей американских фирм, особенно их удивило уникальное оборудование для изготовления крупных штампов и металлообработки больших деталей и оборудование для штамповки пластмассовых деталей.
В то необычное время многим казалось, что, наконец-то, в СССР начались слегка фантастические, но очень хорошие перемены. Однако, перестройка быстро привела к хаосу, а большинство предприятий включили режим выживания. Прибавили 90-е седых волос и руководству ПАЗа. К счастью, автобусный завод пережил ту лютую годину.
На фото: ПАЗ 3205 с двигателем Cummins
Текущие успехи
Модель ПАЗ-3205 несколько раз подвергалась рестайлингам, была модернизирована, но ее конструктивная основа остается прежней. Естественно, на счету «Пазиков» новой волны тоже есть зарубежные успехи. Например, их регулярно поставляют в Монголию. И если поставка наших машин в эту страну воспринимается как норма, то вот экспорт «пазиков» в Венесуэлу заслуживает особой похвалы.
Это все-таки не какой-нибудь Гондурас, а одна из самых развитых стран Латинской Америки с огромными запасами нефти, дешевым бензином и отличными дорогами. В автобусном парке Каракаса уместнее выглядят «Мерседесы» и «МАНы». Втройне приятно, что среди них затесался и наш герой.
Вот его краткая визитка: автобус среднего класса ПАЗ-4234 в тропическом исполнении, прошедший испытания в южных районах России в условиях горного рельефа, близкого к условиям Венесуэлы. Комплектуется двигателем Cummins, автоматической коробкой передач Allison, оснащен газобаллонным оборудованием. Настоящий хай-тек, а не машина.
Кстати, Павловский завод является не только главным производителем автобусов в России, но и стабильно входит в десятку крупнейших производителей автобусов на всей планете. Когда в маршрутке вам в очередной раз жестко заедут локтем в бок, вспомните об этом, и легче станет на душе.
Автомобильный транспорт, и в частности автобусы , в нашей стране традиционно является самым популярным из видов общественного пассажирского транспорта. Именно поэтому в России так развито производство автобусов. В 90-х годах прошлого века, вследствие многолетнего экономического спада, на отечественном рынке наблюдалось существенное снижение объемов производства. Это привело к экспансии подержанных автобусов иностранного производства всех классов, которые постепенно заняли существенную долю рынка. В настоящее же время отечественные производители автобусов сумели восстановить свое приоритетное положение, предлагая потребителю надежную и качественную технику, отвечающую самым высоким требованиям комфортабельности и экономичности, а также современным экологическим нормам.
Необходимо отметить, что около лидирующие позиции на отечественном рынке автобусной техники занимают предприятия, входящие в состав «Группы ГАЗ» . Это известные всей стране предприятия ПАЗ, КАВЗ, ГолАЗ, ЛиАЗ , которые в совокупности обеспечивают около 70 процентов объема производства автобусов в нашей стране. Поддерживаемые этими предприятиями показатели позволяют «Группе ГАЗ» в течение целого ряда последних лет входить в число 10 крупнейших производителей автобусов на мировом рынке. Автобусные заводы, входящие в состав «Группы ГАЗ» производят автобусы всех классов, полностью обеспечивая потребности современного рынка.
В области производства традиционным лидером остается , который ежегодно выпускает более 12 тысяч единиц автобусов ежегодно. Автобусы ПАЗ малого класса чрезвычайно востребованы на рынке и пользуются широчайшей популярностью для городских и пригородных перевозок. Самой популярной базовой моделью является ПАЗ-3205 , которая сегодня поставляется потребителям более чем в 30 модификациях. Это самый настоящий народный автобус, получивший популярность, благодаря своей доступности и отличным техническим характеристикам. Кроме этого, автобусы ПАЗ предлагаются рынку и в среднем классе (ПАЗ-4230) , и в большом классе (ПАЗ-4223, ПАЗ-4228, ПАЗ-5271, ПАЗ-5272) .
Одним из лидирующих производителей является . Автобусы КАВЗ - это модельный ряд, в котором представлено 5 видов автобусов среднего класса, отвечающих самым высоким требованиям современного рынка. Предприятием разработаны автобусы КАВЗ для городских, пригородных и междугородных перевозок. С 2002 года автобусы КАВЗ участвуют в программе «Школьный автобус», что является подтверждением высокого уровня надежности и безопасности этой техники.
В безусловными лидерами являются автобусы ГолАЗ и автобусы ЛиАЗ . – молодое, прекрасно оснащенное предприятие, использующее передовые мировые технологии. Автобусы ГолАЗ получили широкое распространение для городских и пригородных перевозок. Кроме этого, комфортабельные автобусы ГолАЗ используются на туристических маршрутах дальнего следования. Одной из лучших моделей этого производителя является туристический автобус ГолАЗ-5291, который собирается на шасси «SCANIA».
– одно из лидирующих отечественных предприятий. Автобусы ЛиАЗ сегодня выпускаются на производственном оборудовании ведущих европейских фирм. Автобусы ЛиАЗ – это самый широкий модельный ряд машин большого и особо большого класса, которые имеют самую широкую область применения для городских, междугородных и туристических перевозок.
Показать только технику - выберите производителя - КАВЗ ЛИАЗ НЕФАЗ ПАЗ ЗиЛ Группа ГАЗ ГОЛАЗ Башеврокуб
ПАЗ - история марки:
Изначально ПАЗ назывался Павловским автобусным заводом имени А.А.Жданова. Уже с тех времен компания производила автобусы малого и среднего классов. Расположившись в Павлово Нижегородской области, завод начал свое существование с 1930 года. Тогда он предназначался для поддержки Горьковского автозавода и различных других предприятий. Изначально он производил шоферские инструменты и кузовные комплектующие. В 1932 году строительство завода было окончено, и тот наладил свое производство. 12 ноября 1968 года он, став первым автобусостроителем в стране, без остановки основного конвейера перешел к базовой модели предприятия – ПАЗ-672. Последний был разработан на основе ПАЗ-652. Эта модель производилась до 1989 года, благодаря чему успела получить несколько модификаций, в том числе и полноприводную 2-дверную модель улучшенной проходимости - ПАЗ-3201.
В 1960-е годы ПАЗ оформил основную концепцию – удовлетворять широкий слой потребителей путем большого количества модификаций основной модели. Именно с этого момента завод начал принимать участие в различных международных выставках. 1 декабря 1989 года ПАЗ начал серийное производство нынешней основы производства - ПАЗ-3205. В настоящее время на основе этой модели было создано тридцать модификаций самых различных назначений, как люксовых, так и специализированных. Большой перечень модификаций связан с различными погодными условиями, в которых используется техника завода. Серийно выпускается до сих пор около десяти модификаций базовой модели. В начале 21-го века с конвейера сошли автомобили новых мощностей - 3-дверный ПАЗ-5272 и 2-дверный ПАЗ-4230 "Аврора". Большие же автобусы уже перестали выпускать ввиду конкуренции с другими российскими производителями - НефАЗ и ЛиАЗ.
В конце 2000-ых ПАЗ создал первый низкопольный автобус малого класса в России - ПАЗ-3237 "Лужок". Пришла и смена семейству ПАЗ-3205 – несколько малых автобусов с рессорной подвеской ПАЗ-3204. За последние пять лет завод разработал перспективные модели автобусов ПАЗ «Сити» и «Валдай». В ходе реформирования производства появился единый сварочно-окрасочный, прессовый и металлозаготовительный цеха. Сборочный цех вовсе стал самым масштабным по изменения – тут нитки конвейеров были сокращены до четырех. В 2009 году в производство был введен в действие комплекс окраски нового поколения - "Айзенман". Благодаря этому автобусы ПАЗ нередко начали удостаиваться высоких наград в лучших конкурсах автобусов. Так, модели взяли награды "Лучший городской автобус среди профессионалов" и "Комтранс" (приз жюри конкурса).
Павловский автобусный завод является основным производителем малых автобусов в России и входит в десятку крупнейших производителей в мире. Ежегодно с конвейера предприятия сходит более десяти тысяч единиц техники.
Блог Дальнобойщик, один из первых интернет журналов, кому удалось пройти по цехам завода с фотокамерой и сделать полноценный репортаж. За организацию этой экскурсии, огромное спасибо директору департамента массовых коммуникаций ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» Ворониной Элле Александровне, а так же лично PR менеджеру Фефеловой Ольге Андреевне.
- Завод в Павлово, берёт своё основание в 1932 году, изначально он был рассчитан на выпуск шоферского инструмента, а так же изделий кузовной арматуры для автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов.
- Первый автобус на базе автомобиля ГАЗ-51, был выпущен в августе 1952 года.Следующий год станет для заводчан юбилейным. За время своего существованияпод маркой ПАЗ было выпущено более 600 тыс. машин различных моделей и модификаций.
- Наша экскурсия по заводу началась со сварочно-кузовного цеха.
- Отсюда берёт своё начало заводской конвейер.
- На стапеле сваривают каркас. Уже угадываются очертания будущего автобуса.
- На ПАЗе внедрили лучшие технологии, успешно апробированные и применяемые на западе. Ушли в прошлое огромные складские помещения. Производство комплектующих идет на два шага впереди монтажа, так называемая «сборка с колёс».
- Честно сказать меня поразила культура производства на этом предприятии. И это не пустые слова,однажды мне удалось побывать на одном из лучших оборонных заводов страны - ПАЗ на высоте.
- Возможно, будут возражения и примеры стерильных цехов западных заводов, но давайте не будем забывать, где мы и где запад.Специально для критиков - чтобы почувствовать себя в шкуре производителя работающего в России, для начала откройте хотя бы ИП. А если через пару лет вы всё ещё будете платить налоги, тогда нам будет, о чём поговорить.
- ПАЗ – градообразующее предприятие, здесь нет китайцев или таджиков. Надо отдать должное руководству предприятия, автобусы продолжают сходить под заводской маркой.
- Около пяти тысяч сотрудников трудятся на заводе и стабильно получают заработную плату.
- Каркас будущего автобуса начинает свой путь на конвейере.
- Самый массовый российский автобус, его не смог сломить даже китайский автопром
- Сварщики в Павлове, так же суровы, как и их коллеги из Челябинска.
- Все штампованные детали изготавливают здесь же, в соседнем цеху.
- Со слов начальника сварочно-кузовного цеха, сварщик – самая высокооплачиваемая рабочая специальность на заводе.
- Табличка с VIN- номером на ПАЗе.
- Готовые корпуса поступают в окрасочный цех. Проследуем за ними.
- Грунтованный корпус готовый к покраске.
- В 2009 году введен в действие окрасочный комплекс нового поколения «Айзенман».
- До введения нового оборудования, покрасочный цех был большой головной болью всех работников и руководства малярки.
- Взвесь грунта и краски висело как проклятие над всеми рабочими цеха, но теперь это в прошлом.
- Мне показалось, что в окрасочном цехе работают одни женщины.
- Свежеокрашенный автобус готов проследовать на сборочный конвейер.
- Командует отправкой милое создание.
- Следующий этап нашей экскурсии сборочный цех. Проследуем туда.
- На любом российском заводе, не обременённом регистрацией ГИБДД и ГОСТами, можно встретить удивительные транспортные средства. Местные Левши перековали мечи на орала.
- А базу ГАЗели, сократили до неприличных полутора метров.
- На сборочном конвейере собирают различные модификации автобусов марки ПАЗ.
- ПАЗ-3204 был запущен в серийное производство в январе 2009 года. Признан Лучшим автобусом года в 2009, 2010, 2011 гг.
- Обратите внимание, пассажирские сидения новой модели. И сравним со старыми «седушками», их фото будут ниже.
- Монтаж аккумуляторного блока.
- На данный момент на конвейере ПАЗа устанавливают три модели двигателя. Дизельный ММЗ, бензиновый ЗМЗ, дизельный Cummins. С 2012 – автобусы ПАЗ 3204 будут оборудоваться дизельным двигателем ЯМЗ 530.
- На фото, двигатель Cummins
- Участок подсборки мостов.
- Футорки, фотография для тех, кто в теме.
- Сидения, родом из прошлого века. Незаменимая кстати вещь, при работе под машиной.
- Жёлтый цвет, модификации школьного автобуса. Помимо прочих изменений, в нём присутствуют сидения оборудованные ремнями безопасности, стеллажи для школьных рюкзаков. Каждое место оснащено кнопкой связи с водителем, и дополнительной подножкой, которая в открытом виде стопорит движение автобуса.
- Старый, добрый «Пазик». Автобус малого класса, до настоящего времени является основной моделью завода.
- Заводское время, идёт отсчет готовой продукции. Каждый день сборочный конвейер покидает 36 новеньких автобусов.
- Участок установки двигателя в автобусы.
- Участок стыковки шасси и двигателя.
- Компьютерная диагностика и настройка двигателя.
- Вклеивание окон.
- ПАЗ-3204 - новая модель завода, призванная заменить на конвейере ветерана ПАЗ-3205.
- Стенд проверки тормозной системы.
- Новенький автобус покидает сборочный цех.
- В заключение нашей экскурсии нам показали новую, флагманскую модель заводчан ПАЗ-320412, автобус с символическим названием Вектор.
- Знакомство с ним оставило у меня только приятные впечатления. Качество сборки и исполнение на самом высоком уровне. Стало известно, что уже есть клиенты на покупку крупных партий данной модели автобуса.
- Покидал завод в полной уверенности, у ПАЗа есть будущее!
- Оригинал статьи находится на сайте Блог Дальнобойщик http://dalnoboi-russia.blogspot.com/2011/12/paz.html
Просьба ко всем, кто хочет сделать перепост репортажа - свяжитесь на нашем сайте с его автором, Валерием Писановым.