Самые большие и мощные грузовики в мире. Самые мощные грузовики планеты – спор продолжается

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Самые большие и самые грузоподъемные грузовики предназначены для работы в карьерах, где открытым способом добывается руда, и ее надо поднимать на поверхность. Производством карьерных самосвалов занимается несколько фирм в мире, каждая выпускает целую линейку машин по грузоподъемности и мощности, и у каждой есть собственный лидер, самый мощный грузовик. Общий уровень грузоподъемности этих лидеров – свыше 300 тонн – это больше пяти железнодорожных вагонов.

Титан – единственный и неповторимый

Этот гигант был создан компанией General Motors в 1978 году в единственном экземпляре – тогда это был самый мощный грузовик в мире Terex 33-19 Titan, поднимавший 315 тонн груза. Его двигатель мощностью 3300 лошадиных сил вращал генератор, питавший четыре мотора на каждом из задних колес. Автомобиль проработал на канадских угольных шахтах 12 лет, после чего был списан и оставлен в качестве памятника в канадском городе Спарвуд. Автомобиль не на ходу: его двигатель продали на запчасти.

Caterpillar

Американская компания производит много различной техники, в том числе и тяжелой.

Caterpillar 797В занимает лидирующее место в мире по размерам: длина – 14,85 метра, ширина – 9,53 м и высота – 7,7 метра. Грузоподъемность тоже вполне достойная – 345 тонн, но все же не рекордная. Автомобиль имеет множество электронных систем, автоматика контролирует и корректирует работу двигателя, трансмиссии и тормозов. Одни только тормоза представляют собой набор новейших технических достижений – никакие старые методы не позволили бы эффективно останавливать 600-тонного гиганта. Площадь тормозных дисков составляет 33 квадратных метра! Коробка передач тоже уникальна – она самая большая в мире. Управляет ею компьютер. Сам 24-цилиндровый двигатель имеет рабочий объем 117 литров и мощность 3550 лошадиных сил. Относительно небольшую мощность при колоссальном объеме двигателя производители объясняют повышением ресурса двигателя и долговечностью всего автомобиля.

Caterpillar может похвастаться еще одним рекордом: среди супер-грузовиков он самый быстрый – 68 км/час.

Liebherr

Карьерный грузовик Liebherr-T282B имеет грузоподъемность – 363 тонны. При этом сам он на 50 тонн легче, чем Caterpillar 797В, так что по показателю массы груза, приходящейся на единицу собственной массы, этот грузовик швейцарского производства значительно опередил своих конкурентов. Мощность двигателя (20-цилиндровый дизель) составляет 3650 лошадиных сил при рабочем объеме 90 литров. Габариты самосвала – длина 14,5 метра, ширина 9 метров, высота 7,4 метра. Дорожный просвет – 1 метр, так что препятствий для него практически нет. Все системы управляются компьютером – от запуска двигателя до торможения. Так, запустить двигатель можно снизу, не поднимаясь в кабину по высокой лестнице.

БелАЗ

Еще недавно лидером по грузоподъемности был созданный в 2003 году грузовик Liebherr-T282B, но в 2013 году его намного обогнал карьерный самосвал БелАЗ-75710, способный поднимать груз весом 450 тонн. Гигант заслужил право быть занесенным в книгу Гиннеса, и процесс оформления уже идет. Мощность двух двигателей машины составляет 8500 лошадиных сил, которые приводят во вращение генератор, от электроэнергии которого работают электромоторы в колесах. Супер-грузовик может передвигаться со скоростью 64 км/час. Рекордный БелАз оснащен кондиционером, системой мониторинга мертвых зон, средством слежения за приближением к электропроводам. Предполагается, что машина пойдет в серию и будет выпускаться в объеме 1000 машин в год.

Безусловно, на обычных дорогах такую технику не встретить. Она просто шире двухполосного шоссе. Так что если вы не живете рядом с рудником, то посмотреть на самые большие грузовики сможете только на фото и в кино.

БелАЗ 75600.

Самый большой грузовик в мире. Всего лишь за час работы тратит более пятистам литров топлива. Максимально может поднять триста двадцать тонн, а полностью загруженный весит пятьсот шестьдесят тонн. А длинна его составляет чуть меньше пятнадцати метров.

В нем установлен восемнадцати цилиндровый турбодизель, объемом семьдесят и шесть литров. Двигатель мощностью три тысячи пятьсот лошадиных сил. Самая высокая скорость может достичь шестидесяти трех километров в час.

На Белаз гидросистема, объединенная, которая и включает механизм опрокидывания платформы, систему торможения и управление рулем. Аварийный контур, который присутствует в рулевом управлении в том случае если откажет двигатель, в работу сможет вступить гидроаккумуляторы, но их энергии достаточно для совершения, лишь пары маневров.

Caterpillar 797B

Самый обычный грузовик, отличается разве что своими большими размерами. Масса его немного меньше шестисот двадцати трех тонн, способен погрузить груз весом в триста сорок три тонны. Его конструкция среди всех самосвалов самая экзотичная, особенно для категории карьерных самосвалов.

Его агрегат силовой может поразить воображение, в нем двадцать два цилиндра, рабочий объем в сто семнадцать литров, лошадиных сил в нем три тысячи пятьсот сорок и шестнадцать тысяч крутящий момент. Спереди него расположен двигатель двадцати трех цилиндровый. Коробка имеет семь ступеней, и управляется с помощью компьютера.

Caterpillar один из тех самосвалов, которые напичканы разными электрониками. Можно сказать, что в автомобиле расположен самый огромный двигатель и самая большая трансмиссия. Ну, а вот над тормозной системой пришлось хорошо потрудиться.

Liebherr-T282B

Когда состоялась премьера на выставке в Германии, его стали называть восьмым чудом света. Триста шестьдесят три тонны, больший объем груза на сегодня не сможет взять ни один из грузовиков в мире. Потому как он способен к перевозу груза, большей массой, чем собственный вес, его так высоко ценят, и потому он превосходит всех своих конкурентов. В комплект авто может входить два двигателя, или восемнадцати цилиндровый, масса которого одиннадцать килограмм триста, либо более мощный, в три тысячи шестьсот пятьдесят лошадиных сил, с объемом в девяносто литров.

Двигатель в двадцать цилиндров находится сверху передних колес. С гибридными тормозами. Главной работой занимается электродинамическая система тормозов, она превращает электромоторы в генераторы, те начинают гасить энергию на резиcторах. Им в помощь работают и гидравлические тормоза. Их шесть, на колесах, которые спереди по одному и на задних по два. Несмотря на то, что в других самосвалах одна гидравлическая система, этот грузовик снабжен независимым контуром в тысячу литров, с аккумулятором для резерва, который нужен для рулевого управления и возможности опрокидывать кузов.

На панели приборов, можно видеть изображения с видеокамер, которые находятся по всему периметру кузова. Такая громадина не проста в управление, да и стоит она не прилично много, поэтому изготовители постарались сделать все, чтобы сделать работу водителя грузовика проще.

Кабина отлично защищена от пыли из вне и громкого звука, руль и педали расположены где положено, а прямо перед глазами жидкокристаллическая приборная панель. Чтобы не было жарко водителю, в салоне установлен кондиционер с обновленной системой фильтрации, достаточно мощной. А чтобы не было холодно, установлена печь, чтобы не приходилось скучать стоит аудиосистема.

Сидя в таком авто приятно осознавать, что твои руки управляют самым большом автомобилем в мире.

Мощность – это как болезнь. Кто хоть раз попробовал управлять мощным автомобилем, тот никогда не сможет забыть легкий зуд по спине в первые минуты движения. Но гонки за мощностью не похожи ни на какое шоу. Потому что самый мощный должен демонстрировать свое «здоровье» на практике, транспортируя сотни тонн груза за один раз.

Можно организовать цирковое представление, когда претендент на звание « » обгоняет легкий реактивный самолет. Как это привыкли демонстрировать для зевак водители Shockwave. С клубами дыма и огнем из реактивной турбины. Можно изготовить и удивлять всех почти прямолинейной траекторией движения. Но самый мощный грузовик всегда еще и самый полезный грузовик в мире.

Как правило, такие « » живут, трудятся и «лихачат» вдали от камер и толп зевак. Тем временем их конструкторы придумывают для них новые силовые агрегаты, растягивают камеру сгорания, усиливают подвеску, модернизируют сцепление и КПП. Погоня за мощностью требует огромных капитальных затрат. В этой погоне участвуют одновременно множество наездников, автопроизводителей с мировыми именами.

Вольво FH16 750 – скандинавский вепрь

Прошло почти тридцать лет с 1987 года, когда двигатель D16 дебютировал на грузовике Volvo FH16 470. Тем не менее, дизельный двигатель шведских конструкторов с верхним расположением распредвала вышел настолько удачным, что его модернизировали многое количество раз. И каждый раз получалось достигать нового уровня мощности. В этот раз разработчики довели мощность 16-ти литрового силового агрегата до 750 л. с. И сделали самый мощный тягач Volvo. А для чего нужна еще большая мощность грузовику, разве 500 или 600 л. с. было мало?

Прошло почти тридцать лет с 1987 года, когда двигатель D16 дебютировал на грузовике Volvo FH16 470

Чем больше мощность, тем больше тонн может перевезти грузовик за одну ходку. А если добавить к этому размеренную работу четырех клапанов на всех шести цилиндрах двигателя, то автомобиль не тратит много топлива для трогания с места или преодоления подъемов. Вот и получается, что вроде бы и мощность увеличилась, и грузы до 250 тонн перевозить можно, а расход остался на прежнем уровне. Такой «модернизированный и экологически чистый» самый мощный грузовик получил стандарты Евро 5 и EEV.

Чем больше мощность, тем больше тонн может перевезти грузовик за одну ходку

VOLVO FH16 750 предназначен для преодоления дорог по горным и холмистым местностям. Он с легкостью может осуществлять быструю доставку скоропортящихся товаров на большие расстояния. Причем делает это на средней скорости. Преодолев барьер 900 оборотов с крутящим моментом в 2800 НМ, двигатель резко наращивает крутящий момент до 3550 Нм при 1050 оборотах, и лишь потом плавно раскручивается до 1400 оборотов в минуту. Каждый дополнительный десяток тонн по дороге с крутыми или затяжными подъемами снижает стоимость грузоперевозки.

Стоит еще упомянуть несколько слов о коробке передач на самом мощном тягаче в мире. Конструкторы оснастили его автоматической КП серии I-shift. Она является неотъемлемой частью стандартной комплектации и полностью адаптирована под крутящий момент 16-ти литрового двигателя. На этом тягаче можно и по грунтовке за спиленным лесом, и караваны тащить.

Скания – шведская мощь в серийном исполнении

Шведы давно, еще после поражения под Полтавой, отказались от идеи штыками завоевать мир. Вместо этого они предложили миру самые мощные грузовики. Именно Скания R730 подтолкнула соседа по фьордам из семейства Volvo преодолеть незримый предел в 700 лошадок. Сканиевские разработчики первые довели поголовье своего табуна до 730 лошадок и заставили их вращаться со скоростью 1900 оборотов в минуту. Крутящий момент поддерживается на уровне 3500 Нм, если погонщик за рулем разгоняет свой табун в щадящем режиме – от 900 до 1350 оборотов.

Самые мощные грузовики в мире нужны не для демонстрации мускулов. Они подталкивают технологии и отрасли к невиданному, резкому или парадоксальному пути развития.

С такими показателями SCANIA R730 стал первым в мире самым мощным серийным грузовиком, способным перевозить автопоезд в 90 тонн. Его V-образный восьмицилиндровый мотор имеет по четыре клапана на цилиндр. Шестнадцатилитровый силовой агрегат выполнен в лучших традициях Scania. Диаметр цилиндров, поршневая группа, раздельные головки для каждого цилиндра делают его полностью взаимозаменяемым с другими двигателями семейства Скания.

С такими показателями SCANIA R730 стал первым в мире самым мощным серийным грузовиком, способным перевозить автопоезд в 90 тонн

Колесная база у R730 остается классической для магистральных тягачей – 4 х 2. Однако это не мешает, а может даже и позволяет, этому самому мощному среди магистральных тягачей вставать на дыбы для преодоления некоторых крутых подъемов. Чего не сделает верный конь для своего наездника. А если их 730?

Самый мощный российский грузовик

В настоящее время самым мощным среди российских тягачей бесспорно является КамАЗ-65228 с колесной формулой 8 х 8. Мощность двигателя достигает 600 лошадок. Отечественный монстр предназначен для транспортировки тяжелой и негабаритной спецтехники. Например, бульдозеров и экскаваторов, чей вес может достигать 62 тонн, как у Komatsu Максимальный вес, который способен перевезти этот российский супертяжеловоз, составляет 120 тонн груза на прицепе.

В настоящее время самым мощным среди российских тягачей бесспорно является КамАЗ-65228 с колесной формулой 8 х 8

Хотя он и развивает максимальную скорость в 80 км/ч, он не предназначен для более быстрой езды. Примерно на один метр этот силач выше своих собратьев по сборочному цеху. При росте 3 м 77 см КамАЗ-65228 (8Х8) прячет под кабиной двухраспредвальный двигатель Cumminus. Традиционная рядная «шестерка» с четырьмя клапанами на цилиндр, автоматическая коробка с шестью ступенями переключения от компании «Аллисон», планетарные редукторы на передних мостах, сдвоенные крестовины на ШРУСах делают этот автомобиль действительно самым мощным грузовиком России. Среди гражданского транспорта, конечно.

При росте 3 м 77 см КамАЗ-65228 (8Х8) прячет под кабиной двухраспредвальный двигатель Cumminus

Американские монстры

Как бы ни хотелось американским водителям, чтобы их «любимчик» Freightliner в разных моделях и ипостасях попал в элитную когорту самых мощных грузовиков мира, этого не произойдет

Так можно было бы окрестить любой из заокеанских седельников семейства Freightliner. При всем своем высоком уровне комфорта и внутри кабины, и относительно управления, маневренности, их вынесенный капот – первое, что бросается в глаза и вызывает восхищение. Однако, как бы ни хотелось американским водителям, чтобы их «любимчик» Freightliner в разных моделях и ипостасях попал в элитную когорту самых мощных грузовиков мира, этого не произойдет. Пока есть на североамериканском континенте засланный казачок – VOLVO VT880.

Как оказалось, это обычный FH16 со стандартным 610-ти сильным двигателем D16. Единственное, что его роднит со всеми тягачами Северной Америки – капотная геометрия кабины и вертикальный выхлоп. Вот и верь после этого в американскую мечту (шутка)!

Погоня за самым мощным грузовиком только начала наращивать обороты. Кто знает, какие сюрпризы нас ждут впереди!

Писать обзоры про самые-самые легковушки - обычно дело для автопрессы. А как же грузовики? Возят себе грузы, мы к ним привыкли - казалось бы, что в них может быть интересного? Но среди этих железных труженников тоже попадаются легендарные "личности". У кого-то выдающаяся сила, кто-то невероятно быстр, а у кого-то есть умение шокировать и развлекать.

Герой пустыни

Заядлые поклонники ралли-рейда "Дакар" часто вздыхают, мол, легендарный марафон - уже не тот. Не только потому, что променял Африку на Южную Америку. Взять хотя бы самый зрелищный класс грузовиков, который сегодня зажат в тиски лимитов. Максимальная скорость, объем моторов, вес, ходы подвесок, компоновка - все ограничено. А ведь было время, когда в грузовом дакаровском зачете царила такая же вольница, как и в легковой группе прототипов в 80-90-е годы…

Именно в эту эпоху свободы, 31 год назад, на старт "Дакара-1984" впервые выехал один из самых знаменитых и необычных грузовиков этого марафона - двухмоторный голландский DAF Twincab, первый из гоночного семейства, которое войдет в историю под общим названием Turbo Twin. Каждый мотор крутил свою ось, а суммарная отдача двигателей достигала 800 лошадиных сил, разгонявших машину до 160 км/час. Но больше всего этот грузовик запомнился тем, что у него было две кабины - вторую прикрутили для рекламы и привлечения внимания.

Эпоха гоночных раллийных двухмоторных грузовиков DAF Turbo Twin оказалась яркой, но короткой: все началось в 1984 году и закончилось в 1988-м. А в 1998 году российская команда "КамАЗ-Мастер" выставила на "Дакаре" гоночный КамАЗ-49255 с 12-цилиндровым дизелем мощностью в 1050 л.с. Но сверхмощный мотор просто "порвал" трансмиссию, машина сошла с гонки, и команда на долгое время прекратила эксперименты со сверхмощными двигателями.

К "Дакару" 1985 года гоночный двухмоторник лишился одной кабины, получил прозвище Bull ("Бык"), полегчал сразу на 2 тонны и получил два дизеля суммарной отдачей в 870 л.с. Но до финиша грузовик вновь не добрался из-за поломки. В 1986 году голландцы выводят на старт марафона DAF 3600 Turbo Twin, мощность которого достигала 1 000 л.с., а максимальная скорость - отметки в 200 км/час. Казалось, что теперь-то двухмоторный монстр точно победит, но крест на надеждах голландцев поставила поломка переднего моста . Первый дакаровский триумф пришел только в 1987 году, когда Ян де Роой на облегченном Turbo Twin II выиграл грузовой зачет "Дакара". Причем де Роой "валил" по трассе так, что занял 11 место в общем зачете марафона, а финишировавший вторым Карел Лопраис на Tatra проиграл Яну больше 14 часов!

Апофеозом развития двухмоторных DAF стал новый Turbo Twin X1 с шестью турбинами, суммарной отдачей двух 11,6-литровых двигателей в 1200 л.с. (4700 Нм) и максимальной скоростью в 240 км/час! Когда в 1988 году это чудище выезжало на старт африканского марафона, никто сначала даже не сомневался, что голландцы выиграют гонку всухую. Знатоки автоспорта до сих пор помнят кадры, как весящий 11 тонн Turbo Twin X1 на скорости за 200 легко обходит в пустыне прототип Peugeot 405 Turbo лидера легкового зачета Ари Ватанена…

Однако "Дакар-88" закончился для команды DAF трагически. 9 января на одном из спецучастков прошлогодний 1000-сильный Turbo Twin X2 на скорости около 170 км/час перевернулся из-за серии подбросов на мелких дюнах, сделав шесть полных оборотов вокруг своей оси. Пилот и механик чудом выжили. Но штурмана Кееса ван Левезиина от удара выбросило через лобовое стекло и он погиб на месте. После этого было уже не до побед: команда сняла с гонки Яна де Рооя, и на 10 лет DAF полностью ушел из автоспорта. А в 1990 году регламентом гонки запретили и подобные монстроидальные грузовики.

Реактивный грузовик

Идея скрестить автомобиль с реактивным самолетом будоражит пытливые человеческие умы уже не один десяток лет, периодически порождая невероятные конструкции. Так, ровно 30 лет назад американский гонщик Лес Шокли создал, возможно, один из самых знаменитых и безумных грузовиков нашего времени. Как истинный американец, Шокли действовал с размахом и расчетом на "вау-эффект", не пожалев на это около полумиллиона долларов. Он взял обычный седельный тягач Peterbuilt 379 - и приделал к нему не один, а сразу три реактивных двигателя Pratt&Whitney, сложив их пирамидкой и направив чуть в небо, чтобы они (вместе с огромным антикрылом) прижимали грузовик к земле, не давая ему взлететь.

А взлететь есть от чего - три турбореактивных двигателя выдают в сумме мощность, эквивалентную 36 000 лошадиных сил! Правда, отдача реактивных моторов оценивается по другому показателю: сила тяги. С ней тоже полный порядок, три движка вместе "тянут" с силой в 8,6 тонны. В итоге при старте этого реактивного снаряда с места в режиме форсажа пилот (ну не водителем же его называть!) испытывает перегрузки в 6 G, а на разгон с места до 300 миль/час (480 км/час) самолето-грузовик тратит всего около 11 секунд.

За одно свое выступление Shockwave запросто сжирает до 700 литров керосина - они уходят не только на сам заезд, но и на показательные изрыгания огня и дыма.

Попутно Shockwave считается обладателем мирового рекорда скорости для полноразмерных реактивных грузовиков - с результатом в 605 км/час! Отличился он еще и мировым рекордом на дистанции в четверть мили, пролетев ее за 6,36 секунды с максимальной скоростью 409 км/час. А как, спросите, тормозить с таких скоростей? Кроме дисковых тормозов на всех колесах, используются еще и два военных авиационных парашюта: когда они раскрываются на торможении, пилот испытывает отрицательные перегрузки аж в 9 G!

Много лет "Ударная волна" (так переводится название Shockwave) выступал в Америке на авиашоу, гоняясь наперегонки с самолетами. Но старичок не собирается сдаваться: в 2012 году его выкупили гонщики Нил и Крис Дарнеллы, модернизировали начинку, обновили внешность - и теперь легендарный грузовик возвращается в новом турне, посвященном его собственному 30-летию. Будете поблизости - заходите, посмотрите, как летают грузовики.

Карьерный монстр

БелАЗ-75710

Новый большегруз из белорусского Жодино, представленный в 2013 году, имеет все основания претендовать на звание самого-самого самосвала на планете. Его основные оппоненты в лице американского Caterpillar 797F и немецкого Liebherr T 284 тоже, мягко говоря, немаленькие. Но белорусский супертяж на их фоне - просто Годзилла! Самосвал, под которым можно парковать легковушки, поражает размерами - его впору сравнивать со зданиями. Так, при общей длине в 20,6 м, ширине в 9,7 м и высоте 8,1 м, БелАЗ-75710 по своим габаритам превосходит иной коттеджный дом. А водителю-оператору до своего рабочего места надо идти через два лестничных пролета с промежуточной площадкой по центру.

Снаряженная масса гиганта составляет 360 т, но главный параметр - это грузоподъемность, которая достигает рекордных в этом классе 450 метрических тонн, в том время как для Caterpillar и Liebherr заявлены "всего" 363 метрические тонны! Но зачем, спрашивается, такие показатели грузоподъемности? Чем она выше, тем ниже себестоимость перевозок, когда одним суперсамосвалом можно заменить нескольких тех, что поменьше.

Но белорусам и этого показалось мало. Поэтому в начале этого года БелАЗ-75710 поучаствовал в рекордном заезде, ради которого в необъятный кузов загрузили 503-тонный балласт, с которым общий вес достиг астрономической для одиночного грузовика величины в 863 тонны - столько весила бы вереница из примерно 8 нагруженных под завязку железнодорожных вагонов! Данный результат был занесен в книги рекордов СНГ и Европы, а также будет претендовать и на внесение в "Книгу рекордов Гиннесса".

Для увеличения грузоподъемности сдвоенные шины стоят на полноприводном БелАЗ-75710 (справа) не только сзади, но и спереди. Каждая исполинская покрышка, весящая 5 тонн, выдерживает нагрузку не менее 100 тонн. А для повышения маневренности оба моста сделаны поворотными.

Чтобы ворочать такие колоссальные массы, одного двигателя уже мало. Поэтому у рекордного самосвала их сразу шесть! БелАЗ-75710 построен по распространенной для таких монстров дизель-электрической схеме: дизель крутит генератор, а тот подает напряжение на тяговые электромоторы-редукторы, встроенные в каждое колесо ведущего моста. Но уникальность рекордного БелАЗа в том, что он еще и полноприводный (тоже впервые в это классе), и тяговых электромоторов тут уже четыре штуки, по 600 кВт (810 л.с.) каждый! Чтобы питать эти электромоторы, в машинном зале (иначе это помещение не назовешь) установлены два 1700-киловаттных генератора Siemens, каждый из которых приводится в действие 16-цилиндровым турбодизелем MTU DD 16V4000 рабочим объемом 65 литров. Каждый такой дизель выдает по 2300 л.с. и 9313 Нм тяги, а за час работы под пиковой нагрузкой может сжечь 339 кг топлива, так что не зря на суперсамосвал установлены два топливных бака общим объемом 5600 л.

Суммарная мощность двух дизелей и четырех тяговых электромоторов - почти 7 900 лошадей, разгоняющих груженый самосвал до 64 км/час! Так что, как в анекдоте про плохо видящего носорога, на пути у этой едущей горы лучше не стоять, хотя водитель и сидит высоко, и в его распоряжении - системы кругового видеообзора и предупреждения о приближении к высоковольтной ЛЭП. Что до цены, то БелАЗ-75710 обойдется заказчику в сумму около одного миллиона евро. И первый суперсамосвал уже отправился на трудовую вахту в угольный карьер "Черниговец" в Кемеровской области. Кстати, до места работы такие большие самосвалы везут в разобранном виде, ведь такого исполина не выдержит ни одна обычная дорога, на которую он еще и просто не поместится!

Рекордный из легальных

Если БелАЗ можно увидеть только в карьере или на картинке, то вот этот грузовик с прицепом вполне может остановиться с вами на одном светофоре. С виду - обычный Volvo топовой серии FH, текущее поколение которой выпускается с 2012 года. Так сразу и не скажешь, что стоишь рядом с самым мощным в мире серийным магистральным тягачом, которому разрешено ездить по обычным дорогам. Но если присмотреться, его с головой выдают гордые цифры мощности и объема двигателя, красующиеся на боковинах и лбе кабины. "Гонка вооружений" среди европейских шоссейных грузовиков в последние годы вновь набрала обороты, и Volvo в ней пока лидирует. Оружие победы - это самый мощный в гамме этой модели рядный 6-цилиндровый турбодизель D16К с прямым впрыском топлива через насос-форсунки.

С рабочего объема 16 л шведы сняли 750 лошадиных сил и сегодня больше этой мощности пока не предлагают ни европейские (ближайший соперник - шведская 730-сильная Scania R730), ни американские конкуренты. Но главное в этом дизеле даже не мощность, а сумасшедший крутящий момент в 3550 Нм. Для гражданских грузовиков - запредельная величина!

Сверхмощный тягач Volvo FH16 750 можно официально купить и в России, только цены - под стать его мощности. Так, собранный в Швеции двухосный тягач стоит у нас от 163 000 евро, за грузовик с колесной формулой 6х4 попросят от 190 000 евро, а за четырехосник надо отдать уже минимум 200 000 евро.

Понятное дело, что с таким количеством дури под кабиной можно порвать даже усиленные карданы и стальные "потроха" автоматизированной 12-ступенчатой коробки передач I-Shift, которая предлагается для этого мотора. Поэтому автоматика постоянно контролирует нагрузки на машину и сдерживает напор лошадей на пониженных передачах и малых скоростях, выпуская весь табун на волю только на магистральных режимах и на затяжных подъемах, где как раз особенно нужна эта силища.

Но все равно возникает вопрос: зачем такие мощности и что ими возить? Ведь разрешенная полная масса грузового автопоезда в России - 38 тонн, в Европе - 40 т. Запрягать в такой смешной вес 750 дорогущих коней - все равно что развозить почту на Бэтмобиле: эффектно, но слишком расточительно. Хотя, конечно, некоторые транспортные компании и богатые водители-частники могут позволить себе шикануть покупкой такого тягача в максимальной комплектации из соображений престижа. Мол, вон на каких крутых траках мы работаем!

Однако истинное назначение силачей вроде Volvo FH16 750 - не понтоваться, а возить что-то реально тяжелое, за перевозку чего хорошо платят. Минимум - работать лесовозом или таскать так называемые "скандинавские" 25-метровые автопоезда полной массой 60 тонн. Максимум - перевозка всевозможного негабарита вроде яхт, деталей мостов, тяжелой строительной техники или промышленного оборудования. И для этого у машины есть силы: компания Volvo заявляет, что FH16 750 способен утащить автопоезд общим весом до 250 тонн. Кстати, несколько таких 750-сильных вольвовских тягачей уже трудятся в России.

Тянет-потянет

Nicolas Tractomas TR 10x10 D100

А вот такой супертягач французской фирмы Nicolas вы точно не встретите на трассе Москва-Питер. Этот пятиосный полноприводный (!) грузовик в 2005 году даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире "гражданский" тягач! И первыми четырех таких монстров ценой по 800 000 евро каждый еще в середине 2000-х французам заказала южноафриканская транспортная фирма Rotran, чтобы таскать по саваннам сверхтяжелое оборудование для местных тепловых и атомных электростанций. Это когда, к примеру, один только электротрансформатор весит под 270 тонн, не считая веса многоосного прицепа и самого тягача…

Грузовики серии Tractomas французская фирма Nicolas выпускает еще с 1979 года, а сама компания начинала еще в середине 19 века с выпуска телег. Кроме пятиосного рекордсмена, в гамме производителя есть и более скромная модель с колесной формулой 8х8 и 900-сильным дизелем, которая может тащить автопоезд весом "всего" 500 т.

Но и Tractomas оказался не из хлюпиков. Шведский Volvo FH16 750, конечно, тоже не малолитражка, но на фоне своего французского коллеги даже он смотрится, как малютка на фоне громилы ! Потому что в длину пятиосный Tractomas раскинулся на 12,6 м, ширина его лишь немного не дотягивает до 3,5 м, а в высоту он достигает 4,5 м. За кабиной расположился 27-литровый турбодизельный V12 компании Caterpillar, развивающий 912 л.с. и 3460 Нм крутящего момента. Коробка передач - восьмидиапазонный автомат фирмы Dana Clark Spicer.

Силища, как видим, есть. Но чтобы сдвинуть тяжеленный автопоезд, тягач должен иметь хороший зацеп, а не буксовать беспомощно, стоя на месте. Поэтому для увеличения так называемого "сцепного веса", Tractomas TR 10x10 загружался щебеночным балластом, с которым его снаряженная масса подскочила до 70 т. Зато после этого французский силач мог один тащить по дороге 600-тонный автопоезд. Правда, в одиночку такие тяжести, особенно на дальняк и с подъемами, обычно не возят. И чтобы не надрывать технику, Tractomas впрягались в длиннющий (более сотни метров!) автопоезд паровозиком, один за другим. Зато и сам состав получился еще тяжелее: его полная масса достигла примерно 700 тонн!

Если говорить о самом большом грузовике, то только с восхищением. Удивлять могут многие, а восхищать – единицы. Само по себе название «грузовик» уже подразумевает, что это не таратайка. При виде больших и самых больших грузовиков просто дух захватывает. Впечатление от размеров лишь усиливается до буквально гипнотического состояния, когда водитель гиганта нажимает на акселератор.

При виде больших и самых больших грузовиков просто дух захватывает.

Производители автомобилей всегда стремились максимально приблизить грузовики к потребностям в транспортировке. Даже гибридные создания от скрещивания грузовика и тележки грузчика, и те имеют свою нишу. Но как быть, если грузы все реже стали помещаться в мешки и коробки? А кто будет перевозить негабаритное оборудование, спецтехнику, огромные сварные конструкции. Простое увеличение мощности мотора не спасает. Для большого пирога нужен большой рот.

Berliet T100

Первыми, кто понял, что одним большим грузовиком дешевле забрать объемный груз, чем прокладывать железную дорогу, были французы. Появление в африканской пустыне трехосного Berliet Т100 с колесной формулой 6х4 успокаивающе подействовало не только на сусликов. Алжирские и французские нефтяники смотрели на него с замиранием. Сразу вспомнились первые танки. Собрав награды по международным автосалонам, его кораблем доставили из Марселя в Алжир.

Первыми, кто понял, что одним большим грузовиком дешевле забрать объемный груз, чем прокладывать железную дорогу, были французы.

Внушительная ширина 5,5 м при высоте кабины в 4,5 м не имели право на скромный кузов. Общая длина гиганта 13,4 м. Даже для сегодняшнего дня это исполинские размеры, а тем более для 1957 года. Протекторы имели широкий профиль и 2,2 м в диаметре. Они были рассчитаны таким образом, что при полной загрузке в 200 т песок утаптывался не больше, чем от лап груженого верблюда.

Berliet Т100 передвигался со скоростью 35 км/ч, но всегда в сопровождении Газели-пилота в качестве ящика с инструментами.

Berliet Т100 передвигался со скоростью 35 км/ч, но всегда в сопровождении Газели-пилота в качестве ящика с инструментами. Видимо, пригодился опыт ралли Париж-Дакар. Специальный домкрат, запчасти для 30 литрового 600/700 сильного дизеля и двух его турбонагнетателей, запасные узлы к гидромеханической коробке передач и многое другое. Из пяти атлантов уцелел только один. Тот, который было дешевле оставить в пустыне новому алжирскому правительству, чем перевозить его обратно. Чисто по-французски.

Nikolas Tractomas

TR 10×10 D100 французской фирмы Nikolas – самый большой тягач для гражданских целей, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса в 2005 году. Свой опыт в производстве грузовиков фирма Nikolas набивала еще с середины 19 века, когда начала выпускать телеги. Хотя китайцы, склонные к гигантомании, закупали современные тягачи Tractomas еще в 1999 году (и исключительно цвета красного дракона), настоящая слава пришла к гиганту только в начале 2000-х. Южноафриканской компании Ротран, которой стало необходимо перевозить от порта до места монтажа негабаритное оборудование для электростанций, срочно понадобилась крупная партия TR 10×10 D100.

TR 10×10 D100 французской фирмы Nikolas – самый большой тягач для гражданских целей, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса в 2005 году.

Используя опыт Berliet, французам удалось совместить качества верблюда, слона, лошади и … железнодорожного локомотива. Все-таки есть в этом гиганте нечто от тепловоза. Силовая установка в виде турбодизеля V12 или 6-ти цилиндрового мотора с объемом 16 л от Caterpillar расположена на платформе сзади кабины. Для пяти полноприводных осей колесной базы 10х10 понадобилось 12,62 метров, чтобы этот гигант был еще и полезным. Особенно при транспортировке оборудования для электростанций.

Используя опыт Berliet, французам удалось совместить качества верблюда, слона, лошади и … железнодорожного локомотива.

Это его основное предназначение не мешает ему, однако, разминаться на прочих гражданских грузах. Поскольку громадный тягач Nikolas передвигается по дорогам общего назначения, то его высота не превышает допустимую и равна 4,515 м. Стандартная кабина от приподнята над цельной платформой с поручнями, накрывающей две передние поворотными оси. Ширина TR 10×10 D100 всего 3,48 м. Несмотря на это, вид у него довольно внушительный.

Карьерный рост гигантов

Как бы ни тянулись ввысь и вширь диковинные грузовики, их ограничивают дороги и города. Но есть семейство автомобилей, которое не привязано ни к одним, ни к другим, а только к объему груза. Эти исполины не борются за звание или автомобиля. Им достаточно быть большими.

Хотя заявленная производителями скорость «самых больших» колеблется от 60 до 68 км/ч, в основном они ползают на 35 км/ч. А поскольку их транспортируют до места службы в разобранном виде, то их удел – покрасовавшись на выставках, утаптывать пыльное бездорожье карьеров.

Как бы ни тянулись ввысь и вширь диковинные грузовики, их ограничивают дороги и города.

Сыпучего груза, такого как уголь или порода. Они применяются в угольных разрезах и каменоломнях. Карьерные грузовики – вот где можно грузить больше, везти дальше, пока грузят – отдыхай.

Конкуренция в этом семействе очень большая и лидерство часто переходит от одной марки к другой. Каждые несколько лет Caterpillar, Liebherr, Terex, БелАЗ и Komatsu выталкивают друг друга с первого места.

Параметр Komatsu 930Е Caterpillar 797B/F БелАЗ 75600/1 Terex МТ 6300 АС Liebherr Т282В/С
Длина, м 15.6 14,5/14,8 15 15.57 14,5/15,7
Ширина, м 8.69 9,15/9,53 9.25 9.7 8,8/9,7
Высота, м 7.37 7,59/7,44 7.22 7.9 7,4/8,3
Объем двигателя, л 60 117.1 77,6/90 90/95,5
Объем топливного бака, т 4.54 6.81 4.38 4,73/5,35
Размер протектора R 63 R 65 R 63 R 65
Вместимость кузова, м 3 211 240 140/218 230
Радиус разворота, м 15 19.8 17,2/16,6 16.2 17,1/16,8

Гигантские цифры не ограничиваются размерами этих мастодонтов. Каждый из них перевозит по 700/800 литров антифриза, 300/350 л моторного масла. А двигатели весом по 10/11 т? Клиренс у этих самосвалов от 0,7 м у Komatsu до 1,06 м у Caterpillar 797F.

Конкуренция в этом семействе очень большая и лидерство часто переходит от одной марки к другой.

Для замены колеса диаметром в четыре метра требуется целая бригада автомехаников. Даже 20 самых сильных китайцев не смогут поднять 7/8 тонное резиновое чудище. Одно такое колесо стоит до 200 тысяч долларов. Окупаемость грузовика стоимостью в несколько миллионов долларов составляет чуть более одного года (в зависимости от карьера, конечно). И это несмотря на то, что за рабочую смену эти монстры превращают в легкий дым около полутонны горючего.

Приключения букашки и Голиафа

Terex Titan 33-19 с колесной формулой 6х4 был самым-самым среди всех остальных. Судите сами – длина 20,1 м, ширина 7,82 м, высота – 6,88 м. Он был создан в 1978 году для открытых рудников Канады, когда ни один другой мировой производитель даже не мог ни придумать, ни собрать подобную громадину. Такой резкий отрыв от всех, видимо, испугал GM и они решили свернуть проект.

Terex Titan 33-19 с колесной формулой 6х4 был самым-самым среди всех остальных

К сожалению, его тепловозный 16-ти цилиндровый двухтактный мотор был впоследствии демонтирован и уничтожен. Имел Titan 33-19 перспективу или нет, судить не нам. Слава богу, что хоть один экземпляр удалось спасти благодаря энтузиастам.

Между гигантами постоянно идет незримая битва за сантиметры, кубы, тонны, и лошадиные силы.

Читая эти цифры, трудно поверить, что 4-х этажные атланты в рабочей обстановке выглядят как букашки, вывозя груз по серпантинам глубоких карьеров Канады, России, Южной Африки или Южной Америки. Стоит подойти чуть ближе, и ощущение букашки переползает на самого тебя, и от него еще долго нельзя отделаться.

Между гигантами постоянно идет незримая битва за сантиметры, кубы, тонны, и лошадиные силы. Каждый дополнительный десяток тонн перевозимого груза экономит баснословные расходы на содержание и обслуживание карьерных атлантов. Например, стоимость двигателя для Caterpillar 797F исчисляется одним миллионом долларов. А сколько еще надо, чтобы привезти его и установить? Поэтому так важно увеличение кузова даже на 20/30 сантиметров или двигателя на 10/15 литров.

Каждый грузовик-гигант обслуживается несколькими малыми заправщиками и сервисами на колесах. Все первоочередные узлы и лючки располагаются в максимально доступных местах. Пыле- и шумоизоляция кабины, музыка и удобные кресла, великолепная управляемость и маневренность, жидкокристаллические мониторы, всевозможные датчики о внутреннем «здоровье» атланта и даже близости ЛЭП– у грузовиков этой породы нет мелочей.

Пыле- и шумоизоляция кабины, музыка и удобные кресла, великолепная управляемость и маневренность, жидкокристаллические мониторы, всевозможные датчики о внутреннем «здоровье» атланта и даже близости ЛЭП– у грузовиков этой породы нет мелочей.

Скромный огромный зубр из Жодино

Еще на выставке MINEXPO 2012 в Лас-Вегасе представители БелАЗ, показывая модель 75600, вызвали судорожную скептическую улыбку у конкурентов. Они недвусмысленно заявили, что через год готовы показать «зубренка», способного перевезти груз не на 20/30, а на 100 т больше, чем Liebherr Т282С, самый большой лидер последних четырех лет. Это означало, что весь автопарк толкающихся за первенство резко оказался позади.

БелАЗ 75710 стал самым-самым большим среди остальных.

С длиной 20,6 м, шириной 9,75 м и высотой 8,17 м, двумя 65-ти литровыми 16-ти цилиндровыми дизельными моторами, радиусом разворота 19,8 (как CAT 797F, который короче на 5,8 м), двумя независимыми четырехколесными осями полноприводный «зубренок», похоже, надолго оторвался от преследователей.

БелАЗ 75710 стал самым-самым большим среди остальных. Ведь этот «крошка» перевозит в своем кузове объем восьми железнодорожных вагонов! Но самое интересное, что эта гонка титанов не имеет предела. Они живут в карьерах далеко от нас. Мы их не видим, но они есть. Самые большие и машины еще впереди! Скоро мы убедимся в этом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»