Что надежнее автомат или вариатор? Что лучше: автомат или вариатор? Разбираемся вместе

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Если раньше при покупке новой машины у российских автомобилистов выбор стоял между механической и автоматической коробкой передач, то в последнее десятилетие список трансмиссий расширился: к классическим «механике» и «автомату» добавились « » и бесступенчатый вариатор. В США автолюбители уже давно сделали выбор в пользу автоматических трансмиссий, а в России, как и в большинстве стран Старого Света, до сих пор в чести механическая КПП – на долю «автоматов» приходится чуть больше 40% всего отечественного авторынка. Наш сегодняшний материал для тех, кто еще не решил – купить ему машину с АКПП или вариатором.

За что любить и не любить автоматическую КПП

Популярность классических автоматических коробки передач в Соединенных Штатах не случайна: именно здесь в 1940 году дебютировала первая полноценная коробка-«автомат» с гидравлической муфтой и четырьмя ступенями. Она устанавливалась на модели Oldsmobile и носила название Hydra-Matic. Довольно скоро эта коробка прижилась на автомобилях многих американских и европейских марок, а впоследствии была не раз модернизирована. Через восемь лет после дебюта Hydra-Matic на рынок вышла усовершенствованная автоматическая коробка переключения передач Dynaflow (ею оснащались модели Buick), в конструкции которой вместо гидромуфты был установлен гидродинамический трансформатор – ключевой элемент этой трансмиссии, отличающий ее от всех остальных КПП.

Использование гидротрансформатора в механизме автоматической коробки передач стало настоящим прорывом – этот узел позволил кратковременно «переваривать» большой крутящий момент без переключения на высшую ступень. В процессе эволюции в механизм гидротрансформатора добавились его блокировки на разных (низких и высоких) скоростях, что позволило, с одной стороны, добиться экономии топлива, а, с другой – применять торможение двигателем.

В 1990-х годах производители АКПП добавили в них пятую передачу, а, начиная с 2000-х годов, количество ступеней в таких трансмиссиях росло, и на данный момент достигло девяти – такими коробками оснащаются модели Mercedes-Benz и Land Rover. С ростом количества ступеней улучшалась плавность переключения передач и экономичность таких трансмиссий. Сегодня на российском рынке – множество моделей с классическим четырехступенчатым «автоматом» (Lada Granta, Renault Logan, Nissan Almera и другие), так и с пяти, шести, семи, восьми и девятискоростными коробками передач, переключение со ступени на ступень в которых осуществляется при помощи того самого гидродинамического трансформатора.

Мы не будем углубляться в устройство классической автоматической коробки передач. Лишь повторимся, что основными ее узлами являются гидродинамический трансформатор (с насосным, турбинным и реакторным колесами, муфтой свободного хода и блокировочной муфтой), играющий роль сцепления, и планетарная передача с редукторами, обгонными и фрикционными муфтами. Остановимся подробнее на плюсах и минусах этой коробки передач по сравнению с вариатором. При этом мы не будем останавливаться на таких общих для обеих трансмиссий моментах, как отсутствие механизма сцепления, присущего для механических КПП.

Плюсы АКПП

  • Надежность конструкции . Чтобы вывести из строя классический «автомат», надо очень сильно постараться, нарушив основные правила эксплуатации автомобилей с таким типом КПП. Например, отбуксировать заглохший автомобиль на сцепке. При этом, в «автомат» не будет подаваться масло, узлы коробки останутся без смазки, что чревато выходом из строя всего агрегата. Или не поменять в указанный производителем срок (через каждые 60 – 90 тысяч км пробега) , которая, загрязняясь, может потерять свои эксплуатационные характеристики и перестать эффективно смазывать ее детали, что может впоследствии привести к поломке КПП и дорогостоящему ремонту.
  • Возможность передачи большого крутящего момента (до 500 Н·м в не тюнингованных двигателях) на ведущие колеса . Классический «автомат» благодаря наличию в конструкции гидродинамического трансформатора, ответственного за передачу от двигателя к коробке передач, и далее – к ведущим колесам, может «переваривать» большие показатели ньютон метров. Особенно это касается современных многоступенчатых КПП, которые работают в паре с двигателями большой мощности.
  • Поглощение вибраций . Гидротрансформатор служит отличным устройством для эффективного гашения колебаний, приходящих от мотора к коробке передач и обратно.
  • Повышенный срок эксплуатации . Классические АКПП с гидротрансформатором отличаются от вариаторов длительностью срока службы – до капитального ремонта эти агрегаты успевают пробегать до 200 тысяч километров и более.
  • Дешевое обслуживание . Опять же, по сравнению с вариаторами: работы по диагностике АКПП, замене трансмиссионного масла, да и стоимость самой жидкости стоят дешевле, чем для бесступенчатой трансмиссии.

Минусы АКПП

Невысокая приемистость . Разгон на автомобиле с классической АКПП занимает больше времени, чем у машины на вариаторе из-за низкой приемистости коробки – она попросту не успевает быстро перейти в режим повышенной скорости.

Большая масса . Узлы и агрегаты коробки-«автомат» имеют солидный вес, сказывающийся на таких технических характеристиках автомобиля, как динамика и расход топлива.

Провалы при переключении передач . «Задумчивость» характерна для автоматических КПП с четырьмя и пятью ступенями, которые устанавливаются на бюджетные модели автомобилей. Провалы при переходе со ступени на ступень объясняются паузой, которая возникает при размыкании гидротрансформатора и коленвала двигателя.

Повышенный расход топлива . Коэффициент полезного действия у АКПП ниже вследствие гидродинамических потерь энергии, возникающих в момент переключения передач, а также из-за работы масляного насоса, который обеспечивает подачу трансмиссионной жидкости к узлам коробки.

Преимущества и недостатки вариатора

Бесступенчатая трансмиссия, видом которой является вариатор, появилась в 1958 году на автомобиле DAF 600, но широкое применение этой коробки передач пришлось на конец 1990-х годов. Различают три вида вариаторов – цепной, клиноременной и фрикционный, в механизме которых в качестве привода используется соответственно цепь, ремень или тороидальные фрикционы. Наибольшее распространение получили клиноременные вариаторы – их конструкция проще, легковеснее и не требует дорогостоящей эксплуатации, как у остальных двух видов вариаторов.

Поначалу , особенностью работы которых была плавное изменение передаточного отношения, устанавливались на автомобили с маломощными двигателями, так как они не могли «переварить» большие крутящие моменты – ремни и цепи не выдерживали нагрузок и выходили из строя. Эволюция бесступенчатых трансмиссий этого типа произошла в 2000-х годах, когда в конструкции вариаторов начали применять стальную наборную ленту, которая с легкостью переносила нагрузки при высоких показаниях крутящего момента. С тех пор вариаторы устанавливают на автомобили и даже на некоторые спорткары.

Плюсы вариатора

Плавность хода . В этом типе коробки передач отсутствует само понятие перехода со ступени на ступень – стало быть, нивелирован и тот самый промежуток (провал), который возникает при размыкании сцепления гидротрансформатора с коленвалом двигателя у классической АКПП.

Экономия топлива . Высокий коэффициент полезного действия способствует экономному расходу топлива у автомобилей с вариатором. У машин с бесступенчатой трансмиссией гидродинамические потери практически сведены к нулю.

Высокая разгонная динамика . Автомобиль с вариатором «задумчив» на низких оборотах (многие автолюбители относят это к недостаткам такого типа КПП), но на средних и высоких оборотах он отличается отменной разгонной динамикой.

Легкий вес . В конструкции современных вариаторов используются прочные и легкие алюминиевые детали, которые в значительной мере снижают массу агрегата, что положительно сказывается на расходе топлива и динамике автомобиля.

Минусы вариатора

Дорогостоящее обслуживание . Работы по обслуживанию вариаторов, равно как и расходные материалы для них (специальная трансмиссионная жидкость, менять которую производители рекомендуют через каждые 40-50 тысяч км, а также заменяя ремня, которая производится при пробеге 100 тысяч км) обходятся владельцам таких автомобилей в солидные суммы.

Небольшой срок эксплуатации . Беда вариаторов – выход из строя электронного блока управления, который характерен для трансмиссий, произведенных до середины 2000-х годов. Делать капитальный ремонт вариаторов производители машин с таким типом коробки передач рекомендуют через каждые 100-10 тысяч километров.

Как видим, у обеих коробок передач есть свои достоинства и недостатки. Современные «автоматы» соревнуются с вариаторами в плавности хода и экономичности, становясь все более технологичнее и дороже. В том числе и в плане обслуживания и ремонта. Можно остановить выбор на четырех- и пятиступенчатых автоматических коробках передач, которыми оснащается несколько новых бюджетных авто и масса — подержанных. Этот вариант хорош тем, что позволит сэкономить на обслуживании и ремонте, но вот комфорт в езде — пострадает. Что касается выбора на основе технических характеристик этих КПП, то если вы рассчитываете купить автомобиль малого или среднего класса, присмотритесь к модели с вариатором, а если вам нужен внедорожник – берите модель с классическим «автоматом».

Приветствую Вас всех, мои дорогие подписчики и регулярные читатели блога! Еще пару десятков лет назад автомобиль с на наших дорогах был диковинкой. Сегодня многие автолюбители выбирают ее за удобство и комфорт во время следования. Тем не менее, в ней существуют свои разновидности, которые различаются конструкцией принципом действия. По просьбам наших читателей хочу сегодня уделить внимание вопросу, чем отличается вариатор от автомата.

Если с гидромеханическим автоматом все более-менее понятно, то немногие наши сограждане смогут описать, чем хорош вариатор, и в чем заключается ключевая разница. А изобретен он был ни много, ни мало, 30 лет назад, и впервые был опробован на японской марке Субару в 1987 году. Итак, привычная нам уже автомат-коробка основывается в своей работе на действии так называемых «гидротрансформаторов». Они обеспечивают связь между мотором и осями автомобиля.

Для изменения передаточного числа в автомате предусмотрена планетарная передача. В числе основных достоинств такой трансмиссии - простота управления и надежность, а также длительный эксплуатационный ресурс. Однако есть и определенные недостатки. Прежде всего, стоит отметить увеличенный расход горючего, некоторое замедление при повышении скорости и рывки, связанные с переключением. Автомобиль с автомат-коробкой нельзя везти на обычном буксире при поломке.

Гидротрансформатор выполняет функции , а потому удалось избавиться от этого традиционного узла. Во время сжатия или разжатия фрикционов происходит включение конкретных муфт, которые соответствуют передачам.

Недостатки конструкции вариатора

Несмотря на то, что бесступенчатый вариатор лишен конструкторами многих недостатков предшествующих трансмиссий, проблемы начинаются по мере устаревания и неизбежного износа основных компонентов. Среди основных проблем такой конструкции стоит отметить:

  • наличие технологических допусков, для корректировки которых нужно специальное оборудование;
  • необходимость регулировок;
  • высокая стоимость ремонта и дефицит отдельных деталей.

Владельцы автомобилей с вариатором нередко сталкиваются с нежеланием официальных дилеров принимать вариаторы в ремонт. Им заявляют о том, что необходимо менять всю коробку передач в сборе, поскольку не хватает ряда запасных частей, а у мастеров наблюдается недостаток квалификации в выполнении ремонтных работ.

Эксплуатационные отличия

Если внешне и внутренне эти устройства не отличаются существенно, то основные различия наблюдаются в процессе эксплуатации. Уделим несколько слов наиболее распространенным поломкам и их причинам. Неисправности АКПП обычно вызваны несвоевременным обслуживанием. Необходимо регулярно менять масло, а многие автолюбители пренебрегают этим правилом, что и приводит к дорогостоящему ремонту.

Сначала забивается масляный фильтр, что приводит к засорению насоса. Из-за этого он не может обеспечить нормальное давление в системе. Фрикционы прокручиваются, а сами передачи не включаются нормально, машина чаще дергается, появляются незапланированные рывки и т.п. В дальнейшем автоматическая коробка изнашивается еще больше - выходят из строя фрикционные накладки гидротрансформатора и планетарные шестерни, а ремонт этого узла считается одним из самых дорогих, независимо от марки автомобиля.

Важность своевременного обслуживания

При этом ресурс автоматической трансмиссии огромен, при условии регулярного обслуживания. Качественный автомат может вполне выходить несколько сотен тысяч километров. Поэтому смена масла каждые 50 000 километров вместе с фильтром станет залогом длительной и успешной работы автомобильной трансмиссии. Разница между двумя типами коробок передач (автомат и вариатор) заключается не только в стоимости обслуживания. Популярность последнему обеспечивает более лучшая разгонная динамика. Не будем забывать и о том, что вариатор лишен таких традиционных недостатков, как толчки во время переключения скоростей.

АКПП требует больший объем трансмиссионного масла (на эту тему в сети встречается тематические видео). В ее случае может требоваться от 8 до 10 литров смазки, тогда как для вариатора достаточно 5–8 литров. Меньший коэффициент полезного действия у автомат-коробки вызывает . Вот почему те, кому приходится часто и подолгу ездить каждый день, обращают внимание на вариатор, как на более экономичный тип трансмиссии. Зато АКПП считается более надежным вариантом, поэтому при должном уходе она является более предпочтительным вариантом, да и трудности с ремонтом вполне решаемы, чего не скажешь про коробку типа вариатор.

Сегодня мы постарались пролить свет на тему, что лучше: вариатор или традиционный гидромеханический автомат. Каждый из этих узлов обладает определенными плюсами и минусами, поэтому при покупке машинный автолюбитель должен самостоятельно принимать решение, основываясь на отзывах других водителей. Пока что, продажи АКПП вдвое превышают продажи вариаторов, однако, несомненно, что эта статистика будет постепенно меняться не в пользу традиционных автоматических трансмиссий. На этом будем прощаться, но обязательно услышимся уже в ближайшие дни. Всем удачи!

При покупке автомобиля часто возникает вопрос, связанный с выбором коробки передач. И если преимущества МКПП и АКПП большинство автомобилистов знают, то в случае с вариатором уже возникают затруднения. При этом многие даже не понимают, чем отличается коробка автомат от вариатора и что лучше выбрать в том или ином случае. Чтобы восполнить данный пробел, в этой статье мы расскажем, в чем разница между двумя видами КПП, также разберемся, для каких машин предпочтительным является вариатор, а для каких — автомат.

Основные отличия

Прежде всего, это отличия в конструктивном плане. Как известно, автоматическая коробка передач состоит из 2-х основных узлов – это гидротрансформатор, выполняющий функции сцепления, и редуктор с блоком шестерен, благодаря которому возможно переключение между передачами. Вариатор же состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединенных между собой металлическим ремнем. Благодаря этому трансмиссия работает без переключения, посредством движения тех самых шкивов, которые позволяют ускоряться машине, не изменяя оборотов силового агрегата. При этом двигатель, оснащенный этой трансмиссией, имеет больший ресурс, так как он не эксплуатируется на повышенных оборотах. Таким образом, разница между вариатором и автоматом в техническом плане отражается и на специфике работы.

Теперь разберемся, как узнать тип коробки передач, установленный на транспортном средстве, не вмешиваясь в техническую часть, а лишь ориентируясь на поведение автомобиля во время езды. Автоматическая коробка передач при достижении определенного количества оборотов переключается на повышенную (либо пониженную) передачу. В момент переключения передачи ощущается небольшой толчок, как при переключении механической коробки. Следует отметить и высокий уровень шума двигателя во время набора скорости, так как автомат переключает лишь при достижении 3,5 тыс. оборотов. Работа вариатора заметна по тому, что он не производит никаких переключений. Машина движется плавно, набирая скорость и незначительно изменяя обороты. Поэтому с этой трансмиссией ездить на много комфортнее как в городской среде, так и по трассе. По сути, вариатор имеет бесконечное количество передач.

Достоинства и недостатки

Прежде всего, автомат проигрывает в том плане, что требует гораздо большего количества масла и более частой его замены. Во-вторых, ресурс данной трансмиссии, в сравнении с вариатором значительно ниже, что также несет определенные расходы. В-третьих, у двигателя с АКПП и расход топлива намного выше, так как при переключении передач нагрузка на него больше, чем с вариатором. Учитывая то, что цены на бензин остаются довольно высокими, повышенный расход — большой минус для многих автолюбителей при выборе КПП. Таким образом, недоработки этой трансмиссии, которые вариатор перерос — является главным отличием автомата. Поэтому, если вы стоите перед выбором — бесступенчатый вариатор или автомат, предпочтение в пользу первого очевидно.

Но не для всех автомобилей вариатор является подходящим агрегатом. Как показывает практика, данный тип коробки отлично сочетается с двигателями, которые не обладают большой мощностью. Машины с маломощным силовым агрегатом наиболее удобны для передвижения по городу, при котором не требуется развивать высоких скоростей. Если же вопрос мощности для вас является приоритетным, если вам часто приходится ездить на дальние расстояния, тогда лучше отдать предпочтение автомату, так как он позволяет «выжать» больше лошадиных сил из двигателя. Именно по причине «вялости» автомобиля, некоторые водители производят замену на АКПП.

Подведем итоги

Теперь каждый из вас знает, в чем отличие рассматриваемых коробок передач и какими достоинствами они обладают. Учитывая те цели, для которых приобретается машина, вам не составит труда выбрать оптимальный вид КПП. Если транспортное средство будет использоваться преимущественно по городу, если автовладельцу важна экономия, тогда правильный вариант – это вариатор. Если же автомобиль будет часто ездить на дальние расстояния, если вы любите высокую скорость и хотите иметь большой запас мощности, тогда однозначно предпочтение следует отдавать автомату.

При этом необходимо понимать, что такая разновидность КПП, как вариатор появилась на рынке совсем недавно и то, что мы видим на нынешних машинах – это лишь первая «генерация» данного типа. Не исключено, что в будущем конструкторам удастся устранить недостатки этой трансмиссии, и она отлично покажет себя на автомобилях с мощными силовыми агрегатами. В таком случае, вариатор не просто будет конкурентом автомата, а станет его заменой.

Перед автолюбителями при выборе нового авто встаёт вопрос, какой коробке переключения передач отдать предпочтение: классической автоматической, вариаторной либо роботизированной. Каждая из них имеет как позитивные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться, какие у них отличия, и на чём остановить свой выбор.

Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, - принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.
В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

Знаете ли вы? Самый дорогой автомобиль произведён компанией Mercedes. Это - Mercedes-Benz CLK/LM. Его цена составляет свыше 1,5 миллиона долларов. Он развивает максимальную скорость 320 км/ч. и разгоняется с места до 100 км/ч. за 3,8 с.

Классический «автомат» (гидротрансформатор)

Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:


Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента. Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии. Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

  • Р (Park), П - парковочная блокировка;
  • R (Reverse), ЗХ - задний ход;
  • N (Neutral), Н - нейтральная передача;
  • D (Drive), Д - движение вперёд;
  • L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).
Преимущества АКПП:
  • плавность при смене передач;
  • высокая надёжность;
  • комфортность управления авто;
  • щадящая эксплуатация мотора и КП.

Недостатки коробки-автомата всё же имеются:
  • дороговизна;
  • высокий расход топлива;
  • высокая стоимость ремонта;
  • требуется больше времени для разгона;
  • небольшой срок службы;
  • невозможность заведения «с толкача».
Сегодня классическая АКПП существенно доработана - есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

Вариатор

Вариаторная КП - это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

  • собственно вариатор;
  • узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;
  • система управления;
  • механизм заднего хода.

Вариаторная КП может быть двух типов:


Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

  • эффективность при использовании мощности мотора;
  • высокая экономия топлива;
  • комфортность управления и самого движения;
  • плавность хода авто;
  • ровный разгон и оперативный набор скорости;
  • экологичность;
  • высокий КПД.

Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:
  • сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;
  • малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;
  • быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;
  • специфический шум при работе;
  • короткий срок эксплуатации;
  • не ставится на мощные машины.

Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.
При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход (R), движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

Достоинства КП:

  • низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);
  • экономный расход топлива;
  • возможность переключения в режим ручного управления.
Недостатками такого вида КП считают:
  • присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;
  • заторможенность;
  • невозможность буксировки.

Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

  • возможность быстрого разгона;
  • экономичность при расходе масла и топлива;
  • максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:
  • высокая стоимость;
  • дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;
  • рывки и провалы в динамике авто.

Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

  1. Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов - обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные.
  2. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля. Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии - «AT» или «CVT».
  3. Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке.
  4. Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад. Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.
При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:
  • к добросовестному продавцу,
  • к опытному автослесарю,
  • к сопроводительной документации авто.

Видео: отличия вариатора, автомата и робота Отличить вариатор от «робота» проще - достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» - А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

  1. При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом.
  2. Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины.
  3. Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

  1. Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега.
  2. Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто.
  3. В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения.
  4. Периодически проверять состояние разъёмов и проводки.
  5. Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса. Самостоятельно проникать в КП не стоит.
  6. Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния.
  7. Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии.
  8. Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам.
  9. Не буксировать другие транспортные средства.
  10. Следить за состоянием датчика скорости.

Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:
  1. Не допускать буксования в холодное время года.
  2. Производить простой автомобиля, включив режим «Е».
  3. При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи.
  4. При кратковременной остановке переходить в режим «А».
  5. Проводить диагностику несколько раз в год.

Какой вариант лучше и почему

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями. Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое. Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

  • надёжностью;
  • доступностью ремонта и замены запчастей;
  • возможностью ездить по любым дорогам.
Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» - тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.

Если же верить экспертам мирового автомобильного рынка, то будущее за вариаторными и преселективными КП. Именно простым, комфортным и экономичным моделям автомобилисты всё чаще будут отдавать предпочтение.

Видео: какой вариант коробки передач лучше выбрать Таким образом, современные автомобили всё чаще оснащаются автоматическими коробками переключения передач и их вариациями - вариаторной и роботизированной. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Общим преимуществом для них являются простота в управлении и обеспечение плавного хода авто. Подбор КП следует осуществлять в соответствии со стилем вождения, собственными предпочтениями и предназначением автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в

Автоматическая коробка передач может быть представлена роботизированной КПП, классическим автоматом и вариатором. Приобретая машину, автолюбитель задумывается, какой коробке передач отдать предпочтение; что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач. Выбирая между вариатором и автоматом, необходимо знать, чем они отличаются, учитывать их плюсы и минусы, а также понимать, какое из устройств надежнее.

Вариаторная коробка передач

Как и любая другая коробка передач, вариатор – это устройство, преобразующее крутящий момент, поступающий от двигателя к колесам. Передача момента осуществляется бесступенчато, в определенном диапазоне регулирования. Довольно часто вариатор обозначают аббревиатурой «CVT» (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом».

Типы CVT

В зависимости от устройства выделяют следующие основные типы вариаторов:

  • цепные;
  • клиноременные;
  • тороидальные.
Клиноременный вариатор

Наибольшее распространение получил клиноременный .

Клиноременный вариатор CVT состоит из клиновидного ремня, расположенного между двумя раздвижными шкивами. В процессе движения автомобиля шкивы то сжимаются, то разжимаются, обеспечивая изменение передаточного числа. Главная цель вариаторной коробки – обеспечение плавного бесступенчатого изменения крутящего момента. Это актуально для легковых автомобилей, мотороллеров, снегоходов и прочей техники.

Тороидный вариатор

В цепном вариаторе CVT мощность передается скошенными торцами осей звеньев цепи, а тянущее усилие передает цепь.
В тороидных вариаторах вместо шкивов используются конусовидные диски, вместо ремня – ролики. Они способны передавать больший крутящий момент. Для изготовления деталей для данного типа CVT требуется высокопрочная сталь, что в итоге влияет на его стоимость.

Преимущества и недостатки CVT


Цепной вариатор

Главным преимуществом вариаторной коробки передач является возможность обеспечить непрерывное изменение крутящего момента. Это позволяет достичь лучших показателей расхода топлива и динамики автомобиля.

К недостаткам вариатора относятся:

  1. Невозможность его установки в автомобилях с мощным двигателем.
  2. Максимальные нагрузки, буксировка или систематическая езда на высоких оборотах приведут к быстрому износу ремня вариатора, а соответственно и к поломке CVT.

АКПП


Гидромеханическая АКПП

Управление АКПП осуществляется селектором переключения, расположенным на центральном тоннеле или на рулевой колонке (в американских автомобилях). Перемещение селектора в определенное положение позволяет выбрать нужный режим движения. Дополнительно возможно выбрать особые режимы работы АКПП: зимний, спортивный, экономичный. Разница в расходе топлива при обычном, спортивном и экономичном режимах очевидна.

Состоит из планетарной коробки передач, системы управления и гидротрансформатора. Автомат может применяться в легковых и грузовых автомобилях, а также автобусах.

Состоит из насосного и турбинного колес с расположенным между ними реактором. Насосное колесо связано с коленвалом двигателя, турбинное - с валом КПП. Реактор в зависимости от режима работы свободно вращается или блокируется при помощи .
Передача крутящего момента от двигателя к КПП происходит потоком жидкости (масла), выбрасываемым лопатками насосного колеса на лопасти турбинного. Зазоры между насосным колесом и турбиной минимальны, а их лопасти имеют специфическую форму, формирующую непрерывный круг циркуляции масла. Таким образом, между двигателем и трансмиссией отсутствует жесткая связь, что способствует плавности передачи тягового усилия.

Гидротрансформатор преобразует скорость вращения и передаваемый крутящий момент в ограниченном диапазоне, поэтому к нему присоединяют многоступенчатую планетарную коробку передач. Она же обеспечивает движение задним ходом.

Переключение передач происходит под давлением масла с помощью . Давление между фрикционами в соответствии с алгоритмом работы коробки распределяется при помощи системы электромагнитных клапанов (соленоидов) под контролем блока управления.

Минусами автоматической коробки являются ее высокая стоимость, а также повышенный расход топлива.

Сравнительная характеристика двух видов коробок передач

Какое устройство лучше: вариатор или автомат? Проведем сравнительную характеристику, позволяющую выявить отличия и определить, какая из коробок лучше и надежнее.

Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения

Какая коробка лучше с точки зрения стоимости эксплуатации: вариатор или автомат? Сравним некоторые показатели.

  1. Трансмиссионная жидкость. Замена масла в CVT происходит чаще, и стоит оно дороже.
  2. Расход топлива. Топливо в машине, оснащенной вариатором, расходуется экономичнее.
  3. Ремонт. Техническое обслуживание и ремонт вариатора обходятся гораздо дороже эксплуатации автомата. CVT является достаточно сложным и «чувствительным» механизмом.

Хотя обслуживать CVT стоит дороже, сама же коробка дешевле автомата. А при правильном использовании коробки она сможет прослужить долго и без ремонта.

Какое устройство лучше с точки зрения надежности

С целью определения степени надежности устройств зададим ряд тяжелых условий:

  • возможность буксировки;
  • бездорожье;
  • высокие скорости;
  • спортивная езда.

Вариатору не справиться с тяжелыми условиями. Его ремень не выдержит нагрузок. Здесь лучше справится автомат. Стихия CVT – плавное движение без резких ускорений.

Как определить, какое устройство установлено в автомобиле

  1. Необходимо изучить техническую документацию машины. Обозначение вариатора– CVT, автомата – АТ.
  2. Пройдите тест-драйв. Если установлен вариатор, то вы не почувствуете переключений передач. Автомат можно «слушать», следить за его работой по тахометру. CVT работает в одной тональности, размеренно. Однако, возможно наличие специального режима, имитирующего смену передач и позволяющего водителю чувствовать их переключение.

Подведем итог

Сегодня АКПП встречается гораздо чаще, чем CVT. Но у последнего есть большой потенциал. АКПП надежнее применять в автомобилях с высокими мощностями и способных к буксировке прицепов. С точки зрения экономии предпочтительнее выглядит вариатор.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»