Ремень ГРМ - что это? Зачем менять ремень ГРМ? Периодичность и стоимость замены ремня грм

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Ременной привод газораспределительного механизма (ГРМ), впервые заменивший цепь на автомобиле в далёком 1956 году, связывает коленчатый и распределительный вал, обеспечивая их синхронное вращение. Учитывая, что ремень привода ГРМ выполняет столь важную функцию, нужно постоянно отслеживать его техническое состояние и вовремя менять. Операцию по замене рекомендуется поручать работникам автосервиса, хотя при желании её можно выполнить самостоятельно, предварительно изучив устройство механизма и алгоритм ведения работ.

Киковы причины и последствия обрыва ремня ГРМ

Теоретический ресурс этого резинотехнического изделия довольно велик, но не вечен. Он лежит в пределах от 50 до 150 тыс. км пробега в зависимости от марки и модели авто. В реальности указанный срок службы может значительно сократиться, а ремень - преждевременно оборваться в силу таких причин:

Примечание. В некоторых моделях автомобилей помпа не входит в состав механизма ГРМ, а приводится в действие отдельным ремнём, вращающим вал генератора.

Обратите внимание: водяной насос заклинивает далеко не сразу. Изношенный подшипник даёт о себе знать, издавая разные звуки, - от писка на первой стадии до треска при полном разрушении сепаратора. При этом вал помпы может перекоситься, появляется течь антифриза, а ремень совершает перескок на несколько зубьев.

Обрыв ременного привода на ходу во многих случаях ведёт к ремонту двигателя, а именно - замене клапанов. Это настоящая лотерея, где шансы удачного и плачевного исхода примерно равны - 50/50. Все зависит от положения клапанов в момент разрыва, ведь распределительный вал останавливается, а поршни продолжают двигаться вверх-вниз.

Если какая-то пара клапанов замерла в положении «полностью открыты», то удар поршнями по их тарелкам практически неизбежен. От ударной нагрузки штоки клапанов изгибаются и детали приходят в негодность. Тогда замена ремня превращается в ремонт двигателя со снятием головки блока цилиндров (ГБЦ). Худшее из зол - повреждение самого поршня, что можно понять уже после разборки.

В некоторых 8-клапанных моторах встреча с поршнями не происходит, поскольку конструкторы, предвидя такую возможность, предусматривают зазор между этими деталями. В 16-клапанных силовых агрегатах это сделать сложно из-за недостатка места, поэтому вероятность поломки довольно высока.

Признаком обрыва ремня является полная остановка двигателя прямо на ходу. При попытке запуска мотор не подаёт признаков «жизни», а стартер вращается легче и быстрее обычного. Иногда разрыв сопровождается металлическим стуком, свидетельствующим, что встреча клапанов с поршнями состоялась. Если вы услышали такой звук, то не пытайтесь заводить двигатель, пока не проверите состояние привода газораспределительного механизма, чтобы не нанести дополнительный вред.

Если он порвался: чем грозит обрыв ремня ГРМ на видео

О сроках и периодичности замены по регламенту

Точно периодичность замены ременного привода ГРМ указана в инструкции по эксплуатации, прилагающейся к каждому автомобилю. Там же указано, нужно ли одновременно с ремнём менять натяжной ролик. Как правило, он тоже меняется на новый.

Как уже говорилось, срок службы изделий зависит от марки авто и лежит в диапазоне 50-150 тыс. км. Но состояние привода ГРМ следует периодически контролировать и производить досрочную замену в таких случаях:

  • на задней стороне ремня появились продольные трещины;
  • края резинотехнического изделия «разлохмачены», из него торчат нитки от корда;
  • при наличии поперечных трещин на внутренней стороне между зубцами;
  • зубья начали отслаиваться либо заметно истёрлись, а детали механизма и стенки кожуха покрылись чёрной резиновой пылью.

Чтобы провести визуальный осмотр ременного привода и оценить его состояние, достаточно открутить и снять верхний защитный кожух (обычно сделан из пластмассы). Попутно стоит осмотреть все шестерни и стенки блока цилиндров в поисках потёков моторного масла или антифриза из помпы.

Совет. Если двигатель вдруг начал неустойчиво работать на холостом ходу и в движении, появились выстрелы в ресивере инжектора и выхлопной трубе, то сделайте внеочередной осмотр привода ГРМ. Эти неполадки возникают из-за сдвинутых фаз газораспределения, чему причиной - ослабленный ремень, перескочивший на 1-2 зуба.

Современные ремни для газораспределительных механизмов автомобильных двигателей - изделия высокотехнологичные, а потому недешевые. Изготавливаются они на основе искусственного каучука (неопрена, полихлорпрена) с различными добавками, усиленного кордом из прочных нитей. Последние делаются из стекловолокна, нейлона и хлопка.

Чтобы правильно подобрать новый ремень, предлагается следовать таким рекомендациям:

  1. Лучший способ не ошибиться с размером и формой зубьев - взять с собой в магазин старый ремень и сравнить его с предлагаемыми образцами. Совпадать должно все - длина, ширина, профиль зубцов.
  2. Не пытайтесь сэкономить, выбирая более дешёвые изделия. А если ваша машина эксплуатируется в экстремальных условиях, то стоит выбрать лучший вариант - оригинал, по итогу он себя окупит.
  3. Проверяйте жёсткость резинотехнического изделия. Чем оно эластичнее, тем дольше прослужит на автомобиле. Заметьте: чем дешевле ремень ГРМ, тем он жёстче (специалисты говорят – «дубовый»).
  4. Внешне новое изделие не должно иметь на зубцах наплывов (маленькие заусенцы допускаются), раковин или пор. На ощупь поверхность должна быть гладкой, не шершавой.
  5. По возможности сверяйте каталожный номер либо артикул, если он нанесён на тыльной стороне ремня.

Поскольку рынок автозапчастей насыщен всякого рода подделками, то всегда есть вероятность нарваться на некачественное изделие. Чтобы обезопасить себя, старайтесь покупать ремень и ролик для ГРМ в торговых точках от официальных дилеров. Оригинальные запчасти продаются комплектами, запечатанными в одной упаковке.

Наиболее популярные производители ременных приводов - бренды Gates и Bosch. Их и подделывают чаще всего, да так, что отличить довольно сложно. Практикуется такой способ проверки: попросите показать вам несколько одинаковых изделий и сверьте номера, нанесённые на тыльной стороне. У «правильных» ремней комбинации цифр не должны повторяться. Если номера одинаковые, то перед вами наверняка поддельная продукция из Поднебесной.

Как снять и заменить ременной привод

Главное правило, которое важно соблюдать во время замены ремня - не нарушить фазы газораспределения, что достигается совмещением меток на шестернях, маховике коленвала и корпусе двигателя. В процессе ведения работ нужно контролировать, чтобы метки не сдвинулись. Процедура делится выполняется по такой схеме:

  1. Разборка узла и снятие старого ремня.
  2. Визуальный осмотр деталей механизма и очистка внутренней полости от грязи.
  3. Установка нового ремня с роликом, его натяжение.
  4. Сборка и проверка работоспособности.

В большинстве случаев ставить новый привод можно без каких-то специальныех инструментов. Исключение - 16-клапанные моторы, где для фиксации распределительных валов рекомендуется использовать кондукторы, но в крайнем случае можно обойтись и без них. Стандартный набор инструмента такой:

  • домкрат и колёсный ключ;
  • ключи рожковые, накидные, головки с удлинителем;
  • отвёртка, пассатижи с заострёнными концами;
  • фонарик для подсветки.

С некоторыми моделями машин проще работать из смотровой канавы, но обычно для замены ремня ГРМ она не требуется. Порядок ведения работ отличается для 8 и 16-клапанных двигателей, поэтому их стоит рассмотреть по отдельности. Примером послужит семейство переднеприводных автомобилей ВАЗ.

Порядок работ на двигателе с 8 клапанами: пошаговая инструкция с фото

Вначале необходимо поставить машину на ровной площадке или смотровой яме и зафиксировать ручным тормозом. Затем открутить и снять переднее колесо со стороны узла ГРМ, подняв авто на домкрате. Дальнейшие действия выполнять в таком порядке:

  1. Снять пластиковую крышку, закрывающую привод сверху.
  2. Демонтировать элементы, закрывающие доступ к нижней крышке газораспределительного механизма, - брызговики, пыльники, защиту картера. Ослабить и убрать ремень привода генератора, снять крышку.
  3. Мощной отвёрткой или монтажной лопаткой заклинить коленчатый вал, вставив её между зубьев маховика. Рожковым ключом ослабить болт, удерживающий шкив на торце коленвала. Снять шкив, а болт вкрутить обратно в отверстие.
  4. Освободить коленчатый вал и вращать его ключом за болт до совмещения меток. Должны совпасть риски, нанесённые на корпусе, шестерёнках и маховике. Для верности снова заклинить коленвал.
  5. Отпустить гайку натяжного ролика и снять ослабленный старый ремень. Следом демонтируйте ролик.
  6. Обследовать помпу и сальники на предмет протечек и тщательно протереть от грязи полость механизма.

Совет. Как правило, болт шкива сильно затянут и ослабить его проблематично. Привлеките помощника, который включит первую передачу и нажмёт на педаль тормоза, пока вы откручиваете болт.

Прежде чем установить новый ременной привод, поставьте натяжной ролик и наживите гайку, не затягивая её. Затем наденьте ремень на шестерни таким образом, чтобы вся слабина оказалась на стороне натяжного ролика. Будьте внимательны и не нарушайте положение меток.

Следующий шаг - натяжка ремня, выполняемая с помощью ролика. В его отверстия нужно вставить пассатижи и провернуть на эксцентрической оси, после чего затянуть гайку. Ремень ГРМ считается нормально натянутым, если его невозможно вручную повернуть вокруг своей оси больше, чем на 90°. После натяжения производится обратная сборка и пробный запуск мотора.

Как меняется ремень: видео

Замена на 16-клапанном моторе

В двигателе 16V стоят 2 распредвала, открывающие кулачками свои пары клапанов. Отсюда возникает ряд отличий в процессе замены ременного привода:

Натяжка тоже производится поворотом эксцентрического ролика и фиксацией с помощью гайки. В автомобилях ВАЗ на корпусе ролика выбита метка, совмещаемая при натяжении ремня с приливом на корпусе. Добившись нужного натяжения, следует обязательно сделать 2-3 полных оборота коленчатого вала вручную, а потом повторно проверить положение меток. В целом порядок действий сохраняется таким же, как и при работе с мотором 8V.

Ролик о работе с двигателем 16V

Что ещё нужно знать о замене ремня ГРМ?

Меняя ременной привод газораспределительного механизма, надо обращать внимание на состояние всех его деталей. Если обнаружена течь масла из сальника коленчатого либо распределительного вала, то желательно воспользоваться моментом и сменить уплотнение. Проблема в том, что подобные работы не каждый может выполнить самостоятельно, поэтому течь лучше обнаружить ещё до разборки узла.

Смысл такой: сотрудники автосервиса, куда вы пригоните машину для замены сальника, всё равно снимут ремень ГРМ, иначе к нему не добраться. А раз так, то операцию по снятию и натяжению ременного привода они включат в стоимость ремонта. Вам нет смысла менять ремень своими руками, если на станции техобслуживания сделают то же самое и возьмут за это деньги.

То же касается водяного насоса, который явно пропускает наружу антифриз из-за разбитого подшипника. Верный признак неисправности - все пространство узла ГРМ и его детали покрыты влагой, разбрасываемой ремнём. Если вы сами не в состоянии поменять помпу, то и разбирать машину ни к чему, лучше сразу отправиться на автосервис.

Совет. Протекающую помпу надо менять незамедлительно вне зависимости от состояния ремня и других элементов ГРМ.

Нередко случается, что обрыв ремня произошёл в пути, а у владельца авто в багажнике есть запасной. Поскольку двигаться дальше своим ходом не выйдет, то поставить новую запчасть можно и в поле при таких условиях:

  • обрыв не привёл к изгибанию клапанов;
  • имеется необходимый инструмент;
  • есть способ убрать автомобиль с дороги и поставить его на ровной площадке.

Процесс замены аналогичен описанному выше, только в 16-клапанном моторе придётся обойтись без фиксации распределительных валов. Важно внимательно выставить метки и не допускать их смещения, а после установки и натяжения ремня дважды проверить их положение перед запуском двигателя.

Совет. Не стоит при замене обрабатывать новое резинотехническое изделие какой-либо химией. Оно предназначено для установки и работы в первозданном виде, а от воздействия химических средств может начать проскальзывать.

Признаки неправильной установки привода

После установки нового ремня производится пробный запуск двигателя, чтобы определить, всё ли сделано правильно. О некорректной замене свидетельствуют следующие симптомы:

  • появилась вибрация двигателя на холостых оборотах;
  • при попытке нажать на газ в воздушном или выпускном тракте раздаются хлопки;
  • появляется свист ремня, после которого машина может заглохнуть.

Первые 2 признака говорят о нарушении фаз газораспределения, то есть подача топлива в цилиндры и отведение отработанных газов происходит не синхронно с движением поршней. Это результат неверного совмещения меток либо установки привода со сдвигом на 1 зуб. При отклонении на 2 зуба мотор просто не заведётся. Устранять неполадку придётся тем же путём - разбирать узел ГРМ и переставлять ремень в нужное положение.

Свист с последующим отказом двигателя говорят о перескакивании зубцов изделия в момент запуска. Этому есть несколько причин:

  1. Новый ремень не был натянут должным образом.
  2. Вам попалось изделие низкого качества, неспособное нормально функционировать.
  3. Вы обработали поверхности ремешка химическим средством, отчего он начал проскальзывать.

Свист, тарахтение и скрип может возникать, когда хозяин авто не поменял старый ролик, который издаёт шум и периодически заклинивает. Способы устранения данных неполадок очевидны: нужно снова разбирать механизм и все делать правильно. Поддельные запчасти, отзывами о которых пестрят автомобильные форумы, следует вернуть продавцу с требованием возврата средств или замены товара на качественный.

По причине недостатка денежных средств многие автомобилисты стараются меньше платить за обслуживание своих «железных коней». Разумная экономия - это замена ремня ГРМ своими руками без привлечения специалистов автосервиса. Экономить же на покупке новых деталей - нецелесообразно, поскольку, нарвавшись на подделку, можно заплатить дважды и потерять драгоценное время.

Большинство современных автомобилей с поршневыми четырехтактными двигателями внутреннего сгорания оснащены механизмом газораспределения (сокращенно ГРМ). Благодаря его бесперебойной работе в мотор своевременно поступает воздушно-топливная смесь или воздух (в зависимости от того, какой двигатель установлен на автомобиле). Затем продукты сгорания и окисления топлива выводятся через выхлопную систему машины. Однако с течением времени все детали, из которых состоит данный механизм, изнашиваются, поэтому замена ремня ГРМ своими руками – это процедура, с которой рано или поздно столкнется каждый автомобилист. Конечно, можно доверить выполнение этой работы представителям одного из многочисленных автосервисов, однако в таком случае хозяину транспортного средства придется расстаться с некоторой суммой денег, которую можно было бы сэкономить, выполнив замену самостоятельно.

Периодичность замены ремня ГРМ

  1. Если автомобиль постоянно эксплуатируется в регионах с жесткими погодными условиями. Сильная жара и большие морозы негативно влияют на общее состояние ремня: снижают его устойчивость к нагрузкам и повышают вероятность преждевременного разрыва.
  2. Если на транспортном средстве уже осуществлялась замена ремня ГРМ. Условное расстояние в 100 – 120 тыс. км. пробега, после которого ремень подлежит замене, распространяется только на ремни, которые были установлены на заводе изготовителе.

Даже самые качественные детали, которые приобретаются для замены «родного» ремня, в среднем служат не более 60 тыс. км. Объясняется это и плохим состоянием отечественного дорожного покрытия и не всегда высоким качеством неоригинальных запчастей.

Конструкция зубчатого ремня и признаки его износа

Зубчатый ремень газораспределительного механизма представляет собой многослойную структуру, в основе которой находится полихлоропрен и прочная резина, отличающаяся высокими показателями эластичности. Ежегодно производители ремней ГРМ улучшают их качество, т.к. в случае разрыва ремня двигатель получает значительные повреждения, которые с большой долей вероятности могут вывести его из строя.

Визуальный осмотр в большинстве случаев позволяет на ранней стадии выявить чрезмерную степень износа резиновой ленты. Ремень нуждается в срочной замене, если на его поверхности наблюдаются трещины, расслоение материала, складки и прочие дефекты.

У владельцев современных машин не всегда есть возможность осмотреть ремень визуально, т.к. конструкция многих автомобилей не позволяет получить к нему свободный доступ. В таком случае рекомендуется обратить внимание на следующие косвенные признаки нестабильной работы ремня ГРМ:

  1. Повышенное выделение дыма из выхлопной системы автомобиля. Объясняется это тем, что при изношенном или поврежденном ремне ГРМ происходит нарушение слаженной работы зажигания и клапанов выпуска отработанных газов, вследствие чего топливо сгорает не полностью. Как результат – оставшиеся неотработанные газы выводятся через выхлопную трубу, вследствие чего появляется сильный дым.
  2. Затрудненный пуск движка также может свидетельствовать о том, что зубчатый ремень газораспределительного механизма выработал свой ресурс и нуждается в замене.
  3. Посторонний шум во время работы мотора, равно как и перегрев двигателя с дальнейшей утечкой моторного масла и охлаждающей жидкости, также может означать сбой в работе ремня ГРМ.

При наличии одного из перечисленных выше признаков рекомендуется произвести визуальный осмотр ремня ГРМ на наличие признаков износа. Если одновременно проявляются два и более признака – ремень подлежит немедленной замене.

Процедура замены зубчатого ремня газораспределительного механизма

Прежде всего, необходимо демонтировать переднее колесо, расположенное в правой части кузова транспортного средства. Автомобиль нужно поддомкратить, предварительно зафиксировав задние колеса специальными противооткатными колодками. Далее переднее правое колесо следует снять, чтобы получить беспрепятственный доступ к шкиву коленвала, который также необходимо демонтировать. Делается это следующим образом: в начале следует снять приводные ремни, раскручивающие гидравлический усилитель руля, генератор и насос устройства кондиционирования воздуха, и вывернуть свечи зажигания (при этом первый цилиндр должен стоять в верхней мертвой точке). После этого можно снимать шкив (как вручную, так и используя съемник).

На следующем этапе снимается правая опора движка, закрывающая доступ к крышкам, прикрывающим ремень газораспределительного механизма. После удаления крышек можно начинать демонтировать ремень. Для этого ослабляется крепежный болт, отвечающий за фиксацию натяжного ролика, после чего снимается ремень.

Важно не допустить перемещение шкивов коленчатого и распределительного валов, они должны остаться на своих местах.

На последнем этапе снимается ремень ГРМ, а на его место устанавливается новый. После того, как новый ремень установлен на надлежащее место, его необходимо натянуть при помощи закручивая крепежного болта коленчатого вала. Остальные сборочные работы проводятся в обратной последовательности.

Если все действия будут выполнены правильно, двигатель будет работать гораздо тише и стабильнее, не создавая лишней вибрации.

Следует отметить, что описанная в данной статье последовательность работ, связанных с заменой ремня ГРМ своими руками, может на практике корректироваться. Связанно это с тем, что на сегодняшний день существует огромное количество современных автомобилей, конструкция которых может существенно отличаться от конструкции классических моделей транспортных средств. Однако на любой спорный вопрос, который возникнет в процессе ремонтных работ, можно с легкостью найти ответ на одном из многочисленных форумов, посвященных марке вашего автомобиля.

Видео

Подробная инструкция по замене ГРМ на Ладе Калине:

Многие считают, что заменить ремень ГРМ – задача трудная и, может, даже непосильная. Однако это не так. Сегодня мы расскажем, как это сделать своими руками. Конечно, только в общих чертах – моторы, как руки, бывают разными, поэтому некоторые отличия в процессе есть. Но в общих чертах алгоритм замены будет везде одинаковым.

Для примера мы взяли довольно простой мотор Рено Логана Renault K7M. Почему именно этот? Во-первых, он восьмиклапанный, а во-вторых, замена ремня на этом моторе даст довольно объективную картинку, которую можно смело проецировать на любой восьмиклапанный мотор. 16-клапанные агрегаты пока рассматривать не будем, дай бог на этом двигателе сделать чего-нибудь приличное.

А что нам надо?…

Наша задача – выполнить работу в максимально приближенных к «гаражным» условиях, без использования редкого инструмента или оборудования, которого не бывает у среднестатистических автолюбителей. Помочь выполнить работу, прокомментировать её выполнение и предостеречь от возможных ошибок я попросил специалиста компании «Спорт Гараж СССР» Никиту Писаренкова. Но прежде чем ехать в сервис, соберём всё необходимое для предстоящей работы.

Само собой, нам нужен новый ремень ГРМ. Владельцы автомобилей, распредвалы которых крутят цепи, сейчас пренебрежительно усмехнуться: «Фу, ремень! То менять его, то бракованный купишь. То ли дело – цепь!» Смейтесь, смейтесь, господа. Споры формата могли бы начаться ещё в Древней Греции, если бы тогда существовали автомобили. Завёрнутые в простыни очень древние греки брызгали бы слюнями в лица оппонентов и приводили десятки доводов в пользу отстаиваемых взглядов.

Но нам сейчас уже не так важно, какой привод газораспределительного механизма лучше. Если ремень есть – его надо менять (хотя замечу, что и цепь иногда менять надо, и иногда даже чаще, чем хотелось бы). Чем грозит наплевательское отношение к ремню ГРМ? В лучшем случае он просто порвётся, и автомобиль заглохнет.

В худшем – порванный ремень наворотит дел в головке блока: собьются фазы газораспределения, и клапаны внезапно останутся открытыми в тот самый момент, когда поршень поднимется в верхнюю мертвую точку. А дальше что? Правильно, клапаны погнутся и потеряют возможность двигаться в своих направляющих, обеспечивая газообмен в моторе.

Давным-давно, когда королями дорог являлись и доллар стоил даже не 30 рублей, а всего 6, в ходу были моторы с проточками в поршнях. Клапаны при «встрече» с ними оставались внутри проточек целыми и невредимыми. Но вот незадача: проточки плохо влияли на эффективность сжигания бензиновоздушной смеси, и на современных двигателях никакой «страховки» вы не увидите. Их-то, моторы последних десятилетий, мастера справедливо называют «втыковыми».

С точки зрения филологии слово сомнительное, но по факту всё так и есть – «втыком» в народе называют ту самую встречу поршней и клапанов, приводящую к загибу последних. Ремонт мотора в этом случае может стоить дорого или даже – очень дорого. В общем, вы уже поняли, хочется или нет, но ремень менять надо. Разные производители указывают немного различные сроки его эксплуатации, но в среднем эта запчасть служит 50-70 тысяч километров.

Чтоб ремень выполнял свою функцию – передавал вращение с коленвала распредвалу надлежащим образом, он должен быть правильно натянут. Натяжение обеспечивает специальный ролик, который вполне ожидаемо называется натяжным. По конструкции это обычный ролик, но со смещенным центром вращения, благодаря чему его можно двигать относительно оси вращения. Натяжной ролик следует менять одновременно с ремнём. Не надо доверять его мнимой долговечности, со временем смазка в нём стареет, он начинает греться всё больше и больше, а приводит это безобразие к его заклиниванию.

Для ремня это подобно смерти, а дальше всё по вышеозначенному плану: обрыв – загиб клапанов. Поэтому лучше не скупиться и ролик менять каждый раз при замене ремня, стоит он не так дорого, зато можно быть спокойным за привод ГРМ. Кстати, ролик необязательно покупать оригинальный, тут это понятие весьма относительное. Где-то уже с завода стоят ролики Koyo, SKF или какие-то другие изделия весьма приличных производителей. Дилер с радостью продаст комплект той же фирмы, но со своей накруткой.

Но в последнее время дилеры понемногу снижают аппетиты. Например, комплект ролика SKF и ремня для нашего подопытного Логана в обычном магазине стоил 1 790 рублей, но мы купили у официального дилера за 1 901 рубль. Переплата, как видим, небольшая, зато на душе спокойнее. Ну, во всяком случае, должно быть спокойнее.

На многих моторах для снятия ремня ГРМ приходится снимать сервисные ремни: генератора, ГУРа, кондиционера. Иногда ремень стоит один на все агрегаты, а иногда некоторые ремни трогать необязательно (но это уже редкость). Поэтому если вы, например, знаете, что вашим ремнём генератора пороли ещё гимназистов при Николае II, то есть смысл заменить его. Но если вы собираетесь работать в гараже, расположенном недалеко от магазина автозапчастей, заранее покупать ничего не стоит. Может, ремень ещё хороший, а приобретать придётся, например, помпу охлаждения. Такое тоже возможно. Однако хватит разговоров, пора загнать машину в гараж и заняться делом.

Главное – не суетиться

Для того, чтобы снять ремень, придётся проделать несколько операций. Теоретически они элементарные, а на практике всё зависит от того, сколько на вашем жизненном пути встретится труднодоступных болтиков и подлых гаечек. Разумеется, работать китайским ключом, который при первом нажатии из 13 становится 14, будет неудобно. Поводы закинуть валидол под язык можно найти и без того, поэтому будем считать, что инструмент есть, и сделан он не из пластилина.


Перво-наперво снимаем переднее правое колесо. Как это делать, рассказывать не буду (если кто-то собирается самостоятельно менять ремень ГРМ, но не знает, как снять колесо, мой совет: купите красные лабутены и идите из гаража подальше). Итак, колесо лежит рядом. Теперь придётся разбирать то, что обычно спрятано за ним – подкрылок, локер, защиту… все то, что мешает добраться до шкива коленвала. Причём его должно быть не просто видно, а хорошо видно: этот шкив надо будет снять. Саморезов или болтов может быть много, лучше их не терять.

1 / 2

2 / 2

Итак, до шкива коленвала добрались. Теперь надо прокладывать дорогу к шкиву распредвала.

На некоторых моторах достаточно только снять кожух (как правило, он состоит из двух частей) ремня ГРМ. Но весьма вероятно, что придётся снять еще и опору двигателя. Как, например, на нашем Логане. Само по себе это несложно – требуется открутить пять болтов. Но перед этим надо поддомкратить двигатель, чтобы снять нагрузку с опоры.

1 / 2

2 / 2

Тут есть два варианта. Первый: прежде чем отпускать машину с домкрата, ставим под неё какой-либо упор, опускаем машину на него, извлекаем домкрат, ставим его под двигатель и приподнимаем последний. Другой способ заключается в том, чтобы сразу поставить подпорку под мотор и, убирая домкрат, опустить на него мотор. Можно выбрать любой способ, но не забываем: поддон картера может быть дюралевым, а значит, хрупким. Прежде чем упираться чем-то в поддон, нужно обязательно подложить хотя бы дощечку.

Перед тем как снимать опору, есть смысл вытащить щуп масла. Не на всех автомобилях, но на Логане точно надо: он очень близко к опоре, при её снятии легко сломать верхнюю часть щупа. На скорость, как говорится, не влияет, но неприятно. Поэтому щуп лучше достать, а отверстие заткнуть чем-нибудь чистым. Мы этого делать не стали: опыт Никиты позволяет не ломать щупы чужих автомобилей.


После того как опора снята, её можно осмотреть на целостность. Если резиновая часть имеет дефекты, опору лучше поменять – всё равно она уже изъята. Уже собрались в магазин? Подождите! Возможно, придётся купить ещё кое-что.


Теперь надо снять те ремни (или ремень), которые помешают добраться до ремня ГРМ. Тут есть много вариантов: отличаются и виды ремней, подлежащих демонтажу, и способы их натяжения и снятия. На Логане стоит один общий ремень на генератор, ГУР и кондиционер. Вот его мы и снимаем. Ну наконец-то, перед нами виновник торжества – привод ГРМ.

1 / 2

2 / 2

Откручиваем шкив коленвала. Для этого лучше всего обзавестись ключом-трещоткой с хорошим удлинителем и другом для помощи. Ключ берём в руки, а друга сажаем за руль. Он должен включить пятую передачу и нажать на педаль тормоза. Если друг видит автомобиль впервые, то ему нужно объяснить, что при заглушённом моторе вакуумный усилитель тормозов не работает, поэтому на педаль тормоза надо давить сильно.

Пока добровольный помощник в салоне вашего автомобиля краснеет от натуги, пытаемся отвернуть гайку шкива. Если это получается не сразу, то просим друга больше не нажимать на педаль сцепления, а давить на тормоз (такое тоже бывает). В особо сложных случаях гайка борется до последнего. Если её никак не свернуть, есть абсолютно дикий способ, которым лучше не пользоваться, но я всё же расскажу. Рукоятку ключа упираем во что-нибудь крепкое и на долю секунды включаем стартер. Шансы сдёрнуть прикипевшую гайку при этом увеличиваются многократно, как и шансы размолотить сорвавшимся ключом что-нибудь под капотом. Но в безвыходных ситуациях чего только не придумаешь…

Допустим, всё получилось. Теперь снимаем сам ремень ГРМ. Для этого определимся, каким способом будем ставить новый ремень: простым, но неправильным, или более сложным, но верным с точки зрения науки.


О различии способов рассказал мастер: «Простой способ выглядит так. Выставляем метку распредвала просто вверх. Рисуем маркером метки на ремне,если они не сохранились,запоминаем, какие обозначения у распредвала. Отпускаем гайку натяжного ролика и снимаем ремень вместе с роликом.

На новом ремне ГРМ метки отмечены (они на ремне типичны для Рено, на других моторах их может не быть – прим. автора). Берём новый ремень с роликом и надеваем ремень точно по меткам (помня о том, какое у нас обозначение распредвала). Ставим натяжной ролик и натягиваем ремень, поворачивая ролик (специнструментом) по часовой стрелке. Держа в натянутом положении, затягиваем гайку ролика.

А теперь сложный способ, тот, что рекомендован в книге по ремонту. Выставляем метку на распредвале напротив значка на ГБЦ. Это ВМТ (верхняя мёртвая точка). Откручиваем заглушку на блоке цилиндров, вворачиваем туда болт с резьбой М10 и длинной резьбы 75 мм. Закручиваем его вместо заглушки, тем самым стопорим коленвал так, чтобы поршни оставались в верхней мертвой точке. Ставим новый ремень ГРМ и натягивает его.

В принципе, всё ясно. Непонятно только, что это за метки и откуда они взялись?

Задача ремня ГРМ обеспечивать синхронное вращение распредвала относительно коленвала. В любой момент времени взаимное положение этих двух валов должно точно соответствовать расчётному. Если надеть ремень ГРМ как попало, клапаны и поршни не будут работать в нужном порядке. Мотор либо нельзя будет запустить, либо при первой же попытке запуска можно будет расстаться с клапанами. Справедливости ради отметим, что сценарий не всегда будет таким же, как при обрыве. Если синхронизация нарушена совсем ненамного, то клапаны, может, и не загнет, но мотор будет работать в неоптимальном режиме, датчики будут сходить с ума… В общем, приятного тоже мало.

1 / 2

2 / 2

Для того, чтобы определить взаимное расположение валов, на их шкивах и на блоке стоят специальные метки. Пока старый ремень не снят, можно покрутить коленвал (ввернув гайку его шкива и воспользовавшись ключом) и найти все необходимые метки – как на шкиве распредвала, так и внизу, на коленвале. Renault облегчил нам работу, нарисовав метки прямо на ремне, тут ошибиться просто невозможно. Да и на других восьмиклапанных моторах промахнуться тяжело, главное – найти нужные метки и после снятия ремня постараться не крутить шкивы.

Новый ремень установлен по меткам, теперь ставим натяжной ролик. Рядом с отверстием для крепления есть ещё две глухих дырки. Они нужны для регулировки натяжения. После того, как ролик наживлён, его следует проворачивать для достижения нужного усилия на ремне. Возникает два вопроса: чем крутить ролик, если нет специального инструмента, и что такое вообще правильное натяжение?


Специнструмент можно заменить большим количеством подручных средств. Кто-то использует ключ от «болгарки» (часто подходит), кто-то помещает в отверстия два болтика и, вставляя между ними гаечный ключ, вращает ролик. Мы использовали круглогубцы с загнутыми концами.

Теперь непосредственно о натяжении. Способ, описанный в мануале, банален и скучен: взять ремень двумя пальцами и попробовать его перекрутить. Если получается сделать это больше, чем на 60-70 градусов, то надо подтянуть ещё. Всё верно, только не каждый определит на глаз эти 60-70°, особенно если опыта нет вовсе. Поэтому делаем проще: натягиваем ремень максимально, затем чуть ослабляем ролик.

Вообще, правильная натяжка – один из самых сложных моментов. Стоит только не дотянуть – и ремень прослужит недолго, а может даже и перескочит с зуба на зуб, нарушит фазы и… дальше вы уже знаете: «втык» или в лучшем случае – затрудненная работа. Перетянутый ремень не только не отработает положенные ему километры, но и потянет за собой в могилу, например, помпу, если она приводится в действие этим же ремнём.

Кстати, о помпе. Она, к сожалению, не вечна, и некоторые производители рекомендуют её менять через раз. То есть на 60 тысячах пробега не трогаем, на 120 – меняем, на 180 – не трогаем, на 240 – меняем. На самом деле, не стоит мешать машине работать. Но проверить состояние помпы надо. Покрутить и послушать, нет ли посторонних звуков при её вращении, несложно, зато вовремя диагностированная неисправность детали поможет избежать ремонта в дальнейшем.

То же самое относится и к сервисным ремням. Если они изношены, то меняем их сразу – разбирать лишний раз машину не всегда есть время или желание.

Вот и всё

Собственно, на этом работа и заканчивается. Остаётся всё собрать в обратном порядке. Последний шаг – самый волнующий: запускаем двигатель. Возможен только небольшой свист нового сервисного ремня, но никакого визга, гула или продолжительного сильного свиста быть не должно.

На замене ремня можно сэкономить иногда приличную сумму. Конечно, эта работа на восьмиклапанных моторах не стоит запредельно дорого, в среднем от 1 500 до 5 000 рублей (в зависимости от региона и жадности мастеров). Но можно и «попасть» на более серьёзный ремонт, если отнестись к работе небрежно. Одно дело – работать весело, а другое – легкомысленно. Если есть вероятность, что где-то к середине процесса ваши внутренние Винтик и Шпунтик покинут вас окончательно, лучше сразу поехать на СТО.


При сборке опять же всё надо делать аккуратно. Например, тщательно протереть от пыли и грязи все элементы защитного кожуха ремня: грязь, которая попадёт на него, снизит срок службы. Ну, а моторное масло, попавшее на ремень, ему и вовсе первый враг.


И напоследок. Ремень, прослуживший на нашей подопытной машине 55 тысяч, выглядел просто прекрасно, мог бы ещё ездить и ездить. А вот натяжной ролик имел заметные следы побежалости, что говорит о его чрезмерном нагреве и предстоящей скорой «кончине». Это ещё раз доказывает, что на ролике экономить не надо. Как, впрочем, и на ремне.

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность компании «Спорт Гараж СССР», лично Илье Ладченко и Никите Писаренкову.

Проблемы с ремнем ГРМ обычно возникают без предупреждения. Никакой скрип не извещает о том, что пришло время замены. Если ваш автомобиль ездил нормально, а потом вдруг заглох двигатель с глухим звуком и не заводится, скорее всего, дело в ремне ГРМ. Синхронизация двигателя должна быть идеальной, иначе могут столкнуться клапаны и поршни, что выльется в дорогостоящий ремонт двигателя. Чтобы узнать, как выполняется снятие и замена ремня ГРМ, начинайте с Шага 1.

Шаги

Часть 1

Покупка нового ремня ГРМ

    Прежде чем снимать старый ремень, необходимо купить новый. Если вы решили выполнить техническое обслуживание, тогда нужно определиться с новым ремнем до снятия старого. Если ремень поврежден или проскальзывает, тогда следует снять старый ремень перед покупкой нового, чтобы сравнить их и приобрести подходящий ремень ГРМ для вашего автомобиля.

    • В большинстве транспортных средств используются резиновые ремни ГРМ, тогда как раньше были стальные цепи механизма газораспределения. Они стоят несколько долларов и имеются в любом магазине запчастей. В зависимости от двигателя, замену ремней следует выполнять через каждые 145 000 – 190 000 километров пробега.
  1. Необходимая информация о вашем автомобиле. Вам понадобится название марки, модели и год выпуска модели транспортного средства, а также тип и размер двигателя. Для некоторых моделей возможны различные модификации даже в рамках одного модельного года, поэтому номер VIN (идентификационный номер транспортного средства) также может пригодиться. Новый ремень можно приобрести у регионального дилера или в магазине запчастей.

    Также не забудьте купить прокладки и специальный клей, необходимые для повторной сборки. Ваш поставщик запчастей должен сообщить обо всем, что вам понадобится. Также доступны ременные комплекты, включающие запасные прокладки и другие материалы, необходимые при замене ремня.

    Снимите дополнительные принадлежности, включающие насос усиленного рулевого управления, генератор и компрессор кондиционера, чтобы получить доступ к кожуху ремня ГРМ. Не снимайте фитинги под давлением с компрессора кондиционирования воздуха, практические все их можно отвинтить и сдвинуть в сторону, не стравливая давления системы.

    Снимите крышку распределителя (если установлено). Для снятия крышки может потребоваться разомкнуть фиксаторы и выкрутить крепежные винты.

    • Некоторые современные автомобили с электронной системой зажигания не оснащаются распределителем. Вместо этого устанавливается датчик положения коленчатого и распределительного вала. Очень важно определить верхнюю мертвую точку (ВМТ) на первом цилиндре. Воспользуйтесь руководством по ремонту двигателя, поскольку ВМТ разнятся в зависимости от модели.
  2. Выравнивание установочных меток. Используя гаечный или торцевой ключ для болтов коленчатого вала, проворачивайте двигатель до тех пор, пока установочная метка шкива коленчатого вала не будет совпадать с отметкой 0° на шкале синхронизации.

    • Проверьте, чтобы ротор распределителя совпадал с указателем на корпусе распределителя, сообщая о готовности ротора к зажиганию цилиндра номер один. Если нет, выполните еще один полный оборот двигателя.
    • Не делайте этого с интерференционным двигателем, если вы не уверены в целостности ремня. Если вы еще не погнули клапаны порванным двигателем ГРМ, то вы точно сделаете это, проворачивая коленчатый вал при неподвижном распределительном вале.
  3. Установите необходимость съема шкива виброгасителя для снятия крышки ремня привода ГРМ. Зачастую крышка перекрывает конец коленчатого вала, а шкив не позволяет снять крышку. Обратите внимание, в случае снятия вала при обратной сборке потребуется дополнительное уплотнение.

    Открутите болты или винты, удерживающие крышку ремня ГРМ. Снимите крышку с двигателя. На некоторых двигателях крышка состоит из двух элементов. Снимите все компоненты или приводные ремни вспомогательных агрегатов, мешающие снятию крышки ремня ГРМ. Такие компоненты и ремни зависят от модели транспортного средства, поэтому рекомендуем воспользоваться руководством по обслуживанию.

    Проверьте точность совмещения установочных меток коленчатого и распределительного вала. У многих двигателей имеется пунктирная линия на шкивах и/или звездочках, которую необходимо выровнять по соответствующим меткам на блоке, головке цилиндра или вспомогательном вале. На некоторых двигателях пунктирная линия звездочки распределительного вала выравнивается по линии разъема первой пары подшипник-распределительный вал.

    • Это очень важно при замене порванного ремня ГРМ. Рассмотрите правильный процесс регулировки в руководстве по обслуживанию вашего транспортного средства и устраните все недочеты до выполнения установки нового ремня ГРМ. На некоторых двигателях такие метки могут также указываться на наклейке крышки ремня ГРМ.
  4. Осмотрите зону вокруг ремня на наличие следов утечки масла. Осмотрите участки возле уплотнений распределительного и коленчатого вала, а также крышку клапана и поддон картера. Проверьте утечки охлаждающей жидкости из водяного насоса и перепускного шланга. Все имеющиеся утечки необходимо устранить до установки нового ремня.

Часть 3

Ослабление натяжного устройства
  • Новичку рекомендуется приобрести дорогостоящее заводское руководство от производителя для конкретной модели транспортного средства и двигателя, в котором будет меняться ремень. Такие руководства пишутся для механиков-профессионалов, предполагают наличие определенной степени компетенции, содержат очень подробную информацию с указанием значений для натяжителя ремня, моментов затяжки болтов, расположения фиксаторов и т.д.
  • Для некоторых транспортных средств может потребоваться специальный инструмент, чтобы добраться до крепежных болтов натяжного устройства, которые скрыты монтажными опорами двигателя, либо для ослабления подпружиненного натяжителя ремня ГРМ. В большинстве двигателей используется подпружиненное натяжное устройство, для работы с которым подходят обычные торцевые и гаечные ключи, но для некоторых нужен внутренний шестигранный ключ.
  • Всегда следуйте инструкциям для вашей марки и модели автомобиля, особенно если вы незнакомы с устройством механизма. Несмотря на свою стоимость, заводское руководство с лихвой окупится при первом же ремонте.
  • Что вам понадобится

    • Гаечные ключи для болтов и гаек разного размера.
    • Отвертки, монтировка и другие инструменты.
    • Руководство по ремонт вашего транспортного средства (если есть) с указанием технических характеристик по затяжке и синхронизации.
    • Новый ремень ГРМ, включая прокладки, клей и уплотнения.

    Замена ремня ГРМ осуществляется в зависимости от степени износа данного механизма, исполнения двигателя автомобиля и пробега транспортного средства. Чтобы осуществить такую процедуру самостоятельно потребуется иметь под рукой минимальный набор инструментов и чётко следовать инструкции.

    [ Скрыть ]

    Через сколько тысяч километров нужно менять

    Для каждой машины периодичность замены ремня ГРМ разная, о чём можно узнать в технической документации автомобиля. В среднем меняют ремень после пробега 50000 км. Если применяются ремни ГРМ с усиленным металлическим кордом, то их срок службы на 30% дольше обычного.

    Километраж, при котором необходимо заменить представлен в таблице:

    Как самостоятельно определить, что ремень пора менять?

    Когда неизвестен срок прошлой замены ремня газораспределительного механизма, следует осмотреть эту деталь на предмет износа.

    Признаки, указывающие на необходимость замены ремня:

    • протекание масла;
    • повреждённая поверхность расходника;
    • наличие выпуклости и неравномерного износа;
    • изношенные зубцы;
    • трещины по всей длине ремня;
    • выемки на зубцах после пуска мотора.

    Последствия обрыва ремня ГРМ

    Для бензиновых моторов могут следующие последствия после обрыва ремня:

    1. Выход из строя всех элементов мотора.
    2. Газораспределительный механизм может быть непригоден даже к ремонту. Это может быть вызвано сильным ударом поршней, после чего деформируется головка ГРМ.
    3. Повреждение блока цилиндров. Пришедшие в негодность поршневые кольца наносят вред зеркальной поверхности камеры сгорания.

    В дизельных двигателях обрыв ремня ГРМ часто приводит к таким последствиям:

    • повреждению подшипников распределительного вала;
    • деформации шатунов поршней;
    • поломке впускных клапанов.

    Каналом «Программа Автомобиль» сняты последствия обрыва ремешка газораспределительного механизма.

    При выборе ремешка необходимо учитывать следующие рекомендации:

    1. Не стоит обращать внимание на дешёвый товар. При эксплуатации некачественной или неоригинальной детали ремонт двигателя обойдётся в несколько раз дороже.
    2. Ремень должен быть эластичный, а его поверхность должна быть гладкой и без наплавов резины.
    3. Артикул изделия, количество зубьев и длина должны соответствовать старому ремешку.

    Лучше отдавать предпочтение таким производителям ремней ГРМ: Contitech, Bosch, Dayco или Gates.

    Замена ремня ГРМ

    Замена ремня ГРМ включает в себя несколько этапов:

    1. Выбор необходимых инструментов.
    2. Подготовительные работы.
    3. Демонтаж старого ремня.
    4. Установку нового ремня ГРМ.

    Выбор необходимых инструментов

    Для производства работ по замене ремешка ГРМ необходимо иметь такие инструменты:

    • регулировочный ключ для натяжения ремня;
    • рожковые ключи;
    • набор шестигранных бит;
    • домкрат автомобильный;
    • монтажную лопатку или большую отвёртку.

    Подготовительные работы

    Прежде чем поменять ремень ГРМ надо:

    1. Автомобиль установить на ровную площадку в гараже или на эстакаде.
    2. Включить ручной тормоз и поставить противооткатные упоры под колёса.
    3. Рычаг переключения передач зафиксировать в нейтральном положении.
    4. Отключить клемму аккумулятора.

    Демонтаж старого ремня

    Снятие старого ремня газораспределительного механизма производится по следующему алгоритму:

    1. Для начала снимается защитный кожух ременной передачи с помощью шестигранных бит.
    2. Отключается цепь питания с датчика коленвала.
    3. Рожковым ключом на 17 производится снятие шкива генератора.
    4. Проворачиванием распредвала выставляется положение валов по меткам (на приводе газораспределительного механизма нанесены метки, которые должны совпадать со шкивами).
    5. Далее необходимо ослабить натяжной ролик с помощью специального ключа и зафиксировать маховик мощной отвёрткой или монтажной лопаткой. Маховик также должен стоять по метке.
    6. Аккуратно снимается ремень и проверяется натяжной ролик на предмет пригодности.

    Установка нового ремня ГРМ

    Установка ремня своими руками производится в следующем порядке:

    1. Устанавливается новый натяжной ролик.
    2. На коленчатый и распределительный вал натягивается новый ремень, не сбивая метки.
    3. Производится натяжка ремня так, чтобы он мог прокрутиться не более 90 градусов.
    4. Вручную прокручивается привод ГРМ по часовой стрелке.
    5. Повторно сверяются метки.
    6. Извлекается отвёртка или лопатка с маховика.
    7. Производится установка кожуха ГРМ.
    8. Подключаются клеммы к АКБ.
    9. Запускается мотор.

    Обязательно ли менять помпу при замене ремня ГРМ?

    По мнению специалистов, не обязательно вместе с заменой ремня ГРМ менять помпу.

    Ее срок эксплуатации больше на 50% чем у ремня ГРМ, поэтому насос меняется в двух случаях:

    • с каждой второй заменой ремня;
    • когда есть подозрения на неправильную работу помпы.

    Сколько стоит ремень ГРМ?

    Сравнительная таблица стоимости расходника ГРМ представлена в таблице:

    Видео

    На видео от канала «Техно-056» подробно показана замена ремня ГРМ.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»