Что купить шипы или липучки. Что лучше зимой — шипованная резина и липучка

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

С тем, что нешипованные шины - будем также называть их липучками (это слово отражает характер работы покрышки) - на льду могут проявить себя лучше шиповок, мне довелось столкнуться лет десять назад в Финляндии. Представители фирмы Turvanasta, занимающейся разработкой и изготовлением шипов, решили на практике доказать, что шипованные шины (тогда это была Nokian Hakkapeliitta 1) эффективнее нешипованных Nokian RSi, недавно появившихся на рынке. Для этого даже организовали показательные выступления двух одинаковых «Фольксвагенов-Пассат», обутых в соответствующие шины. Зима была не на шутку суровой: в назначенный день температура упала ниже -45оС. Каково же было общее удивление, когда автомобиль на резине без шипов оказался в среднем на 15–17% быстрее собрата на шиповках! Специалисты оправдывались: промороженный лед тверже бетона и шипы попросту не в силах его проколоть; резина в шипованных покрышках более жесткая и на сильном холоде дубеет так, что перестает выпускать шипы в зоне контакта с дорогой. А липучки, мол, изготовлены из более мягкого состава...

МОРОЗ И СОЛНЦЕ

В своих тестах, проводимых уже более десятка зим (а зимы, естественно, бывали разные - от 30о мороза до оттепели), мы периодически сталкивались с этим явлением. Чтобы дать, наконец, четкий ответ на вопрос, могут ли липучки на льду тормозить лучше шиповок и если да, то при каких условиях, мы и провели это исследование.

Конечно, мы интересовались мнением специалистов разных компаний, но получали довольно осторожные ответы. Инженеры Continental и Michelin, например, утверждают, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек - 15о мороза. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее - липучки. При этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справятся с задачей шипы - это очевидно и не требует пояснений. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лед и сделать его более скользким, в первую очередь для липучек. Поэтому на ярком солнце и чистом льду шиповки могут оказаться лучше даже при -20-25оС.

В ходе температурного теста летних шин (ЗР, 2008, № 8) мы приобрели некоторый опыт подобных сравнений (кстати, нашими результатами очень заинтересовались ведущие шинные компании). Теперь попробуем определить эффективность шиповок и липучек на льду при разной температуре. Пример из жизни - раскатанный до блеска участок дороги перед стоп-линией...

Испытания проходили в феврале - марте 2008 года. В них участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуть большей размерности - 205/55R16. Небольшое различие на нашу главную задачу не влияет.

В группу «когтистых» мы включили Michelin X-Ice North, известный высокой стабильностью выступания шипов, и Continental ContiWinterViking 2 - у него шипы более широкие. Оппонентов им подобрали из новинок, в первую очередь обещающих не бояться воды на льду. Это Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60.

Работать будем на автомобиле «Шкода-Октавия», тормозить со скорости 50 до 5 км/ч, чтобы исключить погрешности в работе ABS (кратковременное блокирование колес) на небольшой скорости.

Чтобы на состояние льда влияла только температура воздуха, замеры проводили в пасмурную погоду или после захода солнца, способного быстро подтопить лед.

ПОЛЕ ТЕМПЕРАТУР

Оказалось, что «точка равновесия» шиповок и липучек размазана в интервале 13–15о мороза, посему эти результаты и берем за базовые.

При морозе около 20о липучки выигрывают у шиповок почти 20% тормозного пути! Полученные результаты позволили сделать вывод: чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Объяснение простое: как уже отмечалось, с понижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, растет. Кроме того, холодный лед более шершавый, а липучкам это на руку.

Потепление до -5оС дает противоположный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. Причем с огромным, чуть ли не в 90%, преимуществом! Вода, появляющаяся между льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти поглубже, а значит, шиповки тормозят более эффективно.

Чем ближе к нулю, тем больше воды в пятне контакта. Она мешает уже и шиповкам - шипы плохо держатся в размягченном льду, рвут его и теряют эффективность. Но не столь угрожающе, как липучки. Получается, что шипованные шины более универсальны на скользких покрытиях.

Нелишним будет предостережение: на гладком льду, особенно в солнечный день, и те и другие шины тормозят хуже даже при более низкой температуре.

МОРОЗНО

Лучшие тормозные свойства у нешипованного «Мишлена»: 30,3 м. Средний тормозной путь липучек - 31,3 м. В шипах «Конти» тормозит лучше «Мишлена» на 5,5 м. При таком морозе преимущество еще на стороне более широких «бриллиантовых» шипов. С перевесом в 6,1 м, или 19,5%, побеждают липучки!

ХОЛОДНО

Лучшей оказалась шипованная «Конти», худшей… шипованный «Мишлен». Разница между ними составила 6,7 м. Липучки, которым понадобилось 33,2–35,2 м, расположились посередке. Среднее значение у шиповок - 34,4 м, у липучек - 34,7 м. Разница менее 1%. В этих условиях липучки и шиповки тормозят практически одинаково.

ПОТЕПЛЕНИЕ

Шиповки еще уменьшают тормозной путь: «Мишлен» на 5,8 м, «Континенталь» на 4,5 м. Средний показатель - 29,2 м. А вот липучки терпят фиаско: их результаты - 52,1–56,5 м. «Мишлен» сравнялся с «Бриджстоуном», а впереди «Нокиан». Средний тормозной путь на нешипованной резине - 54,9 м. Многовато! В таких условиях шиповки эффективнее почти в два раза.

ПОЧТИ НОЛЬ

В таких условиях спасовали и шиповки, увеличившие тормозной путь в среднем еще на 3,9 м. Даже «Конти» со своими «брюликами» отдает 3,2 м. Липучки же окончательно провалились! «Нокиан» тормозит с результатом 77,1 м, «Мишлен» и «Бриджстоун» переваливают за отметку 80 м. Среднее значение - 82,3 м. При такой температуре липучки на льду безоговорочно, почти в два с половиной раза проигрывают шиповкам.

Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги - предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, - лучше шипы.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Мы обратили внимание, что поначалу последующие торможения Nokian Hakkapeliitta R на льду были лучше пре­дыдущих, результаты стабилизировались лишь к шестой попытке. Предположили, что такое изменение характеристик связано с наличием в протекторе особых «емкостей», предназначенных для удаления воды из пятна контакта. При подъезде по снежной дороге к ледовой площадке в них попадает снег. В результате машина поскальзывается на снежных крупинках, а после нескольких проходов снег вытряхивается из шин и торможение происходит уже на чистом льду.

Специалисты Nokian Tyres в своих тестах с подобными проблемами не сталкивались. Но у них шины хранились при плюсовой температуре (у нас - в холодном контейнере), да и меняли их в теплом боксе. Теплые шины легко избавляются от снега, когда машина идет по снежной дороге к ледяному участку. Получается, что любой автомобиль на этих шинах после длительной стоянки на морозе будет тормозить хуже, пока они не прогреются.

Чтобы избавиться от этого эффекта, конструкторы решили сделать внутреннюю поверхность «карманов» более гладкой, чтобы снег в них не задерживался. Для этого элементы пресс-форм, образующие стенки «емкостей», тщательно отполировали. Перед сравнительными тестами модернизированные и обычные шины выдерживали на морозе, а не в тепле. Во время испытаний была зафиксирована разница тормозного пути в несколько метров - конечно, в пользу модернизированных.

Таким образом, подтвердились не только наши предположения, но и эффективность проведенной модернизации. С конца апреля 2008 года все шины Nokian Hakkapeliitta R и Hakkapeliitta R SUV сходят с конвейера с гладкими стенками «карманов». Приятно, что в этом есть заслуга журнала «За рулем».

Процесс поиска подходящих шин довольно сложный, приходится выбирать – какая зимняя резина лучше шипы или липучки. Сложность заключается в том, что каждый вариант обладает своими преимуществами и предназначен для определенных условий эксплуатации.

Примечательно, что новейшие шипованные покрышки обладают столь впечатляющими характеристиками, что способны обеспечить такой же высокий уровень комфорта, как и липучки на асфальте.

Выбирая лучший тип шин для своего автомобиля, стоит учитывать условия, в которых он эксплуатируется – температурный режим, тип покрытия, состояние дорог в зимний период. Также рекомендуется обращать внимание на характер и стиль езды, изучить сильные, слабые стороны каждого варианта для принятия оптимального решения.

Преимущества шипованной резины, тонкости эксплуатации, важные моменты:

  1. Резина незаменима, если дорога покрыта льдом, снегом, так как шипы врезаются в лед, залипший снег, обеспечивая требуемую управляемость, скорость торможения.
  2. Нет проблем со стартом, разгоном.
  3. На рынке представлены модели с 6–8 рядами, включающими от 96 до 130 шипов, что определяет характеристики продукта.
  4. Используется резина средней жесткости, отличающаяся износостойкостью, способностью удерживать шипы.
  5. Модели предназначены для размеренной езды. Динамичный, агрессивный стиль приводит к потере шипов.
  6. Шумность покрышек выше, особенно при езде по асфальту, где и тормозной путь больше.

Изучив свойства моделей с шипами, стоит ознакомиться с характеристиками фрикционных исполнений, чтобы понять, какая резина лучше зимой – шипованная или липучка.

Преимущества фрикционных покрышек, тонкости эксплуатации:

  1. Модели без шипов представлены европейскими и скандинавскими – арктическими исполнениями. Первые подходят для теплого климата, напоминая всесезонные шины. Выбирая, стоит остановиться на скандинавских.
  2. Резина отлично работает во время движения, торможения благодаря ламелям, канальцам, бороздкам для отвода воды, тающего снега.
  3. Модели не подходят для эксплуатации на льду – происходит скольжение.
  4. Используются мягкие составы с добавлением каучука, синтетических компонентов, включающих кремний. Благодаря этому даже существенное понижение температур не скажется на эффективности резины.
  5. Модели не подходят для скоростного движения. Допустимые показатели достигают 160 – 190 км/час.

Задумываясь, какие зимние шины лучше шипованные или нешипованные, стоит обратить внимание на рейтинг, созданный на основе проведенных опросов. Автовладельцам нужно было дать ответ на вопрос – какие шины они выбирают для своего автомобиля.

Результаты опроса:

  • шипованные покрышки использует 51% автовладельцев;
  • 37% приобретает липучку для оснащения своего транспорта;
  • 13% выбирает всесезонные модели.

Шипованная резина является наиболее востребованной, поскольку обеспечивает лучшую управляемость на обледеневших, заснеженных дорогах и больше подходит для новичков.

Важно:

Покрышки не наносят вред асфальту. Принцип работы шин предполагает вдавливание шипов во время движения, так, чтобы резина получила возможность соприкосновения с покрытием. В Европе модели не используются, запрещены по причине более теплых зим, приводящих к чрезмерно быстрому износу.

Шипованные исполнения:

  • Euro 519 – бюджетный вариант, но заслуживающий внимания, так как это двухслойная резина, где внутренний, более прочный слой, обеспечивает удержание шипов, а внешний мягкий улучшает сцепление, в том числе на асфальте;
  • Snow Cross от Cordiant – экземпляр, разработанный специально для российских суровых условий с заснеженными дорогами;
  • Yokohama – компания, лидирующая на рынке, предлагает самые тихие покрышки, где шипы практически не вылетают – IseGuard Stud IG35.

Если нужно определить, какая нешипованная зимняя резина лучше, стоит обратить внимание на популярные исполнения.

Фрикционные модели:

  • Hakkapeliitta R2 – занимает лидирующие позиции по характеристикам, но является одной из самых дорогих;
  • Goodyear Dunlop – выпускает серию Ultra Grip Ice, где используется особый состав резины, применены новейшие технологии для сокращения тормозного пути;
  • ContiVikingContakt – популярная серия бренда Continental, представляющая шины с разными функциональными зонами для обеспечения лучшего сцепления, жесткости, управляемости.

Делая выбор между покрышками, не стоит сильно экономить. Самые дешевые экземпляры обычно не служат больше 1–1,5 сезонов. А модели средней ценовой категории исправно работают до 3–4 сезонов, обеспечивая лучшее сцепление с покрытием, максимальную эффективность.

Один сравнительный тест, проведенный между покрышками на асфальте, дороге, покрытой льдом, снегом, шугой, позволяет определить, какие шины лучше зимой – шипованные или липучка.

Результаты тестирования:

  1. Поведение, торможение на мокром асфальтированном покрытии. Здесь победителем являются липучки, но новые модели шипованной резины лишь немного уступают. А дешевая фрикционная резина намного хуже справляется с задачей.
  2. Если приходится ездить на сухом асфальте, шипованные и фрикционные модели показывают практически одинаковые результаты. Хотя здесь липучки немного выигрывают, а при торможении превосходят шипы – все зависит от выбранной модели, качества.
  3. На заснеженных, обледеневших дорогах шипованную резину можно называть победителем, как и при движении по снежной каше.

Важно:

Шипованные шины отлично справляются при температурах от +5 до -20 градусов. При более низких температурах резина слишком твердеет, как и лед, из-за чего снижается эффективность. Поэтому для выбора лучшего варианта стоит учесть климатические условия.

Постоянно меняющийся климат создает для автовладельцев большое количество проблем. Раньше в условиях суровой зимы ни у кого даже не возникало вопросов касательно того, какие покрышки лучше всего выбирать на зиму. Шипованная резина всегда была в приоритете. Однако, когда на дороге появляется жидкая смесь из грязи, снега и воды, которая периодически покрывается тонким слоем льда, автовладельцы встают перед выбором – приобрести привычную «шиповку» или современные «липучки».

Чтобы определиться в этом вопросе, стоит сразу сказать, что «липучки» не имеют никакого отношения к всесезонным шинам, как принято полагать. Такие изделия относятся к одному из классов зимней резины, который отличается по своим характеристикам от «шиповки».

Особенности «шипов»

Некоторые отказываются от покупки «шиповки», так как считается, что она быстро стирается об асфальт. Это действительно так. Особенно если учитывать, что нынешние зимы чаще балуют автовладельцев отсутствием снега. Однако, прогресс не стоит на месте, и сегодня в продаже несложно найти модели, которые оснащены шипами, которые «прячутся» в протектор под влиянием давления, которое на них оказывает асфальт. В ситуации, когда машина едет по льду, шипы наоборот «вылезают» наружу, и так как лед отличается меньшей плотностью, чем стандартное дорожное покрытие, то шипы под весом автомобиля начинают впиваться в ледяную дорогу.

Немаловажное значение имеет и то, что во время езды шины автомобиля с силой трутся о дорогу, из-за чего под колесами всегда образуется слой влаги, чья температура отличается от показателей окружающей среды. В этой ситуации обычная «шиповка» заметно теряет свои характеристики.

Полезно! Поэтому для заснеженных трасс рекомендуется выбирать шипы противоскольжения, которые улучшают уровень сцепления колес с дорожным полотном.

Также сравнивать «шипы» и «липучки» сложно из-за того, что первые изделия могут отличаться по уровню выступа шипов. Как правило, после обкатки стандартные шипы выступают над протектором на 1,2 мм, однако есть модели, в которых это значение доходит до 2 мм. В этом случае, такие колеса будут вне всякой конкуренции, так как по тестам они показывают лучший результат.

Большое значение играют погодные условия, качество дороги и стиль езды автовладельца. В зависимости от этого «шипы» будут более выгодным или наоборот не самым лучшим приобретением.

Плюсы и минусы «шиповки»

Покрышки этого типа больше подойдут тем, кто проживает в пригороде или вовсе решил перебраться загород. В таких условиях колеса должны отличаться хорошей проходимостью. Машина должна без проблем справляться с крутыми поворотами и резкими виражами.

Как известно такие дороги реже убираются и практически всегда покрыты рыхлым снегом или льдом. Шипы подходят для этой ситуации больше всего, так как они могут похвастаться:

  • небольшим тормозным путем;
  • лучшим сцеплением;
  • хорошей устойчивостью;
  • тем, что не придется сталкиваться с заносами.

Автомобиль, на которым установлены «шипы» лучше тормозит и быстрее развивает скорость в условиях обледенелой дороги. «Липучки» немного отстают по этим показателям.

Однако «шиповка» обладает и несколькими недостатками:

  • довольно высоким уровнем шума;
  • повышенным расходом топлива;
  • потерей своих характеристик в условиях сильного мороза (при -20-25 градусах шипы нередко превращаются в совершенно бесполезный атрибут).

В плане морозостойкости фрикционные шины показывают лучшие показатели.

Особенности «липучек»

Фрикционные покрышки не оснащены шипами. Они изготавливаются из особой резинотехнической смеси, которая способна сохранять свою эластичность при более низких температурах. Даже при -30 молекулярные связи ломаются, но потом восстанавливаются. Благодаря этому при нагреве во время трения о дорожное покрытие, начинает работать только внешняя кромка шины, а ее внутренняя часть остается достаточно твердой. Кроме этого такие покрышки отличаются повышенной адаптивностью в зависимости от погодных условий. Благодаря более мягкой поверхности эти шины буквально прилипают к влажному дорожному покрытию (именно поэтому их и называют «липучками»).

Также такие модели обладают и массой других преимуществ.

Плюсы и минусы «липучек»

Среди основных достоинств фрикционных покрышек:

  • отсутствие шума, как у шипованных аналогов;
  • пониженный расход топлива;
  • короткий тормозной путь на сухом или заснеженном асфальте;
  • улучшенное управление авто.

Есть у «липучек» и довольно серьезные недостатки. Например, если стоит солнечный день зимой, то на дорожном полотне образуется тонкий слой воды. В такой ситуации фрикционные шины становятся причиной ухудшения управляемости машины. Однако, такая проблема больше беспокоит только новичков, опытные водители легко справляются с такими недостатками.

Еще один минус заключается в том, что в условиях повышенной температуры или во время езды по сухому асфальту резина фрикционных покрышек «обмягчается» и начинает «плыть» во время торможения и поворотов. Из-за этого ухудшается управляемость авто, тормозной путь становится длиннее. Если же в таких условиях окажется «шиповка», то благодаря жесткости таких покрышек и наличии «зацепок» автомобиль будет оставаться «послушным».

Еще один важный нюанс – «липучка липучке рознь». Дело в том, что фрикционные шины бывают:

  • Арктическими (также их называют скандинавскими). Только такие покрышки подойдут для суровой зимы. Производитель обязательно должен указать, что изделия подходят для северной зимы. Также такие покрышки выпускаются с индексами максимальной скорости Q (160 км/ч), T (190 км/ч), R (170 км/ч). При этом может быть указано сразу несколько показателей.
  • Европейскими. Такие шины больше напоминают «всесезонку», поэтому они больше подходят для использования в регионах с мягким климатом и теплой зимой. На упаковке таких шин обычно указывается «для мягкой зимы». Помимо этого европейские шины отличаются другими индексами скорости. На них обычно указывается H (210 км/ч) или V (240 км/ч).

Таким образом, многое зависит от конкретной модели. Чтобы определить с лучшим выбором, можно провести самостоятельный тест драйв или ознакомиться с результатами готовых проверок.

Сравнительные тесты

В проверках принимали участие только скандинавские «липучки» и «шиповка». Для, того, чтобы определить лучшие покрышки было произведено несколько испытаний, с результатами которых будет интересно ознакомиться.

Название дисциплины Условия Результат «липучек» Результат «шиповки» Итог
Скорость – 80 км/ч
Использование АБС
Мокрый асфальт
Тормозной путь 33,1-41,1 м Тормозной путь 35,5-38,7 Небольшая разница (от «шипов» многие ожидали более скудных результатов)
Торможение на мокром асфальте Скорость – 80 км/ч
Использование АБС
Сухой асфальт
Тормозной путь 30,2-33,1 Тормозной путь
33,5-35,7
Небольшой разброс
Маневр «переставка» («лосиный тест») Сухой асфальт Скорость маневра 63,7-59,7 км/ч Скорость маневра 62,4-60,0 км/ч Оба типа покрышек проявили себя хорошо
Торможение на льду Скорость 25 км/ч Тормозной путь 13-13,5 м Тормозной путь 13,2-14,8 «Шипы» явно выигрывают
Проезд по «ледяному кольцу» Заезд на ледяных трассах Время прохождения трассы 34,3-38,3 с Время прохождения трассы 25,8-29,8 с «Шипы» снова показывают лучший результат
Проезд по «ледяному кольцу» Заезд на ледяных извилистых трассах Время прохождения трассы 96,0 (результат лучшей липучки) Время прохождения трассы 88,3 с (результат худшей шипованной покрышки) «Шипы» показывают лучший результат

Безусловно, на ледяных трассах «шипы» показывают себя намного лучше. Однако, при торможении на мокром и сухом асфальте обе разновидности демонстрируют высокую отдачу. Поэтому выбор зимних изделий напрямую зависит от условий эксплуатации (но, разумеется, немаловажен и производитель, тип покрышки и ее характеристики).

Лучшие модели фрикционных и шипованных покрышек

Есть несколько моделей резины, которые показывают наилучшие результаты. Если говорить о лучших фрикционных покрышках, то ниже представлена пятерка изделий, которые успешно справились со всеми испытаниями.

Модель Страна-производитель Индекс максимальной скорости Стоимость, руб
Nokian Hakkapeliitta R2 SUV Финляндия R 9 500
Bridgestone Blizzak VRX Япония Q/S/T 4 300
Michelin X-Ice Xi3 Франция T 3 800
Goodyear Ultra Grip Ice 2 Америка T 3 200
Nokian Nordman RS Финляндия R 3 000

Если говорить о шипованных моделях, то лучшими считаются следующие изделия.

Модель Страна-производитель Индекс максимальной скорости Стоимость, руб
Nokian Hakkapeliitta 8 SUV Финляндия T 11 100
Gislaved NordFrost 100 Швеция Q 4 500
Dunlop Grandtrek Ice02 Великобритания T 4 400
Goodyear Ultra Grip Ice Arctic Америка T 3600
Michelin X-Ice North Франция T/H 3 400

С каждым очередным наступлением периода холодов часть автолюбителей неизбежно сталкивается с проблемой выбора зимней резины для своей машины. Зайдя на страницу любого из интернет-магазинов по продаже шин, можно обнаружить множество предложений от ведущих производителей. Однако все представленные шины для зимы будут разделены как минимум на две категории: с шипами и без шипов. Возникает закономерный вопрос, какой из вариантов лучше покажет себя на зимней дороге и за счет каких свойств?

Шипы и «липучки»: особенности конструкции и работы

Перед тем, как приступить к установлению положительных и отрицательных сторон двух типов зимних шин, не лишним будет разобраться в особенностях устройства и принципах «работы» каждого из них. Шипованная резина, или попросту «шиповка», представляет собой резину со специальными углублениями, в которые вставляются металлические шипы. Как правило, они выступают над поверхностью протектора, что позволяет им при соприкосновении разрушать лед, тем самым обеспечивая нужный зацеп и, соответственно, сцепление с покрытием. При этом надо понимать, что шипы крепятся не жестко и имеют свойство вдавливаться вглубь протектора при оказании на них давления. Благодаря этому на твердых поверхностях, например, том же асфальте, «шиповка» сохраняет хорошие сцепные свойства, так как нужное пятно контакта формируется именно резиной. Количество, расположение и размер шипов у разных производителей различаются.

Зимняя резина без шипов, или, как ее еще называют, «липучка», обеспечивает сцепление исключительно за счет конфигурации блоков протектора, позволяющей шинам в месте контакта как бы прилипать к сопряженной поверхности. Исходя из типа резиновой смеси и рисунка протектора шины-«липучки» подразделяют на два типа: «европейские» (или альпийские) и «арктические» (или нордические). Первые предназначены для эксплуатации в регионах с теплой зимой, когда температура колеблется около нулевой отметки, не опускаясь ниже -10 С. Вторые неплохо себя показывают даже при сильных морозах, достигающих -40 С. При покупке резины без шипов очень важно установить ее принадлежность к тому или иному подтипу, так как от этого зависит безопасность движения. В большинстве случаев продавец указывает те условия, в которых следует эксплуатировать те или иные шины. Визуально же отличить арктическую резину от европейской можно по большему количеству мелких прорезей и более угловатой форме протектора. К тому же, «европейцы» на ощупь чуть тверже своих нордических «собратьев».

Каким же образом «липучкам» удается сохранять сцепление на скользком покрытии? Секрет успеха кроется в устройстве их протектора, который оснащается множеством узких прорезей-ламелей, осуществляющих эффективный отвод воды из зоны контакта шины с заснеженной поверхностью. А ведь именно тонкая пленка жидкости, образуемая в результате таяния снега, способствует возникновению проскальзывания. Конечно, только наличием прорезей все свойства не объяснить – каждый вариант протектора проходит длительный этап от компьютерного моделирования до испытания в реальных условиях. На всех этапах вносятся различного рода корректировки с целью получения оптимальных конечных результатов. Что касается участков дороги с откровенным льдом, то здесь определенную роль играют многочисленные микроскопические шипы, которые присутствуют на последних версиях «липучек» многих ведущих производителей. Правда, ни о каких аналогах полноценных металлических шипов здесь говорить не приходится.

Разобравшись с разновидностями зимних шин, пора бы и ответить на главный вопрос: что лучше – шипы или «липучка»? Интересно, что однозначного ответа здесь быть не может, потому что поведение каждой из покрышек существенно отличается в зависимости от вариантов покрытий, которых в зимний период может быть великое множество. Так, в крупных мегаполисах зимой асфальт зачастую почти не бывает завален снегом, так как сразу после выпадения его оперативно чистят или посыпают реагентами. Другое дело небольшие города и деревни, где снежные сугробы и гололед – это обычные явления. Попробуем выяснить, на каких поверхностях лучше себя показывают «липучки», а на каких – шипованная резина. В первом случае будем рассматривать исключительно «арктический» вариант.

Асфальт

Бытует мнение, что как на сухом, так и на мокром асфальте фрикционные шины («липучки») ведут себя значительно лучше, чем шипованные. Дорожные испытания авторитетных автомобильных изданий, проводивших тест на торможение и упражнение на «переставку» («лосиный тест»), отчасти подтверждают эту точку зрения. Действительно, лучшие из «липучек» обыгрывают самые передовые образцы шипованных шин, однако это преимущество не столь существенно (например, разница в длине тормозного пути на мокром асфальте не превышает 10%). Более того, отдельные экземпляры «шиповок» могут демонстрировать лучшие результаты, чем находящиеся в арьергарде модели фрикционных покрышек.

Таким образом, при тестах на асфальте между двумя типами зимней резины с определенной натяжкой можно было бы поставить знак равенства, если бы не пара существенных недостатков шипованных шин. Первый – повышенный уровень шума, второй – ускоренное разрушение, особенно при плюсовых температурах. Длительные поездки по асфальту приводят в неминуемой потере шипов, без которых шипованная резина теряет свои качества. Оставшись без главных элементов, обеспечивающих нужные сцепные свойства, «шиповка» отнюдь не становится «липучкой», поскольку состав ее резины и рисунок протектора разрабатывались в соответствии с совсем иными принципами работы.

Снег

В испытаниях на снежном покрытии фрикционные шины оказываются более чем конкурентоспособными, вновь обставляя своих «зубастых» оппонентов. Однако сразу оговоримся, что речь здесь идет о снежной подушке средней плотности и водянистой каше, образующейся в теплую погоду или под воздействием реагентов. Сильно укатанный снег мы приравниваем ко льду, а, значит, разговор о нем пойдет чуть ниже. Итак, по показателям длины тормозного пути и времени разгона на снегу «липучки» имеют преимущество, быстрее замедляясь и быстрее ускоряясь. В первом случае оно мизерно и составляет порядка 2%, во втором более ощутимо – около 12-14 %. Отдельно хочется остановиться на дорожном покрытии, представляющем собой водно-грязевую смесь. На такой кашице, представляющей собой обыденное явление зимой, «липучки» способны сохранять сцепление на чуть больших скоростях, нежели «шиповки», что добавляет в их актив еще один плюс.

Плотный снег и лед

Казалось бы, уж на льду то «зубастая» резина способна «уделать» своих конкурентов без шипов, что называется в одну калитку. Однако и здесь существует пара неоднозначных моментов. Если рассматривать ситуацию, когда за окном средний морозец с температурой – 10… – 20 С, то здесь превосходство шипованных шин будет неоспоримым во всех вариантах тестовых испытаний. Имеются в виду тормозной путь, время разгона и время прохождения ледяного круга. Но при очень низких температурах, характерных для той же Сибири, лед становится намного тверже, поэтому шипам уже не так просто его разрушить. Они просто утапливаются вглубь, как при езде по асфальту, не обеспечивая столь качественное зацепление. В то же время «липучки» при сильном морозе функционируют в привычном режиме, что позволяет им приблизиться к результатам «шиповок» и даже в некоторых случаях превзойти их.

Что же получаем в итоге? А то, что в каждом конкретном климатическом поясе и населенном пункте приоритет может быть отдан любому из двух типов шин. Вопрос о том, какая зимняя резина лучше: шипы или «липучки», не имеет единственно верного ответа. Многие делают выбор в пользу шипованных шин, желая лишний раз подстраховаться. Ведь при езде на «липучках» по сильно обледенелой дороге, где они не столь хороши, достаточно одного неверного маневра, чтобы потерять управление над автомобилем. Надеемся, что приведенная статья станет для вас полезной, а выбранная зимняя резина обеспечит безаварийное вождение.

Ну вот и настала настоящая зима. Декабрь уж на дворе. Совсем скоро - Новый год и Рождество. На картинках в детских книжках в это время уже замело все дороги, и мужичок на санях везет из леса домой большую и пушистую зеленую елку. Ее ветки свесились до самой заснеженной колеи. Повозка тихо скользит между покрытых инеем деревьев и белых сугробов навстречу огонькам ближайших домов.

Но стоит нам оторвать глаза от книжки и выглянуть в окно, мы увидим далеко не деревенскую пастораль: утренняя снежная городская слякоть, тающая и высыхающая под лучами дневного солнца, уже к вечеру покрывается коркой льда или первым рыхлым снегом с мелким дождем. Такая нестабильная погода длится в некоторых районах европейской части страны до середины января, вызывая при этом разные эмоции.

Автомобилисты встают перед выбором: что лучше зимой - липучка или шипы? Отзывы помогут определиться с выбором.

Проблема выбора

Конечно, с наступлением зимы резину нужно менять. Считается, что делать это следует уже при снижении температуры до +5... +7 градусов Цельсия. И автомобилиста начинают мучить, например, такие вопросы:

  • Какую выбрать резину: шипы или липучки? Можно, конечно, проездить всю зиму и на летней резине, но стоит ли?
  • Если резина шипованная, нужна ли наклейка "Ш" на автомобиль?

При использовании в несвойственных им диапазонах температур и средах характеристики шин быстро ухудшаются. Так, шипованная резина на сухом асфальте:

  • шумит во время движения авто,
  • ухудшает маневрирование,
  • портит шипами асфальт,
  • за счет вибрации быстро приводит в негодность ступицы и подшипники,
  • влечет утрату шипов.

Судя по отзывам, что лучше зимой - липучка или шипы? Нешипованная резина на снегу дает самые низкие показатели сцепления машины с дорогой, что ведет к потере управления авто и аварии.

На самом деле покупка шин, наверное, единичный случай, когда широкий ассортимент продукции ввергает покупателя в состояние некоего депрессивного ступора, нежели радостного ажиотажа.

Масла в огонь добавляют производители, ежегодно выставляющие на рынок более «продвинутые» новинки в этой области. Желание сэкономить, чтобы не оставить после такой покупки в магазине всю или большую часть своей зарплаты, охлаждает пыл, поэтому владельцы таких транспортных средств ищут всепогодный зимний универсальный вариант.

Компромисс

Многие специалисты автосервиса полагают, что покупка универсальных шин на зиму непрактична и даже небезопасна.

Вот их доводы:

  • найти универсальную зимнюю резину, одинаково хорошо показывающую себя как на глубоком снегу, так и на мокрой или обледенелой дороге, невозможно;
  • каждый тип зимних шин выпускается под конкретные погодные условия;
  • чем больше зимняя шина стремится стать универсальной, тем более усредненными становятся ее характеристики.

Отчасти они правы. Действительно, универсальные шины - это компромиссный вариант. И он эффективно себя показывает в том случае, когда погода за окном, что называется, ни то, ни се: холодно, но не очень, снег выпал, но дороги уже успели расчистить, есть немного снежной каши, прихваченных льдом луж или воды. Во многих районах европейской части России при такой погоде может пройти сейчас и вся зима.

Но в регионах, где большая часть зимы сопровождается глубокими снежными заносами, коммунальщики не справляются с уборкой снега, оптимальным вариантом будет покупка шипованного зимнего комплекта, специально предназначенного именно для такого состояния дорожного полотна.

Таким образом, отталкиваться при покупке зимних шин следует именно от характера зимы, а не от лидеров продаж. Не стоит также кидаться в другую крайность, круглогодично стирая на трассе летнюю резину. Автомобиль - источник повышенной опасности по определению, и любое нарушение правил в отношении него накладывает на водителя дополнительную ответственность за свою жизнь и жизнь его пассажиров.

Классификация зимних шин

С классификацией зимних шин не все так просто. С каждым годом добавляются новые модели резины, и их уже трудно становится отнести к какой-то определенной категории, поскольку они изначально были «заточены» на то, чтобы соединить преимущества разных типов шин и получить некий всепогодный вариант. Поэтому это разделение до некоторой степени условно и отражает характерные различия моделей, которые можно наблюдать на маркировке.

Зимние шины бывают нескольких видов, которые обрели в быту массу официальных и неофициальных названий:

  • Шипованные, они же шипы, шиповка. Протектор: крупные блоки, широкие и глубокие поперечные канавки (ламели). Погода: снежная зима, низкие температуры. Дорога: снежный накат, глубокий рыхлый снег, лед со снежной кашей.
  • Нешипованные, они же липучки, или фрикционные. Протектор: мелкие блоки и неглубокие, по 6-7 мм удлиненные, косые канавки. Погода: теплая зима с небольшим количеством снега и наледи. Дорога: регулярно очищаемое от снега дорожное полотно, небольшая наледь, сухой и мокрый асфальт.
  • Комбинированные, или всесезонные.

Два вида протектора:

  1. Мелкие блоки и большое количество неглубоких, по 7-8 мм, поперечных канавок, продольные канавки.
  2. Асимметричный рисунок, который с одного бока он напоминает шиповку, а с другого - липучки.

Шипы

Выбирая именно этот вариант шин на зиму, водитель может приобрести как уже готовые изделия с шипами, так и без них, и установить их самостоятельно.

Шип состоит из двух деталей - основания (корпуса) и вставки из металла или пластика. Та часть шипа, которая выступает над протектором, называется "фланец". Шипы бывают разных видов и по-разному ведут себя на дороге. Цель шипа - увеличивать связь шины с заснеженным и (или) обледенелым дорожным полотном.

Шипованные шины устанавливают не только на легковушки, но и на тяжелый грузовой транспорт. Когда весной дороги освобождаются от снега, льда и посыпки, на проезжей части можно заметить тонкие борозды. Они как раз и оставлены шипами, широко использовавшимися зимой.

Для сохранения дорожного полотна в Европе приняты стандарты, ограничивающие производителей зимних шин в количестве устанавливаемых шипов или заставляющие проводить специальные тесты тем, кто хочет преодолеть этот барьер. В Таможенном союзе с 2016 года также действуют аналогичные меры для езды по городской трассе, касающиеся высоты шипов (не более 1,2 мм).

Различаются они:

  • по форме,
  • количеству: одно- и многофланцевые,
  • материалу: металл или пластик,
  • способу изготовления: точечные и штампованные.

На самом деле форма шипа мало проявляется при движении авто. Но ценится грибовидная форма.

Количество фланцев при установке шипа не слишком принципиально. Но считается, что когда устанавливается один фланец, то между ним и резиной покрышки может попадать влага, соли реагентов, которые создадут условия для коррозии. Спасение от нее ищут в установке шипов с двумя или более фланцами, что, правда, резко удорожает всю конструкцию.

Материалом шипов может быть сталь, высокопрочный пластик. В последнее время популярен легированный алюминий, который по прочности приближается к стали, а по легкости - к пластику. При этом штампованные шипы, по отзывам, уступают в качестве точечным, поэтому ценятся ниже.

Шипованные шины

Зимой шипы на автошинах встречаются все чаще. Для одних это больше показная брутальность авто, для других - необходимость. Зимние шипованные покрышки специально разработаны для использования на сильно заснеженных, обледенелых дорогах большей частью за городом, чем в городе.

Даже самая лучшая шипованная резина различается:

  • рисунком протектора;
  • количеством, размерами и материалом шипов;
  • составом резины.

Характерный рисунок протектора, состоящий из крупных, почти квадратных блоков, разделенных глубокими канавками около 8 мм глубиной, а также множество шипов на мягкой резине являются отличительными особенностями этого вида шин. Их рейтинг проходимости:

  1. «Арктические».
  2. «Нордические», «скандинавские».

Практика показала, что оптимальное количество шипов на «пятне контакта» - месте соприкосновения шины с дорожным полотном - должно быть не менее десяти. При этом лучшее сцепление шин с занесенной снегом дорогой показывают те образцы, которые имеют более квадратный, нежели округлый вид блоков. А расположение шипов по резине должно быть хаотичное. Это показатели лучшей шипованной резины.

Высота шипов подбирается под те дорожные условия, в которых будет передвигаться автомобиль. Чем выше и мощнее шипы, тем на большую проходимость по снегу они рассчитаны. При выборе зимних шипованных шин следует обращать внимание на несколько важных моментов.

  • Шиповка не всегда продается уже с шипами. Есть и варианты, в которых для них проделаны специальные отверстия для установки по выбору потребителя. Такие изделия не следует путать с нешипованной резиной, в которой никаких отверстий не предполагается.
  • Перед первой поездкой на шипованных шинах их сначала обкатывают на невысокой скорости (порядка 60-80 км/ч). Плавно трогаются с места и плавно тормозят. При использовании шиповки принято регулярно измерять давление в шинах во избежание выпадения шипов или их преждевременного истирания.
  • Шипованные шины разработаны только для передвижения по снежному накату, снежной каше, обледенелой трассе, при поездках за город, в деревню, где нет асфальтовых дорог. На сухом асфальте они бесполезны и вредны для автомобиля.
  • Учитывая, что у шипованной резины меньший тормозной путь, оответ на вопрос, если резина шипованная, нужна ли наклейка "Ш" на авто, только утвердительный. Участники дорожного движения должны держать правильную дистанцию во избежание аварии.

Нешипованные шины

Этот вид имеет широкий ряд подвидов, которые позволяют им почти наравне соперничать с шипованными образцами. Рейтинг шин-липучек таков:

  1. «Арктические».
  2. «Скандинавские».
  3. «Среднеевропейские».
  4. «Европейские».

Как видно, «арктические» и «скандинавские» шины могут быть как шипованными, так и нешипованными. Из нешипованных они наиболее приспособлены для езды по снегу и льду.

Такие шины много взяли от шиповок - похожий характер рисунка протектора, некоторые свойства материала резины. Но, выбирая зимнюю резину-липучку, следует знать некоторые правила:

  1. Тормозной путь на липучке и на шипах при разной погоде показывает разные результаты.
  2. Для улучшения проходимости автомобиля, «обутого» в такие шины, в условиях снежной зимы потребуется покупка специальных аксессуаров, навешиваемых на протектор шины. Поэтому при сравнении шипов и липучки на снежных дорогах самая дешевая шипованная шина даст фору самой дорогой зимней резине-липучке.
  3. Рисунок протектора не блажь производителя. Он влияет на устойчивость автомобиля на дороге. Для нешипованных шин наилучшие показатели для зимы дает рисунок из крупных прямоугольников, расположенных слегка со сдвигом или в шахматном порядке, в сочетании с глубокими и широкими канавками.
  4. В целом нешипованная резина предназначена для городских условий, для теплой европейской зимы и хороших дорог, которые регулярно очищают.

Каждый год мировые производители зимних шин придумывают и реализовывают новые рисунки протекторов, меняют состав резины, смешивая характерные черты каждой из категорий зимних шин. Поэтому все больше появляется шин комбинированного типа.

Комбинированные шины

Любые технические устройства в современно мире стремятся к лаконичности, многофункциональности и экономичности. Зимние шины также ступили на этот нелегкий путь. Комбинированный, он же всесезонный, тип - это, конечно же, компромисс.

Шипов здесь нет. По большому счету, это все та же летняя резина, только немного адаптированная под другие погодные условия. Такие шины рассчитаны на очень теплые зимы и минимум осадков.

Рисунок протектора таких шин асимметричный: с одного бока он напоминает рисунок шипованных - крупные блоки, глубокие и широкие поперечные прорези, с другого - мелкие неглубокие блоки и продольные прорези.

Но эти плюсы призрачны. При соприкосновении такого колеса с дорожным полотном из-за неоднородного рисунка протектора автомобиль теряет устойчивость на дороге.

Но производители стремятся избавиться от присущих этому типу резины недостатков, вырабатывая новые составы покрышек и рисунки протектора.

Ошибки

Стремясь к еще большей экономии или из-за любых других соображений автовладельцы совершают ошибки, приобретая не совсем те шины, которые им были нужны. Но это они обнаруживают уже на дороге. Вот некоторые из таких ошибок:

  • Бывает, что шипы ставят только на передние или только на задние оси. Это неправильно. При торможении или сбросе газа такую машину заносит, и она попадает в аварию. Поэтому если менять, то весь комплект шин.
  • Если на пути следования такого автомобиля, «обутого» в шипованные шины, дорога не везде занесена снегом или покрыта ледяной коркой, а, напротив, большая ее часть представлена сухим асфальтом, то при следовании по такому дорожному полотну увеличивается вибрация ходовой части, нагрузка на подшипники и ступицы, что в итоге ведет к повышенному износу этих частей машины.
  • Невнимание к рисунку протектора при замене колеса. В идеале новое должно иметь тот же или близкий рисунок протектора, чтобы адекватно вести себя на дороге в совокупности с остальными покрышками.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»