Как делают машинное масло. Как делают моторное масло? Частично синтетические и полусинтетические масла

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:


    (Часть 2)

    « Оригинальное» . Это что? Настоящее? Качественное? Выпущенное заводом изготовителем автомобилей (например: Toyota, Nissan, Subaru, Hyundai, Kia, BMV, Audi, Lexus и др.)? Произведённое неким заводом по лицензии автопроизводителя на его конвейер? Или заводом, имеющим допуск автопроизводителя (таких немало)?
    На банках обязательна надпись, пример « Toyota», « Suzuki», « Hyundai»…
    Это круто! И честный, наивный владелец авто, коими мы с вами являемся, решит, что если у него авто данной марки, то и масло ему необходимо заливать такое же, так как этот продукт выпустили именно для данной марки.
    Кто-то может припомнить, когда на нашем рынке массово появились первые, так называемые «оригинальные» масла? Не более 10 лет назад. Что, до этого машины не производили? Или Все компании в мире одновременно «осенило», «что» ранее они заливали в свои авто и давали гарантию на автомобили «неверно»? Тогда честь всем и хвала.
    Расскажу вам «легенду», которую мне поведали мои японские коллеги.
    В начале 2000-х годов, некая японская компания-производитель моторных масел решила покорить российский рынок смазочных материалов и ввезла партию масел. Время шло, рынок активно сопротивлялся новому. Ожидаемых продаж не было. И вот, как говорят, «фарт». В Японии породнились дети глав Toyota и нашей «некой» компании. « Деньги, как говорят к деньгам». Созрело решение указать на банке логотип Toyota. Данная продукция вернулась на российский рынок, но уже в виде «фирменного» масла. Да, не едят японские специалисты по маркетингу даром хлеб. Продажи нового продукта взлетели, несмотря на то, что цена масла сильно выросла за счёт именно «лого» на банке.
    На тот момент, говорят, фирменный знак добавлял к стоимости до 70%. Что там залито? Минералка и частично полусинтетика, чтобы не шокировать покупателя ценой. На упаковке и сейчас нет никаких надписей на этот счёт. Остаётся только гадать. Далее, по проторенной дорожке пошли к другим брендам. Что самое интересное, выросли продажи и самого «некого» бренда. Так как появился хороший козырь у торговых менеджеров:
    «Покупайте наш продукт, зачем переплачивать за бренд на банке, если там всё равно залито наше масло»… Дальше больше, данные «оригинальные» масла стали производить в Китае, Сингапуре…
    Продолжение следует.

    Ответить

    О ЧЁМ УМАЛЧИВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ?
    (Часть 3)

    Кста, некоторые производители двигают свои «фирменные» масла, на которых зарабатывают деньги. Надо понимать, что абсолютное большинство «оригинальных» моторных масел не являются высококачественными продуктами, иначе им было бы тяжело конкурировать на рынке. Пример: сегодня через территорию Дальнего Востока в Россию интенсивно ввозятся «оригинальные» масла. Ранее – это была одна компания во Владивостоке, сегодня минимум пять. При появлении последних двух отпускные цены у всех поставщиков резко обвалились до пугающе низких для «оригинальных» масел. Да, конкуренция, но ещё вчера импортёры объясняли высокую цену «суперкачеством» - оно, что исчезло? Ни для кого не секрет, что подделывают в первую очередь популярные масла известных брендов.
    Если посмотреть рекомендации автопроизводителей, то большинство из них указывают низковязкие масла: 0W20, 5W20, 5W30.
    Новые высокотехнологичные двигатели конструктивно сложны, зазоры между поверхностями пар трения в них минимальны. Низковязкие масла образуют оптимальный масляный клин и практически исключают соприкосновение металла. По мере пробега авто происходит износ, зазоры увеличиваются. Применение жидких масел становится не совсем оправданным. Но, на официальный запрос дилеру, мы получаем ответ: - надо заливать то масло, что рекомендовано автопроизводителем, смотрите в сервисной книжке.
    На это, казалось-бы противоречие, мои иностранные партнёры отвечали просто – производители автомобилей учитывают средний срок эксплуатации автомобиля 4-5 лет, далее вы должны купить у них же новый.
    PS. я посещал заводы Fuji Heavy Industries Ltd. по производству автомобилей Subaru в Японии, Китае. Скажу одно – данная компания масел не производит, хотя «оригинальные» масла «Subaru» на рынке есть. Можно далее дискутировать, кто и под чьим строгим контролем их производит, но это другая история…
    Продолжение следует.

    Ответить

    Ответить

    О ЧЁМ УМАЛЧИВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ?
    (Часть 7)

    Коль Масленица закончилась, то говорить приходится лишь об автомаслах, одним из способов чудесного превращения которых в «японский» продукт – покупка патента или лицензии на использование бренда крупного Торгового Дома. Таких в Японии несколько. Если повезёт, и данный Торговый Дом будет иметь непосредственное отношение к добыче нефти, производству моторных масел (вообще) – то «халява» сама пришла в руки. Пиши и расхваливай бренд на все 100-%. Ведь он действительно японский. Но какое отношение, кроме названия имеете к нему вы? Ведь ваши масла производятся не в Японии, а в другой стране. Общее – только название на упаковке. Понятно желание заработать на громком имени, но тема наших статей « О чём умалчивают…». Многие из нас уверенны, что на нашем рынке нет таких компаний (или вы слышали про таких?), этим занимаются только западные и азиатские торговцы. Но почему-то после нескольких выходов статей, мне стали поступать письма и звонки от представителей некоторых компаний, с требованиями прекратить данный пост. Разве я назвал хоть одно имя? Нет, я даже намёка на это не сделал. Возможно кто-то разглядел бревно в собственном глазу. Повторюсь, всё о чём я пишу – это моё личное мнение.
    Продолжение следует…

    Ответить

    Ответить

    О чём умалчивают производители моторных масел. Часть10.

    Каталоги подбора масел – иллюзия или факт?

    Давний приятель привёз с Японии классный «моцак» HONDA CBF 1000 2009 года. Был безумно счастлив – это был его первый «двухколёсный друг», и конечно же он хотел обслужить его по высшему разряду. Качественное моторное масло и правильный подбор вязкости входил в список его приоритетов. Зная моё отношение к данному вопросу, он переложил его на меня. Я не хотел быть оригинальным и зашёл на официальный сайт одного известного европейского производителя масел, являющегося по мнению многих лидером в мотосегменте и гордо называющим себя «экспертом смазочных материалов». Найдя кнопку – ПОДБОР МАСЛА - , выбрал категорию мотоциклов-марку-модель и нажав на заветное «показать совет», я понял, что не смогу быстро помочь товарищу... Насторожило меня несколько вещей:
    Первое – в рекомендациях значились одновременно почти все вязкости масел, что выпускает производитель: 10W30, 10W40, 15W50, 20W40 – в данном случае движок должен быть монстром сродни нашему старому доброму советскому «Уралу», ещё и круче. Что не совсем подходит элегантному и высокотехнологичному японскому HONDA.
    Второе – рекомендованные для использования масла из разных технологических сегментов: синтетические, полусинтетические, минеральные. Возможно на этот факт можно было бы не закрыть глаза, но одно маленькое отступление – производство различных масел совершенно разное – базовые масла, технологии переработки, пакеты присадок и т.д. А производитель данного бренда масла в рекомендациях предлагает менять его через 12000 км пробега, причём любое – синтетическое, полусинтетическое, минеральное, что так же не совсем логично и на мой взгляд технически неправильно. Читаем выше на сайте (Синтетическое моторное масло создается путем химического синтеза и все его свойства можно просчитать наперед, кроме этого, свойства практически не меняются в течении заявленного срока эксплуатации. Минеральное масло – продукт перегонки нефти, оно не может долгое время сохранять свои свойства, и от этого стоит в разы дешевле. Под загадочным термином «полусинтетическое моторное масло» скрывается минеральная основа и большой набор синтетических присадок, которые изменяют ее свойства. Полусинтетика более долговечна, чем минеральное масло, но присадки тоже не гарантируют продолжительное использование масла, от этого его нужно менять чаще, чем синтетику). Т.е. сроки замены масел на разной основе должны быть различны. А как же 12000км?
    Третье – рекомендованные разные масла имеют различные стандарты API – от средних до самых последних экологических, и все странным образом подходят для одного двигателя.
    Четвёртое – зачем в технических описаниях продукции указывать все стандарты одновременно (API SG/SH/SJ/SL/SM/SN), понятно, что каждый последующий стандарт заменяет предыдущие. Можно только предположить – для придачи большей значимости маслу.
    Пятое – одно и то же масло имеет здесь разную температуру застывания? В рекомендациях для конкретного мотоцикла например масло синтетическое 20W-50 предлагают использовать при температуре окружающей среды (от 0 до 50 градусов С), заходим в техническое описание этого же продукта на этом же сайте – копирую -Температура застывания, ASTM D97: -30°C / -22°F. Незадача. И так со всеми вязкостями.
    Шестое – в описании одного из продуктов, рекомендованных для нашей HONDA, сказано Соответствует требованиям Harley Davidson – и только…
    И так далее… А ведь это « авторитет и один из лидеров в смазочных материалах, который предлагает нам заливать только лучшее».
    P.S. Мы подобрали масло для мото моего приятеля, он остался доволен и наслаждается сейчас отдыхом где-то у моря.

    Ответить

    Все ли производители честны?
    Бытует мнение, что крупные и именитые компании безгрешны. Для них важен имидж, они зарекомендовали себя на рынке как честные игроки. Возможно раньше так и было. Но тогда не было сегодняшней конкуренции на рынке. Да и потребитель в общей массе был неграмотен. P.S. В 1995 году приятель привёз во Владивосток из США красивую зелёную баночку масла с нарисованным джипом на этикетке. Далее на протяжении почти двух лет это масло продавалось как «единственно правильное» для всех джипов любых марок, возраста, пробега, типа мотора. Вопросов не возникало – ведь на картинке джип. Сейчас рынок изменился, и чтобы выжить даже «старые добрые бренды» иногда лукавят, придавая своим продуктам несуществующие «сверхкачества». Приведу пример: ТОП-бренд продаёт много лет популярное синтетическое масло 5W40. До 2012г. оно имело классификацию по API SL(причём на протяжении многих лет я задавал вопросы представителям компании – данная классификация для машин до 2004года, сейчас на дорогах новые автомобили, новые масла-конкуренты с современными допусками – почему у этого масла устаревшая классификация и вы продолжаете утверждать, что это самое лучшее?), ответы были однообразны – мы не хотим платить за новые допуски. Вроде логично, зачем? Но тогда и не надо брать на себя роль самого технологически продвинутого масляного бренда. Самое интересное другое – сейчас, данное масло синтетика 5W40 имеет классификацию по АРI SN – самую последнию экологическую, пройдя сразу класс SM. Я положил на стол два технических описания этого продукта, когда он имел по API SL(введено в 2001 по 2004гг) и сейчас API SN(введено в 2011г) и не нашёл разницы ни в одном показателе. Можно сделать вывод – по щучьму велению «избушка» превратилась в «хоромы». Другой пример: Берём масло синтетическое 0W30, у него API SL. (Читаем описание - 100% синтетическое масло было разработано, произведено и испытано в соответствии с самыми последними техническими требованиями. Превышает самые строгие требования, выдвигаемые автопроизводителями Европы и США для мощных двигателей)… Выдержка экспертов – «автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется данный класс (2001-2004гг.) или более ранние». Почему тогда производитель рекомендует применять его и для новых авто, да ещё и указывают на упаковках современные допуски автопроизводителей? Как никогда подходит русская поговорка – Хочешь жить, умей вертеться! Даже если ты «премиум».

    Ответить

    Технические специалисты компаний.
    Абсолютное большинство - действительно грамотные специалисты «в теме», уверен, что многим из них нравится то, чем они занимаются. Нередко они кочуют от одной компании к другой в поисках лучших условий и несомненно восхваляют масло своего нового работодателя на профильных технических тренингах, как самый лучший и высокотехнологичный продукт. При случае можно и « камень в огород» своему бывшему бренду подбросить. Часто одни и те же технологии оказываются лучшими для «своих» и устаревшими для «чужаков». Как говорят – Кто платит, Тот и музыку заказывает.
    То же происходит с « фирменным подбором масел» на сайтах компаний. Мы доверяем производителю – заходим на его сайт и как бы спрашиваем – Что заливать мне, в моё авто? Находим кнопку подбора и через несколько нажатий мышкой открывается картинка с рекомендациями. Вы обращали внимание, что иногда на сайтах разных производителей показывают разные рекомендации? Почему? Попробую ответить. Всего в мире существует несколько онлайн каталогов подбора масла (из которых обычно используют 2-3 как базовые). Они периодически пополняются новыми марками и моделями авто. Это, как правило, европейские компании. Японские авто в них представлены урезано. По опыту знаю, что японские и корейские «товарищи» очень тяжелы на подъём в части технического сопровождения и оперативного реагирования за изменениями на рынке моторных масел. Да, в базовых онлайн каталогах указаны рекомендации по подбору вязкости, объёму технических жидкостей в узлы и агрегаты авто, некоторые рекомендуют необходимый пробег. НО, у каждой компании в ассортименте своя линейка масел и жидкостей, а надо подстроиться под базовый каталог. И вот тут-то технические специалисты компаний незаменимы, начинается полёт фантазии. Пример: у одной компании есть масло с определённой вязкостью, которая указана в общем онлайн каталоге, и они подставляют его «в как-бы свой» каталог на своём фирменном сайте. У другой в ассортименте нет масла с данной вязкостью. Технический специалист подбирает масло с другой вязкостью из имеющихся в их ассортименте и указывают его, как рекомендованное для данного авто. Насколько это будет соответствовать реальным рекомендациям производителя авто –вопрос. Более того, в ассортименте продукции у продавцов масел есть синтетические, полусинтетические и минеральные масла. Их тоже надо продавать. И здесь технические специалисты идут на новые уловки – отсюда в каталогах подбора загадочные слова: the best, better, medium. Пример: масло синтетическое определённой вязкости предлагают как самое лучшее для авто, полусинтетику – хорошее, минералку – нормальное. Вроде бы всё логично, но автопроизводитель конструируя двигатель предполагает заливать в него конкретное масло. Тех. спецам компаний каталог подбора надо наполнять, используя для этого лишь вязкости масел из имеющихся у них в ассортименте. Поэтому случаются забавные вещи, например: онлайн каталог (базовый) рекомендует для авто конкретно масло с вязкостью 0W-20, а какой-нибудь популярный производитель масла на своём сайте в подборе указывает солянку: the best – 5W-30, better – 5W-40, medium – 10W-30, 10W-40, 15W-40. Таких курьёзов много. Жаль, что « техническая интеллигенция» иногда оказывается зависимой от...
    Продолжение следует..

    Ответить

    Ответить

    В кризис « производители» становятся более находчивыми (2).
    Некоторые компании отказались от покупки масел в мелкой упаковке, а редкие, даже в вёдрах и бочках. Первые, везут продукцию в бочкотаре (цена на которую значительно ниже, чем в фасовке), далее по месту разливают в нужные ёмкости. Вторые, более крупные и организованные, приобретают масло в таре по 1, 5, 10 тонн или сразу в цистерне(чаще, это продукция российских производителей). Далее фасуют на месте, включая бочки по 200л. На первый взгляд – чистая коммерция и здравый экономический расчёт, но… Нет, нет, да и всплывёт «этот самый человеческий фактор» - русский « авось». В погоне, за нормальным желанием удержать клиента, данное масло иногда, как по волшебству, превращается «В ЛЮБОЕ», ИМЕННО ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЕЛЮ. А именно, одна бочка может стать «маслом с разными вязкостями» и «под разными брендами». В кризис, уже практически не работает метод убеждения руководителей предприятий и компаний – более качественное масло сегодня – экономия на ремонте двигателя в дальнейшем. Странно, но эти самые руководители и механики, часто высказываются по этому поводу так – Когда сломается, тогда и будем решать проблему. Сегодня надо дешевле. PS. Часто покупатель не обращает внимания на объём ёмкости с маслом. Это как в продовольственном супермаркете – лежат два пакета с сахаром разных производителей рядом – берут, что дешевле. Покупатель часто не читает информацию на пакете: вес одного -1 кг, другого – 900гр. С маслами часто подобная картина случается, особенно произведёнными в США или на заводах в России под « европейско - японскими» брендами, но здесь часто химичат продавцы. Пример: рядом две канистры. Продавец – магазин или сервис указывают информацию 1л, 4л, 20л. По факту – 1 кварта (0,9463л), 1 галлон (3,7854л), ведро 19л. По итогу, продав N-е количество, получается дополнительная прибыль для продавца. Продолжение следует…

    Ответить

    Наши люди очень смекалистые.
    Лишний раз убеждаешься, насколько русские люди смекалистые и предприимчивые – с такими бы мозгами на европейский рынок… Недавно партнёр прислал фотографии с одного завода в центральной России. Они производят пустую бочкотару по 200 литров. Но какую? Какую пожелаете! На складах предприятия сотни пустых бочек известных производителей моторных масел, в основном европейских. Окрашенные в фирменные цвета, в комплекте к каждой бочке прилагаются крышки-пломбы с логотипом и « фирменные наклейки». Просто выбираешь, во что планируешь превратить своё масло, - и покупаешь «готовый комплект» под заливку. Говорят, что данная продукция пользуется большим спросом у покупателей. Отлажена логистика. Немудрено – немалая маржа для продавца « якобы фирменного масла». PS. Знакомый менеджер по продажам дистрибьютора российских моторных масел, рассказал, что они периодически вечерами, подвозят масла в бочках в крупный дилерский автоцентр, в котором представлены фирменные масла совершенно другого известного бренда. Позже увозят свои пустые бочки. Куда масло подевалось? – нам додумывать осталось. Продолжение следует...
    https://vk.com/topic-126483126_34023395

    Ответить

    Масляная телепортация.
    Ряд производителей популярных моторных масел, дабы удержаться на рынке перенесли производство своей продукции на территорию России, Белоруссии, Литвы и т.д. Клёво.. Напишите об этом на банке, опубликуйте на официальном сайте. Но, нет. Зачем? Клиенты же – невежи. Когда такого производителя или его представителя поймаешь за руку с фактами, покажешь им, где они разливают свои « премиум» европейские, американские, японские и т.д. масла… Например: Дзержинск, Томск, Тюмень, Обнинск, Светлогорск, Клайпеда, Славинск и т.п. - из их уст начинает литься сладкая сказка: – Ничего страшного, никаких изменений в качестве, - утверждают они хором. – Всё под контролем специалистов. Но мы, невежи, знаем, что масла состоят из базового масла и присадок. Возможно, пакеты присадок настоящие. Но, базовое масло наше, российское, со всеми вытекающими из этого - технологии переработки, сепарация, синтез и т.д., совковый подход персонала, в конце концов. Уже слышу злопыхателей – Наше не хуже, у нас супер оборудование т.д. СОГЛАСЕН. Но, уважаемые вы мои, я нигде в Европе, Японии, Америке не встречал «популярного», «качественного» российского моторного масла. Некоторые, так вообще уверяют, что базовые масла везут из Европы эшелонами в Россию на эти самые заводы – (для чего?) – для оптимизации расходов и уменьшения себестоимости.(Недавно одни дистрибьютеры именно в этом меня уверяли). Почему вы «умные производители», считаете нас всех «глупыми покупателями»? Можно представить себе стоимость такого масла, если бы это было правдой, но по факту получается недорогой продукт. Лишь немногие, мелким шрифтом, на упаковке указывают его фактическое производство. Продолжение следует…****
    ********https://vk.com/topic-126483126_34023395

    Ответить

    Трансформация масел.
    По факту часто получается следующее - открыл офис в Европейской стране – масло уже «Европейское», в Японии – «Японское». Всегда сослаться можно на адрес. Любое, лишь бы не то, что в бочке, банке – не Российское, не Белорусское, не Литовское и т.д. PS. Недавно на рынке появился очередной «европейский» масляный бренд, мне предложили поработать с ним в своём регионе. Качество немецкое, непревзойдённое, при этом по доступным ценам и бла, бла, бла.. Вникнув в предложение глубже, по факту оказалось, что «топовые» продукты из их линейки делают в Литве(просто перефасовывая российские масла), остальное большинство в Белоруссии, из того-же сырья. Резонный вопрос – почему масла из страны-участника таможенного союза, беспошлинной зоны торговли стоят так дорого? (ведь содержимое российский продукт). Резонный ответ – они же приходят к нам «немецкими», дешёвая цена вызовет подозрение. А главное – маржа супер! Тщательно изучил продукцию. Скажу сейчас лишь о тех, что схожи с «оригинальными маслами автопроизводителей». Ход классный – создать конкуренцию японским «оригинальным маслам» дешёвой ценой. Т.к. некоторые гиганты японского автопрома Nissan (уже и Toyota) наложили вето на официальный ввоз продукции с их логотипом, в том числе и на ввоз моторных масел. Счастливые дизайнеры «немецких и иже с ними брендов» ухватили данную фишку и начали просто заниматься плагиатом – переложили оригинальный дизайн на свою тару. Лишь добавляя сзади небольшой логотип своего бренда. Получается, что и нарушения вовсе нет – ведь это масло своего «якобы европейского производителя», а японский бренд – это просто название линейки. Для покупателей объяснение простое – ЭТО ОРИГИНАЛ ДЛЯ ЕВРОПЫ И ИЗ ЕВРОПЫ. Правда размеры жестяной банки несколько отличаются от японской – ну не перестраивать же линию по штамповке банок, ведь в них они разливают и остальные свои продукты. Вот такой коленкор! PS-I. Товарищ с Благовещенска в феврале прислал фото с сервиса с комментариями: приехал к ним клиент со своим маслом – две канистры оригинального 0W-30. На улице всего -27, машина у него на стоянке ночевала, масло в багажнике. Стали открывать банки, а там солидол, отвёрткой выковыревали..https://vk.com/topic-126483126_34023395

    Ответить

    Сергей, приветствую!
    Что вы думаете по поводу следующего:
    многие Российские производители масел позиционируют свои масла, как полные аналоги импортных, мол у нас такие же допуски и т.д., и например специалисты из контролирующих структур, те же API в любое время, в любой точке, любое масло имеющее их допуск могут проверить его, и уж если оно не соответствует, ууууу
    вот тогда штрафы, изгнание и прочее бла, бла.
    Ну и насколько мне известно в России не делают вторую группу масел, вывод они(масла), которые должны быть сделаны на второй группе, делаются из -первой, ну понятно с добавлением присадок в базу, что вы думаете по этому поводу???

    Ответить

    Ответить

    О ЧЁМ УМАЛЧИВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ? (часть 19) Химичат так же сервис МЭНЫ.
    Но, к сожалению, покупатель может получить «удар под дых» и с другой стороны. В погоне за рублём «химичат» и сервисы, станции по замене масел. Конечно не все, но всё же.. PS. Расскажу несколько случаев. Мой старый приятель, владелец большого сервиса, рассказал, что приобретает недорогие масла азиатских производителей и просто переливает их в бочки известных брендов. Какая, мол разница, покупатель всё равно не поймёт. Сначала переливал «синтетику в синтетику», этого оказалось мало – дальше больше. Стал полусинтетические масла переливать в тару синтетических топовых. А во время одной из встреч, зная, что я немного разбираюсь в технических характеристиках масел, задал мне вопрос, от которого, мои волосы (которых к слову нет) вздыбились. – «Что ты думаешь, если я минеральное масло недорогого азиатского бренда, буду переливать в бочки, как синтетическое элитного бренда? Ничего же не должно случиться? Зато маржа будет аховая». Я спросил – Неужели, ты действительно хочешь от меня услышать положительный ответ, чтобы оправдать свои действия??? …Сервис работает … В итоге – у владельца техники или предприятия – проблемы с этой самой техникой, претензии на качество масел и соответственно негативные отзывы о конкретном бренде. А с помощью « сарафанного радио» и интернета, такая молва быстро распространится, а потом поди отмойся.. Продолжение следует…
    Больше инфы в моей группе -
    https://vk.com/topic-126483126_34023395

    Ответить

    О ЧЁМ УМАЛЧИВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ? (часть 20) Чудесное, но опасное перевоплощение масла.
    Другой случай. Знакомый байер (покупатель), в данном случае закупщик, снабженец, перепродавец, обратился ко мне с просьбой подобрать качественный, недорогой аналог минерального масла. Ранее он закупал продукцию популярного североамериканского бренда, которая в связи курсом рубля стала очень дорогой. Масла были необходимы для конкретного промышленного оборудования. Посмотрел технические требования к оборудованию, изучил характеристики разных масел, я порекомендовал ему хорошее недорогое минеральное масло. Он согласился. Сделка состоялась. Байер закупил 30 бочек данного масла и отправил своему клиенту в другой регион. Каково же было моё удивление, когда через несколько месяцев, тот же байер сообщил мне, что проданное масло оказалось некачественным, и он получает претензии от своего клиента. Более того, тот же клиент утверждает, что из-за плохого масла, вышли из строя несколько дорогостоящих узлов двигателей автомобилей – новеньких Френч Лайнеров и Scania. Логичный вопрос с моей стороны – причём здесь новые авто? Ведь мы подбирали масла к конкретным промышленным установкам, согласно запросу, при этом учитывая характеристики конкретного минерального масла, которым пользовался его клиент ранее... Да, для данных авто, согласно требований, необходимы синтетические масла с совершенно другими допусками и стандартами (наличие катализаторов, систем EGR, DPF и т.д.). Я запросил отгрузочные документы, изучил, и впал в ступор. Чтобы получить О-о-очень большой дополнительный заработок, мой знакомый байер перепродал данное масло как 100-% синтетическое с самыми последними допусками и рекомендациями. Он самостоятельно напечатал соответствующие наклейки на бочки, приложил реальные технические паспорта и описания синтетического масла. Далее + 250% к цене сверху. Его покупатель, приобретя партию такого « классного синтетического масла», тщательно всё изучив и взвесив, принял решение, что такой «недешёвый» продукт жалко лить в оборудование. Оно идеально подходит для только что закупленных им нескольких новых европейских и американских грузовиков. И стал интенсивно его использовать в моторах данных авто. Далее, как мы уже знаем, случился конфуз (конечно надо разбираться с причинами поломки, но сейчас мы не об этом..). Наш байер, без всякого зазрения совести, обращается ко мне за помощью. Ведь это я якобы посоветовал ему данное масло и должен помочь ему решить проблему с клиентом. Как бы вы поступили в моём случае? Продолжение следует…
    Больше инфы в моей группе -
    https://vk.com/topic-126483126_34023395

    Ответить


В состав моторного масла входит основа (базовое масло) и присадки. Качество масла определяется химическим составом основы, а присадки служат для изменения свойств базового масла, и способны значительно улучшить моторное масло, несмотря на качество основы. Но в процессе использования масла длительное время основным показателем качества становится основа, поскольку присадки за это время меняют свои свойства. В этой публикации рассмотрим базовые масла для производства моторных масел.

Базовые масла для производства моторных масел могут быть трёх видов:

минеральные,
синтетические,
полусинтетические.

Если ориентироваться на Американский институт нефти (API), то можно сказать, что базовые масла имеют пять категорий.

Первая группа – основа, созданная при помощи депарафинизации и селективной очистки.
Вторая группа – основа, прошедшая гидрообработку, за счёт чего уменьшено количество парафинов и ароматических соединений.
Третья группа – основа, полученная с помощью метода каталитического гидрокрекинга, таким образом, индекс вязкости был уменьшен.
Четвёртая группа – основа создана на полиальфаолефинах (ПАО), что даёт повышенную окислительную стабильность и увеличивает индекс вязкости.
Пятая группа – группа базовых масел для производства моторного масла, в чей список входят основы, не вошедшие в вышеперечисленные категории. Базовые масла на синтетической и натуральной основе.

Минеральная основа для производства моторных масел является продуктом перегонки нефти, и естественно, что ее качество и химический состав, прежде всего, зависят от тех же показателей нефти, и от того, какие технологии были использованы для ее очистки.

Улучшение качества базовых минеральных масел решается двумя способами.

Первый способ подразумевает частичную очистку базового масла для производства моторных масел от азота, кислот, смол, серы, и затем добавляются присадки. При таком методе получается базовое масло не очень высокого качества.
Во втором способе проводится полная очистка основы, и дополнительно производится модификация с использованием метода гидрокрекинга. Такой способ позволяет получить базовое масло высокого качества, которое можно использовать в условиях эксплуатации автомобиля на высоких скоростях, температурах и нагрузках.



В плане цены такое базовое масло для производства моторных масел ближе к минеральным основам, а качество приближено к синтетическим.

Гидрокрекинговое базовое масло больше походит на минеральную основу по методу, используемому для его получения. Получают его из нефти, и оно проходит обработку методом гидрокрекинга. Первичная обработка базового гидрокрекингового масла аналогична той, что применяется в случае изготовления минерального масла. Также происходит очистка от битумных веществ, азота и серы, ароматических полициклических соединений. При помощи депарафинизации происходит удаление парафинов. Далее проходит гидроочистка базового масла от ненасыщенных углеводородов. И после неё происходит более тщательная очистка с помощью гидрокрекинга, при котором совершается дополнительное удаление азотистых и серных соединений.

Этот процесс построен на использовании крекинга (разрыва) длинной молекулярной цепочки на более короткие. А затем происходит насыщение водородом (гидрирование) коротких молекул. Поэтому этот способ получил название «гидрокрекинг». Понятно, что гидрокрекинг - это процесс синтеза, при котором происходит создание абсолютно другого соединения из одного и того же исходного сырья – нефти.

Часто гидрокрекинг носит название НС – синтеза. При этом методе получения базового масла для производства моторных масел возникает снижение некоторых полезных свойств. Так, нафтеновые и жирные кислоты, смолы, удалённые в процессе изготовления, снижают его смазывающую способность. Ценность представляют и отдельные соединения азота и серы, поскольку они способны усилить анти-окислительные свойства масла. Поэтому подобная очистка базового масла способна не только улучшить качество масла, но и ухудшить его показатели по некоторым параметрам. Для того чтобы улучшить качество базового масла после глубокой очистки применяются присадки.

Можно сказать, что базовое масло для производства моторных масел, изготовленное с применением гидрокрекинга – это продукт переработки нефти, в процессе которого удаляются все вредные примеси, а недостающие свойства компенсируются за счёт внесения добавки в виде присадки. Поскольку удалить вредные примеси достаточно сложно, то в конечном результате, при использовании такого базового масла, возможность возникновения образования нагара и коррозии значительно больше, по сравнению с синтетическим маслом.

Гидрокрекинг представляет собой каталитический процесс с применением никеля, а для очистки синтетического базового масла для производства автомобильных моторных масел применяется углерод, и поэтому оно не содержит примесей никеля. Это масло схоже по своим свойствам с синтетическим базовым маслом, однако процесс старения происходит быстрее. Можно упомянуть и о таком свойстве масла, как замерзание, которое у синтетического масла проходит при более низкой температуре. Есть и преимущества перед синтетическим базовым маслом, заключающиеся в устойчивости к процессу окисления и повышенной вязкости, поэтому оно способно в лучшей степени защитить двигатель от износа.

Интересен тот факт, что большинство масел для двигателя автомобиля, изготовленных с помощью метода гидрокрекинга, считается синтетическими или полусинтетическими маслами. Подобной позиции придерживаются наиболее крупные мировые производители моторного масла. Гидрокрекинг используют - Shell (кроме 0W-40), BP (кроме Visco 7000), отчасти Fuchs, Esso, Mobil, Chevron, Castrol, а все виды масла от южно-корейской фирмы ZIC вообще изготовлены только с помощью этого метода.

Полусинтетические базовые масла представляют собой смесь синтетических масел и минеральных, причем содержание синтетического масла может составлять 20 – 40 %. Содержание синтетического базового масла в конечном продукте может быть каким угодно, поскольку определённых требований или каких-то норм, как таковых, не существует. Как впрочем, не существует никаких нормативов использования типов (смотрите выше группы масел 3,4) основы для получения полусинтетического масла.

Полусинтетические масла по своей технической характеристике являются чем-то средним между синтетическим и минеральным маслом, соответственно, по своим показателям качества они уступают синтетическим базовым маслам и превосходят минеральные масла. Стоимость этих масел значительно ниже, чем синтетических.

Если рассматривать технические свойства тех или иных базовых масел для производства моторных масел, то стоит упомянуть и синтетическое масло. Основным его достоинством можно считать выигрышное соотношение температурного режима застывания масла и его вязкости.

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что синтетическое масло застывает при температуре воздуха минус 50-60 градусов, и одновременно обладает повышенной вязкостью, что является существенным плюсом в зимних условиях использования автомобиля.
Второй важный фактор – это устойчивость при повышенном тепловом режиме. Это значит, что оно имеет повышенную вязкость (в сравнении с полусинтетическим маслом и минеральным) при рабочих температурах начиная от 100 градусов и выше. Поэтому, разделяющая поверхности трения масляная плёнка остается неповреждённой при условии работы в повышенном тепловом режиме.
Помимо этих положительных качеств, есть и другие, например, повышенная стойкость к деформации сдвига. Существенным достоинством можно считать устойчивость к термоокислению. Это говорит о том, что во время эксплуатации автомобиля с использованием этого масла образование лака и нагара сведено к минимуму. Преимуществом в сравнении с минеральным маслом можно считать маленький расход на угар и меньшую испаряемость.
Бесспорным преимуществом является минимальное содержание сгущающих добавок - присадок. Некоторые виды синтетических масел вовсе не содержат таких присадок. По этому показателю можно считать масло особо стойким, поскольку присадки разрушаются первыми. Поскольку синтетическое масло обладает большим ресурсом, то его стоимость превышает в 3-5 раз стоимость минерального масла.

Для производства синтетического моторного масла, в качестве основы берут или эстеры, или полиальфаолефины (ПАО), а иногда используют их смесь. ПАО получают путём соединения коротких углеводородных цепочек. Для этого используют этилен и бутилен. Эстеры – это сложные эфиры. Их получают, когда карбоновые кислоты нейтрализуют с помощью спирта.

Для производства автомобильных моторных масел можно использовать растительное масло, например, кокосовое или рапсовое. Наибольшими достоинствами их всех основ обладают эстеры. Интересное свойство – молекулы у эстеров обладают полярностью, а это значит, что являясь частицами заряженными, они притягиваются к металлу. Второе интересное свойство в том, что вязкость эстеров возможно корректировать, когда изготавливается базовое масло, здесь всё зависит от того, какой будет использован спирт. Повышенная вязкость получается, если в изготовлении применяются тяжелые спирты. При производстве эстеров можно не применять присадок для сгущения, что очень хорошо, ведь они выгорают и масло приходит быстрее в негодность. Эстеры представляют собой продукты экологически чистые, что немаловажно.

К сожалению, стоимость эстеров пока слишком велика, чтобы авто-владелец с любым доходом мог их купить. Эстеры стоят значительно дороже минеральных базовых масел, а точнее в 5 – 10 раз. Вследствие высокой стоимости, их добавляют в количестве 3-5%, и то, как правило, в самые качественные и, соответственно, дорогие моторные масла.

ПАО масла или моторные масла сделанные на основе синтеза попутных нефтяных газов, принадлежат к разряду классической синтетики. Пришли они в гражданское применение из авиации, ведь наверху под куполом неба не слишком тепло, хоть и немного ближе к солнцу. Поэтому и требовалось, что бы смазочные материалы не только выдерживали нагрузки, но и не замерзали на большой высоте. Для этого как нельзя, более лучше, подходит ПАО база или ПолиАльфаОлефиновое базовое масло.

ПАО база имеет большие преимущества перед маслами на минеральной основе. Она выдерживает огромные нагрузки, высокие обороты, попадание топлива практически без ухудшения качества масла, очень долго сохраняет все свои основные технические параметры, прекрасно выдерживает термические нагрузки. Но ко всем достоинствам всегда есть какой нибудь недостаток, при всех своих замечательных свойствах ПАО база практически не в состоянии растворить в себе присадки. Для растворения присадок в ПАО маслах используют минеральную базу, с которой присадочный комплекс прекрасно смешивается. Так что не бывает в мире ПАО масел состоящих только из синтетики, в любом случае какой о процент минеральной основы присутствует.

Еще одно неприятное свойство ПАО базовых масел или масел 4-ой группы, это низкая полярность или практически ее отсутствие. То есть молекулы ПАО масла не «прилипают» к металлическим поверхностям и после выключения могут спокойно стремиться стечь в картер. Также не очень хорошо относятся к резинотехническим уплотнителям в виде сальников и прокладок. Для борьбы с подобным явлением используют специальные вещества, которые придают определенную полярность молекулам масла, укрепляя пленку и придавая свойства «прилипания» к металлу. Как правило, раньше для этих целей использовали представителей 5-ой группы базовых масел, так называемые сложные эфиры или эстеры. Эстеры даже в небольшом количестве существенно влияют на свойства ПАО базового масла и избавляют его от вышеописанных недостатков. На сегодняшний день, многие производители переходят на алкалированные нафталины. По сути, они так же как и эстеры избавляют ПАО базовое масло от недостатков, но это более современное поколение присадок. Таким образом классическое синтетическое масло – это масло в базе которого содержится большой процент ПАО базового масла.

Но синтетикой сейчас называют не только моторное масло, сделанное на ПАО основе, а и масло сделанное из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа. Это производное HC синтеза -Гидрокрекинговое моторное масло. Гидрокрекинговое автомобильное масло отличается во – первых, более низкой ценой, а во – вторых, своими преимуществами и своими недостатками, которые как и в ПАО маслах являются зеркальным отражением достоинств. По сути, гидрокрекинг долгое время относили к минеральным маслам высокой степени очистки и это верно, ведь сделано оно именно из минеральной основы.

Но в 1999 году произошло историческое событие в виде решения американского суда по иску Exxon Mobil к Castrol. Тем кто не знал, а думаю таких большинство, поясню. Кастрол стал писать на своих канистрах с гидрокрекинговыми маслами, слово «Synthetic», чем вызвал возмущение специалистов Mobil. Произошло знаменитое противостояние между двумя достойными производителями. Решение суда подивило многих и по сути внесло исторические изменения на рынок смазочных материалов. В вольном переводе оно гласило, что надпись на канистре «Синтетика» это вопросы маркетинга, а вовсе не вопросы технического описания товара. После этого решения взошла звезда Гидрокрекинга на рынка синтетических продуктов. Масса компаний стали называть синтетикой продукты гидрокрекинговой очистки базового масла. Ну а так как технология производства более недорогая, нежели процесс синтеза из газа, то и цена такого продукта стала огромным конкурентным преимуществом, перед классической синтетикой на ПАО. Рынок смазочных материалов наполнился канистрами с надписями «Full Synthteic», «100% Synthetic», «Synthetic», которые по своему составу были смесью 3-й группы гидрокрекинговых базовых масел и второй или первой группой минеральных масел, но формально это была синтетика. Если не ошибаюсь, то по нашему стандарту достаточно 37% гидрокрекингового масла, что бы продукт мог называться синтетическим. В целом гидрокрекинговые масла вплотную по своим свойствам приблизились к ПАО маслам и по сути уже смело могут называться синтетикой, но есть ряд технических особенностей благодаря которым, ПАО базовые масла останутся недостижимым уровнем для гидрокрекинговой базы, по крайней мере на данном уровне технического развития химической отрасли.

Итак, мы знаем, что синтетическим автомобильным масло может называться, как классическое ПАО масло, так и продукция сделанная из нефти или гидрокрекинговое масло. С недавних пор, в кагорту синтетики пришла еще одна новая – старая технология, а именно GTL или Gas to Liquid. GTL базовые масла это продукция сделанная путем синтеза природных газов. Несмотря на то, что сделано оно из газа, но по международной классификации все же относится к 3-й группе базовых масел и имеет обозначение VHVI+. Моторные масла на GTL базовом масле это по сути компромисс по всем параметрам между достоинствами ПАО и гидрокрекинговых базовых масел. GTL технологии удалось впитать в себя большинство достоинств ПАО и гидрокрекинга и практически избежать их недостатков. Сама GTL технология известна давно, например в годы Второй мировой войны немецкие химики с ее помощью делали синтезированное горючее для боевой техники, по сути из подручных материалов. Но эта технология была достаточно дорога в использовании и не получала до недавнего времени широкого применения. Пионером на глобальном рынке можно по праву считать концерн Shell и его «дочку» Pennzoil. Обкатав на американском рынке и усовершенствовав составы Шелл построил огромный завод в Катаре на объем более миллиона баррелей GTL масла в год, что позволяет не только закрывать собственные потребности в маслах этой группы, но и продавать для сторонних производителей. Да и цена самой базы стала более демократичной, что позволяет ее применять без страха существенного повышения розничной стоимости готового продукта.

Как быть простому автолюбителю при выборе синтетики? Здесь все зависит от условий эксплуатации. В большинстве случаев при правильном подборе по вязкости и допускам можно ограничиться «бюджетной», но качественной гидрокрекинговой синтетикой. Если же вашему автомобилю приходиться работать в условиях, которые большинство назовут суровыми или экстремальными, то выбор однозначно за ПАО синтетикой или автомобильными маслами на GTL базе.

p.s. Уважаемый автолюбитель, не забывай, где живешь – для наших условий есть важное уточнение – дороги у нас пыльные, бензин и солярка – не всегда качественные – так что моторное масло засоряется довольно быстро, вне зависимости от способа производства основы. А значит – не забивайте себе голову ерундой, не относитесь серьезно к термину "гидрокрекинг" и подбирайте моторное масло исходя из допусков и классификаций, указанных в мануале вашего автомобиля. Если какое-то моторное масло обладает вязкостью, имеет рекомендации и одобрения производителя, по классам качества и допускам, которые выдвигаются вашим автопроизводителем - это масло можно заливать в ваш двигатель!

Расход масла.

Среди многих автомобилистов бытует мнение, что современные моторы масло не «съедают», поэтому нет необходимости проверять его уровень. В действительности это не так. Потребление масла зависит от вязкости масла, его качества, стиля вождения, состояния двигателя и охлаждающей системы. Больше масла потребляется на высоких скоростях или при частых ускорениях и торможениях. Новый двигатель потребляет больше масла. Необходимо помнить, что масло может разжижаться, это мешает точному определению потребления. Разные модели двигателей предъявляют свои требования к расходу масла. Например, литр масла на тысячу километров – почти норма для V6 или V8, но слишком много для малолитражных автомобилей. В любом случае нужно понимать, что любой двигатель, даже новый, расходует масло. Собственно, масло в двигателе просто угорает в цилиндрах, оставаясь на их стенках. Такое уж у него предназначение – покрывать все внутренние поверхности пленкой и не допускать сухого трения. А пленка эта сгорает в камере вместе с топливной смесью. Принято думать, что расход масла в двигателе считается показателем его технического состояния. Именно с вопроса о расходе масла часто начинаются переговоры о покупке б/у автомобиля. На самом же деле, повышенный расход масла далеко не всегда свидетельствует о серьезных проблемах с мотором, равно как и отсутствие этого расхода не может гарантировать идеальное состояние двигателя. Соответственно, если мотор стал потреблять больше масла, чем раньше - это еще далеко не повод отправлять автомобиль на свалку или на капитальный ремонт двигателя - нужно внимательно все взвесить и для начала понять, куда именно и почему уходит масло.

Вопрос только в том, сколько именно масла сгорает в Вашем двигателе и нужно ли с этим что-то делать. Опыт очень многих владельцев подержанных автомобилей показывает, что даже в изрядно изношенный мотор в большинстве случаев выгоднее просто доливать масло, нежели делать капитальный ремонт.

На самом деле причин повышенного расхода масла немного больше, чем, выражаясь языком "специалистов" СТО, просто "убитый мотор". Масло в двигателе может угорать сверх меры, а может еще и банально вытекать. И диагностировать настоящую причину повышенного расхода масла в большинстве моторов, на самом деле достаточно сложно. Более того, некоторые причины определяются только путем вскрытия, а потому нередко мастера после капитального ремонта не рассказывают владельцам, какая именно причина была в их случае. А все потому, что во многих ситуациях капитальный ремонт двигателя – далеко не самый оптимальный выход из ситуации.

Течь масла.

Тут вроде все понятно – если масло течет, надо менять прокладки, сальники и дальше в том же духе. Масло из мотора может вытекать в следующих местах (наиболее распространенные проблемы):

Прокладка клапанной крышки. Это сверху двигателя, в случае недостаточной герметичности подтеки масла хорошо видны на внешних боковых стенках мотора. Как правило, через эту прокладку много масла уходить не может, но герметичность системы нужно восстановить в любом случае.

Прокладка ГБЦ (головка блока цилиндров). Тоже в верхней части двигателя, под ГБЦ. Эта прокладка (в V-образных двигателях их две, как и ГБЦ) может повреждаться в разных местах, в следствии чего, масло может уходить наружу (симптомы такие же, как и с прокладкой клапанной крышки), кроме того, масло может уходить в систему охлаждения, если пробита та часть прокладки, которая находится между рабочими цилиндрами и отверстиями системы охлаждения. В этом случае мотор будет внешне сухим, но охлаждающая жидкость (ОЖ) будет мутной и поменяет цвет, а масло в двигателе будет пениться (пену можно увидеть на внутренней поверхности крышки горловины, через которую масло заливается в двигатель). Такую проблему нужно решать срочно, ибо она опасна для жизни двигателя (в следствие попадания ОЖ в моторное масло).

Сальники коленвала и распредвала. Далеко не на всех моторах такую течь можно увидеть, просто открыв капот. Но подтеки снизу двигателя плюс пятна (лужа) масла на внутренней поверхности защиты картера должны быть. Эту проблему, собственно как и любую другую течь, необходимо устранить как можно скорее.

Прокладка поддона картера. Эту течь можно увидеть только на подъемнике и при снятой защите. Обратите на это внимание при очередной замене масла.

Задний сальник коленвала (на входе в коробку передач). Этот сальник в большинстве случаев меняется только со снятием кпп, и увидеть его невозможно. Но диагностировать течь опять же можно по подтекам в нижней части двигателя со стороны коробки передач.

Прокладка под маслянным фильтром. Тут вопрос в качестве фильтра и его замены. Заменить прокладку достаточно просто.

Угар масла.

Сам по себе угар моторного масла диагностировать достаточно легко. Сгорая в двигателе, масло дает сизый дым в выхлопе, чего не может быть при сгорании качественного бензина (черный дым, как правило, означает неправильную работу впрыска). Кроме того, если в моторе на протяжении длительного срока сверх нормы сгорает масло, на краях выхлопной трубы образуется маслянистая черная кромка.

Гораздо сложнее понять причину угара масла. Без вскрытия двигателя, однозначно причину повышенного расхода моторного масла Вам не скажет никто. Но при этом есть ряд сравнительно недорогих и несложных способов борьбы с угаром, которые можно испробовать перед вскрытием двигателя. Для начала следует обратить внимание, что масло сгорает в каждом двигателе! Оно просто не может там не сгорать совсем, поскольку постоянно образует масляную пленку на внутренних поверхностях рабочих цилиндров, где воспламеняется топливо. Гораздо более важен вопрос о том, сколько именно масла сгорает в Вашем двигателе и какова норма угара для него.

Следующим важным моментом является то, что количество сгоревшего масла напрямую зависит от режима эксплуатации двигателя. Чем чаще на больших оборотах работает мотор – тем больше масла в нем сгорит, и от состояния собственно самого двигателя это никак не зависит. Тут работают законы физики – чем больше обороты – тем больше температура мотора и масла, соответственно жиже масло -> больше масла остается в рабочих цилиндрах.

Ни один параметр напрямую не подсказывает, насколько быстро оно будет угорать. Но косвенно об этом свидетельствуют две величины: испаряемость масла и температура вспышки. Если первый параметр практически нигде не фигурирует и разузнать его сложно, то температура вспышки указывается во всех спецификациях. При этой температуре происходит воспламенение паров с поверхности масляной пленки при воздействии открытого огня (в нашем случае - пламени от сгорания топлива). Зависит она от состава масла: чем больше в нем легких фракций, тем ниже температура вспышки.

Так на что же смотреть, когда выбираешь масло в расчете на его минимальный расход? Вопрос особенно актуален для побитых жизнью моторов, которым одной заправки масла от смены до смены уже не хватает. Задают его и любители быстро и далеко ездить, равно как и владельцы мощных моторов с наддувом. Легче всего ориентироваться по температуре вспышки, благо на сайтах она приводится для всех масел. Чем выше, тем лучше. Как показали наши испытания, цифра выше 230 °C обещает сравнительно малый расход на угар. А уж если она лезет за 240 °C, то совсем хорошо.

Как делают моторное масло?

Если не вдаваться глубоко в детали, моторное масло - это смесь масляной основы и присадок. Основа получается либо из нефти (минеральные автомасла), либо путем химического синтеза (синтетические автомасла), либо же путем смешения в разных пропорциях минеральной и синтетической основ (полусинтетические автомасла). Сама по себе, основа обладает базовым набором смазочных и эксплуатационных свойств, но использование ее в двигателе невозможно без добавления различных присадок, позволяющих учесть разные режимы и срок эксплуатации двигателя.

Присадки - это вещества, которые добавляются в моторное масло с целью усиления, ослабления, стабилизации определенных существующих свойств и характеристик моторного масла, или же для приобретения маслом новых, необходимых для нормальной работы двигателя.

Присадки, добавляющиеся в моторное масло при производстве, выполняют разные задачи, от стабилизации вязкости при определенных температурах, и до очистки внутренних деталей двигателя. Фирмы-производители моторных масел не разглашают состав и свойства своих присадок - это их коммерческая тайна, собственно, обычному потребителю это и не нужно. Важно то, что сбалансированный набор этих присадок в конкретной марке масла должен соответствовать определенным стандартам, принятым во всем мире, а также дополнительным требованиям к составу моторного масла производителей автомобилей.

Таким образом, именно сбалансированный набор присадок, которые содержатся в отдельно взятом моторном масле и делают его пригодным для использования в каком-то конкретном двигателе. Тон в этих вопросах, разумеется, задают разработчики двигателей.

На какие виды и группы делятся моторные масла?

В зависимости от разных свойств, моторные масла делятся на группы по определенным параметрам:

1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло).

2. По вязкости (классификация SAE).

3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA)

4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел).

Следует сразу заметить, что все вышеперечисленные категории прямо не описывают, какое масло лучше, а какое хуже - все эти масла просто разные и подходят для разных двигателей. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля, нужно знать, какое масло подходит именно к Вашему двигателю. Исключением, пожалуй, является первая категория - химический состав основы, поскольку производители автомобилей редко настаивают на использовании какой-то конкретной из существующих. Собственно, с этой категории и начнем, но перед этим следует сказать несколько слов, что из себя представляет моторное масло в целом.

Почему существует так много разных моторных масел?

Потому, что существует множество разных по предназначению двигателей и их производителей. И у каждого из последних - свои технологии производства.

К примеру, если один двигатель проектируется, как мощный, для спортивных автомобилей, то другой изначально конструкторами предназначается для экономных горожан. Третья же группа двигателей предназначена больше для буксирования прицепов и езды по гористой местности.

Вариантов маркетингового позиционирования двигателей на самом деле очень много. И производитель автомобиля при этом изначально закладывает в техническое задание конструкторам вполне определенные условия будущей эксплуатации каждого мотора. Задача последних - максимально оптимизировать конструкцию двигателя именно под эти заданные условия.

Отсюда - великое множество разных по объему, конструкции, а также, что немаловажно, используемым в производстве внутренних деталей материалам двигателей. А все эти факторы, в свою очередь, предполагают необходимость ужесточения требований к моторному маслу, которое будет использоваться. При этом, некоторые параметры автомасла для разных двигателей являются взаимоисключающими.

Например, все знают, что с ростом оборотов двигателя температура масла растет. Соответственно, с ростом температуры масла его вязкость снижается. А знаете ли Вы, что рабочее число оборотов двигателя у разных моторов разное? То есть, если, к примеру, на одной передаче и при частоте оборотов двигателя, скажем в 3000, один автомобиль едет со скоростью 110 км/ч, то скорость другого при тех же параметрах составляет 140, а третьего - 160.

Очевидно, что этим трем автомобилям для нормальной работы двигателя нужно масло с совершенно разными параметрами.

Зачем нужно знать, какие бывают моторные масла?

Зайдя в любой магазин автозапчастей, можно легко убедиться в том, что различных моторных масел бывает очень много. Есть множество фирм-производителей моторного масла, но каждая из них предлагает еще целый набор марок своей продукции для разных двигателей, условий и даже сезонов. Как разобраться во всем этом и нужно ли вообще в этом разбираться обычному автолюбителю?

К сожалению, нужно. Дело в том, что на этикетке моторного масла Вы не найдете информацию о его совместимости именно с Вашим двигателем, как это часто бывает с другими запчастями. Так происходит в основном потому, что разные двигатели даже одной модели автомобиля одного производителя рассчитаны на разные по своим свойствам моторные масла, и перечисление всех совместимых двигателей на этикетке моторного масла просто невозможно. К тому же, часто для одного двигателя допускается использование сразу нескольких типов моторного масла, что еще больше усложняет задачу.

Безусловно, самый простой вариант - покупать все время моторное масло в официальном представительстве производителя Вашего автомобиля, мол, он то уж точно знает, какое масло подходит для выпущенных этим производителем моторов. Это не только самый простой, но, пожалуй, и самый правильный вариант, но далеко не самый дешевый, к тому же далеко не все автолюбители имеют в своем городе или недалеко от него такие официальные представительства.

Кроме того, использование оригинального моторного масла, купленного у официального представителя автопроизводителя, в основном годится для новых или почти новых автомобилей. Для моторов с пробегом «официалы» имеют что предложить далеко не всегда.

Потому, что существует множество разных по предназначению двигателей и их производителей . И у каждого из последних – свои технологии производства.

К примеру, если один двигатель проектируется, как мощный, для спортивных автомобилей, то другой изначально конструкторами предназначается для экономных горожан. Третья же группа двигателей предназначена больше для буксирования прицепов и езды по гористой местности.

Вариантов маркетингового позиционирования двигателей на самом деле очень много. И производитель автомобиля при этом изначально закладывает в техническое задание конструкторам вполне определенные условия будущей эксплуатации каждого мотора . Задача последних – максимально оптимизировать конструкцию двигателя именно под эти заданные условия.

Отсюда – великое множество разных по объему, конструкции, а также, что немаловажно, используемым в производстве внутренних деталей материалам двигателей. А все эти факторы, в свою очередь, предполагают необходимость ужесточения требований к моторному маслу, которое будет использоваться. При этом, некоторые параметры автомасла для разных двигателей являются взаимоисключающими.

Например, все знают, что с ростом оборотов двигателя температура масла растет. Соответственно, с ростом температуры масла его вязкость снижается. А знаете ли Вы, что рабочее число оборотов двигателя у разных моторов разное? То есть, если, к примеру, на одной передаче и при частоте оборотов двигателя, скажем в 3000, один автомобиль едет со скоростью 110 км/ч, то скорость другого при тех же параметрах составляет 140, а третьего – 160.

Очевидно, что этим трем автомобилям для нормальной работы двигателя нужно масло с совершенно разными параметрами.

Дополнительную информацию можно узнать в платном справочнике, который размещен в Google Play по ссылке:

Современные нефтяные (минеральные), синтетические и полусинтетические моторные масла получают путем смешения базовых масел с присадками различного функционального назначения. В качестве базовых масел чаще используют нефтяные дистиллятные масла различной вязкости. Также используются масла процесса гидроизомеризации, так называемые гидрокрекинговые масла и синтетические базовые компоненты. Смешением нефтяных с гидрокрекинговыми или синтетическими маслами получают полусинтетические масла.
Процесс производства смазочных масел для современной техники состоит из трёх этапов:
1) подготовки сырья - получения исходных масляных фракций;
Базовые масла (компоненты масел) производятся на технологических установках переработки нефти по существующим поточным схемам. На установках производится перегонка нефти с получением дистиллятных масляных фракций 350-420°С, 420-500°С и фракции выше 500°С. В настоящий момент развитие нефтеперерабатывающей промышленности позволяет производить перегонку с более узким фракционным составом получая большее количество базовых масел. 2) получения компонентов масел из исходных масляных фракций путем реализации различных способов очистки фракций на установках маслоблока;
В большинстве случаев это селективная очистка масляных фракций 350-420°С и 420-500°С фурфуролом с получением рафинатов фракций 350-420 и 420-500°С. Д еасфальтизация гудрона пропаном и селективная очистка смесью фенола и трикрезола (растворитель «селекто») деасфальтизата в растворе пропана с получением остаточного рафината фракции выше 500°С. Г идроочистка остаточного рафината фракции выше 500°С в стационарном слое катализатора с выработкой остататочного гидроочищенного рафината фракции выше 500°С. Депарафинизация рафинатов фракций 350-420°С и 420-500°С и остаточного гидроочищенного
рафината в растворе метилэтилкетон-толуол с получением депарафинированных масляных фракций 350-420°С и 420-500°С, а также остаточного компонента гидроочищенного (базовое масло ОБ-500).

3) непосредственного получения товарных масел смешением (компаундированием) масляных компонентов и присадок.

Все процессы производства смазочных масел включают ступени регулирования вязкости базового масла путем компаундирования и введения присадок с получением продуктов с заданными свойствами. Масла обычно компаундируют при 50-60 °С. При этой темпера­туре вязкость масел и присадок достаточно низки для гарантиро­ванного удовлетворительного и быстрого перемешивания. В то же время базовые масла и присадки не подвергаются значительным термическим воздействиям. Но при высоких температурах, на­пример 100 °С, скорости разложения некоторых присадок (в ча­стности, противозадирных) уже значительны. Температуры выше 100-120 °С требуются лишь в случае присадок, трудно подда­ющихся растворению, например сера в смазочно-охлаждающих жидкостях.
Масла можно компаундировать периодически в резервуарах, реакторах и смесителях или непрерывно на соответствующих установках.
При периодическом компаундировании резервуары для компаун­дирования или смесители, емкостью от 1 до 20 м3, обычно обогре­ваются и снабжены мешалками. Количество компонентов опре­деляют по массе, объему или дозируют с помощью дозировочного насоса. Оптимальное перемешивание достигается с помощью пропел­лерных мешалок, так как медленно вращающиеся лопастные ме­шалки не обеспечивают необходимой интенсивности перемешивания. При использовании циркуляционного насоса его мощность должна быть достаточной для многократной циркуляции всего объема масла со скоростью несколько оборотов в час. Старый способ перемешивания воздухом, подаваемым в резервуар для компаундирования, экономически оправдан в тех случаях, когда при температурах смешения отсутствует опасность окисления компонентов масла. В этом случае целесообразно воздух подавать в резервуар не из центральной системы, а снабдить резервуар собственной воздуходувкой. В против­ном случае возможны осложнения из-за конденсированной воды или масляного тумана, увлеченного сжатым воздухом.

Поточное смешение -

непрерывное компаундирование является е динственным экономически оправдан­ным способом компаундирования больших объемов товарных масел. В этом процессе все компоненты, базовые масла и присадки, дозируют в основной поток, в так называемую линию смешения. В системе Корнелла применяют два или более синхронно работающих дозировочных насоса, объемную производительность которых можно с высокой точностью регулировать автономно. Для бесперебойной работы требуется свободный доступ компонентов смешения к дозировочным насосам. В пропорциональных системах применяют раздельные дозаторы для каждого компо­нента. Вращение дозаторов сопряжено с коническими шестер­нями, соединенными с планетарными шестернями. Требуемая скорость дозирования достигается, когда планетарные шестерни дозаторов эталонного и контролируемого компонентов вращаются с одинаковой скоростью. Любое отклонение от заданного соотно­шения приводит к неравномерности движения ведомых шестерен, в результате чего изменяется положение планетарной шестерни и, следовательно, изменяется скорость подачи компонентов. Пре­имущество этой системы заключается в том, что в случае отклоне­ния от заданной композиции автоматически отключается вся аппаратура.




Установка компаундирования фирмы «Siemens and Halske» основана на этом же принципе. Планетарная шестерня заменена резьбовой гайкой, которая изменяет импульс подачи воздуха, регулируя подачу компонентов.
тично достигаются подбором сырья и соответствующей очисткой исходных масляных фракций. Введение в масла в процессе компаундирования присадок, достигаются необходимые эксплуатационные свойства масел.
Эффективность присадок в маслах различного происхождения значительно зависит от оптимальной концентрации, а в случае композиции (пакета) присадок – также от оптимального сочетания компонентов.
Для получения сбалансированных композиций моторных масел отвечающих комплексу требований, смеси масел смешивают с антиокислительными, моюще-диспергирующими, противоизносно-противозадирными, депрессорными, вязкостными и антипенными присадками. Также при производстве возможно использование многофункциональных пакетов присадок включающие в себя все вышеперечисленные свойства.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»