Чем грозит попадание молнии в дом и как этого избежать. Знаете ли вы, что будет, если в машину ударит молния

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Что происходит, когда молния попадает в самолет? August 21st, 2015

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Один из пилотов гражданского самолета в свой первый рейс очень беспокоился о том, какие последствия будут его ожидать в случае попадания молнии в борт самолета. Причиной волнений стала плохая погода. Летчик беспокоился, но напарник его всячески успокаивал. Эксперты утверждают, что при попадании молнии в самолет ничего страшного не произойдет, но в некоторых случаях самолеты все же проводили экстренную посадку.

Разновидности грозы

В метеорологии образование гроз происходит по общим принципам, но с точки зрения простого человека, они могут быть настолько непредсказуемыми, что их образование не укладывается в голове. Как говорят специалисты, грозы бывают 2 типов:

  • Фронтальные;
  • Отдельные.

Первый вид гроз образуется на теплых и холодных фронтах. Однако есть некоторые особенности. Грозы, образующиеся в холодных фронтах, максимально развиваются в дневное время, в сильную жару. Что же касается гроз теплого фронта, то их сила максимально замечается в раннее утро, когда земля еще холодная. Чем выше показатель разницы температур до и за фронтом, тем сильнее будет фронтальная гроза.

Отметим, что сильная разница температур может вызвать не только сильнейшую грозу, но и ураган. Метеорологи говорят о том, что все происходит согласно законам физики. Воздух при охлаждении насыщается влагой и становится облаком.

Летчики отмечают, что подобные облака могут находится на высоте более 16 км, но это только в районах экватора. Когда в облаке происходит трение частиц, то образуются электроразряды. Также бывают случаи, когда фронтальные грозы стоят стеной на протяжение до 400 км, что полностью перекрывает движение самолета в пункт назначения. Отдельные наоборот – происходят на больших расстояниях друг от друга.

Как пилоты, находясь в самолете, определяют грозовой фронт

Ни для кого не будет секретом, что град, гроза и мощнейшая турбулентность означает то, что пассажирскому самолету там опасно. Для определения таких мест в самолетах предусмотрены метеолокаторы. Принцип простой – локатор посылает сигнал вперед самолета, тот отражается и возвращается назад к самолету. Изменения, которые пришли в ответ и означают опасность впереди. Попросту говоря, локатор способен определить содержание воды в облаке. Чем ее там больше – тем опаснее туда лететь.

Очень важно определить высоту грозового фронта. Если командир самолета принял решение перелететь через него, это может быть невозможным. К сожалению пассажирским самолетам недоступны большие высоты.

Последствия от попадания грозы в самолет

Бывают случаи, когда пилоты не успели скорректировать курс и попали в грозовой фронт. Многие пассажиры боятся таких погодных условий и думают, что самолет обязательно упадет при попадании грозы в корпус самолета. Однако здесь все не так страшно. Эксперты уверяют, что все продумано и пассажирам ничего не грозит.

В авиалайнерах предусмотрены громоотводы. Разряды молнии собираются в пучок энергии, которая по специальным кабелям, абсолютно безопасно выводится за пределы самолета. Бывали конечно редкие случаи, когда на некоторое время выходили из строя приборы самолета. В таких случаях, все решение принимает капитан. Если есть опасность для жизни пассажиров, то будет произведена экстренная посадка. В большинстве же случаев, попадание грозы в самолет можно было заметить только при внешнем предполетном осмотре авиасудна.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Гроза - завораживающее явление природы. Она притягивает и одновременно отпугивает своей мощью. После неё воздух чист и свеж, насыщен ионами. Но молнии, образующиеся во время этого сложного природного процесса, представляют большую опасность. Обратите внимание, много действительно полезной информации о молниезащите Вы можете найти на сайте http://www.amnis.ru/.

Чем опасна молния?

Молния - огромный электрический разряд в атмосфере между положительно и отрицательно заряженными частями облаков или между грозовым облаком и землёй. Разряд проходит по пути наименьшего сопротивления. Объектами разряда становятся наиболее высокие сооружения с наибольшей электропроводимостью.

Причина пожаров и разрушений во время поражения молнией - выделение тепловой энергии в момент, когда она проходит через источник разряда. Чем выше сопротивление материала источника разряда, тем больше тепла выделится. Соприкосновение молнии с горючими материалами мгновенно их воспламеняет.

Вторичные воздействия

Опасны и вторичные воздействия молнии. При её разряде в металлических элементах, которые находятся внутри здания (трубопроводах, электрических кабелях), может возникнуть большое напряжение. Его величина зависит от параметров тока электроприборов, размеров и расположения контура молнии. Под действием этого напряжения может появиться искра, способствующая возгоранию. Или же произойдет значительный нагрев кабелей, который выведет из строя дорогостоящую электроаппаратуру.

Какие строения подвержены риску?

Наибольшему риску стать для молнии разрядом подвержены деревянные одиноко стоящие дома. В древесине под действием большого напряжения атмосферы скапливаются заряды, которые притягивают молнию и способствуют поражению, а электрический ток образует усиленное выделение тепла. Поэтому разряд молнии в деревянный или щитовой дом обязательно спровоцирует мгновенный пожар.

Кирпичные сооружения менее подвержены ударам молнии. Они плохие проводники и не скапливают зарядов. Сооружения из бетона более устойчивы к ударам благодаря металлической арматуре, которая снижает сопротивление электрическому току всего строения.

На вероятность поражения строения также оказывает значение уровень грунтовых вод - чем ближе они залегают к поверхности, тем значительнее опасность, что молния ударит именно в это место.

Как защитить строение от разряда?

Загородный дом, садовый домик необходимо защитить от опасного природного явления. Защита сооружения должна стать комплексом средств, который убережёт строение и от прямых ударов молнии и будет препятствием её вторичным воздействиям.

Защитить строение от природного бедствия во время грозы поможет молниеотвод. Составные части громоотвода (молниеотвода):

  • Молниеприёмник - конструкция, крепящаяся на крыше здания;
  • Заземление;
  • Токоотвод (проводник, соединяющий молниеприёмник и заземление).

Если крыша строения покрыта листовым металлом толщиной более 1 мм, то достаточно лишь тщательно провести её заземление в нескольких местах. Для сооружений, имеющих стреловидную форму, лучшим громоотводом будет металлический трос, который натянут строго над коньком крыши на высоте 0,5-1,5 метра. Плоскую крышу накрывают сеткой из металлических тросов с ячейкой 100-200 см или устанавливают в центре крыши металлический стержень длиной 3-4 метра.

На кирпичные трубы также необходимо установить молниеотводы. Эти трубы часто бывают влажными, они пропитаны смолами, которые снижают изоляционные свойства керамики. Металлические трубы достаточно заземлить. Нуждаются в заземлении телевизионные антенны, установленные даже на стене сооружения. Ведь они притягивают молниевый разряд, так как связаны с устройствами, подключенными к электросети.

Заземление

Заземление обустраивается вдали от колодцев, скважин и фундамента дома. Для него используется лист металла, металлическая труба. Лист площадью 1 кв. м зарывают в землю на глубину, где почва всегда находится во влажном состоянии. На такой же уровень забивают в землю двухметровую трубу диаметром 10 см, предварительно выкопав яму для грунтовых вод.

Оптимальные материалы для заземляющих устройств - медь и нержавеющая сталь толщиной 2-3 мм. При использовании простого железа оно должно быть достаточной толщины, чтобы не успело сгнить. К заземляющему устройству при помощи болтов с шайбами или сварки крепится токопроводник.

Токопроводник

В этой роли хорошо зарекомендовали себя стальная проволока и трос. Сечение проводника должно быть не менее 100 мм, чему соответствует диаметр троса 11 мм и металлическая полоса примерно 4х2,5 см. Проводник можно укладывать по стене здания не используя специальную изоляцию.

Для установки громоотводной системы можно пригласить квалифицированных специалистов, которые помогут обезопасить строение от поражения ударом молнии.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар. Особенно опасна молния для живых существ. Ее удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания создает для этого благоприятные условия.

Молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы , а из двух предметов одинаковой высоты - в тот, который является лучшим проводником.

Отсюда следуют меры предосторожности, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от молнии.

В доме

  • Закройте все окна и двери.
  • Выключите из розеток все электроприборы. Не прикасайтесь к ним, а также к телефонам во время грозы.
  • Не подходите к ваннам, кранам и раковинам, поскольку металлические трубы могут проводить электричество.
  • Если к вам в дом залетела шаровая молния (хотя по статистике таких "счастливчиков" крайне мало), не делайте резких движений и ни в коем случае не убегайте, так как можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами. Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов и постарайтесь оставить малоизученное атмосферно-электрическое явление в одиночестве. Не более чем через минуту молния исчезнет сама собой.

На улице

  • Постарайтесь зайти в дом или в автомобиль.
  • Если укрытия нет, выйдите на открытое пространство и, согнувшись, прижмитесь к земле. Очень опасно во время грозы стоять в полный рост! Но просто ложиться тоже нельзя! Мокрая земля является отличным проводником, и поэтому молния может ударить в почву.
  • Постарайтесь укрыться в самом низком месте, будь то канава, овраг или небольшая ложбинка.
  • В лесу лучше укрыться под низкими кустами. НИКОГДА не стойте под отдельно стоящим деревом. Молния в первую очередь направляет свое действие на высокие предметы, в том числе на деревья. Особенно хорошо молнию притягивают дуб, сосна, тополь, ель.
  • Избегайте башен, оград, высоких деревьев, телефонных и электрических проводов, автобусных остановок.
  • Держитесь подальше от велосипедов, мангалов, других металлических предметов.
  • Не подходите к озеру, реке или другим водоемам.
  • Снимите с себя все металлическое. Ни в коем случае не пользуйтесь в грозу зонтиком!
  • Не пользуйтесь мобильным телефоном.
  • Не стойте в толпе.
  • Если гроза застала вас в лодке и к берегу приплыть вы уже не успеваете, пригнитесь ко дну лодки, соедините ноги и накройте голову и уши.

В автомобиле

  • Если гроза застала вас в пути, необходимо остановиться, закрыть все окна и верх машины (если она с открытым верхом), опустить радиоантенну, и самое главное - не покидать этого убежища. Внутри полностью закрытого автомобиля вы вне опасности во время грозы. Дело в том, что, несмотря на то, что автомобиль состоит из металла, он создает эффект так называемой клетки Фарадея, то есть устройства, которое представляет собой заземлённую клетку, выполненную из хорошо проводящего материала. Такое устройство хорошо экранирует электромагнитные поля.
  • В случае, когда транспорт является открытым (велосипед, мотоцикл), нужно немедленно остановиться и отойти от транспортного средства метров на тридцать.

При образовании в любой точке горизонта грозового фронта мощных кучево-дождевых, башнеобразных туч следует внимательно наблюдать за развитием облачности. При этом надо помнить, что ветер не дает правильного представлении о направлении движения грозы. Грозы часто идут против ветра!

Расстояние до приближающейся грозы можно определить, посчитав секунды, разделяющие вспышку молнии и звук первого раската грома:

  • секундная пауза означает, что гроза на расстоянии 300-400 м,
  • трехсекундная - 1 км,
  • четырехсекундная - 1,3 км и т.д.

Гроза относится к одному из самых опасных для человека природных явлений . Мгновенный удар молнии может вызвать паралич, глубокую потерю сознания, остановку дыхания и сердца. При поражении молнией на теле пораженного остаются специфические ожоги в виде красноватых полос и ожогов с пузырями. Чтобы не пострадать от попадания молнии, необходимо знать и соблюдать некоторые правила поведения во время грозы.

Что такое молния

Молния - это электрический разряд высокого напряжения , огромной силы тока, высокой мощности и очень высокой температуры, возникающий в природе. Электрические разряды, возникающие между кучевыми облаками или между облаком и землёй, сопровождаются громом, ливневым дождём, зачастую градом и шквальным ветром. Разновидностей молний существует много. В средней полосе самые распространённые - линейная и шаровая молнии. Они отличаются по внешнему виду, но одинаково опасны для человека.

Что делать во время грозы

Летние грозы - явление обычное, но не каждый знает, как обезопасить себя во время грозы, что делать, чтобы не быть пораженным молнией .

Сотрудники МЧС России по Московской области дают ряд простых советов, что делать во время грозы:

  • Во-первых, во время грозы стоит избегать открытой местности . Молния, как известно, бьет в самую высокую точку, одинокий человек в поле - это и есть та самая точка. Если Вы по какой-то причине остались в поле один на один с грозой, спрячьтесь в любом возможном углублении: канавке, ложбинке или самом низком месте поля, сядьте на корточки и пригните голову, советуют спасатели.
  • Во-вторых, во время грозы избегайте воды , так как она отличный проводник тока. Удар молнии распространяется вокруг водоема в радиусе 100 метров. Нередко она бьет в берега. Поэтому во время грозы необходимо подальше отойти от берега, нельзя купаться и ловить рыбу.
  • Очень опасно во время грозы разговаривать по мобильному телефону . Лучше всего во время грозы мобильники выключать. Были случаи, когда входящий звонок становился причиной попадания молнии.
  • При грозе желательно избавиться от металлических предметов . Часы, цепочки и даже раскрытый над головой зонтик - потенциальные цели удара. Известны случаи удара молнии по находящейся в кармане связке ключей.

Чтобы не ударила молния, если вы в лесу

Молния в лесу практически никогда не бьет в землю, за исключением полян, ибо деревья являются естественными громоотводами, причем вероятность попадания молнии в конкретное дерево прямо пропорциональна его высоте. Поэтому держитесь подальше от высоких деревьев. Самый грамотный вариант - усесться между низкорослыми деревьями с густыми кронами. При этом определите приблизительно высоту выбранных вами деревьев и постарайтесь размещаться от них на расстоянии, не превышающем эту высоту. Допустим, высота деревьев примерно 4-5 метров, соответственно, размещаться между ними надо так, чтобы до каждого из деревьев было не менее 4-5 метров. Это называется «конус защиты». Сидеть лучше в так называемой «позе эмбриона» — спина согнута, голова опущена на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединены вместе.

  1. Что чаще всего молния ударяет в дубы, тополя, вязы.
  2. Реже молния ударяет в ель, сосну.
  3. Совсем редко молния ударяет в березы, клены.

Во время грозы в лесу нельзя: выбирать убежище под высокими деревьями или у деревьев, ранее пораженных грозой, расщепленных (обилие пораженных молнией деревьев свидетельствует, что грунт на данном участке имеет высокую электропроводность, и удар молнии в этот участок местности весьма вероятен), нельзя ставить палатки на открытом месте, сидеть у горящего костра (дым - хороший проводник электричества).

Чтобы не ударила молния, если вы в поле

При первых признаках приближающейся грозы надо: как можно быстрее переместиться в сторону надежного ближайшего укрытия (лес, деревня), удаляясь одновременно от отдельно стоящих деревьев или рощ. Если отдельно стоящее дерево расположено на вашем пути к деревне, не стоит идти туда. Приоритетной задачей является удаление от возможных зон попадания разряда. Отдаляться надо не менее чем на 150-200 м. С началом грозы, если вы так и не добежали до укрытия: необходимо присесть как можно ниже, а когда гроза подойдет совсем близко - лечь на землю. И тихо, смиренно, неподвижно лежать. При этом следует помнить, что песчаная и каменная почвы безопаснее, чем глинистая. И не спешите двигаться с места, когда гроза начнет уходить, - переждите 20-30 минут после того, как ударила последняя молния.

Во время грозы в поле нельзя: перемещаться, в особенности идти, распрямившись; прятаться в стога сена, под одиноко стоящие деревья или островки деревьев, тем более прикасаться к ним руками и прочими частями тела. Человеческая психология такова, что в большом и мощном он склонен видеть защиту. В грозу работает обратный закон: чем ты мельче, тем больше у тебя шансов не попасть под разряд. Поэтому деревья обходим подальше.

Чтобы не ударила молния, если вы у водоема

При приближении грозу немедленно покиньте водоем и уйдите как можно дальше от береговой линии. Человек, находящийся на плавсредстве, при приближении грозы должен немедленно пристать к берегу. Если это невозможно - осушить лодку, переодеться в сухую одежду, если есть, поднять защитный тент, подложить под себя спасательный жилет, сапоги, снаряжение и т.п. электроизолирующие предметы, накрыться полиэтиленом таким образом, чтобы дождевая вода стекала за борт, не внутрь плавсредства, но при этом полиэтилен не должен соприкасаться с водой!

Во время грозы у водоема нельзя: лезть в воду, укрываться в пойменных кустах и под деревьями.

Чтобы не ударила молния, если вы в горах

В горной местности при приближении грозы надо постараться спуститься с возвышенностей - хребтов, холмов, перевалов, вершин и т.п. Опасно находиться возле водотоков (расщелин, желобов и т.д.), так как во время грозы даже мелкие трещины, заполненные водой, становятся проводником для стекания электричества. Лучше всего остановиться возле высокого вертикального отвеса («пальца»). При этом высота отвеса должна быть, по меньшей мере, в 5-6 раз больше высоты человека, соответственно зона безопасности будет равна высоте отвеса, отмеренной в горизонтальной плоскости. Однако ближе чем на 2 м к стене приближаться нельзя. Можно укрываться в естественных нишах-пещерах в склоне, но также не ближе 2 м от стены. Металлические предметы - альпинистские крючья, ледорубы, кастрюли, собрать в рюкзак и спустить на веревке на 20-30 м ниже по склону.

Во время грозы в горах нельзя: прислоняться или прикасаться при передвижении или отдыхе к скалам, отвесным стенам, прятаться под скальными нависаниями.

Чтобы не ударила молния, если вы в машине

Машина достаточно хорошо защищает находящихся внутри людей, поскольку даже при ударе молнии разряд идет по поверхности металла. Поэтому если гроза застала вас в машине, закройте окна, отключите радиоприёмник, сотовый телефон и GPS-навигатор. Не следует дотрагиваться до ручек дверей и других металлических деталей.

Чтобы не ударила молния, если вы на мотоцикле

Велосипед и мотоцикл в отличие от машины от грозы вас не спасут. Необходимо слезть, уложить транспорт и отойти на расстояние примерно 30 м от него.

При нахождении во время грозы в дачном или садовом доме следует:

  • Закрыть двери и окна, исключить сквозняки.
  • Не топить печь, закрыть дымоход, поскольку выходящий из трубы дым обладает высокой электропроводностью и может притянуть к себе электрический разряд.
  • Выключить телевизор, радиоприёмник, электроприборы, отключить антенну.
  • Выключить средства связи: ноутбук, мобильный телефон.
  • Не следует находиться около окна или на чердаке, а также рядом с массивными металлическими предметами.

Если гроза застала на улице:

  • Не находиться на открытой местности, вблизи металлических сооружений, линий электропередач.
  • Не стоит прикасаться ко всему мокрому, железному, электрическому.
  • Снимите с себя все металлические украшения (цепочки, кольца, серьги), уберите в кожаную или полиэтиленовую сумку.
  • Не раскрывать над собой зонтик.
  • Ни в коем случае не искать убежища под большими деревьями.
  • Не желательно находиться у костра.
  • Не подходите к проволочным заборам.
  • Не выходите, чтобы снять белье, сохнущее на веревках, поскольку оно тоже проводит электричество.
  • Не ездить на велосипеде или мотоцикле.
  • Не купаться, отойти подальше от водоёма.
  • Очень опасно во время грозы разговаривать по мобильному телефону, его нужно отключить.
  • Гроза обычно бьёт в самую высокую точку на своём пути. Одинокий человек в поле - это и есть та самая высокая точка. Ещё страшнее оказаться в грозу на одиноком холме! Если Вы по какой-то причине остались в поле один на один с грозой, спрячьтесь в любом возможном углублении: канавке, ложбинке или самом низком месте поля, сядьте на корточки и пригните голову. Лежать на мокрой земле во время грозы не рекомендуется.
  • Никогда не пытайтесь укрыться под одиноко стоящим деревом.
  • Во время грозы не купайтесь, не ловите рыбу, не находитесь рядом с водоёмами.

Как спастись от шаровой молнии

Если в грозу вы находитесь дома или в каком-либо помещении, не стоит находиться рядом с батареями, окнами, электроприборами, антеннами, проводами и металлическими предметами. Надо закрыть окна, двери, дымоходы и вентиляционные отверстия, чтобы избежать сквозняков, которые привлекают шаровые молнии .

Шаровая молния выглядит как свободно плавающий по воздуху горизонтально или хаотично светящийся шар диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров. Шаровая молния может существовать от нескольких секунд до трёх десятков секунд. Она обладает большой разрушительной силой, вызывающей пожары, сильные ожоги и иногда смерть человека или животного. Возникает она непредсказуемо и также неожиданно пропадает. Проникает даже в закрытое помещение через выключатель, розетку, трубу, замочную скважину.

Помните, если вы стали очевидцем такого явления, как шаровая молния, постарайтесь не двигаться и не убегать от нее . Молнии привлекают двигающиеся, высокие, металлические и мокрые объекты. Если шаровая молния влетела в комнату, нужно медленно, затаив дыхание, покинуть комнату. Если это невозможно, нужно стоять, не шевелясь. Через 10-100 секунд она обойдёт вас и исчезнет. Шаровая молния может появиться, не нанеся вреда человеку или помещению, но может взорваться, возникающая при этом воздушная волна способна травмировать человека. Шаровая молния имеет температуру около 5000° С и может вызвать пожар.

Помощь пострадавшему от удара молнии

Для оказания первой помощи человеку, поражённому ударом молнии , его следует немедленно перенести в безопасное место. Прикосновение к пострадавшему не опасно, в его теле заряда не остаётся. Даже если кажется, что поражение смертельно, это может оказаться на самом деле не так.

Если пострадавший от молнии находится без сознания , уложите его на спину и поверните голову в сторону, чтобы язык не запал в дыхательные пути. Необходимо не останавливаясь ни на минуту, делать искусственное дыхание и массаж сердца до приезда медицинской помощи.

Если эти действия помогли, и человек проявляет признаки жизни, до приезда врачей дайте пострадавшему 2-3 таблетки анальгина, и положите на голову мокрую, холодную, свернутую в несколько слоев ткань. Если есть ожоги, их необходимо обильно полить водой, обожжённую одежду следует снять, а затем поражённое место прикрыть чистым перевязочным материалом. При перевозке поражённого в ближайшее лечебное учреждение, его необходимо обязательно уложить на носилки и постоянно контролировать его самочувствие.

При относительно лёгких поражениях от молнии дайте пострадавшему любое обезболивающее (анальгин, темпалгин и др.) и успокаивающее лекарство (настойка валерианы, корвалол и др.)

Фото Анна Фомичева



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»