На что указывают выхлопные газы черного цвета. Причины дыма из выхлопной трубы – определяем по цвету. Черный выхлоп автомобиля

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Среднестатистического автолюбителя редко волнует, какого цвета дым идёт из выхлопной трубы его машины. Как правило, его внимание привлекают вещи посущественнее. Но внимательному наблюдателю цвет этого дыма может рассказать о многом. Главное, знать, куда смотреть.

Нормальный состав выхлопных газов на дизельном и бензиновом двигателе

Он может варьироваться. Зависит это как от типа автомобиля, так и от требований экологических стандартов, которые ужесточаются буквально с каждым годом. В результате то, что считалось вполне нормальным два года назад, может быть категорически неприемлемо сегодня. Тем не менее, существует набор базовых показателей, на которые опирается любой анализ выхлопных газов. Разберёмся с ними подробнее.

Когда топливо сгорает, образуется СО2 и вода. Это два продукта реакции окисления, которые получаются в идеальных условиях при полном сгорании топливной смеси. Но в двигателе идеальная реакция невозможна в принципе, так как процесс горения топлива там динамический. Он сопровождается резкими изменениями объёма (при движении поршней), изменениями давления и даже изменением теплопроводности самой горящей смеси. Из-за всего этого в выхлопах машин появляется масса посторонних веществ, главные из них - СН и СО.

  • СО - это монооксид углерода, или угарный газ. Фактически это топливо, которое начало гореть, но так и не догорело, поскольку не присоединило к себе ещё одну молекулу кислорода и не окислилось до СО2.
  • СН - это все остальные углеводороды. Именно «все остальные», а не только один углеводород. По сути, это остатки топлива, которое, в отличие от СО, гореть даже не начинало.

Именно эти показатели отражаются на дисплеях большинства автомобильных газоанализаторов. Например, вот так на дисплее газоанализатора выглядит состав газов исправного инжекторного двигателя. Значения на дисплее нельзя назвать эталонными, но они находятся в пределах нормы:

А вот сводная таблица состава нормальных выхлопных газов для автомобилей с двигателями различных типов:

Диагностика двигателя: причины возникновения белой дымности

Если бензиновый или дизельный двигатель только-только разогревается, то белый дым - это нормально. Если быть точным, то это никакой не дым, а пар. Если он выходит из трубы, значит, уровень влажности в выхлопных трубах машины очень высок. Поскольку выхлопная система не прогрелась, влага начинает постепенно конденсироваться из воздуха, в результате чего и возникает видимый белый пар. После хорошего прогрева выхлопной системы он пропадает. Здесь обязательно следует упомянуть о температуре воздуха. Если температура на улице ниже 8°С, то пар из трубы будет идти, даже когда двигатель хорошо разогрет. А если на улице тридцатиградусный мороз, то пар будет идти, причём он будет очень густым и белым. Всё это не является признаком неисправности двигателя.

Но возможна и другая ситуация, когда из машины идёт именно дым, а не пар. Это случается из-за того, что в топливную систему машины каким-то образом попадает охлаждающая жидкость. Тогда появляется белый дым, а его цвет и плотность напрямую зависят от химического состава используемого антифриза, от температуры на улице и от времени суток, то есть от освещения. Понять, что это не пар, несложно: пар исчезает мгновенно, а дым после себя оставляет лёгкий туман. Есть две причины смешивания антифриза с топливом.

  • Прокладка под крышкой блока цилиндров утратила герметичность.
  • На корпусе блока цилиндров образовались трещины из-за высокой температуры или из-за усталостных напряжений в металле.

Если автовладелец заметил белый дым, продолжать ездить на машине нельзя. Если на корпусных деталях возникли усталостные трещины, они могут очень быстро увеличиться (это главная особенность механизма усталостного разрушения металлов). Кроме того, мотор при попадании в него антифриза начинает работать уже не на чистом топливе, а на особой эмульсии, в результате износ деталей мотора значительно ускоряется, и через пару сотен километров ему будет нужен капитальный ремонт. Для устранения проблем автомобиль придётся гнать в автосервис. Если прокладку под крышкой блока цилиндров автовладелец ещё может заменить самостоятельно, то поиск трещин в корпусных деталях - занятие безнадёжное, поскольку их редко удаётся увидеть невооружённым глазом. Без специального оборудования и квалифицированных специалистов здесь не обойтись.

Появление синего (сизого, серого) дыма

Как правило, причина одна: в цилиндры попадает моторное масло. Двигатель при этом может быть как инжекторным, так и дизельным. Оттенки масляного дыма могут меняться - от серого до светло-синего. Распознать, что проблема именно в масле, несложно: надо просто измерить его расход и сравнить его с расходом до появления дыма. Картина при этом возможна такая: если на 100 км пробега расходуется примерно 0.5 литра масла, то синий дым заметен только после набора скорости. Если же расход масла превышает 1 литр на 100 км, то дым виден в любом режиме движения. Как масло попадает в камеры сгорания? Есть несколько вариантов.

  • На поршнях износились верхние компрессионные кольца.
  • Износился один или несколько клапанов.
  • Нарушилась герметичность маслосъемных колпачков.

Если кольца на поршнях изношены, это ведёт к снижению компрессии. При этом давление картерных газов, наоборот, повышается. Но здесь есть несколько нюансов.

  • Если масла в цилиндры поступает много, то оно само может уплотнять зазоры, возникающие между деталями. Если зазоры невелики, то из-за такого уплотнения компрессия при её измерении приборами вполне может оказаться в пределах нормы, что существенно затрудняет выявление реальной причины возникновения тёмного дыма.
  • Второй момент: синий дым может появиться, даже если машина новая. Но виден он, как правило, только при разогреве двигателя. После этого - исчезает. Причина: кольца на поршнях ещё новые. А значит, они как следует не притёрлись. По мере нагрева они расширяются, начинают плотнее прилегать к внутренней поверхности цилиндров, компрессия увеличивается и дым исчезает.

Клапана в двигателе со временем изнашиваются. То же относится и к маслосъёмным колпачкам: их резина со временем утрачивает эластичность, начинает крошиться или расслаивается.

Все вышеуказанные проблемы решаются заменой колец, клапанов и колпачков. Всё это автовладелец вполне может сделать своими руками. Помощь специалиста может потребоваться лишь при замене клапанов. Дело в том, что новым клапанам требуется тщательная притирка. Это весьма кропотливая работа, так что помощь специалиста на этом этапе будет весьма кстати.

Дым из трубы серого цвета - это частный случай, связанный всё с тем же избытком масла.

Что означает дым чёрного цвета

Если дым из выхлопной трубы идёт чёрный, это означает только одно: в нём много сажи. Это, в свою очередь, говорит о том, что топливная смесь слишком обогащена, а, значит, возможны проблемы с зажиганием или с системой топливоподачи. Когда дым чернеет, расход горючего значительно увеличивается, двигатель тяжело заводится и работает крайне нестабильно. В некоторых случаях могут возникать провалы мощности. Вот список неполадок, приводящих к появлению чёрного дыма:

  • Засорение воздушного фильтра (в случае с дизелем - засорение входного воздушного тракта).
  • Неправильная работа карбюратора автомобиля.
  • Вышла из строя система, регулирующая давление наддува (только для дизелей).
  • Сбилась настройка фаз газораспределения.
  • Засорилась выхлопная система автомобиля.
  • Сбилась настройка зазоров клапанов двигателя.
  • Начали подтекать форсунки (только в инжекторных автомобилях).

Заменить воздушные фильтры и почистить засорившуюся выхлопную систему автовладелец вполне может и самостоятельно. А для устранения других неполадок придётся привлекать специалистов, поскольку далеко не каждый автовладелец сможет грамотно настроить фазы газораспределения или отрегулировать клапанные зазоры.

Выхлопной дым может быть важным инструментом диагностики состояния автомобиля. Наибольшую проблему представляет чёрный дым, поскольку выявить истинную причину его появления удаётся не сразу. Помимо упомянутых в статье цветов, есть ещё масса оттенков выхлопного дыма, по которым опытный автомеханик может практически безошибочно определить проблему. Обычному автолюбителю такое, увы, не под силу. Тем не менее, даже знание трёх основных цветов дыма может существенно облегчить жизнь автомобилиста.

Выхлопные газы любого автомобиля, содержат о нем довольно обширную информацию. И узнать эту информацию можно различными путями. Научный подход распространён в совершенных лабораториях автомобильной промышленности или в современных и хорошо оснащённых мастерских автосервиса. А сложные и умные приборы, напичканные современной электроникой, способны определить состояние двигателя буквально по запаху. У скромного рядового водителя арсенал приборов очень скромен, а у большинства водителей нет ничего, даже древнего газоанализатора. Но всё же, если из выхлопной трубы валит дым как у паровоза, любой водитель поймёт, что что то не так. И каждая неисправность имеет в дыме свой цвет, который довольно легко можно определить на глаз.

Чёрный выхлоп свидетельствует о неполадках в системе питания. Ведь нормально сгорает только правильно приготовленная рабочая смесь. И если в ней преобладает топливо над воздухом, то выхлоп будет содержать недоокисленные частицы углерода, то есть сажу (нормальная горючая смесь состоит из 1 кг бензина и 15 кг воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания бензина). Чаще всего в такой неисправности виноваты забитые воздушные жиклеры, или негерметичный клапан поплавковой камеры, который увеличивает уровень бензина в поплавковой камере, и этим постоянно обогащает горючую смесь на всех режимах работы двигателя. Так же причиной переобогащения может быть забитый воздушный фильтр. Многие водители меняют его по предписанию завода, например через 10000 км. Но не многие учитывают то обстоятельство, что это предписание (особенно для иномарок) действует для чистых европейских дорог, которые часто моют специальными составами. Но если вы ездите по дорогам России или СНГ, то менять воздушный фильтр нужно уже не через 10000 тысяч км, а через 5000. А сельским водителям фильтр следует менять ещё чаще.

Белый выхлоп говорит об избытке влаги. Не многие знают, что вода, один из продуктов сгорания бензина. Когда двигатель не прогрет, пары пройдя длинный путь от камеры сгорания до концевой насадки выхлопной трубы, успевают сконденсироваться в туман. Так что если в холодное время у вас после запуска двигателя закапало из глушителя, не переживайте — это нормальное явление, и у вашей машины двигатель, а точнее его система питания, нормально настроена. А по мере прогрева двигателя и его глушителя, туманный конденсат перестаёт выпадать и выхлоп становится бесцветным, ведь водяной пар в отличие от тумана довольно прозрачен.

Если же после прогрева двигателя из выхлопной трубы валит белый дым, то дело плохо. Вероятнее всего, что прорвало прокладку между головкой цилиндров и блоком мотора. А если прокладка порвана, то цилиндр захлёбывается охлаждающей жидкостью и как насос гонит её в раскалённый выпускной коллектор. Результат этой неисправности хорошо виден, и выходит из выхлопной трубы в виде клубов белого дыма. И если вы разобрав двигатель, поменяли прокладку, а затем запустив мотор увидели ту же самую картину, то не спешите паниковать. Это само пройдёт постепенно, так как все шкеры и закоулки выпускной системы, буквально пропитаны охлаждающей жидкостью, и должно пройти некоторое время, что бы они высохли.

Голубой оттенок выхлопа . Такой цвет ему придают содержащиеся в выхлопных газах мельчайшие частицы масла. И если пробежавший не мало автомобиль начинает кушать масло литрами, то любому, даже начинающему водителю-чайнику становится ясно — капитальная переборка двигателя просто необходима. Но следует постоянно следить за уровнем масла, даже когда двигатель в полном порядке, а так же проверять не течёт ли масло снаружи. И если после стоянки машины ночью, вы не наблюдаете масляных пятен под двигателем, то с герметичностью сальников и прокладок двигателя вашей машины всё в порядке.

Если же мотор вашей машины покрылся слоем жирной грязи, то не пугайтесь. Серьёзной неисправности здесь нет, скорей всего вам нужно будет просто почистить систему вентиляции картера. Если она забита, то давление в картере постоянно увеличено и мотор от этого потеет маслом. Чистить систему следует примерно раз в 40 тысяч пробега. Иначе дойдёт до того, что масло погонит струёй, а нормальное и качественное масло стоит денег (о правильном выборе масла, советую почитать ). После чистки системы вентиляции (узнать где она, можно в мануале своего мотора), желательно отмыть двигатель, ведь чистый мотор хорошо охлаждается. Тем более, что с чистой и нормально работающей системой вентиляции картерных газов, ваш двигатель долго будет оставаться чистым.

А ещё, на изрядно пробежавшем автомобиле, моторное масло (а следовательно и ваши деньги) способно в прямом смысле вылетать в трубу. Это может увидеть любой водитель, в зеркале заднего вида изношенного автомобиля, когда надавит на педаль газа. И расчёт довольно прост — чем плотнее голубоватый выхлоп, тем больше денег потребуется на ремонт двигателя. А попытки залить масло погуще, а момент зажигания сделать попозже, ничего не дадут, кроме лишних телодвижений по капотом. Ведь лезть пот капот (и не на один час) вам или ремонтникам автосервиса всё равно придётся. И многие часто задаются вопросом: что менять кольца или сальники клапанов? Я скажу, что тут и гадать нечего — менять надо всё (хотя чаще конечно дело в изношенных кольцах, всё зависит от пробега машины). Кому предстоит ремонт двигателя, советую почитать , да и не помешает.

В разных режимах работы двигателя моторное масло попадает в цилиндры своими путями. Например при резком старте машины, сразу обе дроссельные заслонки карбюратора открываются и одновременно срабатывает экономайзер и ускорительный насос. Плотность заряда увеличивается и горючая смесь обогащается, и соответственно растёт давление в камерах сгорания. Но пока скорость поршней в цилиндрах сравнительно небольшая, то при изношенных кольцах раскалённые газы прорываются в картер двигателя. Далее захватив пары масла, по системе вентиляции картерных газов они возвращаются в карбюратор, а потом естественно всасываются опять в цилиндры мотора. Здесь уже горючая смесь горит вместе с маслом (как в двухтактных моторах, которые постоянно чадят) и результат мы наблюдаем на выходе из глушителя. И коль машина дымит голубоватым дымом при разгоне, то конечно в большинстве случаев виноваты изношенные кольца. И если водитель добился пробегом того, что на каждые 100 км пробега добавляет примерно 200 — 300 грамм масла, то виновником уже могут быть не только изношенные кольца, но и изношенные поршни.

Теперь рассмотрим ситуацию, которая определит, что причина перерасхода масла из-за сальников клапанов. Если мы тормозим двигателем, то дроссельные заслонки закрыты, а обороты ещё велики. И в результате этого, на такте впуска в цилиндре мотора максимальное разряжение. Масло из головки мотора через изношенный сальник (а может и через изношенную направляющую клапана и сам стержень клапана, всё зависит от пробега) засасывается в камеру сгорания и выходит через глушитель. Похожее происходит и на холостом ходу.

И последнее. Заменив кольца или маслосъёмные колпачки, вы несомненно устраните расход масла и дымление двигателя. Но этого можно добиться только если у вашего двигателя не очень большой пробег (у всех машин по разному). Но при более значительных пробегах, когда кроме сальников клапанов изношены ещё и сами направляющие и стержни клапанов, замена сальников ничего не даст. То же касается и поршневых колец. При значительных пробегах, когда изнашивается и поршень и цилиндр, естественно замена колец ничего полезного не принесёт.

Все мы стремимся к надежным и комфортным поездкам, уделяя должное внимание своему автомобилю - постоянно инвестируя время и деньги в его идеальное состояние. Но в любом случае эксплуатация машины сопровождается различными сбоями и неполадками. Здесь уже предстоит определить подходящие способы диагностики - мы постараемся больше внимания уделить автомобильным выхлопам, которые могут многое сообщить о текущем состоянии машины.

Многим опытным водителям прекрасно известно - цвет выхлопных газов может свидетельствовать о различных сбоях в работе автомобиля. При дыме разных цветов из выхлопной трубы во время работы двигателя, от белого до черного оттенков, можно с уверенностью утверждать о наличии проблем в нормальной работе транспортного средства.

Обязательное условие в подобной ситуации - своевременная диагностика и устранение проблемы, реагируя на опасные симптомы. Ведь лучше и дешевле устранить проблему на раннем этапе, чтобы затем нести серьезные затраты на борьбу с возможными последствиями.

О чем может рассказать цвет выхлопных газов - подробнее о возможных проблемах

В своей статье мы рассмотрим подробнее, о чем может рассказать цвет выхлопных газов - проанализировав возможные сбои в работе автомобиля, поддающиеся диагностике с учетом цвета выхлопных газов. Свое внимание уделим ситуациям на примерах карбюраторного и инжекторного бензиновых двигателей.

Однако перед рассмотрением возможных неисправностей автомобиля следует остановить свое внимание на ряде основных нюансов. В первую очередь, стоит помнить - белый дым при заводе двигателя в холодную пору считается вполне естественным явлением, если он пропадает после тщательного прогрева двигателя. Белесый дым в таком случае вызван паром, возникшим при сгорании конденсата в топливной системе машины.

Не свидетельствует о какой-либо проблеме также слегка видный дымок белого цвета из выхлопной трубы в морозную пору. Хотя такой дымок во время серьезного мороза заметен отчетливо, но при этом является полностью нормальным событие. Просто вспомните - у каждого человека зимой при дыхании тоже выделятся белый пар.

Просто нужно понимать различия между паром и дымом белого цвета. Особенных сложностей здесь возникать не должно. Пар является полупрозрачным с довольно быстрым рассеиванием после выделения из трубы.

Дым является достаточно плотным, будет тянуться шлейфом, рассеиваться быстро он может только при ветре.
Однако возможный цвет дыма из выхлопной трубы не ограничивается лишь белым оттенком. Возможно появление также синеватого, черного либо сизого цвета. Варьируется цвет в зависимости от качества топливной смеси (обычно при переобогащении топлива), и от примесей смеси в топливной смеси во время работы двигателя. Такими примесями могут быть охлаждающая жидкость либо моторное масло. Не происходит полное сгорание подобных примесей в цилиндрах - выхлоп окрашивается в разные цвета.

Отвечает за некачественную подготовку топливной смеси механизм подачи топлива. Попадание сторонних жидкостей в цилиндры свидетельствует об излишнем износе определенных комплектующих поршневой группы. Однако этот вопрос однозначным считать не приходится.

Следовательно, дым свидетельствует про существенные проблемы в функционировании двигателя - при работе системы охлаждения либо топливоподачи. Для устранения реальной причины появления дыма требуется диагностика основных проблем - сопоставляя возможные факты.

Остановим свое внимание для примера на самых распространенных ситуациях.

О чем может рассказать цвет выхлопных газов - проблемы с инжекторным двигателем

Свидетельством поломок либо сбоев в работе инжекторного типа становится выхлоп синего, черного либо белого оттенка.

Черный выхлоп автомобиля

Могут образовываться и выводиться черные выхлопные газы. Причиной подобной проблемы часто оказывается поступление переобогащенного топлива. Проявляется соответствующая проблема в результате поломки любого датчика либо при сбое управляющего сбоя блока системы топливоподачи. В этой ситуации проблема решается обычной заменой датчикам (если проблема в нем) либо заменой блока управления (такая процедура потребует больших затрат времени, денег и сил).

Синий или белый выхлоп автомобиля

Распространенной причиной выхлопа синего либо белого цвета часто становится вода, попавшая в топливо либо наличие масляной смеси в камере сгорания.

О чем может рассказать цвет выхлопных газов -карбюраторного двигателя

Белый выхлоп автомобиля

Причиной белого выхлопа обычно является содержание воды в топливе. Подобная проблема может быть обусловлена множеством факторов - включая конденсат, высокий уровень влажности воздуха во время заправки, либо же нарушения в работе системы охлаждения.

Сизый выхлоп автомобиля

К синему либо сизому выхлопу приводит попадание в камеру сгорания масла. Причиной этой проблемы нередко становится изношенность поршней и цилиндров топливной системы.

Нередко к сизому выхлопу приводит наличие поломок, залеганий либо износа поршневых колец.

Черный выхлоп автомобиля

Причина подобных выхлопов может заключаться в недостаточном сгорании топливной смеси, образуется густая сажа. Обычно проблема вызвана подачей в карбюратор чрезмерно обогащенной топливной смеси. Однако возможны и другие дополнительные причины, о которых лучше поинтересоваться у опытных водителей либо экспертов - будет произведена диагностика, с учетом дополнительных «симптомов» и состояния автомобиля.

В своей статье мы остановили внимание лишь на основных возможных проблемах. В каждом случае обстоятельства и ситуация индивидуальны, но мы надеемся, что собранные рекомендации позволят устранить проблему.

Остается лишь пожелать стабильной работы автомобиля, чтобы не приходилось заниматься дорогостоящей диагностикой и устранением проблемы. Внимательно относитесь к состоянию автомобиля - тем более, он сам сможет подать соответствующие сигналы, в том числе за счет изменения цвета выхлопных газов.

Многие опытные водители знают, что диагностировать некоторые неисправности автомобиля можно по цвету выхлопных газов. Если при работе двигателя выхлопная труба начала выпускать дым различных цветов - от белого до черного, это явный признак наличия неисправностей в работе автомобиля.

Фото: JT (flickr.com/photos/environmentblog/)

И здесь главное своевременно среагировать на тревожные знаки, выявить и устранить возможные неисправности или поломки, чтобы избежать проведения серьезного и дорогостоящего ремонта.

Сегодня мы попытаемся разобраться в том, какие виды неисправностей можно диагностировать по цвету выхлопных газов на примере инжекторного и карбюратного бензинового двигателя .

Но перед тем как перейти к рассмотрению неисправностей, надо сказать о некоторых общих моментах.

Прежде всего, стоит отметить, что в момент завода автомобиля в холодную погоду, белый дым - это абсолютно нормальное явление, при условии, что он пропадает, когда двигатель хорошенько прогреется. Причина белесого дымка - пар, образовавшийся от сгорания конденсата, образовавшегося в топливной системе автомобиля .

Так же не является неисправностью едва заметный белый дымок, выходящий из выхлопной трубы в мороз. Впрочем, в сильный мороз этот дымок может быть достаточно хорошо заметен, но это тоже вполне нормальное явление, так же, как и пар изо рта при выдыхании теплого воздуха.

При этом важно уметь отличать пар от белого дыма. Сделать это достаточно легко, пар полупрозрачен и быстро рассеивается после выхода из трубы. Дым же более плотный и тянется шлейфом, быстро рассеиваясь лишь при наличии ветра.


Но дым из выхлопной трубы может быть не только белым. Он так же может быть и черным, и синеватым, и сизым.

Цвет дыма меняется в зависимости от качества топливной смеси (как правило, переобогащение топливом), а так же от того, что примешалось к топливной смеси при работе двигателя. А это может быть моторное масло или охлаждающая жидкость . Эти примеси не сгорают полностью в цилиндрах и окрашивают выхлоп в различные цвета.

Очевидно, что за некачественную подготовку топливной смеси отвечает механизм топливоподачи. А попадание в цилиндры посторонних жидкостей говорит о чрезмерном износе отдельных деталей поршневой группы .

Но не все так однозначно. Например, ситуация может развиваться по такому сценарию: сломалась система охлаждения двигателя , который начинает периодически перегреваться . Это влечет за собой пригорание поршневых колец, которые начинают пропускать в цилиндр масло и появляется дым из выхлопной трубы.

Можно заменить кольца, на какое-то время дым прекратится, но если не устранить первопричину - плохую работу системы охлаждения, то через некоторое время неисправность даст о себе знать снова, дым опять появится.

То есть дым из выхлопной трубы чаще всего говорит о том, что есть серьезные проблемы с двигателем, а именно с системой топливо-подачи или охлаждения, но для того чтобы точно определить, в чем первопричина, придется проанализировать и сопоставить все имеющиеся факты.

Для примера рассмотрим несколько возможных ситуаций…

Инжекторный двигатель

О наличие неисправностей или поломок в двигателе инжекторного типа, оснащенного системой впрыска , выхлопная система автомобиля сигнализирует выводом черного, синего или белого выхлопа.

Черный выхлоп

В двигателях данного типа, как и в карбюраторных аналогах, может происходить образование и вывод выхлопных газов черного цвета. Зачастую эта проблема возникает вследствие подачи слишком богатой топливной смеси.

Подобная неисправность проявляется из-за поломки любого датчика или выходом из строя управляющего блока системы подачи топлива. В данном случае потребуется лишь простая замена датчика (если неисправным оказался он) или замена всего блока управления (более сложная и дорогостоящая операция).

Дополнительными причинами появления черного выхлопа может стать зависание иглы в форсунке на системе впуска, постоянная подача небольшого напряжения на рабочий инжектор или же появление возможных неполадок в работе управляющего блока (например, изменение частот передачи импульсов).

Белый или синий (сизый) выхлоп

Часто белый или сизый выхлоп появляется вследствие попадания воды в топливо или масляной смеси в камеру сгорания. Для ДВС, оснащенных системой турбонаддува, появление белых или сизых выхлопных газов зачастую обусловлено поломками основной турбины наддува.

Карбюраторный двигатель

В двигателе карбюраторного типа появление неисправностей проявляется выводом выхлопных газов, также имеющих белый, сизый и черный цвет.

Белый выхлоп

Как и в случае с инжекторными двигателями, в ДВС данного типа белый выхлоп свидетельствует о присутствии воды в топливе. Причин появления воды в топливном баке достаточно много - образование конденсата в баке и в трубопроводах; высокая влажность воздуха при заправке топлива; попадание воды из системы охлаждения.

Среди прочих причин появления белого выхлопа можно назвать снижение герметичности прокладки блочной головки, попадание жидкости-хладагента в топливные цилиндры, утечка воды из системы, которая отвечает за подогрев карбюратора.

В некоторых случаях густой белый дым появляется вследствие плохого прогрева двигателя до нужной температуры, в результате чего часть воды может остаться в выхлопной системе (вот почему для автомобиля очень вредны короткие поездки, особенно в холодную погоду).

Сизый выхлоп

Выхлоп сизого или синего цвета появляется в результате попадания некоторого количества масла в камеру сгорания. Часто это может быть связано с изношенностью цилиндров и поршней топливной системы ДВС.

Степень изношенности деталей определяется при помощи измерения уровня компрессии . Если уровень компрессии соответствует установленным значениям, следовательно, за образование сизого выхлопа отвечают клапанные уплотнители - втулки и манжеты.

Часто сизый выхлоп проявляется вследствие залегания, поломки или износа маслосъемных поршневых колец.

К наиболее вероятными причинам вывода сизых выхлопных газов также можно отнести снижение упругости манжет и колец во втулках и тарелках клапанов; высокую степень износа клапанных седел и основных деталей цилиндров и поршней; завышенный уровень масла в картере ; а также применение топлива низкого качества с масляными примесями.

Черный выхлоп

Выхлоп черного цвета в карбюраторных двигателях образуется в результате недостаточного сгорания топливной смеси с образованием густой сажи. Основной причиной подобного явления является подача слишком обогащенной топливной смеси в карбюратор.

К дополнительным причинам вывода черных выхлопных газов из выхлопной системы можно отнести высокий уровень топлива в камере поплавкового типа; плохо открытая заслонка для подачи воздуха; присутствие засорений в жиклере; изношенность отверстий жиклеров; применение жиклеров неподходящих размеров и типов; поломка клапана системы холостого хода; неисправность в работе свечей зажигания.

Конечно, это лишь несколько вероятных причин, из-за которых может появиться дым из выхлопной трубы, но главное - теперь вы знаете, в каком направлении нужно копать, чтобы докопаться до истинной причины появления неисправности.

Цвет и интенсивность выхлопа можно считать достаточно объективными показателями для оценки состояния дизельного мотора. По этим признакам опытный водитель может определить его неисправность, степень изношенности, экономичность. Если двигатель исправен и правильно отрегулирован, то его выхлопные газы практически бесцветны, а густой черный дым может появиться только непосредственно после запуска мотора. В принципе такое происходит почти у всех автомобилей с дизельным двигателем, и это явление вполне нормальное. Почему выхлопные газы имеют такой цвет? Основным окрашивающим элементом является сажа, а точнее ее мельчайшие частички. Кстати сама по себе сажа не токсична, а вред для здоровья несут большое количество ароматических углеводородов, которые сажа поглощает и удерживает в себе. Еще одним красителем, придающим дыму голубоватый оттенок, выступают несгоревшие полностью частички углеводородов.

Итак, если выхлопные газы стали окрашенными, значит нужно искать неисправность в двигателе. Если дым имеет черный или близкий к черному цвет, то причиной может быть неисправность форсунок. Возможна также неисправность в топливном насосе высокого давления, когда топливо поступает с передозировкой или в других элементах подачи топлива. Также стоит проверить воздушный фильтр. Черный выхлоп может появиться и при сильном износе цилиндров, обгорании поршневых колец, износе распределительного вала и при неправильно отрегулированных зазорах в клапанном механизме.

Иногда выхлоп приобретает белый цвет. Нормальным это можно считать только при работе двигателя зимой, при низкой температуре. В таком случае белый цвет придает выхлопным газам сконденсировавшийся пар, появившийся в результате перепада температур. Если белый цвет выхлопных газов появляется только в момент запуска, а потом, после прогрева мотора до рабочей температуры цвет пропадает, то, скорее всего причина в свечах накаливания, которые стали плохо работать.

Некоторые дизельные моторы во время прогрева выделяют голубоватый дым. Такое возможно, если в цилиндры попадает масло, например из-за превышения его уровня в картере, износа цилиндропоршневой группы, поршневых колец, маслоотражательных колпачков, направляющих колпачков. Также это может быть связано с плохим качеством топлива и температурой двигателя, которая ниже оптимальной.

Кроме вышеописанных способов оценки цвета выхлопа, что называется «на глаз», в автосервисах это можно сделать более точно с помощью специальных приборов для измерения задымленности отработанных газов и использовать эти данные для оценки состояния двигателя.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»