В чем разница между вариатором и автоматом. Что лучше, вариатор или автомат

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Выбор автомобиля - это дело долгое и хлопотное. Ведь нужно определиться с классом, производителем, конкретной моделью. Перед многими автовладельцами возникает и ещё один очень важный вопрос - какую коробку передач выбрать ? На данный момент выбор довольно широк: альтернативой привычной механике стал самый простой автомат. Но уже давно на рынок вышли два принципиально других варианта: робот и вариатор . И если о первых двух знает почти каждый мальчишка, то вот по поводу последних возникает немало вопросов . Выбор, разумеется, должен быть основан на личных предпочтениях и требованиях водителя, которому и придется нажимать на педали и переключать передачи. У каждого автолюбителя есть свой стиль, свои приоритеты и цели, своя манера вождения, которая и определяет конечный выбор. Так, например, любитель резкого старта и гонок по дорогам (и бездорожью) не откажется от привычной механической коробки . Педали он нажимает «на автомате», не задумываясь о своих действиях. И ни один автомат или вариатор не позволит ему добиться нужного результата. А вот люди, которым надоело постоянно переключать передачи, попадая в пробки , с удовольствием отдадут это «право» автоматической коробке . Так что выбор между механикой и автоматом вполне очевиден. Но что же делать с остальными вариантами? Как определить что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач?

Вариатор или автомат: что надежнее?

Этот вопрос беспокоит многих водителей, поскольку в случае поломки и необходимости ремонта, автовладельцам придется отдать немалую сумму денег. Устранить проблему самостоятельно под силу лишь опытным механикам, которые профессионально занимаются ремонтом автоматических коробок передач. Такая высокая сложность работ , конечно же, приводит к значительной их стоимости , несравнимой с ценой ремонта механической коробки передач. Но такой пункт, как надежность, требует особого к себе отношения. Для начала нужно определиться с тем, что же собой представляет вариатор, в чем заключается его исключительность.

Отличие вариатора от автомата

Привычная АКПП заметно упрощает жизнь водителя , устраняя педаль сцепления и необходимость вручную переходить на новую передачу. Этим (далеко не самым приятным процессом) занимается умная электроника, так что владельцу авто нужно лишь вовремя переключаться между нужными режимами, да контролировать педаль тормоза и газа. Тем не менее передачи переключаются, количество ступеней начинается от четырех и может доходить до восьми. Переход между ними максимально плавный, но он все же ощущается.

Вариатор же имеет неограниченное количество «скоростей» , пересчитать их просто невозможно. Разница между вариатором и автоматом заключается в первую очередь в том, что у вариатора нет никаких передач , которые нужно переключать. Передаточные числа изменяются постоянно, поскольку конструкция состоит из двух шкивов , между которыми вращается ремень. Разумеется, такое описание максимально упрощает реальное устройство этого сложного аппарата. Прочность ремня очень велика, ведь он состоит из небольших металлических пластинок и больше напоминает цепь. Ни о каком переключении передач в таком случае и речи быть не может. Вариатор самостоятельно подбирает оптимальное положение ремня , что и объясняет быстрое изменение передаточного числа.

Если вы не знаете, как отличить вариатор от автомата, то просто прокатитесь в машине . Переключение передач (даже самое плавное) будет ощущаться. Особенно это заметно в момент набора скорости. А вот вариатор характеризуется невероятно мягкой ездой без рывков. Также можно заметить более быстрый набор скорости, связанный с тем, что вариатору не требуется тратить время на переключение скоростей.

Сравнить надежность этих устройств очень сложно. Стоит отметить тот факт, что вариатор контролируется большим количеством различных датчиков , вследствие этого вероятность поломки гораздо ниже. Но и при выходе из строя хотя бы одного датчика за ним могут последовать остальные. К тому же ремонт АКПП будет стоить дешевле , чем ремонт вариатора. Причин этому много, но основная - малое количество квалифицированных специалистов.

Чем отличается робот от автомата и вариатора?

Роботизированная коробка передач возвращает водителей к уже хорошо известной механической. Она очень похожа на свою предшественницу, но отличается тем, что управление берет на себя компьютер . Разумеется, педали сцепления вы здесь тоже не найдете. Автомат и вариатор предполагают большее количество датчиков и вариантов контроля автомобиля с помощью электроники. Если решать, что лучше робот или вариатор, то нужно исходить из конкретной ситуации. Так, например, водители, привыкшие к резкому стилю езды и управления машиной, быстро исчерпают ресурсы робота . На узел сцепления и так ложится большая нагрузка, быстрый разгон и резкое торможение приведут к поломкам . Однако ремонт такой коробки будет стоить лишь немного дороже механической.

Вариатор: плюсы и минусы

Можно выделить определенные достоинства и недостатки этого вида коробки передач. Некоторые из них субъективны, но другие заслуживают особого внимания при выборе автомобиля.

Плюсы :

  1. Плавность хода без рывков и ощущений смены передачи.
  2. Экономия топлива.
  3. Низкий уровень шума.
  4. Быстрый разгон.

Минусы :

  1. Очень дорогой ремонт, малое количество профессионалов, разбирающихся в этом виде коробок передач.
  2. Множество датчиков, контролирующих работу вариатора. При выходе из строя одного, может сбиться вся система, что приведет к серьезной поломке.
  3. Вариатор редко устанавливают на автомобили с мощным двигателем.
  4. Потребуется специальная дорогостоящая жидкость, которая подходит только к определенным маркам авто.

Также можно отметить тот факт, что вариатор не позволяет машине издавать рев во время набора скорости. Электроника и электрика контролирует состояние автомобиля, избегая высоких оборотов.

Многие водители, подбирая новый автомобиль, сознательно отказываются от механической коробки передач. Их можно понять, ведь перемещаться в пробках гораздо комфортнее без постоянного дергания ручки КПП. Да, и по трассе «лететь» проще даже с учетом перестраивания из ряда в ряд.

Однако, перед ними возникает новая дилемма, что лучше вариатор или автомат. У этих трансмиссий очень схожие визуальные качества. Постараемся разобраться с их сходствами и различиями, а также что из особенностей является достоинством, а что тянет на недостатки.

Этот вид коробок передач является более раним вариантом комплектации автомобилей, это многое объясняет в том, чем отличается вариатор от автомата. Первыми «автоматами», заложившими основу этой промышленности, оснащались американские автомобили еще в середине прошлого века. Принцип работы этого устройства с тех пор так и основывается на слаженных дуэтах из гидротрансформатора и планетарных редукторов.

Автоматическая коробка передач

Первый элемент отвечает за плавную передачу крутящего момента, а во втором расположены все валы и шестерни, которые должны входить в зацепление между собой.

Современные коробки передач этого типа имеют от четырех до восьми ступеней.

Массовое производство автомобилей с этим узлом способствовало повышению надежности большинства выпускаемых АКПП. Это касается ведущих автомобильных разработчиков. Молодые компании не всегда берутся за самостоятельную разработку «автомата», а предпочитают пользоваться зарекомендовавшими себя с положительной стороны узлами.

Основные преимущества «автомата»

Позитив заключается в следующих пунктах:

  • Транспортным средством с АКПП просто управлять, за это его любят не очень опытные водители;
  • Переключение передач происходит в автоматическом режиме гидравликой после нажатия водителем на педаль акселератора;
  • Конструкционная надежность обеспечивает бережное отношение к мотору. В отличие от «механики», автомобиль с АКПП не перенапрягает двигатель и сцепление агрессивным вождением.

Основные недостатки «автомата»

Кроме положительных сторон есть и отрицательные факты:

  • Заметная сниженная динамика – отличие автомата от вариатора и коробки с «механикой». Разгон у бюджетных агрегатов будет медленнее, чем у двух других видов, хотя на премиальных вариантах эта разница нивелируется;
  • Расход топлива составит прибавку на АКПП в 1-2 литра, чем на вариаторе. Иногда манера езды может компенсировать этот недостаток. Также есть уже некоторые модели авто, у которых разница обратная;
  • Более высокие требования к трансмиссионному маслу , его количеству и периодичности замены обойдутся владельцам этого типа авто дороже, чем для остальных комплектаций.

Компоновка с вариатором

Передача вращения с помощью вариатора была изобретена раньше. Ею комплектовались различные механизмы и узлы в промышленности. Однако, на автомобили такую трансмиссию начали устанавливать относительно недавно.

Основой в этой компоновке являются два вала, на которых закреплены составные конусные шкивы с возможностью изменения диаметра. Между собой они соединяются цепями либо приводным армированным ремнем.

Автомобильный вариатор

За счет динамического (на ходу) изменения диаметра шкивов максимально плавно, бесступенчато меняется передаточное число между валами. Таким образом, тем, кто интересуется, как отличить вариатор от автомата, нужно найти в маркировке трансмиссии найти аббревиатуру CVT (Continuously Variable Transmission ), означающую бесступенчатость.

Основные достоинства вариатора

Выделим позитивные качества этой комплектации:

  • Динамика заметно лучше, чем у среднего «автомата» или даже «механической» коробки передач;
  • Практически идеальная плавность хода при смене передаточного числа между валами, которой нет ни у МКПП, ни даже у АКПП;
  • Трата топлива заметно ниже других вариантов агрегатов трансмиссии.

Нужно отметить, что эта конструкция коробки передач максимально лояльно относится к ресурсу мотора, одновременно упрощает вождение автомобилем, так же как и АКПП.

Основные недостатки вариатора

У этого редуктора также есть и негативные стороны:

  • Ремонтные работы с данным узлом достаточно трудоемкие и высокооплачиваемые. Небольшое количество специалистов обусловлено пока еще слабым распространением этого автомобильного узла. Чаще ремонтом занимаются лишь на специализированных станциях;
  • Ремень требуется менять не реже 100-150 тысяч км пробега, что влечет за собой дополнительные расходы;
  • Редуктор очень чувствителен к типу масла , которое подбирается практически для каждой модели авто индивидуально. В случае проблем с маслом может выйти из строя весь узел, что приведет к дорогостоящему ремонту либо полной его замене.

Итоги

Выясняя, что надежнее вариатор или автомат, можно найти аргументы в пользу обеих типов трансмиссий. Важно определиться с будущим обслуживанием и характеристикой эксплуатации автомобиля. При покупке подержанных авто с этими коробками передач стоит также учитывать степень износа и обслуживания узлов. Также желательно подбирать более распространенные варианты, которые впоследствии будет легче и дешевле обслуживать самостоятельно. Но при прочих равных условиях старые добрые проверенные временем автоматы надежнее, чем относительно новый вариатор.

Для того чтобы определить, чем вариатор отличается от автомата, нужно сначала разобраться, что представляет собой автоматическая коробка передач и вариаторная.

Автоматическая КПП.

Автомат появился еще в судостроении в 1903 году. Это изобретение относят к открытию немецкого профессора Феттингера, который предложил использование гидродинамической передачи для развязывания винта и двигателя корабля. Из этого появилась гидромуфта – один из основных частей коробки автомат.

В 1940 году в Америке впервые начали использовать автоматическую трансмиссию Hydramatuc. Такие автоматы используют и в наше время.

АКПП состоит из 2 главных элементов – редуктора и гидротрансформатора, читаем пост . Последний заменяет сцепление и обеспечивает плавность переключения передач. Редуктор приводит пары шестерен в состоянии постоянного зацепления, благодаря чему получается один законченный механизм с несколькими ступенями одновременно. Сейчас используют 4-, 5- и 6-скоростные автоматические коробки передач.

Недостатком такой трансмиссии считают недостаточность в динамичности переключения передач. Кстати, о том, как пользоваться автоматической коробкой передач, написано .

Вариаторная КПП.

Вариатор является разновидностью автоматической коробки переключения передач, только без фиксированных переключений передач. Такие трансмиссии применяют в автомобильном производстве недавно, но изобретен вариатор был еще в 1490 году Леонардом Да Винчи. Он представляет собой два конуса, направленные в разные стороны с натянутым ремнем между ними, о принципе работы вариатора . Такие примитивные вариаторы использовали на мельницах, после на станках, а в автомобилях их начали использовать только в 1958 году.

Хуберт ван Доорн изобрел бесступенчатую коробку переключения передач под названием Вариатор. Конструкция вариатора в наше время намного сложнее. Главная особенность – это то, что она плавно распределяет тягу на движок и колеса.

Как отличить вариатор от автомата?

Хоть вариатор и является разновидностью автоматической трансмиссии, но отличия у него есть. Основной особенностью вариатора является отсутствие фиксированных ступеней передач. Во время понижения либо повышения передачи вариаторная КПП постоянно изменяет передаточное число, при этом переключение происходит плавно и незаметно. Таким образом, вариатор обеспечивает плавность старта автомобиля, т.е. отсутствие рывков при изменении передачи. Также автомобили с вариаторной КПП отличаются эргономичностью совместно с высокой динамикой. Еще одним отличием можно назвать то, что у вариатора бесконечное количество передач, которые обеспечивают движку автомобиля работу в самых выгодных режимах вне зависимости от оборотов и скорости езды.

Итак, подытожим, чем вариатор отличается от автомата:

  1. динамикой разгона и небольшим расходом топлива;
  2. «безрывковым» переключением передач;
  3. более дорогим и сложным ремонтом, за который возьмется не каждое СТО, в отличие от автомата, который уже хорошо изучен, его ремонт обойдется дешевле;
  4. необходимостью определенного обычно дорогостоящего масла для вариатора, которые иногда его тяжело найти в магазинах;
  5. машина с классическим автоматом будет проигрывать в разгоне авто с вариатором, но при езде вариатор покажет более высокую и устойчивую скорость, поскольку он не тратит время на переключение передачи и держит двигатель в максимальном рабочем режиме.

Какую бы трансмиссию вы не выбрали, автомат или вариатор, плюсы автоматической коробки у вас будут:

  1. высокий уровень комфортности при езде за счет отсутствия постоянных переключений передач;
  2. автомат снижает нагрузки на двигатель автомобиля и его ходовую часть, что продлевает их срок службы;
  3. обеспечение плавного хода и отсутствие рывков при понижении либо повышении передачи.

А вот недостатком автомата можно назвать повышенный расход топлива и более дорогой ремонт и обслуживание по сравнению с механикой.

Извечная проблема, я бы даже сказал для многих не решаемая. Я и сам сколько не рылся, не мог найти конкретной информации — что же лучше вариатор (CVT) или автомат (АКПП), вроде бы обе автоматические трансмиссии. Но одну покупают и любят, я имею в виду АКПП, а вот от другой сторонятся CVT! Но почему же так? Ведь если взять вариаторную коробку передач, то тут и разгон лучше, и нет рывков в переключении передач (да их как бы вообще нет), да и расход топлива с ней меньше! Так все же — какие есть различия, какая все же надежнее, у какой ресурс больше и легче ремонт? Ну что начинаем …


Прежде чем начать статью, хочу сказать – проводились исследования покупательской активности, автомат покупают практически в два раза чаще, чем вариатор. Примерные цифры такие:

  • АКПП – около 50% продаж.
  • CVT – около 27% продаж.
  • Роботизированные трансмиссии – около 23% продаж.

Кстати в последнее время «робот» стали покупать намного чаще, вот и наша ЛАДА ВЕСТА и ПРИОРА идут именно с роботизированными коробками. НУ да ладно, сейчас не про статистику, а именно про строение, надежность, разгонную динамику и КПД, а также расход топлива. Начнем, в нашей статье — с автоматической коробки передач (попросту автомат), ведь первым в широком применении в производстве автомобилей начали устанавливать именно его

Автомат


Немного истории . Появился сначала в судостроении, в 1903 году. И изобретателем считается немец, профессор Феттингер, именно он впервые предложил гидродинамическую передачу, которая развязала бы винт и двигатель корабля, так на свет появилась гидромуфта, которая является самым важным элементом любого автомата. Позже в 1940 году американцы поставили первые автомобильные автоматические коробки передач Hydramatuc в автомобилях Oldsmobile. Нужно отметить, что конструкция практически не изменилась и по сей день. Автоматическая трансмиссия содержит два основных элемента, это гидротрансформатор и собственно сам редуктор. , принцип его работы заключается в плавном, без рывков, переключении передач. Редуктор — содержит все пары шестерен в постоянном зацеплении. Это позволяет получить один компактный законченный механизм, который имеет сразу несколько ступеней. Изначально переднего привода не было, автомобили были заднеприводными и при таком раскладе автоматические коробки имели всего три передачи, что вполне хватало, сейчас другие времена автомобили получили передний привод, поэтому и передач стало больше, есть 4, 5 и 6 скоростные варианты.

Техническая часть АКПП

Что и говорить, эта трансмиссия отточена годами, сейчас ее довели почти до совершенства (не все конечно, но многие). ДА и сама техническая часть довольна прочная.

Здесь крутящий момент от двигателя передается по средствам гидротрансформатора, как я уже писал в нем нет жесткого зацепления, по сути он работает от давления масла. Если нет жесткого зацепления, то ломаться тоже вроде как нечему, однако в строении есть валы с планетарной передачей, а также стальные диски с фрикционами.


Фрикционы, заменяют собой сцепление, именно при их сжатии или разжатии, включаются нужные муфты, что соответствует передачам.


Также важными составляющими являются насос высокого давления и гидроблок. Конечно, сейчас я рассказываю очень утрированно, однако обозначаю самые важные элементы.

Что может ломаться в АКПП

Все поломки автомата, как собственно и оппонента, происходят от несвоевременного обслуживания (всем советую прочитать статью – как правильно менять масло в автомате). Зачастую многие не меняют масло даже после большого пробега (в 100 000 км), забивается гидроблок, радиатор автомата, фильтр/а – это приводит к тому, что масляный насос не может подавать нормальное рабочее давление, из-за этого фрикционы начинают прокручиваться на металлических дисках (аналог «пробуксовывания» диска сцепления), передачи начинают не включаться, проявляется дергание между передачами и т.д.


Именно поэтому при покупке советуют нюхать масло АКПП, потому как горелая ATF жидкость обозначает – что фрикционы пригорели и уже изношены! Если такой запах есть в коробке передач, то покупать такой авто, я бы не стал!

Конечно, если АКПП «запущена», то поломок может быть больше, это износ и планетарных шестерен, и износ фрикционной накладки гидротрансформатора, да еще много чего, у каждого производителя свои нюансы.

Ресурс автомата

Ресурс при должном обслуживании, может быть огромен! Лично мне встречались случаи, когда при смене масла через 40 000 километров, АКПП ходит по 400 000 км, причем это был самый обычный 4 ступенчатый вариант (на Nissan Note). Кстати именно на 4 передачи, старые версии, как я считаю самые надежные, особенно у Японских производителей.


Чтобы продлить жизнь своей трансмиссии, нужно придерживаться нескольких правил:

  • Менять масло по регламенту, сказано в 60000 так и нужно! Можно даже раньше, скажем в 50000 км. Также нужно помнить необслуживаемых автоматов не бывает!
  • Менять вместе с маслом, масляный фильтр, это намного продлит ресурс.
  • Желательно снять радиатор АКПП и продуть его – промыть (маслом)
  • Очистить дно автомата, от всякой стружки, гари и прочего, очистить магниты.

Эти простые правила, сделают свое дело, ресурс увеличиться и намного, думаю сможете проходить около 300 000 километров. Из-за такой стойкости многие и выбирают именно такой тип трансмиссии.

Теперь хочу перечислить плюсы и минусы автоматической коробки передач

Плюсы автомата

1) Легкое управление автомобилем (не нужно думать, как тронуться и какую скорость включить, АКПП все сделает за вас)

2) Надежность. Этот вид трансмиссии при должном уходя может ходить более 300 000, это больше чем у оппонента.

3) Ремонт. Автомат хорошо изучен, его могут легко отремонтировать даже сторонние организации, много мастеров.

4) Масло. Для автомата требуется специальное масло – это правда, но требования к нему гораздо ниже, чем для оппонента. ДА и стоит дешевле.

5) Мало электроники, да автоматы работают в купе с ЭБУ, но все же электронная составляющая всего около 20 – 30%. Остальное банальная механика.

6) Рывки и передачи. НА данный момент времени, появляются 6 – ти ступенчатые варианты (где-то слышал что есть и на 8 – 12 передач), так вот у них уже больший максимальный порог скорости, авто не будет реветь как потерпевший на 4 передаче, так же у них мягче переключения, уже почти не заметны.

Минусы автомата

1) Не имеет такой динамики, как скажем вариаторная трансмиссия, или механическая трансмиссия.

2) Ниже КПД. Что это значит? У автомата нет жесткого зацепления между, двигателем и трансмиссией, здесь все происходит при помощи гидротрансформатора, то есть давлением масла. Поэтому часть КПД тратиться на такую передачу.

3) Толчки при переключении. Потому как здесь есть передачи, у оппонента такого нет.

4) Трансмиссионного масла больше, чем у других трансмиссий, около 8 – 10 литров. Например, у вариатора 5 – 8 литров, у механической коробки 2 – 3 литра.

5) Больший расход топлива. ДА расходует больше чем вариатор, опять е из-за меньшего КПД.

Если подвести итог по АКПП, то получается — что надежность, перекрывает многие минусы, это низкий КПД, толчки при переключении (хотя сейчас они все менее заметны), больший расход топлива и меньшую динамику. Зато при правильно замене ATF жидкости, можете спать спокойно после 100 000 километров, чего не скажешь про оппонента.

Вариатор


Немного истории . Сontinuosly Variable Transmission (CVT). Многие считают вариатор более поздним изобретением (если сравнивать с оппонентом), а вот нет. Принцип бесступенчатой трансмиссии изобрел еще Леонардо Да Винчи, аж в 1490 году, только внедрить его в массы он не смог, у него попросту не было такого двигателя внутреннего сгорания, которым обладают современные автомобили. Однако принцип двух конусов направленными в разные стороны сужающимися частями и натянутым между ними ремнем, предложил именно Да Винчи, такие конструкции применялись на мельницах, это уже и был примитивный вариатор. Далее про эту систему как-то забывают и только в начале 19 го века, принцип начинают применять на станках в промышленности, но до автомобильного варианта, еще далеко. Первым кто задумался применять это изобретение для автомобиля, был голландский инженер Хуберт ван Доорн, создавший бесступенчатую трансмиссию Variomatic. Эта трансмиссия устанавливалась на продукцию фирмы DAF, в 1958 году. Ставилась на автомобиль с двигателем 0,59 литра. Успех был ошеломляющий и затем уже многие производители задумались о установки бесступенчатой трансмиссии на свои модели. Вот короткий экскурс в историю. А сейчас принцип действия.

Техническая составляющая вариатора

Итак, бесступенчатый вариатор, одна из разновидностей автоматической коробки передач. Только в отличие от того от оппонента, вообще не имеет скоростей. В строении имеется два шкива, один ведущий, второй ведомый, расположены друг против друга, также стянуты ремнем, только вот ремень сейчас металлический, да еще и трапециевидный. Конусы вариатора, не цельные как было раньше, они имеют сдвижные половинки. Когда ведущий шкив раздвинут, ремень крутится по малому диаметру, опираясь гранями на его поверхность, своеобразная пятая – шестая передача. А вот если шкив сдвинут, а ремень вращается по большому диаметру, получается максимальное передаточное число, что соответствует первой передаче.


Далее сдвигая шкив, можно максимально плавно уменьшать передаточное число, то есть максимально плавно переключать скорости (хотя их и нет), но передаточные числа соответствуют скоростям в обыкновенной автоматической коробке. Все это делает вариатор (CVT), очень эффективным звеном, между двигателем и колесами. Ведь здесь передается максимальное КПД, потому как передача крутящего момента от двигателя – трансмиссии – колесам, здесь жесткая, то есть передается механическими усилиями, а не давлением масла.

Что может ломаться

Вариатор очень требователен к обслуживанию. Масло меняется раз в 60 – 80 000 километров, как это регламентируют некоторые производители. ДЕЛАТЬ ЭТО СТОИТ ВСЕГДА! Потому как если вы не замените масло, то начинают проявляться проблемы и здесь они далеко не «детские».

  • Также забивается гидроблок, и масляный насос не может нагнетать нормальное давление.


  • От этого валы не могут нормально зажать или разжать ремень, он начинает в них пробуксовывать.
  • Когда буксует ремень, он очень сильно изнашивается. При высоких износах может порваться. И тогда мало не покажется, разлетается по всей коробке и разрушает все и вся!


  • Также задираются «зеркала» валов, что также негативно влияет на ремень.
  • Вариатор еще плох тем, что в нем очень много электроники, то есть он ей банально управляется, она может составлять до 50%!

Ресурс вариатора

Здесь также как и у автомата, нужно помнить о сменах масла, если этого не делать, то CVT может и до 100 000 недотянуть!

Но даже если вы все правильно делаете то при 120 – 150 000 километров, вам ЖЕЛАТЕЛЬНО, заменить ремень! Иначе он может порваться! А это уже серьезно!


Таким образом, вариатор это более «беспокойная» трансмиссия, 300 000 километров на ней не пройти, банально меняя масло!

Плюсы вариатора

1) Динамичный разгон (быстрее, чем на АКПП)

2) Уменьшенный расход топлива (намного меньше, чем на АКПП)

3) Нет передач, а соответственно нет рывков переключения, что дает дополнительные преимущества по плавности и динамичности хода

4) Высокий КПД. Примерно на 5 – 10% больше чем у оппонента.

5) Легкое управление автомобилем (новичкам, не нужно познавать азы управления автомобилем, трогание и переключение передач, на механике)

Минусы вариатора

1) Сложный, очень сложный ремонт (до конца не изучен, поэтому ремонтом занимаются только официальные дилеры, а это очень не дешево). Реально найти мастера но CVT очень сложно, особенно в провинциальных городах.

2) Замена ремня между шкивами, через 100 – 150 тыс. километров, тоже не дешево и делают далеко не все станции.

3) Сложная электроника, при ее выходе из строя, опять едем к официалам, опять платить дорого.

4) Масло, специальное и очень дорогое, купить не так просто, причем определенному производителю, нужно определенное масло, шаг вправо, шаг влево карается поломкой.

Подведем итог. Что же лучше? По своим, техническим особенностям, вариатор намного, опережает автомат, это и динамика разгона, и малый расход топлива, и «безрывковое» плавное переключение передач. Но ремонт — очень дорогой и опять, же не каждый автосервис за него возьмется, попросту нет специалистов. Также идет износ ремня, уже через 100 – 1200000 его желательно заменить, очень требователен к качеству масла! Автомат тут выигрывает, он более изучен и сделать, его можно быстрее и дешевле, неофициальные станции, давно их ремонтируют. Скажу так, если покупаете новую машину на гарантии, то вариатор, лучше, в случае чего, все поправит гарантия. А вот если вы покупаете машину уже после гарантии и за пробегом в 100 000 км, то лучше посмотреть в сторону автомата, ибо его легче и дешевле починить, да и ходит он в два раза (как минимум дольше).

Когда в компании автолюбителей кто-то начинает рассказывать о своей машине, одним из первых всегда закономерно звучит вопрос: «Какая трансмиссия, автомат или механика?». Действительно, ведь даже выбирая автомобиль для себя, человек, особенно если это будет его первый авто, имеет, как правило, всего 2 критерия выбора по части коробки передач: автоматическая либо ручная.

Что же касается разновидностей самой коробки-автомата, такой, например, как вариатор, задумывается далеко не каждый. Некоторые только в процессе предпродажного осмотра автомобиля узнают, что это такое и чем отличается вариатор от классической АКПП. Иногда подобная неосведомлённость приводит к последующему разочарованию в выборе автомобиля. Чтобы не допустить подобного и всегда иметь возможность выбрать автомобиль согласно собственным запросам, необходимо знать отличие вариатора от автоматической коробки передач.

Основных составляющих автоматической трансмиссии в общей сложности две – это гидротрансформатор и редуктор. Первый отвечает непосредственно за переключение скоростей – передач. Конструкцию гидротрансформатора составляет полностью герметичная оболочка из теплостойкого металла, внутри которого и находятся основные элементы, обеспечивающие его нормальное функционирование.

Внутри гидротрансформатор наполняется специальным маслом для АКПП , для смазывания каждой части механизма. Рабочая жидкость необходима, поскольку в процессе работы части подвержены воздействию температур, близких к критическим. Их взаимодействие между собой без смазывания может привести к стиранию и последующей поломке и необходимости замены. Что касается редуктора, он обеспечивает надёжный сцеп всех шестерёнок в сложном механизме, делая его полностью завершённым.

Говоря о вариаторе, несмотря на то, что он выступает в качестве разновидности АКПП, следует понимать его главную конструктивную особенность – передач как таковых этот вид трансмиссии не предусматривает. Механизм переключения в вариаторе осуществляется через передаточное число, которое передаётся двумя параллельно расположенными – ведомым и ведущим — конусными шкивами. Между собой шкивы скреплены ремнём, изготовленным из специального металла, либо цепями – в зависимости от вида коробки-вариатора.

Коробка вариатор и автомат в чём разница и что же лучше? Если проводить параллель между этими двумя трансмиссиями и во время выбора автомобиля сравнивать, чьи особенности более выгодны с точки зрения потребителя, – однозначного ответа нет. Нельзя назвать ни один из данных механизмов технически простыми и дешёвыми в обслуживании – нет, ремонт таких конструкций занимает уйму времени и стоит столько же денег.

Назвать одну из представленных КПП более надёжной, нежели аналог, тоже было бы некорректно – ресурс любого автомобильного комплектующего в первую очередь зависит от того, какой уход за ним производился на протяжении всего периода эксплуатации. Единой официальной статистики, подтверждающей своими результатами очевидное преимущество автоматической коробки передач либо, напротив, свидетельствующей о том, что вариатор всё же лучше, не существует.

ОСОБЕННОСТИ АКПП И ВАРИАТОРА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Объективнее всего сравнивать вариатор и автомат, установленные на различные модификации одного и того же кузова одной марки автомобиля. В таком случае можно провести основательное сопоставление по ряду факторов и сделать соответствующие выводы:

1.Начало движения/старт с места. В момент старта нет отличий коробки автомат от вариатора в плане функционирования самих трансмиссий и ощущений от вождения в целом, поскольку на этом этапе конструктивные различия ещё себя не проявляют. При аккуратной работе с педалью акселератора автомобили, оснащённые обеими КПП, стартуют плавно и без рывков;

ВАЖНО: у самых первых вариаторов представителей немецкой автомобильной промышленности был недочёт в виде излишне медленного переключения, и как следствие — несоответствия реальных данных о разгоне тем, которые были заявлены в паспорте транспортного средства. Впоследствии инженерами эта проблема была устранена, и по своим техническим характеристикам вариаторы перестали проигрывать АКПП.

2.Д вижение в городском цикле/движение по трассе. По этому критерию вариатор слегка опережает аналог, но это вовсе не означает, что ездить на авто с автоматом – это дискомфорт. Вопреки множеству домыслов, у автоматической коробки передач нет каких-то непонятных толчков при переключениях – смена скоростей происходит незаметно для водителя вне зависимости от обстановки, в которой эксплуатируется автомобиль.

Исключение составляют лишь неисправные экземпляры. То же самое касается и коробки вариатора. Они и были спроектированы и выпущены для увеличения плавности хода и со своей задачей справляются успешно, потому как тут переключений формально не происходит вообще;

3.Расход топлива. Существует мнение, якобы на автомобилях с автоматической коробкой этот показатель всегда больше, если сравнивать с аналогами, в том числе и с вариатором. Как показывает практика, разница в расходе топлива, особенно в автомобилях со старыми атмосферными и компрессорными ДВС, обусловлена практически полностью только литражом самого двигателя. Если и существует различие между вариатором и автоматической трансмиссией, составляющее 0,3-0,5 литров топлива, расходуемых на 100 километров, в пользу первого, то это скорее погрешность, нежели объективная разница;

4.Динамические характеристики. По этому показателю всё же необходимо признать некоторое превосходство автоматической коробки над вариатором, поскольку своего рода «толчок», даваемый автомобилю с АКПП при каждом последующем переключении, заставляет его разгоняться быстрее. Впрочем, это нельзя обозначить ни как плюс, ни как минус вариатора, поскольку он изначально разрабатывался для комфортной и размеренной езды и интегрировался в автомобили, предназначенные, в подавляющем большинстве, для тихих семейных поездок;

Таким образом, вождение автомобиля с автоматической трансмиссией всё-таки будет отличаться от езды на таком же экземпляре, но с вариатором. Однако отличия будут заключаться лишь в некоторых динамических характеристиках, что для большинства автопользователей не так уж и важно.

Тем не менее, для любителей использовать свой авто в качестве спортивного будет предпочтителен вариант с АКПП как более быстрый. Для тех, кто отдаёт предпочтение комфорту, плавности хода и переключений, вариатор будет выбором более оптимальным.

Выявить однозначного лидера по перечисленным критериям не представляется возможным – это субъективный выбор каждого владельца автомобилей с подобными трансмиссиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КАКОЙ ТИП ТРАНСМИССИИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ

Несмотря на то, что объективно выявить, какая коробка передач: вариатор или автомат — лучше, нельзя, общественность, по всей видимости, сделала свой выбор в пользу классической АКПП. Вариаторы не сыскали популярности, несмотря на довольно прогрессивную систему, предлагаемую некогда инженерами, когда автомобили, оснащённые этими коробками, только начинали сходить с конвейеров.

Основная причина неудачи вариатора в качестве трансмиссии может заключаться в том, что её ставили на достаточно объёмные моторы, до 3-3,5 литров. Да, по показателям расходомеров топлива такие экземпляры потребляли не больше своих аналогов, да и по основным ездовым характеристикам вопросов, в целом, не возникало.

Однако потребители, когда видят подобный литраж, уже мысленно обрисовывают в голове картину, как этот автомобиль способен быстро разгоняться и поддерживать такую динамику на протяжении всего необходимого интервала. Вариатор как КПП, предназначенная для малолитражных авто и спокойной езды, подобных ощущений дать не может.

ВАЖНО: коробка вариатор и автомат: в чём разница ? Даже при одинаковых характеристиках разгона, к примеру, до 100 км/ч, в виде одних и тех же числовых показателей АКПП будет давать куда больше эмоций, будто воссоздавая атмосферу участия в спортивном соревновании, в то время как на вариаторе даже относительно быстрый разгон не будет так ощутим. Кстати, аналогичное сравнение можно провести между автоматической коробкой передач и механической трансмиссией.

Самое главное – знать, чего хочешь от автомобиля, и сопоставить желаемое с тем, что он способен дать. В таком случае выбор между автоматом и вариатором не вызовет никаких затруднений.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»