Что такое механика и автомат в машине. Какая коробка лучше — механика или автомат

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Особо продвинутый «ручечник» возразит, что ради комфорта, долговечности коробки и сцепления можно использовать двойной выжим и перегазовку, и черт с ним, что быстро это сделать непросто. Возникает небольшое дежа-вю. Ах да, у отца был когда-то ГАЗ-51, на нем по-другому ездить было нельзя…

Да, тоже интересный миф о том, что только на «механике» можно выехать враскачку. Ничего подобного, на большинстве «автоматов» тоже можно, просто надо несколько заблаговременно пользоваться селектором.

Современный производитель автомобилей пошел в маразме еще дальше любителей танцевать на педалях. Некоторые машины комплектуются системой подбора оптимальных оборотов для включения передачи. Тот же «автомат», только есть три педали, и ты вроде бы как сам хозяин ситуации: весь такой на костылях из вспомогательных технологий, но…

Ах да, торможение. При торможении надо использовать три педали, а ноги всего две. Для того, чтобы из букв Д-В-Е составить слово ТРИ есть славный прием heel-to-toe или, в отечественной традиции, «пятка-носок». Суть его заключается в том, что правая нога одновременно используется для торможения и подгазовки, тогда включение передачи происходит при допустимых оборотах, сцепление и коробка имеют шанс на долголетие, бла-бла-бла.

Но тут есть два контраргумента. Во-первых, автоматическая коробка в целом сделает это за нас лучше, и во многом поэтому у многих АКПП включение пониженных передач даже в ручном режиме происходит, как ни странно, автоматически, уж если мы сами этого не делаем.

Во-вторых, лучшая механическая коробка для быстрого последовательного переключения передач - кулачковая секвентальная коробка передач с прямозубыми шестернями. Звуки сладких песен бормашины по всему салону автомобиля вам обеспечены, каждое переключение передачи будет сопровождаться грохотом и скрежетом, вы будете, как мотоциклисты, различать обороты двигателя с точностью до сотни, но переключаться сможете так быстро, что даже составите конкуренцию многим автоматическим трансмиссиям. И, если вы живете в обнимку с сваезабивочной машиной, вас смутит только цена в десять-двадцать тысяч евро и сервисный интервал в лучшем случае в две тысячи боевых километров.

Современные легковые автомобили оснащаются механической или автоматической коробкой переключения передач. У каждой из них есть как сторонники, так и противники. Чтобы определить, что лучше механика или автомат на авто, нужно познакомиться с их слабыми и сильными сторонами.

  • автомат,
  • вариатор,
  • робот.

Количество передач с годами также растет, достигая 6-7 режимов. К тому же в новейших моделях есть улучшения в плане экономичности и плавности переключения при разгоне.

Достоинства автомата

В последнее время автоматические КПП "наступают на пятки" механике. Это объясняется теми достоинствами, которые дает автоматическая трансмиссия автовладельцу.

  1. Современные автоматические коробки позволяют автомобилю наравне соревноваться в скорости с конкурентами, оснащенными механикой. Это некоторые модели вариаторов и 6-7-ступенчатые автоматы с двумя дисками сцепления.
  2. Классические автоматические КПП не могут похвастать экономичностью расхода топлива, а вот новейшие 6-7-ступенчатые автоматы и вариаторы практически не уступают механике.
  3. Автомобили с АКПП пользуются спросом у начинающих водителей и представительниц слабого пола. Благодаря автомату машина не заглохнет при трогании с места, а двигаться в интенсивном городском потоке будет намного проще и безопасней.
  4. Автоматическая коробка повышает долговечность двигателя. Даже неумелые действия водителя не способны повлиять на работу силового агрегата.
  5. Наличие ручного режима позволяет опытным водителям наслаждаться некоторыми преимуществами механики.

Недостатки АКПП

Несмотря на очевидные преимущества автоматических коробок, есть у них и слабые места. Многие из них уже упоминались:

  • высокая стоимость обслуживания и ремонта,
  • проблемы с запуском двигателя в сильные морозы,
  • повышенный расход топлива,
  • проигрыш в динамике разгона.

Кроме того, стоимость автомобиля, оснащенного автоматом будет больше аналогичной машины с механикой на 30-40 тыс. руб.

Даже самая "умная" автоматическая коробка не может предусмотреть складывающиеся на дороге непредвиденные ситуации. Она не сможет заблаговременно перейти на пониженную передачу, а часто это может привести к опасной остановке авто.

Проблема выбора автомобиля с механической коробкой или с автоматом была и остается актуальной. Для комфорта и быстрого обучения следует отдать предпочтение АКПП. Автоматы пользуются заслуженной популярностью у женщин и шоферов-новичков. А тем водителям, кто любит острые ощущения от езды, умеет экономно использовать топливо лучше подойдет механическая трансмиссия. Поэтому каждая из коробок переключения передач имеет право на существование и дальнейшее развитие.

Споры на эту тему продолжаются уже не одно десятилетие и, судя по всему, прекратятся еще не скоро. Лично я прекрасно знаю точку зрения представителей обеих сторон баррикад, и обычно все плюсы и минусы «механики» и «автомата» сводятся к эксплуатационным показателям. Это расход топлива, стоимость машины при покупке, удобство и стоимость обслуживания КП (коробки передач), ее уязвимости и возможности буксировки машины. А в условиях крупного города для большинства водителей становится важным и такой фактор как удобство езды в пробках.

Очень жаль, что автовладельцы редко оценивают преимущества этих КП с точки зрения безопасности дорожного движения. Единственное, что мне приходилось слышать – это то, что начинающему водителю ездить с автоматом проще, ведь автомат освобождает от проблемы выбора передач, и водитель может больше внимания уделять дорожной обстановке. А значит, езда с автоматом - безопаснее, чем с механикой.

Да, я согласен с такой точкой зрения, но она на самом деле актуальна лишь для начинающих водителей и представляет собой только одну сторону медали. В этой статье я и хотел бы взглянуть на ее обратную сторону.

Кому что ближе

«Зеркалка» или «мыльница»?

Мои студенты и просто знакомые автовладельцы часто меня спрашивают: «Что лучше, механика или автомат»? Для сравнения я обычно провожу аналогию с фотоаппаратом: «зеркалка» или «мыльница»?

Зеркалка, а еще лучше - аналоговый пленочный фотоаппарат, дает, безусловно, лучшее качество снимка, чем мыльница, но для получения этого качества нужно приложить гораздо больше усилий. И нужно быть профи или хотя бы увлеченным любителем. Тем, кто умеет с ней обращаться, зеркалка дает возможность получить удовольствие от процесса: самому настроить баланс белого, выдержку, диафрагму, резкость и т.п. Не говоря уже о романтическом вечере в компании красной лампы и ванночек с проявителем и фиксажом:) Эх… Аж слюнки потекли! Мыльница же дает приемлемое качество снимка при минимуме затрат пользователя. Для большинства людей этого вполне достаточно. Они не умеют профессионально фотографировать и, тем более, печатать фото в проявителе при свете красной лампы. Они не то что удовольствия от этого не получают, для них это морока и ненужная трата времени.

Удовольствие от процесса или от результата?

Похожим образом обстоит дело и с коробками передач. Механика пока дает больше возможностей водителю при условии профессионального владения коробкой передач. И больше подходит для любителей получать удовольствие от процесса. Такие водители любят выжимать педаль сцепления, рукой переводить рычаг от передачи к передаче и чувствовать момент зацепления шестеренок в коробке. Им не интересно просто доехать из пункта А в пункт Б, им важно то, КАК они доехали. Таких водителей сегодня меньшинство, и с каждым днем все больше и больше водителей относятся к вопросу перемещения в авто потребительски: надо доехать до места назначения с минимумом усилий и с комфортом. И для них нет никакого кайфа в педали сцепления, особенно в пробках, и в «клацанье» шестеренок в коробке. То есть эти водители не получают удовольствия от процесса переключения передач и больше ориентированы на результат – доехать, быстро, комфортно.

Безопасное вождение: нужная передача в нужное время

Отвлечемся от вопросов удобства и удовольствия и обсудим преимущества механики и автомата с позиции безопасности движения. На сегодняшний день бесспорно следующее утверждение: механика, безусловно, «умеет» то, чего пока не умеет ни один автомат . Давайте разберемся, что же она такое умеет, и для начала обсудим, как связано переключение передач с безопасностью вождения автомобиля.

Правильный выбор передачи

Безопасность зависит от многих факторов и, в частности, от того, какая передача включена в данный момент движения . Подробно я об этом я написал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя », а в рамках данной статьи я скажу лишь вкратце, что от выбранной передачи зависит способность автомобиля интенсивно ускоряться и тормозить двигателем . Скажем, если на загородной дороге пойти на обгон по встречной полосе при скорости 70 км/ч, то на пятой передаче ускорение будет очень вялым. И такой маневр займет, скажем, 10 секунд. А на второй передаче машина буквально «выстрелит» и лично у меня на такой обгон уходит в среднем 5 секунд. Почувствуйте разницу! Какой вариант, по-вашему, безопаснее, если на тебя по «встречке» надвигается Камаз?

Причем выбор передачи актуален, независимо от машины. Однажды я тестировал Porsche 911 Carrera 4S мощностью 485 «лошадей» и попробовал ускориться на шестой передаче при скорости 100 км/ч. Безрезультатно:(Машина «поехала» только на третьей передаче. И это при 485-то лошадях! Что уж говорить об обычных машинах…

Когда можно экономит топливо?

Соответственно, с точки зрения безопасности, движение в экономичном режиме на повышенной передаче (например, на 4 передаче при скорости 60 км/ч или на 5 передаче при скорости 90 км/ч) допустимо лишь при одновременном соблюдении следующих четырех условий :

  1. движение с постоянной скоростью;
  2. движение по прямой дороге (без поворотов);
  3. движение по горизонтальной дороге (без подъемов и спусков);
  4. движение по дороге с гладким и качественным твердым покрытием (асфальт, укатанный снег и т.д.).

Вам экономично или безопасно?

Другими словами, движение на повышенной передаче позволяет вам экономить топливо, но этим «бонусом» вы можете воспользоваться лишь при вышеуказанных условиях. Если хотя бы одно из этих условий нарушается/не соблюдается, то безопасность движения требует от вас включения понижающей передачи в ущерб экономии топлива . Аналогично, я перечислю эти ситуации:

  1. необходимость разгона или торможения;
  2. движение по дуге поворота (достаточной крутизны);
  3. движение на подъем или спуск (достаточной крутизны);
  4. движение по дороге с рыхлым или вязким покрытием (снежная «каша», грунт, лужи).

При этом, чем больше возникает сопротивление (круче поворот, спуск, подъем, толще слой снега, грязи и т.д.), тем ниже должна быть скорость движения и ниже передача. Возможно, для вас не очевидно, почему движение в повороте подразумевает включение пониженной передачи, об этом вы сможете узнать из следующих статей или из курсов «Вождение по гоночной трассе» и «курс MBA для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Поздно переключил передачу – потерял в безопасности

Но самое важное – то, что залогом безопасности является заблаговременное включение понижающей передачи . Ваше движение наиболее безопасно, если вы включите нужную передачу до въезда в снежную или грунтовую «кашу», а не после въезда. До входа в поворот, а не на дуге поворота, до въезда на подъем, а не на подъеме. И – наиболее критично – до начала обгона, а не во время его выполнения.

Зная эти тонкости, а также владея профессиональными приемами переключения передач, которые вы узнаете из следующих выпусков или из курса «Магия переключения передач», вы можете грамотно и своевременно включать передачи и обеспечивать требуемый уровень безопасности. Как вы понимаете, чтобы своевременно включать понижающие передачи, от вас как водителя требуется навык прогнозирования дорожной обстановки.

Автомат не умеет предвидеть

Поэтому на сегодняшний день механика имеет преимущество с точки зрения правильного выбора передачи. Правильно выбрать передачу возможно только с участием водителя, владеющего навыками защитного вождения и способного делать прогноз дорожной ситуации . Другими словами, для обеспечения безопасности движения необходимо ручное переключение передач : на механических КП или на автоматических КП с опцией ручного переключения (tiptronic).

Нам поможет ручной режим

На современных автоматах почти всегда есть ручной режим переключения, который позволяет вам брать управление на себя. Но и тут есть подвох: психологически очень сложно себя заставить переключать передачи вручную, когда знаешь, что у тебя автомат, который может сделать все вместо тебя. Даже я - поклонник механики, - ленюсь и не всегда могу себя заставить дергать «ручку», если еду в машине с автоматом.

Ручное переключение передач на автомате возможно при наличии режима ручного переключения (tiptronic) (рис. 1). Переключать передачи можно следующими способами:

  • в результате движения селектором передач «на себя» или «от себя» (в зависимости от конкретной модели КП);
  • с помощью подрулевых лепестков или кнопок на руле.

Второй способ гораздо удобнее, так как позволяет вам все время держать руки на рулевом колесе. Но лепестками или кнопками, к сожалению, оборудуются не все автомобили.

Механика или автомат?

Так что же все-таки лучше: механика или автомат? На мой взгляд, лучше всего использование автомата именно в ручном режиме переключения . Это оптимальный вариант, это компромисс между традиционной механикой с педалью сцепления и традиционным автоматом, который переключает передачи «сам». При использовании ручного режима, с одной стороны, вы контролируете все переключения самостоятельно, а с другой – вам не досаждает педаль сцепления, спасаясь от которой многие автовладельцы пересели за автоматы.

Если вернуться к аналогии с фотоаппаратами, то я предлагаю использовать, типа, современный цифровой фотоаппарат и ручные настройки снимка. Известно, что один и тот же цифровик дает куда более качественный и живой снимок при грамотной ручной настройке, чем при съемке в режиме «автомат».

Итак, для повышения безопасности вождния автомобиля нам с вами необходимо самостоятельно и вовремя переключать передачи вручную и использовать комбинированное торможение . На механике это делать или на автомате - решать, конечно, вам. Важно, чтобы в нужный момент была включена нужная передача , а двигатель работал в нужном диапазоне оборотов.

Умный автомат

Есть еще один вариант, с моей точки зрения, идеальный: и передача включена почти всегда правильная, и все это в автоматическом режиме без участия водителя. На сегодняшний день этот вариант осуществим только на автомобилях с секвентальными роботизированными коробками. Volkswagen их называет DSG, Audi - S-tronic, на машинах Porsche они называются PDK. Это коробки с двумя сцеплениями, которые переключают передачи без паузы в нейтрали и без потери крутящего момента. Если в обычной коробке последовательность переключения выглядит как «первая передача - нейтраль - вторая», то здесь: «первая - вторая». Коробки с двумя сцеплениями сегодня ставят многих производители: и BMW, и Форд, и Ниссан, и, возможно, другие. Суть в другом и совсем не в количестве сцеплений на них: на машинах концерна Volkswagen эти коробки правильно запрограммированы.

Коробка DSG, как и многие другие автоматы, имеет два автоматических режима: стандартный режим «D» и как бы спортивный режим «S». Режим «D» ничем не примечателен и такой же непутевый, как на других коробках. А вот режим «S» настроен идеально: при снижении стрелки тахметра до 2000-2500 об/мин автоматически подключается пониженная передача. Это как раз то, что нужно! Я не вижу связи между такой настройкой переключения и устройством коробки DSG (я имею в виду 2 сцепления). Я тестировал эти коробки только на автомобилях концерна Volkswagenне и не знаю, как настроены аналогичные коробки других производителей. Возможно, там тоже «грамотный» споритвный режим, но точно знаю, что классические автоматы других производителей этого не умеют. И для меня до сих пор большая загадка, почему нельзя так же настроить свои автоматы всем производителям, и почему до этого догадался только Volkswagen, и почему только сейчас, а не сорока годами раньше, и почему только на коробках DSG. Все же просто: надо всего лишь включать пониженные передачи при оборотах ниже 2500…

В общем, я - преданный поклонник механики и уже, казалось, был готов признать ее поражение перед коробкой DSG . Тем более, что DSG дает машине большую динамику разгона и одновременно большую топливную экономичность. Но даже на DSG приходится пользоваться ручным режимом, ведь и эта умная коробка не может прогнозировать и заранее включать пониженные передачи, исходя из дорожной ситуации . Выше я описал 4 ситуации, требующие включения понижающей передачи, причем заблаговременно. И именно в них приходится пользоваться ручным включением передачи, особенно, по части заблаговременности. Так что полностью исключить участие водителя в выборе передачи пока нельзя, и вопрос «механика или автомат?» в общем пока еще спорный. Но вопрос «обычный автомат или умный автомат (DSG)?», на мой взгляд, имеет однозначный ответ: умный автомат .

Итоги

Так что, друзья мои, вот основные задачи в плане безопасности вождения автомобиля и переключения передач:

1) держать стрелку тахометра в зоне не ниже 2500 об/мин и не давать ей опускаться при торможении, то есть включать пониженные передачи. Что интересно, аналогичная картина и в плане экономии топлива! Об это подробне читайте в статье «Экономичное вождение: минусы автомата ». Болшинство автоматов этого не делают, потому вариантов остается немного: либо вы сами включаете пониженные передачи в ручном режиме, либо вы используете режим S, если у вас коробка DSG или ее аналог . Собственно, как именно вы решите задачу поддержания оборотов - не важно, но важно, чтобы она была решена. В этом случае ваш уровень безопасности вождения автомобиля будет на ступеньку выше.

2) заблаговременно включать пониженную передачу в одной из 4 ситуаций: необходимость интенсивного разгона в ближайшее время, предстоящий въезд на подъем/спуск, предстоящий въезд на рыхлую дорогу, подход к повороту. Это в идеале можно сделать только с помощью ручного переключения передач, поскольку для любого, даже умного автомата понятие «заблаговременно» отсутствует.

Автоматические коробки передач уже не являются привилегией дорогих машин премиального класса. Уже и на микролитражке DAEWOO Matiz производители устанавливают недорогую автоматическую трансмиссию, поэтому выяснить, что лучше автомат или механика, могут даже покупатели бюджетных авто.

Такое сравнение не все водители считают корректным, ведь поведение машин с разными способами переключения передач в некоторых ситуация отличается. Однако, попробуем провести параллели между выбранными КПП, а также найти точки пересечения.

Наиболее популярным аргументом в пользу автоматических коробок передач называют более комфортное вождение. Водители с АКПП приводят довод в виде меньшего количества педалей и ненужности регулярного переключения ступеней с помощью рычага. Городские автовладельцы, привыкшие к длительным пробкам будут согласны с таким обоснованием положительной стороны.

Постоянное дергание ручки КПП и выжимание сцепления негативно влияет на данный узел.

Также считается, что большое количество выполнения процессов за рулем в течение непродолжительного времени повышает уровень стресса. А ведь спокойное и сосредоточенное состояние влияет на безопасность движения.

Водители однозначно уверены в том, что автомобиль должен повышать уровень комфорта, поэтому выбирая, какая коробка передач лучше автомат или механика, предпочтения часто на стороне автомобилей без педали сцепления. При таком варианте даже обе руки остаются на рулевом колесе, не отвлекаясь на ручку КПП.

Любителям агрессивного вождения

Любители ручного переключения передач уверяют в том, что только с таким способом можно выпустить наружу всю мощь силовой установки, управляя резким ускорением мотора. Однако, не все автоматические КПП одинаково плавно выполняют свою работу. Например, вариаторные агрегаты действительно «задумчиво» выполняют команды водителя . Зато в плавности хода с ними тяжело тягаться, выбирая автомат или механику, плюсы и минусы конструкций.

Живее работают роботизированные и гидротрансформаторные узлы, но в этом процессе ответственность перекладывается на интеллект электронных алгоритмов. В качестве компенсации плавности набора скорости водитель получает бережное отношение к мотору и сниженный расход без излишнего впрыскивания топлива в камеру сгорания. При этом передаточные числа будут с короткими интервалами, чтобы тахометр не уходил в красную зону высоких оборотов, а автомобиль был экономичнее.

Компенсировать агрессивный стиль вождения на автоматах помогает спортивный режим современных АКПП. Дополнительным бонусом служат ставшие привычными подрулевые лепестки. Хотя это и не полноценная компенсация механической коробки, но ощущение управляемости они смогут дать.

Примером высококлассного использования автоматики являются Jaguar, Ferrari, Porsche, на которых производители ставят уже даже 8-ми ступенчатые автоматические трансмиссии, способные набирать скорость в сотню километров за 3-4 секунды . Но за такие параметры автоконцерны просят существенную финансовую компенсацию, ведь авто далеко не среднего класса.

Для бюджетных машин предусмотрены обычно 5-ти ступенчатые агрегаты. Они не выдадут ультра скоростных характеристик, но зато уберегут мотор от перегрева, перегрузок и быстрого износа, что важно для экономных автовладельцев начинающих водителей обоих полов.

Топливный вопрос

Сравнивая паспортные характеристики расходов топлива у аналогичных марок, отличающихся между собой лишь трансмиссионными агрегатами, можно уловить, чем отличается механика от автомата, и в чью пользу будет эта разница. Хотя часто расчетный параметр, указанный производителем для смешанного режима езды с МКПП, бывает на 0,5-1 л меньше, чем у машины с АКПП, практика часто показывает немного большую разницу.

Прогресс заставляет инженеров бороться с такой разницей, и иногда делается это успешно. Не зря внедряются разные экономные опции, например, Старт-Стоп системы.

Случается, что водители на «механике» в большем количестве, чем на «автомате», но причиной является манера езды, частые перегазовки при смене передачи, необоснованные разгоны и резкие торможения.

Наиболее эффективным примером удачной конструкции автоматической коробки являются агрегаты с немецкой VW Group классификацией DSG. Аббревиатура скрывает преселективную роботизированную коробку с двумя сцеплениями. Такая конструкция обеспечивает поддержание высоких оборотов двигателя при быстрых и частых переключениях передач. Удачным примером служит VW Polo, имеющий агрегат DSG и потребляющий по паспорту меньше топлива, чем его аналог с механикой.

Проходимость в любых условиях и транспортировка авто

При разборе поведения автомобилей с разными коробками на песке считается, что выигрывает механика, у которой технические возможности для данной экстремальной ситуации более приспособлены. Опытный водитель сможет грамотно распорядиться таким ресурсом.

Среднестатистическая автоматическая коробка передач будет использовать универсальный алгоритм поведения в такой ситуации. Он не всегда эффективен для закопавшегося авто. В дорогих марках авто, например, английском Land Rover высокоинтеллектуальная автоматика приходит на помощь водителям. Перераспределение усилий, блокировки и другие способы управления способствуют решению проблем загрузшего в зыбучей почве автомобиля.

С некоторых пор в помощь водителям автомобилей среднего класса на эти транспортные средства перекочевывают дополнительные режимы, пример, «зимний», который снижает тягу ведущих колес , чтобы сильное нажатие на педаль акселератора не повлекло за собой ненужной пробуксовки. Иногда даже включается возможность трогаться на второй или третьей передаче.

Каких-то явных ограничений на буксировку машины с «механикой» автопроизводители не дают, в отличие от «автоматики». Для АКПП не рекомендуется использовать буксировку. Приходится только вызывать эвакуаторы. Хотя если вызвать помощь не удастся, то допускается использование буксира с небольшой скоростью до 40-50 км/ч на недалекое расстояние до 30 км. При этом должен быть установлен нейтральный (N) режим.

С севшим аккумулятором владельцы МКПП просто расталкивают машину, а водитель может потом завести ее на ходу. Владельцам АКПП такой трюк провернуть не удастся.

Финансовая выгода

Выбирая новое транспортное средство с автоматической коробкой передач, владелец должен заплатить большую сумму, чем при покупке такого же авто, но с «механикой». Разница составляет примерно около 1000 долларов. На этом не останавливаются, так как обслуживание АКПП обойдется дороже, чем МКПП .

Например, масло требуется менять в «автоматах» в среднем уже при 60 тыс. пробега, а на «механике» можно и до 90 тыс. кататься на одной и той же смазке. Также и объем смазывающей жидкости в автоматических коробках требуется от 6 до 9 литров. В отличие от «механики», которой достаточно 3-4 литра более дешевой смазки. Любой ремонт соответственно дороже у более сложной конструкции. Поэтому автоматическая трансмиссия хороша в качестве нового агрегата.

Вывод

Прогресс, перекладывающий на плечи автоматики большинство процессов вряд ли удастся остановить в разных секторах, в том числи и в автомобильной отрасли. Процент автоматических коробок в авто растет вместе с качеством таких агрегатов. Некоторые предсказатели оставляют « » лишь для автоспорта в будущем. Даже в ПДД отдельным пунктом выделили графу для водителей с «автоматом», понимая, что пересесть на него с МКПП несложно, а вот обратный процесс может вызвать значительные затруднения.

Давным-давно (но не в прошлую пятницу), когда я работал над талмудом про , мне на глаза попалось вот такое сообщение - так сказать, из раздела «Их нравы». Цитирую:

«Двое вооруженных подростков из американского штата Джорджия ограбили мужчину, забрав его бумажник и ключи от Хонды Аккорд. Однако угнать ее не смогли потому, что никогда в жизни не видели коробку с ручным переключателем скоростей! Единственным, что они сумели заставить работать, было радио».

Американцы давно отвыкли от всего ручного - от коробок, стеклоподъемников и т.п. Это их выбор. А что у нас? Опять-таки, вспомню случай из собственной жизни. Более десяти лет назад, когда впервые в жизни я - это была S60 с автоматом, - то один коллега, одобрительно покивав, все-таки задал вопрос:

Михаил Владимирович! А что, неужели с механикой достать не получилось?

Тут уже в ступоре оказался я. Коллега не шутил - он совершенно искренно не понимал, как можно добровольно «ездить на автомате»? Правда, впоследствии он все-таки «сменил ориентацию», хоть и был спортсменом до мозга костей. Но тогда его поддержал и другой коллега - тоже «гонщик». Дескать, хочу, чтобы я управлял машиной, а не машина мною!

Лично мне такие доводы кажутся надуманными. Конечно, можно перевалить на водителя ручное управление всеми механизмами - были же когда-то автомобили с ручным управлением опережением зажигания. Но это было сделано все-таки по бедности: сегодня подобные решения уместны разве что для аттракциона. Автопром, как мне кажется, свой выбор тоже сделал. Во всяком случае, условная ценовая планка, за которой царит только автомат, опускается все ниже. Но А- и пока что допускают «плюрализм» мнений - тут есть и механика с ручками, и автоматы. Солярисы, Логаны, Рио - мало ли…

Попробуем собрать воедино все плюсы и минусы механических коробок и автоматов. Уточним сразу - в основном речь пойдет о самых доработанных и самых массовых на сегодня . Именно такие коробки по-прежнему устанавливают на престижные и дорогие машины. С разберемся в отдельном материале.

Механическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Мучения для новичков, не умеющих правильно пользоваться сцеплением и трогаться с места (двигатель может заглохнуть), а также выбирать нужную передачу
  • В момент троганья на подъеме автомобиль у многих водителей откатывается назад
  • Сильная утомляемость водителя при движении в условиях городских пробок - постоянные переключения и т.п.
  • Простота конструкции в сравнении с автоматами. Относительная дешевизна ремонта
  • Довольно большой ресурс: работает себе и работает
  • Простота пуска мотора при севшей АКБ. Возможен пуск «с толкача»
  • Как правило, меньший расход топлива по сравнению с автоматом: отсутствуют потери в гидротрансформаторе
  • Меньшая стоимость автомобиля
  • Возможность для водителя почувствовать себя эдаким повелителем автомобиля
  • Отсутствие проблем с на любые расстояния
  • Больше возможностей выбраться из грязи враскачку: ручная коробка позволяет гораздо быстрее переключаться. Автомат же в таком режиме скоро перегреется

Автоматическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Автомобиль заведомо дороже такого же, но с ручкой
  • Ремонт влетит в копеечку. Если ручная коробка - это, грубо говоря, набор шестеренок, то автомат - это еще и фрикционы с соленоидами и мозгами. Да и специалистов по гораздо меньше
  • Расход топлива, как правило, выше: гидротрансформатор требует жертв.
  • Проблемы с буксировкой на большие расстояния: масляный насос, как правило, стоит на первичном валу. Во время буксировки он не работает, и наступает .
  • Если села батарея, то «с толкача» машину не пустить
  • Ресурс, как правило, уступает долговечности механической коробки передач: деталей здесь гораздо больше, причем компанию шестеренкам составляют капризные фрикционы.
  • Автомат нуждается в прогреве, а греется при этом медленнее двигателя. Он же не является источником тепла!
  • Хуже динамика разгона и выше расход (в классе недорогих автомобилей)
  • Рай для новичков: нет сцепления, и не надо ничего постоянно переключать
  • Автомобиль при троганье в горку никогда не попятится назад: блокировка предусмотрена конструкцией.
  • Автомобиль никогда не заглохнет даже у новичка
  • У водителя меньше шансов неумелыми действиями причинить коробке вред
  • Оптимальную передачу выбирает автомат - ошибка водителя исключена
  • Не так тяжело двигаться в пробках
Лично мое мнение однозначное: я - за автоматы. Разумеется, речь идет о ситуациях, в которых человек может позволить себе и то, и другое, но просто сомневается. Если финансы не позволяют выходить из бюджета, тогда дело другое, но при прочих условиях я рекомендую только автомат. Впрочем, каждого коллегу, который имеет другое мнение, прошу высказать свои «фи», ежели таковые найдутся.

Что касается рассуждений о том, что кому-то хочется активно управлять машиной, то я их, в принципе, понимаю. И с ужасом жду момента, когда из автомобиля вовсе исчезнет руль - за ненадобностью. Потому что с этого момента моя автомобильная жизнь окончательно прекратится. Усаживаться в кресло водителя, чтобы читать книжку или спать, я не стану. Впрочем, я, конечно же, забегаю вперед... Но не очень далеко.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»