Трактор своими руками чертежи. Делаем минитрактор своими руками. Необходимые материалы и инструменты

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Присутствие своего мини-трактора в домашнем хозяйстве значительно упрощает осуществление большого объёма домашних задач. Один из основных его плюсов — это экономия и мобильность в управлении на ограниченной местности. Достаточно оснастить свой самодельный трактор всеми дополнительными устройствами, и он будет незаменимым помощником при обработке не очень больших земельных площадей.

В условиях ведения своего бизнеса, сопряжённого с производством сельскохозяйственных товаров на приусадебных участках, трактор является эффективной техникой. Так как приобрести новую спецтехнику на начальном этапе развития бизнеса не каждый может позволить, а соорудить свой самодельный мини-трактор и все к нему из подручных деталей абсолютно под силу тем, кто обладает базовыми знаниями слесарного искусства.

При помощи своего самодельного мини-трактора 4х2 можно реализовывать весь перечень специфичных работ:

  • уборку снега;
  • перевозку не очень больших грузов;
  • уборку домашнего мусора, а также разной растительности;
  • заготовку сена;
  • посадку и выкопку овощей и т.д.

Вариантов производства самодельных минитракторов довольно много. Некоторые самодельные вещи сконструированы на основе моторов со старых отечественных либо иностранных авто и мотоциклов. Прочие подобраны с существующей техники типа минитрактор.

Создание самодельного мини-трактора

Трактор своими руками включает в себя сложный комплекс конструкций и элементов непосредственно взаимозависимых между собой. Прежде, чем начать работу следует определиться с конструкцией самоделки, о чем можно почитать на форуме. Следовательно, присутствие под рукой чертёжных материалов значительно облегчит его производство.

Чтобы реализовать производство на должном уровне , от умельца потребуется:

  • изучение базисных знаний приспособления;
  • присутствие единого ряда узлов (коробки, силового агрегата) и механизмов.

Кроме этого, присутствие макета и чертежей послужит ориентиром в направлении формирования самодельного приспособления.

Конструкция мини-трактора

Описываемая конструкция была изобретена и испробована на практике, о чем можно почитать на форуме. Произвести своими руками такой минитрактор допускается с утиля : разных узлов и элементов с прежних серийных автомобилей, выпускаемых отечественной промышленностью.

Агрегат может быть оснащён огромным комплектом вставных прицепных и подвесных орудий. Благодаря этому мини-трактор можно считать многоцелевым помощником в приусадебном хозяйстве. Его допускается использовать с целью вспашки и боронования, культивации и окучивания, а, кроме того, с целью других действий, связанных с обрабатыванием земли и уходом за растениями.

Этот трактор допускается, кроме того, использовать в сцепке с одноосной телегой , чтобы транспортировать разные домашние грузы, мусор с места, грунт, песок. Для этого выполняется небольшая модификация трактора, и водитель располагается на сидении впереди телеги.

Из чего будет минитрактор?

Первое, что необходимо совершить перед тем, как собрать технику – это сориентироваться, с каких узлов она состоит, о чем можно почитать на форуме.

Наипростейшее приспособление компактного трактора включает следующие элементы:

  • гидромотор (в роли мотора может выступать мотоблок либо мотоцикл);
  • силовую раму, в которой закрепляются все другие установки;
  • тормозную систему;
  • сборку с тормозными дисками;
  • ходовую часть, включающую колёсные оси и колеса;
  • систему крепления подвесного оснащения;
  • рулевую колонку;
  • комфортное кресло для оператора;
  • задние и передние фонари.

Каждую из упомянутых частей необходимо купить, найти и собирать отталкиваясь из чёткого всеобщего чертежа, для того чтобы не нарушить пропорции агрегата.

Как сделать самодельный мини-трактор?

С целью конструирования такой техники применяют множество методов, однако, как правило, алгоритм следующий:

Чертежи на мини-трактора можно найти в интернете, подобрав правильный вид либо разработать лично, в случае если есть знания механика.

Виды подвесного оснащения

Чтобы увеличить интервал перспектив это приспособление можно в дополнение оснастить подвесным оборудованием, что можно сделать при помощи существующих подручных средств.

Так, самостоятельно сделать можно следующие типы подвесного оснащения:

  • многообразные сеялки;
  • окучники и рыхлители земли;
  • плуги одно-, двухкорпусные, простые и поворотные;
  • разборные сенокосилки для заготовок корма и другое.

Со временем такого рода трактор, можно модернизировать, определив вспомогательные устройства, что увеличат комфортабельность и безопасность управления. Помимо этого, такой агрегат согласно собственным персональным полезным и многофункциональным отличительным чертам во многом обгонит большинство промышленных модификаций.

Отечественные умельцы способны сконструировать практически любой аппарат. Самодельные минитрактора и полноценные тракторы - не представляются для них тяжелой задачей по конструированию. Представляем вашему вниманию подборку видео о самодельных тракторах.

Самоделки с элементами от легковых автомобилей

1. Мини трактор, имеющий раму как у К700 - она также ломается пополам для поворота. Привод и рулевое управление установлено от автомобиля ВАЗ 2109. Тянет этого полноприводного железного коня двигатель «Тулы». Автором конструкции и изобретения является Михаил Поддоскин.


2. Следующий экземпляр - самодельный трактор, оснащённый коробкой перемены передач и двигателем от автомобиля «Запорожец». В качестве рамы использован швеллер на 100 миллиметров. Для использования навесного оборудования, в тракторе установлена гидравлическая система.

3. Минитрактор, снабжённый двигателем от машины «Ока». Имеет полный привод и хорошую гидравлическую систему. Задние фонари установлены от Газ 53.

Мини трактора из разных деталей

1. Видеозапись с самодельным трактором, тяговый агрегат на котором установлен от китайского тяжёлого мотоблока ZIRKA. Мощность движка всего 10 лошадиных сил.

2. Следующий агрегат имеет двигатель УД-15. Система зажигания, то есть магнето, вращается в обратную сторону. Коробка передач и маховик - от мотоцикла «Днепр». Передача крутящего момента на колёса получается за счёт использования цепной передачи. Для гидравлики установлен насос НШ10.

3. Ещё один экспонат с двигателем УД-2, мощностью 8 л\с. по-рекомендациям автора - лучше УД-25. Мост от ЗИЛа, а коробка - от ГАЗ-51.

Мини-трактор для домашнего хозяйства - весьма полезная техника. При помощи нее можно с легкостью перемещать и поднимать любые грузы, собирать, к примеру, сено или же возделывать участок. При этом диапазон возможностей данной техники можно существенно расширить, для этого достаточно лишь оборудовать его несколькими дополнениями. Однако сегодня речь пойдет не о навесном оборудовании, а о том, как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками.

Рама

Данный элемент является наиболее важным и необходимым для большинства единиц спецтехники (в том числе и такой, как мини-трактор). Поэтому, дабы избежать неприятных последствий, необходимо заранее составить чертеж или схему будущей конструкции. После этого можно смело приступать к ее изготовлению. Для рамы следует подобрать несколько облегченных металлических швеллеров и соединить между собой методом автоматической или полуавтоматической сварки. Обратите также внимание на длину данного элемента. Размеры рамы должны быть пропорциональны габаритам мини-трактора. Чем длиннее данный элемент, тем габаритнее и вся техника.

Остальные детали

После сварки швеллеров по контуру проделываются отверстия, которые будут служить для крепления различного навесного оборудования и иных элементов конструкции. Следует подумать и о подножках, они цепляются по обе стороны рамы. В качестве основного материала здесь применяется 8-миллиметровый лист стали "Ст-3", который также будет использован для поперечного кронштейна рулевой колонки. Для дополнительной прочности соединений поперечные отрезки снабжаются "косынками" из той же стали, которая применялась ранее для подножек (однако ширина листа здесь будет немного меньше, 5 миллиметров).

Как далее изготовляется После этого к передней поперечной балке привариваются втулки навески моста. Они также будут изготовлены из листового металлопроката "СТ-3". Толщина листа - 2 сантиметра. После этого к раме присоединяются мосты (передний и задний соответственно).

Самоделки: мини-тракторы и детали для них. Более подробно о мостах и балке

Мост изготовляется из отдельно взятых деталей и агрегатов, снятых с подобной земледельной техники. Некоторые используют мосты от 24-й «Волги»
или же «Москвича». Но в нашем случае такие детали использоваться не будут, потому что они попросту не вписываются в габариты мини-трактора. Исключение составляет Более детально о нем мы поговорим немного позже.

Детали, которые нужно делать самостоятельно

Такие детали, как втулки поворотных, колесных и опорных полуосей, необходимо сделать своими руками. Также самостоятельно изготовляется и поперечная балка. Для этого берется отрезок трубы с квадратным сечением размером 65х65х5 миллиметров.

Если такой нет, балку можно изготовить из Втулки полуосей делаются из Опорно-поворотные механизмы изготовляются из отрезков металлической трубы. Для этого берется труба сечением 70х14 миллиметров и нарезается на несколько кусков длиной 120 миллиметров каждый. Также в них необходимо проделать посадочные места для подшипников. После этого полученная деталь прикрывается металлическими приварными крышками. В центр балки вваривается собранный узел (он должен состоять из 2 роликовых подшипников и цилиндрической обоймы), при помощи которого будет допущено качение данного моста.

В качестве крепежных элементов данного узла следует использовать болты и гайки маркировки «М-30». Ими крепится полностью вся передняя балка. При затягивании необходимо подложить под гайку специальную пружинную шайбу. Стоит отметить, что с каждым затягиванием болтового соединения вы уменьшаете величину люфта передней оси относительно мини-трактора. Таким образом, у вас будет возможность регулировать данный узел при необходимости перед каждым новым выполнением с/х работ.

Про задний мост

Его в отличие от переднего не обязательно изготавливать своими руками. Здесь вполне достаточно установить стандартный «Волговский» элемент. Но, поскольку ширина мини-трактора не соответствует габаритам моста от ГАЗ-24, его нам придется укоротить до 80 сантиметров. Для этого убирается фиксация «чулок», срубаются головки заклепок, а оставшаяся часть проталкивается глубже. Разъединение моста с картером редуктора производится при помощи кувалды с фиксацией первого элемента в специальной оправке.

Благодаря этим действиям вы обеспечите стыковку с реверс-редуктором, благодаря чему излом кардана будет исключен. Также у вас отпадет необходимость в балансировке и установке противовесов на мини-тракторы для дачи, что значительно ускорит время выполняемых работ.

Чтобы укороченные "чулки" зафиксировать в отверстиях, нарезается резьба ("М-12") и вкручиваются туда винты. Полученный мост крепится к 8 пластинам. Последние привариваются болтами ("М-10" по 4 на каждую пластину) и гайками к лонжеронам. Пружинной шайбой выполняется контровка соединений. Для этого на мост привариваются идентичные пластины. На завершительном этапе под крепление навесной рамы устанавливаются самодельные кронштейны. Для подъемного механизма к картеру моста приваривается корпус вала подъемника.

Заключительный этап

Теперь дело осталось за малым: к полученной конструкции приваривается сидение, и вся техника окрашивается в один монотонный цвет (по желанию можно использовать несколько разных по оттенку аэрозольных баллончиков). Сзади к технике устанавливается для возможности работы в сцепке с плугом.

Как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками? Способ № 2

Данный способ является более простым, нежели предыдущий, однако здесь для выполнения работ вам необходимо будет иметь свой собственный мотоблок. При этом не обязательно приобретать новый, для трактора вполне сойдет какой-нибудь старый советский «Урал» или «Нева».

Что берем от мотоблока?

Из данного агрегата будет извлечено «сердце», то есть мотор, который и будет основным тяговым устройством трактора. Все остальные детали можно пустить на запчасти. Кроме этого, в ходе работ вам понадобятся пусковое устройство, мосты и колеса к ним.

Дальнейшая технология сборки практически не отличается от предыдущей, здесь также задействуется сварочный аппарат, металлические трубы и

Приступаем к работе

Итак, как делаются Сначала проектируется кинематическая система техники. Тяговые усилия, идущие от ДВС мотоблока, должны передаваться через роликовую цепь на промежуточный вал. Также при помощи предпоследнего устройства будет передаваться мощность и на ведущие колеса. На выходном валу располагается тормоз (ленточный), а по оси устанавливается рычаг КПП. Пуск ДВС будет осуществляться через педаль стартера. В принципе, мини-трактор для домашнего хозяйства - не такая уж и сложная техника, как кажется на первый взгляд, поэтому делать его можно на основе всего лишь одного чертежа.

Рама будет изготавливаться из стальных труб и уголков. Также следует предусмотреть вилку с втулкой для поворота прицепа (в случае работы трактора в сцепке с ним или плугом). К корпусу подшипникового узла крепятся так называемые "щечки", а выходной вал наглухо приваривается к "косынкам" гнезда. Передняя балка и задний мост делаем аналогично предыдущему способу.

Далее мини-трактор самодельный снабжается металлическим кузовом с бортом высотой не мене 30 см. Все это необходимо изготовить из листовой стали. На расстоянии 80-85 сантиметров от конца хребтовой балки устанавливается мягкое сидение из тонкого листа фанеры (дополнительно можно обшить кожзаменителем с наполнением из поролона).

На завершительном этапе мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками оборудуем прицепным устройством. После этого техника проходит процедуру грунтовки и покраски.

Итак, мы выяснили, как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками.

При наличии в хозяйстве больших посевных площадей, обойтись без механизации труда невозможно. Для этого используются мотоблоки и мини-трактора, которые благодаря навесному оборудованию, способны выполнить полный цикл сельскохозяйственных работ.

Однако качественное оборудование, имеет соответствующую стоимость, поэтому некоторые фермеры используют в хозяйстве самодельный мини-трактор. Изготовить такую технику не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Самый простой вариант, это сделать самодельный мини-трактор из мотоблока, посредством установки специального адаптера.

Практически все производители предоставляют такую возможность. Стоит отметить, что существуют модели полностью собранные своими руками. Рассмотрим варианты изготовления основных узлов.

Преимущества самоделок

По своим техническим параметрам, самодельные агрегаты практически не отличаются от заводских моделей. При этом, затраты на их создание значительно ниже.

Сразу стоит уточнить, что рассчитать необходимое тяговое усилие и определить необходимое количество материала помогут чертежи. Для создания такой схемы требуются определённые знания в области инженерной механики. Однако можно воспользоваться уже готовыми схемами, взятыми на просторах интернета.

Сборка по готовым чертежам не представляет особого труда: большинство узлов снимается с неисправной техники, и устанавливаются в готовом виде. Это довольно практично и выгодно – проблем с запчастями при ремонте практически не возникает.

Кроме того, использование готовых гидроразъёмов и адаптеров позволяют использовать навесное оборудование заводского исполнения.

Если самодельная техника будет передвигаться по федеральным трассам, нужно получить соответствующее разрешение в ГИБДД.

Теперь рассмотрим схему сборки основных узлов трактора.

Рама

Для изготовления основания потребуется прокатный швеллер. Этот материал способен выдерживать динамические нагрузки. Обычно рама – это сварная конструкция, выполненная из поперечных траверсов и продольных лонжеронов.

Лучше сразу предусмотреть возможность крепления двигателя, опор заднего и переднего моста, водительского сиденья.

Встречаются варианты изготовления с ломающейся рамой. Такие изделия обладают большей манёвренностью, поэтому подходят для работы на ограниченных пространствах и даже в теплицах.

Такие конструкции также изготавливаются из швеллера, но делается не монолитная основа, а две полурамы. Элементы конструкции соединяются шарнирным соединением, для этого можно использовать карданвал грузового авто.

Силовая установка

Ключевым узлом самодельной техники является двигатель. Оптимальным вариантом будет использование любого двигателя, мощностью около 40 лошадиных сил. Такими характеристиками обладают силовые установки мототехники, поэтому мини-трактор с двигателем от мотоцикла, это довольно частое явление.

Встречаются в хозяйствах и трактора с двигателем ЗиД 4.5. Это четырёхтактный агрегат, с одним цилиндром и воздушной схемой охлаждения. Обратите внимание, что данный двигатель работает на бензине. Поэтому при использовании техники в холодное время года потребуется установка системы холодного запуска.

Выбор двигателя целиком зависит от нужд фермера. Слабосильная установка не сможет работать с некоторыми видами навесного оборудования, возникнут затруднения при обработке целинных участков грунта.

Ходовая часть

Обратите внимание, что самоделки могут изготавливаться на колёсном или гусеничном ходу. Первый вариант встречается гораздо чаще.

Если возникла необходимость сделать самодельный гусеничный мини-трактор, можем предложить интересную схему изготовления движителя. Роль катков выполняют колёса, снятые с садовой тележки, в качестве траков идут автомобильные покрышки с глубоким протектором.

Ходовая часть

Покрышки разрезаются пополам, потом соединяются вместе и заклёпываются металлическими пластинами. В результате получается гусеничная модель, с удельно низким давлением на почву и высокой проходимостью.

Если техника изготавливается на колёсном ходу, можно использовать готовые мосты от легковых автомобилей. Это применяется если мини-трактор будет полноприводный. Если схема 4х4 неважна, устанавливается любой самодельный передний мост. Он будет выполнять функцию управляемого шасси, задний мост будет ведущим.

Самодельный реверс-редуктор сделать довольно сложно, поэтому лучше воспользоваться готовым узлом, снятым с мотоцикла или неисправного мотоблока. Для соединения редуктора с задним мостом используется ременное сцепление или червячный вал.

Чтобы техника могла работать с навесным оборудованием, необходима гидравлическая система. Этот узел обычно собирается из подающих насосов и гидроразъёма. Учитывая, что гидравлика своими руками создаётся из уже готовых элементов, можно дополнительно установить гидроусилитель руля.

Рулевое управление во многом зависит от рамы мини-трактора. Например, при использовании шарнирно-сочленённой рамы, поворачиваются не колёса, а часть полурамы. Для этого используется пара зубчатых шестерней: одна крепится к рулевой колонке, другая – приваривается к площадке передней полурамы.

Часто схема рулевого управления состоит из рукоятей мотоблока, но в этом случае использование реверс-редуктора становится нецелесообразным: техникой сложно управлять при движении задним ходом.

Навесное оборудование

Большую часть дополнительного оборудования можно также изготовить самостоятельно. Рассмотрим, как собирается самодельная фреза на мини-трактор.

  • Изготавливаем раму. Для этого подойдут куски профтрубы или швеллер. Обратите внимание, что размеры рамы зависят от мощности трактора: маломощный двигатель не сможет работать с широкоохватным оборудованием. Сразу устанавливаем кронштейны для колесной пары.
  • Монтируем вал, который будет соединяться с ВОМ мини-трактора. Для этого подойдёт труба диаметром 5 сантиметров, закреплённая к раме посредством опорных подшипников.
  • Вконтакте


    Интересное техническое решение давней конструкторской задачи, позволяющее свести к минимуму риск повредить растения при обработке междурядий пропашных культур мини-трактором, предложил В. Чирков из рабочего поселка Лотошина.
    Ширина колеи легко может изменяться. Как говорится, по заказу! Ведь передний мост у этого мини-трактора - раздвижной, а требуемая ширина колеи по заднему мосту (взят от автомобиля ГАЗ-51 с последующим укорочением его по оригинальной методике) достигается путем замены обычного колеса (правого) на специальное, с наварной ступицей.

    К новичкам в создании самодельных средств малой механизации себя не отношу. Хотя бы по той причине, что многие мои разработки давно «тиражируются» другими любителями мастерить все своими руками, а лучшие, такие, трактор мини МТ-5, завоевали награды даже главной выставки страны. А вот тяги особой к мотоблокам не испытываю. Тем более - к «промышленным». Уж больно много вскрывается у них зачастую недоработок. Ломаются детали, «горят» ременные передачи. А чем восстанавливать! Вдобавок ко всему уж слишком, на мой взгляд, легки мотоблоки для обработки почвы под картофель: буксуют. Косить - тоже детская забава. Как, впрочем, и при обеспечении транспортных работ (в комплекте с прицепной тележкой).

    Убежден: в хозяйстве нужен более универсальный и сильный механический помощник - мини-трактор своими руками. Неравнодушен в к созданию таких машин: седьмая уж на счету. Новая разработка (МТ-7) имеет несколько большие габариты - она на целых 650 мм длиннее. Можно было бы втиснуть всю конструкцию (см. иллюстрации) и в прежние размеры, окажись у меня в распоряжении хорошая комбинированная коробка передач вместо двух, последовательно соединенных. Но, увы: самоделыцики зачастую широкими возможностями в приобретении нужных узлов и блоков отнюдь не располагают. Берут иным - природной сметкой.

    Мне, в частности, удалось все скомпоновать таким образом, что маневренность нового, более мощного, чем прежние конструкции, мини-трактора осталась практически такой же, как у MT-5. В основном за счет выноса двигателя вперед, наподобие всем известного «Кировца». Хотя сверхвысокая маневренность этой машине при вспашке не так уж и нужна. Ведь при ширине захвата в 500 мм и более можно в конце каждого прогона и не разворачиваться, а... подавать назад. Тем более что скорость у нового самодельного мини-трактора при вспашке земли в 2 раза больше, чем у МТ-5.

    Собираем минитрактор своими руками бесплатно

    Собран МТ-7 в основном из серийных узлов и агрегатов отслужившей свое техники-то есть бесплатно. Все их пришлось, естественно, перебрать, подновить износившиеся детали. Причем старалсв коренной переделке используемые серийные узлы и агрегаты не подвергать. Во-первых, потому что в случае выхода любого из них из строя замена уже особых трудностей не представит. Во-вторых, убедился: переделки, на которые охотно идут некоторые любители - конструкторы, грозят подчас снижением прочности и надежности того, что переделывается.

    Взять, к примеру, первичный вал коробки передач от автомобиля ГАЗ-51. Используя в КП-51 в конструкции самодельного мини-трактора, трудно удержатьсв от соблазна укоротить именно его. Но ведь, обрезая вал, удаляют самое, пожалуй, ценное - шлицы. И теперь уже для закрепления на валу звездочки, шестерни и т. п. приходится сверлить в нем отверстие под болт или протачивать канавку под шпонку. Лишняя, на мой взгляд, работа! Кроме того, болт - не шлицы: при большой нагрузке его может попросту срезать. А будь самодельщик благоразумнее, не укорачивай, побереги вал - никаких проблем не возникнет. На шлицы ведь легко надевается диск сцепления с удаленными накладками, к которому можно прикрепить элементарно любую деталь: фланец, звездочку и т. п. Вдобавок на валу остается достаточно места, чтобы установить дополнительные приспособления по отбору мощности для других агрегатов: водяного насоса, сенокосилки, циркулярной пилы...

    Никаких переделок, доработок нет и у силового агрегата, в качестве которого использован практически безотказный двигатель от автомашины ГАЗ-69 мощностью 55 л. с, вместе со своей коробкой передач (имеющей три скорости вперед и одну назад) и сцеплением. Крутящий момент с КП-69, являющейся в данном случае первичной коробкой передач, передается на КП-51 непосредственно, без «мягких» соединений, благодаря фланцам, скреп-пенным наглухо болтами. Аналогичным образом осуществляется также связь КП-51 с фланцем кардана, установленного на ведущей шестерне главной передачи. Перекосы здесь, естественно, недопустимы.

    Точный центр продольной линии установки последовательно соединенных узлов силовой передачи от двигателя до колес заднего моста удается соблюсти, если саму предварительную сборку вести, как говорится, на весу, располагая все на подставках так, чтобы узлы находились в одной горизонтальной плоскости. Добившись отсутствия биений, болты на фланцах (муфтах) жестко фиксируют. Потом переносят конструкцию на раму мини-трактора, представляющую собой равнобедренную трапецию (высотой 2400 мм, с основаниями 680 мм и и 730 мм), выполненную из швеллера 120X50 мм на сварке, широкой попкой наружу. Силовые и ходовые узпы крепят «по месту», производя окончательную доводку кинематики (чтобы нигде не возникало перекосов). Затем опробуют всю конструкцию. Пусть двигатель некоторое время поработает вхолостую, для чего приподнимают задние колеса над землей на козлах. Убедившись, что все в порядке, устанавливают на свои места остальные узлы и детали. Вообще-то я не сторонник слепого копирования чьей-либо, пусть даже самой удачной, разработки.

    Убежден: рациональнее лишь ориентироваться на выбранную в качестве прототипа схему, используя в своей конструкции те детали и возможности, которые у данного самодельщика имеются. Поэтому, рассказывая о МТ-7, сознательно опускаю описание и конкретные размеры кронштейнов, распорок и прочих «мелочей», особенности крепления тех или иных деталей, узлов. Каждый в меру своих сил и способностей сам решит возникающие при изготовлении мини-трактора вопросы, в том числе - о замене, скажем, второй, дополнительной коробки передач от автомобиля ГАЗ-SI с коробкой отбора мощности и маслонасосом НШ (которых, допустим, у вас не оказалось под рукой) на аналогичные, взятые от другой техники. Компонуя их в единое целое, надо лишь не забывать: у КП-51 зубья шестерен прямые, мелкие; у других же зубьв да и шаг их нарезки иные. Значит, нужны и соответствующие им коробки отбора мощности.

    Гидронасос соединен бензо- и масло-стойкими бронированными стандартными шлангами с маслораспределителем (любого типа) и гидробачком, силовым цилиндром для подъема навесных агрегатов, бульдозерной лопатой, а также механизмом опрокидывания кузова прицепа.
    Щиток приборов - комбинированный. Панель взята от автомобиля КрАЗ, приборы-указатели - от других машин с 12-вольтовым напряжением.
    На правом переднем крыле МТ-7 вырезано прямоугольное отверстие - для того, чтобы видеть положение колеса при контроле его хода во время окучивания.

    Самодельные мосты минитрактора

    Трансформирующийся передний мост

    «Изюминкой» в конструкции МТ-7 является трансформирующийся передний мост . Использование данного технического решения позволяет легко и быстро менять ширину копей мини-трактора, который становится действительно надежным механическим помощником не только при вспашке поля, огорода, выполнении других (привычных для машин такого рода) операций; можно отлично обрабатывать муждурядьв, сажать и окучивать картофель, другие корнеплоды с учетом рекомендаций науки и практики.

    В основе предложенной мною идеи - телескопически вдвигающиеся друг в друга конструкционные элементы. При этом размеры самой конструкции существенно изменяются. Например, при окучивании картофеля передние колеса МТ-7 отодвигаются друг от друга, и ширина колеи становится равной не 1080 мм, как обычно, а 1400 мм. Длв грядок, нарезанных через каждые 700 мм, это оптимальный вариант.

    А достигается столь выгодное новшество весьма просто. Вместо единой поперечной бапки берется два швеллера: 120X50 мм и 100X50 мм, скрепленные друг с другом тремя болтами Ml2. Длина швеллеров соответственно 680 мм и 730 мм. При расширении колеи бопты отвинчиваются. Верхний швелпер, пегко скользя по нижнему, выдвигается на требуемое расстояние (в данном спучае 320 мм). Затем оба швеллера вновь скрепляются болтами.
    Естественно, при раздвижке переднего моста необходимо увеличивать и длину поперечной тяги. Последняя составлена из двух отрезков стальных уголков, вложенных друг в друга и скрепленных между собой тремя болтами М8. При изменении копей болты откручивают. Раздвинув поперечную тягу на требуемую длину, вновь скрепляют уголки болтами.

    Задний мост для минитрактора: длинен - укоротить!
    Задний мост от автомобиля ГАЗ-51 привлекателен для многих самодеятельных конструкторов мини-техники. Своей надежностью, доступностью, наконец. Но вотдлина...

    Прежде асего надо, разумеется, очистить ЗМ, удалив застарелое масло и на липшую грязь. Затем задний мост разбирают на отдепьные части. Отвинтив соответствующие гайки, вынуть полуоси (см. рис.), а распоповинив картер, изъять дифференциал.

    На чулках ЗМ острым зубилом срезают шляпки заклепок и с помощью пробойника «утапливают» их внутрь, чтобы потом кувалдой осторожно выбить чулки из корпуса. В случае необходимости порой приходится посадочные места прогреть паяльной лампой. А чтобы впоследствии не мучиться при сборке, добиваясь точного совмещения взаимосопрягаемых деталей друг с другом,- позаботиться о своевременном нанесении на чулках и корпусе дифференциала специальных рисок (зубилом, до разъединения составных частей).

    Чулки протачиваются по диаметру посадочной поверхности до подушки рессор, после чего левый резцом укорачивают на 180 мм, а правый - на 235 мм со стороны дифференциала. Обрезанные чулки вставляются назад, в свои посадочные гнезда. А чтобы их основательно закрепить, через старые отверстия в дифференциале, где прежде находились выбитые внутрь заклепки, просверливаются в чулках новые. Прежние (или изготовленные специально с диаметром на 0,1 мм большим) заклепки вбиваются в эти отверстия и завариваются заподлицо электросваркой. После сборки всего моста он устанавливается на мини-трактор. К раме этот ЗМ крепится на болтах М12, проходящих через отверстия, предусмотрительно проделанные в нужных местах. Размер А (см. рис.) выбирается таким, чтобы минимальная ширина колеи по заднему мосту составляла 1000 мм.

    Что касается полуосей, то они засверливаются со стороны фпанцев строго по центру на глубину, равную толщине самого этого фланца. Диаметр сверла - чуть меньше диаметра полуоси. Далее полуось протачивают по диаметру сверла на соответствующую длину (см. рис., размер Б). Для правой полуоси это будет 235 мм. а для левой - 180 мм. Каждая вставляется в свой фланец и с обеих сторон основательно заваривается (применять электросварку, не автоген!]. Чтобы металл при этом не «отпускался», периодически охлаждают полуось с фланцем водой. Затем полуоси укорачивают, убирая резцом на токарном станке все лишнее.

    Особенности выполнения остальных узлов и элементов переднего моста ясны из иллюстраций. Отмечу лишь, что снизу, посередине поперечной балки-швеппера 120X50 мм, приварена втулка, представляющая собой отрезок стальной бесшовной трубы 30X5 мм (ГОСТ 8734-75) длиной 120 мм. Во втулку вставляется ось в виде бопта М20, проходящего через отверстия в двух поперечных кронштейнах (изготовленных из уголка 50X50 мм), привинченных к раме мини-трактора симметрично относительно составной поперечной балки. Последняя балансирует на оси-болте, поворачиваясь при езде по неровной почве на угол, ограниченный с обеих сторон упорами из уголка 45X45 мм. Кронштейны для более жесткой фиксации дополнительно укреплены двумя расчалками, соединенными с рамой миии-трактора.

    Рулевая колонка - от автомобиля УАЗ-452. У моего механического помощника она располагается с правой стороны. Поэтому и крепление рулевого механизма с рулевым приводом на МТ-7 само по себе особой сложности не представляет. Что касается рычага, то его снимают со шпицов и потом, повернув, снова насаживают, но уже в вертикальном положении.

    Поперечная рулевая тяга! При всей необычности ее раздвижной, конспективно изложенной выше конструкции изготовить это важное звено не так уж и трудно. Особенно для того, кто хорошо знаком с газоэпектросваркой. Ведь требуется всего-навсего приварить наконечники с шаровыми пальцами к элементарной системе из двух скользящих друг по другу уголков 30x30 мм, скрепляемых тремя болтами М8.

    Минитрактор своими руками чертежи, размеры



    Колеса для минитрактора

    Итак, при окучивании, скажем, картофеля переднее левое колесо выдвигается вместе со швеллером 100Х 50 мм и уголком 30X30 мм вбок на 320 мм. Колея по переднему мосту становится равной 1400 мм. Увеличивается на соответствующую величину и колея по заднему мосту. Но не за счет трансформации последнего, а путем установки на месте левого заднего колеса другого: специального, имеющего особую конструкцию (см. чертеж).

    Нетрудно заметить, что от обычного это съемное, используемое лишь при работе с расширенной колеей, колесо отличается приварной ступицей. Располагаясь между «основной» и «кольцевой» частями разрезанного автогеном диска, последняя как бы увеличивает длину задней балки. И вместо стандартной для МТ-7 колеи по заднему мосту - 1000 мм - получается (с учетом «автомобильного» способа крепления данного копеса) 1400 мм.
    В отпичие от передних колес, имеющих шины 6,5-16 (от автомобиля «Волга»), задние копеса у МТ-7 - с шинами от трактора МТЗ-52, типоразмер которых (6,5-20) позволяет легко монтировать их на дисках копес от автомобиля ГАЗ-51. Съемное колесо здесь также не является исключением.

    Рисунок протектора - «в елочку». Для увеличения сцепной массы мини-трактора можно рекомендовать привертывание съемных грузов или заполнение камеры через вентиль примерно на 2Д объема водой (с наступлением низких температур - 25%-ным водным раствором хлористого кальция, замерзающим при минус 32°С). При повышении влажности почвы, когда взаимная связь ее частиц нарушается, повышение силы тяги указанным выше приемом не обеспечивается. В этих случаях целесообразно снижать давление в шинах.

    Навесное оборудование для минитрактора

    Чтобы мини-трактор не стоял без дела, надо позаботиться о комплекте разнообразных навесных и прицепных сельхозорудий. И прежде всего для качественной вспашки, механизированной посадки (скажем, того же картофеля, других ценных культур), междурядной обработки и уборки выращенного урожая.

    Рекомендую для вспашки обзавестись одно- и полутораконными плугами, которые можно сделать своими силами. Устанавливаются эти почвообрабатывающие орудия в гнездах специальной рамы: сварной, из швеллера 80Х Х40 мм (см. фото минитрактора, по укр. міні трактор), специальный регулировочный механизм, обрезиненное колесо и исполнительный механизм гидропривода подвески. А так как у МТ-7 при вспашке правые колеса идут по борозде, то плуги заранее устанавливаются с таким отклонением от вертикали вправо, чтобы во время работы они приняли перпендикулярное положение (компенсацию дает сам наклон корпуса мини-трактора).

    Соответственно и носок у каждого плуга необходимо развернуть на 1-2 градуса, но уже влево. Тогда сопротивление земли, «выбрав» все зазоры, развернет машину (опять же вправо), и оба орудия окажутся в продольной плоскости мини-трактора.

    Нарезка гряд осуществляется тремя окучниками (см. соответствующую иллюстрацию). При посадке клубней окучники переставляются соответственно в другие гнезда, и при одном заходе мини-трактора высаженные в готовую борозду клубни засыпаются с двух сторон окучниками. Одновременно с этим третий окучник, установленный левее второго на 350 мм и чуть позади его, нарезает новую борозду для посадки клубней следующей грядки. То есть за один проход МТ-7 выполняет и заваливание предыдущей, и подготовку новой борозды.

    При окучивании же картофеля передний мост, как уже говорилось ранее, раздвигается с одной, левой стороны до колеи 1400 мм. Заднее левое колесо заменяется на другое - специальное, с приваренной удлиненной ступицей (см. вариант на фото). И повреждений у обрабатываемого картофеля не возникает.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»