Менять или точить: если испорчены тормозные диски. Признаки изношенных тормозных дисков и колодок Виды износа тормозных дисков

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Тормозной диск является одним из основных компонентов тормозов и должен по умолчанию всегда быть только технически исправным.

На тормозной диск постоянно прикладывается большая нагрузка, как механическая, так и температурная. Так в момент нажатия педали тормоза к диску с большим усилием прижимаются колодки, вызывая его износ по мере эксплуатации.

В точке же соприкосновения колодки с диском нагрев может достигать свыше 350 градусов, что также отрицательно сказывается на рабочей поверхности диска.

Разберем в этой статье отчего происходит быстрый износ тормозных дисков и каковы причины его износа.

1.Тормозные колодки


Иногда даже на новых автомобилях после непродолжительной эксплуатации автовладельцы замечают появившуюся кромку на рабочей поверхности тормозного диска.

Причиной быстрого износа рабочей поверхности диска являютсятормозные Дело в том, что в качестве наполнителя для увеличения срока эксплуатации колодок в его накладки добавляется наполнитель.

В большинстве колодок различных уважающих себя компаний используется наполнитель в виде опилок из мягкого металла, например, меди. Так как твердость меди на порядок ниже твердости материала тормозного диска, то происходит износ накладок колодок, а сам диск имеет минимальный износ.

Недобросовестные производители «левых» колодок используют в качестве наполнителя опилки металла, не обращая внимания на их твердость. Медь стоит дорого, а стальные опилки с металлообрабатывающих предприятий обходятся производителю колодок практически даром.

В случаях, когда твердость опилок является выше твердости материала тормозного диска, то происходит его интенсивный износ.

Поэтому, при приобретении тормозных колодок необходимо отдавать предпочтение проверенным брендам, не «экономя» на стоимости, покупая «левый» товар. Приобретение и установка новых тормозных дисков с лихвой перекроют подобную «экономию».

Плюс к этому жесткие колодки не столь эффективны при торможении, что отрицательно сказывается на безопасности движения.

Интенсивный износ дисков вызывают и изношенные до предела тормозные колодки, когда уже железо начинает тереться о железо.

2.Тормозной суппорт


Следующей причиной быстрого износа тормозного диска является неисправный . Происходит следующее. В момент торможения, благодаря гидравлике, поршень/поршни суппорта выдавливаются из цилиндра и толкаю перед собой колодки в направлении к тормозному диску.

При исправном суппорте после торможения поршни возвращаются в цилиндры суппорта отпуская колодки от тормозного диска. Если же суппорт неисправен, это может быть выражено в заедании скобы в направляющих, либо заедание поршня в цилиндре, то колодки не полностью отпускаются от диска. Это вызывает повышенный нагрев и быстрый износ как колодок, так и тормозных дисков.

Суппорт необходимо снять и заменить все его элементы с повышенным износом. В большинстве случаев преждевременный отказ суппорта вызван разрывом защитных чехлов направляющих пальцев, либо пыльников поршня/поршней.

3.Тормозной диск


Оригинальный тормозной диск, как, впрочем, и реплика от известных производителей имеет на торце обозначения его основных параметров: диаметр, мак и мин толщина и пр. Если же на диске вообще нет каких – либо обозначений, то это явно «левый» товар, выпущенный с нарушением технологии. Как правило подобные изделия выпускаются из любого имеющегося металла и без какой-либо защитной обработки.

Подобные диски быстро изнашиваются, склонны к перегреву и как следствие деформации, что выражается в итоге в биении руля. Эксплуатации авто с такими тормозными дисками, как затратная, так и не безопасная.

Поэтому всегда рекомендуется требовать у продавца сертификаты качества продукции, если товар качественный, то все документы будут предоставлены, если же их нет, то подобный товар лучше не приобретать, чтобы не купить проблему за собственные деньги.

4.Колесная ступица

Износу диска может способствовать и разбитый подшипник ступицы, когда наблюдается биение тормозного диска. В этих случаях тормозные колодки не могут прижаться к диску всей поверхностью и работают как-бы ступеньками, что еще и снижает эффективность торможения в целом.

Для того, чтобы быть уверенным в исправном состоянии всех элементов тормозов рекомендуется периодически проходить диагностику тормозной системы.

Любой здравомыслящий водитель стремится поддерживать свой автомобиль в исправном состоянии, уделяя внимание не только его ходовым характеристикам, но и тормозной системе. Тормоза должны моментально откликаться на нажатие педали и срабатывать именно с той интенсивностью, которая предусмотрена при разработке автомобиля.

Скорость торможения автомобиля напрямую зависит от исправности тормозных колодок и дисков. В результате силы трения, возникающей между деталями, машина останавливается. Чтобы максимально продлить срок службы колодок и дисков, они изготавливаются из прочных материалов. Несмотря на это, детали остаются подвержены износу. Водитель обязан следить за состоянием тормозных дисков и тормозных колодок, а также уметь определять, когда требуется их замена.

Рекомендуем прочитать:

Как узнать минимальную толщину тормозных дисков

При покупке новых тормозных дисков для автомобиля, водитель должен ориентироваться на рекомендации по выбору делали, выданные производителем. Приобретая качественные тормозные диски, можно быть уверенным, что они не разлетятся при торможении без видимых причин.

Согласно международным правилам производства тормозных дисков легковых автомобилей, компании, выпускающие их, обязаны гравировать на них информацию о максимально допустимом износе. Чтобы определить максимальный износ тормозного диска, необходимо внимательно изучить его торцевую часть. На ней указывается информация об исходной толщине детали, а также о минимальной толщине, при достижении которой производитель рекомендует отказаться от эксплуатации диска, и он больше не отвечает за качество торможения.

Обратите внимание: Когда тормозные диски изготовляются без соблюдения международных правил, на них можно не обнаружить информацию о толщине и максимально допустимом износе. Эксплуатация таких дисков запрещена из соображений безопасности. Крайне рекомендуется приобретать тормозные диски у сертифицированных продавцов и от проверенных брендов.

Как определить износ тормозных дисков

Однозначно сказать, сколько километров пробега прослужат водителю тормозные диски невозможно. Связано это не только с качеством изготовления самих дисков, но и с другими факторами – стилем вождения машины, состоянием тормозных колодок и тормозной системы в целом, климата, в котором эксплуатируется автомобиль, состояния дорог и прочих. Именно поэтому водитель должен самостоятельно время от времени диагностировать износ тормозных колодок.

Чтобы провести диагностику тормозного диска на предмет повышенного износа, необходимо снять колесо. Далее диагностика выполняется в два этапа:


Важно: Не забывайте, что замена тормозных дисков производится попарно для одной оси.

Проверить состояние тормозных дисков можно и в процессе движения автомобиля. Если деталь сильно изношена, возникнут следующие симптомы, указывающие на необходимость ее замены:

  • Торможение автомобиля происходит рывками;
  • Слышен скрежет, скрип и другие посторонние шумы в процессе торможения машины;
  • При торможении наблюдается биение руля и педали тормоза;
  • Во время нажатия на педаль происходит блокировка тормозов.

Инструкция

На каждом автотранспорте существуют свои критерии по периодичности замены тормозных колодок. В основном автомобилисты считают, что колодки требуют замены после 8-10 тысяч километров пробега. Этот показатель общий и полностью ориентироваться на него не стоит. У каждого водителя стиль езды индивидуальный: кто-то спокойно водит машину, в этом случае колодки могут проработать до 20 тысяч километров, а любителям быстрой езды и резких остановок приходится менять колодки уже после 5-6 тысяч пробега. Кроме того, существует множество параметров, способствующих износу колодок: качество тормозных элементов, окружающая среда, перепады температуры и т.д.

Об износе колодок свидетельствует присутствие тормозной пыли с примесью металлической стружки на колесных дисках, а также сильно резкое, или, наоборот, чрезмерно слабое торможение, присутствие биения в момент торможения. Если на вашем автомобиле имеются похожие проблемы, проверьте тормозные колодки.

Для проверки степени износа тормозных колодок и передних тормозных механизмов установите автомобиль на смотровую яму или домкрат.

Телескопическим ключом открутите передние колеса. При проверке колодок тормозного механизма слева поверните руль влево, а при проверке правых тормозных элементов – рулевое колесо вправо.

Определите толщину накладок тормозных колодок через смотровое отверстие в подвижной скобе суппорта. Если толщина фрикционной накладки составляет 1,5 мм или менее, колодки следует заменить.

Для проверки колодок заднего тормозного механизма поставьте домкрат под задние колеса и открутите их, а также снимите тормозной барабан.

Штангенциркулем или линейкой измерьте толщину фрикционных накладок. Если она менее 1,5 мм, замените и задние тормозные колодки.

Видео по теме

Обратите внимание

Необходимо менять колодки в следующих случаях: толщина накладок составляет менее 1,5 мм, накладки плохо соединены с основанием, поверхность накладок замаслена.

Источники:

  • тормозные колодки износ
  • Видео замены передних тормозных колодок ВАЗ 2107 2106 2104

Основными системами, обеспечивающими безопасность управления автомобилем во время движения являются рулевой механизм и тормоза. Предельно допустимый износ шарниров или накладок тормозных колодок нередко становятся причиной совершения дорожно-транспортных происшествий.

Вам понадобится

  • - гаечные ключи на 13 и 17 мм,
  • - домкрат,
  • - «баллонный» ключ.

Инструкция

Процедура проверки технического состояния тормозных начинается с затягивания рычага стояночного тормоза и установкой противооткатных упоров под задние колеса. Далее на ступице отпускаются гайки крепления переднего диска, и затем при помощи домкрата исследуемая часть машины устанавливается на жесткой опоре.

На данном этапе колесо окончательно снимается со ступицы и осуществляется визуальный осмотр колодок тормозного механизма. Если толщина накладок менее полутора миллиметров, то они безотлагательно заменяются новыми.

Для проверки задних колодок под передние колеса устанавливаются противооткатные упоры, а рычаг стояночного тормоза опускается до конца вниз. Затем также откручиваются на пару оборотов болты на ступице, и после размещения машины на жесткой опоре диск с шиной демонтируется окончательно.

Если в тормозном барабане предусмотрено технологическое отверстие для визуального осмотра накладок, то они исследуются через него.

В тех случаях, когда барабан сплошной, тогда выкручиваются два направляющих штифта, которые одновременно служат и креплением для него, после чего указанная деталь демонтируется, открывая доступ для замера толщины фрикционных накладок, которые должны быть не тоньше полутора миллиметров. В противном случае колодки заменяются новыми.

Тормозные колодки - это второй по частоте смены после масла расходный материал в автомобиле. Если пропустить момент, когда необходимо их заменить, это может превратиться для машины в большие неприятности. К тому же умная техника заранее предупреждает, когда именно нужно их поменять.

Инструкция

Если вы чувствуете при легкое биение - это как раз и означает, что тормозных вашего подошел к концу. Происходит это потому, что стираются они неравномерно, а из-за этого возникают различные сколы и трещины. Порядком износившаяся тормозная система начинает издавать шум и биение. Главное - этот процесс не запускать, иначе могут пострадать тормозные . И тогда ремонт обойдется вам в большую сумму. А потраченное на ремонт время значительно увеличится.

Если тормозная система начинает вести себя неадекватно, это тоже является признаком неполадок в колодках. На их износ указывают такие факторы, как слишком слабое или, наоборот, чрезмерно жесткое торможение. Если же колеса блокируются слишком резко, это сигнализирует автовладельцу о том, что накладки износились на 100% и уже металл трется об металл.

Еще одним признаком полного износа колодок может служить появление тормозной пыли с примесью металлической стружки на дисках. Когда вы заглянете под диск, оцените внешний вид того, что там находится. Так, например, если налет на колодках равномерно темный, значит, накладка еще сохранена. Если же вы наблюдаете металлические вкрапления, то это говорит о том, что колодка уже вовсю царапает диск, и менять ее нужно очень срочно.

Сильный свист при торможении или звук скрежета, как будто что-то попало в колесо и скребется, должны насторожить автолюбителя. Все дело в том, что на тормозных колодках есть специальный ограничитель, который по мере стирания тормозов приближается к диску и начинает скрести по нему. Отсюда и появляется характерный звук. Он говорит о том, что колодки пора менять, но время у вас еще есть. И только в том случае, когда шум превращается в непрерывный, нужно понимать, что менять колодки нужно срочно.

Тормозные колодки – это тот элемент автомобиля, от которого напрямую зависит ваша безопасность на дороге. Имея неисправности в тормозной системе, вы рискуете серьезно пострадать.

Инструкция

Перед началом работ запаситесь штангенциркулем или обыкновенной . Поднимите автомобиль на подъемник или при помощи домкрата на подставки. Произведите снятие . Через отверстие, находящееся в корпусе тормозной скобы проверьте состояние . При толщине накладок меньше допустимого значения, выполните замену тормозных колодок.

Также измерьте толщину тормозного . Для этого лучше снимите его, вывернув нижний болт, который крепит суппорт. После этого поднимите суппорт вверх и произведите снятие колодок с направляющих. Если измеренное значение меньше допустимого, то тормозные колодки также подлежат немедленной замене.

Если на вашем тормозные механизмы на задних колесах также являются дисковыми, то тормозов барабанного типа необходимо снять заднее колесо и тормозной барабан. Для этого при помощи зубила выньте из ступицы защитный колпачок, извлеките шплинт из цапфы. Сняв упорную шайбу, отверните гайку.

Аккуратно снимите барабан вместе с внутренним подшипником. Возьмите в руки штангенциркуль и измерьте диаметр рабочей поверхности. Если это значение превышает установленное, которое можно найти на внутренней стороне тормозного барабана, то его нужно заменить.

Внимательно осмотрите поверхность барабана. Если толщина накладок не превышает 1 мм, если их поверхность обильно покрыта маслом, то необходимо заменить колодки. Также замены не избежать, если барабан имеет неровности или ярко выраженную овальность. Заодно проверьте подшипники ступицы, которые должны вращаться легко и бесшумно, также у них должны отсутствовать следы деформаций. Помните, что тормозные барабаны необходимо менять парами, правый и левый одновременно.

Видео по теме

Фрикционные накладки, прижимаемые к тормозному диску или барабану, являются важной частью тормозной системы автомобиля. Необходимо регулярно менять тормозные колодки, так как изношенные значительно ухудшают качество торможения и отрицательно сказываются на безопасности движения.

Инструкция

В первую очередь ориентируйтесь на периодичность замены колодок. Если подходит срок их замены, значит изношенность достаточно сильна и может быть близка к критическому уровню. Для разных производители устанавливают разные замены колодок. С другой стороны на изношенность колодок в значительной степени влияет стиль езды, используемый водителем. Так при спокойном стиле вождения колодки могут проработать до 20 тысяч км, а при агрессивном и резком подойти к критическому уровню, пробежав 5-6 тысяч. На скорость износа влияет качество изготовления самих колодок, условия эксплуатации и многие другие факторы.

Об изношенности тормозных колодок говорит биение при резком . Это происходит из-за неравномерности в износе тормозной колодки. В результате этого на колодке могут образовываться трещины и сколы. Отсюда и происходит биение и шум при торможении. Следует заметить, что тот же самый эффект возникает при износе тормозного диска. Диск при этом протачивается или меняется на новый.

Сигнализировать о необходимой замене изношенных тормозных колодок могут неадекватные моменты в поведении тормозной системы. Например, если тормозная система становится слишком слабой, педаль при нажатии вдавливается ниже, а интенсивность замедления заметно падает. Или, наоборот, слишком резкое поведение тормозной системы. В этом случае резкая блокировка колес свидетельствует об окончательном износе фрикционной накладки и происходящем трении металла о металл.

Наличие тормозной пыли с включениями из металлической стружки на колесных дисках – тоже явный признак износа тормозных колодок. При этом других признаков износа может и не быть. Наличие тормозной пыли можно определить, заглянув под колпак колеса. Равномерно темный налет угольного цвета означает близкий к критическому износ накладок. Наличие металлических стружек в налете говорит о том, что колодка стерлась окончательно и царапает тормозной диск. Требуется немедленное обращение на станцию технического обслуживания. Обратите внимание: этот метод не подходит для автомобилей с легкосплавными колесными дисками и/или вентилируемыми тормозами.

Обратите внимание

Своевременный контроль и замена тормозных колодок продлевают срок безотказной службы автомобиля и гарантируют безопасность для водителя и других участников движения

На СТО владельца Volvo S60 2001 года выпуска заставила обратиться вибрация, появляющаяся на руле при необходимости замедлить автомобиль во время движения со скоростью от 70 км/ч и выше. Владелец предположил, что причиной вибрации может быть биение тормозных дисков, поэтому в заявке на ремонт попросил специалистов автосервиса проточить передние тормозные диски.


Своевременно отреагировать на появление проблемы в тормозах - это правильно, ведь малейшая неисправность в тормозной системе автомобиля снижает уровень его безопасности и ставит под угрозу жизнь не только водителя и его пассажиров, но и других участников движения.

Чем опасно биение тормозного диска? Оно указывает, что где-то на рабочей поверхности диска образовалась выпуклость, или, если хотите для наглядности, "волна", которая периодически отбрасывает колодку от диска. Пока колодка, пройдя вершину "волны", вновь не прижмется к диску, машина тормозит хуже, что увеличивает тормозной путь, необходимый для сброса скорости до безопасной величины либо остановки автомобиля.

Однако правильно ли выбран способ устранения проблемы? Мы решили воспользоваться предоставленной возможностью, чтобы оценить эффективность проточки тормозных дисков, а заодно рассказать о том, что представляет собой эта процедура, ибо обсуждение статьи на форуме сайт показало, что в этом существует необходимость.

Пока автомобиль загоняют на подъемник и занимаются его подготовкой к ремонту, интересуемся у специалиста автоцентра "Либра-2000" Евгения Слепяна , почему тормозной диск может покоробиться. Считается, что диски "ведет" после проезда лужи, что вызывает их резкое охлаждение, или когда автомобиль с перегретыми дисками, не сделав паузу на охлаждение тормозов, заезжает на мойку. Так ли это?

"На мой взгляд, это не единственная причина, - отвечает Евгений. - По лужам ездят все автомобили, в городе тормозами большинство водителей пользуется с примерно одинаковой интенсивностью, однако в одних машинах диски коробятся, а в других этого не происходит - почему? Думаю, дело не в лужах, а в воздействии на диск слишком высоких температур. Иными словами, диск был перегрет - вот его и повело. И для этого резкое охлаждение необязательно.

Зато при экстренном торможении с большой скорости в зоне, где колодки прижимаются к диску, выделяется слишком много тепла за очень короткое время. Тепло не успевает передаться в среду, которая окружает зону трения. В результате и возникает перегрев.

Или возьмем, например, такой случай, когда на машине установлены диски и колодки разных торговых марок. Производители рассчитывают колодки под свои тормозные диски, чтобы они идеально работали в паре. Когда стоят диски одной марки, а колодки - другой, при определенных условиях торможения возможен перегрев.

Вторая причина - воздействие большой механической нагрузки. Сложно представить, с какой силой колодки реально действуют на диск при экстренном торможении. Рассмотрим такую ситуацию: автомобиль резко, вплоть до блокировки колес, тормозит перед неожиданной выбоиной в асфальте, влетает в нее, но водитель не отпускает педаль тормоза. Далее колесо налетает на острый край ямы. Удар заставляет колесо резко прокрутиться, однако колодки в этот момент с огромной силой удерживают диск. Почему бы ему в таких условиях не искривиться? Много ведь не требуется - несколько десятых миллиметра, но они дадут о себе знать вибрацией на педали тормоза, биением на рулевом колесе или кузове при торможении.

Чтобы устранить биение и восстановить эффективность тормозов, мы предлагаем услугу по проточке рабочей поверхности дисков, однако для этой процедуры пригодны не все диски. Сначала нужно оценить состояние диска и потом принимать решение - точить или же однозначно заменить".

Левое переднее колесо уже снято - можно посмотреть, что с диском и колодкой. На первый взгляд - ничего.

Диск выглядит равномерно изношенным. Буртики на границах рабочей поверхности диска имеют одинаковую высоту по всей окружности.

Замеры толщины диска в нескольких сечениях тоже не дают никакой ясности. Толщина одинакова - 24,2 мм, поэтому пока понятно лишь одно - снимать металл с диска еще можно. Однако работники автоцентра заверили нас, что, как только начнется проточка, резец покажет нам то, что невооруженным глазом не видно.

Протачиваться диски будут с помощью устройства Disk Aligner 8700 от компании Mad (Нидерланды).

Устройство состоит из двух частей. Первая - электропривод, который подсоединяется к ступице и вращает ее. В коробке передач автомобиля в этот момент включена нейтральная передача.

Вторая часть - собственно сам станок.

Он устанавливается на место тормозного суппорта, который предварительно демонтируется без отсоединения тормозной трубки.

У станка два резца. Их подача по обрабатываемой поверхности может осуществляться с помощью встроенного в станок электромотора либо вручную.

Станок к работе готов. Ну что, поехали?

Как только работа пошла, мы действительно стали видеть, в каком месте диск был искривлен. Более того, мы это услышали по тональности звука, изменяющейся в зависимости от толщины металла, который срезался в конкретном месте диска.

Матовое пятно, оставшееся после прохода резца, - это и есть та самая выпуклость, которая отдавала вибрацией на рулевое колесо во время торможения автомобиля.

За один проход выровнять поверхность диска не получилось. По словам ремонтников, так чаще всего и бывает. Случается, что требуется 5-6 проходов, чтобы добиться идеальной плоскости. Соблазнительно, конечно, сразу дать такой припуск на проточку, чтобы поверхность диска стала ровной за один проход, однако это значительно увеличит нагрузку на резцы и ухудшит качество обработки.

Второй проход тоже не привел к желаемому результату, зато позволил посмотреть, как постепенно выравнивается поверхность диска.

При третьем проходе площадь матовой поверхности, остающейся после резца, стала еще больше, однако идеальной геометрия наружной стороны диска будет, когда пропадут блестящие полоски сверху и снизу.

После четвертого прохода мы наконец-то их не увидели.

Проточка диска с внутренней стороны прошла по похожему сценарию, но потребовала на один проход больше. Проблему создала глубокая круговая впадина в верхней части диска, которая держалась до последнего.

Диск готов. Снимаем станок. Можно вновь оценить толщину диска.

Получилось 23,3 мм. Это означает, что после обработки диск "похудел" на 0,9 мм, но остался в допуске.

Завершилась процедура проточки диска левого переднего колеса заменой тормозных колодок. Почему после проточки дисков их необходимо заменить?

"Напротив места, где на диске была выпуклость, на колодке появляется выработка, - говорит Евгений. - Поэтому старая колодка не будет прилегать к проточенному диску всей поверхностью фрикционной накладки. А если клиенту вскоре после того, как он уехал с сервиса, вдруг придется экстренно тормозить? Опять же старые колодки не только будут прирабатываться, но и подработают под себя диск. Иначе говоря, они "убьют" результат работы. Поэтому на замене колодок не стоит экономить".

Помимо непригодности диска для проточки из-за остаточной толщины, слишком глубоких задиров, сильной коррозии и других серьезных повреждений о целесообразности процедуры заставляет задуматься также цена вопроса. Владельцу S60 проточка двух передних дисков обошлась в 600 тысяч рублей. Покупка пары новых дисков зарекомендовавших себя торговых марок встала бы минимум в миллион. Однако может оказаться, что проточка не намного дешевле, чем покупка новых дисков, - с тормозными дисками задних колес такое бывает часто. В таких случаях покупка выглядит более разумной тратой денег, чем проточка.

К недостаткам процедуры мы, пожалуй, отнесли бы ее продолжительность. На установку, настройку и саму проточку двух тормозных дисков ушло около двух часов.

Вместо вердикта

Через пять дней после проточки мы связались с хозяином S60, чтобы узнать, как идут дела. Выяснилось, что автомобиль успел проехать порядка 1200 км. Была возможность проверить, как он тормозит со скорости 120 км/ч, - все хорошо, вибрация на руле больше не беспокоит.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
сайт

Благодарим автоцентр "Либра-2000" за консультации и помощь в организации фотосъемки

Дисковые тормозные механизмы иногда приходится менять куда раньше, чем степень износа достигнет критической. Вибрации, появляющиеся на педали при торможении, в сервисе вызывают однозначный вердикт: менять! Реже предлагают проточку дисков. В этом случае можно выбирать между проточкой дисков на машине и на станке. Проточка на машине — это быстро и, очевидно, не слишком качественно, ведь масса ступицы с тормозным диском невелика, подшипники изношены и добиться высокой точности сложно. Совсем другое дело — проточка на станке. Она позволяет добиться куда лучших результатов. Попробуем разобраться вместе со специалистами компании JapanCar, в каком случае стоит делать проточку, какие бывают противопоказания и что можно получить в результате.

Тормозной диск современной легковой машины — деталь достаточно сложная.

У большинства массовых автомобилей она выполнена из чугуна: этот материал отлично подходит для подобной работы.

Передние тормозные диски обычно делают вентилируемыми для более интенсивного охлаждения, это позволяет улучшить работу тормозных механизмов на высоких скоростях, но делает диски более дорогими и менее прочными.

Задние тормозные механизмы у большей части машин не вентилируемые, и диски сплошные, но встречаются и конструкции, усложненные наличием внутреннего барабана для стояночного тормоза. Кстати, тормозные барабаны в тормозных механизмах задних колес тоже все еще встречаются, на бюджетных машинах это распространенный вариант.

Стоимость обычных чугунных тормозных дисков колеблется от тысячи рублей до более чем 25 тыс., но для большинства современных иномарок их цена укладывается в диапазон 2500-7000 рублей. И если в сервисе говорят, что диски износились, то в большинстве случаев их просто заменят на новые, прибавлив к стоимости трудозатраты.

Допустимый предел по износу обычно находится в пределах 1,5-3мм, а ресурса хватает на 40-100 тыс. км в зависимости от материала тормозных колодок, интенсивности эксплуатации и методики торможения. Обидно выбрасывать диски, которые «отходили» меньше половины ресурса? Если запас по износу еще есть, то, возможно, проточка поможет восстановить диск.

Причин для проточки может быть несколько. В первую очередь, это биение диска при торможении. Подобный эффект может вызвать отклонение поверхности от плоскости на 15 и более «соток» — сотых долей миллиметра, или изменение толщины диска более чем на 5 «соток». Причина в большинстве случаев — перегрев, особенно в сочетании с локальным охлаждением, например при попадании воды из лужи.

Подобного эффекта можно добиться и простым удержанием машины на месте с зажатыми тормозами после интенсивного торможения: нарушение теплоотвода в месте контакта с тормозными колодками может обеспечить коробление не меньше, да еще и оставить материал колодок на поверхности, что со временем как раз и приводит к локальному изменению толщины сегмента диска и очень сильной вибрации при торможении. В случае «припекания» тормозных колодок к поверхности диска принесенный материал вызывает заметные изменения в коэффициенте сцепления диска и колодки и в теплоотдаче диска, со множеством негативных последствий.

Аналогичные симптомы будут и в том случае, если нарушается прилегание диска к ступице, например из-за коррозии или перегрева. Неравномерный износ поверхности тоже может стать предпосылкой к проточке, причем хорошо заметный «буртик» по внешнему краю — лишь часть проблемы, куда более неприятной ее составляющей является колебание степени износа диска по диаметру. В этом случае сильно увеличивается время приработки тормозных колодок, уменьшается срок их службы, да и эффективность тормозной системы падает, а вероятность локального перегрева и появления биения диска возрастает. Неисправности такого рода не только снижают комфортность при торможении, но могут в разы увеличивать тормозной путь и влияют на работу систем ABS и ESP, что, в свою очередь, может повлечь за собой очень тяжелые последствия. Движение на машине с «бьющей» педалью недопустимо. В общем, или менять, или точить.

Проточить можно любые чугунные диски, в том числе вентилируемые и с перфорацией. Необходимыми условиями являются лишь достаточная толщина рабочей поверхности диска и отсутствие серьезных повреждений посадочной поверхности. И конечно, отсутствие трещин и каверн. Поскольку диски работают в очень жестких условиях, трещины и коррозия вентиляционных полостей и посадочной поверхности нередки.

Составные диски, к сожалению, точить не берутся, даже если у них рабочая поверхность из чугуна. И тем более обработке не поддаются самые-самые дорогие диски из серийных: металлокерамические и из углеродного волокна. А вот тормозные барабаны можно точить любые — и цельночугунные, и составные (с алюминиевым центром и чугунной рабочей поверхностью), тем более что запас по толщине рабочей поверхности делает проточку крайне эффективным средством восстановления.

Насколько велики типичные изменения геометрии диска? Биение «по плоскости» в 15 сотых миллиметра уже сильно ощущается на педали и заметно снижает эффективность торможения. Для его нейтрализации достаточно снять 30 «сотых», или 0,3 мм толщины, — с учетом допустимого износа в 1,5-3 мм для передних тормозных дисков останется еще немало. Биение по толщине диска ощущается куда сильнее, уже 3-5 сотых разницы в толщине соседних «четвертей» практически не дают нормально замедляться. В этом случае проточка еще более эффективна, ведь величина снимаемого слоя будет в пределах 5-10 сотых долей, что практически не скажется на ресурсе диска, но полностью восстановит эффективность его работы.


К сожалению, больше всего приходится «снимать» в случае с банальным неравномерным износом. Неравномерная твердость материала колодок из-за их неравномерного перегрева и спекания или изначально плохого качества способна вызывать колебания толщины диска по диаметру вплоть до 2-3 мм глубиной. Конечно, при таком износе речи о проточке уже не идет, но если процесс на зашел так далеко, то проточка может восстановить работу тормозного диска, и с новыми колодками он начнет новую жизнь — в пределах остатков своего ресурса, конечно.

Тормозные барабаны тоже часто попадают на проточку, тут основная проблема в глубине износа и появлении «буртика» по внутреннему краю диска — он мешает установке колодок. В силу меньшей точности механизма и усилия на колодках допуски на биение достаточно велики, даже 20-30 сотых долей миллиметра биения по диаметру почти не ощущаются на педали, а вот продольные «волны» поверхности и «буртик» мешают как работе колодки, так и операциям по ее замене.


Часто забывают о том, что многое зависит и от качества посадочной поверхности диска. К сожалению, чугун медленно, но корродирует, а в зоне контакта со сталью ступицы электрохимическая коррозия особенно вероятна. Как итог — нарушение геометрии посадки тормозного диска со временем, особенно после длительного простоя автомобиля в неотапливаемом помещении. Часто достаточно минуты работы корщеткой, но если диск протачивается, то полностью восстанавливается и контактная поверхность, резцом с нее снимается минимальный слой, что восстанавливает геометрию посадочного места.

Работа по восстановлению тормозных дисков проводится на обычном токарном станке. В качестве базовой поверхности диска выступает наружная поверхность внутреннего барабана в точке крепления ступицы. На практике это позволяет с достаточной точностью произвести обработку обеих поверхностей трения тормозного диска, его торцевой поверхности и посадочной плоскости.


Каков итог?

Точность выполнения всех операций — порядка 2-3 «соток», что сравнимо с характеристиками недорогих новых дисков и порой выше, чем точность изготовления откровенно дешевых «безродных» китайских вариантов. Конечно, новый тормозной диск гарантированно имеет больший запас толщины, но проточенный будет отличаться от него только по ресурсу, но не по качеству работы. Если же говорить о финансовой выгоде, то она очевидна: средняя цена полной проточки диска со снятием и установкой — 1500 рублей. Для равномерного торможения оси диски протачиваются парами. В итоге получается, что даже при минимальной цене оригинального диска с установкой проточка обходится почти вдвое дешевле, и при этом не теряются необходимые характеристики механизма.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»