Как уходить от лобового столкновения. Как избежать лобового столкновения. Причины, из-за которых происходят аварии и лобовые столкновения

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Тема, на которую мы сейчас будем говорить – жизненно важная и довольно таки печальная. Почему? Потому что речь пойдет о лобовых столкновениях – аварии, которые сегодня чаще всего уносят жизни невинных людей или одаривают человека инвалидностью. И, как обычно, вся вина ложится на плечи одного из участников дорожного движения – в редких случаях такие аварии случаются по причине «неведомой силы». В любом ДТП есть виновники. Но если говорить о мелких происшествиях на современных дорогах, то это полбеды, а вот лобовое столкновение – это настоящая катастрофа, трагедия, ужас, беда (для кого-то даже вселенского масштаба).

Поэтому, прежде чем вы продолжите чтение этой главы, хотелось бы попросить вас об одном маленьком одолжении: Прочтите все, что будет написано ниже, с особой внимательностью! Отнеситесь ко всему сказанному серьезно. Ведь если вы усвоите всю информацию из данной главы, то в дальнейшем вам удастся сохранить жизнь не только себе и своим близким, но и другим людям, которые тоже являются участниками дорожного движения и также как и вы не планируют преждевременно уйти в «мир иной».

«Прочтите все, что будет написано ниже, с особой внимательностью»

Чтобы осознать всю серьезность и актуальность проблемы, можете отвлечься от чтения и зайти на youtube. Введите на сайте в строку поиска «лобовое столкновение». Посмотрите, сколько видеороликов с ДТП хранится на этом сайте. Включите несколько из них. Готов заверить, что вы будете под впечатлением и вцепитесь в чтение этой главы, что не супруга, ни муж, не родители, ни дети не смогут вас оторвать от книги.

Всему виной…

Ну что? Просмотрели парочку видеороликов? Да? Как впечатления? Ужасно, правда? Да уж, и действительно зрелище не для слабонервных. И оказаться в подобной ситуации вам, наверняка, не хочется. Поэтому для начала, перед тем как перейти к основной части, в которой рассмотрим способы, как избежать лобового столкновения, стоит уделить внимание причинам аварии подобного рода.

Как и в большинстве ДТП, причиной лобового столкновения являются необдуманные действия водителя и нарушение правил дорожного движения. А нарушают сегодня немало автовладельцев, не смотря на то, что к нарушителям сейчас применяют серьезные наказания, вплоть до лишения водительских прав или тюремного заключения (при серьезных авариях с летальным исходом).

Хочется отметить, что в ночное время, лобовое столкновение происходит по причине усталости и сонливости водителей. Многие автомобилисты любят ездить по ночным дорогам, но вот толком поспать они почему-то не удосуживаются. Конечно, если человек работает дальнобойщиком, то против начальства не попрешь – его не интересует: выспался ты сегодня или нет, – и в ночной рейс придется выйти. Но ведь многие водители-любители по собственному желанию отправляются в ночные поездки. И тут то и происходят трагедии на ночной дороге.

«…причиной лобового столкновения являются необдуманные действия водителя и нарушение правил дорожного движения»

В качестве примера, можно привести стандартную ситуацию, которая повторяется на дорогах изо дня в день. Водитель, естественно, толком не поспав днем, едет по своим делам по ночной дороге. Он устал за день, ужасно хочет спать, но у него есть дело, которое не терпит отлагательств и ему его нужно решить, мало того что утром, так и еще сделать это в другом городе – конференция, собрание предпринимателей или просто сходка автомобилистов. В общем, причины такой поездки нас совершенно не интересуют. Основное внимание на дороге и усталости водителя.

И так, водитель спокойно движется по дороге, иногда подбавляет газку, чтобы доехать до места назначения пораньше и успеть «дремануть» хоть пару минут, но сонливость берет верх. Глаза сами по себе закрываются, руки расслабляются, и автомобиль постепенно выезжает на встречную полосу. А там, как назло, навстречу, едет фура, да еще и груженая. Водитель грузовика сигналит движущемуся в лоб авто и даже не догадывается, что человек управлявший этой машиной уснул. В результате происходит лобовое столкновение.

Сразу хотелось бы пояснить, почему «управлявший». Потому что, когда водитель уснул за рулем, он одновременно перестал управлять автомобилем. Человек просто спит. О каком осознанном управлении может идти речь?

Однако не стоит думать, что «уснул за рулем» единственная причина лобовых столкновений. Встретиться лоб в лоб можно и по причине элементарного заноса на скользкой дороге. И это не обязательно должна быть заснеженная или обледенелая дорога. Достаточно небольшого ливня, чтобы значительно намочить проезжую часть. Но если занос и становиться причиной лобового столкновения, то только по другой причине – нарушение скоростного режима на определенном участке дороги. Именно превышение скорости становится основным виновником любого серьезного ДТП. К примеру, на скользкой дороге может занести, если водитель едет по закругленной дороге с большой скоростью или совершает необдуманный обгон или объезд препятствия.

«Именно превышение скорости становится основным виновником любого серьезного ДТП»

Еще одна распространенная причина лобового столкновения – это ослепление дальним светом. С данной проблемой сталкивался, наверное, каждый опытный водитель. Согласитесь, что первое время, как только были получены права и куплена собственная машина, вы иногда забывали переключить свет. Было, было и не стоит отрицать. Себя не обманете. Как в таких ситуациях происходит лобовое столкновение, наверняка, объяснять не нужно, так как представить себе это не трудно – то же самое, что ехать за рулем машины с закрытыми глазами (образно говоря).

Следующая причина – маневрирование в условиях ограниченной видимости. Под ограниченной видимостью можно понимать густой туман, мощный ливень или снегопад, задымление дороги от пожаров на торфяниках и т.д. По этому поводу, можете еще раз пересмотреть главу о вождении в туман, где все подробно описано о том, как себя вести на дороге при плохой видимости.

Необдуманный обгон – еще одна причина «лобовух». Кстати, именно эта причина сегодня относится к одной из главных виновниц лобовых столкновений. А рождение данной причины начинается с распущенности и неопытности современных водителей (в особенности новичков).

Гибнут не все

Хотя лобовое столкновение относится к самому тяжелому виду ДТП, страдают при происшествии не все. Больше всего достается водителю и пассажиру спереди. Пассажиры сзади могут отделаться ушибами, ссадинами, переломами или сотрясением мозга – однако жить они будут, однозначно. А вот сидящие спереди люди, при лобовом столкновении обычно либо гибнут сразу, либо в больнице из-за полученных травм. И это даже не смотря на то, что инженеры современных автопроизводителей всячески пытаются увеличить показатели безопасности новых авто. Но пока никому не удалось придумать полностью безопасную по всем параметрам машину.

Особую опасность для водителя и пассажира спереди представляют пассажиры сзади. Так уж принято во многих странах, что человеку, сидящему на заднем сидении автомобиля не обязательно пристегиваться ремнем безопасности. И в случае лобового столкновения, сидящие сзади пассажиры наваливаются всем своим весом на водителя и пассажира спереди. Стоит отметить, что при ударе, тело человека движется по инерции вперед (т.е. в том направлении в котором двигалась машина). И в момент столкновения масса тела пассажиров сидящих сзади увеличивается в несколько раз. На эту тему шведы придумали что-то вроде шутливого предупреждения: вы водите за спиной слона! Конечно, «слона» не стоит понимать буквально.

«...пока никому не удалось придумать полностью безопасную по всем параметрам машину»

Наверное, вы подумали, что при лобовухе в основном страдает водитель, а пассажиры, сидящие позади, получают только легкие и совместимые с жизнью травмы? На самом деле нет. Не пристегнутый человек, сидящий на заднем сидении, при ДТП может вылететь через любое разбитое окно автомобиля. Не редко при лобовом столкновении пассажир с заднего сидения оказывался на капоте автомобиля/ей.

Как избежать лобового столкновения?

И так, с основными причинами аварии мы разобрались. Также поговорили по поводу того, кто больше всего страдает при лобовухе. Теперь стоит перейти к решению основного вопроса, который интересует миллионы, а может и миллиарды водителей по всему земному шару. Каждый водитель желает владеть ситуацией. И хотя на первый взгляд все кажется таким трудным и невыносимо сложным, однако научиться избегать лобового столкновения не так уж и трудно. Тем более что методы настолько просты, а решение проблемы банально, что по окончанию чтения данной части главы вы будете крайне удивлены. Вы обязательно задумаетесь над тем: «Почему же я всего этого не делаю и даже не вспоминаю о таких простых правилах? А ведь все это я знал, когда-то.»

Проблема современного человека, в нашем случае водителя, заключается в том, что за день он получат огромное, порой даже излишнее количество информации, которая «перебивает» память – забываются действительно нужные вещи. Поэтому сейчас, перед тем как продолжить читать, возьмите листик, ручку или откройте на компьютере «Блокнот» и записывайте все, что вы посчитаете нужным. Смысла тыкать вам пальцам и говорить: «Запишите это…и это…и вот это», смысла никакого нет. Поэтому сами решите, что для вас действительно важно и отметьте это удобным для себя способом.

И так, чтобы избежать лобового столкновения вы должны первым делом соблюдать скоростной режим. Отдельно хочется уделить внимание загородным дорогам и скоростным автомагистралям. Дело в том, что именно на таких участках дороги лобовуха наиболее опасна. Опасность выражается в высокой скорости движения потоков автомобилей. Чем выше скорость, тем тяжелее последствия лобового столкновения. Поэтому от лихачества желательно избавиться навсегда, и двигаться по дорогам только с той скоростью, которая разрешена дорожными знаками и ПДД.

Всегда учитывайте погодные условия. Не идите на обгон при густом тумане, когда видимость ограничивается всего несколькими метрами, при обильных снегопадах, сильном гололеде или при «стене» проливного дождя. Не спешите. Лучше двигайтесь спокойно и дождитесь пока погодные условия и видимость на дороге стабилизируются. Только тогда можете совершать обгон – не забывайте убедиться в том, что маневр безопасен для всех участников дорожного движения.

«Чем выше скорость, тем тяжелее последствия лобового столкновения»

Также не стоит при обгоне рассчитывать на везение. Как было сказано в одной из предыдущих глав, мысли на подобии «Успею! Проскачу!» должны навсегда покинуть ваш мозг. Даже думать об этом забудьте. А если такая мысль только появляется в голове, тресните себе ладошкой по лбу – айда и вылетит из мозга. Если видите, что явно не успеваете, то даже не пытайтесь идти на обгон – дождитесь подходящего момента. Ну и, конечно же, помните знаменитую фразу: «НЕ УВЕРЕН, НЕ ОБГОНЯЙ!!!».

Перед поворотом, на закруглении дороги всегда сбрасывайте скорость. Проходите любое закругление придерживаясь обочины справа. Никогда не пытайтесь пройти такой участок дороги прижавшись к разделительно полосе. Запомните: «Любой поворот, закругление проезжей части требует снижения скорости!».

Обращайте внимание на поведение других участников дорожного движения. Например, если водитель встречного автомобиля уснул за рулем, то вы сразу это заметите – встречка начнет плавно медленно пересекать разделительную полосу или съезжать в кювет. Если вы заранее это заметите, то от лобового столкновения вы себя сможете спасти путем остановки или ухода от удара. Кроме того, можно нервно «по-бибикать» - вдруг уснувший водитель проснется и сможет предотвратить аварию.

Не стоит садиться за руль сильно уставшим и сонным. В противном случае есть вероятность, что виновником жуткой аварии станете именно вы – хорошо, если еще живы останетесь. Выспитесь и только тогда отправляйтесь в путь.

Это было неизбежно

Как бы это печально не было, но избежать лобового столкновения удается не всегда. Поэтому, каждый водитель должен быть заранее подготовлен к удару и знать как вести себя в случае если вот-вот случится ужасная авария.

Первым делом нужно постараться как можно быстрее затормозить. Делать это можно и педалью и ручником и вообще всем сразу. Главное здесь быстро остановиться. Чем меньше будет ваша скорость, тем легче будет удар. Но все действия в данной ситуации нужно принимать только тогда, когда до встречного автомобиля еще достаточно расстояния.

Если столкновения будет быстрым, то первым делом быстро уберите ноги с педалей и придвиньте их ближе к сидению. Таким образом, вы исключите возможность серьезных травм и переломов нижних конечностей.

«Чем меньше будет ваша скорость, тем легче будет удар»

При возможности пригнитесь в сторону пассажирского сидения спереди, таким образом, чтобы вы лицом смотрели вниз и были ниже уровня лобового стекла. Это необходимо для того, чтобы осколки и детали автомобиля, которые влетят через разбитое окно, не повредили вас. Большинство водителей погибают при лобовом столкновении именно из-за травм полученных обломком авто или осколками стекол.

Обязательно будьте пристегнуты ремнем безопасности. Если вы видите что авария неизбежна и вы забыли пристегнуться, то незамедлительно это сделайте и как можно быстрее, чтобы у вас было время сделать действия, описанные выше.

Есть и еще один совет, который помогает уйти от лобового удара, которого казалось бы избежать нельзя. Однако данный способ не поможет полностью избежать ДТП. Сам по себе метод включает следующие действия:

При неизбежном лобовом столкновении, необходимо попытаться вывернуть руль вправо, таким образом, чтобы встречный автомобиль ударился в вас по касательной в боковину авто. То есть, проще говоря, вы должны подставить свой бок, но при этом не допустить прямого удара в него, а только скользящий (касательный).

И в завершении хотелось бы сказать, что если уж вы и решили увернуться от лобового удара, то выкручивайте руль всегда вправо. Запомните: При возможности столкновения лоб в лоб выворачивайте руль только вправо! Ведь водитель встречки может очухаться в самый последний момент. И как вы думаете, куда он будет поворачивать? Естественно на свою полосу, которая по отношению к вам находится с левой стороны.

Как видите, все рекомендации по предотвращению лобового столкновения просты и выполнимы. Главное все запомнить, записать и изредка вспоминать или читать свои пометки – вы же пометили у себя в «Блокноте» или на листе бумаги важные моменты? Будем надеяться что ДА!

Данную книгу ЗАПРЕЩЕНО перепечатывать на другие ресурсы даже с указанием первоисточника. По всем интересующим вопросам обращайтесь к

ДТП с дикими животными ежегодно уносят многие сотни жизней водителей и приводят к сильнейшим повреждениям автомобилей. Осенью число таких аварий многократно возрастает. В это время года водителям нужно быть особенно внимательными и готовыми к появлению нежданных гостей на дорогах. Рассказываем, как избежать столкновения с дикими животными и что делать, чтобы минимизировать последствия аварии.

Главную опасность для автомобилистов на дорогах отечества представляют лоси и косули. Однако нередко российские водители встречаются и с другими представителями животного мира - лисами, кабанами и даже медведями. Осенью лесные обитатели становятся чрезвычайно активными из-за сезонных миграций и поисков корма в преддверии холодов.

Потенциальную опасность для участников дорожного движения несут все без исключения представители животного мира. Заяц едва ли станет причиной смертельного ДТП, но при столкновении может играючи «забрать» с собой бампер или фару вашей машины. А при аварии с участием косулей или лосей вероятность гибели водителя и пассажиров легковушки чрезвычайно высока: сохатые могут весить под 500 кг; столкновение с ними соизмеримо с въездом в стену, которая, в придачу, частенько влетает прямиком в салон и сминает всё на своём пути до самых спинок заднего ряда. Именно эти животные считаются наиболее опасными и непредсказуемыми.

1. Следите за автомобилем

Помните, что чем раньше вы заметите зверя, тем больше у вас шансов благополучно с ним разминуться. Для обеспечения наилучшей обзорности уделяйте пристальное внимание работе «дворников» и состоянию лобового стекла. Со временем последнее покрывается паутиной царапин и сколов, которые сильно снижают видимость в тёмное время суток. Отрегулируйте свет фар и всегда держите их в чистоте. Климатическая система автомобиля также должна работать исправно, в противном случае вы столкнётесь с проблемой запотевания и ухудшением обзорности.

2. Правильно пользуйтесь головным светом

В тёмное время суток всегда переключайтесь на «дальний» при движении вне населённых пунктов и отсутствии встречного транспорта. При наличии передних «противотуманок» используйте их совместно с ближним или дальним светом фар для усиления светового потока - они отлично подсвечивают обочины и помогают раньше заметить приближающихся животных. Не забывайте, что при неблагоприятных погодных условиях дальний свет лишь ухудшает видимость, «высвечивая» туман, капли дождя и снежинки.

3. Выбирайте время поездки

Принято считать, что лесные обитатели наиболее активны в ночное время суток. Это утверждение не лишено оснований, однако самым опасным периодом является переходное время - рассвет и закат. Человеческому зрению сложно адаптироваться к условиям слабой освещённости, при этом животные не спят и не прочь удивить вас внезапным появлением. Вероятность столкновения в сумерках крайне высока. По возможности избегайте движения в условиях ограниченной видимости. Во время сумерек сделайте перерыв - просто отдохните или перекусите.


4. Следите за ландшафтом

Наиболее часто звери выходят на дорогу, окружённую лесополосой, а также на участках, граничащих с водоёмами. Двигаясь в непосредственной близости от деревьев и кустарника, сбавляйте скорость. Увидеть животное в высокой траве или листве непросто, а значит, высока вероятность, что ваша реакция будет запоздалой.

5. Не игнорируйте знаки

Самые опасные участки дорог обозначаются специальными знаками, информирующем о возможном появлении диких животных. Игнорировать их чревато: эти информационные таблички появились не просто так и говорят о том, что здесь уже случились многочисленные инциденты и ДТП. Сбавьте скорость и удвойте бдительность.


6. Не переоценивайте свои возможности

Основной причиной всех бед и ДТП с животными являются сами водители. Эксперты рекомендуют в местах обитания зверей двигаться со скоростью не более 90 км/ч. В большинстве случаев она позволяет грамотно сориентироваться в ситуации и выполнить экстренную остановку или манёвр объезда. А если столкновение всё же происходит, то на гораздо меньшей скорости, что снижает последствия.

7. Пользуйтесь подсказками пассажира

Если вы едете не в одиночку, и чувствуете, что на конкретном участке дороге вас могут подстерегать неожиданные встречи, попросите пассажира внимательно следить за правой обочиной. Он увидит зверя быстрее водителя, поскольку не фокусируется на дороге и знаках, а значит, вовремя вам подскажет. В тёмное время суток животных выдают глаза, которые отражают свет фар. Заметили белые или красные точки - немедленно сбавляйте скорость!

8. «Читайте» подсказки животных

Если вы уже встретили на обочине или дороге животное, сбавьте скорость и двигайтесь особенно внимательно. Высока вероятность, что эта встреча не станет единственной. Косули и лоси нередко ходят группами. Автор этих строк за один вечер умудрился повстречать сразу шесть лосей. Помните: даже если вы увидели лису, на этом же отрезке можете повстречать ещё несколько; будьте уверены - их здесь много!


9. Не теряйте бдительность в населённых пунктах

В поисках пищи лоси, олени и другие животные нередко забредают в населённые пункты. Смертельные ДТП с их участием не исключены даже в мегаполисах. Всегда пристёгивайтесь ремнём безопасности и помните, что ваш тормозной путь должен укладываться в отрезок, освещённый светом ваших фар. Если это не так, сбавьте скорость до разумной.

10. Не пугайте животное

Заметив на дороге зверя, не тратьте время на клаксон и моргание фарами. Примите все возможные меры для максимального замедления или полной остановки. Не пытайтесь проскочить мимо - животное может броситься по совершенно непредсказуемой траектории и оказаться у вас под колёсами, а то и вовсе атаковать автомобиль.

11. Минимизируйте последствия ДТП

Если ДТП неизбежно, минимизируйте его последствия. Направьте автомобиль в сторону, откуда бежит животное: оно вряд ли успеет отскочить назад. Постарайтесь сделать всё, чтобы удар пришёлся по касательной. При столкновении с крупным животным отклонитесь к боковой стойке и закройте голову руками - силовая структура кузова здесь прочнее, чем в центральной части.


Итак, можно ли избежать столь неприятного события или это все-таки неизбежность? Вот на этот, весьма неоднозначный вопрос и попробуем ответить. По крайней мере, постараемся выяснить, как сделать вероятность этого меньше.
Так вот, если верить статистике, причин ДТП, можно сделать вывод, что избежать его в подавляющем большинстве случаев можно. Как считает сия весьма точная наука, только в 3% случаев от их общего числа этого сделать бы не удалось при любых действиях.
Согласитесь, это радует. Значит в 97% случаев все-таки возможно что-либо сделать. Но как вы понимаете, вышеприведенная статистика разграничивает на две группы уже свершившиеся ДТП. Хуже с другим – нет данных, скольких ДТП все-таки удалось избежать. Поясню. На первый взгляд обнадеживающая статистика, говорящая о том, что очень мало неизбежных ДТП, оказывается не столь хороша. Т.к. по тем или иным причинам эти ДТП все же произошли. И даже, наоборот, получается, что в 97% случаев можно было избежать печальных последствий, но этого, к сожалению, не случилось. Может, не хватило мастерства водителям, может, подвела техника.
Таким образом, вопрос разветвляется на два направления:

  1. как предупредить такие случаи;
  2. как избежать столкновения.
Казалось бы масло масляное, но это не совсем так. Дело в том, что можно поступать по-разному. Можно прогнозировать дорожную ситуацию и заранее принять соответствующие меры, а можно полагаться на свою быструю реакцию. Правда, можно полагаться на реакцию оппонента, но это вы не можете предполагать, поэтому и не стоит рассчитывать на него. Но в любом случае необходимо еще и оценивать свойства своего автомобиля и текущее его техническое состояние.

Всё дело в технике!


Может, это выглядит не так категорично, как в действительности, но, тем не менее, это немаловажный аспект безопасности. И тут множество вариантов. Естественно, мы не будем вдаваться в подробности и рассматривать все варианты влияния технического состояния авто на аварийность в движении. Тем более что многие неисправности и не влияют, как, например, токсичность выхлопа. Хочу рассказать читателям МирСоветов о наиболее явных и значимых из них.
Несложно догадаться, что наибольшее влияние оказывает работа тормозной системы.
Посмотрим на нее несколько шире, чем это делается в автошколе.
При воздействии водителем на педаль тормоза колодки затормаживают колеса, а последние за счет сцепления шин с дорожным покрытием – весь автомобиль. Каждый элемент в этой цепочке крайне важен. Работает ли главный тормозной цилиндр, целы ли тормозные шланги, исправны ли рабочие цилиндры, от всего этого зависит работа тормозов. Но не их эффективность, которая в основном зависит от других факторов. А именно, от герметичности системы гидропривода и применяемой тормозной жидкости, от состояния тормозных колодок и дисков (барабанов), а также от состояния шин. Последние являются важнейшими элементами активной безопасности авто.
А что собственно значит «элемент активной безопасности»? Проще говоря, это элемент, который поможет непосредственно избежать опасности. «Элемент пассивной безопасности» – это тот элемент, который защищает людей в случае столкновения. Например. Элементы активной безопасности: шины, тормозная система, подвеска (элементы ходовой части), ГУР (гидроусилитель руля) и прочие усилителя руля; антиблокировочная система тормозов (ABS); система электронного распределения тормозных усилий и т.п. Пассивная безопасность – прогнозируемые места деформации кузова (энергопоглощающий кузов); подушки безопасности (airbag); преднатяжители ремней безопасности; травмобезопасная конструкция отделки салона и т.п.
Так вот шины не только должны быть не сильно изношены и не иметь дефектов, но и быть одинаковыми на всех колесах. И вдобавок соответствовать сезону.

Методы торможения различаются в зависимости от времен года, текущего состояния дороги и наличия или отсутствия ABS. Важно понимать одно – необоснованно резкое торможение, как и промедление с торможением может явиться причиной ДТП. Кроме того, торможение юзом без ABS, как правило, приводит к заносу автомобиля.
Без ABS на скользкой дороге необходимо тормозить прерывисто. С таковой системой – не повторяйте такого же опыта. ABS предполагает однократное и сильное воздействие на тормоз.
Как это ни странно, но заглохнувший автомобиль тоже источник повышенной аварийности. Почему? Всякие непредвиденные и неожиданные действия на дороге – это потенциальная опасность. Если авто внезапно остановилось, то это создаст непредвиденную и весьма аварийную ситуацию. Поэтому и за исправностью двигателя необходимо тщательно следить. Не говоря уже о понятных вещах, как уход за ходовой частью и оптикой. Кстати, даже чистота стекол, зеркал, фонарей и фар тоже весьма немаловажны особенно в темное время суток. Более того, полезно включать ближний свет фар даже в светлое время суток при хорошей видимости. Это позволяет обозначить авто, которое становится заметней (его быстрей обнаруживают), причем дистанция обнаружения заметно увеличивается, т.е. авто с включенными фарами заметно издалека.
Учитывать необходимо и цвет вашего железного друга. Наилучшее восприятие у двух цветов – белого и рыжего (желтого). Белый становится хуже виден зимой, т.к. сливается со снегом. Если вы обладатель «темной лошадки», то скорость обнаружения вашей машины, особенно когда темно, значительно ниже, чем у светлых собратьев. Правда, если у вас уже есть авто, то ничего не поделаешь, надо просто это учитывать.
Очень опасный момент, когда горит только одна фара. Тогда окружающим сложно определиться то ли это мотоцикл, то ли автомобиль. А если последнее, то по какую сторону у него находится «продолжение», т.к. неизвестно какая это фара – левая или правая. Надо опасаться «одноглазых» и принимать как можно правее. И, естественно, не допускать «одноглазости» у своего «коня».
Самым же главным обуславливающим фактором большинства ситуаций, как вы понимаете, является, конечно же, водитель. И от его решений зависит, не побоюсь этого слова, всё! Вот и поговорим о том, что же может сделать водитель.

Ваше поведение за рулем

Садясь за руль, мы берем на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих – пассажиров, других участников дорожного движения, включая пешеходов. Эти обязанности вытекают из определения автомобиля как источника повышенной опасности.
Поэтому необходимо очень внимательно и трепетно относиться ко всему. И начинать надо с самого начала – с того, как вы садитесь за руль. А садиться следует в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит ваше поведение на дороге, качество и скорость реакции. Я, надеюсь, что рассказывать вам о том, что нельзя принимать спиртных напитков (даже слабых, т.к. они тоже сильно снижают реакцию), ряда лекарственных препаратов и т.п., не требуется.
Второе – как вы садитесь. А делать это надо, с одной стороны, чтобы было удобно. Это не допускает перенапряжений мышц и снижает общее утомление. Но, с другой стороны, и не сильно вальяжно, чтобы не произошло перерасслабления. Только правильная посадка позволяет корректно видеть дорожную обстановку, а также правильно ее оценивать. Дело тут еще в том, что вестибулярный аппарат человека работает корректно только при вертикальном расположении тела.
Хорошо, уселись. Не забываем пристегнуться сами и проследить за пассажирами. Поверьте, это не только спасает от штрафов, но и существенно повышает вашу безопасность.
И тут вы по привычке врубаете музыку так, что остальным вполне можно только этим и довольствоваться. Дело, конечно, ваше. Но это, во-первых, нагружает вашу психику, а, во-вторых, лишает вас некой информации. Например, вы не будете слышать шум приближающегося авто по соседству, а вполне возможно, что и не услышите предупредительных сигналов. Старайтесь манипулировать всеми вспомогательными системами при остановках на светофорах и т.п.
Также неблагоприятно могут влиять на психику и некоторые ароматы «отдушек». Старайтесь избегать резких и вызывающих запахов в машине – это может приводить к утомлению и (или) к аллергическим реакциям. Будет крайне неприятно, если вы будете, например, беспрестанно чихать.
Всё, поехали! Но стоп, как вы держите руки на руле? И вообще, держите ли вы на нем руки? Это тоже крайне важно! Руки, за исключением случаев манипуляций с органами управления, должны быть всегда на руле. Для того чтобы вернуть даже одну руку на руль требуются доли секунды. Ерунда, скажете вы, и будете не правы! При необходимости выполнить экстренный маневр этих долей секунды может и не хватить. А вывернуть руль одной рукой на требуемый угол, причем быстро, не реально.
Не говоря уже о полном освобождении руля от рук при движении. Переднее колесо может наехать на препятствие (камень, яма и т.п.) и руль самопроизвольно вывернется на некий угол, авто неожиданно для вас и окружающих сменит направление движения. И не дай Бог спустит колесо! Тогда единственное спасение – надежная фиксация руля двумя руками. Особенно это касается тех, кто не располагает гидроусилителем руля (ГУР). ГУР принимает удар на себя, спасая ваши руки от травм.
При движении старайтесь не смотреть постоянно в одну точку. Это, во-первых, сильно утомляет зрение, во-вторых, лишает вас полезной информации. Причем необходимо не только водить взглядом, но и поворачивать голову. Смотрите в зеркала, изредка на приборную доску. Просматривайте проезжую часть через лобовое стекло, по возможности захватив обе обочины. Только без фанатизма! Не засматривайтесь в зеркала, на приборы и на обочины – вы можете упустить момент торможения впереди идущего ТС или момент вклинивания перед вами. В случае ДТП вы окажетесь виновны за несоблюдение безопасной дистанции.
Еще перед выездом со стоянки проверьте состояние тормозов и качество сцепления колес с покрытием. Что? Развернуло? Значит, тормоза исправны, а дорога скользкая (если нет АБС, т.к. с наличием оной машину не заносит). Будьте крайне бдительны. Учтите еще тот факт, что холодные тормоза малоэффективны, а холодные шины нуждаются в обкатке. Да-да, именно в обкатке, т.к. за время стоянки нижняя часть шины деформируется.
Самая большая опасность – это скользкая дорога. Причем не только ледяная дорога может быть скользкой. Мокрая дорога также куда более скользкая, чем сухая. Не надейтесь на шины и шипы, надейтесь только на себя! Держите приличную дистанцию до впереди идущего ТС. Смотрите за любителями вклиниться. Держите достаточные интервалы (расстояния межу бортами). Особенно на перекрестках, где образуются наледи (накаты) из-за торможений/разгонов.
При трогании или торможении на скользком покрытии может возникнуть занос. Причем на занос возникает наиболее часто при трогании, а на переднем при торможении (если резко бросить газ). Причем занос может возникнуть не только у вас, но и у «соседей».
И самое главное. Разумно выбирайте скорость! Например, на снежном накате или на голом льду никакие шипы не предотвратят столкновения при дефиците дистанции, который возникает при слишком высокой скорости и низкой динамике торможения.
При скользкой дороге необходимо становиться стратегом, т.е. учиться прогнозировать ситуацию. А для этого вам необходимо хорошо видеть обстановку и обладать опытом. А вот опыт, как хорошо заметил известный поэт, сын ошибок трудных. Дай Бог, чтобы эти ошибки не имели плачевных последствий. И самое интересное. А как накопить этот опыт? Ответ один – только практикой! А вот тут-то и начинается самое интересное. Призовем на помощь математику, а именно теорию вероятностей. Так вот она гласит, что чем больше попыток, тем выше вероятность наступления события. Переложив это на нашу тему, получаем. Чем больше поездок мы совершаем, тем выше вероятность попасть в неприятную ситуацию. Но с другой стороны, даже неприятные ситуации есть тоже опыт. И происходит потом обратное – чем больше опыт, тем меньше вероятность попасть в ДТП. И что самое интересное, что аварийность от опыта зависит примерно так, как показано на графике.

Новички (точка №1 на графике) попадают в передряги из-за отсутствия опыта, но ездят, как правило, аккуратно и осторожно. Потом аварийность падает, т.к. появляется вожделенный опыт (точка №2). Но и «избыток» опыта тоже может быть вреден, если человек считая себя асом, теряет бдительность и осторожность (точка №3). Поэтому нельзя расслабляться и полагаться только на свой опыт. Есть и другие, в т.ч. весьма малоопытные водители. Помните – совершенствованию нет предела! Надо постараться преобразовать вышеприведенный график в следующий вид.

Не стесняйтесь признавать свои ошибки и работать над ними. Ни в коем случае не занимайтесь самообманом и самоуспокоением.
Повторюсь, самое опасное время – это межсезонье и зима, когда погода изменчива и столь же изменчиво сцепление шин с дорожным покрытием.

Аварийно опасные ситуации на дороге


В межсезонье проблем в дорожном движении хоть отбавляй. Причем далеко не все хорошо умеют адаптироваться к ним. Кто-то еще не «переобулся», кто-то не умеет подстраиваться к дороге, к метеоусловиям. А вы, как матерый ездок, это уже знаете и умеете и для вас это не проблема. Жаль, но эти знания и умения не всегда спасают от других малоопытных коллег по дороге. Поэтому совет: если нет крайней необходимости, то такие периоды лучше переждать, каков бы ни был ваш опыт. Пусть наберутся опыта и привыкнут к обстановке остальные участники. По крайней мере, желательно уменьшить количество поездок. Кстати, по той же причине нежелательно ездить в самый аварийный день недели – понедельник. Многие после выходных отвыкли от машины, а, учитывая российскую специфику, многие находятся в затруднительном состоянии здоровья.
Немного отвлеклись, продолжаем. И когда, наконец, закончится достаточно затяжной «день жестянщика», тогда вы можете смело выезжать на покорение дорожных просторов страны. Стоп! Но тогда же вы окажетесь малоподготовленным, так как, каков бы ни был опыт, все равно требуется время вспомнить и привыкнуть. Но это, к счастью, все-таки проще и куда быстрей. Вспомните поговорку: «Лучше быть бараном среди мудрецов, чем мудрецом среди баранов». Она здесь как нельзя кстати.
При движении по дороге с двусторонним движением в гололед, по возможности, старайтесь не двигаться по левому ряду. Есть крайне неприятная ситуация. Со встречки вылетает машина, она просто поскользнулась, но вы сталкиваетесь лоб в лоб. В любом случае при таком столкновении тяжелые последствия вам гарантированы, а может быть, и фатальный исход. Причем не льстите себе, какая бы ни была у вас реакция, вы не успеете ничего сделать. А при «выскакивании» в нескольких метрах от вас, вы даже не успеете о чем-либо подумать, не говоря о том, чтобы что-то сделать. Эта ситуация как раз относится к числу неизбежных ДТП. Ее можно избежать только в одном случае – как я вам уже сказал, не лезть в левый ряд без нужды. Может быть, вы приедете из точки «А» в точку «Б» чуть позже, но вероятность, что доедете куда выше.
Левый ряд вообще куда аварийней, т.к. более высокая скорость и рядом встречка – учтите этот факт. Правда, крайний правый ряд тоже несет в себе скрытую опасность. Хоть и автомобилей справа нет, и в этом плане проще, т.к. не надо следить за правым бортом (почти не надо), но там могут выскакивать пешеходы, как сайгаки из леса. Поэтому и здесь советую читателям МирСоветов придерживаться «золотой середины» – средних рядов, если таковые имеются.
Исходя из вышесказанного, замечу, что наиболее опасны двухполосные дороги с двусторонним движением (по одной полосе на сторону). На них вы одновременно находитесь и в крайнем левом, и в крайнем правом рядах. Если можно объехать по более широкой улице или дороге с односторонним движением, делайте это!
Двухполосные проезжие части еще опасны также обгонами, которые, естественно, возможны в этом случае только по встречной полосе.
Поговорим об обгонах. В данном случае нас не волнует само понятие обгон. В рамках данной статьи под обгоном будем понимать любое опережение впереди идущих ТС. Разумеется, самый опасный маневр – обгон по встречной полосе. Тут важно уяснить, что идти на столь опасный маневр следует только после того, как хорошо все продумано и просчитано. Не надо идти на обгон ради обгона, особенно зимой.
Начнем с оценки дистанции до ближайшего встречного ТС. При этом не дай Бог на встречке кто-то тоже затеет подобное мероприятие! Если все-таки вы, соизмерив возможности акселерации своего авто и скорость приближения встречного ТС, считаете, что дистанции хватит еще и с запасом, то вперед. Но вот как это лучше сделать? Оценивать дистанцию и обгонять, лучше «дав фору» обгоняемому, т.е. необходимо немного отстать от него. Тогда вы получаете поле для разгона еще на своей полосе, что на руку не столь мощным ТС, которые не имеют шикарной динамики разгона. А также более хороший обзор, последнее очень актуально для «праворуких» авто. Запомните основное правило обгона – его надо выполнять как можно быстрее, следовательно, вы должны набрать высокую скорость. Скорость эта, точнее сказать, ее превосходство над обгоняемым должна быть не менее 20…30 км/час.
Еще один совет по обгону. Никогда не тормозите на обгоне! Во-первых, вы практически уже не контролируете уже то, что позади, ибо делать этого некогда. А ваше место уже могли занять и возвратиться уже некуда. Во-вторых, за вами могли пойти на обгон и другие автомобили, что называется «паровозиком», а такое часто бывает, и ваше торможение приведет к «гармошке». В этих случаях повторно набрать скорость вам уже не удастся. Оцените, если до встречного авто остается мало места, успеете ли вы ускориться так, чтобы успеть попасть в «ножницы», т.е. в сходящееся пространство между встречным и обгоняемым автомобилями. Нет? Тогда показываем левый поворотник (по возможности, чтобы исключить такого же маневра у встречного авто) и выезжаем на обочину, если там нет людей. Если есть – то тормозим, т.к. другого выхода не остается, и готовимся к удару. Надеюсь, вы не забыли пристегнуться перед поездкой?
Обгон, не связанный с выездом на встречную полосу менее опасен, но все-таки есть вероятность, что кто-то перестроится с другого ряда и вы встретитесь при перестроении (виноват будет тот, кто слева).
Поэтому обгон – один из самых опасных маневров на дороге. Надо десять раз подумать перед тем, как решиться на сей поступок. Особенно актуален этот совет, если в машине вы не один – могут пострадать невинные люди.
В любых ситуациях лучше избегать лобовых столкновений. Как и говорилось выше, они зачастую бывают фатальны.
Аккуратно и внимательно проезжайте перекрестки, особенно нерегулируемые. Далеко не факт, что вам предоставят законное преимущество в движении. Смотрите во все стороны, делайте это оперативно. Никогда не проскакивайте! Если вы, приближаясь к перекрестку, видите, что для вас горит «зеленый» и делает это уже давно, то не ускоряйтесь в надежде «эх, проскочу!», а начинайте плавно тормозить. Для начала плавно отпустите педаль газа. Лучше зажечь хотя бы ненадолго стоп-сигналы, чтобы проинформировать других о вашем намерении тормозить. Также желательно воздержаться от проезда перекрестка на мигающий «зеленый», ибо есть желающие повернуть налево, а выполнить они это по ПДД могут только либо при отсутствии помех, либо в конце горения «зеленого» сигнала светофора. Подчеркиваю, что по ПДД они обязаны завершить маневр (освободить перекресток) даже на запрещающий сигнал светофора. «Летуны» как раз и «ловят» их.
Также постарайтесь не допускать «фальстартов» (как только загорится «желтый» свет) по тем же причинам.
Вот, пожалуй, два самых опасных маневра – обгон и проезд перекрестков.

Экстренные действия перед ДТП

Но вот что же делать, если ДТП уже неизбежно? Естественно, первым делом необходимо попытаться уйти от лобового столкновения и как можно больше снизить скорость. Но тут нужно вспомнить о технике. Если автомобиль с АБС, то все относительно просто – тормозим, как можно сильней и выворачиваем руль в нужном направлении. АБС позволяет сохранить управляемость. Без АБС придется комбинировать. Маловероятно, что в такой ситуации вы сможете прерывисто нажимать на тормоз. Лучше будет немного (до блокировки колес) тормозить и поворачивать руль.
Есть также маленькая хитрость – ручник. Быстро подкорректировать направление движения авто на любом покрытии (даже на голом льду) можно с помощью ручника. Все просто! Сначала поворачиваете руль в нужную вам сторону (желательно не на встречку), затем резко затягиваете ручник. Задние колеса блокируются, и машину начинает заносить. Как только произошел разворот на необходимый угол, отпускаем ручник.
Перед столкновением займите правильное положение, как можно сильней отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, а левой ногой упритесь в пол. Старайтесь не отпустить руль! Это поможет сохранять управление до последнего, т.к. машину может отбросить. Естественно, при серьезных ДТП ее отбросит независимо от этого, поскольку машину сначала подбрасывает вверх, а потом уже отбрасывает в ту или иную сторону.
Многое зависит от марки авто и его производителя. В большинстве случаев, иномарки значительно безопасней отечественных автомобилей и позволяют без серьезных последствий для людей в них пережить большинство ДТП. Есть, правда, неудачные модели, например, Daewoo Nexia, которая весьма опасна.
Увы, но наши автомобили куда более опасны. Особенно это касается так называемой «классики», где можно сказать нет элементов пассивной безопасности, а активная безопасность весьма скромна. Кузов же при серьезном ДТП утрачивает свою структурную целостность и зажимает своих обитателей. Увы, но обладатели этих авто находятся в зоне повышенного риска. И тут надо делать всё возможное и невозможное, чтобы избежать лобовых столкновений.
Многое зависит и от кузова авто. Вернее сказать от его массы. Чем выше масса, тем больше момент инерции. При столкновении тяжелого авто с более легким, первое «передавит» второе и наибольший ущерб получит легковесное ТС. Удар от более высоких авто может угодить в зону остекления и нанести травмы куда тяжелей, чем при столкновении «сверстников». Но и у высоких авто есть уязвимость – они менее устойчивы, что ведет к увеличению риска опрокидываний.
И уж не дай Бог сталкиваться с грузовиками – они могут расплющить весьма сильно.
Если все-таки столкновение произошло, то постарайтесь сильно не впадать в транс, оценить тяжесть обстановки, в случае необходимости оказать первую помощь и вызвать спецслужбы, найти свидетелей. Не паникуйте, делайте все аккуратно и внимательно.
Но о том, что делать после ДТП, мы расскажем читателям МирСоветов в следующей статье. Запомните простую истину – педалью безопасности является газ, а не, как это принято, тормоз. Разумно выбрав скорость, вы избавите себя от многих проблем в дороге. Как говорится, тише едешь – дальше будешь!
Удачи вам в покорении дорог автомобильных и жизненных! До встречи!

В последние годы все чаще отмечаются ДТП, причиной которых стала потеря управления и выезд на встречную полосу одного из транспортных средств - участников аварии. Это может произойти как в результате чрезмерной усталости водителя, так и по причине неправильной оценки расстояния, необходимого для благополучного завершения обгона. Что делать в ситуациях, когда на вашей полосе движения появляется транспортное средство? Как предотвратить лобовое столкновение?

Обгон

Согласно информации, предоставляемой службой ГИБДД, подавляющее количество лобовых столкновений на трассе возникает как результат излишней уверенности одного из водителей в возможности быстро обогнать медленно движущееся впереди транспортное средство. При этом водитель неправильно оценивает скорость движущегося по встречной полосе автомобиля, скорость попутного транспорта, оптические эффекты, возникающие в условиях недостаточной видимости (туман), дорожные условия. Все это приводит к страшным последствиям. Однако избежать аварии можно, если действия человека, сидящего за рулем второго автомобиля, окажутся достаточно грамотными.

Заметив движущийся навстречу автомобиль, необходимо максимально быстро оценить его скорость и возможность благополучного завершения обгона. В случае, когда возникают сомнения, рекомендуется снизить скорость, тем самым увеличивая расстояние, имеющееся у встречного авто для завершения маневра. Подобные действия, при всей простоте, часто помогают избежать аварии.

Помимо этого, не будет лишним и световое оповещение водителя автомобиля, выехавшего на обгон, о наличии на его встречной полосе других транспортных средств. Нередко, особенно в сумерках, авто визуально сливается с асфальтом, становясь практически невидимым. Необходимо на несколько секунд включить дальний свет, который сложно будет не заметить.

В случаях, когда расстояние до встречного автомобиля уже критически мало, и торможение не способно обеспечить необходимую дистанцию, оптимальным решением является съезд на обочину дороги. При этом важно учитывать тот факт, что водитель нарушающего автомобиля, заметив встречный транспорт, может повторить его маневр. Тогда столкновение произойдет уже на обочине. Во избежание подобного развития событий, несмотря на критический недостаток времени, необходимо включить сигнал правого поворота. Таким способом удастся скоординировать свои действия с действиями встречного автомобиля. Если же сигнал поворота включает нарушитель, съезжать на обочину не следует. В данном случае достаточно будет продолжать торможение, максимально снижая скорость.

Сон водителя встречного автомобиля

Несколько иная ситуация возникает в случаях, когда водитель встречного автомобиля засыпает вследствие переутомления. Такое нередко происходит с водителями тяжелых грузовиков - фур. Понять, что водитель спит, можно по динамике разгона авто на встречной полосе, а также по его траектории движения. Транспортное средство при этом не стремится быстро покинуть «встречку», может двигаться неровно, вилять по дороге.

При подобном развитии событий специалисты рекомендуют попытаться разбудить водителя, подавая звуковые и световые сигналы. Однако это не должно продолжаться долго. Если авто продолжает двигаться по встречной полосе, необходимо максимально быстро выехать на обочину, полностью остановить автомобиль и покинуть его. Все это должно выполняться с запасом времени, к моменту, когда автомобиль со спящим водителем еще не приблизился на критическое расстояние.

Не рекомендуется пытаться разойтись с неуправляемым грузовиком правыми боками, проехав по его полосе. Такой вариант возможен в крайних ситуациях, когда остановиться уже невозможно, но велик риск того, что водитель проснется в момент, когда ваше транспортное средство будет в его «мертвой» зоне справа. При этом проснувшийся человек попытается в короткие сроки вернуться на свою полосу, сталкивая или подминая под себя находящийся там автомобиль.

Потеря управления

Пожалуй, самой опасной ситуацией из рассмотренных в данной статье, является потеря встречным автомобилем управления (занос, блокировка руля), сопровождающаяся выездом на встречную полосу. Опасность заключается в том, что встречный водитель не способен предпринять никаких действий по предотвращению ДТП. Все зависит от грамотности и своевременности мер, предпринятых вторым водителем.

В подобной ситуации необходимо максимально быстро оценить примерную траекторию движения потерявшего управление авто. Дальнейшие действия напрямую зависят от этого.

Если автомобиль в заносе выезжает на полосу встречного движения достаточно далеко впереди, нет необходимости использовать экстренные способы торможения и ухода от удара. Достаточно просто снизить скорость, а в некоторых случаях полностью остановить свой автомобиль. Как правило, занос не продолжается на протяжении большого участка дороги. Аварийный транспорт либо вновь обретает управление, либо съезжает с дороги.

В случаях, если встречный автомобиль начало заносить прямо на вас, торможение уже не способно спасти ситуацию. Гораздо больше пользы принесет резкое ускорение, что позволяет выйти из зоны возможного удара, при этом оставляя потерявшему управление водителю пространство для маневра.

Ситуации, когда автомобиль выезжает на «встречку» в непосредственной близости от вас, требуют максимально быстрой оценки ситуации, грамотной реакции. Пожалуй, единственно возможным действием здесь является резкий уход от удара вправо, на обочину. Однако существует риск заноса в момент, когда правые колеса авто уже находятся на грунте, а левые все еще на асфальте.

Если объезд невозможен, уход от лобового столкновения осуществляется путем съезда в приобочечную канаву (кювет). При этом съезд, во избежание опрокидывания, осуществляют под максимально тупым углом.

На заре автомобильного дорожного движения лобовое столкновение автомобиля с другим автомобилем, движущимся или неподвижным, или статическим препятствием являлось безоговорочно главной причиной аварий с тяжёлыми травмами и летальными исходами. Ныне скорости автомобилей, их масса и количество на дорогах настолько возросли, что не меньшую опасность таят в себе и боковые столкновения, и удары сзади и так далее. Тем не менее, лобовое столкновение остаётся той ситуацией, которую заслуженно опасаются в наибольшей степени участники движения.

Очевидный ответ на очевидный вопрос

Казалось бы, нет нужды объяснять, почему именно лобовое столкновение несёт особенную опасность для участников движения, то есть находящихся в автомобиле водителя и пассажиров. Однако подобные вопросы нередко возникают, так что нужно сформулировать очевидные, но от этого не менее соответствующие действительности ответы. Лобовое столкновение опасно тем, что сочетает в себе все основные поражающие факторы дорожно-транспортных происшествий: динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой автомобиля; получение травм от обломков и частей транспортных средств; зажатие пострадавших частями транспортных средств и наступающий при длительном нахождении в таком положение синдром длительного сдавления; воздействие на людей высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара в результате аварии.

Так что именно поэтому при краш-тестах автомобилей, то есть при проводимых экспериментах, испытывающих машины на безопасность при возникновении аварийных ситуаций, основным тестом является именно лобовое столкновение. Чаще всего используется вариант столкновения тестируемого автомобиля с неподвижной бетонной стеной, что имитирует подобное столкновение в реальной жизни со зданиями, столбами, деревьями и так далее. Кроме того, в последнее время для получения более точных и детальных данных о поведении систем безопасности автомобилей всё чаще воспроизводят столкновение двух машин, одна из которых может быть неподвижной или тоже двигаться с определённой скоростью. Не стоит забывать о том, что и основные средства пассивной безопасности автомобилей направлены на защиту водителя и пассажиров прежде всего от лобового столкновения. Это ремни безопасности, которые уменьшают риск гибели человека при лобовом столкновении в 2-2,3 раза, и о подушках безопасности.

Физика теоретическая и практическая

С лобовым столкновением связан любопытный теоретический спор, который стал особенно популярен в последние годы благодаря распространению в Интернете. Он касается вопроса о том, суммируется ли скорость движущихся автомобилей при лобовом столкновении. То есть, является ли лобовое столкновение двух автомобилей, движущихся со скоростью 70 километров в час, эквивалентным столкновению автомобиля с неподвижной стеной на скорости в 140 километров в час. Вообще-то, на первый взгляд, сложить скорости двух автомобилей является довольно логичным умозаключением. Но в действительности и расчёты, и эксперименты показали, что при прочих равных и строгих параметрах при лобовом столкновении двух автомобилей на скорости 70 километров в час на каждый автомобиль будет воздействовать такое же количество кинетической энергии, сколько и при столкновении с недеформируемой стеной на такой же скорости. Дело в том, что при столкновении энергия гасится за счёт деформации кузова автомобиля, то есть в дело вступает сила сопротивления. И в случае с двумя движущимися автомобилями этот процесс умножается на два, что и в итоге и дает те же самые характеристики лобового столкновения, что и в случае с неподвижным объектом.

Но это, как бы, теоретическая физика лобового столкновения. Практическая же сторона проблемы главное значение имеет в том, как же свести к минимуму травмы находящихся в автомобиле людей, когда становится ясно, что лобового столкновения уже не избежать. В данном случае советов немного, но они могут спасти жизнь. Главный совет это, конечно, соблюдать правила дорожного движения в той части, которые касаются использования ремней безопасности - для водителя и пассажира на переднем сиденье это вопрос жизни и смерти. К тому же и подушки безопасности при столкновении срабатывают лишь тогда, когда ремни пристёгнуты. В остальном советы просты: если есть возможность, постараться сместить автомобиль, чтобы удар пришёлся по касательной. Кроме того, водитель должен зафиксировать руки на руле и спрятать в них лицо - что важно для предотвращения повреждений глаз и лица в целом. У пассажира на заднем сидении задача другая - нужно сократить площадь тела, которое может подвергнуться воздействию осколков и частей транспортного средства. Для этого необходимо лечь на сидение боком и закрыть лицо руками.

Александр Бабицкий




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»